Заполните схему хранение информации информатика – Методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме: Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме: Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Сохраните текст в своей папке, назвать файл   Поэма.txt

Задание:

Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они  в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ. Сохраните текст в папке 5 а класс.

  1. Компьютер – лучший друг.
  2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
  3. По ноутбуку встречают, по уму провожают.
  4. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
  5. Два раза подумай, один раз удали.
  6. Бит байт бережёт.
  7. Что из Корзины удалено, то пропало.
  8. Семь бед – один «Reset» .

Дополнительное задание:

Наберите данный текст в программе блокнот.  Но для начала правильно расставьте слова и строки в этом отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья кот зеленый,

Златая цепь на цепи том:

Идёт направо – сказку заводит,

Налево – песнь говорит.

И днём и ночью дуб учёный

Всё ходит по дубе кругом…

Задание:

Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они  в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ. Сохраните текст в папке 5 а класс.

  1. Компьютер – лучший друг.
  2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
  3. По ноутбуку встречают, по уму провожают.
  4. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
  5. Два раза подумай, один раз удали.
  6. Бит байт бережёт.
  7. Что из Корзины удалено, то пропало.
  8. Семь бед – один «Reset» .

Дополнительное задание:

Наберите данный текст в программе блокнот.  Но для начала правильно расставьте слова и строки в этом отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья кот зеленый,

Златая цепь на цепи том:

Идёт направо – сказку заводит,

Налево – песнь говорит.

И днём и ночью дуб учёный

Всё ходит по дубе кругом…

Команда 1

Разгадайте анаграммы:

шымь

авитарулавк

кромифон

Определите, что объединяет эти слова.

Команда 2

Разгадайте анаграммы:

тернипр

локикон

нитомор

Определите, что объединяет эти слова.

Команда 3

Расскажите, для чего нужны эти устройства компьютеру:

Процессор

Жесткий диск

Оперативная память

nsportal.ru

Урок информатики по теме «Хранение информации»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Методическая разработка урока информатики с технологической картой на тему: «Хранение информации»

Ярбулдиева Алина Замирхановна,

учитель информатики,.

Тема: «Хранение информации».

Тип урока: Освоение новых знаний

Задачи урока:

предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;

формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

осуществление контроля и самоконтроля;

развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки;

4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

действия с информацией;

хранение информации;

память: память человечества; память человека; оперативная (внутренняя) память; долговременная (внешняя) память;

носитель информации; файл; папка.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Вы пришли с каникул отдохнувшие, с новыми силами, готовые получать новые знания. Но сначала я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. И предлагаю это сделать с помощью игры «Да – нет». Условия игры такие: на экране будут последовательно появляться вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет».

  1. Актуализация знаний.

Слайд 1 – 20. Игра «Да – нет».

Объявление темы урока.

Слайд 21 — 22. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 23. Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.

Слайд 24. Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

Слайд 25. Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Слайд 26. Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.

Слайд 27. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Слайд 28. Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Слайд 29. Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

Слайд 30. Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.

Слайд 31. На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникало путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки. Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки).

  1. Проверка усвоения материала.

Слайд 33. Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Слайд 34. А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации

. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Обратите внимание на доску. Я попрошу выйти к доске … Тебе необходимо составить пары, то есть для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика. Все остальные выполняют это задание в Рабочих Тетрадях на стр.41 №58.

Слайд 37. Физкультминутка. Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

  1. Компьютерный практикум (слайд 38).

Сегодня мы с вами научимся создавать файлы и сохранять их в личной папке. Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано и только потом выполняем. А сейчас займите свои рабочие места, закреплённые за каждым из вас.

  1. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок (слайд 39-40

Самое главное: Существует память отдельного человека и память человечества.

Память человека можно назвать оперативной памятью, а любые внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

Файлы по определённым признакам группируют в папки.

Рефлексия:

-Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Какое задание было самым трудным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

Сегодня за урок получили оценки:…

  1. Домашнее задание (слайд 41). § 5 , РТ: № 55, 59, 63, 64, 67.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

infourok.ru

Урок 5 Хранение информации

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.

Урок 5. Хранение информации.

Цели урока:

— раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

— углубить и систематизировать представления о носителях информации;

— рассмотреть понятия файла и папки;

— восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

— формирование навыков письма

2

Запись домашнего задания.

§5 РТ: №55, №59, №63, №64, №67

Работа с дневниками

3

Проверка домашнего задания

РТ: №38, №39, №42, №44

№38. а) программное обеспечение; б) операционная система; в) приложения.

№39. Windows 2000, Windows XP, Windows 8, Linux, Mac OS

№42. Рисуют значки указателей мыши

№44. Меню, ПУСК, главное меню, Рабочий стол

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой

информации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

развитие грамотной речи

4

Формулирование темы и целей урока

-Подумай, как современные люди узнают о событиях прошлого?

-тема урока:

— о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться?

— Люди, живущие ранее, сохранили различную информацию в виде картин, записей, наскальных рисунков.

— Хранение информации

— узнать как можно хранить информацию, научиться ее сохранять;

Регулятивные УУД:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

Познавательные УУД:

-актуализация сведений из личного опыта

-анализ объектов с целью выделения

элементов управления компьютером

Личностные УУД:

умение структурировать знания;

5

Изучение нового материала

-Из истории хранения информации:

— Познакомимся с историей хранения информации подробнее. В этом нам поможет рабочая тетрадь. ( с. 40 № 57)

-Все предметы, о которых шла речь называются носителями информации. Прочитай и запомни:

— А как хранится информация в памяти человека?

-Заполни схему:

-Рассмотрим хранение информации на устройствах долговременного хранения. Вся информация хранится в виде файлов:

-Имя файла состоит из 2-х частей: имени и расширения. Рассмотрите схему. Объясните, как создаются имена файлов?

-Сравни систему хранения файлов с библиотекой

— смотрят видеоролик, вспоминают о древних носителях информации;

— рассматривают картинки из истории хранения информации, подбирают даты к каждому событию и соединяют стрелками.

-Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения информации.

— смотрят видео ролик;

— виды памяти: оперативная и внешняя;

— Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

— рассматривают схему. Объясняют

— рассматривают схему. Объясняют

6

Закрепление темы

Выполни задания в рабочей тетради

РТ. С. 42 – 44 № 60, 65, 66

7

Компьютерный практикум

— Выполни практическую работу №3

.(С. 105)

— работа с учебником и простым
текстовым редактором

Личностные УУД:

формирование навыков управления ПК

Коммуникативные УУД:

— умение работать в парах,

— развитие диалогической речи

8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

Работа с дневниками

Личностные УУД:

—рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

infourok.ru

Хранение информации. Носители информации — урок. Информатика, 5 класс.

Хранение информации

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой адрес, номер телефона, как зовут ваших родных и близких, друзей. Такую память можно назвать оперативной.

 

Но есть информация, которую трудно запомнить. Её человек записывает в записную книжку, ищет в справочнике, словаре, энциклопедии. Это внешняя память. Её можно назвать долговременной.

 

У компьютера также существует два вида памяти.

 

Оперативная память – предназначена для временного хранения информации, т.е. на момент когда компьютер работает (после выключения компьютера информация удаляется с оперативной памяти).

 

Долговременная память (внешняя) – для долгого хранения информации (при выключении компьютера информация не удаляется).

 

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурах произведениях великих мастеров.

 

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

 

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощенные в движении (танец, жесты, пантомимы и т.д.).

 

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот.

 

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны применяются для записи и воспроизведение звуков информации.

 

Обрати внимание!

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Информация хранится в разном виде: текста,  рисунка,  схемы, фотографии, звукозаписи, кино и видеозаписи и т.д.
В  каждом случае применяются свои носители.

Носитель — это материальная среда, используемая для записи и хранения информации.

Бумажные носители

Бумага изобретена во II веке н.э. в Китае.

Информационный объём книги из 300 страниц по 2000 символов на странице составляет примерно 600 000 байтов, или 586 Кб.

Школьная библиотека из 5000 томов имеет информационный объём приблизительно 2861Мб=2,8 Гб

На первых компьютерах использовали бумажные носители – перфолента и перфокарта.

Магнитные носители

В XIX веке была изобретена магнитная запись (на стальной проволоке диаметром 1 мм).

В 1906 году был выдан  патент на магнитный диск.

Ферро магнитная лента использовалась как носитель для ЭВМ первого и второго поколения. Её объем был 500 Кб. Появилась возможность записи звуковой и видео информации.

 

В начале 1960-х годов в употребление входят магнитные диски.

Винчестер компьютера — это пакет магнитных дисков, надетых на общую ось.

Информационная емкость современных винчестеров измеряется в Гб.

 

Компакт-диск (англ. Compact Disc) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера.

Источники:

Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012.

www.yaklass.ru

Урок информатики по теме «Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы»

Разделы: Информатика


План-конспект урока

№ урока Тема урока Урок №5 “Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы”
Базовый учебник Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил.
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:  
Предметные:
  • раскрыть суть информационного процесса хранения информации;
  • ввести понятие память, виды памяти;
  • раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров;
  • научить распознавать и называть разные виды носителей информации;
  • ввести на интуитивном уровне понятия файла и папка;
  • научить создавать и сохранять файлы
Личностные:
  • сформировать умение уважать мнение окружающих;
  • сформировать способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
Метапредметные:
  • понять роль информационных процессов в современном мире;
  • уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ
Планируемые результаты:  
Предметные: Ученик научиться:
  • распознавать и называть разные виды носителей информации;
  • создавать и сохранять файлы в личную папку.

Ученик получит возможность:

  • углубить и развить представления об информационных процессах и их роли в современном мире
Личностные:
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Метапредметные:
  • владение общепредметными понятиями: “память”, “носитель”, “файл”, “папка”;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: создание и сохранение информации;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для хранения различных видов информации;
  • умение отстаивать свое мнение, аргументировать свой ответ.
Воспитательный потенциал урока: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, воспитать познавательный интерес, умение слушать.
Основные понятия:
  • память человека,
  • память человечества,
  • носитель информации,
  • файл,
  • папка
Формы работы учащихся: Индивидуальная, коллективная
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение (ЦОР, дидактические материалы созданные при помощи СПАК):

Структура урока

  1. Организационный этап 1 – 2 мин
  2. Актуализация знаний 3 – 5 мин
  3. Постановка целей, задач урока, мотивация учащихся 5 – 7 мин
  4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания 15 мин
  5. Физкультминутка 2 мин
  6. Первичное закрепление 5 – 7 мин
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция 3 мин
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин
  9. Рефлексия. 1 мин

Ход урока

Организационный этап (1 – 2 мин)

Приветствие. Отмечаем отсутствующих, проверяем готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка), сосредотачиваем внимание учащихся.

Актуализация знаний (3-5 мин)

  1. Визуальная проверка выполнения домашнего задания (Р.Т. №15,16 стр. 65).
  2. Один из учеников показывает те элементы окна программы Блокнот, которые называют одноклассники. (Слайд 1)
  3. Что такое информация?
  4. Какие виды информации вы знаете?
  5. С помощью чего мы получаем информацию? (Слайд 2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5-7 мин)

Обыгрывается ситуация

Карлсон: — Здравствуйте! Дорогие ребята, уважаемый учитель! Мне срочно нужна ваша помощь!

Учитель: — А в чём мы можем тебе помочь? Рассказывай нам, пожалуйста.

Карлсон: — Всё дело в моём друге Малыше. Он просил меня узнать, как называется порода щенка, которого ему подарили родители. Я узнал, прилетел к нему домой сообщить, а он ещё в школе и теперь я боюсь, что пока Малыш вернётся из школы, я забуду название, ведь оно такое трудное. Мне посоветовали обратиться к вам, сказали, что вы можете мне помочь.

Учитель: — Ребята, подумайте, как помочь Карлсону не забыть, полученную информацию. (Слайд 3)

Ученики дают Карлсону советы как не забыть информацию.

Учитель: Ребята, подумайте как называется такое действие с информацией и попробуй сформулировать тему нашего урока, если затрудняетесь, то нам поможет ребус:

Ученики: Хранение информации.

Учитель: Совершенно верно, открываем тетради и записываем тему урока “Хранение информации”. (Слайд 4)

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с информационным процессом – хранение информации; узнаем какие бывают виды памяти; дадим определения новым понятиям носитель информации, файл, папка; научимся создавать и сохранять файлы. (Слайд 5)

Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (15 мин)

Учитель: Где хранится полученная вами информация?

Ученики, исходя из личного опыта, высказывают точки зрения, где хранится информация. В компьютере, в книгах, записных книжках, в уме.

Учитель: Правильно! Для хранения информации используют память – самый первый инструмент хранения информации. А можно ли классифицировать память?

Учитель: Давайте для этого обратимся к учебнику стр. 35-36 прочитаем и заполним кластер в тетради (заранее получают пустой шаблон кластера, приклеивают его в тетрадь).

Ученики читают и делают соответствующие записи в рабочей тетради. (Слайд 6).

Учитель: Как вы понимаете, что такое память человека и память человечества?

Ученики отвечают на вопрос, либо можно прочитать вслух абзац из учебника §5 стр. 35.

Учитель: Память бывает внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Объясните эти понятия.

Ученики по очереди комментируют понятия, ранее найденные в тексте параграфа.

Учитель: Ребята, а человек может обладать оперативной памятью?

Ученики высказывают свое мнение, проводят аналогию между компьютером и человеком.

Учитель: — Молодцы, ребята! А теперь объясните своими словами, что такое носитель информации.

Ученики формулируют понятие носитель информации.

Учитель: Запишите в тетрадь определение – носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения в нем информации. (Слайд 7)

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Какие древние носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Ученики называют носители информации, опираясь на свой жизненный опыт.

Учитель: Вот мы и заполнили кластер, а сейчас выполняем задание Р.Т. №3 стр. 4 (слайд 8)

Ученики выполняют задание в рабочих тетрадях, затем делают взаимопроверку.

Учитель: Информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем называется файл. (Слайд 9)

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Каждый файл имеет свое уникальное имя. Имя файла, состоит из двух частей: собственно имени и расширения, разделенных точкой.

Ученики записывают под диктовку в тетрадь.

Учитель: Представьте, что вы создали файл, и вам его нужно сохранить, придумайте имя файлу.

Ученики называют разные имена.

Учитель: Спасибо, хорошо. Действительно имя файлу придумывает тот, кто его создает. Но нужно помнить, что в имени должно отражаться содержимое файла. Посмотрите на слайд и выберите наиболее удачное имя для файла с письмом другу.

  1. Документ5
  2. Рыбалка
  3. Письмо
  4. Письмо_Пете

Ученики отвечают верный вариант 4, аргументируют свой ответ .(Слайд 10)

Учитель: Имя файла может содержать до 255 символов, можно использовать буквы латинского и русского алфавита, пробелы и разные символы. Существует группа символов, которые нельзя использовать в написании имени файлов, их будем изучать в 6 классе. Расширение задается программой, в которой создавался файл. Чаще всего расширение состоит из трех латинских букв. Если кому-то интересно, то много полезной информации можно почерпнуть из видеоколлекции “Файлы и папки”,размещенной в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru)

Учитель: Как вы думаете, сколько файлов можно хранить на любом носители информации?

Ученики называют разные числа, в итоге понимают, нет однозначного ответа.

Учитель: Значит ли, что файлов на носителе может быть бесконечно много?

Ученики выдвигают гипотезы, возможно спорят, доказывая, что они правы. В итоге должны прийти к выводу, что количество файлов ограничивается информационным объемом самого носителя информации.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы быстро найти нужный файл?

Ученики высказывают предположения: узнать имя файла, по алфавиту и т.д.

Учитель: Чтобы не возникало путаницы, файлы по определенным признакам группируют в папки. Папка – это контейнер для файлов.

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Как вы думаете, в папке могут содержаться только файлы или папки тоже?

Ученики анализируют, и делают вывод, что папки могут содержать в себе папки.

Учитель: Такие папки мы будем называть вложенными. (Слайд 11)

Давайте отдохнем и продолжим работу.

Физкультминутка (2 мин)

Ученики выполняют команды учителя. Слайд 12.

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Первичное закрепление (5-7 мин)

Учитель: Сейчас мы будем выполнять практическую работу №3 “Создаем и сохраняем файлы”, научимся создавать и сохранять текстовые файлы в редакторе Блокнот.

Ученики выполняют задание в течение 5-7 минут.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция (3 мин)

Учитель: Проверьте все ли вы верно сделали, в результате у вас должно было получиться в личной папке два документа Вариант1 и Вариант 2, поднимите руку кто справился с заданием.

Затем учитель визуально проверяет задание, отвечает на вопросы тех, кто не справился или допустил ошибки.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Учитель: Запишите домашнее задание. (Слайд 14)

  • Параграф 5, вопрос 8 стр.40 (письменно), 6 стр. 39 (устно) – это задание для всех.
  • Задание повышенного уровня сложности (по желанию):
  • Р.Т. №4 стр. 5 – при выполнении нужно использовать дополнительную литературу, информационные ресурсы.

Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.

Учитель дает качественную оценку работе класса и отдельных учеников на уроке.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какую тему мы сегодня изучали?
  3. Какие задачи мы сегодня ставили?
  4. Наши задачи выполнены?

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это выраженная позиция, поставьте галочку на тот палец, соответствующей тебе позиции.

  • большой – для меня изученное важно и интересно
  • указательный — я получил конкретные рекомендации
  • средний — мне было трудно (не понравилось)
  • безымянный – ничего не понял
  • мизинец — для меня было недостаточно информации

Учитель просматривает самооценку учеников.

Учитель: Теперь я оценю вашу работу на уроке. Выставляет отметки. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.

22.06.2014

urok.1sept.ru

«Хранение информации. Организация хранения информации»

Разделы: Информатика


Цели:

  • дать представление о способах и организаци хранения информации;
  • ввести понятие “Информационный носитель”;
  • расширить информационную картину мира.

Оборудование: прикладная программа – текстовый или графический редактор.

I. Разминка

– Вспомним информацию о метаграммах. Нужно отгадать “спрятанное” в стихотворении слово. Затем в угаданном слове следует одну из указанных букв заменить другой, и значение слова изменится.

Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения.

(Флюс – плюс)

С буквой “Л” – в игре в футбол
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало просто…

(Гол – год)

С “Д” – давно я мерой стала,
С “Т” – уж нет и выше балла.

(Пядь – пять)

II. Объяснение нового материала

– Если спилить дерево, то по кольцам на стволе можно определить, сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни и многое другое. Значит, дерево хранит информацию обо всей своей жизни.
Давным-давно, когда на Земле жили первобытные люди, возникла необходимость хранить различные сведения о способах охоты, земледелия. Для этого люди использовали рисунки, зарубки на палках, узелки на веревках. По этой информации мы и узнаем, как они жили.
С появлением письменности человек стал хранить информацию на папирусе, глиняных табличках, берестяных свитках, бумаге.
Современный человек для хранения информации использует фотопленку, киноленту, магнитные ленты и диски, лазерные диски и другие носители.
Технические устройства и другие приспособления, на которых хранится информация, называются информационными носителями. Всем знаком информационный носитель – книга. Записная книжка, дневник, в который ученик записывает расписание уроков и домашние задания, — тоже информационные носители. Дверной косяк, на котором родители ежегодно отмечают рост своего ребенка, — тоже информационный носитель.
Вы уже знаете, что иметь дело с хранением информации приходится очень часто, но информацию недостаточно просто сохранить, надо сделать так, чтобы потом, когда она понадобится, ее можно было быстро найти. Для этого люди придумали организацию хранения информации.
Вот, например, вы решили сохранить адреса и телефоны одноклассников. Как лучше поступить? Правильно, нужно записать фамилии в записную книжку на странички, помеченные буквами – указателями в алфавитном порядке. Если хранить информацию в таком порядке, то очень быстро можно найти нужную фамилию, ведь алфавит мы хорошо знаем.
Как найти нужное место в книге? Можно, конечно, просто перелистывать книгу страница за страницей, пока не найдется нужная страница, но этот способ займет много времени. Гораздо быстрее посмотреть оглавление. А какой способ использован для записи учеников в классном журнале?
В расписании поездов указано, в какой город и в какое время уходит каждый поезд. В каком порядке надо расположить эту информацию, чтобы было удобно пассажиру? А как будет удобнее диспетчеру железнодорожного вокзала? В каком порядке располагаются слова в словаре? В телефонной книге названия учреждений тоже расположены в определенном порядке. В каком?
Какие же существуют способы организации информации? Это таблицы, схемы, каталоги и др. Со схемами и таблицами вы уже работали на уроках. Посещая детскую библиотеку и читальный зал, видели библиотечные каталоги, в которых карточки расположены в алфавитном порядке. На карточки заносятся различные сведения, например: автор, название книги, год выпуска книги и др. Существуют и компьютерные электронные каталоги.
Одну и ту же информацию можно представить различными способами. Например, есть такая информация:

Человек с помощью 5 органов чувств воспринимает зрительную, звуковую, обонятельную, вкусовую и тактильную информацию.

Эту информацию можно организовать так:

1. В виде таблицы (табл. 1):

Таблица 1

Номер

Орган чувств

Воспринимаемая информация

1.

Глаза

Зрительная

2.

Уши

Звуковая

3.

Нос

Обонятельная

4.

Язык

Вкусовая

5.

кожа

Тактильная

2. В виде схемы (рис. 1):

Рис. 1

3. В виде рисунка (рис. 2):

Рис. 2

Глазами человек воспринимает зрительную информацию;

  • ушами – звуковую;
  • носом – обонятельную;
  • языком – вкусовую;
  • кожей – тактильную.

III. Физкультминутка

– Я вам зачитаю информацию, которая хранится у меня в плане урока, а вы запомните ее и действиями передадите мне:

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Поморгаем мы немножко.
Постоим, посмотрим в окошко.
Другу руку мы протянем,
Вместе с ним за парту сядем.

IV. Работа в учебнике – тетради

– Рассмотрите схему движения электропоезда “Мечтатель” на участке от ст. Солнечное до ст. Приветино (рис.3). Для данной схемы заполните таблицу (табл. 2).

Рис. 3

Таблица 2.

Номер

Название станции

Время прибытия

Время отправления

1.

Солнечное

10:14

10:15

2.

Радужное

10:22

10:24

3.

Умейкино

10:30

10:32

4.

Неунывайкино

10:47

10:48

5.

Приветино

10:57

V. Дополнительное задание

– Расположите предложенные фамилии в таблице в алфавитном порядке: Иванов, Петров, Андреев, Галкина, Дмитриев, Пантелеева, Снегирева, Яковлева, Борисов. (Андреев, Борисов, Галкина, Дмитриев, Иванов, Пантелеева, Петров, Снегирева, Яковлева.)

VI. Работа на компьютере

1. Можно предложить следующий вид работы.
В одном из приложений (текстовом или графическом редакторе) учитель заранее создает несколько объектов, имитирующих карточки библиотечного каталога. На карточки заносятся сведения о книге, например: фамилия и инициалы автора, название книги, количество страниц, издательство, год выпуска.
Напомнив учащимся приемы выделения и перетаскивания, предложить расположить карточки по номерам или в алфавитном порядке (по названию произведения) и т. П.

2. Можно совершить короткую экскурсию в школьную библиотеку для ознакомления с библиотечным каталогом.

VII. Домашнее задание

Представьте в виде схемы или таблицы и запишите известную вам информацию об информационных носителях. (Пример выполнения домашнего задания представлен на рис. 4).

Рис. 4

11.12.2006

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

§5. Хранение информации — Ответы учебник Босова 5 класс информатика

1. Какими свойствами обладает память человека?



2. Чем отличается память человека от памяти человечества?


3. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.


4. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?


5. Перечислите достоинства словами, что такое носитель информации в оперативной и долговременной памяти.



6. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?


8. В слудующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:

а) табличка с номером дома

б) почтовая открытка

в) билет на поезд

г) газета

д) диск со сборником мультфильмов


9. Что такое файл?


10. Какие правила именования файлов вам известны?


11. Сравните хранение файлов в компьютере и книг в библиотеке.


inform-gdz.ru