Показания гномона дневник географа следопыта – Урок 3. Наблюдения — метод географической науки (§2) — Рабочая тетрадь 5 класс

Урок 3. Наблюдения — метод географической науки (§2) — Рабочая тетрадь 5 класс

Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.

Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.

Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.

1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.

2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.

3. Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам».

4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.



Школа географа-следопыта.

Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.

Дата наблюдения: 20 сентября 2014 года.

Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.

Высота гномона: 50 см.

 Время наблюдения (час, минута) Длина тени гномона (см)   Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
 10:30  40  поднимается
 12:00  50  в зените
 14:30  60  опускается
 9:30  30  поднимается
 8:30  20  поднимается
 15:30  70
 опускается
 16:30  80  опускается
 7:30  10  поднимается

Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).

Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.

Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.

Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.


geodz.ru

Практическая работа по географии «Модель Гномона»

Практическая работа «Наблюдение за тенью гномона»

Оборудование: лист картона размером 40х40, гномон – деревянная палочка длиной примерно 20 см., пластилин, карандаш, линейка, отвес (веревочка с грузом)

Ход работы:

1) Установите гномон вертикально в центре картонного листа. (Как определить центр посмотрите на рис.2. Отвес должен плотно прилегать к гномону)

2) Установите модель гномона на горизонтальной поверхности, так чтобы на неё попадал солнечный свет, и гномон отбрасывал тень.

3) Карандашом отметьте конец тени и линейкой измерьте её длину. Сделайте запись о времени наблюдения и длине тени.

4) Повторите действия п.3 через 15-20 минут, через 1, 2 и 3 часа. Во время наблюдений обращайте внимание на изменение положения Солнца (поднимается над горизонтом, опускается к горизонту). Каждый раз записывайте время наблюдения, длину тени и положение Солнца.

5) В результате наблюдений сделайте

вывод о том, как изменялась длина тени гномона в зависимости от положения Солнца над горизонтом: «Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона ____________; когда Солнце опускалось над горизонтом, тень гномона ___________________.»

Оформите работу в тетради — должны быть записи о теме работы, оборудовании, ходе работы (без выделенного курсивом и рис.2) и сдайте её на проверку.

Дополнительная практическая работа «Определение высоты солнца» (для самых любопытных, ее возможно выполнить только на выходных)

Оборудование: модель гномона из предыдущей практической работы.

Ход работы:

1) Используя данные сайта http://dateandtime.info/ru/citysunrisesunset.php?id=1496747 определите время истинного полдня в Новосибирске. Запишите.

2) Измерьте длину тени гномона именно во время истинного полдня. Уточните высоту гномона. Запишите результаты измерений.

3) Рассчитайте высоту солнца с помощью калькулятора в проекте Глобаллаб https://globallab.org/ru/project/media/e52ed9cf-7184-4485-b805-756185454feb.ru.html#.VgVXAa7c_3U

(презентация Гномон, в нижнем правом углу кнопка «Рассчитать угловую высоту Солнца над горизонтом»)

Оформите работу в тетради. Удачи в поимке солнечных лучей в нужное время!

infourok.ru

Разработка урока географии по ФГОС » Наблюдение». 5 класс. К учебнику А.А. Летягина

План – конспект урока по теме «Наблюдение — метод географической науки»

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум

Оборудование: учебник §2, ЭФУ (электронная форма учебника): за 1 ПК-2человека, рабочая тетрадь «Дневник географа- следопыта» с.5-6, тетрадь для записей, гномон — деревянная палочка длиной 20см, лист картона 40×40см, пластилин, карандаш, линейка, отвес.

Предметные результаты урока.

Представления о методах географической науки. Метод наблюдений. Умение проводить наблюдения и измерения, фиксировать результаты наблюдения в дневнике наблюдений, делать выводы по результатам наблюдений. Умение объяснять географические термины с помощью различных источников информации.

Метапредметные результаты.

Организовывать совместную деятельность по подготовке и проведению наблюдения с учителем и учащимися. Умение пользоваться современными информационными технологиями.

Личностные результаты.

Развитие умения фиксировать результаты проводимых наблюдений в письменном виде. Формирование качеств наблюдателя.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно — мотивационный этап урока

Определение темы урока

-Какие способы изучения местности вам известны?

-Послушайте произведение И. А. Бунина и подумайте, какой способ изучения природы помог ему в написании этого стихотворения?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…( И.А. Бунин)

— Можно ли сказать об авторе, что он наблюдательный человек? Почему?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-Сформулируйте тему.

Верно. Тема нашего урока « Наблюдение- метод географической науки»

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы

Высказывают своё предположение: Наблюдение

Знакомство с литературным произведением

Создание мотивационной установки

Можно ли без подготовки провести наблюдение?

Высказывают свое мнение , приводят свои аргументы

Определение задач урока

— Чему вы сегодня будете учиться?

Для чего мы будем учиться наблюдать?

Высказывают предположения:

— Будем учиться наблюдать.

-Нам предстоит выяснить, что значит наблюдать.

-Как проводятся научные наблюдения

— Чтобы лучше понимать окружающий мир.

Определяют цель

2.Процессуально — содержательный этап урока

1.Метод научных наблюдений

— Что значит наблюдать?

ЭФУ с.10 – посмотрите схему и дайте ответ на вопрос.

Наблюдение- это один из методов географии.

-Что такое метод?

Пройдите по гиперссылке на слове метод (в ЭФУ)

И прочтите определение.

Работа с текстом учебника с.10-11.

Найти в тексте ответ на вопрос:

-Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?

Найти в тексте учебника отличие метода научных наблюдений от бытового восприятия и выпишите главные черты научных наблюдений в РТ с.5

Проверяем выполнение задания «цепочкой» (1парта, 2я ит.д.)

Смотрят схему в ЭФУ ,отвечают на вопрос:

-рассматривать объект

-сравнивать его с другими объектами

-распознавать отличительные особенности

-следить за изменениями объекта

По гиперссылке открывают словарь, читают определение

Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –

1. Наблюдательность

2. Любознательность

3. Целеустремленность

4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений

Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные , делают записи в РТ

Самопроверка выполнения задания:

Активность-целенаправленность- планомерность- систематичность

выделяют составные части наблюдения

Работа со словарём в ЭФУ

Осуществляют самопроверку

2. Рефлексия

Фотоэкскурсия на метеостанцию.

-Посмотрите фотографии и подумайте:

Все ли процессы и объекты можно наблюдать?

Высказывают мнение:

Нет, только те, которые человек видит или может увидеть

На основе увиденного делают вывод

3. Школа географа- следопыта « Почувствуйте себя древними географами»

Можно ли наблюдать за изменением высоты Солнца над горизонтом?

Что такое горизонт?

Пройдите по гиперссылке на слове горизонт (в ЭФУ) с.12 и прочтите определение.

Работа с ЭФУ с.11

Изучите памятку организации наблюдения за географическим объектом.

— За высотой Солнца наблюдали ещё в древности, при помощи астрономического инструмента – гномона — вертикального стержня, установленного на горизонтальной площадке. По длине и направлению тени гномона определяли высоту Солнца

-Сегодня мы изготовим модель гномона .

Как вы думаете, что будет объектом наблюдения?

Сформулируйте цель.

-Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника.

Отвечают на вопрос

По гиперссылке открывают словарь, читают определение

Знакомятся с памяткой

Слушают учителя

Отвечают:

Мы будем наблюдать за изменением направления и длины тени гномона, чтобы выявить зависимость направления и длины тени гномона от положения Солнца.

— Изготавливают модель гномона

— ориентируют основание гномона по сторонам горизонта

-определяют направления и измерение длины тени гномона,

-записывают время и результаты первого измерения.

-организуют дальнейшие наблюдения в течение дня (домашнее задание).

Работа со словарём в ЭФУ

3.Этап закрепления и первичной проверки знаний

Закрепление

— Почему метод наблюдения самый древний?

— Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?

— Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?

— Выдвинете гипотезу о том, как будут изменяться направление и длина тени гномона от начала наблюдений до окончания школьных занятий( в течение дня)?

Отвечают на вопросы.

-Формулируют заслуги Эратосфена

Высказывают свои предположения.

Выдвигают гипотезу

2. Интерактивный тест.

Проверочная работа в ЭФУ с.14

самоконтроль

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

— Прием «Закончи фразу»

«Мы узнали ……»

« Мы начали учиться….»

« Мы поняли….»

— Что география – одна из древних наук о Земле, «отец географии»- Эратосфен; о методах изучения географических объектов и процессов- наблюдении и моделировании

Вести дневник географа- следопыта, проводить наблюдения, создавать географические модели, использовать источники географической информации: словари, ЭФУ, фильмы, энциклопедии, ресурсы Интернета.

Что все процессы на Земле взаимосвязаны

— Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

— Завершить наблюдение по определению направления тени гномона и измерению её длины ( Школа географа- следопыта,с.12-13 учебника, РТ-с.5-6

— Выполнить интерактивное задание в ЭФУ с. 14

-записывают домашнее задание

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Составьте презентацию о древних астрономических инструментах, используемых в географии. Для работы используйте дополнительную литературу и Интернет ресурсы.

Подготовка и презентация сообщения на тему «Древние астрономические инструменты, используемые в географии»

При разработке урока использованы ресурсы:

1.География. Начальный курс. Технологические карты: 5 класс: методическое пособие/ Г.Н. Паневина.- М.: Вентана-Граф,2014.

2. География. Начальный курс: 5-6 классы: методическое пособие/А.А. Летягин. — М.: Вентана-Граф,2014.

3. ЭФУ « Вентана — Граф»

infourok.ru

Учебно-методический материал по географии (5 класс) по теме: Урок в 5 классе по теме «Наблюдение-метод географической науки»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме:«Урал. Географическое положение, рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

тип урока: изучение нового материала с элементами модуля.С помощью инструктивной карты определяют географическое положение Урала; особенности геологического строения. Сравнивают и объясняют: почему Ка…

Урок в 5 классе на тему: «Важнейшие географические открытия»

Разработка открытого урока в 5 классе на тему: «Важнейщие географические открытия»….

Урок в 5 классе по теме «Правила поведения в школе» по УМК «Enjoy English» 5 класс автор Биболетова М.З.

Данный урок разработан для закрепления и обобщения материала по теме «Школьная жизнь»  по УМК  «Enjoy English» автор М.З. Биболетова…

Контрольная работа по географии в 5 классе по теме: «Развитие географических знаний о Земле».

                      Контрольная  работа по географии в  5 классе по теме «Развитие географических знаний о Земле». Контрольная…

Обобщающий урок в 5 классе по теме «История географических открытий».

Данный материал по географии за 5 класс включает 6 маршрутных листов для работы на уроке в группах с целью обобщения и закрепления знаний, полученных во время изучения темы «История географических отк…

презентация урока географии в 5 классе по теме «Современные географические исследования»

Данная презентация урока географии в 5 классе по теме «Современные географические исследования» составлена по УМК «Сферы» 5-6 класс учебник под редакцией А.А. Лобжанидзе. Презентац…

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац…

nsportal.ru

Наблюдения — метод географической науки. Длина тени гномона

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика

resheba.me

ГДЗ по географии 6 класс дневник географа следопыта Летягин


Рабочая тетрадь «География. Дневник географа-следопыта. 6 класс» А. А. Летягина. Издательство: «Вентана — Граф», серия: «География. Роза ветров (Алгоритм успеха)». Состоит из одной части со 112 страницами.

Рабочая тетрадь является составной частью методического комплекта с учебным пособием по географии за курс шестого класса. Она содержит практические занятия дифференциального уровня сложности, разделенные на 33 урока. Шестиклассники смогут укрепить проштудированный материал, выполнив задания по таким темам как: великие географические открытия, ориентирование на местности, топографический план и топографическая карта, рельеф дна Мирового океана, атмосферное давление, воды суши и многим другим. Задания пособия имеют различие по степени тяжести, благодаря чему можно не только показать высокий уровень знаний, но и проявить навыки нестандартного мышления в решении задач. Построение многочисленных графиков, схем, составление сравнительных таблиц позволит выявить лучших учеников класса.

ГДЗ поможет в решении заданий повышенной сложности. С ним можно на должном уровне повторить и обобщить проработанный ранее материал и подготовиться к решению итоговой работы по предмету. Наши ответы станут фундаментом для прочных знаний по географии, необходимых для углубленного изучения учебной дисциплины в следующем классе.


Урок 1. Начало географического познания Земли
Урок 2. География в Средние века (Европа)
Урок 3. География в Средние века (Азия)
Урок 4. Великие географические открытия
Урок 5. Географические открытия и исследования в XVI-XIX вв.
Урок 6. Современные географические исследования
Урок 7. Изображения земной поверхности
Урок 8. Ориентирование на местности
Урок 9. Топографический план и топографическая карта
Урок 10. Как составляют топографические планы и карты
Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах
Урок 12. Виды планов и их использование
Урок 13. Глобус — модель Земли
Уроки 14-15. Географические координаты
Урок 16. Определение расстояния и высот (глубин) по глобусу
Урок 17. Географическая карта
Урок 18. Географические карты и навигация в жизни человека
Урок 19. Минералы
Урок 20. Выветривание т перемещение горных пород
Урок 21. Рельеф земной поверхности. Горы суши
Урок 22. Равнины и плоскогорья суши
Урок 23. Рельеф дна Мирового океана
Урок 24. Как нагревается атмосферный воздух
Урок 25. Атмосферное давление
Урок 26. Движение воздуха
Уроки 27-28. Вода в атмосфере
Урок 29. Климат
Урок 30. Воды Мирового океана
Урок 31. Воды суши
Урок 32. Биологический круговорот. Почва
Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

yagdz.com

ГДЗ География рабочая тетрадь Дневник географа-следопыта 5 класс Летягин А.А.

    • 1 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир

gdz-putina.org