Обж фролов учебник – Учебник ОБЖ 5 класс Фролов читать онлайн
Учебник по обж 9 класс Фролов читать онлайн
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по обж за 9 класс — Фролов Литвинов Смирнов. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121;
122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
uchebnik-tetrad.com
Учебник ОБЖ 10 класс Фролов
Учебник ОБЖ 10 класс Фролов — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией Ю.Л. ВОРОБЬЁВА, заслуженного спасателя РФ, Героя России ЙС 2^ АСТ Москва УДК 373:614 ББК 68.9я721 О-75 Авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин Основы безопасности жизнедеятельности : 10-й кл.: О-75 учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л. Воробьёва. — Москва : АСТ, 2013. — 350, [2] с.: ил. ISBN 978-5-17-081352-0 Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса разработан авторским коллективом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего (полного) общего образования и продолжает линию учебников для 5-9 классов под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России. Материал учебника способствует формированию у учащихся общей культуры безопасности жизнедеятельности и навыков, позволяющих адекватно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Учащиеся знакомятся с основными законодательными актами Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства. С учётом Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» даны необходимые материалы по основам военной службы. Учебник издаётся вместе методическим пособием для учителя. УДК 373:614 ББК 68.9я721 ISBN 978-5-17-081352-0 © ООО «Издательство АСТ», 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Раздел I БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Глава 1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз………………………………… 9 § 1. Основные направления национальной безопасности России ……… 9 § 2. Государственная и общественная безопасность………………… 16 § 3. Обеспечение национальной безопасности России на международной арене………………………………….. 21 § 4. Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности……………………………… 27 § 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)…………………………….. 43 Глава 2 Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны …………………………………….. 51 § 6. Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи…. 51 § 7. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения …………………………. 56 § 8. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени ……………………………… 82 § 9. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени …………………… 85 § 10. Средства индивидуальной защиты……………………………. 95 § 11. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения……………….. 111 § 12*. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях…………………………………………… 126 3 6 Раздел II ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Глава 3 Вооружённые Силы Российской Федерации — надёжная защита нашего Отечества……………………………… 129 § 13. История создания и развития Вооружённых Сил России……….. 129 § 14. Состав и структура Вооружённых Сил Российской Федерации…… 143 § 15. Виды Вооружённых Сил Российской Федерации, рода Вооружённых Сил Российской Федерации, рода войск…….. 155 § 16. Отдельные рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации и их предназначение…………………………………… 166 § 17. Другие войска, их состав и предназначение………………… 171 Глава 4 Правовые основы военной службы……………………………….. 176 § 18. Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учёт………………………………………… 176 § 19. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации — закон воинской жизни………………………………….. 183 § 20. Основные виды военно-профессиональной деятельности………… 188 § 21. Размещение и быт военнослужащих………………………… 201 § 22. Суточный наряд. Организация караульной службы…………….. 212 § 23. Строевая подготовка……………………………………. 224 § 24. Огневая подготовка ……………………………………. 237 § 25. Основы тактической подготовки…………………………… 257 § 26*. Учебные сборы — составная часть подготовки к военной службе……………………………………… 269 Раздел III БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Глава 5 Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения……………………….. 277 § 27. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера ………………………….. 277 § 28. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ……………… 288 § 29. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе……………………………………… 301 4 Раздел IV ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Глава 6 Основы формирования здорового образа жизни…………………… 311 § 30. Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества……. 311 § 31. Здоровье человека и его физическое развитие……………. 315 § 32. Культура питания…………………………………….. 324 § 33. Режим труда и отдыха — составляющие здорового образа жизни. 334 § 34. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек…………………………. 339 § 35. Духовно-нравственное здоровье общества — фактор национальной безопасности России………………… 346 Проектная деятельность…………………………………….. 351 ВВЕДЕНИЕ Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса разработан авторским коллективом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. Учебник продолжает линию учебников для 5-9 классов образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России. Учебный материал подготовлен с опорой на достижения современной науки и опыт формирования культуры безопасности жизнедеятельности в нашей стране и за рубежом. В учебнике систематизированы законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества, государства. Содержание учебника раскрывает стратегические направления государственной политики в сфере национальной безопасности России на период до 2020 года. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», который вводит обязательную подготовку граждан по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях, в учебнике введён раздел «Основы военной службы». В связи с тем, что законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение с обучающимися 10-х классов постановки на первоначальный воинский учёт и учебных сборов, вопросы по основам военной службы в учебнике освещены подробным образом. В настоящее время благодаря государственной политике заметно растёт престиж военной службы. Карьера молодых людей, в том числе замещение должностей государственной гражданской службы, зачисление на подготовительные отделения престижных учреждений высшего профессионального образования страны, во многом будет определяться прохождением военной службы по призыву. Освоение обучающимися основ военной службы, опира- 6 ясь на учебник, станет залогом успешного прохождения молодыми людьми военной службы по призыву или контракту, а также осознанного выбора ими и военной профессии. Формирование здоровья граждан является одним из приоритетов национальной безопасности страны, поэтому в учебнике вопросам сохранения и укрепления здоровья, осознанному формированию у обучающихся мотивации ведения здорового образа жизни отводится первостепенное значение. Материал учебника позволяет обучающимся не только закрепить на практике знания, умения, навыки по оказанию первой помощи в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, приобретенные в предыдущих классах, но также сформировать новые компетентности. Специалистами в области безопасности жизнедеятельности отмечено, что в XXI в. на нашей планете, в том числе на территории нашей страны, все чаще стали происходить стихийные бедствия, техногенные аварии. Анализ показывает, что во многих опасных и чрезвычайных ситуациях повинен сам человек, поэтому материал учебника, с одной стороны, способствует формированию общей культуры безопасности жизнедеятельности, а с другой стороны, — навыков, позволяющих адекватно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. В целом, содержание учебника направлено на формирование у обучающихся активной гражданской позиции по ключевым проблемам обеспечения безопасности личности, общества, государства. Авторский коллектив надеется, что знания, умения, навыки, сформированные на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, будут востребованы в различных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, будут способствовать освоению профессиональных программ, пригодятся в профессиональной деятельности. Дополнительную информацию по изучаемому курсу вы сможете найти на сайте: http://www.window.edu.ru —*■ «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» —»■ Раздел — Федеральные образовательные порталы —»■ Единое окно доступа к образовательным ресурсам —»• Общее образование —»■ Основы безопасности жизнедеятельности. 7 Как работать с учебником . В первую очередь ознакомьтесь с оглавлением учебника, вам будут понятны его структура и логика курса. Для более эффективного усвоения знаний в тексте параграфов даётся дополнительный справочный материал: zz:! в этой рубрике вы н
Учебник ОБЖ 9 класс Фролов Литвинов Смирнов
Учебник ОБЖ 9 класс Фролов Литвинов Смирнов — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Всероссийское движение «Школа безопасности» существует с 1995 года. Его зодачи: в пропаганда здорового и безопасного образа жизни; — обучение взаимопомощи; к подготовка молодежи к выживанию в экстремальных условитис. В программу соревнований вхрдяп «маршрут выживания», «полоса препятствий», спасательные работы, отрабожа туристических навыков… V., •Л 6. Отработка навыков наложения шин при переломах нижних конечностей. 7. Отработка практических навыков по транспортировке пострадавших. 8. Переправа на плавсредствах через водную преграду. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией Ю.Л. ВОРОБЬЕВА, заслуженного спасателя РФ, Героя России Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию Издание второе, исправленное и дополненное ACL I общ;^|га1Ь^зтельное учреждение ACT щ Астрелы“ИМНАЗИЯ Москва • 200Й.-,ийская школа” УДК 373:614 ББК 68.9я721 0-75 Авторы: М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, И.Ф. Богоявленский, В.А. Девисилов, Ю.Ю. Корнейчук, Н. П. Красинская, С.Е. Мансурова, Б.И. Мишин, А.В. Наследухов, С. В. Петров, И.Т. Суравегина, А.Д. Штульман Рецензенты: Россииааш академия образования, Московский педагогический государственный университет Основы безопасносги жизнедеятельности : 9-й кл. : учеб. 0-75 для общеобразоют. учреждений/ М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; НОД род. Ю.Л. Воробьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ACT: Асгрсль, 2009. — 223, [I] с.: ил. ISBN 978-5-17-037215-7 (000«и здательство АСТ») ISBN 978-5-271 — 1 3967-3 (ООО «Издательство Астрель») Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса создан большим коллективом преподавателей и специалистов в области безопасности человека па основе обязательного минимума содержания образования и доработан с учетом нового федерального компонента образовательных стандартов. Основная задача этого учебника — помочь учащимся успешно завершить изучение программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основной школы, подготовиться к итоговой аттестации, а также слетам и соревнованиям Всероссийскою детско-юношеского движения «Школа безопасности». УДК 373:614 ББК 68.9я721 ISBN 978-5-17-037215-7 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-13967-3 (ООО «Издательство Астрель») © ООО «Издательство Астрель», 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ 11|1П1мсловие …………………………………. 7 I’надел I ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА………………………. 9 I 11ша 1 НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ п МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ ИЛ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА……………………………. 9 I Экологическая безопасность России………………. 9 ‘ ()кружающая среда и экологическая опасность…….. 14 Л1. Среда обитания человека — важнейший фактор его здоровья……………… 14 Л2. Загрязнение окружающей среды……………… 15 ‘ Химические загрязнения и отравления……………. 18 U. Что такое ксенобиотики……………………. 18 ‘.2.* Как организм защищается от ксенобиотиков … 23 I Шум и здоровье ……………………………… 24 1.1. Что такое щумовое загрязнение среды………. 24 1.2. В чем заключается опасность шумов и как от них защититься…………………… 27 ‘ iK- ionacHoe питание…………………………. 28 ‘1 I. Из истории пищевого рациона человека ……. 28 ^.2. Современный «благополучный» рацион и болезни питания ……………………….. 30 ь 1|||оритмы — организаторы нашей жизни…………. 35 (| I. Откуда взялись биологические ритмы ……… 35 ь..’. О «совах», «жаворонках» и «голубях» …….. 35 ь. I. Влаго ритмичной жизни………………….. 37 ь 4. Как избежать переутомления………………. 38 ‘ И движении — жизнь…………………………… 40 / I. О (|)изических резервах человека…………. 43 JL 8. Защититесь от стрессов………………. 8.1. Стресс-факторы и стресс-реакции …. 8.2. Болезни «истощения»…………….. 8.3*. Особенности реакций на стресс у разных людей …………………. 8.4. Как не позволить стрессу застать себя врасплох …………… 9. Как выплыть в море информации и завоевать друзей …………………. 9.1. Преодоление информационных перегрузок . 9.2. Искусство общения………………. 10. Окружающая среда — источник инфекционных заболеваний ……………………….. 10.1*. Инфекции и их природные источники . . . . 10.2*. Почему возникают эпидемии……… 10.3. СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита………………….. 11. Экологическая безопасность и природные условия …………………………… 11.1. Опасные природные явления………. 11.2. Последствия воздействия резких изменений климатических факторов ………….. 11.3. Природные аллергены …………… 11.4 . Ядовитые растения и животные ….. 12. Сколько лет жить человеку…………… 12.1. Что такое старение и как изменялась продолжительность человеческой жизни . . . 12.2. О причинах старения …………… 12.3. Доступные каждому пути продления жизни 12.4*. Современные теории продления жизни . . . Епава 2 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ…………………… 13. Безопасное пользование компьютером…… 13.1. Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека ….. 13.2. Организация рабочего места у компьютера . 14. Меры безопасности на уроках в щколе….. 4 45 45 46 47 50 51 51 53 53 53 54 56 58 58 58 60 62 64 64 67 68 69 72 72 72 74 76 14.1. Правила безопасности на уроках химии……. 76 14.2. Правила безопасности на уроках физики…… 77 14.3. Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ и при занятиях спортом ……………… 77 14.4. Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием………………………….. 78 Раздел II СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ………………………… 81 1111ва 3 МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПО ЗАЩИТЕ МАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ …………….. 81 15. История создания международной системы 1’уманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени…………. 81 Ui. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности … 86 I /. Гуманитарные акции МЧС России …………….. 89 I (ива 4 ИСЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» — СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ II ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ПРАКТИКУМ ПО ОБЖ) _______ 93 18. Организация работы движения и соревнований ….. 93 I’). Ориентирование на местности……………….. 95 19.1. Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов ………………………101 19.2. Определение сторон горизонта по Луне…….103 19.3. Ориентирование по Полярной звезде……….103 19.4. Ориентирование по местным признакам и предметам ……………………………104 19.5. Ориентирование на местности без карты……104 19.6. Ориентирование по туристской маркировке….106 19.7. Движение без четких ориентиров …………106 o-:i. 19.8. Действия при потере ориентировки …………107 19.9. Определение высоты и ширины объекта ………108 20. Жизнеобеспечение человека……………………..109 20.1. Необходимое снаряжение и имущество………..109 20.2. Оборудование бивака или укрытия…………..112 21. Преодоление препятствий ………………………115 21.1. Специальное снаряжение, используемое для страховки и преодоления препятствий …….115 21.2. Техника вязания узлов …………………..117 21.3. Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его использованием …………118 22. Организация первой доврачебной помощи ………….123 22.1. Медицинская аптечка и правила ее использования …………………………124 22.2. Использование природных лекарственных средств……………………..127 22.3. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь ………………131 22.4. Шок …………………………………..147 22.5. Водные травмы ………………………….148 23. Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера………………………..152 23.1. Действия в районе аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) …………..152 23.2. Преодоление зоны заражения радиоактивными веществами……………………………….156 24. Действия в опасных ситуациях криминального характера……………………………………160 24.1. Терроризм и безопасность человека ………..163 25. Поисково-спасательные работы ………………….166 Приложение 1. Болезни химической зависимости ……170 Приложение 2. Возможные темы индивидуальных заданий для подготовки рефератов, выступлений и т. п……………………………186 Приложение 3. Словарь основных понятий и терминов по курсу ОБЖ основной школы……………………………….187 Приложение 4. Соревнования «Школа безопасности»…215 Предисловие 11еред вами новый учебник по курсу «Основы безопасности ♦ IIшедеятельности» для учащихся 9 классов, являющийся состав-чмй частью комплекта учебников для 5—11 классов по данному и|и-дмету. 11ервоочередная задача, которую ставили перед собой авторы ‘||Ч1 составлении учебника, — подготовка подростков к жизни в |И’11111.ном мире. Учебник призван также помочь учащимся основ-И1И1 школы подготовиться к итоговой аттестации и участию в сле-I II соревнованиях Всероссийского детско-юношеского движе-Ш1Н «Школа безопасности». Этими задачами и определяется поря-1и1ч изложения материала. Материал, изложенный в учебнике, соответствует стандартам ■и ионного общего образования по курсу «Основы безопасности * и шедеятельности». В учебнике вы не найдете отдельного раздела по основам здо-|И111пю образа жизни и медицинских знаний, как это делается •отпо. Эти вопросы интегрированы в главы, посвященные эко-ми ической безопасности человека (глава 1) и «Школе безопасно-III ‘ (глава 4), и четко привязаны к их содержанию. При этом при-«итс навыков здорового образа жизни рассматривается как со-ыипая часть обеспечения экологической безопасности России и • ик следствие влияния экологической обстановки на здоровье че-|и|1ска. Правила оказания первой помощи, вопросы обеспечения I» ишасн
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник ОБЖ 11 класс Фролов
Учебник ОБЖ 11 класс Фролов — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Непродуманная человеческая деятельность отрицательно влияет на окружающую среду. Аварии на нефтяных платформах являются угрозой для всей экосистемы мирового океана. Так, в результате аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе только в 2010 году в воду попало около 5 млн тонн нефти. Добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к полному уничтожению растительного и почвенного покрова. В результате уменьшаются или полностью исчезают ареалы обитания многих животных. Для крупных мегаполисов острейшей проблемой являются вывоз и утилизация бытовых отходов. Несанкционированные свалки мусора отравляют не только почву, но и грунтовые воды, что приводит к гибели растительного и животного мира, пагубно влияет на здоровье человека. Берегите этот хрупкий мир1 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией Ю.Л. ВОРОБЬЁВА, заслуженного спасателя РФ, Героя России ЙС 2^ АСТ Москва УДК 373:614 ББК 68.9я721 О-75 Авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин Основы безопасности жизнедеятельности : О-75 11-й класс : учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л. Воробьёва. — Москва : АСТ, 2013. — 286, [2] с.: ил. ISBN 978-5-17-081351-3 Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса разработан авторским коллективом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего (полного) общего образования. Учебник завершает линию учебников для 5—11 классов общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России. Одной из особенностей учебника является рассмотрение на его страницах глобальных проблем современности, которые по своей сути затрагивают интересы всего человечества и представляют потенциальную угрозу для его жизнедеятельности. Продолжается изучение темы «Основы военной службы». Учащиеся познакомятся с законодательством об обороне, воинской обязанностью и особенностями прохождения военной службы. Материал учебника поможет закрепить знания, умения и навыки по оказанию первой помощи в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Учебник издаётся вместе с методическим пособием для учителя. УДК 373:614 ББК 68.9я721 ISBN 978-5-17-081351-3 © ООО «Издательство АСТ», 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5 Раздел I ГЛОБАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1 Будущее безопасности человечества…………………………. 8 § 1. Перспективы развития жизни на Земле………………… 8 § 2. Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле . . . . 13 § 3. Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности жизнедеятельности……………… 20 § 4. Состояние окружающей природной среды в России и меры по её улучшению……………………………… 24 § 5. Окружающая среда и здоровье человека……………….. 32 Раздел II ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Глава 2 Воинская обязанность…………………………………………. 38 § 6. Основные сведения о воинской обязанности…………………. 38 § 7. Организация воинского учёта и его предназначение…………… 43 § 8. Порядок постановки граждан на воинский учёт……………….. 48 § 9. Порядок освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт ……………………………………… 52 § 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе………….. 56 § 11. Добровольная подготовка граждан к военной службе………….. 64 § 12. Организация призыва на военную службу…………………… 68 § 13. Ответственность граждан по вопросам призыва на военную службу . . . . 74 § 14. Прохождение военной службы по призыву…………………… 78 Глава 3 Правовые основы военной службы………………………………… 84 § 15. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения военной службы гражданами женского пола …………………. 84 § 16. Альтернативная гражданская служба и порядок её прохождения… 100 § 17. Социальные гарантии военнослужащих………………………… 104 § 18. Права и ответственность военнослужащих………………….. 115 § 19. Увольнение с военной службы……………………………. 124 § 20*. Подготовка кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации.. 130 3 Раздел III ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Глава 4 Боевые традиции Вооружённых Сил Российской Федерации…………. 140 § 21*. Память поколений — Дни воинской славы России………….. 140 § 22. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности войск . . 152 § 23. Взаимоотношения в воинском коллективе…………………. 158 Глава 5 Символы воинской чести……………………………………. 171 § 24. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России. 171 § 25. Боевое знамя части………………………………….. 177 § 26*. Ордена, почётные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе…………………………… 186 § 27. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации…………… 195 § 28. Воинские звания военнослужащих……………………….. 205 § 29. Военная форма одежды………………………………… 211 Раздел IV ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Глава 6 Основы медицинских знаний…………………………………. 216 § 30. Основные инфекционные заболевания…………………….. 216 § 31. Меры профилактики инфекционных заболеваний……………… 232 § 32. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Первая помощь при ранениях и ожогах …………………… 241 § 33. Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи. 256 § 34. Первая помощь при отравлениях…………………………. 262 § 35. Оказание помощи тонущему…………………………….. 266 § 36*. Организация системы здравоохранения в Российской Федерации. 276 Проектная деятельность …………………………………… 286 ВВЕДЕНИЕ Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса разработан авторским коллективом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. Учебник завершает линию учебников для 5—11 классов общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России. Содержание учебника направлено на дальнейшее формирование мировоззрения, норм поведения, ценностных ориентаций обучающихся в области безопасности жизнедеятельности. Одной из особенностей учебника является рассмотрение на его страницах глобальных проблем современности, которые по своей сути затрагивают интересы всего человечества и создают реальную угрозу для будущего человечества. Выпускники, по мнению авторского коллектива, должны не только иметь полное представление о глобальных проблемах современности, но также понимать свою причастность к ним, осознавать необходимость и возможность личного вклада в их решение. В связи с этим в учебнике показана роль России на международной арене и деятельность различных неправительственных и общественных организаций в решении глобальных проблем человечества. Благодаря учебнику обучающиеся получат информацию о наиболее важных мировых событиях (конвенциях, воззваниях и др.), на которых обсуждались проблемы, непосредственно затрагивающие будущее человечества, и ознакомиться с основополагающими итоговыми документами. В учебнике подробно представлены основные меры, в том числе законодательного характера, принимаемые государством по улучшению экологической ситуации в стране. В целом учебный материал по указанной теме должен сформировать навыки бережного отношения к окружаю- 5 щей среде, привить морально-этические нормы поведения на природе, определить гражданскую позицию в решении экологических проблем, воспитать культуру экологического мышления. В учебнике продолжено рассмотрение вопросов о подготовке учащихся по основам военной службы, начатое в 10 классе. С этой целью в содержание включены вопросы, касающиеся законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, статусе военнослужащих и др. На основе законодательства учащиеся изучают права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, особенности прохождения альтернативной гражданской службы, а также уставные отношения между военнослужащими и другие вопросы, регламентирующие их военно-профессиональную деятельность. Одной из обязательных составляющих подготовки граждан к военной службе является их военно-патриотическое воспитани
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник ОБЖ 7 класс Фролов
Учебник ОБЖ 7 класс Фролов — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией Ю.Л. ВОРОБЬЁВА, заслуженного спасателя РФ, Героя России Астрель Москва • 2012 УДК 373:614 ББК 68.9я721 0-75 Авторы: М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Ю.Ю. Корнейчук, Б.И. Мишин Рецензенты: Российская академия наук. Российская академия образования Основы безопасности жизнедеятельности : 7 кл. : 0-75 учеб, для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. — М.: Астрель, 2012. — 143, [1] с.: ил. ISBN 978-5-271-41030-7 (ООО «Издательство Астрель*) Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности* для 7 класса создан на основе федерального государственного образовательного стандарта. В учебнике всесторонне анализируются природные явления, опасные для человека: землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и др. Рассматриваются правила поведения человека при угрозе стихийных бедствий. Предлагаются алгоритмы безопасного поведения на дорогах и в случаях возникновения угрозы террористических актов. Даются советы по оказанию первой помощи при травмах и ведению здорового образа жизни. УДК 373:614 ББК 68.9я721 Подписано в печать 22.02.2012. Формат 60×907,g. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Уел. печ. л. 9,0. Тираж 25 000 экз. Заказ 3027. ISBN 978-5-271-41030-7 (ООО «Издательство Астрель*) ISBN 978-985-18-1095-2 (ООО «Харвест*) © ООО «Издательство Астрель* ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………… 6 Раздел I ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Глава 1 ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ § 1. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ……………………. 8 § 2. НАВОДНЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. 13 § 3. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ НАВОДНЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ……………………….. 21 § 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ НАВОДНЕНИЙ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЙ…. 25 § 5. УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……………………….. 30 § 6. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ОПАСНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ .. 38 § 7. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ОПАСНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ УРАГАНОВ, БУРЬ И СМЕРЧЕЙ .. 42 § 8. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ …. 50 § 9. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ……………………….. 56 § 10. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ………………………….. 59 §11. ЦУНАМИ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……….. 65 § 12. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЦУНАМИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. 70 3 § 13. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ЦУНАМИ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ ЦУНАМИ…. 71 § 14. ОБВАЛЫ. ОПОЛЗНИ, СЕЛИ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………………….. 74 § 15. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ОПАСНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ………………. 84 § 16. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ОПАСНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБВАЛОВ. ОПОЛЗНЕЙ И СЕЛЕЙ И ВО ВРЕМЯ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ………. 85 § 17. ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………….. 90 § 18. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ…….. 95 § 19. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ…………………….. 96 § 20. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ…………… 105 Глава 2 ОПАСНЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА § 21. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ТОЛПЕ. ПАНИКА ………………………… § 22. ТЕРРОРИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. 114 115 Глава 3 ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА § 23. ДОРОГА И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ……………… 120 § 24. УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ……. 121 § 25. ДВИЖЕНИЕ ВО ДВОРАХ И ЖИЛЫХ ЗОНАХ…… 126 4 Раздел II ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Глава 4 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ § 26. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА РАНЫ. ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК…………… 129 § 27. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ…………. 132 § 28. ТЕПЛОВЫЕ И СОЛНЕЧНЫЕ УДАРЫ, ОБМОРОЖЕНИЕ. 133 Глава 5 ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ § 29. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ…………… 137 § 30. ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ…….. 140 Проекты……………………………… 143 Введение Наша Земля прекрасна и в летнее солнечное утро, и в снежный зимний день, и в весеннюю грозу, и в осенний дождь. Изумительны по-своему и тропический ливень, и северное сияние, и грохочущие лавины, извержения вулканов, огромные морские волны и барханы в пустыне. Но многие природные явления могут набрать такую силу, что становятся опасными для человека. И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны. И от наших действий будет зависеть наша жизнь, жизнь близких людей. Природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут, а значит, мы должны быть к ним готовы. С учётом важности этой проблемы в Российской Федерации приняты Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряд постановлений Правительства, на основании которых ведётся подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Изучение в школе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» — важная часть этой большой государственной работы. Настоящий учебник написан в соответствии с программой этой дисциплины на основе существующих научных разработок и опыта МЧС России. Он поможет не только узнать механизмы возникновения опасных природных и общественных ситуаций, но и познакомит с необходимыми действиями в разных опасных и чрезвычайных обстоятельствах. В учебнике ты также найдёшь рекомендации по безопасному поведению на дорогах и в случаях возникновения угрозы террористических актов. А также советы по оказанию первой помощи при травмах. Авторы учебника напомнят тебе о необходимости беречь своё здоровье и о факторах, которые ему могут угрожать. 6 Как работать с учебником juouuoirai В первую очередь ознакомься с оглавлением учебника, тебе будут понятны его структура и логика изложения материала. Работая с учебником, обращай внимание на выделенные в тексте слова — понятия и термины. Для успешного усвоения знаний в учебнике предлагается дополнительный материал: в рубрике «На заметку» даётся информация, расширяющая представления об изучаемом опасном природном явлении; в рубрике «Некоторые факты» приводятся документальные сведения о происходивших стихийных бедствиях, необходимые статистические данные. После каждой темы даются «Вопросы» и «Задания». Они помогут тебе проверить себя и понять, как ты усвоил прочитанный материал. Закрепить знания и приобрести необходимые навыки и умения тебе поможет рабочая тетрадь, которая издаётся вместе с учебником. В конце учебника даны темы проектной деятельности и рекомендации, как их подготовить. Продолжай создавать свой словарь по ОБЖ и записывать в него новые правила и понятия, и у тебя будет своя книга, которая может пригодиться в будущем. При подготовке к занятиям обращайся к форзацам учебника. Дополнительную информацию ты можешь найти на сайте: http://www.window.edu.ru —^ «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Раздел — Федеральные образовательные порталы — Единое окно доступа к образовательным ресурсам ^ Общее образование ^ Основы безопасности жизнедеятельности. Раздел I ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Глава 1 ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ § 1. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Любые ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера. Чрезвычайные ситуации классифицируются по причинам возникновения, скорости распространения, по масштабу. По причинам возникновения различают ЧС: природные, техногенные, социальные, биологические, экологические. 8 в основе разделения ЧС по масштабу лежат размеры территории, где происходит ЧС, число пострадавших и величина ущерба. Для борьбы с чрезвычайными ситуациями на всех уровнях государственной исполнительной власти созданы специальные органы управления, силы и средства. В масштабах страны их объединяет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Защита н
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник ОБЖ 5 класс Фролов
Учебник ОБЖ 5 класс Фролов — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Основы безопасности жизнедеятельности класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Астрель Москва • 2013 УДК 373:614 ББК 68.9я721 0-75 Авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин Рецензенты: Российская академия наук, Российская академия образования Основы безопасности жизнедеятельности : 5кл. : учебник 0-75 для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьёва, — Москва: Астрель, 2013. — 174, [2] с.: ил. ISBN 978-5-271-41028-4 (ООО «Издательство Астрель*) Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности* для 5 класса создан на основе федерального государственного образовательного стандарта. Этот учебник развивает знания об основах безопасности жизнедеятельности, полученные в курсе «Окружающий мир* начальной школы, и открывает комплект учебников для основной и средней школы, выходящих под редакцией заслуженного спасателя РФ, Героя России Ю.Л. Воробьёва. УДК 373:614 ББК 68.9я721 ISBN 978-5-271-41028-4 (ООО «Издательство Астрель*) ISBN 978-985-18-0985-7 (ООО «Харвест*) ООО «Издательство Астрель* СОДЕРЖАНИЕ От авторов…………………………………………….. 4 Раздел I ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 1. Опасные и чрезвычайные ситуации…………………….. 7 2. Главные правила ОБЖ…………………………………. 11 3. Как научиться выявлять и предвидеть опасность………… 13 4. Какие службы защищают людей (население). Какие сигналы оповещают нас об опасностях……………… 18 5. Опасности в городе и в сельской местности…………….. 22 6. Опасные ситуации в жилище…………………………… 26 7. Пожары в жилище……………………………………. 31 8. Оповещение при пожаре и эвакуация……………………. 38 9. Средства тушения пожаров……………………………. 41 10. Опасные газы ……………………………………… 44 11. Затопление жилища………………………………….. 49 12. Разрушения зданий………………………………….. 52 13. Опасные вещества в быту…………………………….. 54 14. Опасные ситуации на дорогах…………………………. 64 15. Безопасность в общественном и личном транспорте……….. 77 16. Правила поведения в метро…………………………… 82 17. Правила поведения на железнодорожном транспорте……….. 86 18. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте… 90 19. Опасный лёд ………………………………………. 97 20. Аварийные ситуации на воздушном транспорте…………… 104 21. Криминальные ситуации. Как защитить свой дом…………. 108 22. Криминальные ситуации на улице и в других местах……… 116 23. Как защитить себя при угрозе террористического акта…… 126 24. Нарушение экологического равновесия…………………. 130 25. За чистый воздух!…………………………………. 135 26. Вода — формула жизни!……………………………… 140 27. Загрязнение почвы…………………………………. 146 28. Продукты под контролем…………………………….. 148 29. Безопасный компьютер………………………………. 153 Раздел II ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 30. Что следует знать об оказании первой помощи………….. 156 31. Помощь при термических и химических ожогах…………… 164 32. Правила здорового образа жизни……………………… 169 Проекты …………………………………………….. 173 Азбука ОБЖ …………………………………………… 174 от АВТОРОВ Дорогой друг! Ты — пятиклассник. Ты уже самостоятельно ходишь в школу, гуляешь во дворе с приятелями и друзьями. Конечно, уже помогаешь родителям и старшим: ходишь в магазин за покупками, что-то делаешь по дому, возможно, один ездишь обш;ественным транспортом. Каждый день твоей жизни становится для тебя открытием, ты получаешь новые знания, происходят интересные события и встречи, которые приносят тебе радость. К сожалению, в жизни случаются огорчения и возникают трудности. Ты, наверное, замечал, что радостные события могут сменяться огорчениями, а неприятные события быстро забываются, и ты радуешься тому, что всё благополучно разрешилось. Конечно, хотелось бы, чтобы близкие и родные не огорчались, была справедливость, меньше было мошенников и не погибали люди. Жизнь сложна и многогранна. Становясь взрослее, ты пытаешься научиться находить пути решения трудных задач, беречь свою жизнь и своих близких. Любой из нас может оказаться в неожиданной, неприятной и, возможно, опасной ситуации. Для того чтобы помочь себе в трудную минуту, необходимы знания и умения. Нужно научиться предвидеть любую опасность и возможные её последствия. Владение ситуацией поможет обойти опасность, сократить неоправданный риск, сберечь здоровье и даже жизнь. Недаром в старину говорили: «Берегись бед, пока их нет». Первый шаг к предупреждению и умению вести себя в опасной ситуации — это знание возможных опасное- тей, изучение причин их возникновения и выполнение рекомендаций по безопасному поведению. В этом тебе поможет учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». Он станет твоим надёжным консультантом по безопасности. Если вдруг ты окажешься в трудной ситуации или тебе будет угрожать реальная опасность, тебе всегда помогут родители, учителя или другие специалисты: врачи, полицейские, пожарные, психологи, а также спасатели. Хотим обратить твоё внимание на то, что некоторые советы и правила для тебя могут показаться сложными и что предлагаемые действия в той или иной экстремальной ситуации выполнимы только взрослыми людьми. Но ты должен познакомиться с ними и запомнить их, а когда вырастешь, возможно, они помогут тебе. Как работать с учебником Внимательно прочитай содержание учебника. Оно познакомит тебя с темами, которые тебе предстоит изучить, и всегда поможет быстро найти необходимый материал. Читая параграф, обращай внимание на выделенные в тексте слова — это новые понятия и термины, которые необходимо запомнить и усвоить. Главные мысли каждой темы отмечены знаком 0. Правила безопасности жизнедеятельности и советы, как действовать в той или иной ситуации, отмечены знаком 0, действия, которые ни при каких условиях нельзя совершать — Д. Для успешного усвоения и закрепления знаний в учебнике предлагается дополнительный материал. В рубрике «На заметку» приводятся наглядные примеры и даются пояснения, как вести себя в конкретной ситуации. В рубрике «Некоторые факты» ты узнаешь о многих реально происходивших событиях. • В рубрике «Статистика» приводятся количественные данные о чрезвычайных событиях в нашей жизни. После каждого параграфа даются «Вопросы» и «Задания». Они помогут тебе проверить себя и понять, как ты усвоил прочитанный материал. Закрепить знания и приобрести необходимые навыки и умения тебе поможет рабочая тетрадь, которая издаётся вместе с учебником. При подготовке к занятиям обращайся к форзацам учебника, размещённая там информация поможет тебе быстрее запомнить главные правила ОБЖ. В рубрике «Азбука ОБЖ» даны примеры правил безопасности, которые ты должен знать и использовать. По мере изучения курса ОБЖ самостоятельно или с друзьями создавай свой словарь-азбуку. Его можно красочно оформить и передать тем, кто только начинает познавать основы безопасности жизнедеятельности. Дополнительный материал по курсу ОБЖ ты можешь найти на сайте: http://www.window.edu.ru ^ «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» —► Раздел — Федеральные образовательные порталы ^ Единое окно доступа к образовательным ресурсам — Общее образование —^ Основы безопасности жизнедеятельности. Раздел I ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 1. ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ Поговорим о том, что такое опасность, где, когда и в какой ситуации она может возникнуть. Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает, и наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении. Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций. Можешь ли ты стать таким же храбрым, ловким и смелым, как наши герои? С детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно нет. Они сначала были такими же девочками и мальчиками, как ты и твои друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей. Давай и мы с тобой последуем их примеру! с чего начать нашу подготовку к безопасной жизни? Познакомимся с понятием «безопасность». Безопасность — это когда человеку ничто не угрожает, защищён он, его дом, имущество. Попробуем выделить пространство, в котором мы живём. Назовем места, в которых мы бываем повседневно и случайно, и где нас могут ожидать опасности. И Дома: в ванной, на кухне, на балконе. 0 В подъезде, в подвале, на чердаке, в лифте. 0 На улице: во дворе, на дороге, на площади, на стройке. 0 В гостях, на дне рождения, на ёлке. 0 В парке, на стадионе, в лесу, на пляже. 0 В школе: в мастерской, в классе, в спортзале, в коридоре, в раздевалке. 0 В магазине, на ярмарке, на рынке, в кафе. 0 На транспорте: в автобусе, трамвае, такси, метро, в поезде, самолёте, на вокзале. 0 В кино, в музее, на выст
uchebnik-skachatj-besplatno.com