Лабораторная работа знакомство с многообразием кольчатых червей – Лабораторная работа «Знакомство с разнообразием кольчатых червей»

Лабораторная работа Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок. Определите, на каких сегментах тела находятся поясок.

Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, сделайте подписи к рисунку.

таблицу записав представителей каждого класса

Признаки

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Форма тела

плоское тело листовидной или лентовидной формы

вытянутое цилиндрическое несегментированное тело

вытянутое цилиндрическое тело из повторяющихся сегментов в виде колец

Ткани

4 вида: эпителиальная, мышечная, соединительная и нервная

Кожно – мускульный мешок

совокупность эпителия и мышечных слоев

-кутикула

-гиподерма

-мускулатура из 4 продольных однослойных мышечных лент

-эпителий

-кольцевые и

-продольные мышцы

Полость тела

нет (промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью — паренхимой)

первичная полость тела

(не связана с внешней средой)

заполнена жидкостью

вторичная полость тела (целом) –

с собственными эпителиальными стенками

заполнена жидкостью

Системы органов

пищеварительная (слепо замкнутая)

выделительная (протонефрическая: выделительные трубочки)

нервная (стволового типа)

половая (гермафродиты)

нервная (стволового типа)

выделительная (протонефридии)

пищеварительная (с анальным отверстием)

половая (раздельнополые)

пищеварительная

выделительная (метанефрическая: трубочки с воронками)

нервная (с нервными узлами – ганглиями)

половая (есть гермафродиты, есть раздельнополые)

кровеносная (замкнутая): спинной, брюшной и кольцевые кровеносные сосуды)

Размножение

бесполое (благодаря регенерации) и половое.

Развитие: у свободноживущих – прямое; у паразитов – сложные циклы развития со сменой нескольких поколений личинок.

только половое (регенерация отсутствует, т.к. у них – постоянство клеточного состава)

Развитие с превращением.

бесполое (благодаря регенерации) и половое.

Развитие: у многощетинковых- с превращением; у малощетинковых и пиявок – прямое.

Многообразие

класс Ресничные черви:

белая планария

класс Сосальщики:

печеночный сосальщик

класс Ленточные черви:

свиной цепень

класс Нематоды:

человеческая акарида

класс Волосатики: ришта

класс Малощетинковые:

дождевой червь, трубочник

класс Многощетинковые:

нереида, нереис, пескожил

класс Пиявки:

медицинская пиявка

Сделайте вывод: Размеры кольчатых колеблются от долей миллиметра до 3 м. Тело подразделено на три отдела: голову. Туловище и анальную лопасть. Голова образовалась путем слияния нескольких туловищных сегментов. На голове расположены ротовое отверстие, глаза, органы осязания (усики, щупики и др.) Тело состоит из однородных сегментов, покрыто кожно-мускульным мешком, состоящим из тонкой кутикулы, однослойного эпителия и двух слоев мышц – наружных кольцевых и внутренних продольных. В переднем и среднем отделах кишечника имеются дифференцированные участки (зоб, желудок). Кровеносная система – замкнутая. Кровь движется только по кровеносным сосудам. Дыхание осуществляется либо всей поверхностью тела (малощетинковые и пиявки), либо при помощи жабер, расположенных на параподиях (многощетинковые черви). Выделительная система представлена метанефридиями. Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом, состоящим из надглоточного и подглоточного узлов, соединенных нервными тяжами, и двух нервных стволов с ганглиями, соединенными между собой перемычками. Органы чувств более развиты у подвижных кольчецов

www.soloby.ru

Лабораторная работа «Многообразие кольчатых червей»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«МНОГООБРАЗИЕ КОЛЬЧАТЫХ ЧЕРВЕЙ»

Цель: изучить многообразие представителей типа кольчатые черви

Оборудование: картинки с изображением кольчатых червей

ХОД РАБОТЫ

  1. Даны представители типа кольчатые черви.

  2. Изучите картинка.

  3. Используя материал учебника, определите к какому классу типа кольчатые черви относятся данные представители.

3

1

2

  1. Заполните таблицу: (вместо цифр надо написать название животных)

название

признак

1

2

3

Внешний вид

Полость тела

Кровеносная система

Питание

Нервная система

Класс

  1. Зарисуйте внешнее строение данных представителей и подпишите.

  2. Сделайте вывод: объясните выражение: «Плуг принадлежит к числу древнейших орудий земледельца, но еще задолго до появления плуга почва правильно обрабатывалась дождевыми червями и всегда будут обрабатываться ими …»

infourok.ru

Лабораторные работы 7 кл

Лабораторные работы по биологии 7 класс

«Животные» (В.В.Латюшин, В.А.Шапкин)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

Тема: Изучение представителей простейших

Цель: рассмотреть особенности строения и процессы жизнедеятельности различных

простейших и сравнить их между собой.

Оборудование: готовые микропрепараты инфузории — туфельки, амёбы, эвглены зелёной, микроскопы.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Приведите микроскоп в рабочее положение. Для этого поставьте микроскоп

штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола, с помощью зеркала

направьте свет в отверстие предметного столика.

2. Положите микропрепарат на предметный столик и с помощью винта плавно

опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии,

близком от препарата.

3. Найдите в поле зрения представителя простейших. Для этого с помощью

винта медленно регулируйте положение тубуса до тех пор, пока не появится

чёткое изображение простейшего на препарате.

4. Определите форму тела туфельки, рассмотрите её передний (тупой) и задний

(заострённый) концы тела, предротовое углубление.

5.Зарисуйте увиденных простейших в тетради и подпишите поподробнее

увиденные вами их части тела.

Эвглена Амёба Инфузория -туфелька зелёная обыкновенная

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

Тема: Знакомство с многообразием круглых червей

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение свободноживущих и паразитических

червей.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, культура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживущих нематод, выращенную на белом хлеб. Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер

движения.

2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку. Отметьте, в чём их различие, в чём сходство с теми круглыми червями, которых

вы только что рассматривали.

3.Поместите нескольких животных из культуры нематод в каплю воды и рассмотрите при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.

4.Пронаблюдайте за передвижением нематод и сделайте вывод о роли ресничек при движении и питании нематод.

5.Зарисуйте нематод в тетради (несколько видов) и подпишите увиденные

вами части её тела.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

Тема: Изучение представителей типа кольчатых червей

Цель: изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти черты сходства и

различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.

Оборудование: чашки Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, дождевые черви,

влажные препараты пиявки, трубочник.

Ход работы.

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры,

сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно

проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего

к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью

лупы прикосновение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная?

Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.

ЗАДАНИЕ II.

1. При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание

на форму и окраску тела, число и расположение присосок.

2. Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.

3. Попытайтесь описать движение пиявки.

4. Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.

ЗАДАНИЕ III.

1.Рассмотрите с помощью лупы трубочника.

Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний

конец тела. Отметьте наличие щетинок.

2.Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе

или одиночно).Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

3. Заполните таблицу

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей

Характерные признаки

Классы

Дождевые черви

Пиявки

Трубочник

1.Среда обитания

2.Форма тела

3.Окраска тела

4.Размеры тела

5.Особенности строения

6.Движение

7.Питание

8.Дыхание

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

Тема: Особенности строения жизни моллюсков

Цель: выявить характерные черты строения двустворчатых и брюхоногих

моллюсков и их приспособленность к среде обитания.

Оборудование: чашки Петри с раковинами моллюсков.

Ход работы

Задание I.

1.Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы:

брюхоногих и двустворчатых.

2.У брюхоногих отметьте:

наличие и отсутствие симметрии_______________________________________________

— вправо или влево закручена раковина___________________________________________

— имеется ли разница в числе завитков____________________________________________

— окраска ____________________________________________________________________

— размеры ____________________________________________________________________

— наличие выростов (бугорки, шипы т.д)__________________________________________

— перечислите из них виды, встречающиеся в нашей области _________________________

3. У двустворчатых моллюсков опишите:

наружный слой створок раковин ____________________________________

— внутренний слой раковины ________________________________________

— количество лет ___________________________________________________

— форма раковин ___________________________________________________

— окраска __________________________________________________________

размеры_________________________________________________________

4.Перечислите виды местных моллюсков.

ЗАДАНИЕ II.

1.Рассмотрите водных брюхоногих моллюсков: катушку и прудовика.

Сравните их строение и запишите результаты: Таблица

Катушка

Прудовик

Наличие раковины

Форма раковины

Наличие выступающих завитков

Окраска

Размеры

ЗАДАНИЕ III.

Наблюдения за наземными моллюсками.

1.Проведите наблюдения за голым слизнем, используя лупу.

Отметьте следующее:

— наличие раковины_____________________________________________

— наличие большого количества слизи на теле__________________________

— симметрия тела _________________________________________________

— отделы тела_____________________________________________________

— волнообразные сокращения мускулатуры подошвы____________________

— сколько щупалец на голове_____________________________________________

— наличие и вид ротового отверстия_______________________________________

2.Используя лупу, проведите наблюдение за улиткой.

Укажите:

— наличие раковины _________________________________________

— симметрия тела____________________________________________

— наличие ноги с тёркой ______________________________________

— где держатся моллюски (на растениях, на земле, на стекле)

Выводы по работе (о приспособлениях моллюсков к обитанию в различной среде, о строении, о передвижении)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

Тема: Изучение представителей типа членистоногих

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности различных ракообразных,

выявить основные черты сходства и различия.

Оборудование:, влажные препараты: раки, креветки, лупы.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

I.Внешний вид рака.

1.Какую окраску имеет тело живого рака? Сравните твёрдость его покрова с

покровом дождевого червя.

II.Головогрудь.

2.Найдите головогрудь и борозду (шов) между головой и грудью. Выясните соединение.

Какие органы находятся на головогруди рака (усики, глаза, ротовые органы,

ходильные ноги, их количество и строение)?

3.Осмотрите головогрудь и бока (под ногами) рака. Найдите щель, ведущую в жаберные

полости.

III. Брюшко

4. Сосчитайте количество члеников брюшка. Найдите ножки и сосчитайте их количество.

Сравните их с ходильными. Найдите хвостовой плавник и заднепроходное отверстие.

Какой вывод вы сделаете о роли конечностей?

IV.Рассмотрите ракообразных в колбах.

5.Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.

6.Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите

их при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходства и различия во внешнем

строении тела, в характерных движениях, окраске.

7.Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков.

Выявите сходство и различие во внешнем строении.

8.Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в

типе членистоногих.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Тема: Изучение представителей отряда насекомых.

Цель: выяснить характерные особенности класса насекомых и черты отрядов

тараканов

infourok.ru

Знакомство с многообразием круглых червей


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Цель:изучить внешнее и внутреннее строение свободноживущих и паразитических

червей.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, культура

свободноживущих нематод, коловраток, влажные препараты аскарид.

 

Тип Круглые черви

Представители: свободноживущие нематоды, коловратки.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру

свободноживущих нематод,выращенную на белом хлеб.

Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер

движения.

 

2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, вчём их различие, в чём сходство с теми круглыми

червями, которыхвы только что рассматривали.

 

3.Поместите несколькихживотных из культуры коловраток в каплю

воды и рассмотритепри малом увеличении микроскопа. Отметьте сходство и различие

во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.

 

4.Пронаблюдайте за передвижением коловраток и сделайте вывод о роли

ресничек при движении и питании коловраток.

 

5.Зарисуйте коловраток в тетради (несколько видов) и подпишите увиденные

вами части её тела.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

Тема: Изучение представителей типа кольчатых червей

Цель:изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти черты сходства и

различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.

Оборудование:чашки Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, дождевые черви,

пиявки, трубочник.

Ход работы.

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры,

сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно

проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего

к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью

лупы прикосновение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная?

Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.

ЗАДАНИЕ II.

1.Поместите пиявку стеклянную банку, заполненную водой.

2.При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание

на форму и окраску тела, число и расположение присосок. Постарайтесь

измерить длину пиявки в её спокойном состоянии.

3.Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.

4.Попытайтесь мягкой кисточкой сбросить пиявку в воду со стенки банки.

5.Понаблюдайте за перемещением пиявки в банке с водой.

Опишите движение пиявки.

6.Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.

ЗАДАНИЕ III.

1.Рассмотрите с помощью лупы трубочника.

Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний

конец тела. Отметьте наличие щетинок.

2.Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе

или одиночно).Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

Таблица

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей

Характерные признаки Классы
Дождевые черви Пиявки Трубочник
1.Среда обитания    
2.Форма тела    
3.Окраска тела    
4.Размеры тела    
5.Особенности строения    
6.Движение    
7.Питание    
8.Дыхание    

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

Тема: Особенности строения жизни моллюсков

Цель:выявить характерные черты строения двустворчатых и брюхоногих

моллюсков и их приспособленность к среде обитания.

Оборудование:чашки Петри с раковинами и живыми моллюсками.

Ход работы

Задание I.

1.Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы:

брюхоногих и двустворчатых.

2.У брюхоногих отметьте:

наличие и отсутствие симметрии_______________________________________________

— вправо или влево закручена раковина___________________________________________

— имеется ли разница в числе завитков____________________________________________

— окраска ____________________________________________________________________

— размеры ____________________________________________________________________

— наличие выростов (бугорки, шипы т.д)__________________________________________

— перечислите из них виды, встречающиеся в нашей области _________________________

3. У двустворчатых моллюсков опишите:

наружный слой створок раковин ____________________________________

— внутренний слой раковины ________________________________________

— количество лет ___________________________________________________

— форма раковин ___________________________________________________

— окраска __________________________________________________________

размеры_________________________________________________________

4.Перечислите виды местных моллюсков.

ЗАДАНИЕ II.

1.Рассмотрите водных брюхоногих моллюсков: катушку и прудовика.

Сравните их строение и запишите результаты: Таблица

  Катушка Прудовик
Наличие раковины    
Форма раковины    
Наличие выступающих завитков    
Окраска    
Размеры    

 

2.Понаблюдайте за моллюсками, ползающими по стеклу.

— Опишите характер перемещения______________________________________________

— Понаблюдайте, поднимается ли моллюск к поверхности воды______________________

 

 

— если поднимается, то отметьте, через сколько минут подъем повторяется ____________________________________________________________________________

— наличие ноги________________________________________________________________

— наличие щупальцев на ноге____________________________________________________

— площадь подошвы ползающего моллюска_______________________________________

ЗАДАНИЕ III.

Наблюденияза наземными моллюсками.

1.Проведите наблюдения за голым слизнем, используя лупу.

Отметьте следующее:

— наличие раковины_____________________________________________

— наличие большого количества слизи на теле__________________________

— симметрия тела _________________________________________________

— отделы тела_____________________________________________________

— волнообразные сокращения мускулатуры подошвы____________________

— сколько щупалец на голове_____________________________________________

— наличие и вид ротового отверстия_______________________________________

 

2.Поместите к слизням кусочки капусты и томатов.

Наблюдайте :

— скорость перемещения _________________________________________________

— какую пищу предпочитают _____________________________________________

 

 

3.Используя лупу, проведите наблюдение за улиткой.

Укажите:

— наличие раковины _________________________________________

— симметрия тела____________________________________________

— наличие ноги с тёркой ______________________________________

— где держатся моллюски (на растениях, на земле, на стекле)

 

— дотроньтесь до моллюска мягкой кисточкой. Опишите реакцию моллюска.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы по работе (о приспособлениях моллюсков к обитанию в различной среде, о строении, о передвижении) ___________________________________

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Лабораторная работа № 6.

Тема: СТРОЕНИЕ КРУГЛЫХ ЧЕРВЕЙ

Тип ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ ЧЕРВИ (NEMATHELMINTHES)

Класс КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

Представители: Свиная аскарида, детская острица.

Цели: На примере аскариды и острицы ознакомиться с особенностями организации круглых червей, отметить особенности их более высокой организации по сравнению с плоскими червями и специфические особенности, связанные с паразитизмом. Освоить диагностику гельминтов по яйцам (капрологический анализ).

Материалы и оборудование: фиксированные аскариды (самец и самка), таблицы острицы, лупа, пинцет, ванночка, булавки, препаровальные иглы, колба с водой, микроскоп, микропрепарат смеси яиц различных гельминтов.

Ход работы:

  1. Рассмотреть внешнее строение аскариды. Определить самку и самца, выявить отличия между нами. Зарисовать, обозначив рот, анус, спинную и брюшную стороны.

  2. Изучить и зарисовать внутреннее строение аскариды, обозначив пищеварительную систему, валики гиподермы, каналы выделительной системы, брюшной нервный ствол, половую систему (яичники, яйцеводы, матки, влагалище).

  3. Рассмотреть микропрепарат яиц гельминтов при большом увеличении микроскопа.

  4. Определить яйца наиболее значимых в практическом отношении червей (аскариды, печеночного сосальщика, ланцетовидного сосальщика, кошачьего сосальщика, лентеца широкого, бычьего солитера, детской острицы, власоглава).

  5. Зарисовать яйца гельминтов, охарактеризовать каждое по следующему плану: размер, окраска, форма, структура оболочки, наличие или отсутствие крышечки, внутренняя структура яйца.

  6. Ответить на вопросы:

  • каковы черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями?

  • каковы черты приспособленности аскариды к паразитическому образу жизни?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Заполнить таблицу 1

Таблица 1

Сравнительная характеристика Плоских и Круглых червей.

Признаки

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Отделы и форма

тела

Кожно-мускульный мешок

Полость тела

Передвижение

Пищеварительная система

Выделительная система

Кровеносная система

Нервная система и органы чувств

Дыхание

Половая система. Развитие

Среда обитания

Тестовая контрольная работа

Задание 1. Отметить правильные положения знаком «+».

Вариант 1

  1. Круглые черви имеют тегумент.

  2. Под кутикулой круглых червей располагается эпителий.

  3. Полость тела круглых червей вторичная.

  4. Полость тела нематод называется схизоцель.

  5. Круглые черви передвигаются за счет биения ресничек.

  6. Выделительная система нематод протонефридиального типа.

  7. Пищеварительная система круглых червей состоит из перед­ней, средней и задней кишок.

  8. Половая система самок нематод парная.

  9. Для нематод характерно постоянство клеточного состава.

Вариант 2

  1. Под кутикулой нематод располагается гиподерма.

  2. Полость тела у круглых червей первичная.

  3. Пищеварительная система нематод состоит из передней и средней кишок.

  4. Полость тела нематод вторичная.

  5. Круглые черви передвигаются за счет сокращения мышц.

  6. Половая система самок нематод парная.

  7. Центральная нервная система нематод состоит из окологло­точного нервного кольца, брюшного, спинного, боковых нервных стволов.

  8. Для нематод характерно постоянство клеточного состава.

  9. Выделительная система нематод представлена кожными железами.

Задание 2. Отметить правильные ответы.

  1. Какова полость тела круглых червей? а) вторичная, б) первичная, в) заполнена паренхимой.

  2. Как происходит цикл развития ришты? а) в организме 2-х хозяев, б) в организме одного хозяина, в) в организме 2-х хозяев и во внешней среде.

  3. Какова кровеносная система круглых червей? а) замкнутая, б) незамкнутая, в) отсутствует.

  4. Для каких животных характерно постоянство клеточного сос­тава? а) ресничных червей, б) коловраток, в) нематод, г) полихет, д) пиявок.

studfiles.net

Урок 9. Тип Круглые черви. Л.Р. № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Круглые черви; отличия представителей круглых червей от плоских червей; образ жизни круглых червей; многообразие круглых червей

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите все правильные ответы.

1. Плоские черви характеризуются

А. наличием трехслойного тела Б. уплощенной формой тела

В. сквозной пищеварительной системой

Г. существованием свободноживущих и паразитических форм

2. Представители класса ресничных червей обитают

А. в водной среде Б. в наземно-воздушной среде

В. в почвенной среде Г. в организменной среде

3. Разветвленная пищеварительная система плоских червей обеспечивает

А. успешный захват пищи Б. быстрое переваривание пищи

В. выделение непереваренных остатков через рот

Г. доставку питательных веществ клеткам тела

4. Для ленточных червей характерны особенности:

А. наличие пищеварительной системы Б. длинное, плоское, членистое тело

В. паразитический образ жизни Г. гермафродитизм

5. Сосальщики, как и другие плоские черви:

А. плодовиты Б. могут жить в бескислородной среде

В. имеют не сквозную пищеварительную систему Г. являются паразитами

6. Ленточные черви удерживаются в теле хозяина благодаря

А. изгибам тела Б. присоскам и крючьям на голове

В. большой плодовитости Г. отсутствию пищеварительной системы

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Круглые черви

Где обитают круглые черви?

Какие виды круглых червей опасны для человека?

Общая характеристика. Все круглые черви имеют сходное строение: удлиненную форму тела, круглое поперечное сечение, двустороннюю симметрию. На переднем конце тела есть ротовое отверстие, ближе к заднему концу тела — анальное.

Тело состоит из двух слоев. Внутри тела находятся пищеварительная, выделительная и половая системы. Внутренняя
полость тела заполнена жидкостью, находящейся под давлением и обеспечивающей постоянство формы тела. Мускулатура располагается вдоль тела четырьмя тяжами и осуществляет движение червя. Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют. Нервные клетки сосредоточены в виде тяжей в мышечных валиках, на переднем конце тела имеется нервное кольцо. Обычно круглые черви разнополы Образ жизни. Представителей круглых червей можно встретить во всех средах обитания. Свободно живущие встречаются на дне морей и океанов, в пресных водах и почве. Многие круглые черви освоили для жизни разлагающиеся органические остатки животных и растений. Среди круглых червей много паразитов, обитающих в организмах растений и животных, например аскариды В настоящее время известно более 20 тыс. видов круглых червей.


 

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей

Оборудование:

микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, куль­тура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид, микро­препараты круглых червей — паразитов растений и животных.

Ход работы

Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживу­щих нематод, выращенную на белом хлебе.

    Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений.

    На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

      Отметьте, в чем их различие, в чем сходство с теми круглыми червя­ми, которых вы только что рассматривали.

      Опишите их.

      Название

      Количество

      Размеры

      Окраска

      Характер движений

      Тип Круглые черви | Биология 7 класс #14 | Инфоурок

       

       

       

      Круглые черви. Аскарида

       

       

       

      Круглые черви

       

       

       

      Тип Круглые черви (экспресс Зоология) подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Биология

       

       

       

      Рубрика «Знаете ли вы, что…»

      Паразитируя в организмах животных и людей, нематоды освоили почти все системы внутренних органов хозяина: кровеносные и лимфатические сосуды, головной и спинной мозг, подкожную клетчатку, внутреннюю среду глаз, мышцы, сухожилия, кишечник, легкие, сердце и др.

      Самостоятельная работа

      Ответить на вопросы

      Чем отличаются круглые черви от плоских?

      В чем сходство плоских и круглых червей?

      Какие круглые черви встречаются в той местности, где вы живете? Рассмотрите предложенные вам микропрепараты паразитических ви­дов с помощью микроскопа.

      Выявите сходство и различие сначала во внешнем строении и величи­не разных видов, а затем — во внутреннем строении их.

      Ресурсы

      Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

      Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

      Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

      В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

      Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

      Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

      http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

      Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

      Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

      Хостинг презентаций

      — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Лабораторная работа №1 по теме «Изучение строения кольчатых червей»

      Класс: 7

      Тема: Лабораторная работа №1 по теме «Изучение строения кольчатых червей»

      Орг момент: взаимное приветствие.

      Проверка знаний: опрос по теме тип кольчатые черви.

      1. На какие отделы можно разделить тело кольчатого червя? (головной, туловище, хвостовой)

      2. Почему им дали такое название (их тело состоит из сегментов)

      3. Размеры? (0,5 мм-3 м)

      4. Симметрия (двухстороняя)

      5. Из скольких слоев клеток состоит их тело (из трех)

      6. Какие мыщцы у них есть (кольцевые и продольные)

      7. Параподии (что-то подобие ног)

      8. Что появляется впервые (кровенгосная система)

      9. Из каких частей состоит пищеварительная система? (рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, средняя и задняя кишка, анальное отверстие)

      10. Дыхание?

      11. Нервная система? Окологлоточное нервное кольцо с ответвлением в каждом сегменте)

      12. Размножение? (бесполое и половое)

      13. Что такое поясок? (место куда поступают оплодотворенные яйцеклетки).

      Тип кольчатые черви:

      Класс многощетинковые (живут в воде, хищники, развитие с чередованием поколений)

      Класс малощетинковые (

      1. Где живут? В воде и на земле

      2. Размеры? До 49 см

      3. На какой глубине зимуют? На глубине 5-6 м и более.

      4. Что такое диапауза? (ччерви уползают на глубину, сворачиваются в клубок, образуют защитную капсулу)

      К олигохетам относится дождевой червь.

      Лабораторная работа №1

      «Изучение строения кольчатых червей»

      Цель работы: изучить строение дождевого червя.

      Приборы и материалы: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.

      Ход работы

      1. Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

      (Форма тела — гладкое, скользкое, имеет цилиндрическую форму и состоит из сдельных колец – члеников)

      Окраска — дождевой червь имеет красновато-коричневую окраску, его брюшная сторона немного светлее остального тела.

      Размеры: Взрослые дождевые черви бывают 15 – 30 см в длину)

      1. Найдите голову, поясок, кольца, анальное отверстие.

      Подпишите части червя на рисунке

      1. . Параподии (щетинки) дождевого червя выполняют такую функцию движения.

      2. Такая форма тела червя объясняется образом его жизни, она облегчает передвижение в почве. Число члеников может достигать 200.Тело дождевого червя имеет обтекаемую форму,круглoe в поперечном сечении и лишено каких-либо выростов, наличие которых могло бы препятствовать свободному передвижению червя в почве. 

      3. Соотнесите часть червя с выполняемой функцией.

      1. Параподии (щетинки) дождевого червя выполняют такую функцию:

      А) захват пищи

      Б) кровообращение

      В) обеспечение движения

      2. Поясок дождевого червя выполняет функцию:

      А) захват пищи

      Б) выделительная

      В) принимает участие в размножении

      3. Для всех представителей типа Кольчатые черви характерны такие особенности:

      А) одноклеточность

      Б) деление тела на сегменты

      В) отсутствие кровеносной системы

      Вывод: о том как форма тела червя помогает ему в движении.

      Класс пиявки

      1. Сколько сегментов у класса пиявки? 33

      2. Зачем нужны присоски? Прикрепляются к телу жертвы.

      3. Способ питания: хищники или паразиты.

      4. Где живут? В основном в пресных водоемах.

      5. Анабиоз? Замедленны основные процессы жизнедеятельности.

      6. Герудин? Особое вещество, которое препятствует свертывованию крови.

      Вопросы для закрепления

      1.В богатых перегноем почвах живет один из представителей класса кольчатых червей – дождевой червь. 
      2. Он относится к типу малощетинковых червей. 
      3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 
      4. Кровеносная система у них незамкнутая. 
      5. Дождевые черви гермафродиты. 
      6. Развитие у них прямое.

      C 2 № 11011. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

       

      1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.

      2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.

      3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.

      4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.

      5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

      Пояснение.

      1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;

      2) 4 — кольчатые черви имеют имеют полость тела;

      3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

      Домашнее задание: Параграф 10, пересказ

      infourok.ru