Биология пономарева учебник – Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9)

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9)

Содержание учебников распределено в соответствии с концентрическим принципом: в рамках курса с 5 по 8 класс последовательно изучаются блоки «Растения», «Животные» и «Человек», а в 9 классе раскрываются общебиологические закономерности. В 5 классе происходит знакомство с новым предметов, школьники узнают о разнообразии форм жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о влиянии человечества на живую природу. Учебники для 5 и 6 класса предполагают, что изучение биологии отводится 1 час в неделю, пособия для 7–9 классов рассчитаны на 2 урока в неделю. Практические работы помогут развить прикладные навыки, а рабочие тетради — разнообразить формы работы, проконтролировать усвоение знаний.

Программа курса биологии в основной школе даётся с двумя вариантами планирования. Концентрический курс предполагает последовательное изучение традиционных блоков «Растения», «Животные», и «Человек». При этом общие биологические закономерности изучаются отдельным блоком в 9 классе.

Распределение содержания по годам обучения в данной линии учебников осуществляется следующим образом:

  • Учебник «Биология. 5 класс» И. Н. Пономаревой, И. В. Николаева, О. А. Корниловой рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в живой природе.
  • Учебник «Биология. 6 класс» И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю и посвящен изучению растений.
  • Содержание учебника «Биология. 7 класс» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко, который рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю, посвящено изучению животного мира.
  • Учебник «Биология. 8 класс» А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша содержит сведения о строении и функциях человеческого организма. На изучение этого курса отводится 2 часа в неделю.
  • Учебник «Биология. 9 класс» И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой) , рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю . Учебник обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.

В учебники включены лабораторные и практические работы, позволяющие подтверждать теоретические сведения на практике, закреплять полученные знания и развивать практические навыки и умения.

Рабочие тетради содержат задания, позволяющие учителю организовывать разнообразную работу учеников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний.

В содержание методических пособий включено планирование курса биологии, методические рекомендации к темам и урокам, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

rosuchebnik.ru

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9)

В линейном курсе блоки «Растения», «Животные» и «Человек» изучаются последовательно, общебиологические закономерности рассматриваются в рамках каждого класса. В 5–6 классах школьники знакомятся с общими понятиями в рамках 1 часа в неделю, далее предполагаются занятия по 2 часа: 7 класс посвящен рассмотрению растений, грибов, лишайников и бактерий, 8 класс — изучению животного мира, учебник для 9 класса включает сведения о строении и функциях человеческого организма. Разнообразить работу и закрепить материал помогут рабочие тетради, в которых также содержатся задания для контроля знаний.

Линейный курс предполагает последовательное изучение традиционных блоков «Растения», «Животные» и «Человек». При этом общие биологические закономерности интегрированы в каждый курс биологии, начиная с 5 класса.

Распределение содержания по годам обучения в данной линии учебников осуществляется следующим образом:

  • Учебник «Биология. 5–6 класс» Т. С. Суховой, В. И. Строганова рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю. Он вводит учащихся в мир общих биологических понятий.
  • Учебник «Биология. 7 класс» И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю и посвящён растениям, грибам, лишайникам и бактериям.
  • Содержание учебника «Биология. 8 класс» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко, который рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю, посвящено изучению животного мира.
  • Учебник «Биология. 9 класс» А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша содержит сведения о строении и функциях человеческого организма. На изучение этого курса отводится 2 часа в неделю.
  • Рабочие тетради содержат задания, позволяющие учителю организовывать разнообразную работу учеников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний.

В содержание методических пособий включено планирование курса биологии, методические рекомендации к темам и урокам, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Соответствует ФГОС.

rosuchebnik.ru

Учебник Биология 9 класс Пономарева Корнилова Чернова

Учебник Биология 9 класс Пономарева Корнилова Чернова — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Н.М. Чернова Биология И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Н.М.Чернова Биология 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Издание пятое, исправленное Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой I Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 ББК 28.0я72 П41 Учебник включён в федеральный перечень Главы 1-8 написаны И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, глава 9 — Н.М. Черновой, И.Н. Пономаревой Пономарева И.Н. П41 Биология : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова ; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. — 5-е изд., испр. — М.: Вентана-Граф, 201.8. — 240 с.: ил. ISBN 978-5-360-0410.8-0 Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.). ББК 28.0я72 Как работать с учебником Изучение материала начинайте с просмотра терминов и выводов в конце главы. Это поможет вам целенаправленно работать с текстом, выделяя в нем главное. Когда читаете параграф, внимательно рассматривайте иллюстрации. Одновременно развивайте у себя умение использовать знания по биологии, приобретенные в 6-8 классах. Термины, которые надо запомнить, даны жирным шрифтом. Восклицательным знаком (!) обозначены важные положения и выводы. Термины и понятия, на которых следует остановить свое внимание при изучении материала, выделены светлым курсивом. Часть текста дана шрифтом, отличным от основного. Этот материал предназначен для тех, кто хочет больше узнать о живой природе. Каждая глава .завершается перечнем вопросов и проблем для обсуждения. С их помощью вы проверите, как усвоен изученный материал. Здесь же представлен список основных понятий, необходимых для запоминания. В конце учебника приведен указатель основных терминов. ISBN 978-5-860-04108-0 © Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., 2004 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 © Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., 2012, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2012, с изменениями Глава 1 Введение в основы общей биологии Изучив главу, вы сумеете: • объяснить, что такое наука биология, и пояснить назначение курса «Биология» для 9 класса; • выделить общие свойства живого; • описать организм как биосистему; • различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации. Биология — наука о живом мире Биология кок наука. Биология изучает живой мир нашей планеты. Название этой науки произошло от двух греческих слов; bios — «жизнь»; logos — «учение». Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхож,дение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой. Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества — оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу, чем лечиться, из чего изготовлять одежду, охотничьи приспособления и другие орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали, передавали из поколения в поколение, позднее начали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, указывать места обитания, особенности использования, способы выращивания — культивирования. Из литературных памятников египтян, вавилонян, евреев, индийцев, китайцев известно, что уже в древние времена люди многое знали о строении растений и животных, применяли эти знания в медицине и сельском хозяйстве. Например, на клинописных табличках (XIV в. до н. э.), найденных в Месопотамии, есть сведения о различных растениях и животных, о делении животных на плотоядных и травоядных, а растений — на деревья, овощи и лекарственные травы. В древнеиндийских памятниках «Махабхарата» и «Рамаяна» (VI-II вв. до н. э.) говорится о повадках и образе жизни более 50 видов животных и о свойствах многих растений. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева различных культурных растений, перечисляются животные — вредители урожая. Первой энциклопедией, содержащей сведения о природе, можно считать 37-томный труд римского писателя и ученого Плиния Старшего (I в. н. э.) «Естественная 3 история». Кроме знаний по искусству, истории и быту Древнего Рима в этой работе изложены многочисленные сведения о растениях, животных (культурных и диких). В работе Плиния Старшего и в последующих трудах по естественной истории помимо достоверных сведений о растениях и животных содержалось много вымышленных, поскольку методы биологических исследований были еще несовершенны и сводились в основном к описанию и систематизации наблюдаемых природных явлений. Естественной историей с того времени вплоть до XIX в. стала именоваться область знаний о живой природе. Термин «биология» впервые был употреблен в 1779 г. немецким профессором анатомии Т. Рузом. В 1802 г. французский нат)ралист Ж.Б. Ламарк предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы. Методы исследования в биологии. Исследования по биологии проводятся непосредственно в природе (наблюдения, описания, сравнение, измерения, мониторинг) или в лаборатории (эксперименты, моделирование). Биология, в отличие от естественной истории, наряду с описанием и систематизацией широко использует aHiuiHTHnecKHe и сравнительные, исторические, экспериментальные методы исследования и применяет их в комплексе. Благодаря этому она открывает закономерности проявлений жизни и ее развития, устанавливает принципы систематизации живых сугцеств, особенности существования и взаимодействия организмов и их сообществ (живых систем) в изменяющихся условиях окружающей среды. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение. Вот почему добытые биологией знания жизненно важны для каждого человека. Современная биология. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных — зоология, анатомо-физиологические свойства человека — биологам человека, бактерии — микробиология и т. д. Для современной биологии характерно глубокое взаимопроникновение идей и методов биологических и других наук. Наиболее тесно биология связана с потребностями человека в пищевых продуктах и лекарствах, в безопасной для жизни среде (сельское хозяйство, охрана природы, медицина). Обогащение биологии идеями и методами других наук, открытия в различных областях человеческой дея-Жан Батист тельности, новые выводы и проблемы жизни Ламарк (1744-1829) и особенно практические .запросы людей определя- ют направления дальнейшего развития биологических наук. Так, изу

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Биология 7 класс Пономарева Корнилова Кучменко

Алгоритм успеха И.Н. Пономарёва О.А. Корнилова В.С. Кучменко Биология класс Учебник для учащихся общеобразовательных организаций Под редакцией доктора педагогических наук, профессора И.Н. Пономарёвой Г» г Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Издательский центр «Вентана-Г раф» 2014 ББК 28.5я72 П41 Учебник включён в федеральный перечень Пономарёва И.Н. П41 Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; под ред. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2014. — 272 с. : ил. ISBN 978-5-360-04785-8 Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Представленный в нём курс биологии посвящён изучению растений, бактерий, грибов и лишайников, рассчитан на 2 ч занятий в неделю (70 ч в год). В основе концепции учебника — системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. Учебник даёт возможность углублённого изучения биологии в 7 классе. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.). ББК 28.5я72 Учебное издание Пономарёва Ирина Николаевна Корнилова Ольга Анатольевна Кучменко Валерия Семёновна Биология 7 класс Учебник для учащихся общеобразовательных организаций Редактор И.С. Козлова. Художественный редактор В.Ю. Стеблева Внешнее оформление В.Ю. Стеблевой. Компьютерная вёрстка Л.Л. Исаковой Технические редакторы ЕЛ. Урвачева, Л.В. Коновалова Корректоры Ю.С. Борисенко, О.Ч. Кохановская, О.А. Мерзликина Художники: Л.Е. Максимова, АЛ. Хомич, Е.Е. Исакова. А.В. Ер.чаков, ИЛ. Жиличкин, А.В. Юдин, Л Л. Александрова. О Л. Маланчева Фотографии: И.И. Пономарёва, В.А. Смирнов, А.А. Хо.чич, В.А. Андрианов, О.В. Гуева. ООО «ТРИ КВАДРАТА», «Фотобанк Лори» (Я. Александрова, V. Никифорова, В. Аксёнов, Т. Kulikoi-a, А. Ро.чанов, В. Бабич)’ Подписано в печать 21.03.14. Формат 70×90/16. Гарнитура Journal Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Печ. л. 17,0. Тираж 35 000 экз. Заказ N» 37380 (П-см). ООО Издательский центр «Вентана-Граф» 127422, Москва, ул. Тимиря.зевская, д. 1, стр. 3. Тел./факс: (495) 611-15-74, 611-23-59 E-mail: [email protected] http://www.vgf.ru Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство „Высшая школа»» , 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1. Тел.: +7 (4812) 31-11-96, факс: +7 (4812) 31-31-70 E-mail: [email protected], http://www.smolpk.ru © Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., 2014 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 ISBN 978-5-360-04785-8 Предисловие Дорогие друзья! В 7 классе вам предстоит изучать предмет, который называется биология. Большая часть учебного времени в предлагаемом вам учебнике отводится изучению свойств и многообразия растений, которым принадлежит ведущая роль в жизни человека и всей планеты. Изучение курса биологии вы начнёте с общего знакомства с растениями, их многообразием и строением. Вы познакомитесь с различными представителями растительных организмов: от древних примитивных обитателей нашей планеты — водорослей и мхов — до наиболее развитых — цветковых растений. Вы узнаете, как растения питаются, дышат, размножаются, растут и развиваются. В конце курса кратко излагается материал о бактериях, грибах и лишайниках, их свойствах и значении для природы и человека. В начале каждой главы учебника перечислены основные вопросы, отражающие её содержание. Они дадут общее представление о материале, который вам предстоит изучить, будут способствовать его лучшему восприятию и усвоению. В начале каждого параграфа в рубрике «Вспомните» представлены задания, которые помогут вам вспомнить уже изученное в предшествующих параграфах и главах учебника. Каждый параграф завершают вопросы и задания для самоконтроля. Основные понятия курса биологии, которые вам нужно знать, выделены в тексте полужирным курсивом и приведены в конце каждого параграфа. Понятия, на которые следует обратить внимание, а также видовые названия растений выделены светлым курсйвом. В конце каждого параграфа в рамке даются основные выводы. Формулировки, требующие особого внимания, вынесены в специальный абзац и отмечены следующим образом После некоторых параграфов учебника приводятся интересные и любопытные факты — дополнительный материал, запоминать который необязательно. Этот текст набран особым шрифтом и отмечен зна- ком При изучении биологии вам пригодится ваш жизненный опыт, а также знания, полученные на уроках природоведения и географии. Мы надеемся, что на уроках биологии вы дополните эти знания в ходе 1* организованной и самостоятельной работы. Для этого в конце каждой главы в модуле «Подведём итоги» предлагаем вопросы и задания, которые помогут вам развить творческое мышление, самостоятельность в поиске знаний, применении их на практике, а также оценить, насколько успешно вы усвоили новый материал. Постарайтесь творчески отнестись к выполнению исследовательских заданий. Вопросы и задания рубрики «Обсудите проблему в классе» позволят вести дискуссию, диалог с вашими друзьями, одноклассниками, учителями и родителями. Это потребует от вас умения слушать и понимать собеседника независимо от того, совпадает ли его точка зрения с вашей или нет. Рубрика «Выскажите своё мнение» поможет научиться ясно излагать свои мысли и доказывать их правоту, а рубрика «Ваша позиция» — определить своё поведение в природе и выразить свой взгляд на важные проблемы биологии и охраны природы. Рубрики «Учимся создавать проекты, модели, схемы» и «Темы проектов» позволят вам начать самостоятельную творческую работу, управлять ею на всех этапах — от постановки цели до получения конкретного результата. Вы научитесь действовать в соответствии с заданной целью, находить ошибки и исправлять их в процессе выполнения работы. Это потребует определённых усилий, поскольку начинать дело и доводить его до конца очень непросто. Большинство предложенных заданий можно выполнять во время домашней работы и на уроках при обобш;ении изученного материала. В учебнике есть задания, предусматривающие работу с Интернетом. Для их выполнения следует находить соответствующие учебнопознавательные и научно-популярные сайты. Интересные сведения по биологии можно найти на сайтах: http://www.unnaturalist.ru, http://www.herba.msu.ru, http://www.priroda.clow.ru. Для закрепления и лучшего понимания теоретического материала проводятся лабораторные работы. Учебник завершают задания на лето, выполнение которых будет способствовать углублению и расширению ваших знаний о природе и развитию ценностного отношения ко всему живому на Земле. В конце учебника приведён словарь терминов, который поможет вам вспомнить их значение и будет полезен при самостоятельной работе. Мы надеемся, что настоящий учебник биологии станет для вас проводником при занимательном путешествии в мир полезных и интересных знаний о живых организмах. Введение. Общее знакомство с растениями Изучив материалы главы 1, вы сумеете охарактеризовать: • предмет науки биологии; • особенности строения растительного организма; • многообразие растений на Земле. Вы научитесь: • сравнивать и определять семенные и споровые растения; • объяснять особенности строения живой клетки;

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Биология 6 класс Пономарева

Учебник Биология 6 класс Пономарева — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

И.Н. Пономареаа О.А. Корнилоаа В.С. Кучмвнко Биология Бентано-Граф libK 2М Г1м72 IMI INI Учебник кключгн в федеральный перечень Пономарева И.Н., Корнилова О^., Кучменко В.С. Ьналита: б класс: Учс^бнпк .1ля учащихся o6iueo6|>:«;io№i-KviiiHiiix учреждений / Подред. пр. И.Н. Понома|М’ной. -.Чч* H.W., ие|К‘раГ>. — М.: Вс’итанаТраф. 2004. — 2-Ш с.: ил. ISKN MTH-.’i-.Ч.и к-мий Гмкм‘рнГ|, 1|М|Гм1П, jiitmaiimiKon. Н нем piuiimiiirixя ко1И|(-п1Щя, :м-доженнли и учебнике ,vi« Г» клагс.1 -11|>иродо|>едс1те- (лит. Г.(‘ (^у-КОП.1. It.И (.1|и)г.1иои), Иогипиеконцетиш —С11гтеммост])\к’П|>11мoiimmm:i. рас 1|>етиенны\ об|м-.uin,m‘naпбрл.топ.1|1ня (2ieAiHH> для V4aii|Hxt и б клипа »6mr(>6piLMiiuTr.iijiux учрежтениО 1’|1 // НУ Ни>чш1чк Itiirmiire ixjMiim.irttite C M. Кочгткитш Худокнннн ЛЯ. Atfut niHiiHma, И.М. Hay.Momt. Л.В. НМи». t.B. И ичтчт Чулимп 1ИГ11Н140 |>ел4кт Л.М Кшимаючп К»|*|и-к1р|4 И.С, JlMumpurfut, Е.В. Илг.\ано«а 11«H|Hrriua liyuara oc^treniaji 1.11сч. л. 15,0. Тираж 55 (ИМС.жт ИГ2 (ММ) ll.vMtr 114мпй iiemp •Нгитана Граф». 137422. Mockiu. уа. Гнмм|м.1>ч1гк.1м. д, l.kiip» 5 |гл. ‘фак1: (4′.15) (И 1-1.V74, 01 l•ЗI-56. F.-mail: inloярск. уя. 1Ччтблнки. .51 |ел ; (5913) 35-.57-HI, F.-inail; |)dii(n pic-ofxei.ni ISBN 97K-S-360-0079I-3 6 И.II. Пономлрепл. О.Л. Корнн.юпл, В.С. Кучменко. 199‘.» О И:«датс.1ьекий цент|> •Kem.Hi;el|i;H|i-О И.Н. Пономарева. ОЛ. Ко|мт.юва. В.С. Кучменко, нерерабогк:!. 34МЖ (£) Иадательскин ueinp -Beirntii.i-IlKMlT., I’.W*» |1г|м’|мбо|11Л. ‘ДИМ Как работать с учебником Тгмы, и:лой — органическим миром. Это различные растения, животные, грн-Лы, бактерии. Да и сами люди — представители органического мира. |()олм и ее ра.чноо()рн.’зваться но всем мире Ю1к иа.твлиис науки о жнтэй прир|деляет несколько царств живых организмов; Животные, Растения, Грибы, Бактерии. Вирусы и др. В л;н1Ном курсе вы будете изучать царства; Растения, Бактерии, Грибы. ‘1тобы сохранить живую природ)’ во всем ее многообразии, н)-жно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе, в каких условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они по земной поверхности, какую роль играют в природе. в чем их ценносгь для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию. Царство растений. Знакомство с наукой биологией в школе начинается с изучения царства растений. Всюду можно видеть разнообразие растений. Они встречаются по всему земному шару: на суше, в воде, лесах, болотах, на лугах, в степях, садш, парках. У растений много общих признаков; почти все они ведут неподвижный образ жизни, имеют хлорофилл и способны на свету образовывать органические вещества. Именно поэтому они принад.леасат к одному’ царству живой природы — царству растений. I Наука. и.’)учаи1|цая царство растений, назы-вас-гся ботаникой (от греч. ботане — ва*, «рас’гение»). Ботаника занидпает особое положение в истории розвития знаний о природе. С древнейших времен люди многое знали о свойствах растений (рис. 1), использовали их для еды, получения текстильных тканей, постройки и обогрева жилицу изготовления оружия, орудий труда, музыкальных инструментов, красителей, ядов, лекарств и многого другого (рис 2). Люди каменного веко не только собирали растения, но и выращивали некоторые из них около своих обиталищ. В бронзовом веке, примерно 10-12 тыс. лет назад, когда зародилось земледелие, появились и первые культурные растения (рис. 3). Культуршими растенимми называкгг растения, выращиваемые человеком для удов.че-тнорения CBCJHX псзтребностей. Они очень ра.з-нообразны, их многочисленные сорта созданы человеком, но все они происходят от дикорастущих растений (рис. 4). Риг. I. Тл:итк — бог дождя у древних ацтеков — с iioCeixjM кукурузы в левой руке Рис. 2. Ландшафт Древнего Египта. На перелнем плане — лотос и папирус, на .«днем — пшеннца на по,1ях Риг. S. Культл’рпыс растения: 1 — огурец: 2 — моркош.: 3 — птеница: 4 — фих1ка Т|)гХ1|1мтная; 5 — лемляника саловая: 6 — овес; 7 — ананас Рис. 4. Дикорастушнс рас гения; 1 — одуианчик: 2 — боярышник: 3 — тийся дар к|>асио|к*чии. Мстч)рия ботаники показывает, как наука з;«- Рис. 5. Тсси}>раст (ок. 372-2X7 гг. до It. а.) — один из первых (ютаииков лрс1111(нт11: жил u.(\4biiiux родилась из обобщения практических aiiaiiiiii человека по возделыванию растений и использованию их дзя ра.х1ичных це.зей, а также н.з на блюдений ученых .за дикорастузцнми [>астеиими. К нлстоя|цее время боз-аники и.зучают .саконы жизни растений, их внешнее и внутреннее строение, процессы размножения и жизнедеятельности, распространение по .земной новерхности, условия выращив;тия. BX’uiMCM’BHait с д|)у|’имн живыми организмами и с окружающей средой. Теперь о растениях говорят как об основе жизни всего органического ми[>а. В самом дс*ле, живые расгения и их огжившие и оиавшие час

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Биология 10 класс Пономарева Корнилова Лощилина

Учебник Биология 10 класс Пономарева Корнилова Лощилина — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

ББК 28.0я72 П41 Учебняк включён в федеральный перечень Пономарёва И.Н. П41 Биология : 10 класс : базовый уровень : учебник для учащихся (>бщсч)6разивате.’1ьных л^реждсний / И.Н. Понома- Кёва, О.А. Корнилова. Т.Е. Лощилина ; под ред. тх>ф. [.Н. Пономарёвой. — 2ч;иэд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2010. — 224 с.: ил. ISBN 978-5-360-02111-7 Учебный курю общей биологии, представленный в данном учебнике, раскрывается на основе знаний, полученных учапщмися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии. Свойства живой материи рассматриваются на разных уровнях её организации; в курите 10 класса представлены три из них, начиная с высшего: биосферный, биогеоценотический и популяционно-видовой. Изложение основ различных биологических наук осуществляется в интегрированном виде, что способствует обобщению ранее изученных знаний и пониманию биологического смысла общих закономерностей жизни. Учебный материал разделён на два образовательных компонента; обязательный (при изучении предмета 1 час в педелю) и дополнительный (при изучении предмета 2 часа в неделю). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного. Соответствует федеральному компоненту государкггвенных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 г). ББК 28.0я72 Условные обозначения Материал для базового уровня Материал, который может быть использован как дополнительный Материал, на который следует обратить особое внимание ISBN 978-5-.360-02111-7 © Пономарёва И.Н., Корнилова ОА., Лопгилина ТЕ., 2002 © Издательский центр «Вентана-1фаф», 2002 © Пономарёва И.Н., Коршилова ОА., Лощилина Т.Е., 2007, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Гр»аф», 2007, с изменениями Глава 1 Введение в курс общей биологии Изучив материал главы, вы сумеете охарактеризовать: • содержание и построение курса общей биологии; • основные свойства живой материи; • понятия «биосистема» и «стр)тсгурные уровни организащзи жизни». Для изучения содержания этой главы вспомните материал курса биологии 9 класса (раздел «Введение»). Содержание и структура курса общей биологии Биология — наука о жизни. Термин «биология» (греч. bios — «жизнь»; logos — «наука») ввел в науку французский ученый-эволюционист Ж.Б. Ламарк в 1802 г. Однако становление самой науки началось гораздо раньше. Сведения биологического характера можно обнаружить в религиозных трактатах, трудах философов и натуралистов Древнего мира. Живое всегда интересовало человека. Людям необходимо было знать, какие организмы можно употреблять в пищу, из чего можно изготовить одежду, построить жилье, получить лекарственные средства и т. д. Долгие годы биология ограничивалась наблюдением, и,зучением, описанием и классификацией представителей животного и растительного мира, т. е. являлась описательной наукой. Это был период естественной истории. По мере накопления фактического материала биология разделилась па несколько исо1едовательских областей. Строение и жизнедеятельность растений стала изучать ботаника, сведения о животных собирались и систематизировались зоологией, о бактериях — микробиологией. Индивидуальные и общие свойства живых организмов, их многообразие и взаимодействие с окружающей средой, законы развития жизни на Земле исследовались разными областями биологии. Современная биология состоит из целого ряда взаимосвязанных специализированных наук: ботаники, зоологии, анатомии, морфологии, физиологии, генетики, экологии и др. Современная биология опирается на достижения других естественных наук — физики, Жан Батист Иьер Ла.марк (1744—1829). Французский естествоиспытатель, изучал медицину, зоологию, ботанику, палеонтологию. Предложил термин «биология» и создал теорию развития живой природы химии, математики. В результате интеграции этих наук выделились пограничные области биологии, изучающие физико-химические и молекулярные основы живого: биофизика, биохимия, молекулярная биология и др. Для изучения основных и общих биологических понятий в школе был со.здан специальный учебный курс общей биологии, раскрывающий наиболее сутце-ственные свойства живой природы и их значение для жизни человека. Биология является теоретической основой для таких отраслей науки, как селекция микроорганизмов, растений и животных, медицина, а также для производства, которое непосредственно связано с различными живыми организмами (биотехнология, сельское хозяйство и т. д.). XX в. для биологии как науки был чрезвычайно плодотворным. Выявлены закономерности процесса эволюции и передачи наследственной информации, раскрыты свойства и характер воспроизводства биосистем, установлен механизм фотосинтеза, определены экологические законы жизни природы и существования биосферы, исследованы особенности стр^тстур-ных уровней живой материи. Именно в этом веке биология перестала быть описательной натурфилософской областью знания, перюйдя в разряд фундаментальных наук, заняв среди них лидирующее место. Биология формирует представления о закономерностях существования природы и человека как ее части, раскрывает структуру живого мира, направления его ргывития во взаимодействии с обществом и окружающей средой. Содержание курса. Изложение учебного .материала курса построено по структурным уровням организации живой материи. Такой подход позволит интегрировать основные естественнонаучные сведения и осознать целостность мира. В центре нашего внимания будут следующие вопросы: связь биологии с экологией, географией, химией, физикой, историей, философией, этикой, эстетикой, кибернетикой, правом и другими областями знаний; биологические знания как часть культуры, их связь с гуманитарными проблемами, этикой и нравственностью; достижения практической биологии и основы рационального природопользования; обеспечение безопасной жизнедеятельности человека и живой природы. Содержание курса биологии в данном учебнике отражает два уровня изучения биологии в старшей школе — основной и дополнительный. Весь материал, представленный в учебнике, раскрывается на основе базовых биологических знаний, полученных в предшествующих классах, особенно при изучении основ общей биологии в 9 классе. В учебнике выделены два компонента содержания: красным цветом — параграфы для базового уровня и.зучения биологии, а зеленым — параграфы, содержащие материал, дополняющий базовые знания. Оба компонента содержания раскрывают биолого-экологические, натуралистические, теоретические и прикладные вопросы общей биологии, служат основой для обсуждения эколого-гуманистических и культурологических аспектов биологии. Кро- ме того, в параграфах есть познавательный материал, не обязательный для изучения, — он дан шрифтом, отличным от основного. 1. Поясните, что вы будете изучать в курсе общей биологии. 2. Поче.му XX в. считают веком биологии? 3. Какое приложение находят биологические знания в гуманитарных областях человеческой деятельности? Приведите примеры. Основные свойства жизни Понятие биосистемы. По современным представлениям, живая материя существует в форме живых систем — биосистем. Вспомним, что системой называют целостное образование, созданное множеством закономерно связанных друг с другом элементов, выполняющих особые функции. Живыми системами, или биосистемами, являются клетки и организмы, виды и популяции, биогеоценозы и биосфера (всеобщая, глобальная биосистема). В этих разных по сложности биосистемах жизнь проявляется целым рядом’ общих свойств живой материи. Свойства жизни. В биологии с давних пор свойства живого традиционно рассматриваются на примере таких биосистем, как организм. Все живые cyniecT-ва (как одноклеточные, так и многоклеточные) обладают следующими отличительными свойствами: обменом веществ, раздражимостью, подвижностью, способностью к росту и развитию, размножением (самовоспроизведением), передачей свойств от поколения к поколению, упорядоченностью в структуре и функциях, целостностью и дискретностью (обособленностью), энергозависимостью от внешней среды. Живым существам также свойственна специфичность взаимоотношений между собой и со средой, что обеспечивает им подвижное равновесие (динамическую устойчивость) существования в природе. Эти свойства считаются универсальными, так как характерны для всех организмов. Некоторые из названных свойств также могут быть и в неживой природе, однако все вмес те они характерны только для живого. Охарактеризуем кратко эти свойства. Единство химического состава. Живые организмы состоят из тех же химических элем

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник по биологии 9 класс Пономарева Корнилова Чернова читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по биологии за 9 класс — Пономарева Корнилова Чернова. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107;

108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com