Биология драгомилов 8 – Гдз по биологии 8 класс Драгомилов, Маш

Рабочая программа по биологии (8 класс) на тему: Планирование Биология 8 класс, Драгомилов А.Г. (2 часа в неделю)

Тема урока.

Тип урока.

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата

Организм человека. Общий обзор.

(6 ч., л/р — 2)

1.

Введение. Биосоциальная природа человека.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Знать: методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Уметь: Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

стр. 3-5, в. 4-5

2.

Наука об организме человека.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Знать: методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Уметь: Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Гл. 1, § 1 рис. 1-2, в. 1-4

3.

Структура тела. Место человека в живой природе.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Знать: особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Уметь: Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

§ 2, табл. 1, в. 1-3

4.

Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность.

Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Комбинированный урок

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма   (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Знать:

— органоиды клетки

-процессы жизнедеятельности клетки

-роль ферментов в процессе обмена веществ;

-сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Уметь: Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки

Сравнивать клетки растений, животных и человека.

§ 3, рис. 3-6, в. 5-8

5.

Ткани.

Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Комбинированный урок

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Знать: определение понятия ткань; основные группы тканей человека;

Уметь: Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

§ 4, рис. 7-10, в. 1-7

6.

Системы органов в организме. Уровни организации организма.  Нервная и гуморальная регуляция.

Комбинированный урок

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга: чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция. Органы и системы органов.

Знать: понятия: Ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Уметь: Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

§ 5, рис. 11-12, в. 4-9

Нервная система.

(4 ч.)

7

Значение, строение и функционирование нервной системы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

Знать: понятие рефлекса, особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы

Уметь: Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Гл. 10, § 46, рис. 75, в. 1-6

8

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Комбинированный урок

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Знать: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Уметь: Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме.

§ 47, рис. 76, в. 1-3

9

Спинной мозг.

Комбинированный урок

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Знать: особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга.

Уметь: Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

§ 49, рис. 77-79, в. 1-3

10

Головной мозг: строение и функции.

Комбинированный урок

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть  особенности строения и отделы головного мозга а так же функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

§ 50, рис. 80-81, в. 1-2

Эндокринная система.

(3 ч.)

11

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Комбинированный урок

Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза; гормоны щитовидной железы (болезни: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, сахарный диабет). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

Знать: понятия железы внешней, внутренней секреции, гормоны; особенности строения и работы желез эндокринной системы; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез; роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Уметь: Различать железы внутренней и внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска  на здоровье.

§ 44, рис. 72, в. 1-5; § 45, рис. 73-74, в. 1-6

12

Нейрогормональная регуляция.

Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Знать: Гипоталамо-гипофизарная система. Нейрогормоны. Нервная регуляция, гуморальная регуляция.

§ 48, в. 1-5, повт. Гл. 9,10

13

Урок-зачёт «Нервная система. Эндокринная система»

Урок контроля и оценки знаний.

повт. Гл. 9,10

Опорно-двигательная система.

(10 ч., л/р — 2)

14

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Л/р №3 «Строение костной ткани» 

Л/р №4 «Состав костей»

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка. Суставная жидкость.

 Знать:

-особенности строения скелета человека;

-функции ОДС

Уметь: Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей

-между строением и функциями скелета.

Гл. 2, § 6, рис. 13-15, в. 6-10

15

Скелет головы и туловища.

Комбинированный урок

Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнее- и нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Знать: особенности строения скелета головы и туловища человека.

Уметь: Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

§ 7, рис. 18-23, в. 3-7

16

Скелет конечностей

Комбинированный урок

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхних конечностей(плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление к прямохождению .

Знать: особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Уметь: Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

§ 8, в. 1-5, рис. 24-25

17

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Комбинированный урок

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС.

Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок.

Уметь: Использовать приобретенные знания и умения для:

-соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.

-оказания первой помощи при травмах.

§ 9, рис. 26, в. 1-5

18

Обобщение по теме: Скелет.

повт: § 6-9. тетрадь

19

Мышцы.

Комбинированный урок

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия.

Знать: Тип мышц, их строение и значение.

Уметь: Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

§ 10, рис. 27-29, в. 1-6

20

Работа мышц.

Комбинированный урок

Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Знать: принцип работы мышц.

Уметь: Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

§ 11, рис. 30, в. 1-4

21

Нарушение осанки и плоскостопие.

Комбинированный урок

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Знать: Признаки хорошей осанки. Последствия нарушения правильной осанки.

Уметь: Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-соблюдение мер профилактики нарушения осанки.

§ 12, рис. 31-35, в. 1-3

22

Развитие опорно-двигательной системы

                                                                   

Комбинированный урок

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Развитие ОДС : роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма.

Знать: основы здорового образа жизни. 

Уметь: Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС.

Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.66-67.

§ 13, в. 1-4

23

Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная система»

повт. § 6-13, тетрадь

Кровь и кровообращение.

(9 ч., л/р — 1)

24

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Комбинированный урок

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Знать: признаки биологических объектов:

-составляющие внутренней среды организма

-составляющие крови (форменные элементы)

-составляющие плазмы.

-сущность биологического процесса свертывания крови.

Уметь: Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Гл. 3, § 14, рис. 37

25

Иммунитет.

Комбинированный урок

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Знать: понятие иммунитета, виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Уметь: Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

§ 15, табл. 2, в. 1-4

26

Тканевая совместимость и переливание крови.

Комбинированный урок

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Знать: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; факторы риска для здоровья.

Уметь: Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

§ 16, табл.3, в. 1-3

27

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Комбинированный урок

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры. Вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.

Знать: особенности строения органов кровообращения; сущность биологического процесса: работу сердца; взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Уметь: Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения

-органы кровеносной системы

Характеризовать:

-сущность биологического процесса – транспорта веществ

-сущность кругов кровообращ.

§ 17, рис. 41-44, в. 5-8

28

Движение лимфы.

Комбинированный урок

Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Знать: — особенности строения органов лимфатической системы

— сущность биологического процесса- транспорта веществ.

— сущность биологического процесса – лимфообращения.

Уметь: Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

§ 18, рис. 45, в. 1-3

29

Движение крови по сосудам.

Комбинированный урок

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение АД. АД : верхнее и нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме.

Знать: сущность биологического процессов:

-движение крови по сосудам

-регуляция жизнедеятельности организма

-автоматизма сердечной мышцы;

Роль гормонов в организме.

§ 19, рис. 46-48, в. 1-4

30

Регуляция  работы сердца и кровеносных сосудов. 

Комбинированный урок

Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм  сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

Уметь: Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

§ 20, в. 4-6, тетрадь

31

Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Комбинированный урок

СС заболевания, причины и предупреждения (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. ЧСС. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные привычки.

Виды кровотечений. Приемы оказания первой помощи. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Знать: влияние факторов риска для здоровья.

Уметь: Использовать приобретенные знания для

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-профилактика вредных привычек

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов)

§ 21, в 3-5;

§ 22, рис 49-51, в 4-6

32

Урок-зачет по теме ««Кровь и кровообращение».

Урок контроля и оценки знаний.

повт. § 14-22

Дыхательная система

(5 ч, л/р — 2)

33

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ.

Легкие, плевра, плевральная полость. Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы

Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания

§ 23, рис 52-53, в 3-4;

§ 24, рис 54, в 3-4

34

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса».

Комбинированный урок

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

§ 25, рис 55-56, в 1-3

35

Регуляция дыхания.

Комбинированный урок

Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. Рефлекторная регуляция дыхания.

Гуморальная регуляция дыхания. Защитный рефлекс (чихание и кашель).

Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

§ 26, табл., в 3-4

36

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

Комбинированный урок

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровье. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

§ 27, в 3-4; § 28, рис 57-58, в 4-6

37

Урок-зачет по теме «Дыхательная система»

повт. § 23-28

Пищеварительная система

(7 ч., л/р — 2)

38

Значение и состав пищи.

Комбинированный урок

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

§ 29, в 4-7

39

Органы пищеварения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.

§ 30, рис 59-61, в 1-3

40

Зубы.

Зуб, его строение. Резцы. Клыки. Коренные зубы. Выпадающие (молочные) и постоянные зубы. Кариес.

Распознавать и описывать формы и функции различных зубов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

§ 31, рис 62-65, в 4-6

41

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Л/р №8. «Действие ферментов слюны на крахмал».

Л/р №9. «Действие ферментов желудочного сока на белки».

Комбинированный урок

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал,. Глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка: желудочный сок, пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

§ 32, рис 66, в 6-8

42

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Комбинированный урок

Строение и функции пищеварительной системы

Роль ферментов в пищеварении.

Переваривание пищи в 12-персной кишке. Ферменты поджелудочной железы, роль печени в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятиям: фермент

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

§ 33, рис 67, в 5-8

43

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Комбинированный урок

 Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

§ 34, рис 68, в 3-4

44

Заболевания органов пищеварения.

Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита.

§ 35, в 3-5, подг. к зачету

Обмен веществ и энергии. Витамины.

(4 ч.)

45

Обменные процессы в организме.

nsportal.ru

§65 Гдз по биологии 8 класс Драгомилов, Маш

Авторы: ⁠Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Описание: Гдз к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. по биологии для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные описания к практическим работам и итоговым вопросам.

Издательство: Вентана-Граф

§ 65. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

 

Вопрос 1. В чём заключается процесс оплодотворения? Сколько хромосом имеется в оплодотворённой яйцеклетке (зиготе)?

 

Процесс оплодотворения – это слияние яйцеклетки со сперматозоидом. В следствие этого образуется зигота, из которой развивается ребенок. В оплодотворенной яйцеклетке диплойдный набор хромосом. Половина от отца, половина от матери.

 

Вопрос 2. Как выглядит зародыш после окончания дробления? Какую функцию выполняют ворсинки, находящиеся на наружной оболочке?

 

Дробление — это процесс образования однослойного многоклеточного зародыша бластулы. В результате дробления образуется многоклеточный однослойный зародыш — бластула, которая имеет первичную полость тела — бластоцель. В процессе дробления клетки делятся путем митоза. Митотическое деление при дроблении значительно отличается от размножения клеток взрослого организма: митотический цикл очень короткий, клетки не дифференцируются — в них не используется наследственная информация. Кроме этого, при дроблении цитоплазма клеток не перемешивается и не перемещается; отсутствует рост клеток, Ворсинки помогают яйцеклетке прицепиться к матке, также после ее прикрепления развивается плацента и к ребенку начинают поступать питательные вещества.

 

Вопрос 3. Какие органы зародыша и плода формируются в первую очередь?

 

Прежде всего формируются хорда, спинной и головной мозг, кишечник, печень и сердце. В месте прикрепления зародыша к матке образуется плацента.

 

Вопрос 4. Какую функцию выполняет плацента?

 

От детского места отходит пупочный канатик, по которому в тело плода идут кровеносные сосуды. Отдав кислород и питательные вещества тканям плода, кровь возвращается к детскому месту, где снова обогащается питательными веществами и кислородом.

 

Вопрос 5. В чём закон Геккеля — Мюллера и почему он проявляется лишь частично?

 

Зародыш не сразу становится похожим на маленького человечка. Бытует мнение, что сначала он напоминает рыбу, потом ящерицу, наконец человека. Немецкие ученые Геккель и Мюллер даже сформулировали закон: в индивидуальном развитии организм повторяет историю развития своего вида. Это так и не так. Действительно, на определенном этапе у человеческого плода есть жаберные дуги, такие же, как у личинок рыб, есть период, когда у плода как у пресмыкающегося, появляется хвост, который впоследствии исчезает. Но затруднительно назвать такую стадию зародыша или плода, на которой он был бы похож на рыбу или пресмыкающееся, потому что развитие органов идет с разной скоростью

 

Вопрос 6. О чём может сообщить филиппинский тест?

 

Важным событием в жизни каждого человека является полуростовой скачок. Его называют полу ростовым потому, что после его прохождения длина тела достигает половины окончательной величины. О том, прошел он или нет, можно судить по так называемому филиппинскому тесту. Ребенку предлагают перекинуть руку через макушку головы и дотянуться до противоположного уха. Если это удается, полуростовой скачок прошел. Обычно это бывает в 5-7-летнем возрасте. Чем же важен этот момент? Во-первых, тем, что изменилось строение грудной клетки и брюшное дыхание сменилось грудобрюшным: человек может дышать не только с помощью диафрагмы, но и используя грудные мышцы. Во-вторых, начали работать сосудосуживающие рефлексы. Теперь организму не нужно вырабатывать много тепла, оно расходуется экономнее: если холодно, кожные сосуды сужаются, и проходящая по ним кровь теряет меньше тепла.

 

Вопрос 7. Каковы особенности роста и развития в младшем школьном и в подростковом возрасте?

 

В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются. Следующий ростовой скачок происходит в подростковом возрасте. Руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.

 

Вопрос 8. Чем календарный возраст отличается от биологического?

 

Календарный возраст исчисляется с даты рождения, биологический отражает степень физического развития субъекта.

gdzznaniya.ru

§60 Гдз по биологии 8 класс Драгомилов, Маш

Авторы: ⁠Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Описание: Гдз к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. по биологии для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные описания к практическим работам и итоговым вопросам.

Издательство: Вентана-Граф

§ 60. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

 

Вопрос 1. Что изучает физиология высшей нервной деятельности?

 

Физиология высшей, нервной деятельности — это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека.

 

Вопрос 2. Как влияют на поведение человека безусловные и условные рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность? Почему они нередко остаются в подсознании?

 

Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды. Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание.

 

Вопрос 3. Какое значение имеет речь в развитии человека? Какие функции выполняет внешняя и внутренняя речь?

 

Главное отличие человека от других существ — это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке заговори т человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы. Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь. Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение.

 

Вопрос 4. Перечислите основные отличия высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. А в чём проявляется их сходство?

 

Человек обладает сознанием, речью, абстрактным мышлением и способен к общественному труду. Сходство в том, что животные спят, обладают памятью и вниманием.

 

Вопрос 5. Перечислите основные познавательные процессы и укажите, какие функции они выполняют.

 

Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами. Они неразрывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе, обработке и хранении информации. Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.

 

Вопрос 6. Чем долговременная память отличается от краткосрочной?

 

Психологи различают память долговременную и краткосрочную. Допустим, вы захотели узнать номер телефона кинотеатра и позвонили в справочную. Вам ответили, вы набрали номер, занято. Повесили трубку, хотели набрать номер снова и… не смогли — забыли его, потому что была установка на короткий срок. Звонить еще раз вы не собирались. Такую краткосрочную память называют оперативной, поскольку она действует лишь на тот срок, который необходим для совершения операции (в нашем примере — набор телефонного номера кинотеатра). Долговременная память более прочная.

 

Вопрос 7. Охарактеризуйте особенности механического и логического запоминания.

 

Механическая память действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическая — когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.

 

Вопрос 8. Определите, какая у вас память: зрительная, слуховая, моторная или какие-либо сочетания этих видов.

 

Память бывает зрительная, слуховая, моторная, и у разных людей наи-более эффективной бывает одна, либо вторая, либо третья, либо какие-то сочетания из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух, читать про себя или составить конспект прочитанного. Последний вариант будет полезен для многих, так как активная работа с учебным материалом позволит лучше запомнить нужную информацию. При запоминании не следует читать текст много раз подряд. Лучше прочесть один раз и попытаться мысленно или вслух его пересказать, заглядывая лишь в забытые места. Если у доски не удалось хорошо ответить по материалу, который вы дома учили, задумайтесь о причинах. Возможно, все дело было в том, что вы плохо представляли себе план ответа и учителю приходилось помогать вам наводящими вопросами. При подготовке к следующему уроку лучше записать план и попробовать ответить, используя этот план, а потом мысленно вспоминая его пункты. Возможно, причина неудачи в том, что бы¬ло трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.

gdzznaniya.ru

§38 Гдз по биологии 8 класс Драгомилов, Маш

Авторы: ⁠Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Описание: Гдз к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. по биологии для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные описания к практическим работам и итоговым вопросам.

Издательство: Вентана-Граф

§ 38. Витамины

 

Вопрос 1. Витамины — органические вещества, необходимые для образования ферментов. Почему же без них нарушается обмен веществ в организме и почему при недостатке витаминов происходят различные нарушения?

 

Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням.

 

Вопрос 2. Рассмотрите таблицу 6 и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?

 

Избыток витаминов ведет к гипервитаминозам.

 

Вопрос 3. В каких продуктах содержатся витамины А, В, С и D?

 

Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, в сливочном масле, моркови, помидорах.

 

Витамины группы В содержатся в хлебе, фруктах и особенно в пивных дрожжах. Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов и квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине. Витамин D образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Для предупреждения рахита надо больше бывать на свежем воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу, пить рыбий жир.

 

Вопрос 4. Расскажите о свойствах водо- и жирорастворимых витаминов.

 

Различают водорастворимые витамины (В, С) и жирорастворимые витамины (A, D). Последние усваиваются значительно лучше, если их употреблять вместе с жирами. Так, морковь со сметаной или растительным маслом обогащает организм витамином А значительно лучше, чем та же морковь, употребляемая без жиров.

 

Вопрос 5. Появление каких признаков свидетельствует о недостатке витаминов А, Вр С и D?

 

При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желёз. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления, так как витамин В1 участвует в образовании окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами.

 

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов кожи. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной. Отсутствие витамина С в пище вызывает цингу. Выпадают зубы, нарушаются кровеносные сосуды. Эта тяжелая болезнь часто заканчивалась смертью. Отсутствие витамина D у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног.

 

Вопрос 6. Верно ли утверждение, что витамины есть только в растениях? Обоснуйте ответ.

 

Нет, это неправильное утверждение. Витамины вмещают в себя не только растения. Множество витаминов содержится в продуктах питания животного происхождения. Например: мясо содержит витамины С, Е, К; витамин А и каротин находятся в печени и животных жирах; Витамин В1 можно встретить в свинине, а витамин В12 в печени; в рыбе, а так же в рыбьем жире встречаются витамины групп В и A, E, D.

 

Вопрос 7. Витамин С предохраняет ферменты от окисления, но сам легко окисляется кислородом воздуха, особенно в присутствии металлов. Объясните, почему витамин С лучше сохраняется в продуктах, предназначенных для варки, если их опускают сразу в кипящую воду.

 

Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому при опускании в кипящую воду нагревание проходит при более высокой температуре, то есть более эффективно, при этом нагревание не так длительно и с кислородом не соприкасается.

gdzznaniya.ru

Учебник по биологии 8 класс Драгомиров Маш читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по биологии за 8 класс — Драгомиров Маш. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122;

123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Биология 8 класс Рабочая тетрадь Маш Драгомилов часть 1

Биология 8 класс Рабочая тетрадь Маш Драгомилов часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

Р.Д. Маш А.Г. Драгомилов [Биология Рабочая тетрадь № 1 Вентана-Граф класс Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология 8 класс Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений Издание второе^ исправленное Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 ББК 28.86я72 М38 Маш Р.Д. М38 Биология : 8 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Р.Д. Маш, А.Г. Драго-милов. — 2-е изд., испр. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 80 с.: ил. 15ВЫ 978-5-360-03833-7 Тетрадь ориентирована на работу с учебником для 8 класса А.Г. Драгомилова и Р.Д. Маша «Биология» (М. : Вентана-Граф, 2008). Содержит большое количество разнообразных вопросов, заданий и опытов, позволяющих лучше усвоить материал учебника. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.). ББК 28.86я72 15ВN 978-5-360-03833-7 © Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., 2000 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2000 © Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., 2003, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2003, с изменениями Биосоциальная природа человека и науки его изучающие Работа 1 Прочитайте Введение и завершите утверждения. Генетическая программа, определяющая работу органов, рост и развитие организма человека, отражает его природу. Овладение речью, обучение, труд, использование благ цивилизации, включая одежду, жилище, денежное обеспечение, транспорт, средства коммуникации. общение, формируют природу человека. Общий обзор строения организма человека Работа 2 1. Прочитайте § 1 «Науки об изучении человека», заполните таблицу. 2. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюлпа» (рис. 1) и в графе «Функции» опишите работу мышц предплечья. ^ Строение ^ Мышцы расположены на ладонной стороне предплечья, имеют лентовидную форму. Одним концом они прикреплены к костям предплечья, другим — к костям пальцев. ^ Функции ^ Работа 3 Прочитайте статью «Структура тела. Место человека в живой природе» (§ 2). Определите соотношения частей тела. 1. Измерьте и сравните длину уха__ и носа____; длину предплечья___ и ступни. 2. Измерьте окружность колена. .. Действительно ли окружность колена соответствует размеру окружности шеи?_______________________________________ 3. Растяните брюки в разведенных в сторону руках. Убедитесь, верно ли утверждение, что если это удается и брюки не провисают, то их размер вам подходит. Примечание. Все эти закономерности имеют статистический характер: они типичны для большинства взрослых людей. А как обстоит дело с мальчиками и девочками вашего возраста? Ведь с изменением возраста пропорции тела меняются: у малышей руки длиннее ног, как у обезьян; у взрослых людей соотношение обратное. Любопытно это исследовать. Работа 4 Рассмотрите рисунок «Внутренние органы человека» на первом форзаце учебника. 1. Найдите грудобрюшную преграду, органы грудной и брюшной полостей. Выпишите названия этих органов и поставьте номера, заполнив таблицу. ^ Органы грудной полости ^ ^ Органы брюшной полости ^ 2. Заполните пропуски в тексте. Правое легкое имеет___доли. Печень находится в док — в___________________. Аппендикс находится в_ желу-_ паху. Работа 5 1. Вставьте пропутценные слова. В полости черепа находятся____ В полости позвоночного канала находится, В грудной полости находятся__________ В брюшной полости находятся, Примечание. Когда говорят о полостях тела, имеют в виду только грудную и брюшную полости. Черепномозговая полость, полость рта, носа и другие полости в это понятие не входят. 2. Перечислите органы, которые начинаются в грудной полости, а заканчиваются в брюшной.____________________________________________________________ 3. Какими костями защищены органы брюшной полости? 4. Сделайте глубокий вдох и выдох и последите за движениями стенки живота. Могла бы его стенка легко двигаться, если бы она имела костную основу? 5. Просмотрите таблицу «Человек в системе органического мира» (А) и выпишите биологические признаки, позволяющие выкармливать детенышей молоком_____________________________________ сохранять постоянную температуру тела. поддерживать высокий обмен веществ благодаря особенностям кровеносной системы_______________________________________________________________ дыхательной системы______________________________________________ 6. Просмотрите перечень особенностей, позволяющих отнести человека к отряду приматов (табл. 1, Б), и выпишите признаки, позволяющие хватать предметы_____________________________________________________ развивать рассудочную деятельность___________________________________ 7. Выпишите из табл. 1 (В) морфологические особенности, позволяющие высшим приматам и человеку увеличивать быстроту передвижения_______________________________ перейти к прямохождению_________________________________________ 8. Выпишите из табл. 1 (Г) морфологические признаки, позволившие человеку развить звуковую речь___________________________________________ приспособиться к трудовой деятельности__________________________ освоить прямохождение___________________________________________ вести социальный образ жизни, Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность Работа 6 1. Нарисуйте схемы животной и растительной клеток, видимых под оптическим микроскопом. Укажите на рисунках клеточную оболочку, клеточную мембрану, ядро, цитоплазму, пластиды (где они есть). С Животная клетка Э С Растительная клетка 3 Примечание. Неверно считать, что всякая растительная клетка отличается от животной наличием хлоропластов с хлорофиллом. На самом деле многие растительные ткани их не имеют. Поэтому правильнее говорить о целлюлозной оболочке и наличии таких органоидов, как пластиды. Не надо путать свойства целого растения со свойствами его отдельных тканей. Например, перья лука имеют хлоропласты, а в кожице их нет. Работа 7 Заполните таблицу. ^ Химический состав клетки ^ ^ Органические вещества ^ ^ Минеральные вещества ^ 6 Работа 8 Напишите названия клеточных структур, видимых под электронным микроскопом, соответствующие цифрам на рисунке. 8 7 1 . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 Работа 9 Работа 10 Проведите опыт разложения пероксида водорода ферментом каталазой (Р1ли пероксидазой клубня картофеля). Любой фермент — это белок. Если сварить картошку — белок свернется. Сделайте вывод, потеряет ли фермент активность после этого. Описание опыта прочитайте на с. 17— 19 учебника (§ 3, статья «Жизнедеятельность и размножение клеток»). Проверьте результаты опыта по статье «О ферментах» (с. 264). Работа 11 в некоторых стиральных порошках содержатся ферментные добавки, расщепляющие жиры и белки. Почему не рекомендуется использовать эти порошки для кипячения белья?_________________________________________ Работа 12 Пользуясь учебником, заполните таблицу. ^ Органоиды 1. Клеточная мембрана 2. Эндоплазматическая сеть 3. Митохондрии 4. Рибосомы 5. Хромосомы ядра 2. 5. Функции ^ Работа 13 Вставьте, где нужно, слово — рост или развитие. Увеличение размеров и массы клеток называется___ Процесс созревания клетки называется____________ Обычно каждый жизненный цикл начинается с рождения и заканчивается гибелью. Ткани и органы Работа 14 1. Рассмотрите ткани на рисунках А, Б, В, Г, Д. Определите типы тканей (см. § 4). Изображение^. тканей 1 на рисунках У А ,1 2 о ® |9 т ^ Название ткани ^ Отличительные признаки тканей Ткань содержит много 1 ___________________ 2 Встречается в _______ Клетки ткани образуют В ткани мало Встречается в Ткань включает и клетки-спутники. Каждый ___________ имеет 1 _______________________ 2 3 Аксон заканчивается _____ Клетки ________________ формы с _______________ ядром встречаются в стенках ___________________ \ Волокна, включающие много _______,имеют_____ Встречаются в 2. Пораженные ткани печени, сердца, мышц замещает соединительная ткань, но, не обладая свойствами замещаемых тканей, она просто закрывает образующуюся брешь. Иногда соединительная ткань разрастается, образуя наросты или грубые шрамы. Используя эти сведения, ответьте на вопрос: почему шрамы не загорают на солнце? Вокруг вросшего ногтя большого пальца ноги часто образуются красные наросты, которые в народе называют диким мясом. Мясо ли «дикое мясо»? Дайте развернутый ответ. Свой ответ проверьте по статье «Мясо ли „дикое мясо»?» (с. 261). 10 Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс Работа 15 Если дотронуться до внутреннего угла глаза, то происходит непроизвольное мигание обоих глаз. Возникает безусловный рефлекс. Обозначьте части рефлекторной дуги (см. § 5). 1 2 3 4 5 6 Примечание. В круге обозначены нейроны продолговатого мозга. Тело чувствительного нейрона 2 находится вне мозга. Работа 16 1. Возбуждение последующего нейрона или исполнительного органа, например мышцы, происходит с помощью синапсов. Укажите, что обозначают каждая буква и цифра. А Б 1 2 3 4 5 11 2. Что произойдет, если все нейроны дуги мигательного рефлекса при раздражении рецепторов этого рефлекса будут выделять в синаптическую щель вещества, возбуждающие нейроны и мышечные клетки? (См. учебник, текст на с. 22, 23 и подпись к рис. 10.) 3. Что произойдет, если хотя бы один нейрон, показанный на рис. 10, будет заторможен раздражающими веществами, поступившими в синаптическую щель? Работа 17 1. Допишите фразы. К центральной час

uchebnik-skachatj-besplatno.com