4 октября 1957 года в нашей стране был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. С этой даты началась эпоха освоения космоса, с которой связаны многие страницы истории района. В систему наблюдения и связи с космическими объектами входила переведенная в Щелково-7 воинская часть 26178 Военно-космических сил. Громадные чаши космических антенн стали таким же символом нашего города, как старинные ткацкие предприятия. Военные связисты обеспечивали наблюдение и связь с первыми искусственными спутниками Земли, полеты автоматических межпланетных станций "Луна", "Венера" и "Марс", первый полет космического корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту и последующие космические полеты, в том числе с участием зарубежных космонавтов, и связь с орбитальными станциями "Союз" и "Мир". 7 марта 1960 года была утверждена первая группа кандидатов на космические полеты. Место для дислокации Центра подготовки космонавтов командование ВВС сначала определило в Москве, недалеко от станции метро "Динамо"; в 1961 году его перевели в Щелковский район. Этот выбор был неслучайным: учитывалось, что рядом Москва, железная дорога, Чкаловский аэродром, Калининград (теперь Королев), где были расположены предприятия ракетно-космического комплекса. 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. состоялся старт первого в мире космического корабля "Восток-1", пилотируемого Ю.А.Гагариным. Полет продолжался 108 мин. Первый полет человека в космос вызвал всеобщее ликование. Затаив дыхание, люди всего мира ловили голос Москвы с важным сообщением: "Человек в космосе". И этим человеком был гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Он первый увидел с космических высот голубую планету по имени Земля. И первым сказал: "Люди, а земля-то совсем маленькая!" И еще сказал: "Она прекрасна!". И ничего вроде бы особенного в этом нет, но он сказал это, увидев землю со стороны, и его слова прозвучали по-новому, заставив задуматься над таким простым и очевидным: да, маленькая, да, прекрасная! Да ведь это весь мир! И он словно призывал людей: "Берегите Землю, она прекрасна и маленькая!" А потом он напишет: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее! Гагарин". Его нет с нами, но память о нем мы храним в наших сердцах. Его дело продолжают его товарищи–космонавты. Благодарные потомки помнят Юрия Алексеевича Гагарина. Об этом напоминает мемориальная доска на доме в поселке Чкаловский: "В этом доме с 4.10.1960 по 13.06.1966 года жил летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза полковник Гагарин Юрий Алексеевич, совершивший 12 апреля 1961 года первый в мире полет в космос на корабле-спутнике "Восток". Этот полет оказал огромное влияние на научно-технический прогресс. История района тесно связана и с развитием авиации. С Щелковского аэродрома Валерий Павлович Чкалов совершил свои героические перелеты на остров Удд и через Северный полюс в Америку. В честь этого легендарного летчика поселок в Щелковском районе носит имя "Чкаловский". Летчик-испытатель Герой Советского Союза Степан Павлович Супрун, участник боев с японскими захватчиками, испытавший множество конструкций самолетов; Григорий Яковлевич Бахчиванджи, поднявший в небо первый реактивный самолет БИ-1; и другие летчики прославили наш край. Бюст-памятник Ю.А.Гагарину. п.Монино.На служебной территории Военно-воздушной академии находится бюст-памятник Ю.А Гагарину, первому космонавту Земли. Он представляет собой архитектурно-художественный комплекс, олицетворяющий всемирно-историческое значение героического подвига первого космонавта планеты. Торжественное открытие комплекса состоялось 6 августа 1976 г. Офицеры и служащие академии, проходя ежедневно на службу мимо бюста-памятника Ю.А.Гагарина, отдают должное внимание и восхищение величию героического подвига первого космонавта мира. В юбилейные дни ветераны войн, выпускники академии, ветераны труда фотографируются на фоне архитектурно-художественного комплекса, возлагают цветы к подножью монумента. Бюст-памятник Ю.А.Гагарину создан по инициативе начальника академии Дважды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Н.М.Скоморохова. Автором монумента и его художественного обрамления является известный скульптор Л.С.Чаус. Участие в решении организационных и производственных вопросов приняли: помощник начальника академии по общим вопросам полковник А.С.Меловатский скульптор, художник-оформитель академии Н.Ф.Венгрин. Слава Советским покорителям небаПри въезде в пос. Чкаловский внимание привлекает памятник "Слава Советским покорителям неба". Взору предстает самолет СУ-7Б, устремленный ввысь. Памятник имеет свою небольшую историю, которая началась осенью 1920 года с робких шагов первой в стране авиационной испытательной организации, названной опытным аэродромом. Эта организация энергично набирала силу и в короткий срок выросла до авторитетного ЧК НИИ ВВС, позднее получившего имя В. И. Чкалова. Институт стал кузницей славных имен, в сплоченном коллективе испытателей работало около 100 Героев Советского Союза. Более 300 испытателей в первые дни войны отправились на фронт. Десятки Героев Советского Союза воспитаны в коллективе испытателей в послевоенное время. В честь 60-летия НИИ ВВс им. В. И. Чкалова, у железнодорожного переезда и было поставлено это сооружение. Памятник был торжественно открыт 18.08.1980г. в День Авиации при общем построении подразделений Чкаловского гарнизона. На открытии памятника выступил заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Юрий Михайлович Сухов, испытавший СУ-7Б в 1938 году. Чкаловцы гордятся этим монументом! "К звездам". Звёздный городок.Неподалёку от районного центра находится всемирно известный Звездный городок, где покорителям космоса посвящены несколько памятников и мемориальная доска в честь 10-й годовщины полёта Ю.А.Гагарина. Главный памятник поставлен почти рядом с домом, где он жил. Космонавт изображён в полный рост, а низкий постамент создаёт иллюзию, что он вот-вот сойдёт на землю. Кажется, мысли Гагарина - о делах, заботах родного городка. Авторами памятника являются скульптор Б.И.Дюжев и архитектор А.А.Заварзин. Оригинальным представляется памятник у входа в Дом офицеров города: космонавт "плывёт" в невесомости своего космического дома. Памятники славным советским лётчикам, памятник-бюст первому космонавту, а также мемориальная доска на здании, где бывал Гагарин, установлены в Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина. Страсть к покорению космического пространства, стремительное движение в небесную высь передаёт памятник-символ "К звёздам" ("Гимн космосу"). Его авторы - скульптор Г.Н.Постников и архитектор Л.Н.Лавренов. Слава покорителям космоса. п. Монино.Монумент "Слава покорителям космоса" сооружен в ознаменование начала новой космической эры и первого полета человека – Юрия Алексеевича Гагарина – в космическое пространство вокруг земного шара. Монумент установлен на территории гарнизона Монино вблизи Дома офицеров. Митинг по случаю открытия монумента состоялся в 1962 г., на котором присутствовал сам Ю.А. Гагарин, а также личный состав Военно-воздушной академии. На гранитной поверхности монумента увековечена личная подпись Ю.А. Гагарина. В последующие юбилейные годы на митингах личного состава академии у монумента присутствовали космонавты Г.И.Титов, А.Г.Николаев, П.Р.Попович, их росписи также зафиксированы на граните монумента. Изображение монумента "Слава покорителям космоса" в 1962 г. представлено на почтовых марках "Почта СССР". В книге "История ВВА имени Ю.А Гагарина" (1984 г.) монумент назван "В космос". Скульптор монумента Г.Н.Постников, архитектор Л.Н.Лавребсов. Беспосадочные перелеты. п. Чкаловский. Самолеты отсюда Перед гарнизонным домом офицеров поселка Чкаловский находится мемориальный комплекс, посвященный историческому беспосадочному перелету через Северный полюс в Америку двух экипажей: В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова; М.М.Громова, А.Б.Юмашева, С.А.Данилина. Этому перелету предшествовала большая работа. В 1935 году было получено разрешение от правительства на полет по маршруту Москва-Петропавловск-на-Камчатке. Командиром экипажа "АНТ-25" был назначен Валерий Павлович Чкалов, вторым летчиком Г.Ф.Байдуков, штурманом А.В.Беляков. Началась тщательная подготовка к полету. "В воздухе нет мелочей, все важно для успеха перелета", - говорил Чкалов. 22 июля 1936 года самолет "АНТ-25" поднялся в воздух и вылетел в свой дальний беспосадочный рейс. Перелет происходил в сложных метеорологических условиях и закончился посадкой на острове Удд. 24 июля 1936 г. В.П.Чкалову, Г.Ф.Байдукову и А.В.Белякову было присвоено звание Героя Советского Союза. 25 мая 1937 г. правительство дало разрешение на полет в Америку через Северный полюс. Началась подготовка к перелету. Кропотливой была работа по налаживанию связи с Америкой и многочисленными пунктами на пути следования советского самолета. Перелет через Северный полюс - заветная мечта многих исследователей. И вот 18 июня 1937 г. в 4 часа 05 минут по московскому времени со Щелковского аэродрома поднялся "АНТ-25" и взял курс по маршруту МОСКВА-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-АМЕРИКА. Это был трудный героический перелет. Более 63 часов в воздухе в холодной и тесной кабине самолета над Ледовитым океаном, на неизведанном пространстве. Снежным полюсом, краем света 20 июня 1937 г. самолет благополучно приземлился на военном аэродроме города Ванкувер. Чкаловский экипаж открыл кратчайшую воздушную дорогу через Центральную Арктику, связывающую Советский Союз и Америку. Американцы восторженно встречали советских летчиков, назвав их перелет "блестящим подвигом". Полет в Америку имел колоссальное значение, так как показал исключительные достижения советской авиации, мужество ее летчиков и способствовал сближению двух великих стран. Утром 26 июля 1937 года Москва восторженно встречала героев беспосадочного перелета. Повторил такой же перелет на "АНТ-25" экипаж М.М.Громова. К сорокалетию этих перелетов 18 июня 1977 года в нашем городке на площади возле Чкаловского Дома офицеров открыт мемориальный комплекс – Памятник в честь совершения исторических беспосадочных перелетов (1937 г.) экипажей В.П.Чкалова и М.М.Громова по маршруту МОСКВА-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-США. Монумент состоит из двух элементов: постамента в виде горки, расположенной на гранитном фундаменте, на которой водружен макет самолета "АНТ-25", как бы парящий в воздухе. Макет самолета выполнен в масштабе 1:7 в КБ имени Туполева. В нескольких метрах от него стела, на которой помещены барельефы (в профиль) всех участников перелета. Ее открывает изображение В.П.Чкалова, далее Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова, М.М.Громова, А.Б.Юмашева, С.А.Данилина. Стела тоже находится на гранитном фундаменте. В день открытия памятника состоялся торжественный митинг, который открывал маршал авиации. Вместе с ним на трибуне находились участники перелетов Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков, М.М.Громов, С.А.Данилин, американские гости из Ванкувера. На открытии памятника присутствовали жена Чкалова Ольга Эразмовна и сын Игорь Валерьевич. Состоялись выступления участников перелета и зарубежных гостей. На митинге присутствовали ветераны ГК НИИ ВСС и жители Чкаловского городка. Слава военным летчикам. п.Монино.Монумент "Слава военным летчикам" находится у северных ворот при входе на закрытую территорию Монинского гарнизона. Он представлен в виде статуи военного летчика в летном костюме со шлемом в левой руке. Выше находится металлическая веерообразная фигура, олицетворяющая лучи восходящего Солнца в заоблачной высоте. Монумент является своеобразным символом славы военных летчиков, которые живут и работают в этом гарнизоне. Монумент сооружен в августе 1986 г. по решению начальника гарнизона, дважды Героя Советского Союза, Маршала авиации Н.М.Скоморохова. Автор и скульптор монумента - Н.Ф.Венгрин Памятник погибшим авиаторам п.Монино.На гарнизонном Монинском кладбище находится два памятника погибшим авиаторам при защите Родины. Групповой памятник находится в правой части кладбища. Он сооружен в честь летчиков Авиации Дальнего Действия (АДД), погибших 30 августа 1942 г. в авиационной катастрофе. Катастрофу потерпел при невыясненных обстоятельствах самолет Ли-2, на котором офицеры штаба во главе с командиром дивизии генерал-майором авиации Н.И.Новодрановым производили перелет с аэродрома Андреаполь на аэродром постоянного базирования. Кроме офицеров штаба на борту Ли-2 также находился экипаж бомбардировщика Ил-4, который перед боевым вылетом на дальнюю цель 29 августа 1942 г. потерпел аварию при взлете вследствие загорания подвесных баков. Памятник представлен в виде групповой композиции из 13 именных бетонных монументов – по числу погибших авиаторов: командира дивизии, офицеров штаба, экипажа бомбардировщика Ил-4 и экипажа Ли-2. Второй памятник погибшим авиаторам, без указания имен погибших, находится в левой части гарнизонного кладбища. Он был установлен в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны. Бюст-памятник В.М.Комарову. г. Щелково.В августе 2000 года состоялось открытие бюста-памятника дважды Герою Советского Союза инженеру-полковнику Комарову Владимиру Михайловичу в уютном скверике на улице Комарова г.Щелкова. В.М.Комаров был зачислен в первый отряд космонавтов после окончания Военно-воздушной Инженерной Академии имени Жуковского. 12 октября 1964 в 10 часов 30 мин. Был выведен трехместный пилотируемый космический корабль "Восход". На борту космического корабля находился экипаж, состоящий из граждан Советского Союза: командира корабля летчика-космонавта инженер-полковника Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника космонавта кандидата технических наук Феоктисова Константина Петровича и врача-космонавта Егорова Бориса Борисовича. В этом полете испытывался новый многоместный пилотируемый корабль. На высоте 200 км шла обыкновенная работа, шли научные исследования для дальнейшего изучения космоса. Первый экипаж в космосе! Земля восторженно рукоплещет, волнуется, ждет. И вот 13 октября 1964 года после суточного пребывания в космосе корабль "Восход", завершив программу научных исследований, в 10 часов 47 минут по Московскому времени благополучно приземлился в заданном районе. Экипаж удостоен высокого звания Героя Советского Союза. При испытании нового космического корабля "Союз-1", предназначенного для проведения научных и технических исследований на орбите спутника Земли, Владимир Михайлович Комаров погиб 23 апреля 1967 года в момент приземления. Не сработали парашюты. Мир мгновенно облетела весть о гибели В. Комарова. Несчастье постигло не только советских людей, а весь мир. Космонавты – мужественные сыны всей планеты. И об этом в те скорбные дни говорили в печати всех континентов. Испытания "Союза" продолжили другие наши космонавты. В Москве. Около Военно-воздушной инженерной академии, есть площадь, которой присвоено имя В.М.Комарова. На памятной доске начертано: "Площадь космонавта Комарова, названная в 1967 году именем Владимира Михайловича Комарова (1927–1967) летчика-космонавта СССР, дважды героя Советского Союза за его заслуги в освоении космического пространства, в испытании космических кораблей".И его имя присвоено улицам, школам не только в нашей стране. Так во Франции улицы носят его имя. Вся недолгая, но яркая жизнь Владимира Михайловича Комарова была отдана служению Родине, и благодарные потомки будут помнить о нем. Бюст-памятник К.В.Маслову п.Монино.Бюст-памятник Маслову Константину Васильевичу находится на территории гарнизона Монино, на улице, носящей его имя. Родился К.В.Маслов в 1893 г. После революции 1917 г. служил в Красной Армии на Восточном фронте командиром полка. За успехи в Гражданской войне он был награжден орденом Красного Знамени. В 1926 г. Маслов успешно закончил академию имени М.В.Фрунзе, а затем школу летчиков-наблюдателей. В 1928г. он назначен командиром 17-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, в которой еще не было самолетов, а в Монино не было аэродрома. В поселке Монино К.В. Маслов организовал раскорчевку леса, строительство аэродрома и жилого городка для личного состава. В это же время от железнодорожной станции Щелково был проложен ж/д путь в Монино. На аэродроме были построены две взлетно-посадочные полосы, 9 больших ангаров, жилые дома для личного состава. В ходе этого масштабного строительства К.В. Маслов проявил огромную трудоспособность, настойчивость, большие организаторские способности, был требовательным к подчиненным, но проявлял о них постоянную заботу. Гарнизон Монино был признан по показателям боевой подготовки и образцовому порядку одним из лучших в ВВС. В 1934г. К.В. Маслов назначается начальником ВВС Забайкальского Военного Округа, где успешно командовал авиационным объединением. Жизнь К.В. Маслова трагически оборвалась в 1937 г. в застенках Берия. Бюст-памятник К.В.Маслову сооружен в 1967 г. по решению начальника гарнизона Монино Маршала авиации С.А. Красовского. Бюст-памятник Я.И.Алкснису. п.Монино.Бюст-памятник Алкснису Якову Ивановичу находится на территории гарнизона Монино, на улице, носящей его имя. Родился Я.И.Алкснис в 1897 г. в Латвии в семье батрака. В 1917 г. успешно закончил учительскую семинарию. В 1918 г. вступил в Красную Армию. После Гражданской войны окончил Военную Академию РККА – ныне Военная Академия имени М.В. Фрунзе. В 1926 г. Я.И.Алкснис назначен заместителем начальника управления ВВС. Начальником управления тогда был П.И. Баранов, который по достоинству оценил деловые и организаторские способности Я.И. Алкснис. В 1929 г. Яков Иванович без отрыва от служебных обязанностей окончил Качинскую авиационную школу и получил звание военного летчика. В июне 1931 г. Я.И. Алкснис назначен начальником ВВС РККА и членом Реввоенсовета СССР, а затем - Военного Совета НКО. Его организаторские способности и деловые качества были направлены на развитие, укрепление и оснащение ВВС современной авиационной техникой. Под его умелым руководством советские Военно-Воздушные Силы достигли небывалого роста. Я.И. Алкснис принимал непосредственное участие в подготовке рекордных перелетов Чкалова, Громова и др. выдающихся летчиков. За большие заслуги в деле развития ВВС Яков Иванович был награжден орденом Ленина. В ноябре 1937 г. Я.И. Алкснис пал жертвой злостных клеветников и погиб в застенках Берия. Бюст-памятник Я.И. Алкснису сооружен в 1967г. по решению начальника гарнизона Монино маршала авиации С.А. Красовского. Бюст-памятник П.И.Баранову. п.Монино.Бюст-памятник Баранову Петру Ионовичу находится на территории гарнизона Монино, на улице, носящей его имя. Родился П.И. Баранов в Петербурге в 1892 г. В 1912 г. вступил в РСДРП Он проводил активную революционную работу, за что был дважды арестован. В 1917 г. избран председателем полкового солдатского комитета. Активно участвовал в Гражданской войне в должности члена Реввоенсовета 1-й, а затем 14-й Армии Юго-Западного фронта. В 1924 г. П.И. Баранов назначен начальником ВВС и членом Реввоенсовета СССР. Под его руководством началось создание современных Военно-Воздушных Сил и выпуск промышленностью отечественных самолетов. Будучи начальником ВВС, Петр Ионович успешно закончил курсы летчиков-наблюдателей и авиационных механиков. Как руководитель ВВС был инициатором исследований, направленных на улучшение организации полетов, повышение надежности работы авиатехники и безопасности полетов. Благодаря целеустремленным и настойчивым действиям П.И. Баранова по развитию ВВС вырос самолетный парк, появились части и соединения, вооруженные Отечественными самолетами: И-4, И-5, ТБ-1, ТБ-3, Р-5. В 1931 г. П.И. Баранов назначен начальником Главного управления авиационной промышленности. Под его руководством создаются более современные самолеты и моторы. Однако на 41 году его жизнь трагически и преждевременно оборвалась. 5 сентября 1933 г. П.И. Баранов погиб в авиационной катастрофе. Бюст П.И. Баранова сооружен в 1967 г. по решению начальника гарнизона Монино Маршала авиации С.А. Красовского. Бюст-памятник Ф.Я. Фалалееву. п.Монино.Бюст-памятник Маршалу авиации Фалалееву Федору Яковлевичу находится на территории академии вблизи монинского стадиона. Ф.Я. Фалалеев родился в 1899 г, в Удмуртской АССР. Рано начал трудовую жизнь на Ижорском заводе. В 1918 г. в Ижевске добровольно вступил в отряд красногвардейцев и был принят в Коммунистическую Партию. В 1928 г. окончил курсы "Выстрел" и назначен командиром батальона. В 1932 г. Ф.Я. Фалалеев направлен в авиацию. В 1933 г. успешно заканчивает Качинскую летную школу, а в октябре 1934 г. - оперативный факультет ВВИА имени Н.Е. Жуковского. В предвоенный период Ф.Я. Фалалеев успешно командует авиационными частями и соединениями, участвует в воздушных парадах в Москве, награждается орденом СССР "Знак почета". В годы Великой Отечественной войны Федор Яковлевич показал блестящие организаторские и деловые качества крупного авиационного начальника. Находясь в руководстве ВВС, Ф.Я. Фалалеев умело координировал действия авиации фронтов в качестве представителя Ставки ВГК в Сталинградской битве и в других стратегических операциях Великой Отечественной войны. В августе 1944 г. Ф.Я. Фалалееву присвоено звание Маршала авиации. С 1946 по 1950 г. Маршал авиации Ф.Я. Фалалеев – начальник Военно-воздушной академии. Он внес много ценного и полезного в дело совершенствования учебного процесса на основе использования боевого опыта авиации в прошедшей войне. В этот период под его руководством проделана большая работа по благоустройству Монинского гарнизона, который стал одним из лучших в Советской Армии. Ф.Я. Фалалеев был тонким психологом, требовательным, но доступным и чутким начальником, сердечным человеком. Он много сделал доброго для улучшения быта личного состава академии и жителей Монинского гарнизона, чем заслужил глубокое уважение всего личного состава академии, а также командования ВВС. Маршал авиации Ф.Я. Фалалеев умер в 1955 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Бюст-памятник Ф.Я. Фалалееву по решению начальника гарнизона был установлен в 1967 г. Бюст-памятник Герою Советского Союза маршалу авиации С.А. Красовскому. п.Монино.С.А.Красовский родился 20 августа 1897г. в Белоруссии. В 1 Мировую и Гражданскую войнах служил в авиации. После этих войн окончил оперативный факультет ВВИА им. Н.Е.Жуковского. Получив высшее образование, командовал авиационными частями. В ходе ВОВ был командующим ВВС Брянского фронта, затем командующим 17-й и 2-й Воздушными Армиями, участвующими в ряде крупнейших стратегических операциях, включая Берлинскую. С.А. Красовский показал себя выдающимся авиационным начальником и был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Маршал авиации Красовский был требовательным, но справедливым начальником, всегда доступным для подчинённых. Добрыми делами и личными качествами он заслужил всеобщее уважение личного состава академии и жителей гарнизона. Умер Красовский в 1983 году на 86-м году жизни и похоронен на гарнизонном кладбище в Монино, где установлен бронзовый памятник. Бюст-памятник был торжественно открыт 17 августа 1997г. в присутствии личного состава академии, ветеранов войны, делегации родственников, руководства района и жителей поселка Монино. Автор и скульптор монумента - Н.Ф. Венгрин. Материальное обеспечение и руководство строительством монумента осуществляли: В.А. Литвинов и командование ВВА им. Ю.А. Гагарина. Бюст-памятник был сооружен в честь 100-летия со дня рождения С.А. Красовского и установлен на улице, носящей его имя, вблизи северных ворот закрытой территории гарнизона Монино. Бюст изготовлен из гипса, установлен на бетонный постамент – колонну с мраморной доской. У основания колонны уложены мраморные плиты. Мы - современники стремительных темпов научно-технической революции, свидетели небывалого расцвета науки, рождения ее невиданной мощи. Мы ждем новых шагов, штурма новых вершин прогресса. Нам нужны сенсации, сверхсобытия. И не в следующем столетии, и даже не завтра, а сегодня, сейчас. И именно теперь пришла пора задуматься над значением и величием достижений в авиации и космонавтике. К.Э.Циолковский как-то сказал: "…Не правда ли, это великолепно?! Приготовить человечеству великое будущее и соединить его с покорением неба". |