Карта населения россии 9 класс география: презентация 9 класс «Численность и размещение населения России» | Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему:

Содержание

презентация 9 класс «Численность и размещение населения России» | Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему:

Слайд 1

Численность и размещение населения РОССИИ Презентация к уроку географии в 9 классе.

Слайд 2

План урока Численность населения России, ее динамика. Демографические кризисы. Размещение населения. Плотность населения.

Слайд 3

Численность постоянного населения Российской Федерации на 2015 г. составила 14 3 9 75 9 23 чел. ( 14 3 ,9 млн. чел. ) Рассмотрите диаграмму (2005 г.) Назовите крупнейшие страны мира по численности населения. Какое место в мире занимает Россия? Численность населения Демография — наука о народонаселении и его воспроизводстве.

Слайд 4

Численность населения Как изменилась ситуация к началу 2009 г.? Запишите крупнейшие страны мира по численности населения в тетрадь. Место Страна Население Дата % Мирового населения 1 Китай 1,367,510,000 6 января 2015 18.9% 2 Индия 1,264,990,000 6 января 2015 17.5% 3 США 320,132,000 6 января 2015 4. 44% 4 Индонезия 252,164,800 1 июля 2014 3.49% 5 Бразилия 203,692,000 6 января 2015 2.82% 6 Пакистан 188,611,000 6 января 2015 2.61% 7 Нигерия 178,517,000 1 июля 2014 2.47% 8 Бангладеш 157,609,000 6 января 2015 2.18% 9 Россия 146,270,033 1 января 2015 2.02% 10 Япония 127,130,000 1 августа 2014 1.76%

Слайд 5

Динамика численности Первая перепись населения в России проводилась в 1897 году, тогда численность населения РФ составила 67,5 млн. человек. В каком году проходила последняя перепись населения? Как часто проводятся переписи населения? Когда будет проводиться следующая перепись? Рассмотрите диаграмму. Как изменялась численность насе-ления России на протяжении трех столетий? Как изменялась численность насе-ления в 20 веке? Периоды снижения численности населения называют демографи-ческим кризисом .

Слайд 6

Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью Естественный прирост определяется по формуле: Е. п. = Р-С Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью

Слайд 7

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения. Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Слайд 8

В течение ХХ века Россия пережила несколько демографических кризисов . Демогра-фический кризис Временной период Причины демографического кризиса Демогра-фические потери Используя содержание следующих слайдов и текст учебника, заполните таблицу. Демографические кризисы в России. первый четвертый второй третий Демогра-фический кризис Временной период Причины демографического кризиса Демогра-фические потери первый 1914-1922 гг. Первая Мировая война, революция, голод 1921-1922 гг., эмиграция из России после революции. 11-18 млн. чел. второй 30-е гг. Свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 гг. 5-13 млн. чел. третий 40-е гг. Великая Отечественная война. 21-27 млн. чел. четвертый 90-е гг. — по настоящее время Экономический кризис в стране (инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Демографические кризисы

Слайд 12

Основные задачи по выходу из демографического кризиса: 1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни; 2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой; 3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности; 4) стимулирование многодетных семей, усыновление; 5) поддержка семейно-брачных отношений;

Слайд 13

Какова демографическая ситуация в России сегодня? Прогноз численности Прогноз изменения численности населения России, млн. чел.

Слайд 14

Размещение населения Европейская часть Азиатская часть СССР 25 % территории 71 % населения 75 % территории 29 % населения Россия (после распада СССР) 25 % территории 78 % населения 75 % территории 22 % населения Проанализируйте данные таблицы. Как после распада СССР изменилась доля территории в европейской части страны? А в азиатской? Сделайте вывод? Как после распада СССР изменилась доля населения в европейской части страны? А в азиатской? Сделайте вывод? Россия по числу жителей стала более «европейской» страной. Сделайте вывод по данным таблицы, как размещается население по территории страны? Население Россия размещается по территории страны НЕРАВНОМЕРНО .

Слайд 15

Плотность населения Рассмотрите карту. Каким способом в карте показано размещение населения (плотность)? Изучите легенду карты. Назовите районы страны, имеющие наибольшую плотность. зона Крайнего Севера главная полоса расселения

Слайд 16

Плотность населения Плотность населения — количество жителей (человек) на 1 кв. км территории. Средняя плотность населения России — 8,3 чел. на 1 кв. км. Зона сплошного заселения называется главной полосой расселения . Северная граница главной полосы расселения в Европейской части страны проходит по линии, соединяющей города Петрозаводск — Киров — Пермь. В Азиатской части страны главная полоса заселения проходит по югу Сибири и Дальнего Востока. Эта зона занимает 1/3 территории , на ней проживает 93 % населения . Она характеризуется высокой плотностью, большим количеством городов. Средняя плотность 50 чел. на 1 кв. км . На территории России большую территорию занимает зона Крайнего Севера ( 2/3 территории страны, проживает 1/15 населения ). Плотность — 0,9 чел. на 1 кв. км .

Слайд 17

Спасибо за урок!

Слайд 18

Использованные ресурсы: 1.В помощь школьному учителю. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс. Москва, «ВАКО», 2005 г. 2.А.И.Алексеев. География: население и хозяйство России. 9 класс. 3.Интернет-ресурсы (фотоматериалы).

http://www.varson.ru/images/Geography_jpeg_big/geogr4prirodarus9.jpg — динамика численности населения (диаграмма) http://img.rl0.ru/005b7782ea7e65b998bb10bd4d56b1ea/200×200/pics.top.rbc.ru/top_pics/uniora/58/1271427290_0758.250×200.jpeg — фотография на титульной странице http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:fi2HDtaaGf03RM::&t=1&usg=__UOwAVjsmR9LO1Kfr2sdAdpTtwXU = — карта «Плотность населения» http://school-collection.edu.ru/collection/ http://school-sector.relarn.ru/

Технологическая карта по географии Население России (9 класс)

Технологическая карта урока

  1. Учитель:

  2. Предмет: география

  3. Класс: 9

Формирование представления об особенностях размещения населения по территории России.

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

  • давать определения понятиям по тематике урока;

  • определять особенности размещения населения России;

  • приводить примеры территорий с разной плотностью населения;

  • выявлять и называть причины, влияющие на размещение населения;

  • выявлять и называть зоны расселения в стране и их специфические черты;

  • называть закономерности размещения населения;

  • называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.

  1. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.

  2. Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

II. Блок инструментальный

Тип урока

Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Учебно-методический комплекс

С.В. Банников, С.В. Жукова «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта

Оборудование

Политическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор

Оформление доски

Тема, понятия

III. Блок организационно-деятельностный — Таблица-схема «План урока»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1. Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

  • приветствует

  • отмечает присутствующих

  • организует внимание

  • настраивает учащихся на работу

  • желает успеха

  • приветствуют учителя

  • контролируют готовность к уроку

  • настраиваются на работу

  • слушают учителя

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

— Активизирует знания учащихся — беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним»

Давайте вспомним

— В каких районах мира сосредоточено большинство населения?

-В чем особенность природы районов с наибольшей концентрацией населения?

-Отчего зависит расселение человека на Земле?

— Какие условия называют комфортными для проживания?

— О чем речь пойдет сегодня на уроке?

Тема «Размещение населения на территории России»

— Слушают учителя, отвечают на вопросы

— Записывают тему урока

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий

— Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала

-Нужны ли вам знания по теме «Население России»?

-Для чего нужны вам знания по данной теме?

-Исходя из темы урока, какие цели вы можете поставить к нему?

— Подводит обучающихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете»

— Определение понятия «плотность населения»

— Расчет плотности населения России и ее отдельных частей

— Закономерности размещения населения по территории страны

-Зоны расселения на территории России и их специфические характеристики

— Слушают учителя

— Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания

-Слушают учителя

Личностные: самоопределение

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

-Как вы уже знаете, в России на площади 17.1 млн. кв. км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 8.5 человека.

-Что мы назовём плотностью населения, найдите в тексте учебника?

Работа с текстом учебника

«Плотность населения» – это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает, или, что это количество человек, приходящихся на елиницу площади территории.

Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Россия занимает одно из последних мест в мире. Она в 5 раз ниже среднемировой (44 чел./кв. км) и в12 раз ниже, чем в зарубежной Европе. Многие страны мира имеют намного большую плотность населения. В Бангладеш она — более 900 чел./кв.км. Однако  в некоторых странах, например в Австралии, она ещё ниже, чем в России (4 чел. /кв.км)

Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты, на которой площадь региона соответствует численности региона.

Кто знает, какова численность на селения РФ? Кто из Вас знает, поделитесь с нами.

-Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России?

  1. Энциклопедия

  2. Интернет

  3. Учебник

  4. СМИ

Интернет – великое изобретение человечества.

Если вдруг, например, при подготовке к экзаменам (ГИА и ЕГЭ) у вас будет такой вопрос, я предлагаю Вам воспользоваться сайтом «Счетчик населения России»http://priroda.inc.ru/naselenie.php

Кроме этого здесь можно узнать много интересного. Например, первая перепись в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д. И.Менделеев, известный вам из курса химии.

-Какова численность населения? (Численность населения России 143 млн. человек) (запись в технологическую карту)

Проблемами населения занимается … Кто знает, какая наука? А Вы знаете, как называется наука, изучающая население? Найдите определение в учебнике стр.50

Это слово греческое Демография (от греч. demos – народ, grapho — пишу) – наука о населении.

Итак, первую задачу мы с Вами решили. Узнали численность. —Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос:

-Какое место занимает Россия по численности населения в мире? (Рис.20 стр. 51)

-Не смотря на то, что Россия занимает первое место по площади, а по численности 9 место.

-А теперь внимание, перед вами два графика «Динамика численность населения мира» и «Динамика численности населения России» (рис.19, стр50)

  1. Что показывает график численности населения мира? (быстрое увеличение численности населения Земли)

  2. А что мы видим на графике динамики численности населения России (снижение численности населения)

  3. Что Вас удивило? Что нам предстоит выяснить?

Ставится проблемный вопрос

-Почему в Росси снижается численность населения?

-Как будем решать проблему? (обратимся к учебнику, к интернету, к правительству, выслушать учителя, посмотреть статистику и т. д.)

-А я предлагаю Вам самим решить данную проблему и провести заседание круглого стола по проблемам демографии.

-Вы готовы отправиться на поиски Причин низкой численности населения в России?

Организуется работа по группам.

Историки — нельзя жить в настоящем, прогнозировать будущее не зная истории.

Демографы — раз уж речь у нас о проблемах демографии

Правительство-без него невозможно решать какие-то государственные дела.

Выберите руководителя группы. Им я дам инструктивные карточки к работе.

Каждый из вас должен решить какую-то свою задачу, а потом вместе найти ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим советником, если нужна помощь — поднимите руку.

Договорились? Тогда за работу.

Выполнение 5-7 минут

— Организует физминутку

Слайд таблица, демографические кризисы.

Заполните таблицу «Демографические кризисы ХХ в. »

Демографические кризисы

События

Потери с учетом снижения рождаемости

11914-1922

Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция

12-18 млн.человек

2 1933-1934

Голод, ссылки(репрессии)

5-6.5 млн.человек

3 1940-1946

Великая отечественная Война

21-24 млн.человек

4 1990- 2006

Социально-экономические, экологические

5 млн. человек

-Ребята еще более наглядно это можно увидеть на графике. Вот эти провалы, демографические ямы здесь очень видны.

-В тетради запишем демографический кризис – снижение численности населения

Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

— Предлагает найти в тексте определение понятия «социально-экономическая география»

— Задает вопрос:

— Что изучает экономическая география?

— Объектами изучения этой науки являются

  • природно-ресурсный потенциал страны,

  • населённые пункты,

  • промышленные центры,

  • транспортные пути,

  • экономические районы,

  • отрасли хозяйства.

— Эти социально-экономические объекты связаны между собой не менее закономерно, чем компоненты природных комплексов.

— Представьте неосвоенный район планеты.

Много людей будут жить здесь?

— Предлагает найти в тексте определение понятия «хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс»

— Запомним очень важное: это сочетание предприятий и населённых пунктов — взаимосвязанное; это не простой их набор, не склад случайно забытых вещей.

В отличие от компонентов природного комплекса, элементы хозяйственного комплекса могут быть изменены в результате целенаправленной деятельности человека.

Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география?

— Слушают учителя

-отвечают на вопрос

— Находят определение понятия, записывают в тетрадь

— Слушают учителя

-делают анализ карты

-Записывают в тетради

-Работают с текстом учебника, записывают определение

-Анализируют график «Численность населения крупнейших стран мира»

-Анализируют графики, сравнивают. Делают вывод

— Находят определение понятия, записывают в тетрадь

— Отвечают на проблемный вопрос

-Ребята работают в группах, учитель в роли консультанта

Выступление учащихся первой группы историков.

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

— Организует практическое задание — стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение

  1. Внимательно прочитайте задание.

  2. Составьте план работы по выполнению практического задания.

  3. Определите перечень источников информации, необходимы для выполнения практического задания.

  4. Проанализируйте источники информации.

  5. Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к выполняемому заданию.

  6. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

— Следит за самостоятельностью выполнения

— Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления

— Слушают учителя, ищут информацию в учебнике

— Систематизируют учебный материал — обучающиеся по своему усмотрению выбирают хозяйственны комплекс, рассматривают его характеристики (размеры, составные части, связи между компонентами). В заключение работы формулируется вывод о целостности хозяйственного комплекса

— Проговаривают алгоритм действий

— Выполняют ПЗ

Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

— Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Вопросы по параграфу

  1. Что такое ландшафт?

  2. Что изучает социально-экономическая география?

  3. Что такое хозяйственный комплекс?

Кто быстрей? – работа со сложными вопросами учебника

  1. Как человек может изменить неблагоприятные природные условия?

  2. С какой целью человек изменяет природные условия территории?

  3. В чём разница между природным и хозяйственным комплексами?

Самостоятельное применение знаний

  1. Работа с ключевыми понятиями – стр.9

  2. Задания в рабочей тетради – стр.5

— Осуществляют учебные действия по намеченному плану

— Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.

— Работают с учебником стр.10

— Работают с ключевыми понятиями

— Работают в РТ в парах с взаимопроверкой

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Задает и комментирует дифференцированное задание

&1

Вопросы по уровням — стр.10

Практические задания – стр.10

Индивидуально. Приготовить сообщения по темам:

1. Изменение территории страны с XIV по XIX вв.

2.Россия в XX в.

— Записывают домашнее задание.

— Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности — умение выбрать задание по силам

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке

  • Какова была ваша учебная задача?

  • Чему вы научились на уроке?

  • Где можно применить полученные знания?

— Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему)

Я знаю, что такое

Я могу

Я научился

— Выставляет оценки за работу на уроке

— Анализируют свою деятельность на уроке.

— Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Урок географии в 9 классе. По теме «Население России»

Повторительно-обобщающий урок по географии в 9 классе

Тема « Население России»

Цели: обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний, сформированность умений по теме. Продолжить прививать навыки семинарской работы: работать в паре, систематизировать материал, строить доказательные выступления, развивать диалогическую речь. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы учащихся, умения работы с дополнительными источниками информации.

Тип урока: Урок обобщающего повторения и закрепления усвоенного.

Методы и формы учебной деятельности:

*сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой (парной) работы;

*по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные, наглядные, практические;

*по степени самостоятельности мышления учащихся – продуктивные (частично-поисковые), объяснительно-иллюстративные, репродуктивные;

*по характеру управления учебной работой – совместная с учителем и самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: политико-административная карта России, атласы, карточки.

Ход урока.

Эпиграф: «Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы- как история планет»    Е.А.Евтушенко.

Оргмомент. Наш сегодняшний урок не обычный , у нас гости. Будьте внимательны, работайте хорошо, не волнуйтесь.

Вводно-мотивационный этап (цели и задачи урока).

Последняя перепись населения России прошла в 2010 году. Она была проведена под лозунгом «России важен каждый!». Мы завершили изучение темы «Население России». Сегодня на заключительном уроке по этой теме мы обобщим полученные знания и я предлагаю поразмышлять — почему «России важен каждый»?

Человек- это  высшая ценность на Земле.

«Людей неинтересных в мире нет.

 Их судьбы- как история планет»    Е.А.Евтушенко.

Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

Вопрос: Какое место по численности населения занимает Россия среди других стран?

Задание: Назовите крупнейшие по численности страны мира?/ диаграмма/

Вывод: Доля нашей страны в населении мира составляет чуть больше 2,5%, а по числу жителей мы занимаем девятое место в мире.

Операционно-познавательный этап (процесс восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации материала).

  1. Вопрос: Как вы понимаете эти слова?

«Термины». Титульный народ , демографическая ситуация, демография, рынок труда, воспроизводство, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, естественный прирост, депопуляция, демографическая революция, демографический взрыв, ассимиляция, рождаемость, смертность, эмансипация, городская агломерация, мегаполис, этнос, трудовые ресурсы.

Повторение терминов, которые указаны в карточках (работа в парах по вариантам).

Учащиеся ищут эти слова в словаре в течение 3-5 минут. Если ученик (В2) знает термины и понятия (В1) то он их объясняет, если не знает, то объясняет ему «учитель» (ученик В1).

Затем для проверки учитель дает понятие, ученики должны определить о чем идет речь.

Вариант 1.

Демография – наука о населении.

Индустриализация – создание крупного промышленного производства.

Урбанизация –рост городского населения, повышение роли городов, распространение городского образа жизни.

Эмансипация – отмена ограничений. Освобождение от зависимости и предрассудков.

Миграции – переселение, перемещение населения по территории.

Демографическая ситуация- это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определённую половозрастную структуру населения и динамику его численности.

Вариант 2.

Трудоспособный возраст – это возраст, когда люди полны сил и энергии для работы.

Городские агломерации— группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями.

Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей, народ.

Естественный прирост –разница между числом родившихся и числом умерших людей.

Депопуляция – уменьшение численности населения.

Эмиграция – выезд людей из страны.

Опорный лист 1. Задание — установить соответствие между термином и понятием.

Вопрос: Как узнают о численности населения? /Учёт населения: периодический (переписи), текущий (статуправления)

Опорный лист Задание 2.- определить названия субъектов РФ, указанных на карте, их столицы.

Субъект с наибольшей численностью населения.

Субъект с наименьшей численностью населения.

Субъект с наибольшей площадью.

Субъект с наибольшей плотностью населения.

Субъект с наибольшим уровнем урбанизации.

*На территории какого субъекта проживаем мы с вами?

*Что вы знаете о населении нашего края?

По уровню урбанизации Россия не уступает развитым странам мира.
В современной России 2386 городов и поселков городского типа.

— Какие вы знаете классификации городов? (по численности и по функциям)

— Как города отличаются по численности?

— Назовите крупнейший российский город. (Москва)

— Какое количество жителей проживает в нём сегодня? (11,6 млн.)

— Назовите другие российские города людностью более 1 млн. Найдите их

на карте. (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж)


Опорный лист Задание 3.Выполнение задания на контурной карте — обозначить города-миллионеры.

Назовите известные вам типы сельских населенных пунктов. 
(Аулы, села, деревни, хутора, станицы).
В дореволюционной России было около 500 тыс. сельских населенных пунктов, сейчас их около 150 тыс. Назовите причины исчезновения многих сельских поселений. (Урбанизация страны, депортация в сталинский период, переход от традиционного к современному типу воспроизводства, социально-экономический кризис в сельском хозяйстве).
Подведем итог: Сельское или городское население преобладает в современной России? (городское — 73%).

Мы с вами живем в сельской местности, а что мы знаем о населении нашего села?
ФИЗМИНУТКА.

  • Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд. Подтянуть голову к локтям, не сопротивляясь, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть 10-15 секунд.

  • Растереть ладонями уши- сначала только мочки, а затем всё ухо целиком, вверх – вниз, взад – вперёд.

Мы живем в многонациональной стране. 
*Сколько народов проживает в России? (более 150)
*Назовите крупнейшие языковые семьи народов России. 
(Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская)

*Назвать языковую семью и группу по фотографиям.

Задание 4. Презентация

Работа в парах: Определите вид миграции (карточки):

  1. Пётр ездит в университет из Бердска в Новосибирск. Укажите, какой вид миграции он совершает? Какова причина миграции?/маятниковая/

  1. Иван Иванович отработал на угольной шахте в Воркуте 25 лет. Он вышел на пенсию. Вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительство в Краснодар. Укажите вид миграции и причину./безвозратные/

  1. Дедушку Стефани Бауэр в возрасте 14 лет вместе с его семьей сослали на постоянное место жительства в Сибирь. Какому виду миграции он подвергся? В чем заключалась причина такого рода миграций?/насильственные, депортация/

  1. Родственники Виктора до революции были аристократами. После революции 1917 года они были вынуждены бежать за границу (в Германию). Укажите вид миграции и причину./ эмиграция/

  1. Фарид Исмаилов приезжает на заработки в Россию из Таджикистана каждое лето. Укажите вид и причину миграции. /сезонная/

Сделайте вывод, в чем заключается экономическое значение миграций?

Влияют ли миграции на изменение численности населения в стране?

Видеофрагмент из мультфильма «Кем быть?»

Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России. 

*Что вам нужно знать о рынке труда?

*Дайте определение трудовым ресурсам.( Часть населения страны, способная работать в хозяйстве)

*Назовите трудоспособный возраст в России. (Мужчины — 16-60 лет, женщины — 16-55 лет)

*Могут ли работать пенсионеры и дети? (подростки от 14 до 16 лет с сокращенным рабочим днем и исключением тяжелого труда)

Контроль знаний
Сегодня ваша главная работа — это учеба. Я предлагаю вам выполнить итоговый тест и проверить свои знания по изученной теме.
Опорный лист Задание 4. Тест.

Итог урока

Теперь, ребята, я думаю, мы можем ответить на вопрос урока:

Почему для России важен каждый?

Заключительное слово учителя: Главное богатство любой страны — человек. Именно человек производит разнообразные блага для процветания своей Родины. Будущее России зависит от человеческого потенциала, от количества её жителей. 
В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами ,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся 
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
 (Стихотворение Л. Рубальской)

Рефлексия.

На уроке я работал… ( актовно/пассивно)

Я выполнял задания…(с лёгкостью/ с трудом; с интересом/ без интереса)

Своей работой на уроке я ….. (доволен/ не доволен)

Материал урока мне был ….. (понятен/ не понятен, полезен/ беполезен, интересен/скучен)

Урок для меня показался… (коротким/длинным)

Моё настроение …… (стало лучше/ стало хуже)

Спасибо всем за работу, урок окончен.

Карта России — Карты Российской Федерации

Россия, официально известная как Российская Федерация, является крупнейшим государством в мире и охватывает северные части евразийского континентального массив суши. На севере омывается Северным Ледовитым океаном, к востоку от Берингова пролива, Тихого океана и Аляски, на юго-востоке Монголией и Китаем, на юго-западе Казахстаном, Азербайджаном и Грузии, а на западе Украиной, Беларусью, Латвией, Эстонией и Финляндия.

Россия занимает территорию в 6 592 771 квадратный километр, а ее столица Москва расположена в западной части страны.

Карта России с указанием основных городов и административных единиц

Чтобы распечатать эту карту России, щелкните по карте. После загрузки карты нажмите Ctrl + P.

География России

Около 80% страны проживает в так называемой европейской части России. что лежит к западу от Уральских гор. Земля, которая в основном плоский, поднимается к Кавказским горам на юге с самой высокой в ​​России пик, Эльбрус. В Сибири совсем другой ландшафт, и пока он в основном состоит из равнин и плато, есть горы в восток и юг.В России много действующих вулканов на Дальнем Востоке, особенно на полуострове Камчатка.

Россия — не только самая большая страна в мире, но и самые длинные реки мира, в том числе Енисей-Ангара и Обь-Иртыш. Одно из крупнейших морей мира, Каспийское, находится в пределах Границы России, как и самое глубокое озеро в мире, Байкал. Байкал также известен тем, что в нем обитает единственный в мире пресноводный тюлень. видов, хотя экологии озера в последнее время угрожают загрязнение.

В Подмосковье и на большей части западной части России лето теплое и холодное. снежные зимы. Южная Центральная Сибирь имеет более холодный, суровый и более сухой климат, а север Сибири — самый суровый, самый холодный экология по всей России.

Ведущие города России

Основные города России — Москва и Санкт-Петербург. Москва это центр драматических перемен, охвативших страну. Состоятельные капиталисты Новой России и бедные пенсионеры делят к средневековым монастырям примыкают тротуары, а современные административные здания. Кремль в центре города — это место, где администрация живет. Кремль окружают Красная площадь, Мавзолей Ленина и собор Василия Блаженного.

Санкт-Петербург, который иногда называют Северной Венецией, напоминает посетителей времен царей, с его водными путями вдоль дворцов и величественная архитектурная элегантность.Расположен в дельте реки Нева, Санкт-Петербург — крупный морской порт Финского залива. В Помимо того, что он является важным культурным и историческим центром, Св. Петербург — второй по величине город России.

Россия Информация для туристов

Популярные туристические достопримечательности в России включают Кремль. Красная площадь в Москве, а также несколько музеев изящных искусств, в первую очередь Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.Для экскурсии по деревне, посетители могут путешествовать по Центральной и Восточной России по Транссибирской магистрали. Гора Эльбрус, самая высокая точка России, возвышается на высоте 18 481 фут (5633 метра). Для получения дополнительной информации о России и ее правительстве, посетите сайт Президента России.

Россия Туризм

Россия Ресурсы

  • CIA — The World Factbook — Россия — Государственный альманах США предлагает географию, статистику и карты России.
  • Википедия — Россия — включает информацию о регионах России, истории России и географии России.
  • Новости России — заголовки новостей и ссылки на новостные статьи о текущих событиях в России.

Связанные европейские и азиатские веб-сайты

Россия занимает северную часть евразийского континентального массива суши; эти карты Европы и карты Азии предоставит некоторый визуальный, географический контекст для понимания местоположения России.
Карта России — Карты России — Карты Российской Федерации

Десять фактов о населении мира

Население Земли росло и изменялось задолго до того, как мы начали делать научные записи о развитии человечества. Миграция ранних людей продолжает изучаться, поскольку обнаруживается все больше и больше свидетельств, дающих нам более четкое представление о том, какой была жизнь сотни тысяч лет назад.

С тех пор и до сих пор человечество продолжало быть необычайной силой на Земле — к лучшему или к худшему — и факты и цифры о населении раскрываются каждый день.

Вот 10 самых интересных фактов о населении мира из прошлого и настоящего, и что они могут означать для будущего.

1. Самые густонаселенные страны

Население мира составляет примерно 7,2 миллиарда человек.

В тройку самых густонаселенных стран входит Китай с 1.4 миллиарда человек; Индия — 1,3 миллиарда человек; и США с населением около 315 миллионов человек.

Население Соединенных Штатов и следующих по численности населения стран (Индонезия, Бразилия и Пакистан) вместе составляет менее 1 миллиарда человек.

Распределение населения мира по регионам. Цвета указывают на широкие области, а меньшие участки внутри этих цветов указывают на субрегионы. «Другая Северная Америка» относится к Гренландии и Сен-Пьеру и Микелону. Разделение между Западной и Восточной Европой следует старой линии железного занавеса, за исключением того, что Греция делегирована Восточной Европе.Исландия и Финляндия входят в Скандинавию. Арабская Западная Азия включает Кипр. Мавритания и Судан включены в Северную Африку, Нигер — в Западную Африку, а Чад — в Центральную Африку. Руанда и Бурунди входят в состав Восточной Африки. Южная Африка — это Ангола, Замбия и юг Мозамбика. Центральная Азия включает Афганистан, Непал, Бутан и Монголию. Диаграмма: Brutannica, общественное достояние

2. Прирост мирового населения

С 1950 по 2010 г. мировое население почти утроилось.

Население Земли удвоилось с 1960 года.

Население Соединенных Штатов удвоилось в результате высокой рождаемости, а также эмиграции в страну в период с 1950 по 2010 год.

По оценкам, к 2050 году их будет 11 миллиард человек на Земле.

Связано: Сжатие мирового населения в один город

3. Люди живут дольше и лучше

По последней оценке, прирост населения или естественного прироста составил 19.15 в 2012 году.

Рост населения обусловлен не только увеличением числа людей, имеющих детей, но и более продолжительной продолжительностью жизни людей, наблюдаемой во многих развитых и развивающихся странах.

По мере роста возможностей в области здравоохранения, безопасности и образования во всем мире люди стремятся жить дольше. По оценкам ООН, число людей, достигших 100-летнего возраста, увеличится в 100 раз, с 181 000 человек в 200 году до более 20 миллионов человек в 2100 году.

4.Как женщины влияют на численность населения

Женщины, конечно же, необходимы, когда речь идет о сохранении человеческого рода. Женщины рожают 100% населения, но часто сталкиваются с ограниченными возможностями здравоохранения, ограниченными возможностями получения образования и тяжелыми условиями жизни.

Compassion International сообщает, что более 14 миллионов девочек в возрасте 15-19 лет становятся матерями каждый год, но их вероятность умереть от причин, связанных с беременностью, в два раза выше, чем у женщин в возрасте от 20 до 34 лет.

Женщины в развитых странах обычно достигают более высокого уровня образования и продолжают выходить замуж в более позднем возрасте (средний возраст вступления в брак для женщины в развитой стране составляет около 30 лет), что означает, что они часто рожают меньше детей позже. , а некоторые совсем нет.

На этой карте показан коэффициент рождаемости среди подростков во всем мире. Коэффициент подростковой рождаемости — это годовое количество рождений у женщин в возрасте от 15 до 19 лет на 1000 женщин в этой возрастной группе. На карте отражены детские браки, неформальные союзы с участием подростков и материнство в подростковом возрасте в разных странах.Серый цвет: данные по стране отсутствуют. Источник данных для карты: Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения, www.unpopulation.org. Это обновленные таблицы для базы данных ЦРТ за 2013 год: таблицы коэффициента рождаемости среди подростков и фертильности. в Главе 5. Информацию об источниках данных, методах вычислений, доступности данных и другие подробности можно найти по адресу http://unstats.un.org/unsd/mdg/. Карта: M Tracy Hunter, CC-BY-SA-3.0, MediaWiki Commons.

5. Уменьшение численности населения в Европе

Европа открывает новые горизонты как первый регион в истории человечества, где в долгосрочной перспективе произойдет сокращение численности населения.

Снижение рождаемости и низкие коэффициенты рождаемости в Восточной Европе и России приведут к предполагаемому сокращению населения с 740 миллионов человек в настоящее время до 732 миллионов человек к 2050 году.

Карта Европы, показывающая темпы роста (или убыли) населения. Источник: Всемирная книга фактов ЦРУ, 2006 г., общественное достояние.

6. В целом численность населения мира продолжает расти.

Несмотря на то, что рост населения во многих частях земного шара замедлился или стабилизировался, в мире по-прежнему ожидается прирост на 80 миллионов человек ежегодно.Это много!

7. Плотность населения мира

В настоящее время плотность населения мира составляет примерно 120 человек на квадратную милю или 47 человек на квадратный километр, если считать только территорию Земли (а не океаны).

Эти числа не принимают во внимание такие места, как Антарктида, где нет постоянного населения, или самые негостеприимные места в мире, такие как пустыни, высокие горы и районы, наиболее подверженные наводнениям.

Районы с высокой плотностью населения существуют потому, что люди скапливаются вокруг источников воды, таких как реки и береговые линии, создавая места с высокой и низкой плотностью населения.

Самая высокая плотность населения находится в Монако, где около 41 970 человек втискиваются на каждую квадратную милю (16 205 человек на квадратный километр), а самая низкая, по оценкам, в Монголии с уютными пятью людьми на квадратную милю, двумя на квадратный километр.

8. 11,5 миллионов фунтов еды в минуту

Согласно Huffington Post и крутому устройству под названием World Food Clock, население мира съедает 11,5 миллионов фунтов еды всего за одну минуту.

Когда вы разбиваете его, вы понимаете, что пока мы можем съесть 11.5 миллионов фунтов в минуту, более половины из которых тратятся зря.

С учетом сельскохозяйственных расходов, вопросов распределения и стоимости, перед нами стоит серьезная продовольственная проблема.

Проблема не обязательно в том, сколько еды есть в мире — на данный момент у нас ее достаточно. Распространение этой еды из районов, где есть изобилие, в районы, где их нет, является проблемой, которую многие люди и организации продолжают пытаться найти решения.

9. Потенциал заработка в мире

Семь миллиардов людей на Земле зарабатывают примерно 70 триллионов долларов в год, при этом средний доход каждого человека составляет примерно 10 000 долларов.

Итак, мы все знаем людей, которые зарабатывают больше и меньше. Жизненная еда, средний доход людей в развитых и развивающихся странах, а также в отдельных странах, сильно различаются.

Индекс Джини является показателем неравенства доходов.

Страна, где доход каждого человека равен, будет иметь индекс Джини, равный 0.

Страна, где один человек получает весь доход, а все остальные ничего не получает, будет иметь индекс Джини 100.Более высокий индекс Джини для страны означает большую разницу в доходах между ее людьми.

Среднее значение индекса Джини на этой карте составляет около 40. Все страны, обозначенные зеленым цветом, имеют значения индекса Джини менее 40, в то время как страны с оттенками красного имеют индекс Джини выше 40.

10. Пригодность для планет

Даже хотя, по оценкам, население Земли выровняется и в конечном итоге начнет сокращаться, наступит момент, когда Земля не сможет поддерживать человеческую жизнь.

Способность планеты поддерживать жизнь называется планетарной обитаемостью.

Предполагается, что Земля сможет поддерживать человеческую жизнь еще примерно на миллиард лет, но такие факторы, как война, изменение климата и нехватка продовольствия, могут уничтожить нас задолго до этого, если мы не будем осторожны, чтобы сохранить нашу планету здоровой. .

Синий мрамор. Изображение: НАСА, общественное достояние

Население мира состоит из таких же людей, как вы и я, — уникальных, интересных, сложных существ, живущих как можно лучше. Когда-нибудь в будущем мы — больше, чем просто цифры из фактологического бюллетеня или страницы в учебнике истории.

Пока мы здесь, поддерживаемые друг другом и этим чудесным местом под названием Земля, мы должны помнить о нашем влиянии на людей и планету вокруг нас.

Ссылки

Compassion International. Факты о населении. http://www.compassion.com/poverty/population.htm

Hackett, Conrad. В каких шести странах проживает половина населения мира? Pew Research Center. 11 июля 2014 г. http://www.pewresearch.org/fact-tank/2014/07/11/half-the-worlds-population-live-in-just-6-countries/

The Huffington Post.Пища для размышлений. Каждую минуту каждый день мир потребляет более 11 миллионов фунтов еды. 17 марта 2014 г. http://www.huffingtonpost.com/2014/03/18/world-food-consuming_n_4978947.html

Miniwatts Marketing Group. Статистика мира Интернета. 2012. http://www.internetworldstats.com/stats8.htm

Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций. Отдел народонаселения, Секция демографических оценок и прогнозов. Перспективы народонаселения мира: редакция 2012 г. http: // esa.un.org/wpp/Excel-Data/population.htm

Мировой Атлас. Страны мира по самой высокой плотности населения. http://www.worldatlas.com/aatlas/populations/ctyde sizesh.htm

Поделиться:

Географическое положение России

Россия — самая большая страна в мире, охватывающая восточную часть Европы и северную часть Азии. Общая площадь России составляет около семнадцати миллионов квадратных километров с населением около 145 миллионов человек. Граничит со многими странами, например, с Китаем, Грузией, Финляндией, Норвегией, Украиной и другими.

Страна омывается двенадцатью морями и тремя океанами: Тихим океаном на востоке, Северным Ледовитым океаном на севере и Атлантическим океаном на западе. Среди морей — Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское и другие. Пейзаж России разнообразен. Большая часть территории состоит из обширных равнин, представляющих собой степи на юге и густые леса на севере, при этом тундра вдоль северного побережья 10% пахотных земель в мире находится в России.

Горные хребты проходят вдоль южных границ, таких как Кавказ (с горой Эльбрус, которая является самой высокой точкой как в России, так и в Европе) и Горный Алтай (с горой Белуха, которая является самой высокой точкой Сибири).В восточной части — Верхоянский хребет и вулканы Камчатского полуострова (с Ключевской Сопкой, высочайшим действующим вулканом Евразии и высшей точкой азиатской России). Богатые полезными ископаемыми Уральские горы разделяют Европу и Азию, идя с севера на юг.

Климат в стране разный. В удаленных от моря районах влажный континентальный климат, преобладающий во всех частях страны, кроме тундры и юго-востока.Климат большей части европейской части северной части России и Сибири субарктический с чрезвычайно суровыми зимами (особенно в Республике Саха, где в Северном полушарии расположен полюс холода с самой низкой зарегистрированной температурой — 71,2 ° C). Полоса суши вдоль побережья Северного Ледовитого океана и островов Российской Арктики имеет полярный климат. Климат прибрежной части Краснодарского края на Черном море влажный субтропический с мягкой и влажной зимой. Зима во многих регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока засушливая по сравнению с летом.Район Нижней Волги и побережья Каспийского моря, а также некоторые районы самого юга Сибири обладают полузасушливым климатом.

В России тысячи рек и внутренних водоемов, которые обеспечивают ее одним из крупнейших в мире ресурсов морской воды. Река Волга, крупнейшая река Европы, и реки Сибири (Обь, Енисей, Лена и Амур) являются одними из самых длинных рек в мире. Самым крупным и наиболее заметным из пресноводных водоемов России является озеро Байкал, самое глубокое и чистое пресноводное озеро в мире.В Байкале содержится более одной пятой мировых запасов пресной воды. Среди других крупных озер — Ладожское и Онежское, два крупнейших озера в Европе.

Россия — индустриальная страна. Основные отрасли промышленности — сельское хозяйство и рыболовство. Крупные фермы сосредоточены в основном на производстве зерна и продуктов животноводства, небольшие приусадебные участки производят большую часть урожая овощей и фруктов в стране. Имея выход к трем океанам — Атлантическому, Арктическому и Тихому, — российские рыболовные флоты вносят основной вклад в мировые поставки рыбы.В России также много полезных ископаемых: уголь, природный газ, нефть и железо.



Москва

Москва — столица России и самый густонаселенный город страны. Основанный в 1147 году на Москве-реке князем Юрием Долгоруким, город стремительно рос, и в 16 веке Москва стала столицей страны царем Иваном Грозным.

Сегодня Москва — крупнейший город Европы и один из крупнейших городов мира с населением более 10 миллионов человек.Это крупный политический, культурный, научный, религиозный, финансовый, образовательный и транспортный центр России.

Красная площадь с Кремлем — центр Москвы. Это самые популярные туристические направления. Рид-сквер — это место проведения парадов и крупных национальных и международных концертов. Собор Василия Блаженного на Красной площади — шедевр русской архитектуры. Собор воздвигнут в честь победы России над Казанским царством в 16 веке.Памятник Минину и Пожарскому, старейший памятник

г.

Москва, построенная в память о победе над польскими захватчиками, можно увидеть перед собором. Государственный исторический музей, музей истории России, расположен напротив храма Василия Блаженного. Это один из крупнейших музеев Москвы с выставками, которые варьируются от реликвий доисторических племен, населявших современную Россию, до более дешевых произведений искусства, приобретенных членами династии Романовых.

На территории Кремля можно увидеть старинные соборы — настоящие архитектурные шедевры.Здесь можно увидеть колокольню Ивана Великого, Успенский собор, Благовещенский собор, Дворец съездов, Царь-пушку и Царь-колокол, самую большую пушку и колокол в мире. Спасская башня, самая высокая башня, является символом Кремля. Александровский сад расположен за стенами Кремля. Это был один из первых городских общественных парков в городе. Парк состоит из трех отдельных садов, которые тянутся вдоль западной Кремлевской стены. Могила Неизвестного солдата с вечным огнем — памятник воинам, погибшим во Второй мировой войне.

Москва — большой культурный центр с множеством кинотеатров, концертных залов, многочисленных драматических и музыкальных театров, в том числе всемирно известных, таких как Большой театр и Малый театр, а также клубов. Город также гордится своими музеями и художественными галереями. Самый большой музей Москвы — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в котором хранится одна из крупнейших в мире коллекций произведений античного, классического и восточного искусства. Третьяковская галерея известна во всем мире и содержит большую коллекцию работ русских художников.

В Москве очень много зеленых насаждений. В городе 96 парков и 18 садов, в том числе 4 ботанических сада. Парк Горького был основан в 1928 году. Он граничит с Нескучным садом, старейшим парком Москвы. В саду находится Зеленый театр — один из крупнейших открытых амфитеатров в Европе, вмещающий 15 тысяч человек. —

Измайловский парк, открытый в 1931 году, является одним из крупнейших городских парков в мире наряду с Ричмонд-парком в Лондоне.Его площадь в шесть раз больше, чем у Центрального парка в Нью-Йорке. Парк «Сокольники», названный в честь часто проводившейся здесь соколиной охоты, является одним из старейших парков Москвы. Центр парка обозначен фонтаном и исходящей от него сетью из березовых, кленовых и вязовых аллей.

Кузьминский парк — еще одна зеленая точка Москвы. Район — родовое гнездышко князей Голицыных, в прошлом дачный поселок, который славился удачным расположением, замечательными парками и живописными прудами.Сегодня там находится музей. Этот сохранившийся природный комплекс города представляет уникальную экологическую, живописную, историческую и культурную ценность.

Национальный парк «Лосиный остров» находится частично в Москве, частично в Московской области. Это первый национальный парк в России и считается самым большим лесом в городе.

Главный ботанический сад Академии наук, основанный в 1945 году, является крупнейшим в Европе. Он содержит коллекцию из более чем 20 тысяч различных растений из разных уголков мира, а также научно-исследовательскую лабораторию.В саду также есть розарий с 20 тысячами розовых кустов, дендрарий и дубовый лес с деревьями, которым более 100 лет.

Среди других популярных достопримечательностей — Московский зоопарк, зоопарк, в котором обитает около тысячи видов животных. Ежегодно зоопарк посещают более 1,2 миллиона посетителей.

Москва — тоже большой спортивный центр. В городе есть различные спортивные сооружения, в том числе шестьдесят три стадиона. Стадион «Лужники» — 4-й по величине стадион в Европе (в 1980 году здесь проходили летние Олимпийские игры).Также в Москве есть семь ипподромов, крупнейший из которых — Московский Центральный ипподром, основанный в 1834 году.

Так называемые «Семь сестер», семь огромных небоскребов, разбросанных по всему городу, являются одними из самых известных зданий в городе. Они находятся на одинаковом расстоянии от Кремля и являются одними из самых высоких сооружений в центре Москвы, не считая Останкинской башни, которая на момент завершения строительства в 1967 году была самым высоким отдельно стоящим зданием в мире и сегодня остается четвертым по высоте в мире. Башня после Бурдж-Халифа в Дубае, Canton Tower в Гуанчжоу и CN Tower в Торонто.

Москва — крупный образовательный центр с множеством школ, колледжей, институтов и университетов. Самый большой и известный вуз — МГУ на Воробьевых горах.