Биология рабочая тетрадь 9 класс общие закономерности – ГДЗ Биология 9 класс Мамонтов, Захаров, Цибулевский

Рабочая тетрадь по биологии 9 класса (Мамонтова, Захарова, Агафонова, Сонина)

Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.
1. Становление систематики.
2. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка.
3. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина.
4. Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе.
5. Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе.
6. Формы естественного отбора
7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
8. Забота о потомстве.
9. Физиологические адаптации.

10. Вид, его критерии и структура.

 11. Эволюционная роль мутаций

12. Главные направления эволюции
13. Общие закономерности биологической эволюции
14. Современные представления о возникновении жизни на Земле
15. Начальные этапы развития жизни
16. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры
17. Жизнь в палеозойскую эру
18. Жизнь в мезозойскую эру
19. Жизнь в кайнозойскую эру
20. Происхождение человека

21. Неорганические вещества, входящие в состав клетки
22. Органические вещества, входящие в состав клетки
23. Пластический обмен. Биосинтез белков

 24. Энергетический обмен. Способы питания

25. Прокариотическая клетка.
26. Эукариотическая клетка. Цитоплазма.
27. Эукариотическая клетка. Ядро.
28. Деление клеток.
29. Клеточная теория строения организмов.
30. Бесполое размножение.

31. Половое размножение. Развитие половых клеток.

32. Эмбриональный период развития.

33. Постэмбриональный период развития.

34. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

35. Основные понятия генетики.

36. Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя. 

37. Законы Менделя.

38. Сцепленное наследование признаков.

39. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

40. Взаимодействие генов.

41. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

42. Фенотипическая изменчивость.

43. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

44. Методы селекции растений и животных.

45. Селекция микроорганизмов.

46. Структура биосферы.

47. Круговорот веществ в природе.

48. История формирования сообществ живых организмов.

49. Биогеоценозы и биоценозы.

50. Абиотические факторы среды.

51. Интенсивность действия факторов среды.

52. Биотические факторы среды.

53. Взаимоотношения между организмами.

54. Природные ресурсы и их использование.

55. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

56. Охрана природы и основы рационального природопользования.

Тренировочные задания

www.biogdz.ru

ГДЗ по биологии за 9 класс рабочая тетрадь Цибулевский А.Ю., Захаров В.Б.

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Французский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • ОБЖ
    • География
    • Музыка
    • Литература
    • Обществознание

gdz.ru

§9. Физиологические адаптации (Страницы 20,21)

Главная › 9 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Общие закономерности Цибулевский Захаров Сонин 9 класс 1. Раскройте содержание понятия «физиологическая адаптация».

Ответ: Физиологическая адаптация – сочетание всех признаков вида с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, обеспечивающее успех в борьбе за существование.



2. Попытайтесь объяснить эволюционный механизм возникновения физиологических адаптаций.

Ответ: Все эволюционные изменения – образование новых популяций и видов, усложнение организации – обусловлены развитием многочисленных приспособлений и адаптаций к условиям обитания вида.


3. Объясните, каким образом осуществляется приспособление к среде с недостатком воды:
  1. у земноводных – они становятся активны в период после дождя, ночью, а днем укрываются. Личинки некоторых земноводных развиваются очень быстро и в сжатые сроки совершают метаморфоз.
  2. у птиц – они накапливают жир, которые затем при расщеплении образует воду.
  3. у млекопитающих – они также накапливают жир, некоторые регулируют потерю воды с поверхности дыхательных путей (верблюд накаливает жир в горбе, а при засухе также резко сокращает испарение с дыхательных путей и потовых желез).


4. Закончите предложение.

Сущность функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме ныряющих животных, заключается в наличии дыхательного пигмента миоглобина в мышцах, позволяющего сохранить в 10 раз больше кислорода.


5. Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи:
  1. у насекомых – органы химического чувства, улавливающие запахи на большом расстоянии.
  2. у змей – способность к термолокации.
  3. у ночных хищников – способность к эхолокации.


6. Подтвердите правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей». Приведите три конкретных примера.

Ответ: Большинство птиц не трогает ос и пчел, но среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Ежи поедают змей. Некоторые птицы поднимают черепах в воздух и разбивают им панцирь, а затем поедают их.


7. Закончите высказывание.

Показано, что если крыс перевести на мягкую диету и убрать из клетки все твердые предметы, то у них вырастают гигантские клыки, которые мешают им питаться. Это наблюдение является еще одним аргументом в пользу утверждения, что любые приспособления «срабатывают» только в привычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Любая структура или функция – это приспособление в внешней среде.



§8. Забота о потомстве — стр. 18-20§10. Вид, его критерии и структура — стр. 22-23

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. (Страницы 6,7,8)

Главная › 9 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Общие закономерности Цибулевский Захаров Сонин 9 класс 1. Перечислите уровни структурной организации живой природы.

Ответ: Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.



2. Среди перечисленных ниже структурных уровней организации живой материи подчеркните те, которые являются общими для живых и неживых объектов.

Ответ: Клеточный, атомный, молекулярный, популяционно-видовой, биогеоценотический, уровень элементарных частиц, организменный.


3. Укажите основные признаки (свойства) биологических систем.
  1. Обмен веществ.
  2. Постоянство химического состава.
  3. Самовоспроизведение.
  4. Наследственность.
  5. Изменчивость.
  6. Размножение.
  7. Индивидуальное развитие и эволюция.

4. Классифицируйте нижеперечисленные объекты на живые (+) и неживые (-).

Ответ:
Кристаллы галита (хлористого натрия) –
Амеба +
Кишечная палочка +
Кремнезем —
Плесень +
Нефть —
Лишайник +
Слюда —



5. Укажите наиболее существенные отличия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.
  1. Клетка одноклеточного организма устроена просто, а многоклеточного – усложнена.
  2. Клетки простейших и бактерий функционируют как целостная структура, а клетки многоклеточных специализированы.
  3. Клетки многоклеточных образуют ткани и, в отличие от одноклеточных, не могут существовать самостоятельно.

6. Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите, какие типы развития выделяют применительно к живым организмам.

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы.

Типы развития живой материи:

  1. Онтогенез – индивидуальное развитие.
  2. Филогенез (эволюция) – историческое развитие, возникновение новых видов и форм жизни.

7. Опишите, в чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)

Ответ: Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.



8. Раскройте сущность такого общего свойства биологических организмов, как саморегуляция. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)

Саморегуляция – это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.


9. Раскройте смысл тезиса: «Одной из важнейших черт живых существ является ритмичность». (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)

Ответ: Ритмичность процессов жизнедеятельности организмов является приспособлением к периодически меняющимся условиям окружающей среды. Она позволяет повышать активность организма в наиболее благоприятные периоды времени и экономить жизненные силы в те часы, когда воздействие среды оказывается неблагоприятным.


10. Приведите современное определение понятия жизнь.

Жизнь – это способ существования живых тел, существующих на Земле, которые представляют открытые самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.


Тренировочные задания — стр. 129-142§1. Становление систематики — стр. 8-9

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

§20. Происхождение человека (Страницы 44,45,46,47,48)

Главная › 9 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Общие закономерности Цибулевский Захаров Сонин 9 класс 1. Допишите предложение.

Наука, занимающаяся изучением происхождения и эволюции человека, называется антропологией.



2. Впишите недостающие слова.

Важным событием в изучении проблемы возникновения и эволюции человека является выход в свет книги «Происхождение человека и половой отбор» принадлежащей перу Ч. Дарвина.


3. Охарактеризуйте систематическое положение человека по схеме.

Человек относится к:

  • Тип Хордовые
  • Класс Млекопитающие
  • Отряд Приматы
  • Подотряд Человекообразные обезьяны.

4. Перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян:
  1. Прямохождение
  2. Мощная мускулатура нижних конечностей
  3. Сводчатая стопа с развитым передним пальцем
  4. Подвижная кисть руки
  5. Позвоночник с четырьмя изгибами
  6. Расположение таза под углом 60° к горизонтали
  7. Большой мозг
  8. Бинокулярное зрение
  9. Ограниченная плодовитость
  10. Развитый плечевой сустав и другие.


5. Дополните недостающие звенья схемы эволюции приматов.


6. Вставьте недостающее слово.

Анатомической основой трудовой деятельности человека являются определенные особенности строения тела, унаследованные им от обезьян, ведущих древесный образ жизни.


7. Охарактеризуйте по нижеперечисленным позициям группу обезьян, являющуюся переходной формой к древнейшему человеку.
  • Название: Человек Умелый
  • Эволюционный возраст: 3-1 млн. лет назад.
  • Анатомическая характеристика: масса около 50 кг, рост около 150 см, ходили на двух ногах, тело выпрямлено, руки были свободны. Строение зубов сходно с человеком. Масса мозга – 650 г.
  • Образ жизни: стадный. Пользовались камнями, костями животных для защиты и добывания пищи. Научились обрабатывать орудия труда и добывать огонь.


8. Дайте характеристику древнейших людей. Заполните таблицу.


9. Дайте сравнительную анатомическую характеристику черепа австралопитеков и древнейших людей. Отметьте прогрессивные черты организации черепа древнейших людей.

Ответ: Череп австралопитеков был близок по форме к черепу обезьян, имел большие надбровные валики, лоб практически отсутствовал, так же как и подбородочный выступ. У древнейших людей череп был большего размера, имел более крупную лобную кость, сравнительно меньшие надбровные дуги. На поверхности головы волосы росли не на всем черепе, а в основном на мозговой его части.


10. Дайте характеристику древних людей. Заполните таблицу.



11. Назовите особенности образа жизни и поведения неандертальцев, которые указывают на то, что они поднялись на более высокую ступень по пути антропогенеза.

Ответ: У неандертальцев широко развивалась и использовалась осознанная речь. Существовали обряды, ритуалы, поклонения идолам. Развивались внутригрупповые связи. Существовало распределение труда. Для охоты использовались собственноручно изготовленные орудия труда.


12. Объясните, почему ключевым (переломным) моментом в процессе превращения обезьян в древнейших людей считается возникновение примитивной речи.

Ответ: Речь – это качественное отличие высшей нервной деятельности человека. Это важнейшее средство общения между людьми. Речь способствовала эффективному взаимодействию членов стада, передаче опыта поколениям, шло развитие мозговой деятельности усиленными темпами.


13. Дайте характеристику современных людей – кроманьонцев. Заполните таблицу.



14. Приведите классификацию человеческих рас.
  1. Негроидная
  2. Европеоидная
  3. Монголоидная.

15. Докажите справедливость утверждения: «Человечество едино».

Ответ: Это доказывает тот факт, что представители всех рас могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, то есть относятся к единому виду Человек Разумный.


16. Объясните с эволюционных позиций возникновение структурно-функциональных различий между представителями современных рас.

Ответ: Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, формы губ, носа и др. Возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Например, узкий разрез глаз у монголоидов – защита глазного яблока от сильных ветров и песка.



17. Укажите особенности современного этапа эволюции человека.
  1. Социальные факторы, малая зависимость от природы.
  2. Мутационный процесс имеет место быть, но действует стабилизирующая форма естественного отбора.
  3. Раскрытие индивидуальности каждого человека, реализация его личных качеств, выделение человека из природы и создание искусственной среды.

§19. Жизнь в кайнозойскую эру — стр. 42-44§21. Неорганические вещества, входящие в состав клетки — стр. 49-50

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Рабочая тетрадь по биологии 9 класс Козлова Т.А, Кумченко В.С.

Глава 1. Введение в основы общей биологии

 

§ 1. Биология — наука о живом мире

 

§ 2. Общие свойства живых организмов

 

§ 3. Многообразие форм живых организмов

 

Вопросы и задания по теме «Введение в основы общей биологии»

 

Глава 2. Основы учения о клетке

 

§ 4. Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток

 

§ 5. Химический состав клетки


§ 6. Белки и нуклеиновые кислоты


§ 7. Строение клетки


§ 8. Органоиды клетки и их функции

 

§ 8. Органоиды клетки и их функции


§ 9. Обмен веществ — основа существования клетки


§ 10. Биосинтез белков в живой клетке


§ 11. Биосинтез углеводов — фотосинтез


§ 12. Обеспечение клеток энергией


Вопросы и задания по теме «Основы учения о клетке»

 

Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

 

§ 13. Размножение живых организмов


§ 14. Деление клетки. Митоз

 

§ 15. Образование половых клеток. Мейоз

 

§ 16. Индивидуальное развитие организмов — онтогенез


Вопросы и задания по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)»

 

Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости

 

§ 17. Из истории развития генетики

 

§ 18. Основные понятия генетики


§ 19. Генетические опыты Г. Менделя


§ 20. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя


§ 21. Сцепленное наследование генов и кроссинговер

 

§ 22. Взаимодействие генов и их множественное действие


§ 23. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом


§ 24. Наследственная изменчивость


§ 25. Другие типы изменчивости


§ 26. Наследственные болезни, сцепленные с полом

 

Вопросы и задания по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

 

Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

 

§ 27. Генетические основы селекции организмов


§ 28. Особенности селекции растений


§ 29. Центры многообразия и происхождения культурных растений


§ 30. Особенности селекции животных

 

§ 31. Основные направления селекции микроорганизмов

 

Вопросы по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

 

Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира

 

§ 32. Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания


§ 33. Современные представления о возникновении жизни на Земле


§ 34. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни


§ 35. Этапы развития жизни на Земле


Вопросы по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира»

 

Глава 7. Учение об эволюции

 

§ 36. Идея развития органического мира в биологии


§ 37. Основные положение теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира


§ 38. Современные представления об эволюции органического мира


§ 39. Вид, его критерии и структура


§ 40. Процессы видообразования


§ 41. Макроэволюция — результат микроэволюции


§ 42. Основные направления эволюции


§ 43. Основные закономерности биологической эволюции


Вопросы по теме «Учение об эволюции»

 

Глава 8. Происхождение человека (антропогенез)

 

§ 44. Эволюция приматов

 

§ 45. Доказательства эволюционного происхождения человека

 

§ 46. Ранние этапы эволюции человека

 

§ 47. Поздние этапы эволюции человека

 

§ 48. Человеческие расы, их родство и происхождение

 

§ 49. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

 

Вопросы и задания по теме «Происхождение человека (Антопогинез)»

 

Глава 9. Основы экологии

 

§ 50. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы

 

§ 51. Общие законы действия факторов среды на организмы

 

§ 52. Приспособленность организмов к действию факторов среды

 

§ 53. Биотические связи в природе

 

§ 54. Популяции

 

§ 55. Функционирование популяций во времени

 

§ 56. Сообщества

 

§ 57. Биоценозы, экосистемы и биосфера

 

§ 58. Развитие и смена биогеоценозов

 

§ 59. Основные законы устойчивости живой природы

 

§ 60. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

 

Вопросы и задания по теме «Основы экологии»

 

tetrab.ru

§1. Становление систематики (Страницы 8,9)

Главная › 9 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Общие закономерности Цибулевский Захаров Сонин 9 класс 1. Известно, что наряду с научной классификацией живых организмов существует и практическая классификация. В чем заключается принципиальное отличие между ними?

Практическая система классификации создавалась людьми для объединения растений и животных в группы в зависимости от их пользы или вреда для человека.

Приведите два примера практической классификации организмов.

Домашний скот, ядовитые растения.



2. Среди перечисленных ученых найдите и подчеркните автора первой научной классификации живых организмов.

Ответ: К. Линней.


3. Закончите предложение.

Принцип, положенный в основу первой научной классификации живых организмов называется принцип иерархичности.



4. Вставьте недостающие слова.

Заслуга в разработке бинарной номенклатуры растительных и животных организмов принадлежит Карлу Линнею.


5. Усвоив принцип построения названий видов организмов и опираясь на полученные ранее знания из курсов ботаники и зоологии, приведите по два примера видов растений и животных.

Растения: пырей ползучий, ромашка аптечная.
Животные: аскарида человеческая, собака домашняя.



6. Назовите ограничения (слабые стороны) искусственной системы классификации живых организмов, предложенной К. Линнеем.

Ответ: Некоторые признаки Линней выбирал произвольно и ошибочно. Он утверждал, что искусственная система может работать только до тех пор, пока не найдена естественная. Однако в те времена из-за религиозных представлений считалось, что видов существует ровно столько, сколько их создал Бог, то есть новые виды не появляются и не изменяются, а это противоречит законам эволюции.


7. Укажите, в чем состоит наиболее существенное отличие современной (естественной) классификации организмов от всех предыдущих.

Ответ: В данное время естественная система отражает происхождение животных и растений и основана на их родстве по совокупности существенных черт строения. Во времена Линнея полагали, что все виды созданы Богом, неизменны и не развиваются, а новые виды не возникают.



Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. — стр. 6-8§2. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка — стр. 10

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru