Практическая работа номер 2 по географии 8 класс – Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа по географии 8 класс

Практическая работа № 2

Решение задач по теме: «Россия на карте часовых поясов” 8 класс.

1 вариант

№1 Определите, сколько времени будет:

В Якутске, если в Москве 2:00 _________;

В Новосибирске, если в Магадане 21:00 ______;

В Магадане, если в Москве 16-00______;

В Мурманске, если в Иркутске 4-00_____.

№2 В III часов поясе – 6 часов. Определите:

А) в X часовом поясе _____;

Б) в XX часовом поясе _____.

№3 В VIII часовом поясе – 22 часа. Определите:

А) декретное время во II часовом поясе ____;

Б) поясное время в XV часовом поясе ____.

№4 Самолет вылетел из Магадана в Москву в 12ч. Полет занял 8 ч. Во сколько часов по московскому времени приземлится самолет? Ответ обоснуйте.

№5 Который час в Магадане по местному времени, если на линии Гринвичского меридиана 12-00?

№6 На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17-00. В каком океане корабль?

№7 Самолет вылетел из Омска в Казань в 13 часов по местному времени Омска. Расчетное время полета составляет 2 часа. Сколько времени будет в Казани, когда самолет приземлится?

№8 Если в Лондоне 12-00, который час по поясному времени в Москве и Владивостоке?

№9 Самолет вылетел из Оренбурга (3 – я часовая зона) в Санкт-Петербург (2 – я часовая зона) в 20 часов по местному времени Оренбурга. Расчетное время полета составляет 3 часа. Сколько времени будет в Санкт-Петербурге, когда самолет приземлится? Ответ запиши цифрами

№10 Теплоход, отплывший из Владивостока в субботу 24 мая, прибыл в Сан- Франциско (США) ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Сан- Франциско?

Решение задач по теме: «Россия на карте часовых поясов” 8 класс.

2 вариант

№1 Определите, сколько времени будет:

В Якутске, если в Москве 3:00 _________;

В Новосибирске, если в Магадане 20:00 ______;

В Магадане, если в Москве 12-00______;

В Мурманске, если в Иркутске 6-00_____.

№2 В III часов поясе – 7 часов. Определите:

А) в X часовом поясе _____;

Б) в XX часовом поясе _____.

№3. В VIII часовом поясе – 15 часов. Определите:

А) декретное время во IX часовом поясе ____;

Б) поясное время в V часовом поясе ____.

№4 Самолет вылетел из Санкт-Петербурга (2 – я часовая зона) в Оренбург (3 – я часовая зона) в 9 часов по московскому времени. Расчетное время полета составляет 3 часа. Сколько времени будет в Оренбурге, когда самолет приземлится? Ответ запиши цифрами

№5 Сколько времени (с учётом декретного) будет в Казани, когда в Кемерово   18часов?

№6 Кто раньше встречает Новый год: российские пограничники на острове Ратманова или американские — на острове Крузенштерна? Объясните свою точку зрения.

№7 Самолет вылетел из Перми (3 – я часовая зона) в Москву (2 – я часовая зона) в 15 часов по местному времени Перми. Расчетное время полета составляет 2 часа. Сколько времени будет в Москве, когда самолет приземлится? Ответ запиши цифрами

№8 Сколько времени (с учётом декретного) будет в Магадане, когда в Перми 8 часов?

№9 Сколько времени (с учётом декретного) будет в Кемерово, когда в Казани   18часов?

№10 Одинаковой ли длительности день (светлое время суток) в Москве и Санкт- Петербурге в одно и то же число 22 июня?

infourok.ru

Практические работы по географии для 8 класса

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Таштагольский Многопрофильный Техникум»

Практические работы

по географии для 8 класса

Разработала преподаватель географии

СП по ООП при ФКУ ИК-4

Ефремова Ольга Николаевна

п. Таштагол, 2015г

Значение практических работ на уроках географии

Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия и развитию самостоятельности.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и другими. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т д.; определять направления, широту и долготу ; измерять расстояния, азимуты .; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.

Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний обучающихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, обучающиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно.

В своей работе провожу следующие виды практических работ

География России.

Разделы:

  1. Географическое положение и формирование государственной территории России

Примечание. Ссылки даны на учебник: Раковская Э.М., Баринова И.И. Природа России. 8 класс. — М.: Просвещение, 2013г.

Практическая работа №1

Географическое положение России

Цели работы:

1) Дать характеристику географического положения страны.

2) Выяснить, каким образом сказывается северное положение территории России на особенностях природы и условиях жизни.

3) Сравнить географическое положение России с другими странами.

Последовательность выполнения работы

1. Обозначьте на контурной карте границу России. Выделите, с какими иностранными государствами Россия имеет:

а) самую длинную государственную границу;

б) самую короткую государственную границу.

Обозначьте соседние государства на контурной карте.

2. Выделите, какими морями омывается территория нашей страны. На контурной карте России под­пишите их названия.

3. Обозначьте крайние точки нашей страны, обозначьте на карте о. Новая Земля, о.Северная Земля, Новосибирские острова, о. Сахалин.

4. По­кажите, как проходит Северный морской путь, подпишите названия крупнейших портов Северного морского пути.

5.Определите, по какой широте проходит южная граница России, сравните, на какой широте расположена большая часть государств Европы и проживает большая часть населения Канады. Сделайте вывод о влиянии климата на жизнь людей на территории нашей страны.

Практическая работа № 2

Специфика административно-территориального устройства России.

Цели работы:

1) Выявить специфику административно-территориального деления России.

2) Объяснить причины такого устройства.

Последовательность выполнения работы

1.Проанализировать карту административно-территориального деления России. Найти на ней все субьекты

Федерации.

2. Обозначить на контурной карте: — республики и их столицы;

— города федерального значения;

— края и автономные округа.

3. Объяснить, почему в России такое сложное административно-территориальное деление, Выводы записать в тетрадь.

Практическая работа № 3

Определение поясного времени по карте часовых поясов

Цели работы: в ходе выполнения практической работы, исполь­зуя текст учебника — § 4, рис. 5 «Часовые пояса» на с. 17:

  1. Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

  2. Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы

I. Теоретическая часть (время выполнения 15 мин).

Изучив текст § 4 и рис. 5 на с. 17:

    1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вок­руг своей оси за I ч, за 4 мин.

    2. Какое время называется местным?

    3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

    4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

    5. Какой часовой пояс принято считать нулевым?

    6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

    7. В каком часовом поясе находится Ставрополь?

    8. Что называется поясным временем?

    9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

    10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой­дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

    11. Какое время называют декретным, летним, московским?

Обсуждение вопросов (10 мин).

II. Практическая часть работы: решение задач на определе­ние поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).

Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Краткая запись условия: Москва — 10 ч.

Якутск — ?

Последовательность выполнения задания:

определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва — во 2-м, Якутск — в 8-м;

определить разницу между часовыми поясами:

8-2 = 6;

определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:

10 + 6 = 16.

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

  1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавлов­ске-Камчатском 8 ч вечера.

  2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибир­ске 13 ч.

  3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Дополнительные задания

  1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в 1-й?

  2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно пе­реводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?

  3. Чем отличается поясное время от декретного?

Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

4. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставропо­ле 31 декабря, если оно было послано из Владивостока 1 января?

II. ПРИРОДА

Практическая работа № 1

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Цели работы:

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа.

2. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строе­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

3. Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указан­ных в таблице форм рельефа.)

Формы рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европей­ская равнина

Среднерусская возвышенность

Горы Хибины

Западно-Сибирская низменность

Алданское нагорье

Кавказ

Уральские горы

Алтай

Саяны

Верхоянский хребет

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

Практическая работа № 2

Определение и объяснение закономерностей размещения

магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте

Цели работы:

1. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

  1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

  2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

  3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие — к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

  4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

  5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной зависимости

Древние платформы:

осадочный чехол; выступы кристал­лического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь…)

Магматические (…)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа № 3

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение

Общее количество солнечной энергии, дости­гающее поверхности Земли, называется суммар­ной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагрева­ет земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

Цели работы:

1. Определить закономерности распределения сум­марной и поглощенной радиации, объяснить выявленные законо­мерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

  1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны вели­чины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?

  2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких еди­ницах он измеряется?

  3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты ра­боты оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация,

ккал/см2

Радиационный баланс,

ккал/см2

Мурманск

С.-Петербург

Якутск

Екатеринбург

Ставрополь

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

Практическая работа № 4

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды

Сложные явления, происходящие в тропосфере, от­ражаются на специальных картах синоптических, которые показывают состояние погоды на определен­ный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Си­ноптическая карта создавалась постепенно. А. Гум­больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и состав­лял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы — погоду.

Последовательность выполнения работы

  1. Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

  2. Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Омск

Чита

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Практическая работа № 5

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких — самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где — меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа № 6

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов

Цели работы:

1. Сформировать знание о коэффициенте увлаж­нения как об одном из важнейших климатических показателей.

2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

  1. Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запиши­те определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

  2. Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите ко­эффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Но­рильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якут­ска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (мож­но дать задания для двух вариантов).

  3. Выполните расчеты и распределите города по группам в за­висимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы офор­мите в виде схемы:

  1. Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в форми­ровании природных процессов.

  2. Можно ли утверждать, что восточная часть территории Став­ропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

  3. Выводы запишите в тетерадь.

Практическая работа № 7

Определение по картам и статистическим материалам особенностей литания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования

Реки — «продукт климата».

А. И. Воейков

Питание и режим реки обусловлены клима­том, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.

Цели работы:

1. Определить особенности питания, режима, го­дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйствен­ного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ­ники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

I. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб­ника, рис. 40 на с. 76, рис. 42, 43 на с. 79, табл. «Крупные реки России» на с. 87, составьте характеристику реки Лены по предло­женному плану.

4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки

5. Годовой сток

6. Длина реки

7. Падение реки

8. Уклон реки

9. Возможность ее хозяйственного использования

Форма фиксации результатов — по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отме­чены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана при­надлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенно­сти водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны паде­ние, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйствен­ного использования. Знаки легенды карты придумать самостоя­тельно.

Практическая работа № 8

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, ре­зультат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрас­том территории — с другой.

В. В. Докучаев

Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной кар­ты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

  2. Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Плодо­родие

Тундро­вые

Подзо­листые

Дерново- подзо- листые

Серые лесные

Черноземы

Бурые полу­пустынь

Серо- бурые пустынь

Практическая работа № 9

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон

Каждая природная зона — это за­кономерное сочетание ландшафтов.

Л. С. Берг

Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными ком­понентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источни­ками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

  1. Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники инфор­мации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

  2. Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.

На схеме стрелками укажите выявленные взаимосвязи.

Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.

Практическая работа № 10

Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов

Природные ресурсы — компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения мате­риальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от дру­гого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы:

1. Используя различные источники географичес­кой информации, выявить природные ресурсы и условия их освое­ния на примере Кавказа.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источни­ки географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

  1. На основе анализа физической карты атласа, а также тема­тических карт атласа на с. 16—27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.

  2. На контурной карте укажите границы района, обозначьте ус­ловными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты долж­ны соответствовать знакам легенды атласа.

  3. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сде­лайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, кли­мата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

Практическая работа № 11

Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)

Восхождение человечества к вершинам прогресса тесней­шим образом связано с использованием им разнообразных даров природы — природных (или естественных) ресурсов.

Цели работы:

1. Составить по картам и статистическим матери­алам характеристику водных ресурсов.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источни­ки географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

  1. На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, со­ставьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.

  2. Результаты оформите в виде таблицы.

infourok.ru

Практические работы по географии 8-9 класс

Практическая работа

По климатической карте для городов г. Сочи и г. Владивосток определить:

1.to

2. количество осадков

3. движение господствующих ветров

4. тип климата

Сравнить:

  1. to в городах летом и зимой

  2. направление ветров зимой и летом

  3. типы климатов

Сделать вывод.

Практическая работа

Определите факторы размещения предприятий черной металлургии в городах : г. Магнитогорск, г. Липецк, г. Череповец.

Практическая работа

План характеристики географического положения Европейского Севера

Определите:

  1. В какой части страны расположен.

  2. Положение по отношению к океанам.

  3. Положение по отношению к экватору, полярному(северному)кругу, начальному меридиану.

  4. В каком климатическом поясе расположен.

  5. Соседние объекты с севера, с запада, с юга, с востока.

Сделайте вывод о выгодности географического положения.

Практическая работа

Определите факторы размещения предприятий химической промышленности на примере Липецка, Соликамска, Ярославля.

Практическая работа

Определите по карте факторы, оказавших влияние на размещение предприятий цветной металлургии на примере Норильска, Братска, Красноярска.

Практическая работа

  1. Определите по статистическим материалам плотность населения .

  2. Сравните плотность населения в данных регионах.

  3. Сделайте вывод о различиях в плотности населения.

  4. На примере Европейского Севера, сделать вывод о средней плотности населения данного региона.

Регион

Численность

(млн. чел.)

Площадь

(тыс. км.2)

Центральная Россия

46,7

916

Северо – Западная Россия

9,2

212

Европейский Север

6,0

1466

Северный Кавказ

17,0

355,1

Практическая работа

Определите по статистическим материалам и сравните показатели прироста населения в разных частях страны (Северный Кавказ. Волго – Вятский район).

  1. Уровень жизни населения.

  2. Национально – религиозные традиции.

  3. Доля городского населения в регионе

Сделайте вывод (где выше рождаемость, меньше смертность, где больше, а где меньше естественный прирост).

Практическая работа

Сравните соотношения городского и сельского населения на примере Мурманской области и Ставропольский край.

Определите

  1. Степень развития промышленности.

  2. Степень развития сельского хозяйства.

  3. Природные условия, ресурсы.

  4. Исторические факторы

Сделайте вывод на примере этих районов России, где выше доля городского населения, а где сельского?

Практическая работа

По картам и статистическим материалам, дайте сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля на примере (Кузбасс, Канско – Ачинский бассейн) по плану:

  1. Географическое положение.

  2. Положение к потребителю угля.

  3. Глубина залегания пластов, мощность.

  4. Запасы.

  5. Себестоимость.

  6. Объем добычи.

  7. Роль в экономике России.

Сделайте вывод о значимости для страны.

Практическая работа

Составьте (по плану) характеристику одной из рек своей местности

(р. Печора) по плану:

1. Название реки.

2. Исток, направление течения, устье.

3.К бассейну, какого океана принадлежит.

4. Источники питания.

5. Режим реки.

6. Падение реки и уклон.

7. Характер течения.

8. Хозяйственное использование.

9.Проблемы экологии и возможные пути их решения.

Примечания:

Длина реки Печора 1810 км.

Практическая работа

Определите по карте бассейнов и водоразделов рек: р.Лена и р. Енисей.

Практическая работа

Определите тип климата по климатической диаграмме на примере Владивостока.

Практическая работа

Сравните при помощи карт режимы двух рек: р. Амур и р. Печора по плану:

  1. Бассейну какого океана принадлежат реки.

  2. Начало весеннего ледохода.

  3. Начало ледостава.

  4. Срок половодья.

  5. Срок паводка.

Определите и назовите причину различий в режиме рек Амур и Печора.

Практическая работа

Дайте сравнительную характеристику экономико-географического положения (Центральная Россия и Дальний Восток) по плану:

  1. Географическое положение на карте России.

  2. Соседние районы.

  3. Положение к морям и океанам.

  4. Соседние страны.

  5. Положение к сырьевым базам.

  6. Положение к транспортным магистралям.

Сделайте вывод о выгодности ЭГП районов.

infourok.ru

Учебно- методический практикум для учителей географии «Практические работы по географии для обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС».

Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

Задания по контурной карте: (памятка № 1)

1. Отметить на контурной карте государственную границу России.

2. Подписать пограничные государства.

3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю).

Памятка №1.

Правила работы на контурной карте.

1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Географическое положение России»)

2. Все надписи выполни с начало карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь. Выполни чернилами соответствующего цвета.

Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям.

Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра.

3. Раскрашивают карту цветными карандашами.

4. По необходимости заполни легенду карты.

Памятка №2

Последовательность действий при определении географической широты объекта:

1. найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определи ее широту;

2. определить число градусов от этой параллели до объекта;

3. прибавить получившееся число к широте параллели;

4. определить в каком полушарии, северном или южном, находится объект.

Последовательность действий при определении географической долготы объекта:

1. найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;

2. определить количество градусов от этого меридиана до объекта;

3. прибавить получившееся число к долготе меридиана;

4. определить в каком полушарии, западном или восточном, находится объект.

Практическая работа № 2

Сравнение географического положения России и других стран.

Цель: Определить особенности географического положения России по сравнению с другими странами.

Оборудование: физическая карта России, политико–административная карта России, политическая карта мира.

Ход работы:

Задание 1. Сравните географическое положение России с положением крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая. (План характеристики географического положения смотри в практической работе № 1).

Сделайте вывод:

  1. С какой страной Россия имеет сходное географическое положение.

  2. Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.

Задание 2. Выделите особенности географического положения России по сравнению с другими странами мира. Работа с учебником.

Практическая работа № 3

Определение поясного времени для разных городов России.

Цель: Научиться определять поясное время.

Оборудование: Карта часовых поясов России.

! Поясное время — это время в границах одного часового пояса.

Местное время — это время на одном меридиане.

Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

Летнее время — перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и декретным временем.

Линия перемены дат — 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы попадаем из одних суток в другие.

Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.

Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

В России — 9 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.

Ход работы:

Задание 1.

1.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.

2.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

Задание 2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 часов.

Последовательность выполнения этого задания:

  1. Определить долготу городов Ярославля и Якутска.

  2. Вычислить разницу долгот и рассчитать количество часовых поясов разъединяющих эти города. Полученный результат разделить на 15 градусов.

  3. Определить время в городе Якутске.

  4. Записать ответ

Задание 3. Определить время во Владивостоке, если в Москве — 12 часов.

Практическая работа № 4.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.

! Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной

коры.

Плиты – это молодая платформа.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах и нерудные (неметаллические) в осадочных породах.

Ход работы:

Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.

— Найдите на тектонической карте платформы, плиты.

— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

— Найдите на тектонической карте щиты.

— Какие формы рельефа соответствуют щитам?

— Определите области складчатости.

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.

— Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы 4.

Таблица 4.

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Алданский щит

Выводы об установленной зависимости.

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

Практическая работа № 5

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температуры января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.

Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация

средние температуры января

средние температуры июля

годовое количество осадков

испарение и испаряемость.

Солнечная радиация — излучение солнцем тепла и света. Суммарная радиация — общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли. Испаряемость это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Испарение это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда, растительности, почвы. Коэффициент увлажнения — это отношение годовой суммы осадков к испаряемости на этот же период. К = О/ И.

К = 1 увлажнение достаточное

К > 1 увлажнение избыточное

К < 1 увлажнение недостаточное

Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу 5.

Таблица 5.

Суммарная радиация,

ккал/см. кв.

Годовое количество осадков, мм

Испаряе

мость, мм

Коэффициент

увлажнения

Увлажнение

Температура

январь

июль

Москва

Архангельск

Астрахань

Санкт-Петербург

Норильск

Якутск

Красноярск

Сделайте вывод:

— В каком направлении изменяется температура в январе и июне.

— От чего зависит распределение солнечной радиации.

— В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины

неравномерного распределения осадков.

— Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью.

Практическая работа № 6

Определение по синоптической карте особенностей погоды, для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.

Оборудование: синоптическая карта, диаграммы погоды.

! Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток

времени.

Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Задание 1. Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Урала, Центральной части Восточно – Европейской равнине по плану:

1. Температура воздуха.

2. Направление и сила ветра.

3. Облачность, осадки.

4. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

Сделайте вывод:

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

Практическая работа № 7.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Цель: Определить влияние климата различных территорий страны на деятельность человека.

Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.

! Климат Деятельность человека

Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу 6.

Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека.

Практическая работа № 8

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Цель: Составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Оборудование: климатические карты России, физическая карта России, климатограммы, карты атласа.

! Режим рекизакономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень, паводок, ледостав, ледоход.

Типы водного режима рек:

— реки с весенним половодье;

— реки с летним половодьем;

— реки с паводковым режимом.

Межень — самый низкий уровень воды в реке.

Половодьенаиболее высокий уровень воды в реке.

Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.

Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине.

У = П : Дл. (единица измерения см/км)

Падение реки – превышение истока реки над устьем.

П = И-У (единица измерения м)

Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.

Задание 1. Дайте развернутую характеристику реки по плану:

1. Название реки.

2. Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну, какого океана принадлежит.

Реки России относятся к бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутреннего стока (реки, впадающие в озера).

4. Источник питания.

Для ответа необходимо открыть климатическую карту и климатограмму, определить время выпадения максимального количества осадков.

5. Тип водного режима.

Смотри питание рек.

6. Падение и уклон реки.

Рассчитать по формулам.

7. Годовой сток.

Определяется по карте годового стока рек.

8. Характеристика течения.

Характер течения определяется по физической карте, необходимо определить формы рельефа (равнина или горы). По характеру течения реки бывают равнинные течение спокойное и плавное или горные течение бурное и быстрое.

9. Хозяйственное использование реки и ее охрана.

Реки используются как транспортные магистрали, в промышленности и сельском хозяйстве, для орошения, в быту, гидроресурсы, источник пресной воды. Ловля рыбы, лесосплав. Подбери значение по отношению к твоей реке.

Пример: Характеристика реки Волга.

Река Волга.

Протекает по Восточно-Европейской равнине. Исток – ключ на Валдайской возвышенности, устье – Каспийское море.

Впадает в Каспийское море.

Основное питание – дождевое, снеговое.

Течение спокойное, плавное. Паводок – весна, межень – осень.

Падение реки: Н истока – Н устья. Для Волги – 226+28=254 м.

Уклон реки = падение реки/длина = 254/3531 = 7,2 см/км.

Годовой сток Волги = 254 км3.

Волга является крупным источником пресной воды, для бытовых нужд и орошения. Широко используются гидроэнергетические ресурсы, рыбные запасы. Транспортная магистраль. С целью охраны реки приняты меры, регулирующие экологический баланс в бассейне.

Практическая работа № 9

Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Цель: Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: физическая карта России.

! Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.

Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном

углублении.

Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не

оттаивающий в течение долгого времени.

Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при

интенсивном снеготаянии.

Ход работы:

Задание 1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

Воды суши:

Опасные природные явления:

  • Наводнения

  • Засухи

  • Ливни

  • Снегопады

  • Сели

  • Лавины

  • Наледи

  • Гололед

  • Оползни

Районы распространения:

  • Районы Кавказа

  • Реки Северного стока

  • Горы Южной Сибири

  • Реки Дальнего Востока

  • Западно-Сибирская равнина

  • Северо-запад Русской равнины

  • Бассейн Амура

  • Алтай

  • Восточная Сибирь

  • Камчатка

  • Северный Урал

Данные занесите в таблицу 7.

Таблица 7.

Сделайте вывод:

Задание 2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Практическая работа № 10.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах.

Цель: Установить взаимосвязь компонентов природы в различных природных зонах.

Оборудование: карты атласа.

! Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Схема 1. Взаимосвязь компонентов природы.

КЛИМАТ (температура, осадки)

РЕЛЬЕФ (высота над уровнем моря)

Задание 1. Используя карты атласа (стр. ) установите взаимосвязь компонентов природы в разных природных зонах.

Результаты работы зафиксируйте в форме схемы 2.

Схема 2. Пример: Зависимость между компонентами природы в зоне тундры.

Практическая работа №11

Тема: «Определение и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации »

Цель работы: научиться строить и анализировать график динамики численности населения России; продолжить формировать умения работы с картами и статистическими выводами, делать на их основании выводы.

Оборудование: учебник, атлас, тематические карты, дополнительные источники, чертёжные принадлежности.

Ход работы

Задание1.

По данным таблицы постройте график изменения численности населения России, млн. человек

Год

1926

1937

1945

1959

1970

1989

2001

2004

2013

2014

2018

Численность

населения

93

104

88

118

130

147

146

144

143

145,6

146,6

Задание 2. Проанализируйте построенный график и выполните задания.

  • Укажите временные периоды, когда численность населения в России росла. Объясните, с чем это связано (назовите основные причины)

  • Укажите временные периоды, когда численность населения в России сокращалась. Объясните, с чем это связано (назовите основные причины)

Задание 3. Пользуясь картами атласа, учебником и другими источниками информации, определите крупнейшие народы России и заполните таблицу.

Задание 4. Используя атласы, определите по пять субъектов Российской федерации с наиболее высокой долей городского и сельского населения. Результат оформите в виде таблицы.

infourok.ru

Практические работы по географии 8 класс — КиберПедия

Тетрадь

для практических работ

по географии

учени_____ 8 класса «___»

МОУ «СОШ №15»

г. Златоуста

______________________________

______________________________

2011-12 уч.год

Обязательные оценочные практические работы. 8 класс.

Пособие для учащихся

1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран

2. Определение поясного времени для разных городов России

3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых (Р/к)

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов

страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

6. Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климматограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

7. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

8. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Челябинская область

* Определение по картам ГП территории.

* Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.

Составила: Машьянова Г.Н., учитель географии МОУ «СОШ №15»

 

Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа №1.

Оценка географического положения Российской Федерации.

Сравнение географического положения России и других стран.

Цель работы:

определение особенностей географического положения России;

— формирование знаний об особенностях ГП России

(работа предусматривает определение ФГП и ЭГП России)

Оборудование:атлас, учебник, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта

 

Ход работы:

1. Нанести границу России.

2. Определить положение России по отношению к другим странам.

На к/к надписать названия и столицы всех пограничных государств (Государства, с которыми Россия имеет непосредственные границы, называются соседями 1-го порядка). Отметить протяжённость государственной границы с этими государствами.

3. Определить географические координаты крайних точек и обозначить их на карте, площадь и наибольшую протяжённость территории с севера на юг и с запада на восток.



4. Обозначить моря и океаны, заливы и проливы, омывающие Россию

5. Сделать общий вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт

географического положения, заполнив таблицу:

Отрицательные черты географического положения России Положительные черты географического положения России
  
Общий вывод об особенностях ГП России и его изменении во времени:

6.Сравните ГП России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая.

План сравнения РОССИЯ КАНАДА США КИТАЙ
Количество стран соседей     
Морские границы и возможность использования     
Климатические условия     
Вывод о ГП России  

Практическая работа.

Административно-территориальное устройство России.

Цель работы:формирование умений работать с политико-административной картой России, развивать знания о географическом положении субъектов России.

Оборудование:атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта

 

Ход работы:

1. На к/к нанести границу Российской Федерации, подписать названия федеральных округов, входящих в её состав.

2. Используя контурную политико-административную карту, подписать названия и столицы республик, автономные округа и автономную область входящих в состав Российской Федерации.

 

Практическая работа № 2.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом

Анализ физической карты и карт компонентов природы

Определение и анализ основных статистических показателей,

Региональный компонент Практические работы

Тетрадь

для практических работ

по географии

учени_____ 8 класса «___»

МОУ «СОШ №15»

г. Златоуста

______________________________



______________________________

2011-12 уч.год

Обязательные оценочные практические работы. 8 класс.

Пособие для учащихся

1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран

2. Определение поясного времени для разных городов России

3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых (Р/к)

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов

страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

6. Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климматограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

7. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

8. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Челябинская область

* Определение по картам ГП территории.

* Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.

Составила: Машьянова Г.Н., учитель географии МОУ «СОШ №15»

 

Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа №1.

cyberpedia.su

Практические работы по географии 8 класс

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему, увеличивается и уровень требований. В 8 классе практические работы ориентированы на объяснение и установление причинно – следственных связей.

Форма представления результата (отчётов) практической работы:
1. Текстовые работы. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы, сообщения, рефераты.
2. Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
3. Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
4. Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
5. Мультимедийные продукты, например, компьютерные плакаты, радиовыпуски, видеоролики.

Для 8 класса представлено 21 практическая работа, которые делятся на тренировочные и оценочные, отмеченные знаком (*). Система практических работ как внутри каждого курса, так и по всей вертикали от V до X класса, создают условия для их выполнения, для успешной реализации принципа практико-ориентированного обучения.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике.

© Вилкова Ольга Николаевна Вилкова Ольга Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Практические работы по географии 8 класс категории География 8 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является конспект.



Скачать материал 417.9 Kb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

easyen.ru

ГДЗ по географии для 8 класса Витченко А.Н.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me