География россия природа население хозяйство 8 класс – природа, население, хозяйство. Дронов В.П., Савельева Л.Е.

природа, население, хозяйство. Дронов В.П., Савельева Л.Е.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебник продолжает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по географии. Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является первой частью блока «География. Россия: природа, население, хозяйство». Материал учебника направлен на формирование представлений о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают природные и социально-экономические процессы.

Главы учебника посвящены изучению территории и населения нашей страны, её природы на основе комплексного подхода, в котором особая роль отведена человеку и его воздействию на окружающую среду. Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию и научиться применять её при решении разнообразных географических задач и подготовке творческих работ.

Пример из учебника

Данный учебник состоит из трёх глав. Главы открываются рубрикой Самое … Самое …, которая включает наиболее яркие факты, касающиеся содержания главы. Самая большая глава Природа России разделена на темы. Главы состоят из параграфов. Каждый параграф начинается с вводных рубрик «Вы узнаете», Вспомните и вступительного текста, содержащего его главную идею. Рубрика «Вы узнаете» познакомит вас с вопросами, которые предстоит изучить. Рубрика Вспомните позволит освежить в памяти материал, необходимый для изучения нового.

Содержание

Введение 5
Работаем с учебником 6

I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
1. Границы России 8
2. Размеры территории. Часовые зоны 10
3. Географическое положение 12
4. Россия в мире 16
5. Освоение и изучение территории России
До XVII в 20
XVIII-XIX вв. 22
XX-XXI вв. 24
6. Районирование — основной метод географических исследований 26
7. Административно-территориальное деление 28
Подведём итоги 30

II. ПРИРОДА РОССИИ
8. Природные условия и ресурсы 32
# Рельеф и недра
9. Формирование земной коры на территории России 34
10. Рельеф 38
11. Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов 40
12. Изменение рельефа под воздействием внешних процессов 42
13. Минеральные ресурсы и их использование 46
14. Земная кора и человек 48
Климат
15. Географическое положение и климат 50

16. Солнечное излучение и климат 52
17. Земная поверхность и климат 54
18. Воздушные массы и их циркуляция 56
19. Атмосферные фронты 58
20. Циклоны и антициклоны 60
21. Распределение температуры воздуха по территории России 62
22. Распределение осадков и увлажнения по территории России 64
23. Климатические пояса и области 66
24. Климат и человек 68
# Внутренние воды и моря
25. Моря 70
26. Особенности природы морей 72
27. Внутренние воды России. Реки 76
28. Озёра, водохранилища, болота 80
29. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота 82
30. Вода и человек 84
Растительный и животный мир
31. Растительный мир 88
32. Животный мир 90
33. Биологические ресурсы и человек 92
Почвы
34. Почвы и факторы их образования 94
35. Основные типы почв России 98
36. Почвы и человек 100
Природно-хозяйственные зоны
37. Природные районы и природно-хозяйственные зоны 104
38. Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр 106
39. Население и хозяйство в Арктике и тундре 110
40. Природа лесных зон 112
41. Население и хозяйство лесных зон 116
42. Природа лесостепей и степей 118
43. Население и хозяйство лесостепной и степной зон 122
44. Засушливые территории России 124
45. Горные области 126
46. Охрана природы и особоохраняемые территории 128
Подведём итоги 130
III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
47. Численность населения 132
48. Почему снижалась численность населения России? 134
49. Мужчины и женщины 136
50. Молодые и старые 138
51. Народы 140
52. Языки 142
53. Религии 144
54. Размещение населения 146
55. Города России. Урбанизация 148
56. Сельские поселения и сельское население 152
57. Миграции населения 154
58. География миграций 156
Подведём итоги 158
Заключение 159

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

География России 8 класс. Природа. Население. Хозяйство. Дронов, Баринова

 

Аннотация

Вы начинаете изучать особый раздел географии – географию своей Родины. Понятия Родина и география тесно связаны, потому что Родина, Отечество – это страна, где вы родились, это место, где жили ваши предки, это территория, на которой живёте вы. Здесь вас окружает родная природа, люди, родственные вам по культуре, языку и образу жизни.

Пример из учебника

Учебник, который вы держите в руках, даст вам возможность познавать нашу Родину – Россию. Она прекрасна и противоречива. О многих её особенностях можно говорить в превосходной степени, используя эпитеты самый, самая, самое.
Вы познакомитесь с удивительно красивой и разнообразной российской природой, её влиянием на характер, быт и хозяйство людей. Но не менее важно узнать о том ущербе, который может наносить родной природе хозяйственная деятельность населения. Вы узнаете о том, как заселялась территория России, о народах, которые населяют сейчас наше многонациональное государство, их особенностях и традициях.

Содержание

Введение 3
Часть I Россия на карте мира
Географическое положение и административно-территориальное устройство России
§ 1. Границы России 8
§ 2. Россия на карте часовых поясов 13
§ 3. Географическое положение России 16
§ 4. Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. 19
§ 5. Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России 28
§ 6. Как формировалась государственная территория России 31
§ 7. Этапы и методы географического изучения территории 34
§ 8. Особенности административно-территориального устройства России 41
Часть II Природа России
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

§ 9. Геологическая история и геологическое строение территории России 49
§ 10. Рельеф России 53
§ 11. Как и почему изменяется рельеф России 57
§ 12. Стихийные природные явления в литосфере 62
§ 13. Человек и литосфера 65
Климат и климатические ресурсы
§ 14. Факторы, определяющие климат России 75
§ 15. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России 81
§ 16. Сезонность климата 85
§ 17. Типы климатов России 88
§ 18. Климат и человек 93
Внутренние воды и водные ресурсы
§ 19. Разнообразие внутренних вод России. Реки 99
§ 20. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота 107
§ 21. Водные ресурсы и человек 112
Почвы и почвенные ресурсы
§ 22. Образование почв и их разнообразие 117
§ 23. Закономерности распространения почв 121
§ 24. Почвенные ресурсы России 124
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
§ 25. Растительный и животный мир России 129
§ 26. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира 134
Природное районирование
§ 27. Разнообразие природных комплексов 139
§ 28. Природно-хозяйственные зоны России 145
§ 29. Арктические пустыни, тундра и лесотундра 149
§ 30. Леса 153
§ 31. Лесостепи, степи и полупустыни 157
§ 32. Высотная поясность 160
§ 33. Особо охраняемые природные территории 164
Часть III Население России
§ 34. Численность населения России 173
§ 35. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни 179
§ 36. Народы, языки и религии 183
§ 37. Городское и сельское население 189
§ 38. Размещение населения России 195
§ 39. Миграции населения в России 199
§ 40. Люди и труд 205
Часть IV Хозяйство России
§ 41. Что такое хозяйство страны? 211
§ 42. Как география изучает хозяйство 216
Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу
§ 43. Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы 217
§ 44. Природно-ресурсный капитал России 220
§ 45. Сельское хозяйство 224
§ 46. Растениеводство 228
§ 47. Животноводство 231
§ 48. Лесное хозяйство 233
§ 49. Охота и рыбное хозяйство 236
Приложение
Словарь понятий и терминов 239
Краткий топонимический словарь 245
Список географических объектов 249
Справочные сведения 250
Рекомендуемые интернет-ресурсы 269

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

природа, население, хозяйство. 8 класс»

Учебник

Данный учебник продолжает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по географии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным… Подробнее

Электронное приложение к учебнику

Обращаем ваше внимание! Статистические и картографические данные даны на 2013 г. Электронное приложение к учебнику является составной частью… Подробнее

Тетрадь-тренажёр

Тетрадь-тренажёр является составной частью учебно-методического комплекса «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 8 класса линии УМК… Подробнее

Тетрадь-практикум

Тетрадь-практикум является составной частью учебно-методического комплекса «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 8 класса линии… Подробнее

Тетрадь-экзаменатор

Тетрадь-экзаменатор является составной частью учебно-методического комплекса «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 8 класса линии… Подробнее

Электронное картографическое пособие «География. Россия. Природа, население, хозяйство»

Электронное картографическое пособие «География. Россия. Природа, население, хозяйство» – вспомогательный ресурс информационно-образовательной среды… Подробнее

Контурные карты

Цветные контурные карты напечатаны на офсетной бумаге, что позволяет рисовать на них карандашами, и выполнены в технике объёмного изображения… Подробнее

Иллюстрированный атлас. 8-9 класс

Составной частью УМК «Сферы» для 8-9 классов является иллюстрированный учебный атлас по географии, разработанный на основе новых подходов к… Подробнее

Поурочное тематическое планирование

Поурочное тематическое планирование предназначено для учителя географии, работающего с учебно-методическим комплексом «География. Россия: природа,… Подробнее

Электронное картографическое пособие «География. Мир»

Электронное картографическое пособие «География. Мир» – вспомогательный ресурс информационно-образовательной среды «Сферы. География» для основной и… Подробнее

Рабочая программа. 5-9 классы

Рабочая программа по географии для 5–9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение». Программа… Подробнее

Поурочные методические рекомендации

Данное пособие входит в учебно–методический комплекс «География» линии «Сферы». Издание знакомит учителя с концепцией и логикой построения учебника,… Подробнее

sfery.ru

природа, население, хозяйство. Сферы. Котляр О.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Контурные карты по географии для 8 класса общеобразовательной школы. Автор-составитель О. Котляр

Пример из учебника

ЗАДАНИЯ
1. Обведите границы федеральных округов Российской Федерации. Подпишите названия их центров.
2. Закрасьте разным цветом территории республик, краёв, автономной области и округов, входящих в состав Российской Федерации. Подпишите их названия. Подчеркните названия городов – субъектов РФ.
4. Произвольными знаками отметьте пять самых больших субъектов Российской Федерации по площади территории и пять самых крупных субъектов РФ по числу жителей.
5. Поставьте знак на территорию субъекта РФ, в котором вы проживаете. Подпишите его название, название его центра, обведите границы. Обозначьте и подпишите название своего населённого пункта. В легенде политико – ­административной карты РФ напишите его полный адрес.

Содержание

Географическое пространство России
Географическое положение 2-3
Административно-территориальное устройство России 4-7
Природа России
Рельеф и недра 8-11
Физическая карта 12-13
Климат 14-15
Внутренние воды и моря 16-17
Природные зоны 18-23
Население России
Размещение населения 24-29
Российская Федерация 30-31

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Рабочая программа по географии (8 класс) по теме: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла

                                           

Протокол № ___ от «____»__________2013 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________________      Верещагина Е.Н.

«______» ___________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Нижнекарачанская СОШ

_____________Быханова В.И.

Приказ № ___ от «___»______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс»

«География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»

          УМК: География. Россия. Природа и население.

                      География России. Хозяйство и географические районы. Под ред.А.И.Алексеева

Составила:  Тимошечкина Н.Н.

учитель географии

2013-2014 у.г.

Пояснительная записка.

                Рабочая программа по географии для  8-9 классов «География. Россия. Природа и население.8кл.», «География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9кл» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования и примерной программы  основного общего образования по географии .

           Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

           В 8 классе  изучается 1-я часть курса «География. Россия.Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья.

В 9 классе изучается 2-я часть курса «География. Россия. Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные  и социальные связи.

8 часов в 8 классе и 9 часов в 9 классе  используются на изучение географии Воронежской области.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.       

   Содержание данной учебной программы предполагает  установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, химия, ОБЖ ), проведение интегрированных уроков.

Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».

   Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».  

  Связь с экологией   проявляется при изучении раздела « Человек и природа».

Рабочая программа направлена на достижение следующих  целей:

 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения  и оценки разнообразных явлений и процессов;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

 применение географических знаний и умений в повседневной  жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В соответствии с учебным планом МКОУ Нижнекарачанской СОШ на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником, утвержденным приказом по школе от  .08.2013г. № 87 в списке учебников, используемых в 2013-2014 учебном году:         

8 класс

А.И. Алексеев, В,А.Низовцев,Э.В.Ким/под редакцией А.И.Алексеева/ География. Россия.  Природа и население . (учебник). — М.: Дрофа, 2011г. Министерством образования  и науки РФ.

9 класс

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред.А.И. Алексеева.- М.: Дрофа, 2011г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

          Формы контроля:

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами, топографические и географические диктанты,  практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

   

Срок реализации программы 2013-2014 учебный год.

Тематическое планирование курса «География России. Природа и население»

Раздел. Тема.

Количество    часов

1

Введение.

1 час

Раздел I.   Пространства России.                                                                                                                              6 часов

Раздел  II.  Природа и человек.                                                                                                                                 38 часов

2

Тема  1.     Рельеф и недра России.

6 часов

3

Тема  2.   Климат.

6 часов

4

Тема  3.   Богатство внутренних вод России.

5 часов

5

Тема  4.   Почвы – национальное достояние страны.

4 часов

6

Тема  5.   В природе всё взаимосвязано (ПТК).

4 часа

7

Тема  6.   Природно-хозяйственные зоны.

11 часов

8

Тема  7.   Природопользование и охрана природы.

2 часа.

9

Раздел  III.  Население России.

16 часов

10

Тема  8. Сколько нас Россиян?

2часа

11

Тема 9.  Кто мы?

2часа

12

Тема 10.Куда и зачем  едут  люди?

2часа

13

Тема  11.  Человек и труд

1час

14

Тема 12.  Народы  и  религии  России

3часа

15

Тема  13.  Где  и  как  живут  люди?

6часов

16

Тема 14. География Воронежской области

8часов

17

Итоговый урок.

1час

Резервный урок.

1час

Итого

70 часов

        

Тематическое планирование курса «География. Россия. Хозяйство и географические районы»

Раздел, тема

Количество часов

Введение

1час

Раздел I. Хозяйство России

Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

                  18 часов

                    3часа

Тема 2.Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

15 часов

Раздел II. Районы России

Тема 3.Европейская часть России.

49 часов

24 часа

Тема 4. Азиатская часть России.                

13 часов

Тема 5. Особенности населения и хозяйства Воронежской области.                

9 часов

Тема 6. Россия в современном мире

3 часа

Резерв

2 часа

        Итого                

70 часов

Содержание учебного предмета

8класс

Введение  1  час

    Изучение географии как один из способов познания  окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того,  чем живут люди, как они взаимодействуют  с окружающей средой и изменяют  её.

Практические работы: Ознакомление с тематическими картами.

РАЗДЕЛ I.  ПРОСТРАНСТВА  РОССИИ(6ч).

     Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость. Административно – территориальное  устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.

     Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий. Дальний  Восток на рубеже  19 – 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах  освоения новых территорий. Современные задачи географии.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: Оценка особенностей географического положения России. Обозначение на контурной карте границ, крайних точек России. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).

РАЗДЕЛ  II.  ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК(38ч).

Тема  1.   Рельеф  и  недра(6ч).

     Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.

     Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на  природу,  хозяйство,  жизнь населения. Современное развитие рельефа. Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.

     Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно  – ледниковый рельеф. Карстовые процессы.  Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф.

      Богатства недр России.  Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых.  Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых  на окружающую среду. Рекультивация  земель.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ).

Тема   2.   Климат(6ч).

     Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа   на количество тепла.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная  солнечная радиация, их  различия на разных  широтах.

     Закономерности циркуляции воздушных масс.  Атмосферные  фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

      Разнообразие типов климата  нашей страны  и разнообразие  условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко  континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический  климат. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к  климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельный географических объектов. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника).

Тема   3.  Богатство  внутренних  вод  России(5ч).

     Роль воды на Земле. Реки.  Значение рек в заселении и освоении  территории  России. География российских рек. Сточные области.  Формирование  и строение речной долины. Базис эрозии. Речные  бассейны и водоразделы.  Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек.  Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия.

     Разнообразие и значение озёр России.  Происхождение озёрных котловин.  Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения  по территории  страны.

     Вода в жизни человека. Водные ресурсы.  Реки – транспортные артерии страны.  Каналы – рукотворные  реки.  Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое.  Проблемы рационального  использования водных ресурсов.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: Обозначения на контурной карте крупных рек. Определение по картам режима питания , особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования. Обозначения на контурной карте крупных озер. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

Тема  4.  Почвы – национальное достояние страны(4ч).

    Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело.  В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном  профиле.

    География почв России.  Их особенности,  распространение по территории  России.  Почвенная  карта.  Почвы и урожай.  Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы.  Агротехнические мероприятия, механические приёмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия.  Мелиорация почв.   Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.        

Практические работы: Определение условий почвообразования для  основных зональных типов почв России (кол-во тепла, влаги, рельеф, характер растительности)

Тема  5.  В природе  всё  взаимосвязано(4ч).

      Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование.

      Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..

     Человек и ландшафты. Природно  – антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно – технические комплексы. Культурные ландшафты.

Тема  6.  Природно – хозяйственные зоны(11ч).

     Учение о природных зонах.  В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно – географических  зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.

    «Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.  Редкоочаговое  расселение. Экологические  проблемы.

      Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения  тайги.

     Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота.  Торф и его свойства. Роль болот в природе.  Что дают болота человеку?

      Смешанные леса. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса  Восточно – Европейской  равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение.  Современные проблемы освоения этой природно – хозяйственной зоны.

        Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов.  Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

        Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы.  Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах.  Редкоочаговое расселение.  Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.

       Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов  Кавказских и Уральских  гор, гор Сибири и Дальнего Востока.  Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы:  Составление характеристики одной из природных зон. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

Тема   7.  Природопользование и охрана природы(2ч).

        Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

РАЗДЕЛ  III.  НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ(16ч).

Тема  8. Сколько нас Россиян?(2ч)

        Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Практическая работа: Определение по картам размещения населения.

Тема 9.  Кто мы?(2ч)

        Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.

Практическая работа: Характеристика полового и возрастного состава  населения  на основе    разных    источников информации.

Тема 10.  Куда и зачем  едут  люди?(2ч)

       Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между Россией и ближнем зарубежьем.  Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.

Практическая работа: Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

Тема  11.  Человек и труд(1ч)

      Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Тема 12.  Народы  и  религии  России(3ч).

     Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов  и  административно – территориального  деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на  повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Практическая работа: Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.

Тема  13.  Где  и  как  живут  люди?(6ч)

       Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных  районах  России  и других странах. Главная полоса расселения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди – главное богатство страны.

Практические работы. Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны,  отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

   Тема 14. География Воронежской области(8ч)

Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Россия. Природа и население».8класс

урока

Тема

К-во

часов

Дата проведения

Практические работы

Примечание

По плану

Факт.

I четверть

16 часов

ВВЕДЕНИЕ(1ч)

1.

Зачем мы изучаем географию России

1

П/р№1Ознакомление с тематическими картами.

Раздел I.ПРОСТРАНСТВА РОССИИ(6ч)

2

России на карте мира.

П.р. Оценка особенностей географического положения России.

Обозначение на контурной карте границ, крайних точек России

1

Практическая работа№ 2

Оценка особенностей географического положения России.

Обозначение на контурной карте границ, крайних точек России

3

Границы России.

П.р. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. 

1

Практическая работа № 3

Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. (оценочная)

4.

Россия на карте часовых

поясов.

П.р. Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).

1

Практическая работа № 4 Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).

5.

Формирование территории России.

1

6

Географическое

изучение территории России.

1

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

7.

Итоговый урок по разделу «Пространство России».

1

Раздел II.ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (38ч)

Тема 1. Рельеф и недра(6ч).

8.

Геологическая история развития Земли.

1

Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы»,«Геология»

9

Строение земной коры на территории России.

1

10

Особенности рельефа России

1

Практическая работа№ 5 Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур. (оценочная)

Практическая  работа№ 6 Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ).

11

Современное развитие рельефа.

1

12

Использование недр.

1

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

13

Тематический контроль по теме «Рельеф и недра России».

1

Тема 2. Климат(6ч).

14

Общая характеристика климата России.

1

15

Закономерности циркуляции воздушных масс.

1

П/р №7 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельный географических объектов.

Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января, и июля, годового количества осадков.

16

Распределение температур и осадков.

П.р. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января, и июля, годового количества осадков.

1

II четверть

16 часов

17

Типы климата нашей страны.

1

Практическая работа № 8 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

18

Климат и человек.

1

Практическая работа № 9 Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. (оценочная)

19

Тематический контроль по теме «Климат России».

1

Тема 3.Богатство внутренних вод России(5ч.)

20.

Реки.

П.р. Обозначения на контурной карте крупных рек.

1

Практическая работа № 10 Анализ карты «Водные ресурсы». Обозначения на контурной карте крупных рек.

21

Основные характеристики реки.

П.р. Составление характеристики одной из крупных рек. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

1

Практическая работа № 11 Составление характеристики одной из рек с использованием. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

22.

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1

Практическая работа № 12 Обозначения на контурной карте крупных озер.

23.

Человек и вода.

П.р. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

1

Практическая работа № 13 Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

24.

Обобщающий урок по теме «Богатство внутренних вод России».

1

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны(4ч).

25.

Почвы — «особое природное тело».

1

        

26.

География почв России.

П.р. Анализ почвенной карты.

1

П/р №14 Анализ почвенной карты. Определение условий почвообразования для  основных зональных типов почв России (кол-во тепла, влаги, рельеф, характер растительности)

27.

Почвы и урожай.

1

28.

Рациональное использование и охрана почв.

1

Тема 5. В природе все взаимосвязано(4ч).

29.

Понятие о ПТК.

1

30.

Свойства ПТК

1

31.

Человек в ландшафте

1

32.

Контроль знаний по изученным темам раздела: «Природа и человек».

1

III четверть

20 часов

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны(11ч).

33.

Учение о природных зонах.

1

34

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика.

1

Практическаяработа№15Составление характеристики одной из природных зон.

(обучающая)

35

Таежная зона

1

36

Болота.

1

37.

Зона смешанных широколиственно -хвойных лесов

1

38.

Лесостепи и степи:

П.р. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

1

Практическая работа № 16 Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

39

Полупустыни, пустыни,субтропики

П.р. Составление характеристики одной из природных зон.

1

П/р№17 Составление характеристики одной из природных зон.

40.

«Многоэтажность» гор.

1

.

41.

Человек и горы.

1

42.

Тематический контроль, по теме: «Природно-хозяйственные зоны»

1

43.

Обобщение и коррекция знаний по теме: «Природно-хозяйственные зоны».

1

Тема 7. Природопользование и охрана природы(2ч).

44.

Основные принципы рационального использования природных ресурсов.

1

45.

Охрана природы и охраняемые территории

1

Практическая работа № 18 Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий. (оценочная)

Раздел III.НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ(16ч).

Тема 8.Сколько нас — россиян?(2ч).

46.

Численность населения.

1

П/р №19 Определение по картам размещения населения.

47

Воспроизводство населения.

1

Тема 9.Кто мы?(2ч)

48

Кто мы? Половой состав населения.

1

                                                           

49.

Возрастной состав населения России.

П.р. Характеристика полового и возрастного состава  населения  на основе    разных    источников информации.

1

Практическая работа № 20 Характеристика полового и возрастного состава  населения  на основе    разных    источников информации.

Тема 10.Куда и зачем едут люди?(2ч)

50.

Куда и зачем едут люди?

1

IVчетверть

18часов

51.

Внешние миграции. Территориальная подвижность населения.

1

Практическая работа  № 21 Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

Тема 11. Человек и труд(1ч).

52.

География рынка труда.

1

                                                              Тема 12. Народы и религии России(3ч).

53.

 Этнический состав населения

1

54.

Этническая мозаика России

1

Практическая работа  № 22 Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. (оценочная)

55.

Религии: народов России

1

Анализ карт населения.

Тема 13.Где и как живут люди?(6ч)

56.

Плотность населения.

П.р. Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны,  отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

1

Практическая работа  № 23 Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны,  отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

57.

Расселение и урбанизация.

1

58.

Города России

1

Практическая работа  № 24 Нанесение  на  к / карту городов — миллионеров,   объяснение особенностей  их  развития. (оценочная)

59.

Сельская Россия.

П.р. Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения.

1

П/р №25 Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения

60.

Тематический контроль по разделу «Население

России»

1

Тема 14. География Воронежской области(8ч)

61.

Физико-географическое положение Воронежской области.

1

П/р№26 О

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование курса географии 8 класса «Россия: природа, население, хозяйство».

Календарно — тематическое планирование курса «География. Россия: природа, население, хозяйство»

8 класс

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Основное содержание урока

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Вид контроля,

практические работы

Домашнее задание

1

Введение

Географический взгляд на Россию:

разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебников и с

особенностями используемых компонентов УМК.

стр.5-6

Географическое пространство России (8 часов)

2

Границы России

Государственные границы и государственная территория России. Территориальные воды, исключительная

экономическая зона. Морские и сухопутные границы, их протяжённость.

Соседи России.

Определять границы РФ и приграничных государств по физической

и политической картам, наносить

их на контурную карту.

Сравнивать морские и сухопутные

границы РФ по протяжённости и

значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Сравнивать протяжённость границ

с разными странами-соседями.

Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы.

Составлять описание границ России

§1, к/к

3

Размеры территории. Часовые пояса

Размеры и форма государственной территории России. Преимущества и недостатки размеров и формы территории.

Отсчёт времени на территории России.

Сравнивать размеры государственной территории России и других

стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных.

Выявлять на основе анализа схемы преимущества и недостатки

больших размеров территории

страны.

Определять положение РФ на карте часовых поясов.

Определять поясное время для

разных городов России по карте

часовых поясов.

Решать задачи на определение поясного времени с контекстом из

реальной жизни.

Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве

и жизни людей

П.Р.№1»Определение поясного времени для разных городов России»

§2

4

Географическое положение России

Понятие «географическое положение», виды географического положения. Оценка северного географического положения России.

Анализировать карты и выявлять

особенности разных видов географического положения России.

Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России.

Сравнивать географическое положение России и других стран.

П.Р. №2 «Сравнительная характеристика гео- графического положения России, США и Канады»

§3, к/к

5

Россия в мире

Жизненное пространство России.

Роль России в экологическом будущем планеты. Оценка запасов минеральных и водных богатств. Понятия

«ВВП» и «национальное богатство».

Россия и СНГ, Россия и международные организации.

Анализировать карты и статистические материалы (печатные таблицы, диаграммы, графики, ресурсы Интернета) и выявлять

место России в природно-ресурсном потенциале мира.

Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств.

Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы.

Анализировать статистические

данные, содержащиеся в учебнике

и дополнительных источниках информации, о величине ВВП и национального богатства России (в

сравнении с другими странами),

решать учебные задачи с контекстом из реальной жизни

§4

6

Освоение и изучение территории России

Освоение Европейского Севера. Роль

Московского княжества в изучении

России. Расширение Русского государства в XVI–XVII вв. Первые научные

географические экспедиции. Русское

географическое общество.

Выявлять особенности формирования государственной территории

России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах.

Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и

экспедиций по территории России.

Характеризовать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение

территории России.

Готовить и обсуждать сообщения

и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий

§5

7

Районирование — основной метод географических исследований

Понятие «район». Предназначение

районирования территорий. Виды

районирования и районов.

Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования.

Анализировать карты и приводить

примеры разных видов районирования и районов

§6

8

Административно-территориальное устройство России

Функции административно-территориального деления страны. Федерация и

субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные

округа.

Анализировать схему, отражающую функции административно-территориального деления страны.

Выявлять специфику администраивно-территориального устройства

Российской Федерации.

Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административой карте РФ.

Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов

П.Р. №3 «Анализ административно-территориального деления страны»

§1-7

к/к

9

Обобщение по теме «Географическое пространство России»

Тест по теме «Географическое пространство России»

Природа России (44 часа)

10

Природные условия и ресурсы

Понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Вид ресурсов по происхождению, признакам исчерпаемости, возобновимости,

возможностям хозяйственного использования.

Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и

возобновимости.

Оценивать обеспеченность России

природными ресурсами; объяснять

их значение для развития хозяйства страны.

Определять особенности размещения разных видов природных ресурсов на территории страны

§8

11

Формирование земной коры на территории России

Геологическое летосчисление. Процессы формирования и преобразования

земной коры. Платформы России. Горообразование.

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по тектонической карте, геохронологической таблице и

рисункам (моделям).

Наблюдать модель (объект коллекции пособий или электронная модель) строения складок в земной

коре и описывать особенности формирования складчатых структур и

развития основных форм рельефа

суши.

Определять способы изображения

основных тектонических структур

и сами тектонические структуры по

тектонической карте России.

Сравнивать тематические карты и

выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит

§9

к/к

12

Рельеф

Равнины России. Различие по высоте,

внешнему облику, заселённости и хозяйственной освоенности Восточноевропейской, Западносибирской равнин

и Среднесибирского плоскогорья.

Крупнейшие горные пояса и горные системы России. Наивысшие точки.

Определять особенности рельефа

России по физической карте.

Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны.

Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом

на основе сопоставления физической и тектонической карт.

Сравнивать физическую карту и

карту плотности населения и выявлять воздействие рельефа на расселение людей.

Определять и объяснять особенности рельефа региона своего проживания

§10

к/к

13

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

Медленные тектонические движения.

Землетрясения, вулканизм. Сейсмические пояса и области современного

вулканизма.

Анализировать карту новейших

тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф.

Определять по физической и тематическим картам территории распространения землетрясений и вулканизма.

Наносить на контурные карты

сейсмические пояса России,

действующие и потухшие вулканы

§11, к/к

14

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

Воздействие на рельеф текучих вод.

Созидательная работа рек. Древнее и

современное оледенения. Ледниковый рельеф. Рельеф и деятельность моря.

Воздействие на рельеф ветра.

Составлять и анализировать схему,

отражающую перечень внешних сил

и формирующихся под их воздействием форм рельефа на территории

России.

Определять по тематическим картам

границу древнего оледенения и по

физической карте приводить примеры возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о причинах образования

оврагов, об их географическом распространении, о влиянии на хозяйственную деятельность и способах

борьбы с эрозией

§12

15

Минеральные ресурсы и их

использование

Размещение полезных ископаемых России в зависимости от тектонического

строения. Виды минеральных ресурсов

по агрегатному состоянию и промышленному использованию. Способы добычи полезных ископаемых и проблемы

их рационального использования.

Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в

соответствии с их происхождением

(осадочные, магматические, метаморфические).

Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их

рационального использования.

Наносить на контурные карты

угольные и железорудные бассейны,

нефтегазоносные районы России

П.Р. № 4 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых»

§13

16

Земная кора и человек

Воздействие рельефа территории России на хозяйственную деятельность населения. Опасные природные явления,

связанные с литосферой. Воздействие

хозяйственной деятельности на земную кору. Антропогенный рельеф.

Готовить и обсуждать сообщения

(презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлением.

Устанавливать особенности формирования и современного развития

рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых на примере своего региона и своей местности

§9-14 — повторить

17

Обобщение по теме «Рельеф и недра»

Тест по теме «Рельеф и недра России»

Климат России (11 часов)

18

Географическое положение и климат

Зависимость климата от географической широты. Воздействие на климат

положения территории по отношению

к центрам действия атмосферы и по

отношению к океанам. Показатели континентальности климата.

Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость

распределения солнечной энергии от

географической широты.

Анализировать климатическую карту мира и определять положение

России по отношению к устойчивым

и сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления.

Решать учебные задачи по определению воздействия на климат океанов

и степени континентальности климата конкретных территорий России

§15

19

Солнечное излучение и климат.

Понятие о солнечной радиации и её

видах. Распределение солнечной радиации на территории России и изменения её величины в течение года. Зависимость температуры от количества

солнечной радиации.

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять

зависимость количества солнечной

радиации от географической широты и температуры воздуха от количества солнечной радиации.

Определять по картам показатели

суммарной солнечной радиации и

радиационного баланса для различных пунктов и территорий.

Решать учебные задачи по расчёту

угла падения солнечных лучей на

конкретной территории в дни солнцестояний и равноденствий

§16

20

Земная поверхность и климат

Воздействие на климат России рельефа. Формирование местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов.

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять

зависимость климатических показателей конкретных территорий от

особенностей рельефа.

Находить на основе использования

климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озёр

§17

21

Воздушные массы и их циркуляция

Свойства воздушных масс разных типов, их повторяемость на территории

России. Циркуляция воздушных

масс, их воздействие на климатические показатели.

Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и

их свойства», составлять диаграмму повторяемости воздушных масс

на каких-либо конкретных территориях.

Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с к

infourok.ru

Рабочая программа по географии (8 класс) на тему: Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс

№ п\п

 Темы урока

Планируемые сроки

Реализуемые сроки

Виды контроля

Домашнее задание

1.

Введение. ИОТ №004-10

3.09.2014

стр. 5 — 6

1. Географическое пространство России (8 часов)

2.

Границы России

5 – 19.09

Контурная карта

§1

3.

Размеры территории. Часовые пояса.

Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России»

§2

4.

Географическое положение.

Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России и Канады»

§3, оформить практическую работу

5.

Россия в мире

§4

6.

Освоение и изучение территории России

Сообщения

§5

7.

Районирование

§6

8.

Административно-территориальное устройство России.

Практическая работа №3 «Анализ административно-территориального деления России»

§7, контурная карта

9.

Обобщение по теме «Географическое пространство России»

Итоговый тест

§§1 — 7

2. Рельеф и недра (8 часов)

10.

Природные условия и ресурсы

24.09 – 22.10

§8

11.

Формирование земной коры на территории России

§9

12.

Рельеф

Контурная карта

§10

13.

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

Номенклатура

§11

14.

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

§12

15.

Минеральные ресурсы и их использование.

Практическая работа №4 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых»

§13, оформить практическую работу

16.

Земная кора и человек

§14

17.

Обощение по теме «Рельеф и недра»

Итоговый тест

§15

3. Климат (10 часов)

18.

Географическое положение и климат

24.10 – 3.12

§15

19.

Солнечное излучение и климат

Фронтальный опрос

§16

20.

Земная поверхность и климат

§17

21.

Воздушные массы и их циркуляция

§18

22.

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Тест

§19

23.

Распределение температуры воздуха

§20

24.

Распределение осадков и увлажнения

Фронтальный опрос

§21

25.

Климатические пояса и области.

Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям»

§22, оформить практическую работу

26.

Климат и человек.

Практическая работа №6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей»

§23, оформить практическую работу

27.

Обобщение по теме «Климат»

Итоговый тест

§§15 — 23

4. Внутренние воды и моря (7 часов)

28.

Моря

5 – 26.12

Контурная карта

§25

29.

Особенности природы морей

Тест

§26

30.

Внутренние воды России. Реки.

Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны»

Контурная карта

§27, оформить практическую работу

31.

Озера. Водохранилища. Болота

Номенклатура

контурная карта

§28

32.

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа № 8 «Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата»

§29, оформить практическую работу

33.

Вода и человек.

Сообщения

§30

34.

Обобщение по теме «Внутренние воды и моря»

Контрольная работа

§§25 — 30

5. Растительный и животный мир (3 часа)

35.

Растительный мир

31.12 – 16.01.2015 г.

Сообщения

§31

36.

Животный мир.

Сообщение

§32

37.

Биологические ресурсы и человек. Обобщение по теме «Растительный и животный мир»

Тест

§33

6. Почвы (3 часа)

38.

Почвы и факторы их образования

21 – 28.01

§34

39.

Основные типы почв России

Фронтальный опрос

§35

40.

Почвы и человек. Обобщение по теме «Почвы».

Тест

§36

7. Природно-хозяйственные зоны (11 часов)

41.

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

30.01 – 11.03

§37

42.

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

Сообщения, конспект

§38

43.

Население и хозяйство в арктике и тундре

Сообщения, конспект

§39

44.

Природа лесных зон

Сообщения, конспект

§40

45.

Население и хозяйство лесных зон

Сообщения, конспект

§41

46.

Природа лесостепей и степей

Сообщения, конспект

§42

47.

Население и хозяйство лесостепной и степной зон.

Сообщения, конспект

§43

48.

Засушливые территории России.

Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»

§44, оформить практическую работу

49.

Горные области

§45

50.

Охрана природы и особо охраняемые территории.

Сообщения

§§37 — 46

51.

Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны»

Кроссворд

§§37 — 46

8. Население России (11 часов)

52.

Численность населения

13.03 – 6.05

§47,48

53.

Мужчины и женщины

§49

54.

Молодые и старые

Практическая работа № 10 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»

§50, оформить практическую работу

55.

Народы

§51

56.

Языки

§52

57.

Религии

§53

58.

Размещение населения

Фронтальный опрос

§54

59.

Города России. Урбанизация

Контурная карта

§55

60.

Сельские поселения и сельское население

Номенклатура

§56

61.

Миграции населения.

§57, 58

62.

Обобщение по теме «Население России»

Итоговый тест

§§47 — 58

63.

Обобщение знаний по всему курсу 

Игра – путешествие по стране

9. География г. Москвы (5 часов)

64.

Географическое положение

8 – 22.05

Конспект

65.

Рельеф

Конспект

66.

Климат и внутренние воды

Конспект

67.

Население

Конспект

68.

Итоговый урок

nsportal.ru