География оренбургской области 8 класс рабочая тетрадь кургаева гдз – ГДЗ по географии 8 класс рабочая тетрадь Ким, Марченко, Низовцев

Содержание

Рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме: Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Рабочая программа

География Оренбургской области: 8 класс

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный компонент базового географического образования для средних школ Оренбургской области предлагается осуществить на основе программы по географии Оренбургской области, рассчитанной на 34 часа (1 час в неделю).Авторы программы :А.А. Чибилев, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев, Г.И. Кургаева, И.В. Ложкин. 8-9 классы, 68 часов
Учебно – методическое обеспечение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2006, «Программно-методические материалы для учителя», «Учебные материалы по географии Оренбургской области и Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В.,  «Оренбургская область. Атлас географический»

Целью курса является расширение географических представлений школьников об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.

Задачи курса:

;  сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимообусловленности природных компонентов; о современном социально-экономическом состоянии и перспективах развития области; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем;

;   развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания;

;   создать основу для патриотизма и любви к родному краю.

При составлении данной программы авторы стремились наряду с традиционными для такого рода документов задач к решению, главным образом, следующих:

•   Вариативность изучения. В условиях значительного расхождения как количества часов, отводимых на изучение данного предмета, так и подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и сложности выполняемых учащимися практических и творческих заданий.

•   Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими и направлены прежде всего на формирование профессиональных навыков, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь. осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.

•   Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но хорошо ориентироваться в информации, уметь найти нужную и правильно воспользоваться ею, на основе известного получить новое знание. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.

Содержание тем учебного курса:

 РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.

1. История географических исследований и освоения территории области ( 4 часа)

Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХХVIII — ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края.

2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа

Географическое положение, границы, величина территории, политико-административное деление области, особенности экономико-географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России. Положение на картах физико – географического районирования и часовых поясов. Численность населения области и заселенность в сравнении с другими регионами  и странами. Влияние географического положения области на ее природу.

Практические работы

1. Определение географических координат  крайних точек области, географических координат административного центра области, своего населенного пункта, решение задач на определение поясного времени.

2. Определение протяженности области с запада на восток, с севера  на юг, а также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области.

3. Нанесение на карту политико – административных границ области, названий и границ соседних территорий.

4. Сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами.

5. Выявление положительных и отрицательных сторон экономико-географического положения области.

Работа с картой

1. На контур нанести границы области, подписать пограничные территории.

2. Обозначить административные районы, подписать города и райцентры.

3.   Обозначить крайние точки области.

РАЗДЕЛ II.ОСОБЕННОСТИ  ПРИРОДЫ  ( 27 ЧАСОВ)

1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов)

 Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы  и хозяйственную деятельность.

 Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно-складчатый частей области. Основные этапы геологической истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

Практические работы

6. Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями полезных ископаемых.

7. Составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ.

8. Описание рельефа области по физической ( топографической ) карте.

Работа с картой

1. Нанести  основные формы рельефа области. Подписать самую высокую и самую низкую точку.

2. Нанести месторождения полезных ископаемых

2.  Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа).

Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.

 Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат.

 Климатическая характеристика сезонов года.

 Влияние климата на жизнь  и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Практические работы.

9. Построение и анализ графика  годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области.

10. Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета  коэффициента увлажнения.

11. Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения основных климатических показателей по картам атласа.

Работа с картой .

1. Анализ климатических карт.

2. Определение величины коэффициента увлажнения.

3. Определение величины солнечной радиации

4. Характеристика климата своего населенного пункта по картам атласа

3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа).

Внутренние воды области. Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные воды области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах.  Оценка водных ресурсов области.  Влияние деятельности  человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

Практические работы.

12. Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов (длина, площадь бассейна, падение реки, уклон).

13. Вычисление характеристик стока рек области ( расход, годовой сток).

14. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний.

15. Описание реки по плану.

16. Описание озера по плану.

Работа с картой.

1. Работа с  географической номенклатурой по теме.

2. Анализ карт атласа.

4.  Почвы. Почвенные ресурсы  (2 часа).

Условия формирования почв на территории области. Основные типы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области.

Практические работы.

17.  Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования.»

18.  Создание проекта рекультивации земель.

19.  Сравнительная характеристика типов почв области.

20.  Оценка земельных ресурсов области.

5.Растительность и Животный мир  области (4 часа).

Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных ти пов растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, про блемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика живот ного мира основных типов место обитания области (видовой состав, условия жизни, при способляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира.

6.Физико-географическое (природное) районирование (5часов).              

Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы природного райони рования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. При родные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства.  Оренбургский степной заповедник.       

7.Человек и природа (2часа).

Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важней шие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее изменения. Основные направления охраны природы и ра ционального использования природных ресурсов области.

Экскурсии.

•▪Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.

•▪▪Экологические проблемы района своего места жительства.

•▪Комплексная экологическая экскурсия (по экологической тропе).

Работа с картой

1. Уметь показывать места распространения редких и исчезающих видов растений и животных.

2. Показывать и знать нахождение заповедных территорий области.

3. Составлять экологическую карту области.

4. Знать нахождение уникальных памятников природы области.

Учебно-тематический план.


№ урока



Раздел, тема урока.



 


РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.


1. История географических исследований и освоения территории области  ( 4 часа).



 Урок 1


Первые знания о территории Оренбургской области.



 Урок 2


Кто населял территорию области в древности?



 Урок 3


Освоение территории области в XVIII – XX вв.



 Урок 4


Семинар. Исследователи Оренбургского края.



 


2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа )



Урок 5


Образование Оренбургской губернии.



Урок 6


Географическое положение. Территория и границы.



Урок 7


Административно – территориальное устройство .



 


РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ.


1.Ррельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов).



 Урок 8


Тектоническое строение основных форм рельефа.



 Урок 9


Формирование платформенной части области.



 Урок  10


Развитие Уральских гор.



 Урок 11


Урок- практикум: « Полезные ископаемые.»



 Урок 12


Равнины и горы.



 Урок 13


Процессы формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности  человека на рельеф



 


2. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа).



Урок 14


Особенности климата области.



Урок 15


Распределение основных элементов климата.



Урок 16


Времена года, фенологический календарь.



Урок 17


Агроклиматические ресурсы области. Влияние климата на жизнь и здоровье человека.



 


3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа).



Урок 18


Внутренние воды области.



Урок 19


Реки.



Урок 20


Озера, водохранилища и подземные воды.



Урок 21


Водные ресурсы охрана вод.



 


4. Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа).



Урок 22


 Почвы. Условия образования почв.



Урок 23


Чернозем – «царь почв». Охрана почв.



 


5. Растительность и Животный мир области (4 часа).



Урок 24


Растения населяющие территорию области.



Урок 25


Полезные растения Оренбургской области.



Урок 26


Особенности животного мира.



Урок 27


 Конференция : Растения и животные на страницах «Красной книги».



 


6. Физико – географическое районирование (5 часов).



Урок 28


Особенности ландшафтов края.



Урок 29


Сыртовые ландшафты Русской равнины.



Урок 30


Горы и равнины складчатого Урала.



Урок 31


Ландшафты Тургайской равнины.



Урок 32


Типы местности области.



 


7. Человек и природа (2 часа).



Урок 33


Важнейшие экологически проблемы области и их взаимосвязь.



Урок 34


Охрана природы. Особо охраняемые территории.



 


Экскурсия.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Географическое краеведение позволяет:

  • всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;
    формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях;
    привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера;
    научить делать правильные мировоззренческие выводы;
    развивать творчески способности у детей;
    прививать познавательный интерес к предмету;
    активизировать географическое краеведение;
    формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;
    овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.

В результате изучения географического краеведения ученик должен
знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Оренбургской Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
    уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
 составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.География Оренбургской области. Природа:Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

«Программно-методические материалы для учителя»

2.  «Учебные материалы по географии Оренбургской области

3.  Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В., «Оренбургская область.

4.  Атлас географический»

Список литературы (основной и дополнительной

1. Г. А. Русскин

Физическая география Оренбургской области. — Переиздание — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999. — 64 с.

2. Чибилев А.А.     Река Урал (1987), Зеленая книга степного края (1987)  Дорога к Каспию Издательство «Кайнар» (1988) Лик степи (1990)  Экологическая оптимизация степных ландшафтов (1992)  В глубь степей (1993)  Редкие виды рыб Оренбургской области и их охрана (1993)                                  Млекопитающие Оренбургской области и их охрана Екатеринбург, 1995 год                                  Природа Оренбургской области (1995)  Птицы Оренбургской области и их охрана (1995)                                  Степи Северной Евразии (1998)   Введение в геоэкологию Екатеринбург, 1998 год (1998)                                  Геоэкологические проблемы степного региона (2005)   Оренбуржье — край благословенный (2008)

3. А. А. Чибилёв «Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк)»  Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995.

4. А. Чибилёв
«Природное наследие Оренбургской области» Оренбургское книжное издательство, 1996 г. 384 с.

5. «Красная книга Оренбургской области» Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г.  

nsportal.ru

Рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему: Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Рабочая программа

География Оренбургской области: 8 класс

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный компонент базового географического образования для средних школ Оренбургской области предлагается осуществить на основе программы по географии Оренбургской области, рассчитанной на 34 часа (1 час в неделю).Авторы программы :А.А. Чибилев, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев, Г.И. Кургаева, И.В. Ложкин. 8-9 классы, 68 часов
Учебно – методическое обеспечение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2006, «Программно-методические материалы для учителя», «Учебные материалы по географии Оренбургской области и Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В.,  «Оренбургская область. Атлас географический»

Целью курса является расширение географических представлений школьников об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.

Задачи курса:

;  сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимообусловленности природных компонентов; о современном социально-экономическом состоянии и перспективах развития области; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем;

;   развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания;

;   создать основу для патриотизма и любви к родному краю.

При составлении данной программы авторы стремились наряду с традиционными для такого рода документов задач к решению, главным образом, следующих:

•   Вариативность изучения. В условиях значительного расхождения как количества часов, отводимых на изучение данного предмета, так и подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и сложности выполняемых учащимися практических и творческих заданий.

•   Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими и направлены прежде всего на формирование профессиональных навыков, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь. осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.

•   Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но хорошо ориентироваться в информации, уметь найти нужную и правильно воспользоваться ею, на основе известного получить новое знание. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.

Содержание тем учебного курса:

 РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.

1. История географических исследований и освоения территории области ( 4 часа)

Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХХVIII — ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края.

2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа

Географическое положение, границы, величина территории, политико-административное деление области, особенности экономико-географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России. Положение на картах физико – географического районирования и часовых поясов. Численность населения области и заселенность в сравнении с другими регионами  и странами. Влияние географического положения области на ее природу.

Практические работы

1. Определение географических координат  крайних точек области, географических координат административного центра области, своего населенного пункта, решение задач на определение поясного времени.

2. Определение протяженности области с запада на восток, с севера  на юг, а также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области.

3. Нанесение на карту политико – административных границ области, названий и границ соседних территорий.

4. Сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами.

5. Выявление положительных и отрицательных сторон экономико-географического положения области.

Работа с картой

1. На контур нанести границы области, подписать пограничные территории.

2. Обозначить административные районы, подписать города и райцентры.

3.   Обозначить крайние точки области.

РАЗДЕЛ II.ОСОБЕННОСТИ  ПРИРОДЫ  ( 27 ЧАСОВ)

1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов)

 Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы  и хозяйственную деятельность.

 Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно-складчатый частей области. Основные этапы геологической истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

Практические работы

6. Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями полезных ископаемых.

7. Составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ.

8. Описание рельефа области по физической ( топографической ) карте.

Работа с картой

1. Нанести  основные формы рельефа области. Подписать самую высокую и самую низкую точку.

2. Нанести месторождения полезных ископаемых

2.  Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа).

Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.

 Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат.

 Климатическая характеристика сезонов года.

 Влияние климата на жизнь  и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Практические работы.

9. Построение и анализ графика  годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области.

10. Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета  коэффициента увлажнения.

11. Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения основных климатических показателей по картам атласа.

Работа с картой .

1. Анализ климатических карт.

2. Определение величины коэффициента увлажнения.

3. Определение величины солнечной радиации

4. Характеристика климата своего населенного пункта по картам атласа

3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа).

Внутренние воды области. Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные воды области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах.  Оценка водных ресурсов области.  Влияние деятельности  человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

Практические работы.

12. Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов (длина, площадь бассейна, падение реки, уклон).

13. Вычисление характеристик стока рек области ( расход, годовой сток).

14. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний.

15. Описание реки по плану.

16. Описание озера по плану.

Работа с картой.

1. Работа с  географической номенклатурой по теме.

2. Анализ карт атласа.

4.  Почвы. Почвенные ресурсы  (2 часа).

Условия формирования почв на территории области. Основные типы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области.

Практические работы.

17.  Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования.»

18.  Создание проекта рекультивации земель.

19.  Сравнительная характеристика типов почв области.

20.  Оценка земельных ресурсов области.

5.Растительность и Животный мир  области (4 часа).

Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных ти пов растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, про блемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика живот ного мира основных типов место обитания области (видовой состав, условия жизни, при способляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира.

6.Физико-географическое (природное) районирование (5часов).              

Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы природного райони рования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. При родные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства.  Оренбургский степной заповедник.       

7.Человек и природа (2часа).

Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важней шие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее изменения. Основные направления охраны природы и ра ционального использования природных ресурсов области.

Экскурсии.

•▪Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.

•▪▪Экологические проблемы района своего места жительства.

•▪Комплексная экологическая экскурсия (по экологической тропе).

Работа с картой

1. Уметь показывать места распространения редких и исчезающих видов растений и животных.

2. Показывать и знать нахождение заповедных территорий области.

3. Составлять экологическую карту области.

4. Знать нахождение уникальных памятников природы области.

Учебно-тематический план.


№ урока



Раздел, тема урока.



 


РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.


1. История географических исследований и освоения территории области  ( 4 часа).



 Урок 1


Первые знания о территории Оренбургской области.



 Урок 2


Кто населял территорию области в древности?



 Урок 3


Освоение территории области в XVIII – XX вв.



 Урок 4


Семинар. Исследователи Оренбургского края.



 


2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа )



Урок 5


Образование Оренбургской губернии.



Урок 6


Географическое положение. Территория и границы.



Урок 7


Административно – территориальное устройство .



 


РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ.


1.Ррельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов).



 Урок 8


Тектоническое строение основных форм рельефа.



 Урок 9


Формирование платформенной части области.



 Урок  10


Развитие Уральских гор.



 Урок 11


Урок- практикум: « Полезные ископаемые.»



 Урок 12


Равнины и горы.



 Урок 13


Процессы формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности  человека на рельеф



 


2. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа).



Урок 14


Особенности климата области.



Урок 15


Распределение основных элементов климата.



Урок 16


Времена года, фенологический календарь.



Урок 17


Агроклиматические ресурсы области. Влияние климата на жизнь и здоровье человека.



 


3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа).



Урок 18


Внутренние воды области.



Урок 19


Реки.



Урок 20


Озера, водохранилища и подземные воды.



Урок 21


Водные ресурсы охрана вод.



 


4. Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа).



Урок 22


 Почвы. Условия образования почв.



Урок 23


Чернозем – «царь почв». Охрана почв.



 


5. Растительность и Животный мир области (4 часа).



Урок 24


Растения населяющие территорию области.



Урок 25


Полезные растения Оренбургской области.



Урок 26


Особенности животного мира.



Урок 27


 Конференция : Растения и животные на страницах «Красной книги».



 


6. Физико – географическое районирование (5 часов).



Урок 28


Особенности ландшафтов края.



Урок 29


Сыртовые ландшафты Русской равнины.



Урок 30


Горы и равнины складчатого Урала.



Урок 31


Ландшафты Тургайской равнины.



Урок 32


Типы местности области.



 


7. Человек и природа (2 часа).



Урок 33


Важнейшие экологически проблемы области и их взаимосвязь.



Урок 34


Охрана природы. Особо охраняемые территории.



 


Экскурсия.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Географическое краеведение позволяет:

  • всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;
    формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях;
    привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера;
    научить делать правильные мировоззренческие выводы;
    развивать творчески способности у детей;
    прививать познавательный интерес к предмету;
    активизировать географическое краеведение;
    формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;
    овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.

В результате изучения географического краеведения ученик должен
знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Оренбургской Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
    уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
 составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.География Оренбургской области. Природа:Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

«Программно-методические материалы для учителя»

2.  «Учебные материалы по географии Оренбургской области

3.  Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В., «Оренбургская область.

4.  Атлас географический»

Список литературы (основной и дополнительной

1. Г. А. Русскин

Физическая география Оренбургской области. — Переиздание — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999. — 64 с.

2. Чибилев А.А.     Река Урал (1987), Зеленая книга степного края (1987)  Дорога к Каспию Издательство «Кайнар» (1988) Лик степи (1990)  Экологическая оптимизация степных ландшафтов (1992)  В глубь степей (1993)  Редкие виды рыб Оренбургской области и их охрана (1993)                                  Млекопитающие Оренбургской области и их охрана Екатеринбург, 1995 год                                  Природа Оренбургской области (1995)  Птицы Оренбургской области и их охрана (1995)                                  Степи Северной Евразии (1998)   Введение в геоэкологию Екатеринбург, 1998 год (1998)                                  Геоэкологические проблемы степного региона (2005)   Оренбуржье — край благословенный (2008)

3. А. А. Чибилёв «Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк)»  Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995.

4. А. Чибилёв
«Природное наследие Оренбургской области» Оренбургское книжное издательство, 1996 г. 384 с.

5. «Красная книга Оренбургской области» Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г.  

nsportal.ru

УЧЕБНИКИ (электронные) (ссылки) | МБОУ СОШ №38

Ссылка на программу для чтения текстов в формате PDF: Adobe Reader

Ссылка на программу для чтения текстов в формате PDF: WinDjWiev

С П Р А В О Ч Н И К И (энциклопедии, словари, карты….)

 

ИНФОРМАТИКА

Учебники по ИНФОРМАТИКЕ. Базовый уровень. Семакин И.Г. Залогова Л.А. 7 кл.

Учебники по ИНФОРМАТИКЕ. Базовый уровень. Семакин И.Г. Залогова Л.А. 8 кл.

Учебники по ИНФОРМАТИКЕ. Базовый уровень. Семакин И.Г. Залогова Л.А. 9 кл.

Учебники по ИНФОРМАТИКЕ. Базовый уровень. Семакин И.Г. Хеннер Е.К. 10-11 кл

ЗАДАЧНИК по информатике в 2-х томах. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. для 7-11 классов

Учебник. Информатика и ИКТ. 5 класс. Босова Л.Л.

Учебник. Информатика и ИКТ. 6 класс. Босова Л.Л.

Учебник. Информатика и ИКТ. 7 класс. Босова Л.Л.

Учебник. Информатика и ИКТ. 8 класс. Босова Л.Л.

Учебник. Информатика и ИКТ. 9 класс. Босова Л.Л.

ФИЗИКА

Учебник. Физика. 7 класс. Перышкин А.В.

Учебник. Физика. 8 класс. Перышкин А.В.

Учебник. Физика. 9 класс. Перышкин А.В.

Сборник задач по Физике 7-9 кл. Лукашик В.И.

Сборник задач по физике. 7-9 кл. Перышкин А.В.

Учебник. Физика. 10 класс. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.

Учебник. Физика. 11 класс. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.

Сборник задач по физике. 10-11 кл. Рымкевич А.П.

ФИЗИКА (формулы, справочники, шпаргалки, подготовка к ЕГЭ)

ФИЗИКА — опорные конспекты (скачано с сайта — http://abcnfirf123.blogspot.ru/p/blog-page_17.html )

 

МАТЕМАТИКА

Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И.

АЛГЕБРА

Алгебра 7 класс. Мордкович А.Г. Учебник.

Алгебра 7 класс. Мордкович А.Г. Задачник.

Алгебра 8 класс. Мордкович А.Г. Учебник.

Алгебра 8 класс. Мордкович А.Г. Задачник.

Алгебра. 9 класс. Мордкович А.Г. Учебник.

Алгебра 9 класс. Мордкович А.Г. Задачник.

Алгебра 10 -11 класс. Мордкович А.Г. Учебник.

Алгебра 10-11 класс. Мордкович А.Г. Задачник.

ГЕОМЕТРИЯ

Геометрия. 7-9 класс. Атанасян Л.С. 

Геометрия 10-11 класс. Атанасян Л.С.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Русский язык. 10-11 класс. Власенков А.И. (Базовый курс)

Русский язык 10-11 класс Власенков А.И. (Базовый курс)

ЛИТЕРАТУРА

Литература. 9класс. 1 часть. Коровина В.Я., Журавлев  В.П.

Литература. 9класс. 2 часть. Коровина В.Я., Журавлев В.П.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Английский язык для 3 кл. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова «English 3» 

Английский язык для 11 кл. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. «Spotlight 11» 

ИСТОРИЯ

История России (1945-2008). 11 класс. Данилов А.А., Алексеев С.В. 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л.Н. (Профильный уровень)

Обществознание. 11 класс. Боголюбов Л.Н. (Профильный уровень)

ХИМИЯ

Химия. 9 класс. Новошинский И.И.

Химия. 11класс.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. (Базовый уровень)

ГЕОГРАФИЯ

География Оренбургской области. 8-9 класс. Чибилева А.А., Ахметова Р.Ш.

География Оренбургской области. Природа. Рабочая тетрадь. 8 класс. Кургаева Г.И.

География Оренбургской области. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Колодина О.А.

ИСКУССТВО

Искусство. 8-9 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова И.Э.

xn—38-5cd3cgu2f.xn--p1ai

Гдз по географии оренбургской области :: fortchurchdownnal

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотека Оренбуржья 18 июля 2014 г. Статья о географии, экономико географическом положении эгп Оренбургской области. География Шпоргалки ГДЗ Решебник. М. П. А. А. Чибилев, Р. Ш. Ахметов, В. П. Петрищев, Г. И. Кургаева, И. В. Ложкин. Программы по географии Оренбургской области. Рабочая тетрадь содержит практические задания, необходимые для. Рабочая тетрадь по географии оренбургской области Колодина О. А рабочая. Гдз рабочая тетрадь по географии иркутской области 8 классСкачать: 9Решебники и Готовые Домашние Задания на нашем сайте:Все ГДЗ с 1 по 11 класс.

Низовцев ФГОС Природа и население к учебнику Алексеева. ГДЗ по Географии: раб.тет. Е. М. Домогацких 9 класс. Население и хозяйство. Автор: В. П. Дронов. Гдз по Географии 8 класс Е. М. Домогацких. Авторы: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.автор: Баринова И. И. Гдз по Географии 8 класс А. И. Алексеев. В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест при надлежит изучению географии родного края. Производство. ГДЗ 9 классГеография. Рабочая тетрадь по географии 9 класс. Пояснительная записка. География Оренбургской области: Учебник для.0 оценок. Автор Открытая краеведческая.

География России. Дана карта, герб, есть о хребте Накас, рудах. Учитель: Тюрина Лариса Петровна. Программа:. Ответы на вопросы и задания на сайте ЯГДЗ из рабочей тетради 8 класс Ким. ГДЗ География для 8 класса. Гдз по географии оренбургской области за 8 9 класс. Учителя предлагают запомнить непомерное множество разных установок, однакоимеется еще множество решебник гдз кузовлев 11 класс. География Оренбургской области продолжает географическое образование учащихся в основной школе. ГДЗ решебник к рабочей тетради по географии 8 класс Ким Марченко.

 

Вместе с Гдз по географии оренбургской области часто ищут

 

гдз по географии оренбургской области природа.

география оренбургской области рабочая тетрадь.

география оренбургской области рабочая тетрадь ответы.

гдз по географии оренбургской области 8 класс кургаева.

гдз по географии оренбургской области население и хозяйство.

гдз по географии оренбургской области 8 класс рабочая тетрадь.

гдз по географии оренбургской области население и хозяйство колодина.

гдз по географии оренбургской области природа кургаева

 

Читайте также:

 

Немецкий язык радченко гдз класс

 

Гдз по русскому ю.с. пичугов

 

Гдз и н верещагиной ио в афанасьевой по reader v

 

fortchurchdownnal.webnode.ru

Рабочая программа по географическому краеведению Оренбургской области (8 класс)

Раздел

Тема

№, Тема урока

Элементы содержания образования

Тип урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Контроль

Домашнее задание

дата

Раздел 1. Физическая география (7 часов)

1. История

географических

исследований и

освоения

территории

области

(4 часа)

1 История географических открытий

Путешественники, Геродот, первые книги, карты

 лекция 

1

Сформировать понятие о

геоположении области

фронтально

1

2 заселение в древности и средневековье

Сарматы, скифы, первые поселения,

Беседа

1

Изучить степень заселения области в древности

Фронтально, индивид

1, презент

3 освоение территории в 18-20 вв.

П. И. Рычков, Татищев, крепость Оренбург

Дискуссия

1

Изучить освоение территории

Фронтально, индивид

1, сообщ-ия

Исследователи территории области

Первое описание Оренб губернии

дискуссия

1

Исследователи области

Фронтально, индивид

1

2.Географическое положение и административно -территориальное устройство (3 час»)

5 формирование границы Оренбургской области. п\р № 1. «Определение географических координат крайних точек области, административного центра области, своего населенного пункта». п\р № 2. «Нанесение на карту политико-административных границ области, названий и границ соседей»

Государственная граница, изменение границы

Урок – путешествие

1

Выяснить границы области

практикум

2, к\карта

6 Географическое положение. п\р № 3. «Определение протяженности области с запада на восток, с севера на юг, расстояние до Москвы и ближайшего морского порта».

Геоположение, крайние точки

практикум

1

Изучить геоположение области

Практикум

2

7 административно-территориальное устройство. п\р № 4. «сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами». п\р № 5 «Выявление положительных и отрицательных сторон ЭГП области»

Районы, крупные города области

практикум

1

Изуч деление на области, крупные города области, поселки

практикум

2, к\карта

Раздел 2. Особенности природы (26 часов)

1 .Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов).

8 Геологическое строение, рельеф. п\р № 6. «Анализ физической и тектоничесокй карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями п\иск»

Рельеф, история геологич разв

Лекция

1

Изучить геокарту области

практикум

3, схема

9 Развитие платформенной части. п\р № 7. «составление геолого – геоморфоло- гического профиля и его анализ»

Структуры земной коры

лекция

1

Структуры земной коры

Фронтально, индивид

3, табл, сообщ-ия

10 развитие Уральских гор.

Уральские горы, возрожденные

семинар

1

Развитие возрожденных гор

Фронтально, индивид

3, вопросы

11 Практикум Полезные ископаемые

Полезные ископаемые, минералы

практикум

1

Изучение богатства п\иск

практикум

4, к\карта

12 Равнины и горы

Равнина, гора, Гребени, Губерлинские, хр. Накас, Общий Сырт

Изуч нового материала

1

Равнины, горы

Фронтально, индивид

5, презент

13 процессы, формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности человека на рельеф. п\р № 8. «Описание рельефа области по топокарте (физической карте).»

Экзо – эндогенные, антропогенные процессы

дискуссия

1

Экзо – эндогенные, антропогенные процессы

Фронтально, индивид,практикум

5, вопросы

2. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа)

14 Особенности климата области. П\р № 9. «Построение и анализ графика годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области».

Климатообразующие факторы области, климат

Изуч нового материала

1

Климатич особенности

Фронтально, индивид

6, вопр

15 Распределение основных элементов климата.

Распределение основных

элементов климата

беседа

1

Распределение основных

элементов климата

Фронтально, индивид

6

16 Времена года, фенологический календарь. П\р № 10 «Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэф-та увлажнения»

Сезонность, коэффицент увлажнения, солнечная радиация

практикум

1

Времена года, освещенность обл

практикум

7, табл

17 Агроклиматические ресурсы области. Влияние климата на жизнь и здоровье человека. П\р № 11. « Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения осн климатических показателей по картам атласа»

Агроклиматические ресурсы

беседа

1

Влияние климата на жизнь и здоровье человека.

Фронтально, индивид,практикум

7

3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа)

18 Внутренние воды области

Разнообразие внутренних вод области, маловодные районы

практикум

1

Изучение внутренних областей

Фронтально, индивид

8, сообщ-ия

19 Реки. П\р № 12. «Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов». П\р № 13. «Вычисление характеристик стока рек области(расход ,год сток». П\р № 14 «Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географич знаний».

Река, характеристика реки, сток, расход воды, режим рек, бассейн

практикум

1

Реки

практикум

8

20 Озера, водохранилища и подземные воды.П\ р № 15. «Описание реки по плану». П\ р. № 16. «Описание озера по плану»

Озеро, глубина, соленость, животный, растительный мир

беседа

1

Озера, подземные воды

Практикум

9, вопросы

21 Водные ресурсы, охрана вод.

Охрана вод

семинар

1

Охрана вод

Фронтально, индивид

9, вопросы

4. Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа)

22 Почвы. Условия образования почв. П\ р № 17. «Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования». П\ р. № 18. «Сравнительная характеристика типов почв области»

Почвообразование, плодородие почв

Изуч нового материала

1

почвообразование

Фронтально, индивид

10, сообщ-ия

23 Чернозем – «царь почв» Охрана почв. П\р № 19 «Создание проекта рекультивации земель». П\р № 20. «Оценка земельных ресурсов»

Земельный ресурс, рекультивация, обогащение почвы

семинар

1

Почвенная карта, распростр почв

Фронтально, индивид

10, преезент

5. Растительность и животный мир области (4 часа)

24 Растения, населяющие территорию области

Растения Оренб обл

Практикум

1

Растения Оренб обл

практикум

11, презент

25 полезные растения Оренбургской области

Красная книга Оренб обл

Практикум

1

Красная книга Оренб обл

практикум

11, презент

26 Особенности животного мира

Животные лесостепи, степи, засушливых районов

практикум

1

Животный мир

практикум

12, вопросы

27 Конференция: «Растения и животные на страницах «Красной книги».

Растения и животные на страницах «Красной книги».

дискуссия

1

Растения и животные на страницах «Красной книги».

Фронтально, индивид

11-12

6. Физико — географическое районирование (5 часов)

28 Особенности ландшафтов края

Ландшафт

лекция

1

Разнообр ландшафтов

Фронтально, индивид

13, вопросы

29

Сыртовые ландшафты Русской равнины

Общий Сырт, Русская равнина

беседа

1

Сыртовые ландшафты Русской равнины

Фронтально, индивид

13

30 Горы и равнины складчатого Урала

Южный Урал, низкогорье, среднегорье

беседа

1

Горы и равнины складчатого Урала

Фронтально, индивид

14, презент

31 Ландшафты Тургайской равнины

Тургайская равнина, мелкосопочник

беседа

1

Ландшафты Тургайской равнины

Фронтально, индивид

15, вопросы

32 типы местности области

Типы местности, антропогенность

беседа

1

Типы местности

Фронтально, индивид

15

7. Человек и природа (2 часа)

33 Важнейшие экологические проблемы области и их взаимосвязь.

Антропогенный ландшафт, экологические проблемы

Дискуссия

1

Закрепить полученные знания на курсе «География Оренбургской области»

Фронтально, индивид

презентации

34 Охрана природы. Особо охраняемые территории

Охрана природы, заповедник, национ парк, заказник

дискуссия

1

презентации

8. Обобщение знаний

35 Итоговое занятие (экскурсия)

экскурсия

1

Фронтально, индивид

Итого: на 35 учебных часов — 20 практических работ

География Оренбургской области 8 класс

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», а также в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МО и НРФ от 31 марта 2014 г. № 253.

Программа составлена в соответствии с программой по географии Оренбургской области Кургаева Г. И. Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля «Географическое краеведение» является составной  частью интегрированного  базового курса «География. Начальный курс » Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., которые ребята начинают изучать в 6 классе. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций  школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель данного курса – формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Задачи курса:

-развитие комплексных знаний и умений  географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;

-овладение умениями  ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания  на практике;

-адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований  состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;

— воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.

Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.

Соотношение теоретической и практической части на 35 учебных часов рассчитано 20 практических работ. Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера.

Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни  на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.

Краткое содержание курса География Оренбургской области:

Раздел 1. Физическая география (7 часов)

  1. История географических исследований и освоения территории области (4 часа)

  2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа)

Раздел 2. Особенности природы (26 часов)

  1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов)

  2. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа)

  3. Внутренние воды области. Водные ресурсы. (4 часа)

  4. Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа)

  5. Растительность и животный мир области (4 часа)

  6. Физико – географическое районирование (5 часов)

  7. Человек и природа (2 часа)

  8. Обобщение знаний 1 час

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В распределении часов полностью соблюдены рекомендации программы. Изменения не внесены. Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, они поделены на демонстрационные, обучающие (с выборочной оценкой)  и итоговые  – обязательные  для оценивания во всем классе – внесены в календарное планирование.

Практические работы:

п\р № 1. «Определение географических координат крайних точек области, административного центра области, своего населенного пункта». п\р № 2. «Нанесение на карту политико-административных границ области, названий и границ соседей»

п\р № 3. «Определение протяженности области с запада на восток, с севера на юг, расстояние до Москвы и ближайшего морского порта».

п\р № 4. «сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами».

п\р № 5 «Выявление положительных и отрицательных сторон ЭГП области»

п\р № 6. «Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями п\иск»

п\р № 7. «составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ»

п\р № 8. «Описание рельефа области по топокарте (физической карте).»

п\р № 9. «Построение и анализ графика годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области».

П\р № 10 «Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэф-та увлажнения»

П\р № 11. « Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения осн климатических показателей по картам атласа»

П\р № 12. «Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов».

П\р № 13. «Вычисление характеристик стока рек области(расход ,год сток».

П\р № 14 «Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний».

П\ р № 15. «Описание реки по плану».

П\ р. № 16. «Описание озера по плану»

П\ р № 17. «Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования».

П\ р. № 18. «Сравнительная характеристика типов почв области»

П\р № 19 «Создание проекта рекультивации земель».

П\р № 20. «Оценка земельных ресурсов»

Учебно – методическое обеспечение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2006, «Программно-методические материалы для учителя», «Учебные материалы по географии Оренбургской области и Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В.,  «Оренбургская область. Атлас географический»

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Географическое краеведение позволяет:

  • всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;
    формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях;
    привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера;
    научить делать правильные мировоззренческие выводы;
    развивать творчески способности у детей;
    прививать познавательный интерес к предмету;
    активизировать географическое краеведение;
    формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;
    овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.

В результате изучения географического краеведения ученик должен
знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Оренбургской Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
    уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
 составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.География Оренбургской области. Природа:Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

«Программно-методические материалы для учителя»

2.  «Учебные материалы по географии Оренбургской области

3.  Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В., «Оренбургская область.

4.  Атлас географический»

Список литературы для учителя и учащихся:

1. Г. А. Русскин

Физическая география Оренбургской области. — Переиздание — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999. — 64 с.

2. Чибилев А.А.     Река Урал (1987), Зеленая книга степного края (1987)  Дорога к Каспию Издательство «Кайнар» (1988) Лик степи (1990)  Экологическая оптимизация степных ландшафтов (1992)  В глубь степей (1993)  Редкие виды рыб Оренбургской области и их охрана (1993)                                  Млекопитающие Оренбургской области и их охрана Екатеринбург, 1995 год                                  Природа Оренбургской области (1995)  Птицы Оренбургской области и их охрана (1995)                                  Степи Северной Евразии (1998)   Введение в геоэкологию Екатеринбург, 1998 год (1998)                                  Геоэкологические проблемы степного региона (2005)   Оренбуржье — край благословенный (2008)

3. А. А. Чибилёв «Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк)»  Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995.

4. А. Чибилёв
«Природное наследие Оренбургской области» Оренбургское книжное издательство, 1996 г. 384 с.

5. «Красная книга Оренбургской области» Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г. 

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

Текущий – контроль в процессе изучения темы;

Формы: устный и письменные работы.

Итоговый – контроль в конце изучения раздела.

Формы – устные и письменные работы.

Средства обучения:

  1. Печатные и электронные пособия;

  2. Таблицы;

  3. Портреты ученых;

  4. Коллекции горных пород и минералов;

Технические средства обучения:

— ПК;

— Мультимедийный проектор;

— экран проекционный;

infourok.ru

ГДЗ за 8 класс по Географии Баринова И.И. рабочая тетрадь

gdz.im Найти

Навигация по гдз

1 класс Русский язык Математика Английский язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир 2 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Технология Человек и мир Белорусский язык 3 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир Белорусский язык Испанский язык 4 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир Белорусский язык Испанский язык 5 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык История География Биология Обществознание Физика Литература Информатика Музыка Технология ОБЖ

gdz.im