Гдз по истории 8 класс симонова рабочая тетрадь история россии: ГДЗ рабочая тетрадь по истории России 8 класс Симонова Экзамен

ГДЗ по истории 8 класс рабочая тетрадь Симонова История России

Авторы: Е. В. Симонова

Издательство: Экзамен

Тип книги: Рабочая тетрадь

ГДЗ рабочая тетрадь История России XIX века. 8 класс. ФГОС Е. В. Симоновой. Издательство Экзамен. Серия Учебно–методический комплект. Состоит из 1, 2 части и 64 страниц.

ГДЗ рабочая тетрадь по истории России содержит разнообразные по своему составу и уровню сложности задания, которые будут способствовать увеличению грамотности школьников, развитию их логического мышления, способности устанавливать причинно–следственные связи исторических событий. Ребята научатся пользоваться текстовыми материалами при поиске правильного ответа на заданный вопрос, показывать на карте места исторических событий, определять их последовательность. Некоторые из упражнений ставят своей целью сформировать мнение учащихся в отношении определенных процессов, а также охарактеризовать известных исторических личностей прошлого.

Делая домашнее задание по истории, ученикам предстоит воспользоваться многими историческими источниками, в число которых будет входить и наш решебник ГДЗ. Восьмиклассники не испытают затруднений при ответе на вопросы по тематике Отечественной войны 1812 года, династического кризиса 1825 года и выступлений декабристов, Крымской войны и Крестьянской реформы 1861 года. В отдельные темы выделены упражнения по внешней и внутренней политике императоров Александра III и Николая I, а также общественному движению либералов и консерваторов.

Часть 1

§ 1. Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг

1 2 3

§ 2. Внешняя политика в 1801-1812 гг

1 2 3

§ 3. Реформаторская деятельность М.М. Сперансокго

1

§ 4. Отечественная война 1812 г

1 2 3 4 5

§ 5. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг

1 2 3 4

§ 6. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг

1 2 3 4

§ 7. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г

1 2 3

§ 8. Общественное движение при Александре I

1 2 3

§ 9. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

1 2 3 4

§ 10. Внутренняя политика Николая I

1 2 3 4

§ 11. Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в


1 2 3 4

§ 12. Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг

1 2 3 4 5 6

§ 13. Общественное движение в годы правления Николая I

1 2 3 4

§ 14. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

1 2 3 4 5

§ 15. Образование и наука

1 2 3 4

§ 16. Русские первооткрыватели и путешественники

1 2

§ 17. Художественная культура

1 2 3 4 5

§ 18. Быт и обычаи

1 2

Часть 2

§ 19. Накануне отмены крепостного права

1 2

§ 20. Крестьянская реформа 1861 г

1 2 3 4

§ 21-22. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в

1 2 3 4 5 6

§ 23. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права

1 2 3

§ 24. Общественное движение — либералы и консерваторы

1 2 3

§ 25. Зарождение революционного народничества и его идеология

1 2 3 4

§ 26. Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в

1 2 3

§ 27. Внешняя политика Александра II

1 2 3

§ 28. Русско-турецкая война 1877-1878 гг

1 2 3 4

§ 29-30. Внутренняя политика Александра III

1 2 3 4 5 6

§ 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III

1 2 3

§ 32-33. Положение основных слоёв общества

1 2 3

§ 34. Общественное движение 80-90-х гг. XIX в

1 2 3 4

§ 35. Внешняя политика Александра III

1 2 3

§ 36. Просвещение и наука

1 2

§ 37. Литература и изобразительное искусство

1 2 3

§ 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество

1 2 3 4

§ 39. Быт — новые чертыв жизни города и деревни

1 2 3

ГДЗ решебник по истории 8 класс Симонова, Клоков рабочая тетрадь Вентана-Граф

История 8 класс

Тип пособия: Рабочая тетрадь

Авторы: Симонова, Клоков

Издательство: « Вентана-Граф»

«ГДЗ по Истории 8 класс Рабочая тетрадь Симонова, Клоков (Вентана-граф)» является отличным вспомогательным средством, которое поможет восьмиклассникам преодолеть все сложные моменты в понимании тематического материала и избежать многочисленных ошибок и недочётов.

Что узнают школьники осваивая дисциплину

В стенах школы знакомство с историей начинается в средних классах. Это дисциплина, которая даёт знания о том, как развивалось человеческое общество. Осваивая курс ребята:

  1. Рассмотрят события различных временных периодов, развитие культуры и достижения в области науки.
  2. Научатся анализировать, воспринимать и обрабатывать информацию, делать правильные выводы.
  3. Приобретают знания, которые необходимы как для повседневной жизни, так и для дальнейшего профессионального образования.

Знать историю необходимо, ведь опираясь на накопленный поколениями опыт можно избежать многих ошибок и спрогнозировать будущее.

С чем столкнутся ученики 8 класса на предметных уроках

Восьмиклассники приступая к освоению учебной программы помимо повторения ранее пройденного материала рассмотрят следующие темы:

  • внутренняя политика и особенности внешней при Александре I;
  • экономическое и социальное развитие России в XIX веке;
  • внедрение и последствия крестьянской реформы 1861 года;
  • отношения с Англией и Тройственный союз.

Для того чтобы лучше понять и эффективно усвоить учебный материал ребятам стоит обратиться за помощью к вспомогательной литературе к числу которой относятся «ГДЗ по Истории 8 класс Рабочая тетрадь Симонова Е.В., Клоков В.А. (Вентана-граф)».

Неоценимая помощь ГДЗ

На страницах онлайн-решебника расположены детально расписанные и верные ответы. Они подробнейшим образом изложены абсолютно к каждому заданию учебника. С их помощью ученик сможет не только разобрать трудную тему и понять основную суть вопроса, но и проверить правильность выполнения и оформления домашнего задания, дополнительно позаниматься дома и закрепить ранее пройденный материал, а также заранее подготовиться к текущему опросу на уроке. Навигация по онлайн-ресурсу удобная и понятная, она позволяет восьмикласснику без проблем найти готовое решение по номеру упражнения. Регулярное применение ГДЗ только положительно отразится на результатах обучения. С таким помощником ученик сможет в самые кратчайшие сроки наверстать упущенное и подтянуть успеваемость на должный уровень самостоятельно не прибегая к услугам дорогостоящих репетиторов.

Гдз по истории 8 класс клоков 9 2019 | Main page

ГДЗ и Решебник по истории для 6 класса Клоков Симонова (рабочая тетрадь)

Link: => cirdieclemut.nnmcloud.ru/d?s=YToyOntzOjc6InJlZmVyZXIiO3M6MzY6Imh0dHA6Ly9iYW5kY2FtcC5jb21fZG93bmxvYWRfcG9zdGVyLyI7czozOiJrZXkiO3M6NTI6ItCT0LTQtyDQv9C%2BINC40YHRgtC%2B0YDQuNC4IDgg0LrQu9Cw0YHRgSDQutC70L7QutC%2B0LIiO30=

Общественный строй Древней Руси § 11-12. Западноевропейцы и североамериканцы установили свое политическое и экономическое господство над остальным миром. Африка и часть Азии оказались разделенными между колониальными державами.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы § 24. Рогожкин Научным коллективом в составе Д.

ГДЗ и Решебник по истории для 6 класса Клоков Симонова (рабочая тетрадь)

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины § 2. История народов Восточной Европы в I тыс. Первые государства на территории Восточной Европы § 4-5. Образование Древнерусского государства § 6-7. Общественный строй Древней Руси § 11-12. Княжества Северо-Восточной Руси § 15. Боярские республики Северо-Западной Руси § 16-17. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада § 20-21. Русские земли под властью Орды § 22. Москва и Тверь — борьба за лидерство § 23. Начало объединения русских земель вокруг Москвы § 24. Объединение русских земель вокруг Москвы § 27. Для учеников 6 класса здесь доступен онлайн решебник для рабочей тетради по Истории авторов Клоков Симонова, который создан специально для учебника по программе Андреева, Федорова. Готовые домашние задания помогут вам проверить домашку домашнее задание и подготовится к последующему уроку Истории России.

Россия и мир, карты к учебнику Волобуева О. Русские земли под властью Орды § 22. Список литературы для дополнительного чтения 349. История, Россия и мир, 11 класс, Базовый уровень, Волобуев О. Пропущенный урок можно так же легко восстановить с решебником, восполнить пробелы в знаниях или подготовиться к предстоящей контрольной.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы § 24.

Дэвид Бранденбергер — История — Университет Ричмонда

Монографии:

Пропагандистское государство в условиях кризиса: советская идеология, идеологическая обработка и террор при Сталине, 1928–1941 (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2011), 357 стр. Опубликовано на русском языке в исправленном первом издании под названием Кризис сталинского агитпропа: пропаганда, политпросвещение и террор, 1927-1941 (М.: Росспен, 2017). 370 стр.

Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование современной русской национальной идентичности, 1931-1956 (Кембридж, Массачусетс.: Harvard University Press, 2002), 378 стр. Опубликовано на русском языке в исправленном и дополненном первом издании как Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания, 1931-1956 гг., исправленное издание (СПб: Академический проект, 2009), 416 с. Опубликовано на русском языке во втором издании под номером Сталинский руссоцентризм: Советская массовая культура и формирование русского национального самосознания, 1931-1956 гг.

, второе издание (М.: Росспен, 2017), 407 с.

Отредактированные тома:

Главный рассказ Сталина: критическое издание краткого курса истории коммунистической партии (большевиков) , под редакцией Михаила Зеленова (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2019), 744 стр. Опубликовано на русском языке в расширенном виде. , двухтомное издание как Краткий курс истории ВКП(б): Текст и его история , под редакцией М.В. Зеленова, 2 тт. (Москва: Росспен, 2014—), т. 1, с. 1: 792 стр.

«История гражданской войны в СССР» (1935).История текста и текст истории. [ «История Гражданской войны в СССР» (1935). История текста и исторический текст.

] В соавторстве с Зеленовым М.В. (М.: Росспен, 2017). 606 стр.

Дневник историка С. А. Пионтковского [ Дневник историка С. А. Пионтковского ] (в соавторстве с А. Л. Литвиным и А. М. Дубровским) (Казань: Издательство КГУ, 2009), 514 с.

Политический юмор при Сталине: Антология неофициальных шуток и анекдотов (Блумингтон: Славика, 2009), 158 стр.

Эпический ревизионизм: российская история и литература как сталинская пропаганда (под редакцией Кевина М.Ф. Платта) (Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2006)

Неизвестный Ленин: из секретного архива , под редакцией Ричарда Пайпса при содействии Дэвида Бранденбергера (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1996), 202 стр.

Контекстуализация путинского «Об историческом единстве русских и украинцев»

Недавнее эссе президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», которое было опубликовано на сайте Кремля на русском, английском и украинском языках, развивает часто высказываемое им утверждение о том, что украинцы и русские — «один народ». В том, что Энн Эпплбаум назвала «по сути призывом к оружию», Путин утверждает, что Украина может быть суверенной только в партнерстве с Россией, что Донбасс ей не нужен, и свел на нет свои притязания на Крым провозглашением независимости от Советского Союза, и был ослаблен усилиями Запада подорвать единство славян.

Реакции на статью из 5000 слов варьировались от глубокой обеспокоенности до почти полного отказа: некоторые сравнивали ее заявления с оправданием войны, а другие указывали на отсутствие новизны и предполагали, что основной аудиторией является президент Владимир Зеленский, когда он встречался с лидерами в Запад.(Зеленский, со своей стороны, насмешливо ответил, что у Путина должно быть много дополнительного времени.) Дискуссии, вдохновленные эссе, затрагивали такие вопросы, как: Почему Россия так одержима Украиной? Где факты расходятся с мифами? Какова мотивация Путина для написания этого документа?

В августе 2017 года мы опубликовали интервью с Сергеем Плохием (Плохий) о его книге « Затерянное королевство: В поисках империи и становлении русской нации », в которой затрагиваются многие темы, возникшие в дискуссиях после заявлений Путина. Мы публикуем интервью ниже для тех, кто хочет узнать больше о русском национализме и пересечении истории и мифа, прошлого и настоящего.

В ближайшие недели мы также опубликуем отрывки из будущей книги Плохия «Линия фронта » в открытом доступе на нашем сайте HURI Books.

Август 2017 Интервью

Затерянное королевство: В поисках империи и становлении русской нации — это последний том отмеченного наградами историка Сергея Плохия.

Охватывая период с конца 15 века до настоящего времени, эта книга уделяет особое внимание русскому национализму, исследуя, как лидеры от Ивана Грозного до Владимира Путина использовали идентичность для достижения своих имперских и великодержавных целей. Попутно Плохий раскрывает центральную роль, которую Украина играет в российской идентичности, и как «другой», чтобы отличать Россию, и как часть панславянской концептуализации, используемой для легитимации территориальной экспансии и политического контроля.

HURI:  Наткнулись ли вы в своих исследованиях на что-нибудь, что вас удивило?

Плохи:  На самом желанном, самом престижном, самом видном месте российской столицы, прямо напротив Кремля, недавно был установлен памятник Святому Владимиру. Для меня это было настолько поразительно, что я сделал это открытием своей книги.

Святой Владимир, князь, правивший в Киеве, более заметен в российской столице по размеру и расположению статуи, чем предполагаемый основатель Москвы Юрий Долгорукий.Некоторые ученые мужи говорят, что святой Владимир является тезкой Владимира Путина, так что это действительно прославление Путина, но кроме всего этого, должно быть очень особое понимание киевской истории, чтобы можно было поместить в самый центр Москва статуя правителя, правившего в городе, который сейчас является столицей соседней страны.

Это означает, что вещи, которые я обсуждал в книге, представляют не только академический интерес для историков; история идеи того, что историк Алексей Миллер назвал «большой русской нацией», важна для понимания поведения россиян сегодня как дома, так и за рубежом.

HURI:  Вы хоть представляете отношение россиян к памятнику?

Плохий: москвичей протестовали против установки памятника на Воровьевых горах, надзирающих за городом, но я не думаю, что кто-то сказал, что он чествует не того человека или что-то в этом роде.

Святой Владимир был ключевым элементом Синопсиса, первого учебника русской истории, который был написан в Киеве. Эта книга сформировала понимание россиянами того, кто они есть, даже сегодня.

HURI:  В книге, охватывающей 500 лет истории, должны быть какие-то интересные общие темы. Каковы некоторые из этих констант?

Плохий:  Одной общей чертой является то, что Украина занимает центральное место в определении того, что такое Россия, а что нет. Историческая мифология Киевской Руси оспаривается русскими и украинцами. Но независимо от того, насколько сильны или слабы аргументы украинской стороны в дебатах, россиянам сегодня трудно представить, что Киев не является частью России или пространством, где доминирует Россия, а Киевская Русь не является неотъемлемой частью российской истории.

Украина и украинцы важны для российской идентичности и на более поздних этапах. Например, первый изданный учебник «Российской истории» был написан и издан в Киеве в 1670-х гг. Эта киевская книга стала основным текстом русской истории более чем на 150 лет.

В ХХ веке и сегодня мы видим непреходящее значение Украины в том, как формулируется концепция Русского мира, идея Святой Руси, церковная история и церковный нарратив и так далее.

Это одна из причин, почему постсоветская Россия ведет не только экономическую или идеологическую войну с Киевом, но и настоящую физическую войну в Украине. С одной стороны, это нелогично, учитывая, что Путин говорит, что украинцы и русские — это один и тот же народ, но, учитывая важность украинской истории для России, это большая проблема, за которую они готовы бороться.

HURI:  Можете ли вы рассказать о нескольких важных действиях или моментах, когда Украина видела себя отдельной группой от проектируемой общероссийской нации и, может быть, когда она видела себя ее частью?

Плохий:  Модель России, состоящая из Великой России и Малороссии, была продуктом мышления киевского духовенства XVII века, нуждавшегося в покровительстве православного царя. Киевское видение Малороссии было очень тесно связано с идеей самобытности «двух Русей» и равноправия Малороссии с Великой Россией. Это видение равенства не материализовалось.

Развитие отдельной украинской идентичности, литературы и языка было встречено в XIX веке попытками остановить это развитие. HURI недавно опубликовал важный сборник статей «Битва за украинский», который (среди прочего) показывает, насколько важен язык для национального формирования и идентичности.Российская империя также относилась к языку как к вопросу безопасности. Поэтому в 1863 г. именно министр внутренних дел издал указ об ограничении употребления украинского языка, а не министр просвещения, не президент Академии наук, а министр внутренних дел. Это было вопросом безопасности.

Тогда начинаются баталии, которые сосредоточены на истории и языке, но долгое время целью украинских активистов была автономия, а не независимость как таковая. Идея украинской независимости всерьез была вынесена на политическую повестку в 20 веке и с тех пор отказывается уходить. В ХХ веке у нас было пять попыток провозгласить независимое украинское государство. Пятая удалась в 1991 году, и тогда вопрос был: «Хорошо, у вас есть государство, но какая нация есть или будет у Украины? Это этническое? Это политическое? Что отделяет Россию от Украины?» Именно эти вопросы оказались в центре общественного обсуждения. Наверное, нет другой страны, где президент издал бы такую ​​книгу, как Украина – не Россия (Президент Кучма). Вы не можете себе представить, чтобы президент Макрон написал «Франция не Германия» или что-то в этом роде.

HURI:  Энн Эпплбаум сказала во время лекции в Консорциуме исследований и образования о Голодоморе: «Если Сталин опасался, что украинский национализм может свергнуть советский режим, то Путин опасается, что пример Украины может свергнуть его собственный режим, современную самодержавную клептократию. ” Путин подчеркивает «одинаковость» наций, что, казалось бы, увеличивает силу примера Украины для подрыва его режима. Считаете ли вы, что стремление называть украинцев такими же, как и россияне, обусловлено не только внешнеполитическими, но и внутриполитическими соображениями?

Плохий:  Думаю, да.Исторически эти две группы имеют много общего, тем более что восточная и центральная Украина долгое время, начиная с середины XVII века, входили в состав Российской империи. Поэтому общая история безусловно есть, и структура общества, и уровень образования, и уровень урбанизации, и прочие вещи схожи.

Из-за этих связей, если бы Украина могла делать определенные вещи, было бы гораздо труднее говорить, что этого нельзя делать в России, что у России особая судьба, что демократия никогда не сработает в России и т.д. и т.п. .Это было бы не только геополитической неудачей для России, но и подорвало бы легитимизирующий миф, необходимый России для существования авторитарного режима.

HURI:  Есть ли важные отличия в поведении Путина и предыдущих лидеров?

Плохий:  Ближайшей параллелью был бы Сталин, но каждый из них видел и представлял Украину по-своему. Несмотря на голод, Сталин никогда не ставил под сомнение само по себе право украинской нации на существование.Когда Путин продвигает идею о том, что русские и украинцы — это один и тот же народ, он не имеет в виду, что русские — это украинцы. Основной аргумент заключается в том, что украинцы на самом деле русские.

Политика, проводимая на оккупированных территориях востока Украины или в Крыму, оставляет очень мало места для украинского языка и украинской культуры. Это большая разница в мышлении по сравнению с тем, что мы имели большую часть 20-го века, когда были всевозможные зверства, но, по крайней мере, на теоретическом уровне право украинской нации на существование никогда не ставилось под сомнение.Теперь есть. Недавняя попытка провозгласить на Донбассе «Малороссию» и под этим знаменем захватить остальную Украину, продвигаемая г-ном Сурковым, провалилась, но она показывает, что российские элиты предпочитают думать об Украине в дореволюционных терминах, делать вид, что революции, которая помогла создать независимое украинское государство, и советского периода с его национальными инициативами никогда не было.

HURI:  Как насчет менталитета граждан России по отношению к украинцам?

Плохий:  Когда начался конфликт, Путин озвучивал мнение большинства россиян, что реальной разницы между русскими и украинцами нет, но война это меняет.Мы видим гораздо больший всплеск враждебности к Украине со стороны русского населения по сравнению с всплеском антироссийских настроений в Украине, что также многое говорит о двух обществах и о том, как работает государственная пропаганда.

HURI:  Говоря о русском государственном строительстве и национализме, как насчет неславянских народов, особенно живущих к востоку от Урала? Изменилось ли со временем их включенность и чувство принадлежности к Российскому государству (или империи)?

Плохий:  Я оставляю эту тему в значительной степени вне рамок этой книги, которая посвящена главным образом отношениям между украинцами, русскими и белорусами, а также тому, как со временем развивалось чувство российской идентичности. Но неславяне — чрезвычайно важная часть российской имперской истории в целом.

Россия сегодня, по сравнению с имперской Россией или Советским Союзом, потеряла много своих нерусских территорий, включая Украину и Белоруссию, но все еще в Российской Федерации проживает немалое количество неславян. С одной стороны, власть это понимает и старается не раскачивать лодку, но в целом в России на подъеме исключительно русский этнический национализм. Русские, которые пришли в Крым, люди, которые пришли на Донбасс, как Игорь Гиркин (Стрелков), они пришли в Украину с общероссийской идеологией.Он не просто антизападный, он ставит во главу угла этнически, лингвистически, культурно понятый русский народ, что безусловно угрожает отношениям с нерусскими внутри РФ.

То, что мы видим, — это этнизация русской идентичности в сегодняшней России. У него много уродливых проявлений, но в целом это обычный процесс отделения многих имперских наций от своих подданных и владений. Русские переопределяют, что такое русские, делая акцент на этнической принадлежности. Мы были свидетелями таких процессов и в Германии, и во Франции, и в обеих странах было, мягко говоря, много неприятного.

HURI:  Почему этнический национализм так важен для страны, которая имеет такую ​​долгую историю объединения многих других этнических групп и языков?

Плохий:  Долгое время русский этнический национализм, особенно в Советском Союзе, находился в основном под ударом. Русский язык как lingua franca, конечно, поддерживался и пропагандировался, господство русских кадров вообще поддерживалось, но упор на этничность, на русскую в частности, не приветствовался, потому что это могло мобилизовать нерусский национализм как реакцию, и что представляло угрозу многонациональному характеру государства.

Сегодня Россия гораздо менее многонациональна, чем в советское время, и режим гораздо более готов использовать этнический русский национализм для самолегитимации или мобилизации на войну, как война на Украине. Все это способствует росту этнического национализма. Правительство больше полагается на его поддержку, и оно представляет меньшую угрозу для государства, учитывая, что государство менее многонационально.

HURI:  С верой в то, что границы России должны совпадать с этническим русским населением, не создает ли это опасность, что у Чечни и других автономных республик на Кавказе есть причина уйти?

Плохий:  Да.Одна группа русских националистов, ориентированных на этническую принадлежность и культуру, говорит, что Россия должна фактически отделиться от Кавказа. Если довести этнонационалистическое мышление до логического конца, то вот что получится, и так утверждают некоторые в России. Они не влиятельная группа, но они утверждают это.

HURI:  А что, скажем, на востоке России?

Плохий:  Да, с точки зрения географии легче представить уход Чечни и Дагестана, чем Татарстан. Вот почему крайний русский национализм является экспортным продуктом для российского правительства, а не лекарством, которое сам доктор использует дома. Он используется либо для аннексии, либо для дестабилизации других стран, но внутри самой страны делается упор на полиэтничность российской политической нации. Путин должен поддерживать мир между православной и мусульманской частями населения.

HURI:  Россия также подкрадывается к границе с Грузией (от имени так называемой Республики Южная Осетия) и наращивает свои вооруженные силы вдоль границ с Эстонией и Латвией.Дает ли ваш исторический обзор какое-либо представление о плане или цели Путина?

Цель состоит в том, чтобы сохранить постсоветское пространство в сфере влияния России. В случае с Грузией и Украиной цель также состоит в том, чтобы предотвратить дрейф на Запад; в странах Балтии, чтобы подвергнуть сомнению основополагающий принцип НАТО, согласно которому такие страны, как США или Германия, готовы рискнуть войной из-за такой маленькой страны, как Эстония. У крупных стран НАТО пока нет ответа на эту дилемму, и Путин пытается создать ситуацию, когда ответ будет «нет».Так что это политика великой державы, это политика сферы влияния.

Путин и окружающие его люди не идеологизированные доктринеры. Они используют идеологию в той мере, в какой она может поддерживать великодержавные амбиции и их видение роли России в мире. Они ухватились за подножку растущего русского национализма, видя в нем важный инструмент укрепления режима как дома, так и за рубежом.

Украина стала полигоном, где впервые была испытана сила русского национализма как внешней политики.В странах Балтии есть большое русскоязычное меньшинство, где можно разыграть карту «Новой России», если обстоятельства благоприятны.

HURI:  Был ли момент после распада Советского Союза, когда Россия вернулась к имперской модели российской идентичности? Или она никогда не станет современным национальным государством?

Плохий: Сдвиг начался во второй половине 1990-х, но по-настоящему закрепиться он начал с приходом к власти Путина в 2000 году.

1990-е годы для России в целом были очень сложным периодом. Ожидания были чрезвычайно высоки, но случился крупный экономический спад, потеря статуса сверхдержавы. Это дискредитировало либеральный проект в целом, в плане внешней политики, в организации политической системы, в самой идее демократии. Единственное, что Россия с разным успехом переняла у Запада, так это рыночная экономика. Рынок как таковой и частная собственность, несмотря на высокий уровень государственного влияния, есть, а демократия не выжила.Попытка эпохи Ельцина перейти от «русского» к более инклюзивному «россиянину», поскольку политическое определение русскости также оказалось под ударом. Подъем этнического русского национализма подрывает либеральную модель политической русской нации.

Разочарование общества в 1990-е гг. привело к поиску альтернатив, которые нашли свое отражение в идее укрепления власти государства и привели к возникновению авторитарных тенденций. В то же время последовала попытка России вернуть себе статус великой державы, несмотря на крайний разрыв между ее геополитическими амбициями и экономическим потенциалом. Сегодня Россия не входит даже в десятку крупнейших экономик мира, поэтому ее ВВП меньше, чем у Италии и Канады, и находится на одном уровне с Южной Кореей. Подумайте об Италии или Канаде, проводящих такую ​​агрессивную внешнюю политику. Вы сразу видите несоответствие.

Эта агрессивная политика — страшное дело для Украины и других стран, но и для российского общества, для российской экономики, для будущего России как государства — это совсем нехорошо.

HURI:  Что вы думаете о термине «управляемая демократия»? Как вы думаете, это точный термин?

Плохий:  Это точно термин, который можно использовать, чтобы разрушить демократию и остаться безнаказанным.

Я скажу, что я не верю, что демократия является единственным естественным способом существования общества, и что если вы устраните любое давление со стороны империи или авторитарного режима, общества перейдут в этот демократический режим автоматически, мирно и легко. Демократия очень хрупкая. Вам нужно много времени, много терпения и правильные условия для развития институтов и традиций. Даже страны с развитой демократией, такие как США, могут иметь очень серьезные проблемы.

Постимперские страны — и это относится к новым нациям на постсоветском пространстве — сталкиваются в этом отношении с особыми трудностями. Большинство стран, бывших подданными империй, вероятно, переживают период авторитарного правления, и это потому, что им приходится самоорганизовываться, им приходится создавать институты. Подумайте о Польше или Румынии в межвоенный период. Вы видите такую ​​же ситуацию в Беларуси и Казахстане. Россия тоже попала в эту категорию. Она управляла империей и имела давние традиции институтов, но ни один из этих институтов не был демократическим.

Украина в этом смысле аутсайдер. Он сохранил свои демократические институты. За это приходится платить свою цену, но общество твердо намерено оставаться демократической страной. Было две попытки — одна при президенте Кучме, вылившаяся в один Майдан, и одна при президенте Януковиче, вылившаяся в другой Майдан, — попытки усилить президентскую ветвь и влиться в постсоветское авторитарное пространство. Обе попытки были отвергнуты украинским обществом.

Свою роль сыграли и внешние факторы. Но не следует их переоценивать. На определенном уровне США пытались способствовать укреплению демократического общества, а Россия пыталась усилить авторитарные тенденции в режиме Януковича, но, в конце концов, это не зависело от внешних игроков. Украинское общество приняло решение, и за последние 25 лет обе попытки авторитаризма провалились.

HURI:  Ваше европейское издательство назвало книгу «Затерянное королевство: история русского национализма от Ивана Великого до Владимира Нация.Есть ли причина различия или какие-то нюансы, которые названия придают соответствующей аудитории?

Их выпускают разные издательства, которые по-разному относятся к своей читательской аудитории. Название — это та часть книги, где издатель имеет такое же влияние, как и автор, а может быть, даже больше, а также задействованы специалисты по маркетингу. Заголовки отражают различные способы понимания издателями самого важного и могут быть донесены до читателей самым непосредственным образом.

HURI:  И я думаю, что то же самое с другой обложкой? Каково значение изображений?

То же самое и с изображениями. С американской версией было несколько вариантов, и издатель прислушался к моим предпочтениям. Европейский просто что-то произвел, и я это принял.

Одна Русь воюет с другой Русью. С украинско-белорусско-литовской стороны битву ведет князь Константин Острожский.На картине вы видите конфликт двух восточнославянских миров, битву, выигранную войсками Великого княжества Литовского и остановившую продвижение русских на запад.

Так что это напрямую связано с историей, рассказанной в книге, но мне также понравилось это изображение, потому что оно очень подробное, и множество вещей происходит одновременно. В этих деталях боя легко потеряться. Оно очень хорошо соответствует основному названию книги — «Затерянное королевство». Идея состоит в том, что со всеми этими войнами и интервенциями Россия потеряла путь к современной государственности.

Путинский заговор против будущего России

Однажды ночью в октябре группа людей в масках ворвалась в московский офис «Мемориала», известного российского исторического общества и правозащитной организации, и сорвала показ фильма « Мистер Джонс ». об украинском голоде 1932–33 гг. Они кричали, жестикулировали и скандировали в зале «фашисты» и «иностранные агенты». Была вызвана полиция, но они позволили людям в масках скрыться. Вместо того чтобы преследовать злоумышленников, офицеры заперли двери здания и допрашивали зрителей далеко за полночь.

На этой неделе, когда российские войска и бронетранспортеры необъяснимым образом стягиваются к границам Украины, событие в Московском театре ретроспективно кажется более зловещим, момент, когда «нормальное» давление на «Мемориал» и другие российские общественные институты стало более зловещим. Что-то в этом было знакомо Ирине Щербаковой, российскому историку, который пишет о Германии и является одним из первых основателей организации. Тот вечер, по ее словам, напомнил ей еще один: в 1930 году Йозеф Геббельс, тогдашний лидер нацистской партии в Берлине, подослал толпу головорезов, чтобы помешать показу фильма.Они кричали, жестикулировали, запускали в театр мышей и бросали вонючие бомбы. Испугавшись, зрители ушли.

Геббельсу не понравился фильм «На западном фронте без перемен» , который наглядно изображал ужасы Первой мировой войны и тем самым нарушал более героическую версию немецкой истории, которую предпочитали нацисты. Мистер Джонс , фильм, который не нравится российскому правительству, рассказывает историю валлийского журналиста Гарета Джонса, который был единственным западным писателем, сообщившим об украинском голоде.Снятый великим польским режиссером Агнешкой Холланд, « Мистер Джонс » содержит ужасающие сцены крестьян, которые умирают от голода. Они голодают не потому, что неурожай, а потому, что советское руководство конфисковало у них продукты. Эта история разрушает более героическую версию советской истории, которую предпочитал президент России Владимир Путин, бывший офицер КГБ, организации, которая организовала голод 90 лет назад.

Из сентябрьского номера 2020 года: КГБист до конца

Нападение на «На Западном фронте без перемен» было предвестником того, что должно было произойти: в 1933 году нацисты захватили Германию и полностью запретили фильм.Несколько лет спустя вся страна, ослепленная нацистским видением прошлого Германии, оказалась в состоянии войны. Диктаторы искажают прошлое, потому что хотят его использовать: чтобы остаться у власти, запугивать оппонентов, склонять людей к совершению актов массового насилия.

Нападение на мистера Джонса также предвещало перемены. В ноябре генеральный прокурор России обратился в Верховный суд России с просьбой полностью закрыть «Мемориал». Якобы это произошло потому, что «Мемориал» был признан «иностранным агентом» и не соблюдал все законы, которым должны подчиняться иностранные агенты.Но это оправдание фарс. Мемориал был основан в 1987 году русскими для русских и с тех пор посвящен российской истории и российским гражданским свободам. Если его закроют, то это потому, что российское правительство намерено вернуться к советскому миру репрессий, государственного террора и фальсификации истории до 1987 года.

Как Россия дошла до этого? Тридцать лет назад, после распада СССР, российское государство, пришедшее ему на смену, было ориентировано на настоящее и будущее: экономическая реформа, политическая реформа, открытость миру.Тридцать лет назад «Мемориал» был ульем энергии, каждый угол его небольшого здания из розового камня в центре Москвы был набит книгами, бумагами и людьми, пьющими чай. Когда я впервые начал бывать там, в 1990-х годах, «Мемориал» собирал библиотеку, которая в конечном итоге содержала широкий ассортимент мемуаров и монографий о советских репрессиях на разных языках. Он архивировал фотографии и устные рассказы, а также собирал самую большую в мире коллекцию предметов из ГУЛАГа: униформу заключенных, инструменты, картины, эскизы, резьбу.

Некоторые из этих проектов были начаты еще до существования «Мемориала». Один из других основателей группы, покойный Арсений Рогинский, начал собирать имена сталинских жертв еще в 1970-х годах, когда это еще было незаконно. Это был акт веры: «Я должен был предположить, что история переживет глупость и жестокость», — сказал он Дэвиду Ремнику, который цитирует его в своей книге «Могила Ленина ». Рогинский попал в тюрьму за свои усилия. Но в годы после распада Советского Союза «Мемориал» перестал быть диссидентской организацией.Историки «Мемориала» часто работали в тандеме с государственными архивистами. Они использовали недавно доступные советские источники для создания удивительного множества книг и коллекций документов. В 2000 году они составили первый полный список советских лагерей ГУЛАГа с краткой историей каждого из них; в 2016 году этот материал стал интерактивной онлайн-картой. Со временем «Мемориал» составил список из более чем 3 миллионов жертв сталинизма и, в конце концов, разместил его в Интернете. В то время я встречался с историками, связанными с «Мемориалом», во многих безвестных уголках России — Сыктывкаре, Воркуте, Петрозаводске, — где раньше были лагеря ГУЛАГа. Где-то у них были теплые отношения с местными органами власти, а где-то государство было просто безразлично. В 1990-е многие чиновники считали архивную работу, в том числе и мою, несколько эксцентричным и безобидным занятием. Какая-то девушка из Америки хочет взглянуть на старые бумаги? Она приветствует их.

Решительная реполитизация истории Путиным все изменила. Он начал с того, что вернул ежегодные празднования с советскими флагами и мундирами победы 1945 года в том, что до сих пор называют в буквальном переводе «Великой Отечественной войной» — как будто никто другой не воевал с нацистами.Он вернул гимн СССР. Потихоньку Сталина обелили. Ностальгия по его победам прокачалась до новых высот. В 2014 году, когда Россия вторглась в Украину, россиянам неоднократно говорили по государственному телевидению и в тысячах постов в социальных сетях, что они снова ведут войну против «фашизма».

Читайте: Рискованная уловка Владимира Путина по фальсификации истории

По мере того, как глупость и жестокость снова стали опережать историю, обострились столкновения между «Мемориалом» и государственными органами.Возможно, этого и следовало ожидать, потому что Рогинский, Щербакова и другие в «Мемориале» не делали историю ради истории. Они исследовали сталинизм в прошлом именно потому, что хотели заблокировать возвращение сталинизма в настоящее. С этой целью «Мемориал» помог создать публичные памятники сталинским преступлениям, в том числе валун с Соловецких островов, на месте первого советского лагеря для политзаключенных, который был установлен прямо перед штаб-квартирой КГБ на Лубянской площади.Они также начали расследование современных нарушений прав человека в России в настоящее время — наиболее драматично в кампании Москвы против повстанцев в Чечне.

«Мемориал» закрыл этот проект после того, как в 2009 году там была похищена и убита одна из его следователей Наталья Эстемирова. Но с тех пор опасной стала и другая, менее очевидная политическая деятельность. Уже много лет «Мемориал» работает со школьными учителями по всей России, среди прочего побуждая детей спрашивать своих бабушек и дедушек, что они помнят о Советском Союзе, и записывать эти истории.Это, по словам Щербаковой, сейчас самое спорное, что делает «Мемориал». «Школам опасно работать с нами. Иногда с нами запрещено работать». Но не только школы запуганы. Архивы, библиотеки, академические институты — все они, по ее словам, теперь боятся работать с организацией, которая была пионером в изучении советских репрессий в России.

Опасения педагогов и исследователей небезосновательны. Сотрудники «Мемориала» теперь регулярно допрашиваются и расследуются полицией.Иногда подобным притеснениям подвергаются члены их семей. Юрий Дмитриев, историк и археолог, возглавляющий местное отделение «Мемориала» в Карелии, регионе на северо-западе России, заплатил еще более высокую цену. С 2016 года Дмитриев, который, вероятно, выявил больше мест массовых захоронений и нашел больше тел сталинских жертв, чем кто-либо другой в России, находился в тюрьме и выходил из нее, борясь с гротескными, явно сфабрикованными обвинениями в сексуальных домогательствах.

Из номера за январь/февраль 2018 года: Чего на самом деле хочет Путин

Перед лицом этой агрессии «Мемориал» не отступил.Вместо этого организация систематически готовилась к худшему, оцифровывая свои архивы. В последние дни тысячи людей пришли в московскую штаб-квартиру «Мемориала», чтобы посмотреть его публичные выставки, а также подписать петиции и выразить свою поддержку. Даже если они мало что знают об организации, — сказала мне Щербакова, — люди приходят, потому что понимают, что будет символизировать ее закрытие: «Если такое происходит с «Мемориалом», значит, грядет что-то плохое».

Возможно, они правы.Позвольте мне вернуться к тому, с чего я начал: диктаторы искажают прошлое, потому что хотят его использовать. Путин, безусловно, хочет использовать прошлое, чтобы остаться у власти. Если русские ностальгируют по своей старой диктатуре, то у них меньше причин сопротивляться новой. Он также может захотеть использовать прошлое, чтобы придать законность насилию — россияне, которые не знают, что Москва сделала с Украиной в прошлом, не будут чувствовать вины за повторение старых моделей агрессии. История действительно содержит уроки, и вот один из них: если Путин планирует превратить свое ложно-героическое видение прошлого России в оправдание новой войны в настоящем, он не будет первым автократом, который сделает это.