Экология человека 8 класс – Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012

Программа » Экология человека » ( 8 класс )

Пояснительная записка

Учебный предмет «Экология человека » изучается в восьмом классе параллельно изучению дисциплины «Биология» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических проблем и проблеме влияния разнообразных факторов внешней среды на организм человека, особенно в детском возрасте.

Цель курса: овладение учащимися знаниями об адаптациях человека к различным природным явлениям , экстремальным условиям и социальным факторам .

В процессе изучения программы реализуются задачи:

  • раскрыть влияние факторов окружающей среды на организм человека, виды и механизмы адаптаций к ним;

  • продолжить формирование экологической культуры школьников;

  • развить познавательный интерес к познанию своего организма, природоохранной и исследовательской деятельности.

Программа курса «Экология человека» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы. Она разработана на основе действующего государственного стандарта основного общего образования по биологии и призвана обеспечить понимание влияния факторов среды на организм человека и адаптации к ним на локальном и региональном уровне.

Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, география, физика. Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, лабораторные работы.

Изучение экологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об отрицательном воздействии на организм вредных привычек, приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях, правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.

  • освоение умениями объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека, соблюдать правила личной и общественной гигиены, оказывать первую помощь при несчастных случаях, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений экологии , вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации:

  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем:

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения.

В результате изучения экологии в 8 классе ученик должен

  • приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

  • правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.

УМЕТЬ:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:

соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых травматизмом, стрессами, вредными привычками

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник — Шутова С.В. Экология человека 8 класс.- Тамбов: ООО « Издательство Юлис », 2007.

Литература

1. Агроклиматические ресурсы Тамбовской области / Под ред. В.Н. Страшного. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974.- 101 с.

2.Атлас Тамбовской области. – М.: ГУГК, 1981. – 33с.

3.Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.

4.Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с.

5.Горностаев, Г.Н. Энциклопедия природы России: Насекомые /
Г.Н. Горностаев. – М.: Просвещение, 1999. – 560с.

Грин, Н. Стаут,У, Тейлор, Д. Биология: В 3-х т. / Н.Грин, У. Стаут,
6. Колесников, С.И. Биология с основами экологии для студентов вузов / С.И. Колесников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224с.

7. Реймерс, Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя / Н.Ф. Реймерс – М.: Просвещение, 1988. – 319с.

8. Практикум по экологии / Под ред. С. В. Алексеева М.; МДС Юнисам, 1996.

9. Арский Ю. М Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать: Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1997.

10. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия 1990.

11. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия 1990.

12. Небел В. Наука об окружающей среде. т. 1i, 2. М.: Мир, 1993.

13. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986.

14. Ревель Ч. Среда нашего обитания. Кн. 1—4. М.: Мир, 1995.

15.Рймерс Н. Ф. и Ор. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 1978.

В результате изучения курса «Экология животных» учащиеся должны знать/понимать:

— определение основных понятий и терминов в курсе «Экология животных»;

— основные экологические факторы и степень их воздействия на фауну Тамбовской области;

— роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;

— основные формы и методы охраны редких животных области;

— виды животных из региональной Красной книги;

уметь:

обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека;

распознавать принадлежность животных к основным экологическим группам;

— устанавливать взаимосвязь между особенностями морфологии животных и условиями их обитания;

— характеризовать основные региональные биоценозы и их животных обитателей;

использование приобретенных знаний в повседневной жизни:

— применять экологические знания для охраны животного мира.

— выявлять факторы негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные зооценозы, отдельные виды животных и по возможности стараться предпринимать шаги по их ликвидации.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература

  1. Агроклиматические ресурсы Тамбовской области / Под ред. В.Н. Страшного. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974.- 101 с.

  2. Атлас Тамбовской области. – М.: ГУГК, 1981. – 33с.

  3. Бабенко, В.Г. Экология животных: пос. для уч. 7 кл. общ. шк. / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. Под ред. Н.М. Черновой. – М.: Вентана–Граф, 2002. – 128с.

  4. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.

  5. Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с

  6. Горностаев, Г.Н. Энциклопедия природы России: Насекомые /
    Г.Н. Горностаев. – М.: Просвещение, 1999. – 560с.

  7. Грин, Н. Стаут,У, Тейлор, Д. Биология: В 3-х т. / Н.Грин, У. Стаут,
    Д. Тейлор. Под ред. Р.Сопер. – М.: Мир, 1996. Т.2, 325с.

  8. Жизнь животных: в 7 т. Т. 1-7 / под ред. Ю.И. Полянского. – 2-е перераб. – М.: Просвещение, 1989.

  9. Колесников, С.И. Биология с основами экологии для студентов вузов / С.И. Колесников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224с.

  10. Красная книга СССР: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Т. 1 / Ред коллегия: А.М. Бородин,
    А.Г. Банников, В.Е. Соколов и др. – Изд. 2-е перераб и доп. – М.: Лесн. пром-сть, 1984. Т.1. – 392с.

  11. Красная книга Тамбовской области: Животные / Е.А. Ганжа, П.Е. Желтов, Л.И. Касандрова и др. – Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2000. – 352с.

  12. Наумов, Н.П. Зоология позвоночных / Н.П. Наумов. – М.: Просвещение, 1963. – 293с.

  13. Определитель позвоночных Тамбовской области. – Воронеж: Центрально–Черноземное кн. изд., 1964. – 167с.

  14. Памятники природы Тамбовской области / Состав. В.А. Бисеров, Б.А. Заруцкий. – Воронеж: Центрально–Черноземное кн. изд., 1983. – 167с.

  15. Позвоночные животные Тамбовской области: Учебно–методическое пособие / Состав. Л.Ф. Скрылева, В.И. Щеголев. – Мичуринск, 1999. – 63с.

  16. Растения и животные Тамбовской области: кадастр и мониторинг. Сборник научных трудов. – Мичуринск, 2002. – 139с.

  17. Реки Тамбовской области: Каталог / Под ред. Н.И. Дудника. – Тамбов, 1991 – 47с.

  18. Реймерс, Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя / Н.Ф. Реймерс – М.: Просвещение, 1988. – 319с.

  19. Сабунаев, В. Занимательная зоология / В. Сабунаев. – М.: Детская литература, 1976. – 303с.

  20. Скопцов, В.Г. Редкие птицы и звери Тамбовской области и их охрана / В.Г. Скопцов. – Тамбов: Тамбовская правда, 1969. – 40с.

  21. Тамбовская область: Учебное пособие для студентов факультета педагогики и методик начального обучения / В.Г. Берест, Н.В. Божьев,
    Е.А. Ганжа и др. – Тамбов, 1986. – 87с.

Тамбовский лес / под ред. Н.И. Пономарева, В.К. Ширнина. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006. – 480с

Учебно-тематический план

Содержание программы

Тема 1. Введение в экологию животных (1 ч.)

Экология животных как раздел экологии. Предмет изучения. Объект изучения (популяции, сообщества). Основные методы экологических исследований.

Роль животных в природе. Взаимодействие животных с представителями других царств в естественных условиях. Роль животных в образовании горных пород и почвы. Значение знаний экологии животных в хозяйственной деятельности человека.

Основные понятия: экология животных, растительноядные животные, механические повреждения растительного покрова, вытаптывание, животные — паразиты, нектароядные птицы, насекомые – опылители, расселение растений, осадочные породы, коралловые рифы, почвообразование, животные – почвообразователи, животные – землерои.

Тема 2. Среда обитания и условия существования животных (1 ч.)

Понятия о средах обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной и живом организме как среде обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологическая валентность. Пределы выносливости животных. Понятия об оптимуме и ограничивающем факторе. Эврибионты и стенобионты.

Основные понятия: среда обитания, экологические факторы, экологическая валентность, оптимум, ограничивающий фактор, эврибионты, стенобионты.

Тема 3. Пища и способы ее добывания (1 ч.)

Способы питания живых организмов. Понятие о гетеротрофах. Классификация животных по пищевому объекту (фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги). Способы добывания пищи: пассивный и активный. Паразитический способ питания, разделение паразитов на внешних и внутренних.

Основные понятия: фитофагия, зоофагия, полифагия, сапрофагия, копрофагия, фильтрация, эктопаразиты, эндопаразиты, пастьба, преследование, подкарауливание.

Тема 4. Абиотические факторы в жизни животных (2 ч.)

Вода как экологический фактор. Значение воды в жизни животных. Основные пути поступления воды в организм. Регуляция оптимального содержания воды в организме. Приспособления к экономному расходованию влаги.

Воздух как экологический фактор для наземных организмов. Понятие о газовом составе атмосферы. Роль кислорода в жизнедеятельности животных. Пути поступления кислорода в организм животных наземно-воздушной, почвенной сред обитания. Потребность в кислороде у водных обитателей.

Температура как экологический фактор. Характеристика температурных условий поверхности планеты. Температура как ограничивающий фактор. Группы животных по способу поддержания температуры тела: пойкилотермные и гомойотермные. Адаптации к колебаниям температуры у пойкилотермных и гомойотермных животных.

Свет как экологический фактор. Понятие о спектре солнечного света. Основные зоны солнечного спектра, их воздействие на животные организмы. Роль ультрафиолетового излучения, видимой части спектра и инфракрасного излучения. Дневные и ночные животные. Фотопериодизм как эволюционное приспособление к изменению длины светового дня.

Основные понятия: содержание воды, уровень потери воды, поступление воды в организм, соленость, выделение и испарение воды, адаптация организма, газовый состав, окисление, дыхание; пойкилотермия и гомойотермия, двигательная активность, спячка, оцепенение, солнечный спектр, ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение, дневные и ночные животные, фотопериодизм.

Тема 5. Жилища животных (1 ч.)

Жилище как условие существование животных. Разнообразие жилищ. Среда обитания как жилище у некоторых животных.

Основные понятия: жилище, дупло, нора, логово, лежка, гнезда.

Тема 6. Сухопутные животные Тамбовской области (1 ч.)

Специфические особенности наземно-воздушной среды обитания живых организмов. Природно-климатические условия Тамбовской области. Понятие о биотопе. Характеристика основных наземных биоценозов Тамбовской области (леса, лесостепные и степные участки). Основные виды, их приспособления к условиям существования.

Основные понятия: сезонные и суточные колебания температур, плотность среды, перемещения воздушных масс, атмосферное давление, осадки, климатические условия, биотоп, зооценоз, биоразнообразие, господствующие и сопутствующие виды, ярусность, суточная активность, пищевые взаимосвязи.

Тема 7. Водные животные Тамбовской области (1 ч.)

Особенности воды как среды обитания. Основные типы водных биоценозов Тамбовской области, их характеристика. Понятие о гидробионтах. Экологические группы водных обитателей: нейстон, планктон, нектон, бентос. Основные представители каждой группы и их приспособления к условиям существования.

Основные понятия: плотность и вязкость воды, содержание кислорода, световой режим, давление, соленость, гидробионты, нейстон, планктон, нектон, бентос.

Тема 8. Животные – обитатели почв Тамбовской области (1 ч.)

Свойства почвы как среды обитания Основные почвы Тамбовской области и их характеристика. Почвенная фауна. Группы животных по отношению к почве. Основные представители и их приспособления к условиям обитания.

Основные понятия: почва, плотность почвы, кислородный режим, температурные колебания, гумус, плодородие почвы, рыхление.

Тема 9. Сезонные изменения в жизни животных (экскурсия)(1 ч.)

Тема 10. Внутривидовые взаимоотношения животных (1 ч.)

Формы совместного существования особей одного вида: одиночный, семейный, колониальный, стайный и стадный образы жизни. Борьба за жизненное пространство. Этология – наука о поведении животных. Понятие о территориальном поведении животных. Иерархические взаимоотношения в группах.

Поведение животных, связанное с размножением. Понятие о демонстрационном поведении. Выбор брачного партнера. Биологический смысл полового поведения.

Взаимоотношения между родителями и детенышами. Забота о потомстве. Запечатление и распознавание. Воспитание и обучение.

Основные понятия: этология, образ жизни животного, жизненное пространстве, индивидуальный участок, ресурсы, внутривидовая конкуренция, территориальное поведение, иерархия, демонстрационное поведение, токование, турниры, выбор партнера, забота о потомстве, запечатление, распознавание, воспитание, обучение.

Тема 11. Межвидовые отношения животных (1 ч.)

Типы межвидовых взаимоотношений. Симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм. Комменсализм: нахлебничество, квартиранство. Нейтрализм. Аменсализм. Хищничество, паразитизм, межвидовая конкуренция.

Основные понятия: симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм, комменсализм: нахлебничество, квартиранство, нейтрализм, аменсализм, хищничество, регуляция численности популяции, паразитизм, межвидовая конкуренция.

Тема 12. Человек и животные (1 ч.)

Роль диких животных в хозяйственной деятельности человека. Одомашнивание животных. Значение домашних животных. Животные населенных пунктов. Животные – синантропы. Их роль в жизни человека.

Основные понятия: дикие и домашние животные, биологический метод борьбы с вредителями, одомашнивание, утилитарные и декоративные цели, введение в культуру, марикультура, животные — синантропы.

Тема 13. Изменения в животном мире и их причины (1 ч.)

Многочисленные и малочисленные виды животных. Вымершие и реликтовые виды. Виды – эндемики. Причины сокращения численности животных. Межвидовая конкуренция. Антропогенное воздействие: изменение условий обитания, загрязнение среды, прямое истребление, переселение животных. Животные, истребленные человеком.

Основные понятия: вымершие виды, реликтовые виды, виды – эндемики, антропогенное воздействие, интродукция, загрязнение среды.

Тема 14. Охраняемые животные Тамбовской области (2 ч.)

Охрана животных. Формы природоохранной деятельности. Заповедники, заказники, национальные парки. Воронинский заповедник. Основные заказники Тамбовской области.

Красная книга. Категории животных, занесенных в Красную книгу. Красная книга Тамбовской области.

Основные понятия: природоохранная деятельность, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга.

Тема 15. Итоговый контроль знаний.

В результате изучения курса «Экология животных» учащиеся должны знать:

— определение основных понятий и терминов в курсе «Экология животных»;

— основные экологические факторы и степень их воздействия на фауну Тамбовской области;

— роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;

— основные формы и методы охраны редких животных области;

— виды животных из региональной Красной книги;

уметь:

обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека;

распознавать принадлежность животных к основным экологическим группам;

— устанавливать взаимосвязь между особенностями морфологии животных и условиями их обитания;

— характеризовать основные региональные биоценозы и их животных обитателей;

— выявлять факторы негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные зооценозы, отдельные виды животных и по возможности стараться предпринимать шаги по их ликвидации;

— применять экологические знания для охраны животного мира.

infourok.ru

Классный час по экологии «Человек и природа» (8 класс)

Классный час по экологии

«Человек и природа»

Подготовила и провела воспитатель 8 класса

Исламова Светлана Николаевна

Человек – это неразрывная часть природы. И от того, как он с ней общается, зависит её будущее. Я рассказываю об охраняемых объектах природы, о значении Красной книги, о необходимости беречь природу. Важны меры по защите природы. Я даю понять, что экология находится на грани бедствия, привожу примеры катастроф. Важно, чтобы учащиеся оценили важность сохранения природы и окружающей среды в целом.

Цель: формирование представления учащихся о связи человека и природы;

Задачи: 

— рассказать об охраняемых объектах природы;

— о значении Красной книги;

— воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Воспитатель:

Человек и природа – тема древняя и новая, тема вечная. Много веков и тысячелетий человек получал от природы всё, ничего не давая взамен, разрушал среду, в которой жил. Замечательно сказал о природе Гёте.


Разрушал по необходимости и по неведению, несознательно и стихийно. И лишь совсем недавно, несколько десятилетий назад, миллионы людей стали понимать, что необходимо изменить отношение к природе, стали сознательно искать пути примирения, сотрудничества с окружающей средой. С природой надо обращаться уже иначе, не все хотят или могут изменить своё отношение. Надо беречь нашу Землю и умножать её богатства. 
Наша Земля очень красива.

Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!

Уютная наша планета — Земля.
Здесь все-для комфорта, здесь все-для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.

О, как беззащитна планета Земля,
Пред теми, кто власть в мире нашем деля,
Взорвать и разрушить планету готов —
Наш общий, любимый, единственный кров.

Из Космоса может свалиться беда
И жизнь на планете прервется тогда.
Как шарик хрустальный, планета хрупка.
Храни ее, доброго Бога рука!

Земля — наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Воспитатель:


— 2013 год объявлен в нашей стране Годом охраны окружающей среды. И это конечно не случайно. Наступил 20-й век и всем стало ясно, что нужно принимать активные меры по спасению животного и растительного мира на Земле.
Все обязаны охранять природу и дело охраны природы касается каждого человека. Поэтому 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.

В нашей жизни встречается много удивительно красивых растений и животных.

Но многие растения и животные сегодня находятся на грани вымирания. Учёными был составлен список животных и растений, которых надо охранять. Была создана Красная книга. Почему красная? Потому что красный цвет – это цвет опасности.

— Для чего нужна красная книга? 
Информирует – какие виды животных и растений в опасности;
Призывает – изучать эти виды;
Предупреждает – об их исчезновении;
Советует – как сохранить редкие виды растений и животных.

В красной книге есть листы жёлтые, зелёные, серые и чёрные. На жёлтых листах – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни. 

На зелёных листах – список растений и животных, которые восстанавливаются благодаря заботе человека. На серых листах – сведения о малоизученных и редких видах. На чёрных страницах размещён список растений и животных, которые навсегда исчезли с лица Земли.
В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.

А как вы думаете, ребята, чтобы сохранить природу, достаточно одной Красной книги?
(Ребята отвечают)

Воспитатель:

Нужно беречь нашу природу. Это должен помнить каждый. Для этого существуют в стране особо охраняемые территории.
Одной из таких территорий является заповедник. 

Заповедник – территория со всеми находящимися в её пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека.


Баргузинский заповедник

— Есть ещё и национальные парки. Что такое национальный парк?
Это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Если заповедник не открыт для посетителей, то парк открыт, там можно гулять и отдыхать. 

Национальный приморский парк — Хитачи

Существуют заказники. Это территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты. 


Заказник Мануйловский

Следующая природоохранная зона – питомник, это хозяйство, которое занимается размножением и выращиванием саженцев растений, а также животных (собак, змей и т.д.)


Питомник декоративных растений

В Красную книгу занесены и национальные парки. На территории национального парка встречаются редкие растения и животные, занесённые в Красную книгу. 
Ребята! Как же надо относиться к природе, чтобы она жила и не погибала?
Ответы:
не сорить, не разжигать костры, не ломать ветки и деревья, не бросать мусор в водоёмы, не стрелять рогатками в животных и птиц.

Ребята! А что можно сделать, чтобы лучше охранять природу?
Ответы:
подкармливать птиц зимой, не бросать мусор, не трогать животных, птиц…)

На территории национального парка находятся экологические знаки. Что они обозначают? Надо соблюдать правила поведения на природе: в лесу, на реке, в поле и т. д. 

Вот эти правила:
Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них;
Не разорять муравейники и птичьи гнёзда;
Не разжигать костёр, беречь лес от пожара;
Не оставлять мусор в лесу;
Не собирать огромные букеты, не рвать цветы и растения, которые занесены в красную книгу.

Воспитатель:

В последнее время много говорят и пишут о плохой экологической ситуации, которая сложилась на нашей планете. Ежечасно с лица Земли исчезают три вида животных, ежедневно же более 70 видов фауны и флоры. Кто же в этом виноват? 
(Ребята отвечают)

— Конечно виноват человек. Но этими проблемами занимается наука – экология. Вот как выглядит пляж нашего города: сколько мусора оставляют люди, сколько бутылок валяется на пляже.


Экология – это наука о доме. Дом для человека – это четыре стены и крыша, для зверя – это лес, озеро, у всего живого есть свой дом, а для всех – это наша планета Земля. 
Вот эта наука и учит, как отдельные жильцы нашего большого дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. 
19. Ведущий (2):
Люди обеспокоены состоянием экологии на Земле. Образуются разные движения по охране окружающей среды. Название его: Гринпис (Green Peace). Цель этого движения следить за состоянием окружающей среды во всём мире.


Сейчас экология на пороге кризиса. Экологический кризис временное напряжение состояния между человечеством и природой. 


Экологическая катастрофа в Венгрии


Морская катастрофа


Разлив нефти. Мексика.


Экологическая катастрофа в Китае


Гибель рыб

Воспитатель:

Ребята! Что вы можете сказать после просмотра этих картинок?
(Ребята отвечают)

Экологическая катастрофа
А над миром плывёт околесица
Перекрёстных кислотных дождей,
Чёрный дым над Землёю повесится
И уснёт над Россией моей.
Всё, что дышит в полвека задохнется,
И ни твари не будет живой,
И Землица — кормилица ссохнется
Под тугой ядовитой листвой.
И никто не увидит сторонку,
Что Есенин, как мамку любил,
О которой так радостно звонко
Соловей до утра голосил.

Воспитатель:

— Скажите, о какой катастрофе идёт речь в этом стихотворении?
Одной из главных экологических проблем является исчезновение лесов. Это видно даже из космоса. А как красивы наши леса, какой воздух в лесу и как жалко, когда вырубают деревья и считают учёные, что лес может исчезнуть совсем.

— Одним из основных компонентов окружающей среды является воздух. 
Человек может прожить без еды, пищи, а вот без воздуха не может. Загрязнение нашей атмосферы оказывает вредное влияние на человека, наносит вред растениям и животным. 
Большое значение в охране воздуха имеет благоустройство городов, установка очистных оборудований, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу вредных промышленных отходов. 
Один мыслитель сказал: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Мы должны общаться с природой – это жизненная необходимость. Мы любим отдыхать на берегу моря, гулять в парках и лесах. Но если отдыхающие не соблюдают правила поведения на данной территории, то разрушается почва и ухудшаются условия для обитания диких животных.

Воспитатель:

Давайте же беречь нашу природу. Пусть все животные живут на воле, не уносите их. От общения с природой испытывайте радость, пусть она приносит вам бодрость и дарит хорошее настроение. Помните, чистота нашей Земли зависит только от вас.


Берегите Землю
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)

infourok.ru

Презентация к уроку по экологии (8 класс) по теме: Экология человека

Слайд 1

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Г. Гейне Презентация Половниковой О.В., Учителя экологии МБОУ-СОШ №1 Р.п. Степное Советский район Саратовская область

Слайд 2

В современном мире в возникновении болезней играют наибольшую роль следующие факторы: Гиподинамия Переедание Информационное изобилие Психоэмоциональный стресс

Слайд 3

Болезни цивилизации Сердечно-сосудистые Онкологические Аллергические Психические

Слайд 4

Экология человека ( антропоэкология ) Это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды. Р. Парк, Э. Берджес – 1921 г.

Слайд 5

Цель экологии человека Определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на человеческие общности, и оценить их последствия на жизнедеятельность людей.

Слайд 7

Здоровье (ВОЗ) — это отсутствие болезней, состояние физического и социального благополучия.

Слайд 9

Социальные факторы, влияющие на здоровье: Отчисление ВНП на здравоохранение Доступность первичной медико-санитарной помощи Уровень иммунизации населения Состояние питания детей Уровень детской смертности Средняя продолжительность жизни Гигиеническая грамотность населения

Слайд 10

Факторы, влияющие на здоровье

Слайд 11

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье ……… ……… ……… ……… ……… ……… ……..

Слайд 12

Критерии общественного здоровья Медико-гигиенические Заболеваемость Первичная инвалидность Показатели физического развития Показатели психического здоровья

Слайд 13

Домашнее задание Предложите план мероприятий по борьбе за здоровье населения, за увеличение продолжительности жизни. Что должен предпринять каждый из нас для того, чтобы быть здоровым? Стр. учебника

nsportal.ru

Рабочая программа по экологии (8 класс) по теме: Рабочая программа по экологии 8 кл. «Экология человека. Ландшафтная экология»

Рассмотрено                                                                             Согласовано:                                                                                          Утверждено:

на заседании ШМО                                                                  Заместитель директора по УВР                                                         Директор МОУ СОШ  с .Некрасово

учителей________________                                                   МОУ СОШ  с. Некрасово

Протокол №_____________                                                   ___________     ____________                                                           _________        ________________

От «____» ____________2011                                                   подпись                           Ф.И.О.                                                                                                      подпись                       Ф.И.О.

                                                                                                                                           «________» ___________________ 2011 г.                                                                             «_______»        ________________

Рабочая программа

Артеменко Елены Владимировны

по предмету: экология

8 класс

2011-2012 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Экология человека

Авторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».

Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»

8  класс

Пояснительная  записка

Одним из главных компонентов содержания образования в наше время становится экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. В современный период биологические аспекты экологии всё больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. По мере расширения круга изучаемых проблем окружающей среды экология превращается в интегральную науку, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье людей – основное право человека и главную цель развития цивилизации.

Государственный стандарт школьного экологического образования включает следующие основные научные области экологии: введение в экологию, экологию  растений, экологию  животных, экологию человека, общую экологию, социальную экологию, глобальную экологию. Немаловажное значение для формирования у подрастающего поколения экологических и природоохранных понятий, экологического сознания имеет данная рабочая программа. Программа адресована учащимся  5-11 классов общеобразовательной средней школы.  Основная концепция: наряду с теоретическими вопросами она предусматривает множество практических работ, предусматривает не только знакомство с проблемами охраны природы в мире, в Саратовской области, но и творческую работу учащихся в решении этих проблем. Единство программы обеспечивает координацию поэтапного изучения основ экологических знаний и воспитания экологической культуры у учащихся. Истинный интерес к учебному предмету возникает у ученика тогда, когда приходит глубокое понимание изучаемого и формируется устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков в конкретной области. Данный учебный предмет входит в  естественнонаучную  образовательную область. Срок реализации программы – 7 лет (с 5-11 класс). По окончанию  реализации программы учащиеся будут иметь представление о физических и биологических компонентах окружающей среды; смогут оценить социально-экономическую обстановку и проблемы развития общества; усвоят экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки.

         Рабочая программа составлена на основе региональной программы  — Экология.Региональная программа для общеобразовательных учреждений, под ред. доктора биологических наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биолог. наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов. «Слово» 2001.

     

 «Экология  человека» (1 полугодие)

                                                                                                         

 (авторы учебника: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина)

( 1 час в неделю, всего – 17)

Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Решение этой задачи особенно важно и актуально в условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей природной среды. Бурный рост объёма информации, стремительное развитие науки и техники требуют от человека крепкого здоровья и более гибкой адаптации физических и психических сил к быстро изменяющимся условиям жизни.

Настоящая программа предназначена для формирования  у  учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей социальной и природной среды. Программа рассчитана на учащихся, знакомых  с иерархической и  структурной организацией органического мира.

                                                 8    класс  «Ландшафтная экология»  (2 полугодие)

( 1 час в неделю, всего – 17)

                                                           (автор учебника:  Н.А. Чумаченко)

Основная цель курса: формирование у  учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки.

 Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений, навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

 В первом разделе рассматриваются основы анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов  ландшафта.

Второй раздел посвящён типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии – природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике. Изучение курса рекомендуется проводить на примере конкретных экологических ситуаций, характерных для региона.

Содержание тем учебного курса.

        Практические работы.

Природная среда – как фактор здоровья. Функции  ландшафта.

Лабораторные  работы.

Иммунитет и здоровье. Вредные  привычки.

Исследование.

Чувствительность к внешним воздействиям. Биоритмы. Питание – фактор, влияющий на состояние здоровья. Ответственное поведение как социальный  фактор. Ландшафтный мониторинг. Современное состояние и проблемы природопользования в Саратовской области.

 

Виды самостоятельной работы учащихся

Презентации. 

Влияет ли природная среда на здоровье человека? Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Какое должно быть поведение у  социально здорового человека. Как человек воздействует на ландшафт. Загрязнение ландшафта.

Формы контроля.

Тестирование.

Взаимосвязь человека с окружающей средой. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гендерные роли. Классификация  ландшафтов. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Ландшафты Саратовской области..

Устный зачёт.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы. Факторы риска внутриутробного развития.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся  8  класса

Учащиеся должны знать:

— понятия «здоровье» и «болезнь»;

— факторы здоровья и факторы риска болезни;

— связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

— место человека в системе животных;

— понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

— понятие о природноочаговых  болезнях;

— понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;

— многоаспектную ценность ландшафта;

— последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

— характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

— экологические проблемы  ландшафтов Саратовской области;

— влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье;

Учащиеся должны уметь:

— оценивать среду жизнедеятельности человека;

— объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

— составлять свою родословную и карту здоровья;

— анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

— подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;

— обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;

— определять тип  ландшафта;

— выявлять формы воздействия на него человека;

— давать оценку состояния ландшафта;

— формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране;

Перечень учебно-методического обучения

Методические и учебные пособия: 

«Задачи по экологии человека», «Всё о  здоровом  образе  жизни», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др.;

Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, видеозаписи;

Дидактический материал: практические и лабораторные работы на печатной основе, карточки, тесты, раздаточный материал;

Список (основной и дополнительной) литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

Арнольди И.А., Кондратьева И.И. Труд и здоровье подростка. М.: Медицина. 1982.

Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.: Наука, 1987.

«Гигиена города». Г.П. Зарубин. М.: Медицина. 1990 г.

«Гигиеническое обучение и воспитание  школьников». Е.И. Кальченко. М.: Просвещение. 1999г.

«Здоровье человека – социальная ценность». Ю.П. Лисицын. М.: Мысль. 1999 г.

«Как правильно питаться». И.М. Скурихин. М.: Агропромиздат. 1999 г.

«Проблемы жизни в окружающей среде». Учеб. пособие. Саратов. 1995 г.

«Человек и ландшафты». Ф.Н. Мильков. М. 1999 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

«Раздумья о здоровье». Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт. 1987 г.

«Окружающая среда и здоровье». Г.П. Зарубин. М.: Знание. 1999 г.

«Проблемы экологии человека». С.М. Оплавин. М.: Наука. 1998 г.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы. М.: Просвещение. 1989.

«Экология города: урбоэкология».  Г.С. Камерилова. М.: Просвещение. 1998 г.

Образовательные диски:

 «Экология» . 2004 г. Дрофа.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.

Компьютерные презентации.

Приложения  к программе

Списки тем докладов:

«Природная среда – источник инфекционных заболеваний».

«Микроклимат жилых помещений».

«Физическое развитие, продолжительность жизни человека».

«Эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн».

«Охраняемые территории Саратовской области».

«Влияние ландшафта на здоровье человека».

               

Учебно – тематическое планирование курса  «Экология человека»  (1 полугодие)

Всего – 17 часов

Перечень разделов, тем

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля

Обору-

дование

Дом.

зад.

Дата

про-ведения

план

Дата

про-веде

ния

факт

Введение ( 1 час)

1

Что изучает экология человека

1

Урок ознаком-ления  с новым материа-лом

Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы.

Знать, что изучает экология человека.

Беседа.

П. 1

Стр.

3-8

Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека. ( 4 часа)

2

Здоровье  и образ жизни.

Л/р №1. «Оценка состояния физического здоровья»

1

КУ

Лабораторная работа №1.

Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни.

Оценка состояния своего физического здоровья.

Знать, какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека.

 Научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.

Лабора-торная работа.

Секундамер.

Рабочая тетрадь

П.2

Стр.

9-12

3

История развития  представлений о здоровом образе жизни и развитие взаимоотношений человека с природой.

1

КУ

Здоровый образ жизни на разных этапах человеческого общества.

Этапы развития природы и человека.

Знать, как изменялись взгляды на здоровый образ жизни.

П.3,4

Стр.

15-21

Подготови-ть про-ект на тему: Влия-ние капиталист-ичес-кого производства на природу и здоровье человека.

4

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

1

КУ

Антропология. Этнография. Расы человека.

Знать, что изучают науки антропология и этнография.

Устный опрос.

П. 5

Стр.

23-25

5

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

1

КУ

Лекция.

Тест.

Биометеорология. Экстремальные факторы.

Знать, что является экстремальными факторами, от чего зависит возникновение перегрузок.

Тестирование по главе 1.

П. 6,7

Стр.

28-31

Глава 2. Влияние факторов среды на системы органов. (12 часов)

6

Вредные привычки (болезненные, па-губные пристрастия)

1

КУ

Вредные привычки. Эйфория. Употребление алкоголя и наркогенных веществ.

Знать, что такое вредные привычки и пагубные пристрастия.

Знать, в чем опасность употребления наркотических веществ.

Фрон-тальный опрос.

Презен-тация.

П. 8

Стр. 32-36

7

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

Л/р №2 Воздействие двигательной активности на организм человека.

1

КУ

Л\Р №2

Опорно-двигательная система. Роль питания в развитии костей и скелетной мускулатуры. Гиподинамия. Активный образ жизни.

Знать, Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. Выучить комплекс упражнений для коррекции осанки.

Уметь, оценить подготовленность организма к занятиям физической культурой.

Выпол-нение лаб. работы.

Таблица с физическими упражнениями.

Секундомер, скамья.

П.

9, 10

Стр.

36-44

Выу-чить комп-лекс упражнений для кор-рек-ции осан-ки.

8

Иммунитет и здоровье.

Л\р. №3. «Оценка состояния противоинфек-ционного иммунитета

1

КУ

Лекция

Лаб. работа

Измененные клетки. Аллергия. Аллерген. СПИД.

Знать, что такое измененные клетки организма, какую роль выполняют клетки иммунной системы.

Уметь оценить состояние своего иммунитета.

Опрос.

Лаб. раб.

Презентация.

Рабочая тетрадь.

П.12

Стр.

51-56

9

Условия полноценного развития системы кровообращения.

1

КУ

Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония.

Знать, что такое ударный объем, от чего зависит частота сердцебиений.

Устный опрос.

П.13

Стр.

57-60

10

Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы.

1

КУ

Гипертония. Гиподинамия.

Знать, как связаны гиподинамия и деятельность сердечно- сосудистой системы.

Опрос.

П. 14

Стр.

61-64

11

Правильное дыхание.

Лабораторная работа № 4. «Влияние холода на частоту дыхательных движений.»

1

КУ

Лекция.

Л.\р.

Носовое дыхание. Правильное дыхание. Канцерогены.

Знать, как влияет двигательная активность на дыхание.

Объяснить влияние холода на частоту дыхательных движений.

Лаб. работа

Рабочая тетрадь.

Емкостьводный термо-метр.

секундомер

П.15

Стр.

66-69

12

Пища. Питательные вещества. Чужеродные примеси пищи.

Практическая работа №1

1

КУ

Лекция.

Практи-ческая работа

Природные пищевые компоненты. Вредные вещества.

Знать, о роли белков, жиров, углеводов в организме.

Знать, какой вред наносят организму нитраты и нитриты и т.д.

Научиться использовать информацию о продуктах питания.

Практи-ческая работа.

Рабочая тетрадь.

Упаков-ки от продук-тов.

П.

16,17

Стр.

69-78

13

Факторы, влияющие на развитие и работу нервной системы. Лабораторная работа № 5 «Развитие утомления»

1

КУ

Лекция

Лабораторная работа

Утомление. Переутомление.

Знать причины возникновения утомления и переутомления.

Лабора-торная работа

Рабочая тетрадь.

Карточ-ки с примерами.

П.24

Стр.

93-95

14

Стресс. Чувствительность к внешним воздействиям.

1

КУ

Стресс. Стадии стресса. Темпераменты. Стрессоустойчивость.

Знать, в чем причины возникновения стресса.

Анкети-рование

П.

25, 26

Стр.

103-109

15

Биоритмы. Гигиенический режим сна.

1

КУ

Биоритмы. Биологические часы. Значение фаз сна. Гигиена сна.

Знать общие правила гигиены сна.

Знать, что такое биоритмы.

Беседа

П.

27,28

Стр.

111-118

16

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

КУ

Щитовидная железа. Эпифиз.

Знать, какова функция щитовидной железы в подростковом возрасте и как влияет эпифиз на организм человека.

Фрон-тальный опрос.

Презен-тация.

П.29

Стр.

120-121

17

Повторение и обобщение материала.

Контроль знаний.

1

КУ

Тестирование

                     Учебно – тематическое планирование курса  «Введение в ландшафтную экологию»  (2 полугодие)

Всего – 17 часов

Глава 1. Основные понятия ландшафтной экологии. (5 часов)

1

Географическая оболочка и ландшафт

1

Урок ознаком-ления  с новым материа-лом

Ландшафт. Ландшафтная сфера. Геосистемы.

Знать, что изучает ландшафтная экология.

Беседа.

П.1.1

2

Классификация геосистем

1

КУ

Уровни геосистем. Иерархичность природных геосистем.

Знать, какие признаки позволяют разделить территорию  на геосистемы.

Устный опрос.

П.1.2

3

Компоненты ландшафта.

1

КУ

 Компоненты географической оболочки.

Знать, группы компонентов ландшафта.

Устный опрос.

П.1.3

4

Структура ландшафта.

1

КУ

Составные части ландшафта.

Знать, что такое структура ландшафта., какие бывают структуры.

Устный опрос

Презентация.

П.1.4

5

Функционирова-ние ландшафта.

1

КУ

Большой круговорот. Малый круговорот.

Знать, что называется большим и малым круговоротом. Какие компоненты в них участвуют.

Тест.

П.1.5

Глава 2. Природно – антропогенный ландшафт. ( 8 часов)

6

Антропогенное воздействие на ландшафт

1

УОНМ

Природно-антропогенные ландшафты. Концепция устойчивого развития.

Знать, в чем отличие антропогенных ландшафтов от природных.

Знать глобальные антропогенные факторы, влияющие на изменение облика нашей планеты.

Опрос.

Презен-тация.

П.2.1

7

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта.

1

КУ

Социально-экономические функции ландшафта. Антропогенная нагрузка.

Знать, в чем отличие природного и антропогенного загрязнения.

Тест

Презентация.

П.2.2

8

Классификация природно- антропогенных ландшафтов.

1

КУ

Восемь классов природно-антропогенных ландшафтов.

Знать классификацию  природно-антропогенных ландшафтов.

Опрос

Презен-тация

П.2.3

9

Урбанизирован-ные территории.

1

КУ

Структура городского ландшафта.

Знать из чего складывается структура городских ландшафтов. Уметь перечислить функциональные зоны города.

Тест.

Рис. и карты в учеб-нике

П.2.4

10

Культурный ландшафт.

1

Лекция.

Воспитательная функция культурного ландшафта.

Знать, в чем особенности культурного ландшафта.

Опрос.

П.2.5

11

Ландшафтный мониторинг.

1

КУ

Локальный, региональный и глобальный мониторинг.

Знать, что такое мониторинг. Уметь привести примеры  локального, регионального и глобального мониторингов.

Беседа.

Рис. и карты в учеб-нике

П.2.6

Подготовка к семинару на тему: Охра-на ланд-шафта

12

Охрана ландшафта.

1

Семинар

Охраняемые природные территории. Структура биосферного заповедника.

Знать, какие охраняемые природные территории расположены в Саратовской области.

Рефера-ты.

Справочное издание «Особо охраняемые природ-ные территории Саратовской обл.»

П.2.7

13

Влияние ландшафтов на здоровье человека.

1

КУ

Компоненты природного ландшафта и их влияние на здоровье человека.

Уметь привести пример компонентов природного ландшафта и знать, как они влияют на здоровье человека.

Теку-щий опрос.

П.2.8

Глава 3. Региональная ландшафтная экология. (4 часа)

14

Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов.

1

КУ

Лекция.

практика

Факторы и процессы, определяющие региональные особенности ландшафтов Саратовской области. Основные неблагоприятные ландшафтные процессы природных зон саратовской области.

Знать, в каких природных зонах располагается территория Саратовской области.

 Определить по карте, в каких природных зонах области и в каких подзонах памятников природы больше всего.

Фрон-тальный опрос.

Прак-тика.

Карта Саратовской области.

П.3.1

15

Проблемы природопользова-ния Саратовской области.

1

КУ

Лекция.

Практика.

Виды природопользования в Саратовской области.Влияние на ландшафты транспортной сети, объектов промышленности и сельскохозяйственной деятельности.

Знать какие  виды природопользования осуществляются в Саратовской области.

Уметь определить по карте процент скважин, который будет подвергнут затоплению при катастрофическом положении уровня Волгоградского водохранилища.

Опрос.

Практи-ка.

Карта Саратовской области.

П.3.2

16

Урбанизирован-ные территории Саратовской области.

1

КУ

Факторы, определяющие условия проживания в городе.

Знать основные природно-ландшафтные особенности городов Саратова и Балаково.

Беседа.

П.3.3

17

Обобщающий урок.

1

nsportal.ru

Презентация к уроку по экологии (8 класс) по теме: Презентация по экологии 8 класс. Тема: «ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ».

Слайд 1

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой. Экологические факторы – это экологические факторы воздействующие на организмы.

Слайд 2

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Экология растений изучает … Экология животных изучает … Назовите среды обитания живых организмов.

Слайд 3

Запишите в таблицу примеры экологических факторов, используя текст учебника. Экологические факторы ГРУППА ФАКТОРОВ ПРИРОДНЫЕ АНТРОПОГЕННЫЕ 1 .ФИЗИЧЕСКИЕ 2. ХИМИЧЕСКИЕ 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ

Слайд 4

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ: ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, ГИДРОСФЕРА, ЧЕЛОВЕК, ПОЧВА, ЖИВОТНЫЕ, АТМОСФЕРА, ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА, РАСТЕНИЯ.

Слайд 5

Тема урока: Здоровье и образ жизни. Режим дня – это жизнь по определенному распорядку. ВСПОМНИТЕ! ОРГАН, СИСТЕМА ОРГАНОВ, ЖИЗНЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА.

Слайд 6

Человек – биосоциальное существо. С одной стороны, человек является неотъемлемой частью живой природы, а с другой – развитие и воспитание людей невозможно вне человеческого общества. Докажите, что человек — это часть природы.

Слайд 7

ЗДОРОВЬЕ ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ. РАЗЛИЧАЮТ ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Слайд 8

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — ЭТО СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНОВ, ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА.

Слайд 9

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — ЭТО СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ОБЩИМ ДУШЕВНЫМ РАВНОВЕСИЕМ.

Слайд 10

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ — ЭТО СИСТЕМА МОТИВОВ И ЦЕННОСТЕЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ.

Слайд 11

ОБРАЗ ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЭТО СПОСОБ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Слайд 12

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЭТО ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОСНОВАННОЕ НА ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАХ

Слайд 13

ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ — СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ , ЯВЛЯЮТСЯ: РЕЖИМ ДНЯ; ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ПИТАНИЕ; ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ.

nsportal.ru

рабочая программа по экологии 8 класс

Рабочая программа

по предмету: экология

8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Экология человека

Авторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина

«Экология человека» 8 класс

Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»

8 класс

Пояснительная записка

Одним из главных компонентов содержания образования в наше время становится экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. В современный период биологические аспекты экологии всё больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. По мере расширения круга изучаемых проблем окружающей среды экология превращается в интегральную науку, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье людей – основное право человека и главную цель развития цивилизации.

Государственный стандарт школьного экологического образования включает следующие основные научные области экологии: введение в экологию, экологию растений, экологию животных, экологию человека, общую экологию, социальную экологию, глобальную экологию. Немаловажное значение для формирования у подрастающего поколения экологических и природоохранных понятий, экологического сознания имеет данная рабочая программа. Программа адресована учащимся 5-11 классов общеобразовательной средней школы. Основная концепция: наряду с теоретическими вопросами она предусматривает множество практических работ, предусматривает не только знакомство с проблемами охраны природы в мире, в Саратовской области, но и творческую работу учащихся в решении этих проблем. Единство программы обеспечивает координацию поэтапного изучения основ экологических знаний и воспитания экологической культуры у учащихся. Истинный интерес к учебному предмету возникает у ученика тогда, когда приходит глубокое понимание изучаемого и формируется устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков в конкретной области. Данный учебный предмет входит в естественнонаучную образовательную область. Срок реализации программы – 7 лет (с 5-11 класс). По окончанию реализации программы учащиеся будут иметь представление о физических и биологических компонентах окружающей среды; смогут оценить социально-экономическую обстановку и проблемы развития общества; усвоят экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки.

Рабочая программа составлена на основе региональной программы — Экология.Региональная программа для общеобразовательных учреждений, под ред. доктора биологических наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биолог. наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов. «Слово» 2001.

«Экология человека» (1 полугодие)

(авторы учебника: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина)

( 1 час в неделю, всего – 17)

Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Решение этой задачи особенно важно и актуально в условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей природной среды. Бурный рост объёма информации, стремительное развитие науки и техники требуют от человека крепкого здоровья и более гибкой адаптации физических и психических сил к быстро изменяющимся условиям жизни.

Настоящая программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей социальной и природной среды. Программа рассчитана на учащихся, знакомых с иерархической и структурной организацией органического мира.

8 класс «Ландшафтная экология» (2 полугодие)

( 1 час в неделю, всего – 17)

(автор учебника: Н.А. Чумаченко)

Основная цель курса: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки.

Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений, навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

В первом разделе рассматриваются основы анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов ландшафта.

Второй раздел посвящён типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии – природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике. Изучение курса рекомендуется проводить на примере конкретных экологических ситуаций, характерных для региона.

Содержание тем учебного курса.

Практические работы.

Природная среда – как фактор здоровья. Функции ландшафта.

Лабораторные работы.

Иммунитет и здоровье. Вредные привычки.

Исследование.

Чувствительность к внешним воздействиям. Биоритмы. Питание – фактор, влияющий на состояние здоровья. Ответственное поведение как социальный фактор. Ландшафтный мониторинг. Современное состояние и проблемы природопользования в Саратовской области.

Виды самостоятельной работы учащихся

Презентации.

Влияет ли природная среда на здоровье человека? Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Какое должно быть поведение у социально здорового человека. Как человек воздействует на ландшафт. Загрязнение ландшафта.

Формы контроля.

Тестирование.

Взаимосвязь человека с окружающей средой. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гендерные роли. Классификация ландшафтов. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Ландшафты Саратовской области..

Устный зачёт.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы. Факторы риска внутриутробного развития.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

— понятия «здоровье» и «болезнь»;

— факторы здоровья и факторы риска болезни;

— связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

— место человека в системе животных;

— понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

— понятие о природноочаговых болезнях;

— понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;

— многоаспектную ценность ландшафта;

— последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

— характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

— экологические проблемы ландшафтов Саратовской области;

— влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье;

Учащиеся должны уметь:

— оценивать среду жизнедеятельности человека;

— объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

— составлять свою родословную и карту здоровья;

— анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

— подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;

— обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;

— определять тип ландшафта;

— выявлять формы воздействия на него человека;

— давать оценку состояния ландшафта;

— формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране;

Перечень учебно-методического обучения

Методические и учебные пособия:

«Задачи по экологии человека», «Всё о здоровом образе жизни», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др.;

Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, видеозаписи;

Дидактический материал: практические и лабораторные работы на печатной основе, карточки, тесты, раздаточный материал;

Список (основной и дополнительной) литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

Арнольди И.А., Кондратьева И.И. Труд и здоровье подростка. М.: Медицина. 1982.

Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.: Наука, 1987.

«Гигиена города». Г.П. Зарубин. М.: Медицина. 1990 г.

«Гигиеническое обучение и воспитание школьников». Е.И. Кальченко. М.: Просвещение. 1999г.

«Здоровье человека – социальная ценность». Ю.П. Лисицын. М.: Мысль. 1999 г.

«Как правильно питаться». И.М. Скурихин. М.: Агропромиздат. 1999 г.

«Проблемы жизни в окружающей среде». Учеб. пособие. Саратов. 1995 г.

«Человек и ландшафты». Ф.Н. Мильков. М. 1999 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

«Раздумья о здоровье». Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт. 1987 г.

«Окружающая среда и здоровье». Г.П. Зарубин. М.: Знание. 1999 г.

«Проблемы экологии человека». С.М. Оплавин. М.: Наука. 1998 г.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы. М.: Просвещение. 1989.

«Экология города: урбоэкология». Г.С. Камерилова. М.: Просвещение. 1998 г.

Образовательные диски:

«Экология» . 2004 г. Дрофа.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.

Компьютерные презентации.

Приложения к программе

Списки тем докладов:

«Природная среда – источник инфекционных заболеваний».

«Микроклимат жилых помещений».

«Физическое развитие, продолжительность жизни человека».

«Эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн».

«Охраняемые территории Саратовской области».

«Влияние ландшафта на здоровье человека».

Содержание тем учебного курса по экологии

Экология человека

Введение ( 1 час)

Здоровье человека как мировая проблема. Здоровье человека личное и общественное достояние. Факторы здоровья человека. Глобальная проблема сохранения здоровья человека. Ответственность каждого за своё здоровье и здоровье окружающих.

Человек как биосоциальный вид ( 2 часа)

Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Человек в экосистеме и биосфере в целом, его взаимоотношения с окружающей средой.

Природная среда и здоровье человека (8 часов)

Природная среда – фактор здоровья. Адаптация человека к природной среде. Стресс – наследственная реакция адаптации. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Понятие о природно-очаговых болезнях. Понятие о наследственных заболеваниях и их предупреждение.

Биологические ритмы (2 часа)

Биологические ритмы у человека. Синхронизация биологических ритмов человека с природными циклами. Биоритмологическая индивидуальность человека. Влияние космических явлений на самочувствие человека.

Репродуктивное здоровье (3 часа)

Понятие качества среды. Гендерные роли. Внутриутробное развитие.

Здоровый образ жизни (3 часа)

Питание как фактор, влияющий на здоровье. Физическое развитие, продолжительность жизни человека. Творческая активность, здоровье, долголетие. Физическая культура, культура движения. Вредные привычки. Болезни химической зависимости – алкоголизм, табакокурение. Проблема борьбы с наркоманией. СПИД – нарушение работы иммунной системы.

Основные понятия ландшафтной экологии (5 часов)

Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных учёных в развитие учения о ландшафтах. Основные черты ландшафта. Классификация ландшафтов. Компоненты ландшафта. Функции ландшафта. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.

Природно-антропогенный ландшафт (7 часов)

Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта. Оценка антропогенной нагрузки на ландшафт. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Культурный ландшафт. Ландшафтный мониторинг. Охрана ландшафта.

Региональная ландшафтная экология (3 часа)

Ландшафты Саратовской области. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области.

Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области. Влияние ландшафта на здоровье.

Практические работы.

Природная среда – как фактор здоровья. Функции ландшафта.

Лабораторные работы.

Иммунитет и здоровье. Вредные привычки.

Исследование.

Чувствительность к внешним воздействиям. Биоритмы. Питание – фактор, влияющий на состояние здоровья. Ответственное поведение как социальный фактор. Ландшафтный мониторинг. Современное состояние и проблемы природопользования в Саратовской области.

Виды самостоятельной работы учащихся

Презентации.

Влияет ли природная среда на здоровье человека? Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Какое должно быть поведение у социально здорового человека. Как человек воздействует на ландшафт. Загрязнение ландшафта.

Формы контроля.

Тестирование.

Взаимосвязь человека с окружающей средой. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гендерные роли. Классификация ландшафтов. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Ландшафты Саратовской области..

Устный зачёт.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы. Факторы риска внутриутробного развития.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

— понятия «здоровье» и «болезнь»;

— факторы здоровья и факторы риска болезни;

— связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

— место человека в системе животных;

— понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

— понятие о природноочаговых болезнях;

— понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;

— многоаспектную ценность ландшафта;

— последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

— характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

— экологические проблемы ландшафтов Саратовской области;

— влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье;

Учащиеся должны уметь:

— оценивать среду жизнедеятельности человека;

— объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

— составлять свою родословную и карту здоровья;

— анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

— подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;

— обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;

— определять тип ландшафта;

— выявлять формы воздействия на него человека;

— давать оценку состояния ландшафта;

— формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охран

Перечень учебно-методического обучения

Методические и учебные пособия:

«Задачи по экологии человека», «Всё о здоровом образе жизни», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др.;

Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, видеозаписи;

Дидактический материал: практические и лабораторные работы на печатной основе, карточки, тесты, раздаточный материал;

Список (основной и дополнительной) литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

«Гигиена города». Г.П. Зарубин. М.: Медицина. 1990 г.

«Гигиеническое обучение и воспитание школьников». Е.И. Кальченко. М.: Просвещение. 1999г.

«Здоровье человека – социальная ценность». Ю.П. Лисицын. М.: Мысль. 1999 г.

«Как правильно питаться». И.М. Скурихин. М.: Агропромиздат. 1999 г.

«Проблемы жизни в окружающей среде». Учеб. пособие. Саратов. 1995 г.

«Человек и ландшафты». Ф.Н. Мильков. М. 1999 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

«Раздумья о здоровье». Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт. 1987 г.

«Окружающая среда и здоровье». Г.П. Зарубин. М.: Знание. 1999 г.

«Проблемы экологии человека». С.М. Оплавин. М.: Наука. 1998 г.

«Экология города: урбоэкология». Г.С. Камерилова. М.: Просвещение. 1998 г.

Образовательные диски:

«Экология» . 2004 г. Дрофа.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.

Компьютерные презентации.

Приложения к программе

Списки тем докладов:

«Природная среда – источник инфекционных заболеваний».

«Микроклимат жилых помещений».

«Физическое развитие, продолжительность жизни человека».

«Эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн».

«Охраняемые территории Саратовской области».

«Влияние ландшафта на здоровье человека».

Темы проектных работ:

«Стресс – наследственная адаптация человека».

«Биоритмы».

«Проблемы взросления и культуры здоровья».

«Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья».

«Ответственное поведение как социальный фактор».

«Функции ландшафта».

«Культурный ландшафт».

«Ландшафтный мониторинг».

«Ландшафты Саратовской области».

«Влияние ландшафта на здоровье человека».

Темы творческих работ:

«Здоровье человека как мировая проблема».

«Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян».

«Наследственные заболевания».

«Проблема борьбы с наркоманией».

«Экологические проблемы крупных городов».

«Экологические последствия военной деятельности».

Учебно – тематический план по экологии человека

8 класс (1 полугодие)

Перечень разделов, тем

Количество

часов

Дата проведен.

по плану

Дата проведен.

фактически

Форма проведения урока

Формы и контроля

1.

Введение.

1

рассказ

устный опрос

Человек как биосоциальный вид

( 2 часа)

2.

Место человека в системе органического мира.

1

беседа

устный опрос

3.

Человек в экосистеме и биосфере в целом, его взаимоотношения с окружающей средой.

1

рассказ

тестирование

Природная среда и здоровье человека ( 8 часов)

4.

Природная среда-фактор здоровья.

1

практическ.

работа № 1

5.

Стресс – наследственная реакция адаптации.

1

рассказ

сообщение

6.

Природные и антропогенные

факторы, влияющие на состав крови.

1

рассказ

тестирование

7-8

Иммунитет и здоровье.

2

лаборатор.

работа № 1

9-10

Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды.

2

беседа

устный опрос

11.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы.

1

рассказ

устный зачёт

Биологические ритмы (2 часа)

12.

Чувствительность к внешним воздействиям. Биоритмы.

1

исследован.

проект

13.

Влияние космических явлений на самочувствие человека. Гигиенический режим сна.

1

рассказ

устный опрос

Репродуктивное здоровье (3 часа)

14.

Проблемы взросления и культуры здоровья.

1

рассказ

проект

15.

Гендерные роли.

1

рассказ

тестирование

16.

Факторы риска внутриутробного развития.

1

рассказ

устный зачёт

Здоровый образ жизни (3 часа)

17.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья.

1

исследован.

проект

18.

Вредные привычки.

1

лаборатор.

работа № 2

доклады

19.

Ответственное поведение как социальный фактор.

1

мониторин.

проект

Учебно – тематический план по ландшафтной экологии.

8 класс (2 полугодие)

Перечень разделов, тем

Количество

Часов по

Дата проведен.

по плану

Форма проведения

Формы контроля

разд

теме

план

факт

Основные понятия ландшафтной экологии (5 часов)

18.

Вклад отечественных ученых в развитии учения о ландшафтах.

рассказ

устный опрос

19.

Основные черты ландшафта.

рассказ

устный опрос

20- 21

Классификация ландшафтов.

беседа

устный опрос, письменный опрос

22.

Компоненты ландшафта, взаимосвязи между компонентами.

рассказ

устный опрос

23

Функции ландшафта.

устный зачет

Природно-антропогенный ландшафт

( 7 часов )

24.

Основные формы воздействия человека на ландшафт.

рассказ

устный опрос

25

Загрязнение ландшафта.

беседа

устный опрос

26

Оценка антропогенной нагрузки на ландшафт.

рассказ

устный опрос

27.

Типы природно-антропогенных ландшафтов.

беседа

письменная работа

28.

Культурный ландшафт.

рассказ

устный опрос

29.

Ландшафтный мониторинг.

рассказ

устный опрос

30.

Охрана ландшафта.

рассказ

устный опрос

Региональная ландшафтная экология

(3 часа )

31.

Ландшафты Саратовской области.

рассказ

устный опрос, письменный опрос

32

Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области.

рассказ

устный опрос, письменная работа

33.

Влияние ландшафта на здоровье человека

рассказ

устный опрос

34

Подведение итогов

тестирование

infourok.ru

Презентация к уроку по экологии (8 класс) на тему: Презентация по экологии 8 класс «Здоровье и образ жизни»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологии 8 класс «Окружающая среда и здоровье человека»

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко…

Презентация по экологии 8 класс «Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях»

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко…

Презентация по экологии 8 класс «Условия правильного формирования опорно-двигательной системы»

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко…

Презентация по экологии 8 класс «Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты»

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко…

Презентация по экологии 8 класс «Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции»

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко…

Презентация по экологии 8 класс «Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции»

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко…

Презентация по экологии 8 класс. Тема: «ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ».

Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.Экологические факторы – это экологические факторы воздействующие на организмы….

nsportal.ru