Учебник по экологии 7 класс: Учебник Экология животных 7 класс Черновой читать онлайн

Содержание

Экология животных. 7 класс [Текст] : учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование

NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка

«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. 4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

«Экология животных», Под ред. Черновой Н.М.

Найдите материал к любому уроку

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураМузыкаНемецкий языкОБЖОбществознаниеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФранцузский языкХимияШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классы7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники»Экология животных», Под ред. Черновой Н.М.

Выберите тему: Все темыПредисловие УДАЛИТЬГлава 1. Роль животных в природе§ 1. Влияние растительноядных животных на растения§ 2. Роль животных в опылении и распространении растений§ 3. Растения — укрытия и жилища для животных§ 4. Роль животных в образовании горных пород и почвы§ 5. Влияние животных друг на другаГлава 2. Условия существования животных§ 6. Среда обитания и условия существования§ 7. Предельные условия существования животных§ 8. Пища животных§ 9. Способы добывания пищи§ 10. Вода в жизни животных§ 11. Воздух в жизни животных§ 12. Температура среды обитания§ 13. Свет в жизни животных§ 14. Жилища животныхГлава 3. Животный мир суши§ 15. Животные тундры§ 16. Животные лесов умеренной зоны§ 17. Животные степей, саванн и прерий§ 18. Животные пустынь§ 19. Животные тропических лесов§ 20. Животные горных областейГлава 4. Животный мир морей и рек§ 21. Водоем как многоэтажное жилище§ 22. Взаимосвязи морских животных§ 23. Животные пресных водоемовГлава 5. Животный мир почвы§ 24. Свойства почвы как среды обитания животных§ 25. Животные-землероиГлава 6. Сезонные изменения в жизни животных§ 26. Спячка и оцепенение§ 27.

Миграции животныхГлава 7. Взаимоотношения между животными одного вида§ 28. «Своя» территория§ 29. Встреча будущих родителей§ 30. Взаимодействие между родителями и детенышами§ 31. «Начальники» и «подчиненные» в группах животныхГлава 8. Отношения между животными различных видов§ 32. Хищники и их жертвы§ 33. Животные-паразиты и животные-хозяева§ 34. Животные-нахлебники§ 35. Конкурентные отношения между животными§ 36. Взаимовыгодные отношения между животнымиГлава 9. Численность животных§ 37. Популяции животных§ 38. Как и почему меняется численность животныхГлава 10. Изменения в животном мире Земли§ 39. Почему некоторые животные становятся редкими§ 40. Животные, истребленные человекомГлава 11. Человек и животные§ 41. Дикие животные и человек§ 42. Одомашнивание животных§ 43. Животные в населенных пунктах§ 44. Животные в доме человекаГлава 12. Охрана животных§ 45. Красная книга§ 46. Заповедники и другие охраняемые территории России§ 47. Заповедные территории зарубежных стран

Тип материала:

Чернова Н. М., Былова А.М. Общая экология. Учебник

Н.М. Чернова, А.М. Былова
Общая экология. Учебник
М.: Дрофа, 2004

АННОТАЦИЯ

Учебник по курсу общей экологии предназначен для студентов биологических факультетов педвузов. В книге учитываются как требования действующих государственных стандартов в области содержания биологического образования, так и развитие теоретических проблем современной экологии. Учебник содержит разделы, излагающие основные вопросы экологии организмов, сообществ, популяций, экосистем и эволюции биосферы, историю взглядов и современные концепции.

Книга может быть полезна широкому кругу учителей, работников образования и специалистов других областей, интересующихся основами современной экологии.

Данное пособие является электронной версией следующего издания:
Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Учебник. – М.: Дрофа, 2004. [Скачать бесплатно в doc (zip)]

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. Краткая история экологии

Глава 2. Организм и среда. Общие закономерности
2.1. Экологические факторы
2.2. Адаптации организмов
2.3. Общие законы действия факторов среды на организмы
2.4. Принципы экологической классификации организмов
2.5. Активная и скрытая жизнь

Глава 3. Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов
3.1. Температура
   3.1.1. Температурные границы существования видов
   3.1.2. Температура тела и тепловой баланс организмов
   3.1.3. Температурные адаптации пойкилотермных организмов
   3.1.4. Температурные адаптации гомойотермных организмов
   3.1.5. Экологические выгоды пойкилотермии и гомойотермии
   3.1.6. Сочетание элементов разных стратегий
3.2. Свет
   3.2.1. Солнечная радиация
   3.2.2. Экологические группы растений по отношению к свету и их адаптивные особенности

   3.2.3. Свет как условие ориентации животных
3.3. Влажность
   3. 3.1. Адаптация растений к поддержанию водного баланса
   3.3.2. Экологические группы растений по отношению к воде
   3.3.3. Водный баланс наземных животных
3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды

Глава 4. Основные среды жизни и адаптации к ним организмов
4.1. Водная среда обитания. Специфика адаптации гидробионтов
   4.1.1. Экологические зоны Мирового океана
   4.1.2. Основные свойства водной среды
   4.1.3. Некоторые специфические приспособления гидробионтов
4.2. Наземно-воздушная среда жизни
   4.2.1. Воздух как экологический фактор для наземных организмов
   4.2.2. Почва и рельеф. Погодные и климатические особенности наземно-воздушной среды

4.3. Почва как среда обитания
   4.3.1. Особенности почвы
   4.3.2. Обитатели почвы
4.4. Живые организмы как среда обитания

Глава 5. Адаптивные биологические ритмы
5.1. Суточный ритм
5.2. Приливно-отливные ритмы и синодические ритмы
5. 3. Годичные ритмы
5.4. Фотопериодизм

Глава 6. Адаптивная морфология организмов
6.1. Жизненные формы растений
6.2. Жизненные формы животных

Глава 7. Биоценозы
7.1. Понятие о биоценозе
7.2. Структура биоценоза
   7.2.1. Видовая структура биоценоза
   7.2.2. Пространственная структура биоценоза
   7.2.3. Экологическая структура биоценоза
7.3. Отношения организмов в биоценозах
   7.3.1. Отношения хищник-жертва, паразит-хозяин

   7.3.2. Комменсализм
   7.3.3. Мутуализм
   7.3.4. Нейтрализм, аменсализм
   7.3.5. Конкуренция
   7.3.6. Трофические связи
   7.3.7. Топические связи
   7.3.8. Форические связи
   7.3.9. Фабрические связи
7.4. Экологическая ниша
7.5. Ценотические стратегии видов

Глава 8. Популяции
8.1. Понятие о популяции в экологии
8.2. Популяционная структура вида
   8.2.1. Степень обособленности популяций
   8.2.2. Классификация популяций
8.3. Биологическая структура популяций
   8.3.1. Половая структура популяций
   8.3.2. Возрастная структура популяций
   8.3.3. Пространственная структура популяций растений и животных
8.4. Этологическая структура популяций животных
8.5. Динамика популяций
   8.5.1. Биотический потенциал
   8.5.2. Рождаемость
   8.5.3. Смертность
   8.5.4. Стратегии выживания популяций
   8.5.5. Расселение
   8.5.6. Темпы роста популяции
   8.5.7. Динамика ценопопуляций растений
   8.5.8. Гомеостаз популяций
8.6. Регуляция численности популяций в биоценозах
   8.6.1. Модификация и регуляция популяций
   8.6.2. Инерционная и безынерционная регуляция
   8.6.3. Типы динамики численности популяций
   8.6.4. Механизмы динамики численности
   8.6.5. Влияние ослабления или усиления пресса хищников на динамику популяций и структуру сообществ
   8.6.6. Математическое моделирование в экологии

Глава 9. Экосистемы
9.1. Понятие об экосистемах. Учение о биогеоценозах
9.2. Поток энергии в экосистемах
9.3. Биологическая продуктивность экосистем
   9.3.1. Первичная и вторичная продукция
   9.3.2. Правило пирамид
   9.3.3. Распределение биологической продукции
9.4. Динамика экосистем
   9.4.1. Циклические изменения
   9.4.2. Сукцессии и дигрессии
9.5. Агроэкосистемы

Глава 10. Биосфера
10.1. Понятие о биосфере
   10.1.1. Распределение жизни в биосфере
   10.1.2. Живое вещество
10.2. Геохимическая работа живого вещества
10.3. Стабильность биосферы
10.4. Развитие биосферы

Рекомендуемая учебная литература

Рабочая программа по экологии 7 класс | Рабочая программа по экологии (7 класс):

Рабочая программа по экологии 7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа курса экологии в 7 классе ориентирована на использование пособия для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ В. Г.Бабенко, Д.В. Богомолов и др./ Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н.М. Черновой.- М.: Вентана- Граф, 2009г.

Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, разнообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. Экология животных поможет ответить на такие вопросы: почему животные почв не похожи на животных открытых пространств; почему птицы осенью улетают на юг; какие животные обитают в реках, а какие — в морях; кто такие хищники; зачем животные заботятся о своём потомстве.

Цели:

  • освоение, углубление и расширение основных экологических понятий;
  • развитие представлений о влиянии условий окружающей среды на животных, о составе животного мира в разных местах обитания;
  • воспитание этических норм взаимоотношений человека с животными;
  • применение полученных знаний для сохранения экологического равновесия в природе.

-становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности опасности глобальных экологических катастроф, экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.

Курс экологии предусматривает научными основами экологии растений, животных и человека 6-8 классах, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 9-11 классах.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знания экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирования знаний об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и

практических умений по изучению, оценки и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»:

  • Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
  • Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
  • Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
  • Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
  • Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
  • Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
  • Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
  • Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
  • Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
  • Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
  • Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
  • Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Основная литература

Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. Экология животных. — М., 2009. — 128с. пособие для учащихся 7 класса.

Тематический план

Название темы

Количество часов

Роль животных в природе

5

Условия существования животных

7

Животный мир суши

3

Животный мир морей и рек

2

Животный мир почвы

1

Сезонные изменения в жизни животных

2

Взаимоотношения между животными одного вида

2

Численность животных

1

Отношения между животными различных видов

4

Изменения в животном мире Земли

1

Человек и животные

4

Охрана животных

3

Всего

35

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных

  • Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
  • Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
  • Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
  • Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
  • Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
  • Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
  • Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
  • Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
  • Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
  • Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
  • Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
  • Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Календарно-тематическое планирование по экологии 7 класс

1 час в неделю — 35 часов

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия, термины

Тип урока

Домаш. задание

ТЕММА 1. Роль животных в природе (5 часов)

1

ТБ на уроках экологии. Введение в экологию животных. Предмет и задачи экологии.

1

Понятие экология и её задачи

Вводный урок

П1, стр.3-5,

Вопросы

стр.5

2

Влияние животных на растения

1

Животные опылители и их роль в распространении растений, нектароядные птицы, приспособления растений к опылению животными

изучение новой темы

П2, стр.5-8,

вопросы

стр.8

3

Растения — укрытия и жилища для животных

1

Маскирующая окраска, гнездо, дупло

изучения и закрепления новых знаний

П. 3, стр 9-10

4

Роль животных в образовании горных пород и почвы

1

Осадочная порода. Коралловые рифы. Гуано.

изучения и закрепления новых знаний

П.4

5

Влияние животных друг на друга

1

Пищевые связи, хищник, жертва. Взаимопомощь

 изучение новой темы

П.5,

вопросы стр 15

ТЕМА 2. Условия существования ( 7 часов)

6

Среда обитания и условия существования животных

1

Среда обитания.

изучения и закрепления новых знаний

П.6

7

Пища животных и способы её добывания

1

Гетеротрофы, фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, капрофаги

изучения и закрепления новых знаний

П.9

8

Вода в жизни животных

1

Соленость воды, выделение и испарение воды животными

 изучения и закрепления новых знаний

П.10

9

Воздух в жизни животных

1

Дыхание. Окисление.

изучения и закрепления новых знаний

П.11

10

Роль тепла в жизни животных

1

Хладнокровные. Теплокровные животные. Оцепенение, спячка

изучения и закрепления новых знаний

П.12

11

Свет в жизни животных

Орган зрения, дневные и ночные животные.

изучения и закрепления новых знаний

П.13

12

Жилище животных

1

Нора. Логово. Лежбище, ложка, гнездо, проходные рыбы.

изучения и закрепления новых знаний

П.14

ТЕМА 3. Животный мир суши (3 часа)

13

Животный мир тундры, зоны лесов

1

Тундра, тайга, лесная подстилка, ярусность, зимняя спячка

изучения и закрепления новых знаний

П.15

приготовить сообщение

14

Животные степей, саван, прерий, пустынь

1

Степи, прерии, сованы. Хищники, копытные животные, рептилии

изучения и закрепления новых знаний

П. 17-18,

приготовить

сообщение

15

Животные тропических лесов, горных областей.

1

Высокоствольные деревья. Лианы. Экваториальные тропические леса

изучения и закрепления новых знаний

П.19-20,

сообщение,

презентация

ТЕМА 4. Животный мир морей и рек (2 часа)

16

Животный мир пресных и соленых водоёмов

1

Бентос, планктон, нектон, литораль

 изучение новой темы «Взаимосвязь морских животных»

П.21-22

17

Животные пресных водоёмов

1

Течение. Аэрация водоёмов. Двоякодышащие рыбы. Нотобранхи.

 изучение новой темы «Изучение приспособленности аквариумных рыб к жизни в воде»

П.23

ТЕМА 5. Животный мир почвы (1час)

18

Животный мир почвы

1

Почва. Плотность почвы. Кислородный режим. Температура почвы. Простейшие. Споры и цисты.

изучение новой темы

П.24-25

ТЕМА 6. Сезонные изменения в жизни животных (2часа)

19

Сезонные изменения в жизни животных. Спячка и оцепенение.

1

Оцепенение, спячка. Длина светового дня.

изучение новой темы

П.26

20

Миграция животных.

1

Сезонные изменения условий. Миграция. Миграция оленей. Мигрирующие насекомые. Перелеты птиц

изучения и закрепления новых знаний

П.27

ТЕМА 7. Взаимоотношения между животными одного вида(2часа)

21

Популяция животных

1

Популяция. Ареалы животных.

 изучения и закрепления новых знаний

Конспект

22

Взаимоотношения животных в популяции

1

Групповой образ жизни. Вожаки. Лидеры и подчиненные. Жизнеспособность группы.

 изучения и закрепления новых знаний

П.30-31

ТЕМА 8. Численность животных (1час)

23

Динамика численности популяции животных

1

Численность и плотность популяции. Колебания численности.

 «Изучение динамики численности популяции животных»

Конспект

ТЕМА 9. Отношения между животными различных видов (4 часа)

24

Понятие зооценоза. Отношение типа «хищник — жертва»

1

Цепи питания. Экологические пирамиды. Поток энергии.

 изучения и закрепления новых знаний

П.32

25

Отношения «паразит — хозяин», нахлебничество

1

Регуляция численности. Нахлебники. Квартиранты.

 изучения и закрепления новых знаний

П.33-34,

приготовить

сообщение.

презентацию

26

Конкурентные, нейтральные отношения между животными.

1

Конкуренция. Ресурсы. Совместное питание.

 изучения и закрепления новых знаний

П.35,

приготовить сообщение

27

Симбиотические отношения между животными

1

Взаимовыгодное отношение: питание, защита, передвижение, маскировка

 изучения и закрепления новых знаний.

П.36

ТЕМА 10. Изменения в животном мире Земли (1час)

28

Изменения в животном мире Земли

1

изучение новой темы

П.39-40

ТЕМА 11. Человек и животные (4часа)

29

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных.

1

Источники пищи, кожи и меха, лекарств, красок, технических продуктов

 изучения и закрепления новых знаний

П.41-42

30

Редкие и исчезающие животные. Красная книга

1

Красная книга. Охраняемая территория.

 изучения и закрепления новых знаний

П.45,

сообщение о редких и исчезающих животных

31

Редкие и исчезающие животные. Красная книга

1

Красная книга. Охраняемая территория.

изучения и закрепления новых знаний

П.45

32

Заповедники и другие охраняемые территории России

1

Заповедник. Заказник. Национальный парк. Питомник

 изучения и закрепления новых знаний

П. 46-47

ТЕМА 12. Охрана животных(3часа)

33

Охрана животного мира своего региона

1

Животные внесенные в Красную книгу своего региона

Знать охраняемые территории ХМАО

изучения и закрепления новых знаний

Конспект

34

Охрана животного мира своего региона

1

Животные внесенные в Красную книгу своего региона

 изучение новой темы «Изучение особо охраняемых территорий региона»

35

Повторение курса

1

Творческие задания

повторение


Содержание программы

Тема 1. Роль животных в природе

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Влияние животных на растения. Влияние растительноядных животных на растения. Травы, древесные растения, лишайники — источники питания животных. Приспособления животных к питанию грубой растительной пищей. Приспособления поврежденных животными растений к регенерации. Умеренный выпас и его польза для растений. Вытаптывание. Растительноядные паразиты. Галлы. Хищные растения. Животные как опылители растений. Нектароядные птицы. Насекомые — опылители. Расселение животными растений. Растения как укрытия для животных.

Роль животных в образовании горных пород и почвы. Роль дождевых червей, клещей, муравьев и других животных в почвообразовании. Экология животных как учебный предмет.

Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Демонстрация: таблицы иллюстрирующие связи животных с растениями; осадочные горные породы; таблицы с изображением почвенных обитателей.

Тема 2. Условия существования животных

Многообразие условий обитания (пища, вода, воздух, температура, свет, жилище). Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Пища животных. Гетеротрофное питание животных и его способы (фитофаги, зоофаги, сапрофаги, полифаги). Основные способы добывания пищи животными (пассивный, паразитический, активный). Вода в жизни животных. Роль тепла в жизни животных (холоднокровные, теплокровные). Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание, холоднокровные, теплокровные.

Демонстрация: таблицы иллюстрирующие взаимосвязи организма животного и среды обитания. Таблицы и рисунки с изображением животных различных экологических групп.

Тема 3. Животный мир суши

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн, пустынь, тропических лесов, горных областей. Птичьи базары. Перелетные птицы Основные понятия: птичьи базары, хищники, видовое разнообразие, рептилии.

Демонстрация: таблицы и рисунки с изображениями животных различных сред жизни и сред обитания. Тема 4. Животный мир морей и рек

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в

воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Основные понятия: этажи водоема, бентос, нектон, планктон, полипы.

Тема 5. Животный мир почвы

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 6. Сезонные изменения в жизни животным

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долго срочные наблюдения.) Демонстрация: Таблицы с изображением животных, впадающих в спячку и оцепенение. Схемы, иллюстрирующие миграции животных, перелеты птиц.

Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида

«Своя» территория. Встреча будущих родителей. Взаимодействие между родителями и детенышами. Начальники и подчиненные в группах животных.

Основные понятия: охраняемая территория, ухаживание, выбор партнера, вожаки, лидеры. Тема 8. Отношения между животными различным видов

Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными.

Взаимовыгодные отношения между животными.

Основные понятия: отношения паразит-хозяин, конкуренция, нахлебники, квартиранты. Тема 9. Численность животных

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных. Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности.

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории. Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Тема11. Человек и животные

Почему некоторые животные становятся редкими. Животные, истребленные человеком. Основные понятия: источники пищи, кожи и меха, городские птицы и звери.

Тема 12. Охрана животных

Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории зарубежных стран. Основные понятия: охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки, питомник.

Тема 13. Подведение итогов Обобщение по курсу «Экология животных». Экскурсия. Среды обитания животных.

тематическое планирование по экологии 7 класс Швец И.М. | Календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) на тему:

Тематическое планирование

учебного материала по

экологии

в 7  классе.

Учитель: Новичкова А.А.

Пояснительная записка

Программа: «Экология животных» 7 класс

Швец И.М. «Вентана-Граф», 2008.

Важной задачей курса является расширение представления учащихся о животных, об их

приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии

человека на животный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем

биосферы.

Количество часов — 34 часа ( 1 час в неделю).

Практическая работа – 1, лабораторная работа – 3,  экскурсий — 2

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы животных по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений животных как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением различных видов, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия животных. Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

-овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

 -воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

— использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи курса «Экология животных»

Обучающие

— привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.

— создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности:

— обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом экологического образования через систему из 34 уроков

— способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их,

ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее  распространённых животных своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в  тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к

работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развивающие

— создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональней, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у учащихся

слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный матерная каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Воспитательные

— способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО

Содержание учебной программы.

 Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных,

взаимосвязь животных с окружающей средой.

Тема 2. Условия существования животных (4 ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)

Тема 3. Среды жизни (5 ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 4, Жилища в жизни животных (1 ч)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Тема 6. Свет в жизни животных (1ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.

Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)

Тема 8. Температура в жизни животных (2 ч)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.

Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении — формируется умение ставить цель эксперимента. )

Тема 9. Кислород в жизни животных (1 ч)

Значение воздуха в жизни животньгх. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животньгх. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных,

Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. (Из лтобого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. Учащиеся с помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.)

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долгосрочные наблюдения.)

Тема 11. Численность животных (3 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных,

Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности.

Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.

Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Ох рана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения. Красная книга, исчезающие виды, охрана’жи-вотных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.

Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»

        1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

        2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

        3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

        4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особен-ности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

        5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

        6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние попу-ляций животных по динамике популяционных характеристик.

        7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

        8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

        9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

        10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

        11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

        12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Календарно – тематическое планирование 7 класс.

Наименование темы

Кол. час

Тип урока

Контроль.

Экскурсии, практические, лабораторные работы

ЦОР

Общее кол.

часов

Дата проведения

план

факт

I

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

4 ч

1(1)

Влияние растительноядных животных на растения.  Роль животных в опылении и распространении растении. & 1, 2

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

П/р: «Сбор семян, распространяемых животными»

презентация

2(2)

Растения – укрытия и жилища для животных. & 3

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

3(3)

Роль животных в образовании горных пород и почвы. & 4

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

4(4)

Влияние животных друг на друга. & 5

1

Комбинирован

Тестирование

II

Условия существования животных

9 ч

5 (1)

Среда обитания и условия существования.

Домашняя п/р: Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. & 6

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Экскурсия: «Условия обитания животных».

Презентация

6(2)

Предельные условия существования. & 7

1

Комбинирован

Л/р: «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы».

7(3)

Пища животных. & 8

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

8(4)

Способы добывания пищи. & 9

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

9(5)

Вода в жизни животных. & 10

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

 

10(6)

Воздух в жизни животных. & 11

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

 

11(7)

Температура среды обитания. & 12

1

Комбинирован

Л/р. Движение амебы при разных температурах.

Презентация

 

12(8)

Свет в жизни животных. & 13

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

 

13(9)

Жилища животных. & 14

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

 

III

Среды жизни

5 ч

14 (1)

Животные тундры, лесов умеренной зоны. & 15, 16

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Доклады

Презентация

 

15 (2)

Животные степей, саванн, прерий, пустынь. & 17,18

1

Комбинирован

доклады

Презентация

 

16 (3)

Животные тропических лесов, горных областей. & 19,20

1

Комбинирован

доклады

Презентация

 

17 (4)

Животные водоемов. & 21 – 23

1

Комбинирован

доклады

Презентация

 

18 (5)

Животные почвы. & 24,25

1

Комбинирован

доклады

Презентация

 

IV

Сезонные изменения в жизни животных

2 ч

19 (1)

Спячка и оцепенение.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. & 26

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Текущий

Презентация

20(2)

Миграция животных. & 27

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

V

Биотические экологические факторы в жизни животных

7 ч

 21(1)

«Своя» территория. Встреча будущих родителей. & 28, 29

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Текущий

 

22(2)

Взаимоотношения между родителями и детенышами. & 30

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

 

23(3)

Группы животных. & 31

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

     

 24(4)

Хищники и их жертвы. & 32

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

 

25 (5)

Животные-паразиты  и животные-хозяева. & 33

1

Комбинирован

Презентация

 

26 (6)

Животные – нахлебники. & 34

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

 

27(7)

Конкуренция. Взаимовыгодные отношения. & 35,36

1

обобщение

Тестирование

Презентация

VI

Численность животных

2 ч

28(1)

Популяции животных. & 37

1

Комбинирован

Текущий

Видеофильм

 29(2)

Как и почему меняется численность животных. & 38

1

Комбинирован

Л/р: Динамика численности дрозофилы

VII

Изменения в животном мире Земли. Охрана животных.  

6 ч

30(1)

Почему некоторые животные становятся редкими Животные истребленные человеком. & 39,40

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Текущий

Презентация

31(2)

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. & 41,42

1

Комбинирован

Текущий

Презентация

32(3)

Животные населенных пунктов. Животные в доме человека. & 43,44

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Презентация

33(4)

Красная книга. & 45

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Красная книга

34(5)

Заповедники и другие охраняемые территории России. & 46,47

1

Обобщение

Тестирование, карточки — задания


Литература:

Учебник:

Бабенко В.Г. Богомолов Д.В. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/Под ред.

Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2007.

Дополнительная литература:

Вронский В. А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996.     Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

 Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы:    Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.

Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995.

Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997.

Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997.

Жизнь на земле. Большая энциклопедия знаний. М.: Росмэн. 2008.

Человек. Полная энциклопедия. М.: Эксмо. 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.: Росмэн. 2007.

Экология животных. 7 класс. Учебное пособие, В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов, С. П. Шаталова, А. О. Шубин

Автор: В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов, С. П. Шаталова, А. О. Шубин

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 240

Год издания: 2015

Язык: Русский

Пособие входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» и предназначено для экологизации школьного курса биологии. Книга знакомит читателя с влиянием условий существования на жизнь животных, особенностями животного мира в разных местообитаниях, отражает многообразие взаимосвязей живых существ в природных сообществах, влияние животных на окружающую их природную среду, на жизнь человека и его хозяйственную деятельность, показывает роль человека в природе. Адресовано учащимся общеобразовательных организаций. Пособие может быть использовано при организации обучения по ФГОС (2010 г. ).

Отзывы

Эльвира, Нижний Новгород, 08.11.2016
Увлекаюсь тайм-менеджментом и вообще управлением своими ресурсами. Долго искала сайт, на котором можно быстро и легко скачать все нужные мне книги, в том числе и новинки. Случайно набрела на этот сайт и влюбилась! Есть все, что нужно для расширения познаний в этой теме. О многих книгах раньше даже и не слышала. Однозначно рекомендую! Людмила, Симферополь, 05.11.2016
Часто при поиске книг сталкивалась с огромным количеством ссылок и подтверждений, которые полностью запутывали во время скачивания нужной информации. Проще единожды подтвердить свою реальность смс-сообщением, что позволяет сразу же сохранить к себе электронные материалы. Очень удобные и функциональное хранилище полезной литературы. Рекомендую.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:


Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона — EPUB.

2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

Экологические вопросы для шестого класса (6 класс) для контрольных работ и рабочих листов

Вы можете создавать печатные тесты и рабочие листы из этих 6 класс Экология вопроса! Выберите один или несколько вопросов, установив флажки над каждым вопросом. Затем нажмите кнопку добавить выбранные вопросы к тесту перед переходом на другую страницу.

Предыдущая Страница 1 из 12 Следующие Выбрать все вопросы Разместите категории в порядке от наименьшего к наибольшему.
  1. биосфера, экосистема, сообщество, популяция, организм
  2. организм, популяция, сообщество, экосистема, биосфера
  3. биосфера, популяция, экосистема, сообщество, организм
  4. организм, сообщество, экосистема, популяция, биосфера
Что такое экосистема?
  1. то, что влияет на определенное население
  2. все живые и неживые предметы в определенной области
  3. повышение температуры Земли
  4. организмы, которые производят себе пищу
Что такое биом?
  1. то, что считается опасным
  2. небольшое грибное дерево
  3. экосистемы с одинаковым количеством осадков, температурой и глубиной воды
  4. расстояние от экватора
Предыдущая Страница 1 из 12 Следующие

Экологические вопросы для одиннадцатого класса (11 класс) для тестов и рабочих листов

Вы можете создавать печатные тесты и рабочие листы из этих 11 класс Экология вопроса! Выберите один или несколько вопросов, установив флажки над каждым вопросом. Затем нажмите кнопку добавить выбранные вопросы к тесту перед переходом на другую страницу.

Предыдущая Страница 1 из 7 Следующие Выбрать все вопросы Какой сценарий лучше всего иллюстрирует концепцию несущей способности?
  1. Экспоненциальный рост популяции плодовых мух продолжает увеличиваться и в конечном итоге удвоится через десять дней.
  2. Экспоненциальный рост муравьев резко увеличивается, когда их виды-конкуренты вынуждены перемещаться из-за потери среды обитания.
  3. Логистический рост популяции жирафов продолжает снижаться из-за увеличения количества хищников.
  4. Логистический рост популяции кроликов стабилизировался, потому что популяция достигла максимальной численности, которую может поддерживать этот район.
Какой список уровней организации в экосистеме в правильном порядке?
  1. население, сообщество, экосистема, индивидуум
  2. сообщество, популяция, экосистема, индивидуум
  3. индивидуум, сообщество, популяция, экосистема
  4. индивидуум, популяция, сообщество, экосистема
Какое лучшее определение глобального потепления?
  1. Земля нагревается со всех сторон
  2. повышение средней температуры во всем мире из-за парникового эффекта
  3. люди во всем мире чувствуют тепло во всем
  4. Земля нагревается из-за множества пожаров в джунглях
Какое утверждение верно в отношении паразитизма?
  1. Один организм получает пользу, а другой не страдает.
  2. Один организм приносит пользу, а другой вредит.
  3. Один организм приносит пользу, а другой — больше.
  4. Оба организма повреждены.
Что такое население?
  1. общее количество определенного вида на территории
  2. все биотические и абиотические факторы в районе
  3. все виды в районе
  4. группа из нескольких экосистем
Что такое массовое вымирание?
  1. быстрое увеличение биоразнообразия
  2. результат экзотического вида
  3. исчезновение многих видов за короткий промежуток времени
  4. польза для окружающей среды
Предыдущая Страница 1 из 7 Следующие

Экология 7-е издание Учебник Решения

Экологи исследуют отношения между организмами и окружающей средой с помощью научных методов. В блоках под названием «Исследование свидетельств», которые можно найти в главах этой книги, обсуждаются различные аспекты научного метода и его применения в экологии. Хотя каждая вставка описывает только небольшую часть науки, вместе взятую, они представляют собой существенное введение в философию, методы и практику экологической науки.

Давайте начнем это распределенное обсуждение с самого основного момента. Что такое наука? Слово наука происходит от латинского слова, означающего «знать».«Вообще говоря, наука — это способ получения знаний о мире природы с использованием определенных формальных процедур. Эти процедуры, составляющие то, что мы называем «научным методом», показаны на рисунке 1. Несмотря на большое разнообразие подходов к занятиям наукой, надежные научные исследования имеют много общих методологических характеристик. Наиболее универсальными и важными аспектами научного метода являются постановка интересных вопросов и формирование проверяемых гипотез.

Вопросы и гипотезы

Чем занимаются ученые? Проще говоря, ученые задают вопросы о мире природы и пытаются найти ответы на них. Вопросы — это путеводные огни научного процесса. Без них исследованию природы не хватает внимания и мало понимания мира. Давайте рассмотрим вопрос, который задает эколог, обсуждаемый в этой главе. Главный вопрос, заданный Робертом МакАртуром в его исследованиях певчих птиц (стр. 4), звучал примерно так: «Как могут несколько видов насекомоядных певчих птиц жить в одном лесу, если один вид в конечном итоге не исключает других посредством конкуренции?» Хотя такая сосредоточенность на вопросах может показаться очевидной, один из наиболее частых вопросов, которые ученые задают на семинарах и профессиональных встречах, — это «Какой у вас вопрос?»

Если ученые задают вопросы о природе, то какое место в этом процессе занимает гипотеза?

Гипотеза — это возможный ответ на вопрос.Основная гипотеза Макартура (возможный ответ на его вопрос) заключалась в следующем: «Несколько видов камышевок могут сосуществовать, потому что каждый вид питается насекомыми, живущими в разных зонах деревьев».