Учебник биология 7 класс пасечник – 7 .

Содержание

Учебник Биология 7 класс Пасечник Суматохин

Учебник Биология 7 класс Пасечник Суматохин — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ФГОС
^ W линия
жизни
в. в. Пасечник С. В. Суматохин Г. С. Калинова
класс
Учебник для общеобразовательных организаций
Под редакцией прюфессора Б. Б. Пасечника
3-е издание
Москва
-ПРОСВЕЩЕНИЕ»
2014
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 И19
Серия *Линая жизни» основана в 2005 году
Авторы: д-р пед. наук В. В. Пасечник, д-р пед. наук С. В. Суматохип, канд. пед. наук Г. С. Калинова
Креативный |>едактор серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» канд. под. наук 3. Г. Гапонюк
На учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение РАН № 10106-5215/334 от 14.10.2011 г.), педагогической (заключения РАО № 01-5/7д-397 от 17.10.2011 г., № 324 от 2Й.01.2014 г.) и общественной (.заключение РКС № 280 от 07.02.2014 г.) экспертиз.
П19
Пасечник В. В.
Биология. 7 класс : учебник для общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник, С. В. Суматохип, Г. С. Калинова; под ред. В. В. Пасечника. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014. —
256 с. : ил. — (Линия жизни). — ISBN 978-5-09-031712-2.
Предлагаемый учебник — основной элемент информационно-образовательной среды УМК по биологии «Линия жизни» для 7 класса. В нём рассмотрено многообразие организмов, их биологические и экологические особенности, взаимодействие и эволюция. Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по биологии в соответствии с трс^ваниями Ф1Х)С. И связи с эти.ч большое внимание уделено организации учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности, а также формированию универсальных учебных действий учащихся. Разнообразие заданий и деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций.
УДК 373.167.1:.б7 Г.ГЖ 2«.0я72
Издательство «Просвещение», 2009 Издательство «Просвещение», с изменениями, 2013 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2009 Все права защищены
ISBN 978-.5-09-031712-2
о?
Дорогие друзья!
Вы продолжаете увлекательное путешествие в удивительный и многообразный мир живых организмов. Вашим путеводителем в •ЭТОМ мире по-прежпему остаётся учебник.
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению или по названию в верхней части страницы.
Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание.
Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам вспомнить изученный ранее материал, что позволит лучше понять и усвоить новый.
Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста.
Ответьте па вопросы, обозначенные значком L L1. и выполните
О
о
задания, отмеченные значком
Термины, которые нужно запомнить, напечатаны жирным шрифтом, а те, на которые необходимо обратить особое внимание, — наклонным шрифтом (курсивом).
В конце каждого параграфа отмечены знаком ^^и выделены шршртом новые для вас понятия. Их нужно запомнить и уметь объяснить.
Вопросы повышенной сложности, приведённые в рубрике
ПОДУМАЙТЕ!
» ДОЛЖНЫ научить вас анализировать изученный
материал.
Значком отмечены интересные факты и сведения.
Необходимым условием успешного овладения знаниями является выполнение лабораторных работ. В учебнике они отме-
чены значком
На цветном фоне приведён дополнительный материал для углублённого изучения.
В конце учебника помещён указатель терминов.
Полезные советы
1. Готовьтесь к работе. Продумывайте, что вам может понадобиться, кроме учебника.
2. Читая нарах’раф, обратите внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте.
3. Рассматривая иллюстрации, которые есть в параграфе, отметьте для себя, какие живые объекты вам уже знакомы, а какие встретились впервые.
4. Подумайте, как можно связать материал параграфа с окружающей жизнью и вашим личным опытом.
5. Учитесь работать самостоятельно, начиная с постановки цели и планирования «по шагам*. В этом вам поможет рубрика
«Шаги к успеху*, обозначенная значком |у
6. Консультируйтесь у учителя, если появляются затруднения. Обсуждайте проблемы с родителями и товарищами.
7. Делайте собственный конспект параграфа на бумаге или на компьютере в виде текста или красивой схемы. Конспект должен содержать главную идею, новые термины, основные мысли и выводы.
8. Ищите дополнительный материал, пользуясь библиотекой или ресурсами Интернета. Используйте ссылки, обозначенные
значками
v>»e
9. Для лучшего усвоения материала выполняйте задание электронного приложения (ЭП).
10. Продолжайте отмечать свои достижения! Пополняйте портфолио работами, демонстрирующими ваши успехи: докладами, проектами, рисунками, фотографиями, грамотами и т. п.
11. Помните, что многое зависит от вашего желания и настойчивости.
Желаем вам успехов в учёбе и новых открытий в интересном и разнообразном мире живой природы!
Авторы
Многообразие
организмов,
их классификация
Нашу планету населяет более
2,5 миллионов животных, растений, грибов, бактерий. По мнению учёных, ещё больше организмов (от 3 до 7 млн) науке неизвестно. Ориентироваться в таком колоссальном многообразии позволяет систематика — одна из биологических наук. Задача систематики — объединение сходных или родственных организмов в группы (классификация) и присвоение названий как самим организмам, так и их группам.
Введение
»Мй
вы УЗНАЕТЕ
— почему появилась необхо-димос1ь классифицировать организмы;
— об остювиых систематических группах организмов и их харак-K’fxibix нри1нак1)х,
о вице как основной единице систематики;
— о значении систематики
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— выделять основные признаки of)iai(h4MOB р

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Биология 7 класс Пасечник, Суматохин

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Предлагаемый учебник — основной элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 7 класса. В нём рассмотрено многообразие организмов, их биологические и экологические особенности, взаимодействие и эволюция. Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по биологии в соответствии с требованиями ФГОС. В связи с этим большое внимание уделено организации учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности, а также формированию универсальных учебных действий учащихся. Разнообразие заданий и деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций.

Пример из учебника

Нашу планету населяет более 2,5 миллионов животных, растений, грибов, бактерий по мнению учёных, ещё больше организмов (от 3 до 7 млн) науке неизвестно. Ориентироваться в таком колоссальном многообразии. Задача систематики – объединение сходных или родственных организмов в группы (классификация) и присвоение названий как самим организмам, так и их группам.

Содержание

Введение. Многообразие организмов, их классификация 5
§ 1. Многообразие организмов, их классификация 6
§ 2. Вид — основная единица систематики 8
Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники 13
§ 3. Бактерии — доядерные организмы 14
§ 4. Роль бактерий в природе и жизни человека 16
§ 5. Грибы — царство живой природы 18
§ 6. Многообразие грибов, их роль в жизни человека 22
§ 7. Грибы — паразиты растений, животных, человека 26
§ 8. Лишайники — комплексные симбиотические организмы 28
Глава 2. Многообразие растительного мира 33
§ 9. Общая характеристика водорослей 34
§ 10. Многообразие водорослей 38
§ 11. Значение водорослей в природе и жизни человека 42
§ 12. Высшие споровые растения 44
§ 13. Моховидные 46
§ 14. Папоротниковидные 50
§ 15. Плауновидные. Хвощевидные 54
§ 16. Голосеменные — отдел семенных растении 56
§ 17. Разнообразие хвойных растений 60
§ 18. Покрытосеменные, или Цветковые 64
§ 19. Строение семян 66
§ 20. Виды корней и типы корневых систем 68
§ 21. Видоизменения корней 72
§ 22. Побег и почки 74
§ 23. Строение стебля 78
§ 24. Внешнее строение листа 82
§ 25. Клеточное строение листа 84
§ 26. Видоизменения побегов 88
§ 27. Строение и разнообразие цветков 92
§ 28. Соцветия 96
§ 29. Плоды 98
§ 30. Размножение покрытосеменных растений 102
§ 31. Классификация покрытосеменных 106
§ 32. Класс Двудольные 108
§ 33. Класс Однодольные 114
Глава 3. Многообразие животного мира 121
§ 34. Общие сведения о животном мире 122
§ 35. Одноклеточные животные, или Простейшие 126
§ 36. Паразитические простейшие. Значение простейших 132
§ 37. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных 136
§ 38. Тип Кишечнополостные 140
§ 39. Многообразие кишечнополостных 144
§ 40. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви 148
§ 41. Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви 152
§ 42. Брюхоногие и двустворчатые моллюски 158
§ 43. Головоногие моллюски 162
§ 44. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные 166
§ 45. Класс Паукообразные 170
§ 46. Класс Насекомые 174
§ 47. Многообразие насекомых 178
§ 48. Тип Хордовые 184
§ 49. Строение и жизнедеятельность рыб 188
§ 50. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб 192
§ 51. Класс Земноводные 196
§ 52. Класс Пресмыкающиеся 200
§ 53. Класс Птицы 204
§ 54. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство 208
§ 55. Класс Млекопитающие, или Звери 212
§ 56. Многообразие зверей 216
§ 57. Домашние млекопитающие 220
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана 225
§ 58. Этапы эволюции органического мира 226
§ 59. Освоение суши растениями и животными 230
§ 60. Охрана растительного и животного мира 232
Глава 5. Экосистемы 235
§ 61. Экосистема 236
§ 62. Среда обитания организмов. Экологические факторы 240
§ 63. Биотические и антропогенные факторы 244
§ 64. Искусственные экосистемы 248
Предметный указатель 251

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Читать книгу Биология. Животные. 7 класс В. В. Латюшина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин
Биология. Животные. 7 класс

Как работать с учебником

Необходимую главу учебника легко найти по оглавлению или по колонтитулу в верхней части страницы.

В начале каждой главы дана информация о том, что вы узнаете из этой темы и чему научитесь, что необходимо понять, выучить, какие знания использовать в дальнейшем обучении.

Читая текст, мысленно выделяйте главное, обращайте внимание на новые термины и понятия. Запоминайте их правописание. Термины и названия животных напечатаны курсивом. В конце каждого параграфа повторены новые термины и понятия, они выделены особым шрифтом. Те слова, которые надо знать, перечислены в указателе биологических терминов в алфавитном порядке.

Рассматривая рисунки, обращайте внимание на все обозначения. Внимательно прочитайте подрисуночные подписи.

Вопросы в начале параграфа служат для концентрации вашего внимания при изучении нового материала.

Вопросы и задания в конце параграфа помогут вам проверить себя и понять, насколько глубоко вы усвоили материал. Если некоторые вопросы вызовут у вас затруднения, обратитесь за помощью к учителю.

Лабораторные работы выполняются на уроке по приведённой в конце учебника инструкции.

В рубрике «Знаете ли вы, что…» подобраны интересные и любопытные факты, дополнительный материал по теме параграфа, предложенный вам для ознакомления, а не для запоминания и заучивания.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), http://zmmu.msu.ru/ (Зоологический музей МГУ), http://www.moscowzoo.ru/ (Московский зоопарк), http://darwin.museum.ru/ (Государственный Дарвиновский музей), www.gbmt.ru/ (Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева), http://www.paleo.ru/museum/ (Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://www.krugosvet.ru/ (Энциклопедия Кругосвет).

Желаем вам успехов в изучении биологии!

Введение
1. История развития зоологии

Представления наших предков о животных. Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.

Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движений мамонта, оленя, носорога, лося, бизона, медведя, орла и других животных (рис. 1, А, Б, В).

Древние охотники, вероятно, знали не только поведение представителей каждого вида промысловых животных, но и места их обитания, предпочитаемые корма, пути сезонных миграций.

Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом осваивались новые варианты использования продуктов промысла и животноводства.

Рис. 1. Наскальные изображения животных: А – лошадь. Верхний палеолит. Франция

Зоология в Древние и Средние века. Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии предпринял известный греческий учёный Аристотель в IV в. до н. э. Слово зоология – греческое, означающее «наука о животных».

В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения, постройке гнёзд. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, способы и направления передвижения, спячку, линьку, питание различных животных.

Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ». Многие из его трудов затем были использованы другими учёными и значительно дополнены.

Эпоха Великих географических открытий позволила расширить знания о видовом составе животного мира и привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах.

Б. Страусы. Сахара. Изображены были не менее 10 тыс. лет назад

В. Лось и птица. Долина реки Уссури. Изображены 11 тыс. лет до н. э.

Рис. 2. Переходные формы между отдельными классами позвоночных: А – кистепёрая рыба, переходная форма к древнейшим земноводным; Б – древнейшее земноводное, произошедшее от кистепёрых рыб; В – первоптица, произошедшая от древнейших пресмыкающихся; Г – звероподобная рептилия – переходная форма к млекопитающим

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные труды и расширило круг лиц, изучающих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхождению, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значимой из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных, поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввёл в науку систематические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность учёным разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) позволяет сразу определить, о ком идёт речь. Например: медведь белый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните материал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном количестве видов животных (их, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют систематические категории, схожие с ботаническими.

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии – это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классификации животного мира:

вид – Шимпанзе карликовый,

род – Шимпанзе,

семейство – Человекообразные обезьяны,

отряд – Приматы,

класс – Млекопитающие,

подтип – Позвоночные,

тип — Хордовые,

царство – Животные.

Постепенно раздвигали границы познания природы работы учёных, изучающих ископаемые останки. Такие находки позволили Михаилу Васильевичу Ломоносову утверждать, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были… как ныне находим, но великие происходили в нём перемены».

Благодаря изучению ископаемых животных были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие животного мира (рис. 2).

Зоология. Систематические категории.

Вопросы

1. Как человечество приобретало зоологические знания?

2. О чём говорят наскальные рисунки?

3. Как учёные разбираются в многообразии животных?

4. В чём значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

2. Современная зоология

1. Каковы черты сходства и различия между растениями и животными?

2. Для чего надо знать зоологию?

Зоология изучает представителей самого большого царства живых организмов – царства животных. Животные, как и растения и все другие живые организмы на Земле, состоят из клеток, растут, развиваются, размножаются, дышат, питаются.

В процессе эволюции у животных сформировались и развились органы, из органов состоят системы органов, например опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, выделительная. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определённые функции.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

Клетки животных отличаются от клеток растений строением оболочки, в которой нет целлюлозы, и отсутствием пластид. Есть много других особенностей, отличающих животных от растений. Об этом вы узнаете в процессе изучения данного курса.

В настоящее время существует очень много наук, изучающих животных, например: этология – наука о поведении животных; зоогеография – о закономерностях распространения и распределения животных на Земле; энтомология – о насекомых; ихтиология – о рыбах; орнитология – о птицах и т. д.

Значение зоологических знаний. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют и практическое значение для деятельности человека.

Так, разработаны безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и запасов продовольствия.

Велики достижения зоологов в вопросах искусственного разведения ценных видов рыб, акклиматизации промысловых позвоночных животных и некоторых беспозвоночных как кормовой базы рыб.

За последние годы выведено много новых пород домашних и сельскохозяйственных животных, повышена их продуктивность. Успешно идёт одомашнивание диких животных.

Общепризнаны успехи российской науки в сохранении животных, находившихся на грани вымирания. Благодаря усилиям учёных восстановлена численность соболя и бобра, лося и сайгака, калана и морского котика.

Интересны научные открытия, позволяющие лучше понять ход эволюции животных (исторического развития животного мира), закономерности их размещения на планете.

Многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике. Идёт быстрое развитие наук, соприкасающихся с зоологией: биофизики, биохимии, молекулярной биологии и радиобиологии.

Трудно переоценить значение зоологических знаний для охраны природы. Создавая заповедники и заказники, человек стремится сохранить на планете многообразие животного мира. Исчезновение даже одного, пусть самого малочисленного вида – это безвозвратная потеря для биосферы, для эволюции, для человечества.

Этология. Зоогеография. Энтомология. Ихтиология. Орнитология. Эволюция животных.

Вопросы

1. По каким признакам классифицируют науки о животных?

2. Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле?

Задания

Пользуясь различными источниками информации, подготовьте с одноклассниками конференцию на тему «История отечественной зоологии». В ходе неё обсудите основные этапы и значение научной деятельности учёных в становлении отечественной зоологии.

Многообразие животных

Глава 1. Простейшие

Из этой главы вы узнаете:

• о многообразии простейших животных,

• о значении простейших в природе и в жизни человека,

• об особенностях этой большой группы животных.

Вы научитесь:

• работать с живыми культурами,

• готовить микропрепараты с живыми животными,

• распознавать микроскопических животных.

Простейшие представлены одной или несколькими клетками. Каждая их клетка – самостоятельный организм, даже если клетки объединены в группу или колонию. Простейшие – недостаточно изученная группа организмов.

3. Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

1. Кто такие простейшие?

2. В чём сходство и различие амёбы и хламидомонады?

Общая характеристика. Изучение обитателей различных водоёмов с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие одноклеточные организмы, не имеющие зелёной окраски. Большую группу этих организмов, описанную в 1676 г. А. Левенгуком, длительное время относили к одному типу – Простейшие. Считалось, что все животные этого типа состоят только из одной клетки. Прошло более 300 лет, и в 1980 г. на Международном конгрессе протозоологов (исследователей простейших) комитет, состоящий из учёных разных стран, предложил на основе детального изучения многообразия простейших новый вариант их классификации. Единый прежде тип Простейшие стал подцарством с семью самостоятельными типами. В настоящее время по нормам современной систематики все простейшие выделены в отдельное царство. Ежегодно открывают и описывают всё новые и новые виды этих микроскопических существ. Сейчас их известно около 70 тыс. В настоящее время к ним относят не только одноклеточные организмы, но и колониальные формы – совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни. Среди простейших есть организмы, питающиеся только готовыми органическими соединениями, – гетеротрофы и обладающие растительным типом питания – фототрофы.

При изменении условий простейшие могут образовывать плотную защитную оболочку, превращаясь в цисту. В таком состоянии они переносят неблагоприятные условия, а в некоторых случаях цисты могут разноситься ветром на большие расстояния.

Лабораторная работа № 1

Знакомство с многообразием водных простейших

Оборудование:

ручная лупа 7х10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определёнными культурами простейших, пипетка, предметное стекло, салфетка, вата.

Ход работы:

1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о её цвете, наличии включений, двигающихся включениях?

2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.

3. Возьмите поочерёдно по одной капле воды из каждой пробирки с определённой культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.

Определите форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейшего.

4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движений.

Систематические группы простейших

Корненожки. Это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек – выпячиваний цитоплазмы (см. рис. 153, А), напоминающих корни растений. Корненожки обитают в морской и пресной воде, почве, других организмах (рис. 3). Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Среди них наиболее интересны фораминиферы (рис. 4), обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хороню сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тыс. ископаемых видов, а также около 4 тыс. видов, обитающих в океанах сейчас.

Рис. 3. Корненожки: А – без раковинок; Б – раковинные

Рис. 4. Фораминиферы

Из паразитических корненожек наиболее опасна амёба дизентерийная – паразит человека, вызывающий кишечное заболевание.

Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований (рис. 5).

Рис. 5. Радиолярии

Причудливые выросты на раковинах радиолярий значительно увеличивают площадь поверхности тела, что способствует их передвижению в толще воды.

Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней всего несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело большинства солнечников напоминает «солнышко», но лишено минерального скелета. Многие солнечники свободноплавающие, но есть и прикреплённые особи (рис. 6). Питаются животными организмами.

Споровики. Одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни. Известно более тысячи видов. Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения, в крови животных и человека, например малярийный плазмодий. Споровики приносят большой вред, снижая продуктивность сельскохозяйственных животных и вызывая их гибель (рис. 7). С 1861 по 1881 г. с помощью микроскопа удалось установить все фазы развития малярии в крови человека. В начале XX в. обнаружили и переносчика малярии – комара из рода Анофелес. С этого же времени начали активно бороться с переносчиками болезни, поэтому теперь от малярии умирает значительно меньше людей, чем раньше. И в настоящее время существуют очаги малярии.

Рис. 6. Солнечник

Рис. 7. Споровик грегарина

Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Циста. Раковина.

Вопросы

1. Как питаются гетеротрофы?

2. Какова функция цисты?

3. В связи с чем перестали считать всех простейших одноклеточными?

Задания

1. Раскройте термин «простейшие».

2. Найдите ошибку в утверждении: «Если все одноклеточные – простейшие, то все простейшие – животные одноклеточные».

3. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение на тему «Простейшие – возбудители заболеваний человека».

4. Рассмотрите рисунок 5 и объясните, как причудливые выросты на раковинах помогают радиоляриям перемещаться в толще воды.

4. Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

1. Где обитают простейшие?

2. Какие простейшие опасны для человека?

Жгутиконосцы. Простейшие этой группы имеют один, два или много жгутиков. Среди жгутиконосцев есть такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Нередко их относят к растительным жгутиконосцам (рис. 8).

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и колониальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток (рис. 9). Каждая клетка колонии по своему строению очень напоминает водоросль хламидомонаду.

Рис. 8. Растительные жгутиконосцы

Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и питаться, как растения, поскольку в их клетках имеется зелёный пигмент – хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например эвглена зелёная, на свету питаются как растения, а в темноте как животные – готовыми органическими веществами. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных организмах). Например, известны трихомонада и лямблия (рис. 10), которые паразитируют в кишечнике человека и животных. Трипаносома обитает в крови человека и животных (рис. 11). Лейшмании поражают преимущественно кожу, слизистые оболочки и внутренние органы.

Рис. 9. Вольвокс и другие колониальные жгутиконосцы

Инфузории – это наиболее сложноорганизованные одноклеточные или колониальные организмы. Среди них есть свободноживущие, прикреплённые и паразитические формы (рис. 12). Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Тело инфузорий имеет постоянную форму, у представителей многих видов, например у инфузории туфельки, имеются реснички, с помощью которых свободноживущие в водоёмах организмы довольно быстро передвигаются и обеспечивают себя питанием.

Свободноживущие инфузории питаются в основном бактериями, другими простейшими. Паразитические – обитают в кишечнике животных, питаются содержимым кишечника, разрушают слизистую и вызывают серьёзные заболевания. Прикрепленные – могут удерживаться на подводных предметах, теле водных животных. Реснички создают ток воды, с помощью которого пищевые частички подгоняются к ротовой впадине (см. рис. 153, Б). Характерным отличием инфузорий от других простейших является наличие в клетке не менее двух разных по величине ядер.

Рис. 10. Трихомонада и лямблия

Рис. 11. Трипаносома

Рис. 12. Туфелька и другие инфузории

Значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и в жизни человека. Это объясняется следующими особенностями.

Во-первых, тело многих водных простейших заключено в известковую раковинку. После гибели этих организмов их раковинки опускаются на дно. Там за многие миллионы лет из них образуются многометровые толщи известковых отложений, например мел.

Во-вторых, многие простейшие являются незаменимым кормом для других животных.

В-третьих, большое количество простейших является возбудителями различных болезней, среди которых немало смертельных. Из болезней человека, вызываемых простейшими, опасны такие, как амёбная дизентерия, амёбный менингит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва».

Простейшие приносят большой ущерб пчеловодству, рыбоводству, животноводству и звероводству.

Инфузории. Колония. Жгутиконосцы.

Вопросы

1. Рассмотрите на рисунках строение простейших. Какие основные признаки этой группы организмов можно установить по их изображениям?

2. В чём преимущество колониальных животных по сравнению с одноклеточными? Обсудите этот вопрос с одноклассниками.

3. Каково значение простейших?

Задания

1. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о заболеваниях пчёл, рыб и других животных, вызываемых простейшими.

2. Приведите доказательства, что когда-то и растения, и животные имели общих предков.

3. Подготовьте проект «Экскурсия в мир простейших».

Знаете ли вы, что…

Египетские пирамиды, дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковинок простейших. В 1 м3 воды из Тихого океана содержится от 50 до 800 тыс. известковых простейших; в Атлантическом океане – до 3 млрд, а в воде у берегов Сенегала или Осло-фьорда – 30–35 млрд, но и это не предел. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1 м3. Почти все основные группы свободнодвижущихся простейших обитают в почве. Их численность в 1 г почвы может быть от 150 тыс. до 1 млн, т. е. на 1 га придётся 150–1000 кг простейших, а на окультуренных человеком почвах даже до 8,5 т на 1 га.

iknigi.net

Учебники по биологии за 7 класс

Показано 1 — 10 из 10

К.кайым. Р.сантимбеков. А.аметов. Ж.кожантаева 3 издание Атамура

В основе учебника — концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в пе

Учебник написан в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования и требований к уровню подготовки учащихся основной (базовой) школы. Он содержит материал по всем основным типам и классам животных. Особое внимание уделено

В учебнике рассматриваются основные вопросы биологии животных, демонстрируется многообразие и значимость животного мира в природе, объясняются причины появления такого разнообразия и адаптации к различным экологическим условиям. Помимо основного мате

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологии для основной школы (5-9 классы), созданный на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Как работать с учебником 3
• Введение 4
1

Учебник для 7- 8 классов средней школы.
1993г.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение (5). § 1. Общие сведения о животном мире (5). § 2. Классификация животных (8).
Одноклеточные животные, или Простейшие
§ 3. Обыкновенная амеба, ее среда обитания, особеннос

Учебник адресован учащимся 7 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с электронным

По этому учебнику вы будете учиться в 6 и 7 классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы. Вопросы к тексту параграфа обозначены красным вопросительным знаком.

Учебник написан в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования и требований к уровню подготовки учащихся основной (базовой) школы. Он содержит самые необходимые сведения о строении и жизнедеятельности цветковых растений

Продолжение выпускаемой МИРОСом серии экспериментальных учебников биологии для базовой школы. Книга посвящена царствам грибов и растений. Ее особенностью по сравнению с традиционными учебниками ботаники является то, что в основу изложения материала п

Показано 1 — 10 из 10

proresheno.ru

Учебники по предмету Биология 7 класс онлайн

Биология и ее значение для школьников

Какие знания получит семиклассник из курса биологии в 7 классе? В первую очередь — это знания про простейшие живые организмы и про жизнь на Земле в целом. Понятия о том, что же из себя представляет биосфера планеты необходимы каждому ученику для общей эрудиции и для того, что бы изучать виды и классы животного мира более детально. Учебники 7 класс Биология помогут Вам как можно лучше разобраться во всех этих аспектах.

Оптимизация образовательного процесса для Вас

Мы заботимся о каждом школьнике в отдельности и о всех учениках в целом. Именно поэтому, мы предлагаем Вам несколько вариантов того, как экономить время и средства, то есть деньги. Вы можете просматривать все пособия, которые размещены на нашем портале абсолютно бесплатно и скачивать на мобильные устройства. Шагать в ногу со временем — значить уверенно двигаться в будущее. Мы продолжаем развиваться и идти вперед и хотим, что бы все школьники воспитывали в себе такую привычку.

Биология дома и в школе

Вам больше не нужно носить с собой книги в тяжелом портфеле. Просто создавайте библиотеку в электронном виде благодаря нашему интернет-ресурсу и все пособия, которые Вам необходимы будут при Вас. Так же прямо на уроке вы можете просматривать все пособия в режиме онлайн. Доступны для просмотра и Учебники 7 класс Биология. Забудьте об оплате и отправке смс для просмотра пособий. У нас удобная структура и Вы с легкостью найдете любую необходимую информацию по школьной программе.

С заботой о Вашем здоровье

Последнее время в России все больше школьников имеют проблемы со спиной. Большую роль в формировании подобных проблем имеет большое количество учебников и тяжелый портфель. Если Вы уже создали свою библиотеку с нами, то носите ее с собой и не берите столько книг. Берегите свое здоровье еще со школьных лет и Ваше будущее будет Вас радовать.

Ждем Вас на нашем сайте!

 

vklasse.online

учебник по биологии Пасечник 7 класс

Математика Истоминой Н. Б. Учебник очень красочный. Всё задачи направлены на развитие логического мышления. В краткой записи преобладают. 1657898865691 Поурочные планы по учебникам Н.Б. Истоминой (программа

Подробнее

для базового уровня 5 9 класс

Аннотация к рабочей программе по биологии для базового уровня 5 9 класс Рабочая программа учебного предмета биология в 5 9 классе составлена на основе программы основного общего образования по биологии(базовый

Подробнее

русский язык 5 кл разумовская

Скачать бесплатно ГДЗ, домашнюю работу, готовые домашние задания к учебнику Русский язык. 5 класс, Разумовская. 130509517 Книга: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Автор:

Подробнее

ГДЗ по биологии за класс, Пасечник

17 окт 2013. Гдз по биологии 6 класс рабочая тетрадь пасечник снисаренко. Надо ли платить за использование аккаунта?. Гдз русский язык 10-11 класс власенков а.и рыбченкова л.м 2000 год Гдз сборник текстов

Подробнее

биология 7 класс латюшин учебник.zip

15 июл 2013. биология 7 класс учебник латюшин скачать бесплатно рекламе нарушении центре рекламного 25 voip телефона. 9570625735375 URL: учебник биология 7 класс латюшин. Дата выпуска: 2013. Похожие файлы:

Подробнее

учебник обж за 11 класс латчук

У нас нашлось очень много книг по запросу Миронов, Латчук, Марков: Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник, заходите и качайте. 771295630 Учебник, входящий в федеральный перечень рекомендованных…

Подробнее

учебник немецкого schritte 5 решебник

Главная/Готовые домашние задания/немецкий язык/решебник по немецкому. Шаги 5: Учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательных. 696338382447236 Хочу продолжить изучение немецкого самостоятельно

Подробнее

гдз природа 5 класс сухова строганов

Рабочая тетрадь. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Название: Рабочая тетрадь. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 665996154 Природоведение. 5 класс. ID 3477934. Автор: Т. С. Сухова,

Подробнее

ф а михайловский история 5 класс ответы

Автор: Федор Михайловский. Аннотация, отзывы читателей, иллюстрации.. История / 5 Класс / История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А. 237981144 кто-нибудь знает ответы на вопросы по истории древнего

Подробнее

Аннотация к рабочей программе по биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени К.К. Рокоссовского» Аннотация к рабочей программе по биологии Оглавление Аннотация к рабочим программам

Подробнее

docplayer.ru