Первый урок в 7 классе обж – ОБЖ — 7 класс. Урок 1.

Вводный урок по ОБЖ, 7 класс

Сурова Н.Г.

Конкурсный урок Всероссийской педагогической

олимпиады «Педагогические ориентиры»

2017 год

Конспект вводного урока в 7 классе

«В безопасности» (45 минут)

Цель урока: изучение понятия «безопасность» и ознакомление с содержанием учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Задачи урока:

Воспитательные: способствование формированию сознания личности безопасного типа;

Развивающие: Использование критического мышления учащихся и умения работать в команде;

Познавательные: обобщить и систематизировать знания о безопасности в повседневной жизни учащихся;

Виды и формы урока: Урок ознакомления с новым материалом в форме беседы при использовании словесного метода и наглядного материала.

Оборудование: доска, наглядные материалы.

Ход урока:

Организация пространства:

    Для удобства взаимодействия с учащимися, необходимо расставить парты на подобии буквы «П», тем самым разделяя класс на три микро группы и освобождая пространство для выполнения участниками практических задач.


     

    Приветствие и представление – 5 минут:

      При входе учащимся раздаются карточки разных цветов, обозначающих принадлежность к той или иной команде. Учащиеся рассаживаются за столы, согласно цвету карточки. Здравствуйте, меня зовут Наталья Геннадьевна, и сегодня проведу у вас урок. Считаю, что необходимо выражать свою точку зрения, поэтому прошу вас не стесняться, а принимать активное участие в занятии.

      Знакомство – 5-10 минут:

        Для начала, чтобы наше общение было эффективнее давайте познакомимся. Перед вами лежат бейджи, в руке я держу маркер. Мы будем передавать его по кругу. Получая маркер,вы называете свое имя, записываете его на бейдже, а затем, называете прилагательное, которое ассоциируется с «ОБЖ». Ответы детей записываются на доске для того, чтобы провести анализ отношения к предмету. Чтобы передать маркер следующему человеку, необходимо произнести о нём любой интересный факт, но если вы затрудняетесь, то просто сделайте ему комплимент.

        Я, например, считаю, что это одна из самых важных дисциплин, ведь человек занимался обеспечением своей безопасности всегда. Вы можете и не подозревать, что «ОБЖ» прячется абсолютно в любом виде вашей деятельности. Не верите?

        Ознакомление с игрой – 2 минут:

          Тогда предлагаю сыграть в аналог знакомой вам игры «Правда или Действие», только назовем ее «Знание или действие». Перед вами карточка с секторами сфер человеческой жизнедеятельности. Команда, после выбора сектора, должна назвать несколько примеров из данной сферы и только потом допускается к выбору: ответа на вопрос по теме или выполнению действия. Если команда не отвечает на вопрос, то она может выполнить действие, но получит уже меньше баллов, и наоборот. Изначально за ответ на вопрос можно получить 5 баллов, за действие 3, соответственно, если команда не справляется с первой попытки, то могут заработать лишь 2 балла. Выполняя задания, прошу все команды делать на своей схеме пометки, « V »- уже знал, « + » — новое, « — » — думал иначе, « ? » — не понял, есть вопросы. На выполнение задания дается 1 минута. Есть вопросы? Тогда давайте проиграем.

          Игра – 15-20 минут:

            Сектор

            Вопрос

            Действие

            Здоровье

            Какой фактор влияет сильнее всего на здоровье человека? (образ жизни)

            Назовите продукты, которые должны входит в обязательный рацион школьника (молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты и яйца)

               

              Расставьте, как вы считаете, сколько кубиков сахара содержится в данных продуктах: банан (4,5), сладкий газированный напиток в объеме 1 литр (16,5), яблоко (6), печенье марки «Орео» (6), сникерс (7,5), кетчуп (1).

              Отношения

              Сколько групп элементарных эмоций? (MAD – злость, агрессия, отвращение. SAD – грусть, печаль, страдание. GLAD — радость. SCARED — страх. SEXY – удовольствие, нега, нежность)

              О ком данная цитата:

                «Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него» (Данко, М.Горький)

                Один участник встает перед командой и за минуту демонстрирует эмоции согласно списку у ведущего. Задача команда отгадать более 10 эмоций.

                Окружение

                Существует ли такое понятие как – Экологическая культура, если да, то дайте определение этому понятию. (примерно. — Экологическая культура— часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы)

                  У вас есть минута, чтобы придумать минимум 5 применения пластиковой бутылки преподавании предмета.

                  Само-совершенствование

                  Безопасный, годами проверенный источник знаний, это? (книга)

                  На что направлены дополнительные занятия, кружки, студии и далее (получения дополнительных знаний, углубление полученных)

                  Самосовершенствование должно протекать на протяжении всей жизни? Почему?

                     

                    Расшифровать послание по книге, где 1 цифра – номер страницы, 2 – номер строки, 3 – номер слова в строке. Используются только первые буквы в словах.

                    Яркость жизни

                    Сколько часов человек спит на протяжении своей жизни? (треть жизни, из расчета 8 часов в день)

                    Когда происходит пик умственной активности? (в 10 часов)

                      Провести импровизированный танцевальный флешмоб для остальных команд

                      Духовность

                      После какого события в 1986 году появилось понятие «культура безопасности»?

                        Составить свод правил общения в семье, состоящий из 5 пунктов минимум.


                         

                         

                        Завершающий этап – 5 минут:

                          Подведем итоги, сколько заработала каждая команда. Мы говорили о сферах деятельности человека, но, надеюсь, что теперь вы видите, что такой предмет как «ОБЖ» настолько слился с нашей жизнью, что мы уже иногда и не акцентируем на него внимание. Но знания и умения данной дисциплины помогут вам эффективно и успешно развиваться и жить в нашем обществе. Теперь я попрошу каждую команду высказаться по поводу заданий. Каких символов на вашей карточке больше? Мы видим, что все сферы пересекаются в центре. Как вы считаете, что должно быть там написано? (Человек/Безопасность)

                          Спасибо за то, что приняли участие в игре. Мне было очень приятно с вами работать. Давайте друг другу поаплодируем.


                           

                          Карточки сфер жизнедеятельности человека

                           

                          Здоровье

                          Отношения

                          Окружение

                          Само-совершенствование

                          Яркость жизни

                          Духовность

                           

                           

                          Примеры сфер

                          Самочувствие

                          Внешний вид

                          Подвижность

                          Настроение

                          Прогулки

                          Питание

                          Режим дня

                          Спорт

                          Общение

                          Дружба

                          Любовь

                          Семья

                          Родные

                          Друзья

                          Окружающая среда

                          Обучение

                          Работа над собой

                          Личностный рост

                          Развлечения

                          Отдых

                          Хобби

                          Вера

                          Творчество

                          Искусство


                           

                          Карточка раздаточная для игры


                           

                          Конкурсное задание

                          Продукт

                          Содержание сахара

                          Банан

                           

                          Сладкий газированный напиток

                           

                          Печенье

                           

                          Сникерс

                           

                          Кетчуп

                           


                           


                           

                          Карточки эмоций

                          Злость

                          Возмущение

                          Застенчивость

                          Раздражение

                          Счастье

                          Гордость

                          Интерес

                          Скука

                          Удивление

                          Грусть

                          Мечтательность

                          Удовлетворенность

                          Решимость

                          Оптимизм


                           

                          Я,

                          Для меня

                          «ОБЖ» —

                          Я,

                          Для меня

                          «ОБЖ» —

                          Я,

                          Для меня

                          «ОБЖ» —

                          Я,

                          Для меня

                          «ОБЖ» —

                          Я,

                          Для меня

                          «ОБЖ» —

                          Я,

                          Для меня

                          «ОБЖ» —


                           

                          xn--j1ahfl.xn--p1ai

                          Презентация к уроку по ОБЖ (7 класс) по теме: 7 класс. Тема 1: урок 1 «Общие понятия об опасных и ЧС природного характера»

                          Данная публикация иллюстрирует первый урок ОБЖ в 7 классе  «Различные природные явления и причины их возникновения» (презентация, анимационные и видеофрагменты) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т Смирнова, Б.О Хренникова, М.В.Маслова; М., «Просвещение», 2007 год.

                          Презентация состоит из двух разделов:

                          • Изучение нового материала
                          • Проверь свои знания

                          Раздел « Изучение нового материала» иллюстрирует следующие учебные вопросы:

                          • Стихийные бедствия (3 слайд)
                          • Природные явления метеорологического характера (4 – 9 слайд)
                          • Природные явления геологического характера (10 – 16 слайд)
                          • Природные явления гидрологического характера (17 – 18 слайд)
                          • Лесные пожары (19 слайд)

                           

                          Раздел «Проверь свои знания» составлен в форм тестов и содержит следующие вопросы:

                          • Что такое землетрясение? (21 – 23 слайд)
                          • Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра? (24 – 26 слайд)
                          • Ветер скоростью до 5 м/с  называется: (27 – 29 слайд)
                          • Область пониженного давления в атмосфере – это: (30 – 32 слайд)
                          • Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с называется… (33 – 35 слайд)
                          • Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с называется… (36 – 38 слайд)
                          • Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с называется… (39 – 41 слайд)
                          • значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т. п. называется… (42 – 44 слайд)
                          • Что собой представляет сель? (45 – 47 слайд)
                          • Цунами – это… (48 – 50 слайд)
                          • Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, – это: (51 – 53 слайд)
                          • Поток смеси воды, песка, грязи и камней называют… (54 – 56 слайд)
                          • Что собой представляет буря? (57 – 59 слайд)
                          • Что собой представляет горный обвал? (60 – 62 слайд)
                          • Что собой представляет лавина? (63 – 65 слайд)
                          • Что собой представляет наводнение? (66 – 68 слайд)
                          • Что собой представляет оползень? (69 – 71 слайд)
                          • Что собой представляет ураган? (72 – 74 слайд)
                          • Что собой представляет смерч? (75 – 77 слайд)

                          Анимационные и видеофрагменты состоят из роликов:

                           

                          • Анимация Землетрясение
                          • Архив ZIP — WinRAR извержение вулкана
                          • Архив ZIP — WinRAR пылевая буря, чc метео
                          • Архив ZIP — WinRAR Смерч
                          • Архив ZIP — WinRAR ураган

                          К сожалению, не смог закачать ролики Molnia, Гроза, Наводнение, Цунами, Вулканы, Горный обвал, Лесные пожары, Селевой поток, Сход снежной лавины, т.к. объём каждого из них превышает 3 МБ. По необходимости могу переслать, мой адрес [email protected]

                           

                          nsportal.ru

                          План-конспект урока по ОБЖ в 7 классе

                          Урок № 1
                          Тема урока по ОБЖ в 7 классе

                          «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

                          Цели урока:

                          -познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;

                          -ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;

                          -совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера.

                          Оборудование:

                          -Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

                          -физическая карта мира.

                          Ход урока:

                          I.Организационный момент.

                          II.Проверка домашнего задания.

                          (Учащиеся зачитывают мини-сочинения на тему «Что может привести молодого человека на скамью подсудимых?»)

                          III. Изучение новой темы.

                          1.Беседа с учащимися.

                          -Что вы понимаете под стихийными бедствиями?

                          -Какие стихийные бедствия возможны на территории России?

                          -Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

                          (Обсуждение ответов учащихся.)

                          У ч и т е л ь. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, которые приводят к возникновению большого количества поражённых. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.

                          А что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

                          (Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

                          2.Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

                          «Статья 1. Основные понятия.

                          Чрезвычайная ситуация—это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.»

                          -Что бы вы могли дополнить или изменить?

                          У ч и т е л ь. Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций?

                          Давайте сравним ваши ответы с определением, зафиксированном в федеральном законе.

                          «Статья 1. Основные понятия.

                          Предупреждение чрезвычайных ситуаций—это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.»

                          В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

                          -предупреждение возникновения и развития ЧС;

                          -снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

                          -ликвидация ЧС.

                          Учитель зачитывает главу IV «Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших» (статья 18 «Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»; статья 19 «Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»).

                          3.Р а с с м о т р е н и е примеров ЧС природного характера. Это:

                          -землетрясения;

                          -извержения вулканов;

                          -обвалы;

                          -лавины;

                          -оползни;

                          -ураганы;

                          -наводнения;

                          -крупные природные пожары и т.д.

                          Учитель обращается к физической карте мира, отмечает, что каждому региону свойственны свои климатогеографические способности, следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в нашей местности, имеют свою специфику.

                          Учащиеся делают выводы вместе с учителем о ЧС природного характера, возможных в наших условиях:

                          -ураганы;

                          -природные пожары;

                          -засухи и суховеи.

                          Определяется алгоритм действий при ЧС.

                          1.Получение сигнала.

                          |

                          2.Получение информации

                          |

                          3.Знание сигналов оповещения

                          |

                          4.Обращение за помощью

                          |

                          5.Изготовление простейших средств защиты и спасения

                          |

                          6.Действия по самоспасению

                          |

                          7.Оказание помощи окружающим.

                          5.Р е к о м е н д а ц и и «Ваши действия при ЧС природного характера».

                          БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

                          В а ш и д е й с т в и я:

                          1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

                          2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

                          3.Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

                          4.Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

                          5.Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.

                          6.В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а лучше всего—в подвал.

                          7.Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев.

                          8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой стороны.

                          ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

                          В а ш и д е й с т в и я:

                          1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице—желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами.

                          2.Держитесь подальше от окон: они могут не выдерживать вибрации и вы поранитесь битыми стёклами.

                          3.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

                          4.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или повреждённых коммуникаций может произойти взрыв.

                          5.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

                          6.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

                          Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

                          ЛЕСНОЙ ПОЖАР

                          В а ш и д е й с т в и я:

                          1.Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя ветками.

                          2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

                          3.Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

                          Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.

                          4.Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.

                          5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

                          6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

                          7.В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

                          8.Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.

                          ЛАВИНА

                          Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.

                          НА ПУТИ—ЛАВИНА

                          В а ш и д е й с т в и я:

                          1.Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнёт скользить.

                          2.Будьте внимательны к первым признакам схода лавин—это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.

                          3.Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.

                          4.Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.

                          5.Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

                          6.Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.

                          7.Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь—например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне. Барахтайтесь, как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.

                          ПОД СНЕГОМ

                          В а ш и д е й с т в и я:

                          1.Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.

                          2.Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.

                          3.Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.

                          4.Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.

                          НАВОДНЕНИЕ

                          В а ш и д е й с т в и я:

                          1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

                          2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

                          3.Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через неё.

                          4.Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.

                          5.Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.

                          6.Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

                          7.Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.

                          8.При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.

                          9.Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой держа палку.

                          10.Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.

                          IV. Итог урока.

                          -Назовите способы защиты населения в ЧС природного характера.

                          -Для чего создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС?

                          -Чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?

                          Домашнее задание: Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности.

                          Урок №2

                          infourok.ru

                          План-конспект урока по ОБЖ (7 класс) на тему: Игровой урок по ОБЖ 7 класс

                          ИТОГОВЫЙ УРОК  ОБЖ

                          7 КЛАСС

                          ПО ТЕМЕ: «ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В ЧС

                          ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»

                          Цель и задачи урока:  обобщение знаний учащихся о Чрезвычайных Ситуациях природного характера; проверка умений учащихся действовать во время стихийных бедствий; повышение интереса к предмету ОБЖ; воспитание сплочённости коллектива и дружеского участия при работе в группах.

                          Материальное обеспечение: мультимедийное сопровождение в виде презентации, отрывки из фильмов о стихийных бедствиях, рабочие тетради учащихся; паспорта экипажей,  карточки – задания, шифровки, пазлы.

                          1. Организационный момент  

                          Объяснение учащимся о правилах проведения урока: работать будут по группам – экипажам, каждое правильно выполненное задание – балл экипажу, все баллы, замечания капитан записывает в паспорт экипажа после каждого испытания. В конце урока каждый капитан вместе с экипажем оценивает работу в группах и  выставляет оценки в паспорт. Критерии оценки: готовность к уроку, активность при обсуждениях, правильность и грамотность ответов, чёткая и слаженная работа всех участников экипажа.

                          1. Ход урока.

                          Вступительное слово учителя: пора проверить знания, которые вы получили на предыдущих уроках, посвящённых изучению стихийных бедствий и правил поведения во время них.

                          1 испытание – разминка: ( учитель задаёт вопросы, учащиеся должны дать быстрые ответы)

                          — Не на шутку разыгравшаяся снежная буря? ( буран)

                          -Сильный электрический разряд между облаками и землёй ( молния)

                          — Учёный, создавший шкалу силы ветра? ( Бофорт)

                          -Область возникновения подземного удара? (очаг землетрясения)

                          -Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча? (пылесос)

                          -Какое бедствие называют «драконом гор»? (сель)

                          — Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава? (зажор)

                          — Продолжительное отсутствие дождей? (засуха)

                          — Ледяная корка на поверхности земли? ( гололёд)

                          — Быстро, внезапно возникающее движение снега вниз по крутым склонам гор? (лавина)

                          Капитаны подсчитывают баллы, записывают в паспорта экипажей

                          2 испытание – характеристика бедствия: (учащиеся каждого экипажа выбирают «Стрелку»- лист бумаги в виде стрелы, где написано название стихийного бедствия, готовят ответ об этом бедствии. Ответ должен включать краткую характеристику и правила поведения людей)

                          — ураган, землетрясение, смерч, наводнение, лесной пожар, торфяной пожар

                          3  испытание – задача: (каждый экипаж должен решить задачу)

                          Экипажи попадают на берег океана, которому угрожает цунами. Скорость движения цунами в нашем случае рекордная и достигла 800 км/ч. Участники получили предупреждение всего за 6 минут до подхода цунами к берегу. Вопрос: Вычислите, на каком расстоянии находилась гигантская волна в момент получения предупреждения? На какое расстояние вы должны отбежать от берега за эти 6 минут, если скорость бегущего человека 12 км/ч?. Сможете ли вы спастись от цунами?

                          Решение:  6 мин. =0,1 часа,1) 800*0,1 =80 км., в момент получения предупреждения цунами находится на расстоянии 80 км. 2) 12*0,1=1,2 км., расстояние, на которое отбегут участники от берега, равно 1,2 км., значит , они успеют спастись от цунами.

                          4 испытание – конкурс капитанов: (капитаны должны показать правильные действия во время предложенного стихийного бедствия)

                          Варианты: при землетрясении ( в помещении), при урагане (на улице), при наводнении (в квартире), при буране ( на улице), при землетрясении ( на улице).

                          5 испытание – сложи пазл: ( экипажи должны за определённое время сложить пазл с изображением стихийного бедствия и определить по рисунку, что за бедствие изображено)

                          6 испытание —  найди ошибку: ( учитель зачитывает текст с описанием событий, учащиеся должны найти ошибки и неточности в описаниях)

                          -Семья ужинала. Вдруг сильный толчок заставил вздрогнуть дом. « Бежим в подвал  -сказал папа – там есть всё необходимое для спасения». Мама в панике бросилась на улицу и спряталась у стены соседнего дома.

                          -Сильный ураган застал ребят в лесу. Саша бросился бежать в поле. Алёша спрятался под дубом. Лена укрылась в канаве.

                          -Вдруг потянуло дымком. Туристы увидели совсем рядом пламя, оно надвигалось на них. Туристы бросились бежать от огня. Витя осмотрелся и побежал в сторону реки.

                          -На море штормило. Люди на островке видели, как надвигается мощная волна на берег. Сильный ветер, похожий на воронку, упал с небес. Селение затопило. Жители попрятались на крышах домов.

                          -В горном ауле  жители услышали по радио предупреждение о приближении лавины. Одна семья укрылась в подвале. Другая  — собрала вещи и поехала куда глаза глядят. 

                          7 испытание – узнай бедствие: (экипажи должны по описанию узнать стихийное бедствие, описание читает учитель)

                          -Это стихийное бедствие неоднократно пришлось испытать жителям Киргизии в 1963 г. Три волны…накрыли озеро Иссык Куль, его чаша наполнилась глиной, обломками горных пород. (сель)

                          — Ещё в 218 г.до н. э. это бедствие в Альпах накрыло и едва не погубило всё войско карфагенского полководца Ганнибала? (лавина)

                          — В 525 г.до н. э. во время этого бедствия в Сахаре погибло 50 тысячное войско персидского царя  Камбиза? (песчаная буря)

                          — 1950 г., Тибет. Это стихийное бедствие привело к изменению горного ландшафта на значительной территории: разрушались и  двигались горы, возникали гигантские провалы и щели? ( землетрясение)

                          — Это бедствие случилось на Антильских островах. Оно разрушило каменные здания, вырывало с корнем деревья. Свыше 400 судов было потоплено в бухтах. Жертвами стали десятки тысяч людей? ( ураган)

                          8 испытание – шифровка: ( учащимся предлагается разгадать зашифрованные послания, ключ – алфавит, каждая цифра соответствует букве алфавита)

                          Тексты шифровок:

                          1 Срочно нужен врач в зону землетрясения.

                          2 Терпит бедствие команда корабля, шторм – 9 баллов.

                          3 Нужны плав.средства для спасения от наводнения.

                          4 Внимание, в районе Гималаев альпинисты попали в бурю.

                          5 Спасите пострадавших от урагана, есть жертвы.

                          9 испытание – головоломка ( экипажи должны за определённый промежуток времени разгадать головоломку, можно заменить её кроссвордом)

                          1.Быстрое отделение и падение горных пород вниз. ( обвал)

                          2.Неконтролируемый процесс горения.  ( пожар)

                          3.Буря на море.  (  шторм)

                          4.Зимнее бедствие.  ( мороз)

                          5.Сильное  атмосферное возмущении с пониженным давлением в центре.(циклон)

                          Все слова читаются сверху вниз, состоят из 5 букв, кроме последнего слова.

                          1. Итог урока. Капитаны вместе с экипажами обсуждают работу каждого участника, подсчитывают общее количество баллов, выставляют оценки в соответствии с критериями, выявляют самых активных игроков. Затем все результаты оглашаются вслух. Паспорта экипажей сдаются учителю.

                          Учитель: итак, сегодня на уроке мы проверили ваши знания о стихийных бедствиях, о правилах поведения и способах защиты людей.   (оценивает работу каждого экипажа, указывает на недочёты, благодарит за работу).

                          4.Домашнее задание – буриме, составить четверостишия или стихотворение, используя предложенные слова: течение – наводнение, туман – ураган, долина – лавина, явление – землетрясение.

                           

                          nsportal.ru

                          Уроки по ОБЖ — 7 класс — ОБЖ

                          © 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
                          Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
                          Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
                          Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


                          Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

                          Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
                          Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

                          РАЗРАБОТКИ


                          7 класс


                          В категории разработок: 13

                          Фильтр по целевой аудитории

                          — Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

                          Данный урок позволит организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков. Учащиеся выработают алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия. В ходе урока учащиеся выполнят практическую работу- на контурной карте отметят селеопасные районы России. Урок сопровождается презентацией.

                            

                           

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Данный урок и презентация разработаны к учебнику А.Т. Смирнова и Б.О.Хренникова. Учащиеся знакомятся с понятием «сель» , с причинами возникновения и последствиями этого опасного природного явления. 

                           

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Данный урок разработан по технологии критического мышления. В конспекте применяются различные методы работы с классом. Предусмотрена работа обучающихся в группах. в течение урока дети занимаются составлением кластера. В стадии рефлексии предусмотрено составление синквейна.

                              

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Презентация для урока ОБЖ в 7 классе. Тема урока: Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения.. УМК М. П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов.

                              

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Данный урок будет интересен учителям, активно применяющим в своей работе технологии КСО, различные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся. Урок показывает, каким образом можно реализовать интерактивные методы и приемы обучения в рамках предмета ОБЖ. Содержит творческие исследовательские проекты учащихся и презентацию.

                            

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Цель урока: познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению, как вести себя во время и после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.
                          Задачи урока:
                          — расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
                          — сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения;

                          — закрепить навыки безопасного поведения учащихся при внезапном землетрясении.

                             

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Цель второго урока: 
                          познакомить учащихся с порядком оценки интенсивности землетрясения,
                          рассказать о последствиях землетрясений и мерах по уменьшению потерь от землетрясений

                          Межпредметные связи — ОБЖ, география, история

                             

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Цель урока:
                          — познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения.
                          Задачи урока:
                          — расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
                          — сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения;

                          — продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения.

                                

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Материал содержит план-конспект обобщающего занятия в 7 классе по теме «Ураганы, бури, смерчи» и презентацию к уроку .
                          Цель и задачи: Систематизация знаний учащихся по теме «Ураганы, бури, смерчи».
                          Вопросы урока:
                          1. Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей.
                          2. Последствия ЧС метеорологического характера.
                          3. Меры по снижению ущерба.

                          4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей.

                                 

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Эта разработка урока интересна не только уителям обж, НО И УЧИТЕЛЯМ БИОЛОГИИ. В ней так же содержится материал по которому можно сделать практическую работу, тем самым научить детей расчитывать свои биологические ритмы

                           

                          Целевая аудитория: для 7 класса

                          Конкурсы


                          Диплом и справка о публикации каждому участнику!

                          www.uchportal.ru

                          Методическая разработка по ОБЖ (7 класс) по теме: План урока ОБЖ в 7 классе: «Действия людей в ЧС природного характера».

                          ПЛАН ИТОГОВОГО УРОКА  ОБЖ В 7-М КЛАССЕ

                          ПО ТЕМЕ: «ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В ЧС

                          ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»

                          Разработал: преподаватель – организатор ОБЖ гимназии № 652 г. Санкт – Петербурга, Михайлова С. Ю.

                          Цель и задачи урока:  обобщение знаний учащихся о Чрезвычайных Ситуациях природного характера; проверка умений учащихся действовать во время стихийных бедствий; повышение интереса к предмету ОБЖ; воспитание сплочённости коллектива и дружеского участия при работе в группах.

                          Материальное обеспечение: мультимедийное сопровождение в виде презентации, отрывки из фильмов о стихийных бедствиях, рабочие тетради учащихся, учебники: А. Т. Смирнов, Е. Н. Литвинов. М.: АСТ « Астрель»; паспорта экипажей,  карточки – задания, шифровки.

                          1. Организационный момент  

                          Объяснение учащимся о правилах проведения урока: работать будут по группам – экипажам, каждое правильно выполненное задание – балл экипажу, все баллы, замечания капитан записывает в паспорт экипажа после каждого испытания. В конце урока каждый капитан вместе с экипажем оценивает работу в группах и  выставляет оценки в паспорт. Критерии оценки: готовность к уроку, активность при обсуждениях, правильность и грамотность ответов, чёткая и слаженная работа всех участников экипажа.

                          1. Ход урока.

                          Вступительное слово учителя: пора проверить знания, которые вы получили на предыдущих уроках, посвящённых изучению стихийных бедствий и правил поведения во время них.

                          1 испытание – разминка: ( учитель задаёт вопросы, учащиеся должны дать быстрые ответы)

                          — Не на шутку разыгравшаяся снежная буря? ( буран)

                          -Сильный электрический разряд между облаками и землёй ( молния)

                          — Учёный, создавший шкалу силы ветра? ( Бофорт)

                          -Область возникновения подземного удара? (очаг землетрясения)

                          -Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча? (пылесос)

                          -Какое бедствие называют «драконом гор»? (сель)

                          — Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава? (зажор)

                          — Продолжительное отсутствие дождей? (засуха)

                          — Ледяная корка на поверхности земли? ( гололёд)

                          — Быстро, внезапно возникающее движение снега вниз по крутым склонам гор? (лавина)

                          Капитаны подсчитывают баллы, записывают в паспорта экипажей

                          2 испытание – характеристика бедствия: (учащиеся каждого экипажа выбирают «Стрелку»- лист бумаги в виде стрелы, где написано название стихийного бедствия, готовят ответ об этом бедствии. Ответ должен включать краткую характеристику и правила поведения людей)

                          — ураган, землетрясение, смерч, наводнение, лесной пожар

                          3  испытание – задача: (каждый экипаж должен решить задачу)

                          Экипажи попадают на берег океана, которому угрожает цунами. Скорость движения цунами в нашем случае рекордная и достигла 800 км/ч. Участники получили предупреждение всего за 6 минут до подхода цунами к берегу. Вопрос: Вычислите, на каком расстоянии находилась гигантская волна в момент получения предупреждения? На какое расстояние вы должны отбежать от берега за эти 6 минут, если скорость бегущего человека 12 км/ч?. Сможете ли вы спастись от цунами?

                          Решение:  6 мин. =0,1 часа,1) 800*0,1 =80 км., в момент получения предупреждения цунами находится на расстоянии 80 км. 2) 12*0,1=1,2 км., расстояние, на которое отбегут участники от берега, равно 1,2 км., значит , они успеют спастись от цунами.

                          4 испытание – конкурс капитанов: (капитаны должны показать правильные действия во время предложенного стихийного бедствия)

                          Варианты: при землетрясении ( в помещении), при урагане (на улице), при наводнении (в квартире), при буране ( на улице), при землетрясении ( на улице).

                          5 испытание – сложи пазл: ( экипажи должны за определённое время сложить пазл с изображением стихийного бедствия и определить по рисунку, что за бедствие изображено)

                          6 испытание —  найди ошибку: ( учитель зачитывает текст с описанием событий, учащиеся должны найти ошибки и неточности в описаниях)

                          -Семья ужинала. Вдруг сильный толчок заставил вздрогнуть дом. « Бежим в подвал  -сказал папа – там есть всё необходимое для спасения». Мама в панике бросилась на улицу и спряталась у стены соседнего дома.

                          -Сильный ураган застал ребят в лесу. Саша бросился бежать в поле. Алёша спрятался под дубом. Лена укрылась в канаве.

                          -Вдруг потянуло дымком. Туристы увидели совсем рядом пламя, оно надвигалось на них. Туристы бросились бежать от огня. Витя осмотрелся и побежал в сторону реки.

                          -На море штормило. Люди на островке видели, как надвигается мощная волна на берег. Сильный ветер, похожий на воронку, упал с небес. Селение затопило. Жители попрятались на крышах домов.

                          -В горном ауле  жители услышали по радио предупреждение о приближении лавины. Одна семья укрылась в подвале. Другая  — собрала вещи и поехала куда глаза глядят. 

                          7 испытание – узнай бедствие: (экипажи должны по описанию узнать стихийное бедствие, описание читает учитель)

                          -Это стихийное бедствие неоднократно пришлось испытать жителям Киргизии в 1963 г. Три волны…накрыли озеро Иссык Куль, его чаша наполнилась глиной, обломками горных пород. (сель)

                          — Ещё в 218 г.до н. э. это бедствие в Альпах накрыло и едва не погубило всё войско карфагенского полководца Ганнибала? (лавина)

                          — В 525 г.до н. э. во время этого бедствия в Сахаре погибло 50 тысячное войско персидского царя  Камбиза? (песчаная буря)

                          — 1950 г., Тибет. Это стихийное бедствие привело к изменению горного ландшафта на значительной территории: разрушались и  двигались горы, возникали гигантские провалы и щели? ( землетрясение)

                          — Это бедствие случилось на Антильских островах. Оно разрушило каменные здания, вырывало с корнем деревья. Свыше 400 судов было потоплено в бухтах. Жертвами стали десятки тысяч людей? ( ураган)

                          8 испытание – шифровка: ( учащимся предлагается разгадать зашифрованные послания, ключ – алфавит, каждая цифра соответствует букве алфавита)

                          Тексты шифровок: Срочно нужен врач в зону землетрясения. Терпит бедствие команда корабля, шторм – 9 баллов. Нужны плав.средства для спасения от наводнения. Внимание, в районе Гималаев альпинисты попали в бурю. Спасите пострадавших от урагана, есть жертвы.

                          9 испытание – головоломка ( экипажи должны за определённый промежуток времени разгадать головоломку, можно заменить её кроссвордом)

                          1.Быстрое отделение и падение горных пород вниз. ( обвал)

                          2.Неконтролируемый процесс горения.  ( пожар)

                          3.Буря на море.  (  шторм)

                          4.Зимнее бедствие.  ( мороз)

                          5.Сильное  атмосферное возмущении с пониженным давлением в центре.(циклон)

                          Все слова читаются сверху вниз, состоят из 5 букв, кроме последнего слова.

                          1. Итог урока. Капитаны вместе с экипажами обсуждают работу каждого участника, подсчитывают общее количество баллов, выставляют оценки в соответствии с критериями, выявляют самых активных игроков. Затем все результаты оглашаются вслух. Паспорта экипажей сдаются учителю.

                          Учитель: итак, сегодня на уроке мы проверили ваши знания о стихийных бедствиях, о правилах поведения и способах защиты людей.   (оценивает работу каждого экипажа, указывает на недочёты, благодарит за работу).

                          4.Домашнее задание – буриме, составить четверостишия или стихотворение, используя предложенные слова: течение – наводнение, туман – ураган, долина – лавина, явление – землетрясение.

                           

                          nsportal.ru

                          План-конспект урока по ОБЖ (7 класс) на тему: Урок ОБЖ в 7классе

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тростенецкая средняя  общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

                          Областной конкурс «Методическая копилка учителя»

                          II направление «ОБЖ»:

                          «Мой урок по основам безопасности жизнедеятельности»

                           (методическая разработка урока).

                          подготовил:

                          учитель ОБЖ

                          Власов Сергей Леонидович

                          Тростенец,  2015

                                                 

                                                                      План урока

                          Тема: « Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения»

                          Класс: 7

                          Цель:

                          • научить учащихся правильным действиям при возникновении лесного пожара;
                          • сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара;
                          • развивать мышление учащихся, умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
                          • воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

                          Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений (урок — закрепление)

                          Структура урока:

                          I. Организационный момент

                          II. Актуализация опорных знаний

                               1. Вступительное слово учителя

                               2. Чтение стихотворений учащимися

                          III. Проверка домашнего задания

                          1. Викторина  
                          2. Заполнение таблицы «Виды лесных пожаров»

                          IV. Работа над темой урока

                          1. Причины возникновения лесных пожаров
                          2. Профилактика лесных пожаров
                          3. Система охраны лесов

                          V. Физкультминутка

                          VI. Закрепление изученного

                          1. Чтение стихотворения.  
                          2. Игра «Лесные поэты».
                          3. Решение  ситуационных задач.

                          VII. Подведение итогов урока.

                          VIII. Домашнее задание

                          IX. Рефлексия

                          Материально-техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация, серия плакатов по противопожарной безопасности, карточки с различными ситуациями, листы самоконтроля,  плакаты с изречениями: «Народ, который не сможет сохранить свои лесные богатства, не имеет будущего» (древняя мудрость) и «Охранять природу — значит охранять Родину» (М.М. Пришвин)

                                                                          Ход урока

                          I. Организационный момент

                          Приветствие

                          II. Актуализация опорных знаний

                          1. Вступительное слово учителя

                          -Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, отгадайте загадку:

                          Дом со всех сторон открыт.
                          Он резною крышей крыт.
                          Заходи в зеленый дом —
                          Чудеса увидишь в нем. (лес) (Слайд 1)

                          -Вот сегодня мы и отправимся в лес по учебной природной тропинке.

                          Вспомните, пожалуйста,  с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.

                          2. Чтение стихотворений учащимися

                          1. Здравствуй, лес, дремучий лес,

                          Полный сказок и чудес!

                          Ты о чем шумишь листвою

                          Ночью темной, грозовою?

                          Что там шепчешь на заре,

                          Весь в росе и в серебре?

                          Кто в глуши твоей таится?

                          Что за зверь? Какая птица?

                          Все открой, не утаи:

                          Ты же видишь — мы свои!

                          1. И мы пройдемся медленно по лесу,

                          И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

                          И будем над цветками наклоняться

                          Не для того, чтоб рвать или срезать,

                           А чтоб увидеть добрые их лица

                          И доброе лицо им показать. (Слайды 2- 6)

                          Учитель: Лес занимает более половины территории России. Ребята составили «живую анкету леса». Давайте их послушаем.

                          1ученик. Лес – «легкие планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется  при дыхании двухсот человек.

                          2ученик. Лес — друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов — особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

                          3ученик. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.

                          4 ученик. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн тонн ягод, 5 млн тонн орехов, 330 тыс. тонн грибов

                          5 ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн кв. км.

                          6 ученик. Ежегодно на планете вырубается 33000 га леса.

                          7 ученик. Сегодня над человечеством нависла угроза оставить будущее поколение без «зеленого золота». (Слайд 7)

                          III. Проверка домашнего задания

                          Учитель: Внимание на экран. Сейчас вы еще раз увидите кадры с лесными пожарами, и сопровождать их мы будем вопросами викторины.

                          1. Викторина
                          • Самый страшный враг леса
                          • Что такое лесной пожар? (Слайд 8)
                          • Что служит горючим материалом?
                          • Какие виды лесных пожаров вы знаете?
                          • К какому виду относится пожар в лесу, горючим материалом которого стали опавшие листья, пни, сухие ветки, сухой мох? (Слайд 9)
                          • Как можно определить основное направление распространения лесного пожара?
                          • Вы видите горение без пламени. При каком виде лесного пожара оно возможно? (Слайд 10)
                          • Какой вид лесного пожара распространяется быстрее? (Слайд 11)

                          2 Заполнение таблицы. (Слайд 12)

                          Работа в парах

                          Виды лесных пожаров

                          Виды лесных пожаров

                                                           

                                                                                                         

                          Низовой

                          Верховой

                          Подземный

                          (торфяной)

                                                                                         

                          Устойчивый

                          Беглый

                          Устойчивый

                          Беглый

                          -Вот мы с вами и подошли к основной теме урока.

                          -Сформулируйте тему. (Лесные пожары и их профилактика) (Слайд 13)

                          IV. Работа над темой урока

                          Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – зоной бедствия (карточка крепится на доску).

                          1. Причины возникновения лесных пожаров

                          Учитель: Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине.

                          Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, особенно в пожароопасный сезон. (Слайд 14) Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары. (Слайд 15)

                          (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)

                          — брошенная горящая спичка, окурок;

                          — непогашенный костер;

                          — тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

                          — люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

                          — осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

                          — хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

                          — при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

                          — выжигание сухой прошлогодней травы.

                          Учитель: Помните ребята! Всего этого в лесу делать нельзя.

                          Учитель: Мы с вами говорили о разных науках — зоология, биология, а еще существует наука, изучающая лесные пожары. Называется она пирология. 

                          2. Профилактика лесных пожаров

                          С наступлением теплой летней погоды все стремятся отдохнуть на природе, но, чтобы отдых прошел без происшествий и тем более не обернулся трагедией, каждому необходимо соблюдать правила пожарной  безопасности в лесу.

                          • Работа в группах.

                          У вас на столе лежат памятки. Внимательно изучите памятки.

                          1группа готовит  «Обращение к населению в связи с лесными пожарами»

                          2 группа готовит памятку для туриста «Правила разведения костра в лесу»

                          3группа готовит ответ на вопрос:  что делать, если вы попали в зону пожара?

                          (Учащиеся изучают памятки)

                                                   Правила пожарной безопасности в лесу (Слайды 16-19)

                          В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

                          1. Бросать на землю горящие спички — попав в сухую траву или мох,  вызовут их возгорание;
                          2. Оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, которые, фокусируя лучи солнца, как линзы, могут вызвать возгорание сухой травы;
                          3. Выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, расположенных в лесу;
                          4. Разводить костры в хвойных молодняках, торфяниках, лесосеках е порубочными остатками, в местах с подсохшей травой.

                                          Правила разведения костра в лесу (Слайд 20)

                          1. Площадку для костра необходимо выбрать желательно около воды. Все сухие листья и ветки, которые могут легко загореться, необходимо отгрести от костра на расстояние до 1-1,5 м.
                          2. Нельзя разводить костер ближе, чем в 4—6 м от смолистых пней или корней.
                          3.  Не рекомендуется разводить костер в лесу на каменистых россыпях. Огонь, проникший в щели между камнями, может очень быстро распространиться.
                          4. Никогда не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра.
                          5.  Его нужно обязательно залить водой.

                                                                                     Памятка

                                                     Что делать, если вы попали в зону пожара? (Слайд 21)

                          1. Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
                          2. Если вы видите, что своими силами пожар потушить невозможно, то нужно срочно покинуть зону огня.
                          3. Идти надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек.

                          ( учитель объясняет по схеме, как правильно выйти из опасной зоны.)

                          1. При сильном задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

                               5.Особую опасность на пути представляют падающие деревья, поэтому                остерегайтесь их.

                               6. Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.

                          3. Система охраны лесов (Слайды 22-23)

                          • Специализированная служба авиационной охраны лесов
                          • Наземная лесная охрана
                          • Персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с пожарами в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

                          V. Физкультминутка

                          Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

                          Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

                          1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
                          2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
                          3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
                          4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
                          5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
                          6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
                          7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

                          VI. Закрепление изученного

                          1. Чтение стихотворения.  

                          Г. Горбовский «Пожар отклокотал и умер»

                          Пожар отклокотал и умер.
                          И умер лес, отзеленел…
                          Медведь ушел, удрали зайцы,
                          Хватили горя комары.
                          В жилищах птиц сварились яйца
                          От неестественной жары.
                          Стоял, как братская могила,
                          Безрукий, безволосый лес!
                          Что ни пихта – иссякла сила.
                          И что ни лиственница – крест!
                          Я уходил из этой жути
                          С большой тревогой за людей…
                          Не люди лес сожгли, не люди!
                          Не человек… Злодей, злодей. (Слайд 24)

                          • Что тебя особенно взволновало в стихотворении?
                          • Почему автор беспокоится и тревожится за людей?
                          1. Игра «Лесные поэты». 

                          Работа в группах

                          Группам раздать карточки, на которых написаны либо первые строчки стихов, либо рифмующиеся окончания строк. Учащиеся должны придумать стихотворения сами и затем прочитать их классу.

                          Если на миг от костра отлучиться, 
                          Может беда от него приключиться.

                          Перестань с огнем шалить! 
                          Так недолго лес спалить.

                          Свалилось горе на зверят. 
                          Родимый дом огнем объят.

                          1. Решение  ситуационных задач.

                          Работа в парах

                          Учащимся раздаются карточки с различными ситуациями. В течение 1 минуты нужно подготовить и дать ответ.

                          №1. Вы оказались в зоне лесного пожара. Выходя из неё, на вас загорелась одежда. Что вы будете делать?

                          №2. Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?

                          №3. Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам было поручено развести костёр. Как вы это будете делать?

                          №4. Вы ходили в поход. Ваш лагерь расположен в лесу. Подходит время возвращения домой. Каковы ваши дальнейшие действия?

                          №5. Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает, и как вы будете действовать дальше?

                          №6. Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре, вам стало трудно дышать. Что вы будете делать дальше?

                          VII. Подведение итогов урока.

                          — Сегодня мы много говорили о лесных пожарах, о профилактике лесных пожаров. Давайте  подведем итог всему сказанному (ответы детей)

                           (Слайд 25)

                          — Насколько полно каждый из вас усвоил материал, покажет «Лист самоконтроля»

                          Лесные и торфяные пожары. Их профилактика

                          Оценочная

                          таблица

                          Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?

                          • низовой;

                          • верховой;

                          • торфяной;

                          • степной

                          Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?

                          • степной;

                          • луговой;

                          • торфяной;

                          • верховой

                          Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре?

                          • дым;

                          • паника;

                          • огонь;

                          • воздух;

                          • беспечность

                          Направление движения спасающегося от лесного пожара?

                          • напрямик через дымовую завесу;

                          • по направлению ветра;

                          • в наветренную сторону по ручью

                          Где и как разведете костер?

                          • на пригорке, где ветрено;

                          • в углублении;

                          • обложить кострище камнями;

                          • рядом с кучей заготовленного хвороста;

                          • под деревом;

                          • рядом с палаткой;

                          • убрать сухой мох и траву вокруг кострища

                          Назовите причины лесных пожаров:

                          • пал сухой травы;

                          • молния;

                          • брошенный окурок;

                          • стекло;

                          • незатушенный костер;

                          •поджог

                          Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра

                          • лопата;

                          • зеленый лапник;

                          • песок;

                          • дерн;

                          • одеяло;

                          • куртка;

                          • палка

                          С чего начнете тушение пожара?

                          • с кромки огня;

                          • с центра очага пожара

                          • хаотично, где придется

                          Учащиеся

                          выставляют

                          оценки

                          Да \нет

                          Да- 3б.

                          Нет- 0б.

                          Стрелками укажите последовательность действий.

                          Учащиеся заполняют лист самоконтроля.

                          Учитель. А теперь подсчитаем количество баллов. Если вы набрали свыше 50 баллов, значит, вы усвоили новый материал урока.

                          VIII. Домашнее задание

                          Ответить на вопросы с. 132, решить ситуационную задачу,  нарисовать агитлистовку «Берегите лес от пожара»

                          IX. Рефлексия

                          С помощью смайликов оцените свои действия на уроке.

                          Спасибо за урок

                          Библиографический список:

                          1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов  /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2006./.
                          2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. /А.Т.Смирнов , Б.О.Хренников ; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2007/.
                          3. Основы безопасности жизнедеятельности : секреты преподавания: рекомендации / авт.- сост. Л.А.Тетушкина.- Волгоград: Учитель, 2009

                          4.   Ресурсы Интернета.

                           Методические рекомендации

                           Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

                          К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она — один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения — лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются вспышки торфяных пожаров. А ведь леса приносят огромную пользу:

                          • поглощают углекислый газ, выделяют кислород
                          • смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот
                          • защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;
                          • служат домом для большинства видов живых организмов;
                          • служат одним из основных мест отдыха людей.

                          Методическая разработка урока состоит из конспекта и презентации. Главная цель урока — осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека

                           Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Проблемные вопросы могут обсуждаться в классе под руководством учителя, а также в группе учеников. Теоретический материал представлен в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, прослеживается доступность изложения нового материала.
                          Игровые компоненты, включённые в урок, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала. Ресурс может использоваться на уроках ОБЖ, окружающего мира, географии.

                          Приложения к уроку                                  

                          1. Презентация  «Лесные пожары и их профилактика»
                          2. Лист самоконтроля (для подведения итогов урока)

                          Лесные и торфяные пожары. Их профилактика

                          Оценочная

                          таблица

                          Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?

                          • низовой;        

                          • верховой;

                          • торфяной;

                          • степной

                          Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?

                          • степной;

                          • луговой;

                          • торфяной;

                          • верховой

                          Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре?

                          • дым;

                          • паника;

                          • огонь;

                          • воздух;

                          • беспечность

                          Направление движения спасающегося от лесного пожара?

                          • напрямик через дымовую завесу;

                          • по направлению ветра;

                          • в наветренную сторону по ручью

                          Где и как разведете костер?

                          • на пригорке, где ветрено;

                          • в углублении;

                          • обложить кострище камнями;

                          • рядом с кучей заготовленного хвороста;

                          • под деревом;

                          • рядом с палаткой;

                          • убрать сухой мох и траву вокруг кострища

                          Назовите причины лесных пожаров:

                          • пал сухой травы;

                          • молния;

                          • брошенный окурок;

                          • стекло;

                          • незатушенный костер;

                          •поджог

                          Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра

                          • лопата;

                          • зеленый лапник;

                          • песок;

                          • дерн;

                          • одеяло;

                          • куртка;

                          • палка

                          С чего начнете тушение пожара?

                          • с кромки огня;

                          • с центра очага пожара

                          • хаотично, где придется

                          Учащиеся

                          выставляют

                          оценки

                          Да \нет

                          Да- 3б.

                          Нет- 0б.

                          nsportal.ru