Онлайн учебник по биологии сонин 7 класс: Учебник биология 7 класс Захаров Сонин читать онлайн

Содержание

Читать книгу Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

Дорогие семиклассники!

В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.

В 7 классе вы познакомитесь с разнообразием живого мира планеты, получите представление о различных видах растений, животных, грибов и микроорганизмов. Поэтому этот учебник так и называется – «Биология. Многообразие живых организмов».

Всего насчитывают более 2 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.

Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.

Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.

Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.

В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.


Царство Прокариоты


Царство Грибы


Царство Растения


Царство Животные


Вирусы


Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»

В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь же вы найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссии, в коллективной работе, при составлении конспектов и др.

Большинство тем содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разобраны в «Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений».

Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.

По завершении обзора по определённой группе живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.

Желаем успехов!

Многообразие живого и наука систематика
От клетки до биосферы

Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют

ткани и органы, осуществляющие определённые функции. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм, которому присущи определённые свойства.

В 6 классе в курсе «Живой организм» вы подробно познакомились со строением и особенностями жизнедеятельности отдельно взятой особи. Сходные по строению и физиологическим особенностям особи образуют вид.






Представители любого вида, часто занимающие обширные территории, разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции.

Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.

Совокупность всех биоценозов, обитающих в настоящее время на Земле, формирует

живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву.

В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и по крайней мере в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.

Ч. Дарвин и происхождение видов

В чём же причина такого многообразия живых организмов на нашей планете?

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений и пришёл к следующему выводу: человек создаёт сорта и породы на основе

индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.



Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания

Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.

Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна, ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограничены. Это приводит к

конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.

В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. В итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.

Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.

Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.

Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Что такое систематика

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале он делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.

Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему бездну уже известных сведений о живых организмах.

В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков. Такие системы были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.

Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.

Работа Ч. Дарвина открыла возможность создания естественной классификации организмов, в основу которой положено их происхождение. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

Основная единица классификации – это вид. Под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Все наши домашние собаки, несмотря на их внешние различия, относятся к одному виду – Собака. Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.

Близкие, сходные семейства объединяют в отряд (или порядок), отряды – в класс, классы – в тип для животных или отдел для растений, типы – в подцарство, подцарства – в царство. Всего различают четыре царства живой природы: Прокариоты (клетки их лишены ядра), а также Грибы, Растения и Животные – эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром. Кроме этого, выделяют целую группу организмов, имеющих неклеточное строение, – Вирусы.

Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.

Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.

В этой книге мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.

Часть 1. Царство Прокариоты

• Подцарство Настоящие бактерии

• Подцарство Архебактерии

• Подцарство Оксифотобактерии


В царство прокариот, или доядерных, объединяют самых древних обитателей нашей планеты – бактерий (от греч. «бактерион» – палочка), которых в обиходе часто называют микробами. Эти организмы имеют клеточное строение, но их наследственный материал не отделён от цитоплазмы оболочкой – другими словами, они лишены оформленного ядра. По размерам большинство из них значительно крупнее вирусов. Царство прокариот на основе важных особенностей жизнедеятельности, и прежде всего обмена веществ, учёные подразделяют на три подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.

Изучением строения и особенностей жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука микробиология.


Подцарство Настоящие Бактерии

Рассмотрим особенности строения прокариот на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.

Это очень древние организмы, появившиеся, по-видимому, около 3 млрд лет назад. Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооружённым глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; диплококки, состоящие из попарно сближенных кокков; стрептококки, образованные кокками, сближенными в виде цепочки; сарцины – кокки, имеющие вид плотных пачек; стафилококки – скопления кокков в виде виноградной грозди; бациллы, или палочки, – вытянутые в длину бактерии; вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии; спириллы – бактерии с вытянутой, штопорообразно извитой формой и т. д.

На поверхности клеток бактерий часто имеются жгутики – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются в жидкой среде. По своей организации они отличаются от жгутиков и ресничек растений и животных. Некоторые бактерии перемещаются «реактивным» способом, выбрасывая слизь. Клеточная стенка прокариот построена очень своеобразно и включает соединения, не встречающиеся у эукариот – организмов, клетки которых содержат оформленное ядро (к ним относятся, например, растения и животные). Обычно она достаточно прочна. Её основу составляет вещество муреин, представляющее собой смесь полисахаридов и белков и не встречающееся у эукариот. Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи. Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей её изнутри от клеточной стенки.


Расположение жгутиков у бактерий


Формы бактерий

В цитоплазме мембран мало, и они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органоидов, окружённых мембраной (митохондрий, пластид и др.). Синтез белков осуществляют рибосомы, имеющие меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к мембранам внутриклеточных структур.

Обычно прокариоты размножаются делением надвое. Вначале клетка удлиняется, в ней постепенно образуется поперечная перетяжка, а затем дочерние клетки расходятся или остаются связанными (у бактерий) в характерные группы – цепочки, пакеты и т. д.

В неблагоприятных условиях, например при повышении температуры или высушивании, многие бактерии образуют споры: часть цитоплазмы, содержащая наследственный материал, выделяется и покрывается толстой многослойной капсулой. Клетка как бы высыхает – процессы обмена веществ в ней прекращаются. Споры бактерий очень устойчивы; они могут сохранять жизнеспособность в сухом состоянии многие годы и выживать в организме больного человека, несмотря на активное лечение антибиотиками. Споры бактерий распространяются ветром и другими путями. Попадая в благоприятные условия, спора преобразуется в активную бактериальную клетку.


Схема спорообразования


Размножение бактериальной клетки делением надвое

Для получения энергии бактерии используют различные органические и неорганические соединения и солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофны (от греч. «гетеро» – разнородный и «трофос» – питаю), т. е. питаются готовыми органическими веществами – гниющими остатками организмов или паразитируют на других организмах, в том числе и на человеке. Некоторые колониальные бактерии, клетки которых соединены мостиками, образуют своеобразные нитчатые структуры в виде ловчих сетей. Передвигаясь, такая колония захватывает мелкие живые организмы (бактерий, простейших и пр.), обволакивает их и переваривает.


Патогенные бактерии


Бактерии-симбионты образуют клубеньки на корнях растений


Результат деятельности бактерий – разрушителей древесины

Автотрофных бактерий (от греч. «авто» – сам и «трофос» – питаю) немного. Часть из них способна к хемосинтезу – синтезу органических веществ, образующих их тело, из неорганических за счёт энергии окисления неорганических соединений. Некоторые прокариоты образуют органические молекулы из неорганических в процессе фотосинтеза за счёт энергии солнечного света.

По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов (существующих только в кислородной среде) и анаэробов (существующих в бескислородной среде). Кроме того, известны группы бактерий, живущих как в кислородной, так и в бескислородной среде.

В природе бактерии распространены чрезвычайно широко. Они населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества – остатков погибших животных и растений. Преобразуя органические молекулы в неорганические, бактерии тем самым очищают поверхность планеты от гниющих остатков и возвращают химические элементы в биологический круговорот.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а также ферменты, спирты, лимонную кислоту. Процессы квашения пищевых продуктов тоже связаны с бактериальной активностью.

Встречаются бактерии-симбионты (от лат. «сим» – вместе, «биос» – жизнь), которые живут в организмах растений и животных, принося им определённую пользу. Например, клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях некоторых растений, способны усваивать газообразный азот из почвенного воздуха и таким образом снабжают эти растения азотом, необходимым для их жизнедеятельности. Отмирая, растения обогащают почву соединениями азота, что было бы невозможно без участия таких бактерий.

Известны хищные бактерии, поедающие представителей других видов прокариот.

Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные (от греч. «патос» – болезнь и «генезис» – происхождение) бактерии – источник различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление лёгких, туберкулёз, ангина, сибирская язва, сальмонеллёз, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.

Читать книгу Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Н. И. Сонин, В. Б. Захаров
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс

Дорогие семиклассники!

В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.

В 7 классе вы начнёте знакомиться с разнообразием живого мира планеты и получите представление о различных видах растений, грибов и микроорганизмов.

Всего насчитывают около 2,5 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.

Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.

Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.

Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.

В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.


Царство Бактерии


Царство Грибы


Царство Растения


Растения и окружающая среда

В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь вы также найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссий, коллективной работы, составления конспектов и др.

Большинство тем содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разобраны в «Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений».

Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.

По завершении обзора определённой группы живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.

Желаем успехов!

От клетки до биосферы

Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют ткани и органы, осуществляющие только одну определённую функцию. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм.


Сходные по строению и физиологическим особенностям организмы, которые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, образуют вид.

Представители любого вида разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от других таких же групп.

Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.

Система, в которой соединены живые организмы и среда их обитания, называется экосистемой. Совокупность всех живых организмов, существующих в настоящее время на Земле, формирует живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное (неживое) вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву. Следовательно, биосфера является глобальной экосистемой.

В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и, по крайней мере, в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.


Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общие признаки живых организмов.

2. Подумайте, каковы причины выделения в пределах вида популяций.

3. Проанализируйте определения биоценоза и экосистемы, приведённые в тексте. Чем биоценоз отличается от экосистемы?

4. Как вы считаете, можно ли сказать, что биосфера – это совокупность всех экосистем планеты? Обоснуйте своё мнение.

5. Подготовьте сообщение на тему «Биосфера – глобальная экосистема».

6. Рассмотрите приведённый ниже рисунок. На каком его фрагменте изображена популяция? Почему вы так решили?

7. Как вы считаете, какие критерии существуют для отнесения организмов к одному виду?

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://www.examens.ru/otvet/8/9/703.html (Уровни организации живой природы)

2. http://www.avifarm.ru/page.php?al=urovenlife (Уровни организации живой природы)

3. http://www.ecology-portal.ru/publ/10-1-0-227 (Структура биосферы)

Ч. Дарвин и происхождение видов

В чём же причина многообразия живых организмов на нашей планете?

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

Эволюция (от лат. «эволютио» – развёртывание) – необратимое историческое развитие живой природы.

Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на существование двух важных признаков живых организмов: наследственности и изменчивости и что именно они лежат в основе эволюционного развития живой природы. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам. Изменчивость – это свойство, противоположное наследственности, – способность живых организмов приобретать новые признаки. Изучая изменчивость организмов, он разделил её на две группы. Сейчас их называют ненаследственная и наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются следующему поколению. Наследственная изменчивость – это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям. Именно эту форму изменчивости использовали селекционеры для получения новых пород животных. Изучив существующий в этот период опыт, он пришёл к выводу: человек создаёт сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.


Чарлз Дарвин


Индивидуальная наследственная изменчивость: слева – степень оперённости, справа – различие в длине конечностей у овец


Немецкая овчарка


Папильон

Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.


Разные породы собак выведены путём искусственного отбора


Пример внутривидовой борьбы за существование – конкуренция

Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна: ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограниченны. Это приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.

В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. А в итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство, и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.

Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.


Преодоление неблагоприятных абиотических факторов


Пример межвидовой борьбы за существование – хищничество


Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания

Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.

Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и её результат – естественный отбор.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «эволюция».

2. В чём сущность явлений наследственности и изменчивости?

3. Что такое борьба за существование? Что лежит в её основе?

4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции.

5. Как вы считаете, какие процессы сопровождают выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений?

6. Рассмотрите рисунок ниже, укажите, какие из изображённых животных возникли в результате естественного отбора, а какие – в результате искусственного отбора.

7. Обсудите в классе, где и какие изменения должны произойти в организме, чтобы у его потомков появились новые признаки.

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Перевод с шестого издания (Лондон, 1872). Ответственный редактор академик А. Л. Тахтаджян. СПб.: Наука; С.-Петербургское отделение, 1991)

2. www.erlib.com/Чарлз_Дарвин/Происхождение_видов/0/ (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора)

3. http://evolution2.narod.ru/evo03.htm (Биография Ч. Дарвина)

История развития жизни на Земле

Многообразие и разнообразие видов животных и растений, которые мы видим вокруг, возникли не сразу и не в недалёком прошлом. Современное состояние фауны и флоры имеет свою историю. Ход развития жизни на нашей планете изучают по сохранившимся отпечаткам и другим следам жизнедеятельности организмов, которые находят в осадочных породах. Изучением истории развития жизни на Земле занимается наука палеонтология (от греч. «палеос» – древний и «логос» – наука). Историю Земли учёные разбивают на определённые промежутки времени – эры, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Границами эр и периодов служат крупные глобальные геологические, климатические и экологические изменения. Они протекают в достаточно короткое с исторической точки зрения время, приводя к обширным вымираниям растений и животных, вслед за которыми следуют интенсивные процессы видообразования. Название этих отрезков времени происходит от греческих слов. Например, архейская эра получила своё название от греческого слова «архе» – «древнейший», протерозойская – эра ранней жизни, палеозойская от «палео» – «древняя», мезозойская – эра средней жизни, а кайнозойская – эра новой жизни. Процесс развития жизни на Земле отражён в геохронологической таблице.

Геохронологическая история Земли

Окончание табл.

Вопросы и задания

1. Как изучают историю развития жизни на Земле? Составьте таблицу «Методы исследования истории развития жизни на Земле и результаты их использования» (работа в малых группах).

2. Какие эры выделяют в истории Земли? Что означают их названия?

3. Как вы думаете, какие события в истории нашей планеты являются границами эр и периодов?

4. Какие события в развитии жизни относят к архейской эре?

5. Охарактеризуйте развитие жизни в протерозойскую эру.

6. На основании материала учебника постройте схему развития животного и растительного мира в палеозойскую эру.

7. Подготовьте сообщение о развитии животного и растительного царств в мезозойскую эру (работа в малых группах).

8. Как, по мнению учёных, изменялся растительный и животный мир в кайнозойское время?

9. Почему в современной фауне и флоре встречаются растения и животные различного уровня сложности?

10. Какие основные направления развития растений и животных можно отметить за всю историю их существования?

11. Поинтересуйтесь, какой точки зрения на происхождение и развитие жизни на Земле придерживаются ваши родители.

12. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://evolution.powernet.ru/library/life2/life.html (Г. В. Войткевич. Возникновение и развитие жизни на Земле. Ответственный редактор доктор геолого-минералогических наук А. И. Перельман. М.: Наука, 1988)

2. http://www.3planet.ru/history/index.html (История Земли)

Что такое систематика

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому его вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале человек делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.

Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель (384–322 до н. э.) и Теофраст пытались привести в систему уже известные сведения о живых организмах.

В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков и т. д. Такие классификации были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.

Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, которое, кстати, до конца не известно и в настоящее время, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.


Аристотель


Карл Линней

Первую естественную классификацию организмов создал Ч. Дарвин. В её основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

В настоящее время большое значение в определении родства отдельных групп животных и растений, грибов и микроорганизмов приобрёл анализ наследственного материала организмов – ДНК. Сходства и различия в строении ДНК позволяют определить не только родственные связи, но и время возникновения конкретных групп.

Основная единица классификации – это вид. Напомним, что под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Признаки, по которым можно отличить один вид от другого, называются критериями вида. Их несколько. Рассмотрим основные видовые характеристики. Морфологический критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Долгое время он был главным. Однако затем выяснилось, что в природе существуют виды-двойники, организмы которых по строению тела почти или вовсе неотличимы (виды-двойники выявлены среди комаров, тлей, крыс и др.). Физиологический критерий показывает сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида. Биохимический выявляет сходство химического состава клеток. Генетический основывается на специфичности набора хромосом. Экологический характеризует взаимоотношение данного вида с особями других видов и факторами неживой природы. Географический критерий определяет область распространения вида – ареал.

Таксонометрические категории в систематике растений и животных

Таким образом, для определения принадлежности организма к тому или иному виду нужно использовать все критерии в совокупности.

Близкородственные виды объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.

Близкие, сходные семейства объединяют в отряд для животных, или порядок для растений, отряды – в класс, классы – в тип для животных или отдел для растений, типы – в подцарство, подцарства – в царство. Всего различают четыре царства живой природы: Бактерии – прокариотические организмы, их клетки лишены ядра, Грибы, Растения и Животные – эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром. Кроме того, выделяют целую группу организмов, имеющих неклеточное строение, – Вирусы, являющиеся паразитами на генетическом уровне. Они проявляют свойства живых организмов, только попадая в про– и эукариотическую клетку.

Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.

Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.

В этом учебнике мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.

Вопросы и задания

1. Что изучает систематика?

2. Кто заложил основу научной классификации живых организмов? Какие принципы положены учёным в её основу?

3. Используя материал учебника, выделите и внесите в таблицу критерии вида и охарактеризуйте их на конкретных примерах.

4. На какие царства разделяют всё многообразие живых существ? Почему?

5. Рассмотрите рисунок, укажите, к какому царству относится каждый из изображённых организмов.

6. Как вы думаете, какие задачи решает систематика?

7. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://www.edudic.ru/bes/57193/ (Определение понятия «систематика»)

2. http://www.botsad.ru/p_papers37.htm (Систематика растений: основные термины и понятия)

Книга: Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс — Николай Сонин

  • Просмотров: 23239

    К дзену на шпильках. Как создать новую…

    Елизавета Бабанова

    Елизавета Бабанова – психолог, писатель, жена предпринимателя, автор 24 научных…

  • Просмотров: 20492

    Инферно Габриеля

    Сильвейн Рейнард

    Сильвейн Рейнард – автор бестселлеров NEW YORK TIMES, создавший чувственную трилогию о…

  • Просмотров: 8305

    Красная таблетка-2. Вся правда об успехе

    Андрей Курпатов

    «Как достичь успеха?» – это, кажется, сейчас самый актуальный вопрос. Нам постоянно…

  • Просмотров: 7336

    Оправдание

    Дмитрий Быков

    В романе «Оправдание» Быков предлагает свою версию генерального плана сталинских…

  • Просмотров: 6738

    Главные вопросы жизни. Универсальные…

    Андрей Курпатов

    Чувство одиночества, любовь и разочарование в отношениях, время, в котором мы живём,…

  • Просмотров: 6047

    Магнификус II

    Иван Охлобыстин

    Эпический роман-фэнтези о герое нашего времени, который попадает в средневековую…

  • Просмотров: 4705

    Сердце ночи

    Татьяна Корсакова

    Словно само средоточие тьмы, стоит среди глухой тайги мрачная Вранова башня. Ни один из…

  • Просмотров: 4609

    Красная шкатулка

    Рекс Стаут

    Ниро Вулф, страстный коллекционер орхидей, большой гурман, любитель пива и великий сыщик,…

  • Просмотров: 4601

    Зримая тьма

    Уильям Голдинг

    «Зримая тьма» – роман, которым в 1979 году Уильям Голдинг нарушил восьмилетнее…

  • Просмотров: 4570

    Развод. Как выжить после расставания, а…

    Наталья Краснова

    Развод, расставание, сложные отношения, предательство, страх совершить ошибку, боязнь…

  • Просмотров: 4536

    #instaстиль. Как собирать миллионы…

    Эйми Сонг

    Эта книга поможет прокачать твой Instagram! Популярный блогер Эйми Сонг делится…

  • Просмотров: 4494

    Психосоматика и психотерапия. Исцеление…

    Геннадий Старшенбаум

    Психологическое состояние человека и его тело составляют неразрывное единство. Зачастую…

  • Просмотров: 4375

    Мужской клуб без соплей. Книга, которую…

    Сатья Дас

    Эта книга написана для мужчин по многочисленным просьбам… женщин. Сами-то они давно…

  • Просмотров: 4247

    Возвращение

    Виктор Мишин

    Александр Иванов возвращается в Советский Союз после длительного пребывания в Соединенных…

  • Просмотров: 4191

    Умри завтра

    Питер Джеймс

    Питер Джеймс – создатель всемирно признанной серии романов о суперинтенданте Рое Грейсе,…

  • Просмотров: 4023

    Золотая башня

    Кассандра Клэр

    Мастер Джозеф и его войско повержены – Магистериум и Ассамблея ликуют. Я вернулся домой,…

  • Просмотров: 3808

    Кетодиета

    Олена Исламкина

    «В этой книге я максимально просто (но со ссылками на исследования и лучших врачей)…

  • Просмотров: 3529

    Элегантность в однушке. Этикет для…

    Марии Буше

    Эта история одной провинциальной девушки, которая, будучи в прошлом солдатом, во что бы…

  • Просмотров: 3441

    ФАЗА. Инструмент улучшения реальности

    Олег Куява

    Фаза, или осознанные сновидения, – это пограничное состояние сознания между сном и…

  • Просмотров: 3408

    Суперстудент

    Улаф Шеве

    Умение эффективно учиться – это суперсила, которая не только помогает достигать высоких…

  • Просмотров: 3381

    Воды слонам!

    Сара Груэн

    Якобу Янковскому не везет – нищий, потерявший родителей, без работы, он вынужден…

  • Просмотров: 3377

    Рабство

    Дарья Кова

    Мечты заработать денег привели меня из моего скромного городка в Москву. Чемодан-вокзал и…

  • Просмотров: 3124

    Предсказание для босса

    Матильда Старр

    Ведьма нагадала суженого, и он – точь-в-точь генеральный нашего концерна. Только он не…

  • Просмотров: 3077

    Встретимся на Кассандре!

    Ольга Громыко

    Зима на Кассандре что-то не задалась. Казалось бы, после того, как Общество защиты…

  • ГДЗ по биологии 7 класс Сонин, Захаров Решебник

    Решение есть!
    • 1 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
    • 2 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Технология
    • 3 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Казахский язык
    • 4 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Казахский язык
    • 5 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык

    Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин

    Автор: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин

    Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

    Страниц: 256

    Год издания: 2018

    Язык: Русский

    Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 7 класса и входит в учебно-методический комплекс «Сфера жизни», построенный по концентрическому принципу. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.

    Отзывы

    Ирина, Новосибирск, 29.05.2017
    Часто при поиске книг сталкивалась с огромным количеством ссылок и подтверждений, которые полностью запутывали во время скачивания нужной информации. Проще единожды подтвердить свою реальность смс-сообщением, что позволяет сразу же сохранить к себе электронные материалы. Очень удобные и функциональное хранилище полезной литературы. Рекомендую. Станислав, Москва, 28.05.2017
    На этот ресурс попал совершенно случайно. Был поражен быстроте и функциональности. Удобная процедура поиска позволяет быстро получить доступ той информации, которая необходима для работы или досуга. Несмотря на массу подобных сервисов в сети, очень сложно найти такой, который будет импонировать пользователю. В данном случае все мои требования удовлетворены.

    Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:


    Часто задаваемые вопросы

    1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
    Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона — EPUB.

    2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
    Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.

    3. В какой программе открыть файл PDF?
    Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

    Конспекты — «Биология (изд. «ДРОФА»)», Сонин Н.И., Захаров В.Б.

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураМузыкаНемецкий языкОБЖОбществознаниеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФранцузский языкХимияШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс: Все классы5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники»Биология», Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.»Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономарёвой И.Н.»Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.»Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.»Биология», Шаталова СП., Сухова Т.Е.»Биология», Сивоглазов В.И., Сарычева Н.Ю., Каменский А.А.»Биология», Сивоглазов В.И., Сапин М.Р., Каменский А.А.»Биология (изд. «ДРОФА»)», Сонин Н.И., Захаров В.Б.»Биология (изд. «Русское слово»)», Тихонова Е.Т., Романова Н.И.»Биология (изд. «Академкнига/Учебник»)», Шереметьева A.M., Рокотова Д.И.»Биология (изд. «Просвещение»)», Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. и др.»Биология. Животные», Латюшин В.В., Шапкин В.А.»Биология. Живые организмы. Животные», С. В. Суматохин, Д. И. Трайтак»Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.»Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», Викторов В.П., Никишов А.И.»Биология. Учебное пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения», Н.Д.Лисов»Биология: учебник для 7 класса «, Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. и др.

    Выберите тему: Все темыМногообразие живого и наука систематикаЧасть 1. Царство прокариотыПодцарство настоящие бактерииПодцарство архебактерииПодцарство оксифотобактерииЧасть 2. Царство грибы  Отдел ХитридиомикотаОтдел ЗигомикотаОтдел Аскомикота, или сумчатые грибыОтдел БазидиомикотаГруппа Несовершенные грибыОтдел ОомикотаГруппа ЛишайникиЧасть 3. Царство растенияНизшие растенияГруппа отделов ВодорослиОтдел Зеленые водорослиОтдел Красные водоросли (Багрянки)Отдел Бурые водорослиВысшие растенияОтдел МоховидныеОтдел ПлауновидныеОтдел ХвощевидныеОтдел ПапоротниковидныеОтдел Голосеменные растенияОтдел Покрытосеменные (Цветковые) растенияЧасть 4. Царство животныеПодцарство одноклеточныеТип СаркожгутиконосцыКласс Саркодовые (Корненожки)Класс ЖгутиковыеТип СпоровикиТип Инфузории, или РесничныеПодцарство многоклеточныеТип ГубкиТип КишечнополостныеКласс ГидроидныеКласс СцифоидныеКласс Коралловые полипыТип Плоские червиКласс Ресничные червиКласс СосальщикиКласс Ленточные червиТип Круглые черви (Нематоды)Тип Кольчатые червиКласс Многощетинковые червиКласс Малощетинковые червиКласс ПиявкиТип МоллюскиКласс Брюхоногие моллюскиКласс Двустворчатые моллюскиКласс Головоногие моллюскиТип ЧленистоногиеКласс РакообразныеКласс ПаукообразныеКласс НасекомыеТип ИглокожиеКласс Морские звездыКласс Морские ежиКласс ГолотурииТип ХордовыеПодтип БесчерепныеПодтип Позвоночные (Черепные)Надкласс РыбыКласс Хрящевые рыбыКласс Костные рыбыПодкласс Хрящекостные рыбыПодкласс Двоякодышащие рыбыПодкласс Кистеперые рыбыКласс ЗемноводныеКласс Пресмыкающиеся, или РептилииКласс ПтицыКласс Млекопитающие, или ЗвериСумчатыеОднопроходныеЧасть 5. Вирусы

    бесплатных онлайн-учебников биологии Список бесплатных учебников

    Биологи изучают живые организмы, их структуру, функции, рост, происхождение, эволюцию, распространение и таксономию. Это огромная область исследований, столь же разнообразная, как и многие живые существа и растения, населяющие землю.

    студентов университетов, изучающих биологию, могут выбрать специализацию в области биохимии, молекулярной биологии, физиологии или экологии. Биология — это область исследований, начатая Аристотелем и возникшая за 300 лет до Рождества Христова.

    Биология также является одной из тех областей изучения, в которых многие колледжи и университеты требуют от всех своих студентов пройти вводный курс. Это может стать настоящим испытанием для специалистов, не связанных с наукой. Доступность бесплатных учебных материалов, конспектов лекций и онлайн-учебников биологии дает студентам больше, чем когда-либо, шансов на успех.

    Раздел списка бесплатных учебников будет сосредоточен на выявлении бесплатных онлайн-учебников биологии, которые преподаватели и ученые сделали бесплатно доступными для своих студентов и всех, кто изучает биологию.


    Список бесплатных учебников биологии

    Клетки, молекулы и механизмы

    Автор сценария: Е.В. Вонг, P.h.D.

    Клетки, молекулы и механизмы — это бесплатный онлайн-учебник по молекулярной биологии, написанный Е.В. Вонг. PDF-файлы, предназначенные для второкурсников колледжей, можно загрузить бесплатно.

    Основы гликобиологии

    Команда преподавателей из Калифорнийского университета в Сан-Диего и других мест работала вместе над созданием бесплатного онлайн-учебника по гликобиологии «Основы гликобиологии».Написано для ученых и новичков.

    Внутри камеры

    Три научных автора (2 с докторскими степенью по естествознанию и 1 с дипломом по биохимии) из Национального института общей медицины предлагают бесплатный учебник биологии для старшеклассников и студентов колледжей.

    Страницы биологии Кимбалла

    Автор: Джон В. Кимбалл (Университет Тафтса и Гарвард)

    После целой жизни преподавания биологии в классах Джон У.Кимбалл продолжает учить нас всех с помощью своего бесплатного онлайн-учебника биологии и справочного сайта.

    Жизнь на Земле

    Автор: Эдвард О. Уилсон

    «Жизнь на Земле» полна великолепных изображений, видео и интерактивных упражнений для студентов-биологов. Свободно доступен в iTunes. Лучший ресурс по теме, с визуальной точки зрения, ИМХО.

    Онлайн-книга по биологии

    Автор сценария: Dr.Майкл Дж. Фараби (Горный общественный колледж Эстрелла, Эйвондейл, Аризона)

    Бесплатная онлайн-книга по биологии, написанная Майклом Дж. Фараби. 56 разделов текста, графиков, диаграмм и иллюстраций.

    Интернет-учебник по бактериологии Тодара

    Автор: Кеннет Тодар (Университет Висконсина в Мэдисоне)

    Бесплатный онлайн-учебник по бактериологии, написанный почетным лектором Университета Висконсина Кеннетом Тодаром, Ph.D. Подходит для студентов HS и колледжей.

    Онлайн-книга по биологии Список бесплатных учебников

    Автор: доктор Майкл Дж. Фараби (Горный общественный колледж Эстрелла, Эйвондейл, Аризона)

    Одна вещь, которая всегда расстраивала меня с учебниками, — это когда авторы используют термины и заставляют меня либо вспомнить что-то из 10 глав ранее, либо найти это сам. Майкл Дж.Фараби, кажется, понимает, и включил гиперссылки в свою бесплатную онлайн-книгу по биологии в подробный глоссарий.

    Farabee был связан с Maricopa Community Colleges, консорциумом из 10 общественных колледжей и двух центров повышения квалификации недалеко от Феникса, штат Аризона. В настоящее время Фараби работает преподавателем-резидентом в Estrella Mountain Community College в Эйвондейле, штат Аризона. Он был приглашенным помощником куратора по палинологии, преподавал в университете Уи в Китайской Народной Республике, а также исследовал коралловые рифы на Багамах и в Белизе.

    Его онлайн-книга по биологии включает множество цветных графиков, иллюстраций и диаграмм. Каждая глава содержит обзорные вопросы (извините, без ключа ответа) и ряд ссылок на другие онлайн-ресурсы для дальнейшего изучения.

    Содержание онлайн-книги по биологии

    1. Введение: Природа науки и биологии
    2. Химия I: атомы и молекулы
    3. Химия II: вода и органические молекулы
    4. Ячейки I: Истоки
    5. Ячейки II: Сотовая организация
    6. Транспортировка в клетки и из клеток
    7. Подразделение клеток: бинарное деление и митоз
    8. Деление клеток: мейоз и половое размножение
    9. Законы термодинамики
    10. Реакции и ферменты
    11. АТФ и биологическая энергия
    12. Клеточный метаболизм и ферментация
    13. Фотосинтез
    14. Введение в генетику
    15. Взаимодействия генов
    16. ДНК и молекулярная генетика
    17. Генетика человека
    18. Синтез белков
    19. Контроль экспрессии гена
    20. Растения и их строение
    21. Растения и их строение II
    22. Размножение цветковых растений: Цветочная структура
    23. Размножение цветковых растений: удобрение и плоды
    24. Растительные гормоны и питание
    25. Клетки и ткани животных
    26. Покровная система
    27. Кровеносная система
    28. Лимфатическая система и иммунитет
    29. Пищеварительная система
    30. Нервная система
    31. Эндокринная система
    32. Мышечная и скелетная системы
    33. Дыхательная система
    34. Экскреторная система
    35. Развитие эволюционной теории
    36. Современный взгляд на эволюцию
    37. Палеобиология: окаменелости и время
    38. Палеобиология: Докембрий: происхождение и распространение жизни
    39. Палеобиология: ранний палеозой
    40. Палеобиология: поздний палеозой
    41. Биологическое разнообразие: классификация
    42. Биологическое разнообразие: вирусы
    43. Биологическое разнообразие: бактерии и археи
    44. Биологическое разнообразие: простейшие: стволовые эукариоты
    45. Биологическое разнообразие: грибы
    46. Биологическое разнообразие: несосудистые и несосудистые растения
    47. Биологическое разнообразие: семенные растения
    48. Биологическое разнообразие: животные I
    49. Биологическое разнообразие: животные II
    50. Биологическое разнообразие: животные III
    51. Эволюция человека
    52. Экология населения
    53. Динамика сообществ и экосистем
    54. Биосфера и массовые вымирания
    55. Глоссарий
    56. Биологическое разнообразие

    Альтернативным местом для этого учебника является веб-сайт Dr.Роберт В. Ридж, профессор биологии, возглавлял отделение естественных наук в Международном христианском университете в Митаке, Токио, Япония. (http://ridge.icu.ac.jp/biobk/biobooktoc.html)

    Просмотрите этот бесплатный онлайн-материал у источника:

    Онлайн-книга по биологии

    страниц биологии Кимбалла и онлайн-учебник биологии Список бесплатных учебников

    Автор: Джон У.Кимбалл (Университет Тафтса и Гарвард)

    Он преподавал биологию и химию старшеклассникам в Академии Филлипса. Он также преподавал биологию студентам Гарварда и иммунологию студентов Университета Тафтса и Гарварда. Он написал шесть изданий своего учебника биологии и теперь делает его бесплатным для студентов и преподавателей по всему миру.

    Заслуженный профессор Джон В. Кимбалл предпочитает изучать системы, встречающиеся как у растений, так и у животных.Его сайт изначально предлагал информацию как нечто вроде онлайн-глоссария. Студенты связались с ним по поводу того, чтобы сделать сайт более удобным для студентов, занимающихся самообучением. Он добавил список тем, чтобы помочь студентам просматривать его сайт, как если бы они читали учебник биологии.

    Содержание учебника биологии Кимбалла

    Химическая основа жизни
    Молекулы жизни
    Основа жизни сотовой связи
    ДНК: субстанция генов
    Экспрессия гена
    Cell Division
    Генетические последствия мейоза
    Регуляция экспрессии генов
    Мутация
    Геномика: манипулирование генами
    Рак
    Старение
    Эмбриональное развитие и его регуляция
    Анатомия и физиология животных
    Питание
    Газовая биржа
    Системы кровообращения
    Иммунная система
    Экскреция
    Гормоны
    Половое размножение
    Нервная система
    Чувства
    Мышцы
    Поведение
    Анатомия и физиология растений
    Анатомия растений
    Физиология растений
    Размножение растениями
    Развитие завода
    Экология
    Поток энергии через биосферу
    Круговорот вещества в биосфере
    Рост населения
    Взаимодействие между видами
    Evolution
    Разнообразие жизни
    Эукариотическая жизнь
    Микробы
    Вирусы
    Общие науки

    Просмотрите этот бесплатный онлайн-материал у источника:

    Kimball’s Biology Pages

    учебников, электронных книг и цифровых платформ по биологии — Cengage

    Перейти к содержанию
    • Опора
    • Контакт
    • Студенты
    • Инструкторы
    • Учреждения
    • Больше…
      • Бизнес-профессионалы
      • Библиотека профессионалов
      • Преподаватель классов PreK-12
      • ESL ELT Педагог
    • Искать в каталоге
    • Корзина
    • Войти в систему
    {{labelMenuToggle}}
    • Студенты
    • Инструкторы
    • Учреждения

    Искать в каталоге Разместить

    NCERT Book for Class 11 Biology скачать бесплатно pdf

    Studiestoday Найти репетитора Поиск репетиторов Регистрация репетитора Вход для репетитора
    • Курсы
      • CBSE
      • JEE
      • NEET
      • NTSE
      • BITSAT
      • UGC NET
      • CTET
      • ICAI
      • 900BSE 9029 9029 9029 Класс 12
      • Класс 11
      • Класс 10
      • Класс 9
      • Класс 8
      • Класс 7
      • Класс 6
      • Класс 5
      • Класс 4
      • Класс 3
      • Класс 2
      • Класс 1
    • NCERT Solutions
      • NCERT Solutions Class 12
      • NCERT Solutions Class 11
      • NCERT Solutions Class 10
      • NCERT Solutions Class 9
      • NCERT Solutions Class 8
      • NCERT Solutions Class 7
      • NCERT Solutions Class 6
      • NCERT Solutions Class 5
      • Решения NCERT, класс 4
      • Решения NCERT, класс 3900 69
    • Скачать
      • Решения NCERT
      • Образцы решений
      • Образцы документов
      • Вопросники
      • Рабочие листы для печати
      • Практические рабочие листы
      • Назначения классов
      • Примечания к экзаменам
      • Электронные книги NCERT
      • Вопросы по HOTs
      • Онлайн-тесты
      • MCQs
      • VBQs
      • Продвинутый уровень
      • Syllabus
      • State Board eBooks
    • Solutions
      • NCERT Solutions
      • TS Grewal Solutions
      • DK Goel Solutions
      • HC Verma Solutions
      • RS Solutions Aggarwal Solutions Примеры решений
    • Вопросник
    • Бесплатные рабочие листы
      • Класс 12
      • Класс 11
      • Класс 10
      • Класс 9
      • Класс 8
      • Класс 7
      • Класс 6
      • Класс 5
      • Класс 4
      • Class 3
      • Class 2
      • Class 1
      • Pre School
    • Online Test
      • Class 1 to 12
      • NEET
      • JEE
      • BITSAT
      • NTSE
    • Blog
    • State Правления
      • Государственный совет Электронные книги
      • Мадхья-Прадеш
      • Раджастан
      • Уттар-Прадеш
      • Гуджарат
      • Махараштра
      • Дели
      • Пенджаб
      • Телангана
      • Керела
      • Чатнатака Чатнатака

        Купите дешевые учебники биологии в Интернете

        Обзор новых и подержанных учебников биологии

        Безумно любопытно узнать последние новости об исследованиях стволовых клеток? Не можете дождаться обновлений о новейшем микроорганизме? Хотите сравнить свой тип личности с личностями нескольких птиц? А как насчет микросна — состояния нечеткости разума, когда одна часть вашего мозга решает вздремнуть? (Так вот как ключи от машины попали в чашу с золотой рыбкой.) Просто купите сегодня новейшие учебники биологии. И вы будете очарованы удивительными открытиями по этим и другим интересным темам. Прочтите о самых глубоких и темных секретах, недавно раскрытых ведущими биологами, в этих красочных учебниках для колледжей — дешевых учебниках с множеством знаний. Изучите новейшие теории о вечном сохранении разума и тела. Встречайте новейших обитателей океанских глубин. Откройте для себя новые связи среди родственников животных. Или посмотрите, как объясняется язык дельфинов.Эти новые динамические справочники по биологии, а также идентичные бывшие в употреблении учебники не имеют себе равных по своим ярким фотографиям и великолепному тексту. Созданные для непредубежденных людей, жаждущих современных знаний, они являются первоклассными учебными пособиями. Устанавливая новые стандарты качества, эти тексты соответствуют последнему слову техники. Идеальные учебники по биологии в классе, они будут держать вас, читателя, в полном восторге. Вы не захотите подавлять их — они захватят ваше безраздельное внимание, как если бы вы были глубоко вовлечены в роман.Вы будете полностью поглощены изучением самых динамичных и ярких биологических открытий и прорывов, которые когда-либо были сделаны.

        Разве вам не интересна биология? Вы можете купить учебники по бизнесу или найти другие учебники по предметам и купить или продать их на торговой площадке.

        Результаты 1-50 из 555 для Учебников биологии

        1.

        2.

        3.

        4.

        5.

        Биология Холт, Райнхарт и Уинстон … ISBN: 9780030699870 Прейскурантная цена: $ 15,46

        6.

        7.

        8.

        9.

        Современная биология Холт, Райнхарт и Уинстон … ISBN: 9780030565427 Прейскурантная цена: 108,86 $

        10.

        11.

        12.

        13.

        14.

        15.

        16.

        17.

        18.

        19.

        20.

        Классификация Уоллес, Холли ISBN: 9781403488459 Прейскурантная цена: $ 29,29

        21.

        22.

        23.

        24.

        25.

        26.

        Генетика Автор: Гарет Стивенс Паблишинг С … ISBN: 9780836833706 Прейскурантная цена: 26,00 $

        27.

        28.

        29.

        30.

        31.

        32.

        33.

        34.

        35.

        36.

        37.

        38.

        39.

        Эволюция Автор: Гарет Стивенс Паблишинг С… ISBN: 9780836832112 Прейскурантная цена: 26,00 $

        40.

        Cell Wars Авторы: Balkwill, Fran, Rolph, Mic ISBN: 9780876147610 Прейскурантная цена: 19,93 $

        41.

        42.

        43.

        44.

        45.

        Жизнь неизвестно ISBN: 9780328034475

        46.

        Клетки — это мы Авторы: Balkwill, Fran, Rolph, Mic ISBN: 9780876146361 Прейскурантная цена: 19,93 $

        47.