История 23 параграф 7 класс: ГДЗ параграф § 23 история 7 класс Юдовская, Баранов

Содержание

ГДЗ параграф § 23 история 7 класс Юдовская, Баранов

Решение есть!
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • ОБЖ
    • География
    • Музыка
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык

ГДЗ параграф § 23 история 7 класс История России Арсентьев, Данилов

Решение есть!
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • ОБЖ
    • География
    • Музыка
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 класс
    • Математика
    • Английский язык

ГДЗ параграф 23 история 7 класс Дмитриева

Решение есть!
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • ОБЖ
    • География
    • Музыка
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык

ГДЗ параграф 23 история 7 класс Андреев, Федоров

Решение есть!
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • ОБЖ
    • География
    • Музыка
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 23 |

Параграф 23 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

«ПОД РУКОЙ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ: ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ

Вопросы в тексте параграфа

В результате каких событий Украина вошла в состав России?

Левобережная Украина вошла в состав России в результате тесно переплетенных событий: восстания Богдана Хмельницкого и последующей гражданской войны. России, принявшей под свою руку восставшую Украину, пришлось выдержать длительную войну с Речью Посполитой и Османской империей. Украинские гетманы неоднократно предавали Россию, заключали договоры то с одной противоборствующей стороной, то с другой, а также делали попытки обрести полную самостоятельность. Но в результате Украина осталась в составе России, украинская православная церковь была подчинена Московскому патриархату, а казаки получили реестр на царскую службу в размерах, намного превышавших те, которые требовал Богдан Хмельницкий от польской короны. Кроме того, для россиян украинцы были «своими», а не «чужими» как в Речи Посполитой.

Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой?

В XIV веке литовские князья начали присоединять к Литве русские земли, разоренные татаро-монгольским нашествием. Обезлюдевшие огромные территории зачастую добровольно присоединялись к Литовскому княжеству, поскольку видели в литовских князьях защиту от ордынского ига. Так в течение XIV века к Литве были присоединены Брестские, Полоцкие, Минские земли, Турово-Пинское княжество, Смоленск, Брянск, Новгород-Северский, Чернигов, Луцк и Киев. К Польше отошли земли Галицко-Волынского княжества, а к Венгрии – территория Молдавии.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что объединяло русский и украинский народы?

Украинская народность сформировалась в XV веке. Украинцы проживали на землях, входящих раньше в состав Древнерусского государства, и имели с русскими единые национальные, религиозные и культурные корни.

2. Что заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество? Каковы были последствия этого?

Русское дворянство с занятых поляками земель было лишено всех прав на чины, а значит, и всякой возможности делать карьеру; русское купечество и городское ремесленное население было начисто вытеснено из торговли евреями, пользовавшимися покровительством католической церкви и польских панов. При этом польские дворяне-католики занимали первенствующее положение в Речи Посполитой и обладали большими привилегиями и правами. Перед русским населением Речи Посполитой стоял выбор не столько тяжелый, сколько аморальный сам по себе: или переходить в католицизм и становиться поляками, или терпеть всевозможные унижения. Часть украинской и белорусской знати переходила из православия в католичество, перенимая польский язык и культуру.

3. С какой целью была принята Брестская церковная уния? В чьих это было интересах?

В 1596 году рядом православных священников Киевской митрополии была принята Брестская церковная уния, согласно которой епископы признавали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому. В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III поддержали униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам. С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Россией.

Подписание Брестской унии привело к долгой и временами кровавой борьбе между последователями двух конфессий на западнорусских землях. Четверть века православные Речи Посполитой, не принявшие Брестскую унию, оставались без митрополита. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви со стороны государства, но впоследствии дискриминация православия в Речи Посполитой вновь усилилась. На территории же России (в том числе на землях, отошедших к России от Речи Посполитой) гонениям подвергались приверженцы унии.

4. Что стало причиной восстания Богдана Хмельницкого? Чем оно завершилось?

Причин восстания Богдана Хмельницкого на самом деле много. Это и бедственное положение населения бывших русских земель, и национальный гнет, и религиозные гонения. Но самой главной причиной следует считать непримиримые противоречия в мировоззрении. Жители русских земель для поляков с присоединением вовсе не стали своими, а оставались чужими. При этом костяк восстания – запорожские казаки – несмотря на то, что они служили по реестру польской короне, участвуя в войнах против Крымского ханства, Османской империи и России, так же оставались изгоями в глазах польских панов. Нельзя исключать и личных мотивов Богдана Хмельницкого, имевшего противоречия с католиком-старостой, по вине которого был насмерть забит десятилетний сын Хмельницкого.

Первоначально восстание Хмельницкого и запорожцев отнюдь не ставило своей целью политическое отделение от Польши. Они хотели лишь добиться права жить в согласии с собственной совестью, при этом подчиняясь законам Польского королевства. Требования казаков были кратки: во-первых, зачислить в казаки всех желающих и предоставить казакам, как военному сословию, привилегии шляхты; во-вторых, запретить на Украине пропаганду католической унии, убрать всех униатских священников и вернуть захваченные католиками церкви православным, позволив каждому свободно исповедовать его веру; в-третьих, изгнать с Украины евреев, которые прочно обосновались на Украине при поддержке польской короны. Эта политическая программа отражала чаяния всего угнетенного православного населения Украины. «Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую!» — такой призыв Хмельницкого был желанен и вполне понятен. Он стал доминантой всех последующих действий казаков и привел к переходу Левобережной Украины в подданство России.

Дальнейшая гражданская война на территории Украины напоминала запутанный змеиный клубок, в котором все стороны неоднократно меняли свои политические предпочтения. Украинские гетманы в борьбе за власть неоднократно предавали друг друга, приводили на Украину и польские, и османские, и крымско-татарские войска. Они то хотели оставаться в подданстве Москвы, то предавались Речи Посполитой, то принимали Османскую вассальную зависимость, то заявляли о полной независимости от кого-бы то ни было. Но это были политические игры, украинский народ уже тогда сделал свой выбор быть вместе со своими русскими братьями, что и доказал в битве под Полтавой, несмотря на предательство украинского гетмана Мазепы, удержав в 1709 году ключевую крепость против шведов и войск Мазепы.

5. Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?

Инициатива воссоединения Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому, который понимал, что без внешней поддержки его восстанию не выстоять против польской армии. Союз Хмельницкого с крымскими татарами не оправдал себя. Впоследствии Богдан обращался и в Стамбул, и в Москву. Российское правительство прекрасно понимало, что поддержка восстания Хмельницкого означала неминуемую войну с Речью Посполитой и долго не могло принять решение. Только в 1653 году Земский собор постановил принять Украину в подданство российского государя и объявить войну польской короне. На Переяславской раде в январе 1654 года войско Богдана Хмельницкого присягнуло на верность российскому царю. Гетману Украины давалась большая самостоятельность, вплоть до ведения международных переговоров (за исключением Речи Посполитой и Османской империи).

Работаем с картой

1. Используя карту, покажите территории Левобережной и Правобережной Украины. Как называется река, определяющая местоположение данных частей Украины? Назовите крупнейшие украинские города XVII века.

Рассмотрим карту на странице 70 второй части учебника.

  • Территория Левобережной Украины обозначена на карте тёмно-зелёным цветом. Она вошла в состав России по Андрусовскому перемирию 1667 года и Вечному миру 1686 года.
  • Территория Правобережной Украины входила в состав Речи Посполитой (закрашена жёлтым цветом). Комментарий: в карте учебника границы Правобережной Украины не обозначены, поэтому данная территория закрашена дополнительно, в соответствии с картами Украины XVII века.
  • Река, определяющая местоположение Правобережной и Левобережной Украины называется Днепр.
  • Крупнейшие украинские города XVII века: Житомир, Бердичев, Белая церковь, Корсунь, Винница, Брацлав, Умань — в Правобережной Украине и Киев, Чернигов, Переяслав, Полтава, Кодак — в Левобережной Украине.

2. Найдите места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой. Назовите их даты.

Основные сражения войск Богдана Хмельницкого (обозначены знаком из перекрещенных сабель по ходу движения фиолетовых стрелок):

  • 1648 год — Запорожская Сечь, Корсунь, Пилявцы
  • 1649 год — Зборов
  • 1651 год — Берестечко
  • 1652 год — у реки Южный Буг недалеко от города Умань

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 23

Изучаем документ

1. Какие казачьи права и привилегии перечисляются в тексте документа? Сравните их с теми, которые указаны в тексте параграфа.

В жалованной грамоте Алексея Романова, данной гетману Богдану Хмельницкому, сказано о сохранении всех прав и привилегий, которые были пожалованы украинцам польскими королями и литовскими князьями. Земли вдов погибших казаков должны были оставаться в их распоряжении. Также в документе говорится о сохранении вольностей и о праве самостоятельно выбирать гетмана, вести суд. Царь Алексей Романов повелел установить размер реестра казачьего войска в 60 тысяч человек, то есть намного больше, чем было при владычестве Речи Посполитой. Это войско находилось на денежном содержании российской короны. Кроме того, грамотой давалось разрешение гетманам вести международную деятельность с уведомлением русского государя о веденных переговорах. Единственное, что запрещалось, это вести переговоры с Речью Посполитой и Османской империей.

2. Как согласно документу происходило назначение гетмана?

Запорожское Войско самостоятельно должны были избрать себе гетмана и известить русского государя о выборе нового гетмана.

3. Как вы думаете, почему гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королём?

Речь Посполитая и Османская империя были противниками России в борьбе за Украину, поэтому все взаимоотношения с ними, во избежание новых военных конфликтов, должны были вестись только от имени русского царя.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (или фрагменты из одноимённого художественного фильма), сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку. Напишите (в тетради) отзыв о книге или фильме.

Правила, обычаи и законы, описанные Н.В.Гоголем в повести «Тарас Бульба»:

  • Казаки жили самоуправляющимися общинами, которые при необходимости преобразовывались в военные полки.
  • Все важные решения принимались на общем казачьем сходе в Сечи. Право на вступление в Сечь имеет любой православный казак, считающий себя казаком и живущий по принципам казачества.
  • Гетманы избирались из среды казаков.
  • Реестровые казаки должны были по приказу в восьмидневный период прибыть на коне, со всем вооружением для участия в походе. При этом казак получал плату от короля.
  • В мирное время казаки могли заниматься земледелием, рыболовством, торговлей, пивоварением и т.д.
  • При необходимости мог быть объявлен общий сбор казачьего войска, тогда кроме реестрового казачества в его ряды вставали все казаки.
  • По Гоголю казаки по-разному относились к польскому владычеству. Одни перенимали польские обычаи, заводили предметы роскоши, прислугу, ловчих соколов, давали обеды, возводили дворцы. Другие же, как Тарас Бульба, любили простую жизнь казака и считали себя законными защитниками православия. Так, к примеру, Тарас считал за правило браться за меч, когда польские сборщики налогов не уважали казачьих старшин, глумились над православием или не чтили законов предков. Такие казаки были также малотерпимы к нехристианам (туркам, евреям, персам и т.д.)
  • Отношение к женщине среди казаков было неоднозначным. Прежде всего казак был рожден для войны, а не для мирной жизни с женой и детьми. Поэтому жены зачастую видели своих мужей «в год два-три дня», да и в эти дни терпели оскорбления и побои.
  • Сыновья казачьих сановников отдавались в 12 лет в академию, поскольку считалось необходимым дать воспитание своим детям. Но главную школу жизни сыновья должны были пройти в Сечи во время военных походов.
  • В Запорожской Сечи казаки не утруждали себя какой-либо деятельностью или военными тренировками, ведя праздный и разгульный образ жизни, что считалось одним из признаков вольности.
  • Вся Сечь держала православную веру и готова была защищать ее до последней капли крови.
  • Сечь состояла из более чем шестидесяти куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, в которых правил куреной атаман.
  • Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть.
  • Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг.
  • За смертоубийство полагалась страшная казнь. Живого убийцу укладывали в яму, а сверху ставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею.
  • Выбранному на общем собрании главе казаков подносили три раза палицу. Два раза он отказывался, на третий – брал палицу. Старейшие и наиболее уважаемые казаки клали на голову выборного землю. Так проходило избрание.
  • Данные клятвы казаки старались не нарушать, если только не видели в такой клятве ущерб собственной совести и чести.
  • Казак должен был чтить правила товарищества и защищать православную веру.

Н.В.Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» достаточно подробно описал жизнь, быт, обычаи и основные законы казачьей вольности. Казаки жили войной и разбоем, а вся их мирная жизнь строилась по принципам казачьей вольности. Православная вера, непримиримость к врагам, товарищество, храбрость и безрассудство, любовь к своей родине и полное пренебрежение к тем, кто живет не по-казачьи – вот что по Гоголю отличало Запорожских казаков. Все решения принимались на общей раде, которую мог созвать любой казак, входящий в Сечь. Казачьи законы были жестоки, но по-своему справедливы.

Не могу сказать, что я в большом восторге от прочтения повести «Тарас Бульба». Николай Васильевич Гоголь хотя и является одним из величайших писателей, все-таки имеет своеобразный стиль изложения событий. Иногда даже складывалось впечатление, что читаешь «Илиаду» Гомера – настолько подробны описания битв и многочисленных участников. На мой взгляд, в своей повести Гоголь не смог (а может и не собирался этого делать) показать во всей красе боль отца, вынужденного убить собственного сына за предательство своей веры, товарищей и Отчизны. Так же довольно сухо описан драматический момент присутствия Тараса на казни другого своего сына. Тем не менее я рекомендовал бы всем прочитать это произведение, а еще лучше, не только прочитать, но и посмотреть одноименный фильм, в котором наглядно можно прочувствовать драматизм описанной истории.

2. Используя дополнительную литературу и Интернет, соберите материалы о Богдане Хмельницком. На их основе подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом историческом деятеле. Сделайте выводы о его человеческих качествах.

Скачать презентацию «Богдан Хмельницкий»

Рождение и жизнь Богдана Хмельницкого

Богдан Хмельницкий – один из самых известных гетманов Войска Запорожского. Предводитель казацкого восстания на Украине, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра, а также Киев окончательно отложились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государства.

Богдан родился в 1595 или 1596 году на хуторе Субботово, которое было подарено отцу Богдана старостой города Чигирина. В юношестве Богдан Хмельницкий получил неплохое образование в киевской братской школе и в Иезуитской коллегии. Овладев в совершенстве польским языком и латынью, риторикой, письмом и т.д. Богдан не принял католичество, а остался верен отцовской вере – православию. Хмельницкий побывал во многих европейских странах, участвовал в польско-турецкой войне, был два года в турецком рабстве, а по возвращению в Субботово был зачислен в реестровое казачество, получив узаконенные польскими королями казачьи права. Во время войны польского короля Владислава IV с Россией Богдан Хмельницкий участвовал в осаде Смоленска (естественно, на стороне поляков) и даже получил золотую саблю за храбрость и за спасение короля от московского плена во время одной из стычек под Москвой. Впоследствии Богдан Хмельницкий неоднократно бывал при дворе короля Владислава, и возможно даже участвовал с двумя тысячами польских наемников во взятии Дюнкерка в составе французского войска.

Предпосылки и причины восстания

Причин восстания Богдана Хмельницкого на самом деле много. Это и бедственное положение населения бывших русских земель, и национальный гнет, и религиозные гонения. Но самой главной причиной следует считать непримиримые противоречия в мировоззрении. Жители русских земель для поляков с присоединением вовсе не стали своими, а оставались чужими. При этом костяк восстания – запорожские казаки – несмотря на то, что они служили по реестру польской короне, участвуя в войнах против Крымского ханства, Османской империи и России, так же оставались изгоями в глазах польских панов. Нельзя исключать и личных мотивов Богдана Хмельницкого, имевшего противоречия с католиком-подстаростой.

Воспользовавшись отсутствием Хмельницкого на хуторе Субботово, чигиринский подстароста шляхтич Чаплинский выпросил себе право владения Субботовым, осуществил наезд на хутор, разграбил его, увёз женщину Хмельницкого и обвенчался с ней по католическому обряду, избил младшего сына Хмельницкого, отчего он скончался. Хмельницкий безуспешно пытался отстоять справедливость в польском суде и при королевском дворе. Тогда Хмельницкий собрал сходку казаков и стал с ними советоваться, как бы воспользоваться привилегией, данной королем, восстановить силу казачества, возвратить свободу православной вере и оградить русский народ от своеволия польских панов. Один сотник, бывший на этой сходке, сделал донос на Хмельницкого и тот был арестован, но потом был отпущен. Хмельницкий бежал степью Запорожскую Сечь и стал собирать сторонников. Используя королевскую грамоту, свидетельствующую о том, что польский король задумывал напасть на Крымское ханство, Богдан Хмельницкий заручился негласной поддержкой крымского хана в походе на Польшу. При этом в крымских хрониках сообщается об обещании Богдана Хмельницкого принять Ислам.

Начало восстания

Первоначально восстание Хмельницкого и запорожцев отнюдь не ставило своей целью политическое отделение от Польши. Они хотели лишь добиться права жить в согласии с собственной совестью, при этом подчиняясь законам Польского королевства. Требования казаков были кратки: во-первых, зачислить в казаки всех желающих и предоставить казакам, как военному сословию, привилегии шляхты; во-вторых, запретить на Украине пропаганду католической унии, убрать всех униатских священников и вернуть захваченные католиками церкви православным, позволив каждому свободно исповедовать его веру; в-третьих, изгнать с Украины евреев, которые прочно обосновались на Украине при поддержке польской короны. Эта политическая программа отражала чаяния всего угнетенного православного населения Украины. «Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую!» — такой призыв Хмельницкого был желанен и вполне понятен. Он стал доминантой всех последующих действий казаков и привел к переходу Левобережной Украины в подданство России.

Русский народ на Украине вовсю готовился к восстанию. Казаки, переодетые то нищими, то богомольцами, ходили по городам и селам и уговаривали жителей то отворить казакам Хмельницкого ворота города, то насыпать песку в польские пушки, то бежать в степь в ряды воинов запорожских. Поляки принимали строгие меры: запрещали ходить толпами по улицам, собираться в домах, забирали у жителей оружие или отвинчивали у их ружей замки, жестоко мучили и казнили тех, кого подозревали в сочувствии казакам Хмельницкого. Это еще больше отвратило русское население от польской власти.

Ход восстания

Посланное против Хмельницкого войско реестровых казаков перешло на сторону восставших, перебив своих польских командиров. Объединенное казачье войско и три тысячи крымских татар разбили польское войско при Желтых водах в апреле 1648.

В мае 1648 года Богдан Хмельницкий одержал победу на большим польским войском в битве под Корсуне на реке Роси. Польские командиры были напуганы преувеличенными страшными известиями о силе войска восставших и гибели отряда, посланного в степь, и решили отступить без боя. Однако подосланный восставшими русский холоп взялся провести польское войско скрытыми путями и завел их в засаду. Поляки были атакованы и разбиты. В итоге весенней кампании практически все коронное войско (20 тысяч человек), существовавшее в мирное время, было уничтожено восставшими. Корсунская победа была чрезвычайно важным, еще небывалым в своем роде событием; русскому народу как бы разом открылись глаза: он увидал и понял, что его поработители не так могучи и непобедимы; панская гордыня пала под дружными ударами рабов, решившихся наконец сбросить с себя ярмо неволи. Как только разошлась весть о победе над польским войском, во всех пределах русской земли, находившейся под властью Польши, вспыхнуло восстание. Хлопы собирались в шайки, называемые тогда загонами, нападали на панские усадьбы, разоряли их, убивали владельцев, истребляли католических священников и сторонников церковной унии, доставалось всякому, кто только был подозреваем в расположении к полякам.

В битве под Пилявцами войско Хмельницкого очень легко разгромило 35 тысячную польскую армию, которую удалось застать врасплох. Так же легко Хмельницкий взял Львов. После этого в 1649 году Хмельницкий начал переговоры с новым королем Речи Посполитой Яном Казимиром и отвел войска в Киев.

Затем последовали две безуспешные попытки договориться с польским королем о казацкой автономии, в которых Хмельницкий проявил свои «дипломатические» качества, а именно, метался из стороны в сторону, то признавая власть польского короля, то писал верноподданнические письма крымскому хану и турецкому султану. А русскому царю Алексею Михайловичу Хмельницкий писал еще в 1648 году, призывая его воспользоваться безвластием и напасть на Польшу. Тогда Алексей Романов не пожелал развязать войну с Речью Посполитой.

Второй этап войны

В середине лета 1651 года возобновились военные действия. Польские военные лидеры призывали ко всеобщей мобилизации и войне с казаками, пока «вся земля не покраснеет от казацкой крови». Не унимались и крестьяне, продолжавшие нападения на панские усадьбы. Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами и заигрываниями с польским королем, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он в очередной раз уговорил турецкого султана, который приказал крымским татарам помогать Хмельницкому как вассалу Османской империи.

Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как не добровольная, не могла быть прочной.

20 июня 1651 года казацкие отряды и польское войско сошлись у городка Берестечка. Силы двух армий были примерно равны и сражение было упорным. Однако дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, поэтому большие потери у татар были восприняты татарами как кара Божья. В начале третьего дня боев под крымским ханом убило пушечным ядром коня, и орда после этого обратилась в бегство. Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого. Оставшись без татарской поддержки и единого командования, казацкое войско было разбито.

Вступление под руку государя Российского

Народ относился к Хмельницкому с крайним недоверием и всю вину за берестечское поражение сваливал на него. После поражения под Берестечком польская армия устроила карательный поход на восток Украины. В результате массовых казней и истребления мирных жителей численность населения Украины стала меньше, чем в конце XVI века. Брацлавщина, Волынь и Галиция потеряла около 40-50 % населения. Большинство православного населения бежало в Молдавию и Московское государство. Кроме того, разорванные восставшими отношения с татарами при попустительстве Польши привели к масштабным набегам татарской конницы на украинские земли. При таких обстоятельствах Хмельницкий снова обратился в Москву и стал настойчиво просить царя о принятии его в подданство.

В октябре 1653 года в Москве был созван Земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решён утвердительно. Аргументы в пользу такого решения были такими: Ян-Казимир, при избрании на королевство, присягал остерегать и защищать всех христиан, которых исповедание отлично от римско-католического, не притеснять никого за веру и другим не дозволять, а если своей присяги не сдержит, то в таком случае подданные его освобождаются от верности ему и послушания. Король Ян-Казимир присяги своей не сдержал: восстал на православную христианскую веру, разорил многие церкви, обратил в униатские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги — вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому хану, следует принять гетмана Богдана Хмельницкого, со всем войском запорожским, со всеми городами и землями, под высокую государеву руку.

В январе 1654 года на Украине в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного». Так украинским народом было принято историческое решение о воссоединении с Россией. Естественно, после такого решения, России ничего не оставалось, как вступить в войну с Речью Посполитой.

Личность Богдана Хмельницкого

По утверждению известного историка Г. В. Вернадского, Хмельницкий был человеком среднего роста и крепкого телосложения. Характер у Хмельницкого был несколько неуравновешенным — периоды времени, когда Хмельницкий был активным, твердым и властным, внезапно сменялись периодами, когда Хмельницкий становился сонным и усталым. С возрастом приступы депрессии становились продолжительнее, росла его подозрительность, даже в отношении к друзьям и соратникам.

Гетман читал мало, любил народную поэзию и народную музыку, сам играл на бандуре, любил веселое застолье, был радушным хозяином. Ел простую пищу, пил горилку и мед. Хмельницкий считался знатоком оружия и лошадей. В торжественные моменты надевал на себя церемониальное облачение, в остальное время одевался просто. Его образ жизни не особо отличался от образа жизни рядовых казаков, покои Хмельницкого были обставлены простой мебелью. В головах гетманской кровати висел лук и сабля.

Гетман был хорошим оратором, — в своих речах гетман использовал народные поговорки и яркие примеры из повседневной жизни. Стратегические и тактические дарования Богдана проявлялись в тщательном планировании всей военной кампании. Однако, он мог пренебрегать разработкой незначительных операций.

Все действия Хмельницкого во время восстания были направлены на защиту русского населения Украины и православной веры. Причем этой задачи Хмельницкий собирался достичь любыми путями. Если бы польские правители приняли условия Хмельницкого, он дал бы клятву верности Польше и остался бы верен своему обещанию. Но приняв решение воевать против Речи Посполитой, он шел до конца, противясь даже мнению Москвы, и не учитывая международной обстановки. Богдан Хмельницкий был очень волевым человеком. Несмотря на важные промахи и ошибки, Хмельницкий принадлежит к самым крупным двигателям русской истории. В многовековой борьбе Руси с Польшей, он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Польши сильнейший удар. Хмельницкий в половине XVII века наметил то освобождение русского народа от панства, которое окончательно совершилось намного позже. Не его вина, что близорукая, невежественная политика московских бояр и царя испортила плоды его десятилетней деятельности и на многие поколения отсрочила дело, которое совершилось бы с несравненно меньшими усилиями, если бы в Москве понимали смысл стремлений Хмельницкого к освобождению всей Украины.

3. На основе текста параграфа, дополнительной литературы, материалов Интернета докажите добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты выполнения задания оформите в виде короткого эссе в тетради.

Левобережная Украина вошла в состав России в результате тесно переплетенных событий: восстания Богдана Хмельницкого и последующей гражданской войны. России, принявшей под свою руку восставшую Украину, пришлось выдержать длительную войну с Речью Посполитой и Османской империей. Украинские гетманы неоднократно предавали Россию, заключали договоры то с одной противоборствующей стороной, то с другой. Но в результате Левобережная Украина осталась в составе России.

Можно, конечно, предположить, что Украина вовсе не хотела входить в состав России, а обращение Богдана Хмельницкого и решение Переяславской рады в январе 1654 года о присяге на верность российскому царю вынужденным. А в доказательство такой позиции привести аргументы о договорах последующих гетманов о подчинении то Речи Посполитой, то Османской империи. Но на мой взгляд политика государственного образования не может в решающих вопросах зависеть от позиции лишь правящей верхушки, а учитывать мнение всего народа. В современном обществе по самым важным вопросам обычно проводятся так называемые всенародные опросы – референдумы.

Здесь уместно попытаться объяснить следующее: почему поляки проиграли войну с Россией за Украину, а многочисленные попытки украинских гетманов, от Выговского до Мазепы, присоединиться к Речи Посполитой или обрести самостоятельность неизменно были обречены на неудачу?

Польские паны и украинские старшины были убеждены, что их воля преобразует жизнь, и потому они игнорировали объективные причины, формирующие человеческое поведение. Так, поляки считали, что достаточно привлечь к себе казацких старшин, дав им привилегии шляхты, и все казаки будут верно служить; что можно убедить православных людей, будто католическая вера лучше, и они станут ревностными католиками. Точно так же многие украинские гетманы полагали, что в зависимости от политической обстановки и их выбора можно подчиняться то России, то Речи Посполитой и что удача в борьбе за независимость определяется их умением обмануть московских чиновников или вовремя договориться о союзе с османским султаном.

Как показала история, первостепенное значение имела принадлежность русских и украинцев к одному суперэтносу, когда-то объединенному в составе Древней Руси. Как для русских украинцы были «своими», так и для жителей Украины «своими» были жители России. У них были общие языковые корни, культурные традиции и обычаи, общее мировоззрение и мироощущение, единая религия. Об это всеобщее ощущение единства, как волны о скалу, разбивались планы искателей власти разделить две народности. Русские и украинцы соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку сильное народное мнение неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике развития государства. В данном случае попытки разъединить народы, изменить исконную веру были против естественной логики.

Выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался правильным. Дабы убедиться в этом, достаточно сказать несколько слов о дальнейшей судьбе и роли украинского народа в российской истории. В отличие от поляков, ограничивавших число «реестровых» казаков, московское правительство увеличило реестр на 60 тысяч человек по сравнению с требованиями Богдана Хмельницкого. Таким образом реестровые казаки могли заниматься тем, что они больше всего умеют – военным делом. Фактически реестр охватывал все население слободской Украины. Каждый казак имел возможность сделать военную карьеру, чем, собственно говоря, они и занимались. Украина на долгое время сохранила гетманскую власть и свое самоуправление во внутренних делах, ее вхождение в состав России было постепенным, без резких и болезненных решений. При польском господстве Украина могла только мечтать о подобном положении. Ни о какой дискриминации украинцев в составе России не было и речи. Как уже говорили выше, для русских украинцы были «своими». Кроме того, в истории последующих веков мы видим многих выходцев с Украины на ведущих государственных должностях и даже в числе царских фаворитов.

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 23 |

Параграф 23 — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

«ПОД РУКОЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ»: ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ

Задание 1. Подчеркните пять правильных ответов.

Брестская уния:

  • была принята в начале XVII в. в городе Бресте;
  • была принята в начале XVI в. в городе Бресте;
  • провозглашала объединение католичества и православия;
  • давала равные права и католичеству, и православию;
  • не была признана большей частью населения Украины и Белорус­сии;
  • была сразу же с радостью признана жителями Украины и Бело­руссии;
  • есть проявление религиозного гнёта в отношении жителей Украины и Белоруссии.

Задание 2. На контурной карте:

а) отметьте направление походов войск Богдана Хмельницкого в 1648-1653 гг. (обозначено на карте фиолетовыми стрелками);
б) обведите кружочком место проведения Рады, провозгласившей воссоединение Украины с Россией (это город Переслав — обведён синим кругом);
в) обозначьте стрелками действия русских и украинских войск во время Русско-польской войны 1654-1667 гг. (обозначены на карте красными стрелками).

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 23

Задание 3. Используя текст учебника, заполните пропуски в тексте.

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 23

Происходило это 8 января 1654 г. в Переяславе, где собрались гетман, казацкие старшины и войско со всей территории Войска Запорожского (Левобережная Украина).

О каком событии идёт речь? Переяславская рада

Задание 4. Используя текст документа «Жалованной грамоты…» (с. 73—74 учебника, часть 2), перечислите права и привилегии, даро­ванные царём Алексеем Михайловичем Богдану Хмельницкому и все­му войску Запорожскому.

В жалованной грамоте Алексея Романова, данной гетману Богдану Хмельницкому, сказано о сохранении всех прав и привилегий, которые были пожалованы украинцам польскими королями и литовскими князьями. Земли вдов погибших казаков должны были оставаться в их распоряжении. Также в документе говорится о сохранении вольностей и о праве самостоятельно выбирать гетмана, вести суд. Царь Алексей Романов повелел установить размер реестра казачьего войска в 60 тысяч человек, то есть намного больше, чем было при владычестве Речи Посполитой. Это войско находилось на денежном содержании российской короны. Кроме того, грамотой давалось разрешение гетманам вести международную деятельность с уведомлением русского государя о веденных переговорах. Единственное, что запрещалось, это вести переговоры с Речью Посполитой и Османской империей.

Задание 5. На основе текста параграфа (с. 71 учебника, часть 2), дополнительных источников и интернет-ресурсов докажите добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты оформите в виде короткого эссе.

Левобережная Украина вошла в состав России в результате тесно переплетенных событий: восстания Богдана Хмельницкого и последующей гражданской войны. России, принявшей под свою руку восставшую Левобережную Украину, пришлось выдержать длительную войну с Речью Посполитой и Османской империей. Украинские гетманы неоднократно предавали Россию, заключали договоры то с одной противоборствующей стороной, то с другой. Но в результате Левобережная Украина осталась в составе России.

Можно, конечно, предположить, что Левобережная Украина вовсе не хотела входить в состав России, а обращение Богдана Хмельницкого и решение Переяславской рады в январе 1654 года о присяге на верность российскому царю вынужденным. А в доказательство такой позиции привести аргументы о договорах последующих гетманов о подчинении то Речи Посполитой, то Османской империи. Но на мой взгляд политика государственного образования не может в решающих вопросах зависеть от позиции лишь правящей верхушки, а учитывать мнение всего народа. В современном обществе по самым важным вопросам обычно проводятся так называемые всенародные опросы – референдумы.

Здесь уместно попытаться объяснить следующее: почему поляки проиграли войну с Россией за Украину, а многочисленные попытки украинских гетманов, от Выговского до Мазепы, присоединиться к Речи Посполитой или обрести самостоятельность неизменно были обречены на неудачу?

Польские паны и украинские старшины были убеждены, что их воля преобразует жизнь, и потому они игнорировали объективные причины, формирующие человеческое поведение. Так, поляки считали, что достаточно привлечь к себе казацких старшин, дав им привилегии шляхты, и все казаки будут верно служить; что можно убедить православных людей, будто католическая вера лучше, и они станут ревностными католиками. Точно так же многие украинские гетманы полагали, что в зависимости от политической обстановки и их выбора можно подчиняться то России, то Речи Посполитой и что удача в борьбе за независимость определяется их умением обмануть московских чиновников или вовремя договориться о союзе с османским султаном.

Как показала история, первостепенное значение имела принадлежность русских и украинцев к одному суперэтносу, когда-то объединенному в составе Древней Руси. Как для русских украинцы были «своими», так и для жителей Украины «своими» были жители России. У них были общие языковые корни, культурные традиции и обычаи, общее мировоззрение и мироощущение, единая религия. Об это всеобщее ощущение единства, как волны о скалу, разбивались планы искателей власти разделить две народности. Русские и украинцы соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку сильное народное мнение неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике развития государства. В данном случае попытки разъединить народы, изменить исконную веру были против естественной логики.

Выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался правильным. Дабы убедиться в этом, достаточно сказать несколько слов о дальнейшей судьбе и роли украинского народа в российской истории. В отличие от поляков, ограничивавших число «реестровых» казаков, московское правительство увеличило реестр на 60 тысяч человек по сравнению с требованиями Богдана Хмельницкого. Таким образом реестровые казаки могли заниматься тем, что они больше всего умеют – военным делом. Фактически реестр охватывал все население слободской Украины. Каждый казак имел возможность сделать военную карьеру, чем, собственно говоря, они и занимались. Левобережная Украина на долгое время сохранила гетманскую власть и свое самоуправление во внутренних делах, ее вхождение в состав России было постепенным, без резких и болезненных решений. При польском господстве Украина могла только мечтать о подобном положении. Ни о какой дискриминации украинцев в составе России не было и речи. Как уже говорили выше, для русских украинцы были «своими». Кроме того, в истории последующих веков мы видим многих выходцев с Украины на ведущих государственных должностях и даже в числе царских фаворитов.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 21-22 |

Параграф 21-22 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы в тексте параграфа

Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией после Смуты?

В первую очередь России нужно было решить важные внешнеполитические задачи — вернуть русские земли на северо-западе, потерянные в ходе Смутного времени, а именно: Ивангород, Ям, Копорье, Корела, вся Нева и Орешек с уездом, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 года; Смоленская, Черниговская и Северская области, отошедшие к Речи Посполитой по Деуленскому перемирию 1618 года. Также России одновременно приходилось решать задачи защиты своих южных границ (от Крымского ханства) и вести борьбу за влияние на Украине (с Речью Посполитой, казачьими атаманами и Османской империей), на Кавказе (с Персией и Османской империей), в Забайкалье и Приамурье (с Китаем).

Каких территорий лишилась Россия в результате войн в XVI в.?

Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. Российское государство потерпело поражение и потеряло Копорье, Ям, Ивангород и волость Корела, которые отошли Швеции. В соответствии с Ям-Запольским перемирием с Речью Посполитой Россия отказалась от занятых в ходе войны белорусских и ливонских земель (которые заняла в ходе Ливонской войны), а также потеряла города Велиж и Себеж. В конце XVI века при правлении Федора Иоанновича Россия в ответ на нападения Швеции на русские гарнизоны предприняла попытку возвращения выхода к Балтийскому морю. Война со Швецией 1590-1595 года была успешной. Согласно подписанному По Тявзинскому мирному соглашению 1595 года России были возвращены земли, утраченные во время Ливонской войны. Таким образом, чистыми потерями России в XVI веке можно считать только Велиж и Себеж, отошедшие Речи Посполитой. Основные потери земель, прилегающих к Балтийскому морю, были уже в XVII веке во время Смуты.

Какую роль сыграла Швеция в событиях Смутного времени в России?

Как всегда, роль Швеции в событиях Смутного времени была очень странной. С одной стороны, Швеция по просьбе России помогла войсками в борьбе с «тушинским вором» и польскими интервентами, и прислала наемное войско в обмен на крепость Карелы. С другой стороны, это же самое наемное войско во главе с Якобом Делагарди, проигравшее в составе русского войска армии Речи Посполитой в битве при Клушине, вынуждено было отступить на север. Из-за подчинения московских бояр польскому королевичу Владиславу Якоб Делагарди оккупировал Новгород, Тихвин и другие города русского северо-запада, чтобы продвигать на российский трон кандидатуру принца Карла Филиппа. По Столбовскому мирному договору 1617 года захваченные шведами новгородские земли разделялись между двумя государствами: Российскому государству были возвращены Великий Новгород и вся Новгородская вотчина, в том числе Старая Русса, Ладога, Порхов, Гдов с уездами, а также Сумерская волость. Шведскому королевству отходили русские города Ивангород, Ям, Копорье, Корела, вся Нева и Орешек с уездом. Столбовский мир 1617 года отрезал Россию от Балтийского моря.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какая внешнеполитическая задача стояла перед новой династией российских государей после восхождения на престол?

Для начала новой династии российских государей необходимо было добиться международного признания, для чего в самые главные государства Европы и Азии были отправлены посольства. Следующей задачей стало восстановление международного статуса и престижа России, которые были подорваны в результате Ливонской войны и Смуты.

2. Перечислите основные политические причины противостояния России и Речи Посполитой в первой половине XVII в.

Польский король Сигизмунд III не признавал прав Михаила Федоровича Романова на престол, считая российским государем своего сына Владислава. В свою очередь Россия не могла смириться с потерей своих обширных территорий в результате подписания Деуленского перемирия на 14,5 лет. Поэтому по истечении срока перемирия Земское собор принял решение начать новую войну с Речью Посполитой за Смоленск.

3. Оцените результаты Смоленской войны с позиции России.

По Поляновскому миру король Владислав навсегда отказывался от претензий на московский престол, но сохранил Смоленск и Чернигов. Таким образом, и после войны 1632–1634 гг. земли России вместе с многочисленным русским населением по-прежнему оставались в руках Польши. Но, с другой стороны, Россия избавлялась от претензий польского короля на российский престол, что разрешало одно из противоречий между двумя странами и обеспечивало признание Речью Посполитой законности новой российской царской династии.

4. Результаты подписания каких договоров — Кардисского, Бахчисарайского или Нерчинского — имели, по вашему мнению, наиболее важное значение для России? Свой ответ аргументируйте.

Кардисский мирный договор 1661 года между Россией и Швецией. Россия возвратила Швеции все завоеванные в Ливонии города и вернулась к установленным Столбовским мирным договором границам. Таким образом все достижения русской армии в войне против Швеции, а также потери в битвах оказались напрасными. Причина заключения столь невыгодного для России договора с потерями отошедших к России по Валиесарскому перемирию 1658 года (срок действия 3 года) части земель Ливонии – попытка избежать войны на два фронта с Речью Посполитой и Швецией в условиях, когда Дания, как основной союзник России в войне со Швецией, заключила с последними мирный договор.

Бахчисарайский мирный договор 1681 года между Россией и Османской империей. Османская империя и ее вассал Крымское ханство признавали вхождение Левобережной Украины в состав России. Перемирие заключалось на 20 лет.

Нерчинский договор 1689 года стал первым российско-китайским договором, который установил границу между двумя державами: Забайкалье осталось за Россией, но в Приамурье русские вынуждены были покинуть Албазин и часть уже освоенной территории. Также договор устанавливал правила русско-китайской торговли. Договор был подписан под давлением маньчжурской армии, осадившей Нечинск. Намерение Москвы установить границу «по реке Амур до самого моря» не было достигнуто.

По всем признакам Бахчисарайское перемирие 1681 года, заключенное на 20 лет с Османской империей, стало самым выгодным для России. Россия ввязалась в войну, пытаясь не только предотвратить нападение турок на Левобережную Украину, но и подчинить себе земли Правобережной Украины. Фактически, Россия и Речь Посполитая проиграли эту войну. Так что заключение договора, по которому Левобережная Украина оставалась в составе России, можно считать успешным и выгодным. Также договор имел большое международное значение и обусловил подписание «Вечного мира» в 1686 году между Россией и Польшей.

По договору:

  • граница между Турцией и Россией устанавливается по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России;
  • Россия присоединяет левобережные земли Днепра и Киев с округой, а Запорожье формально становилось независимым;
  • казаки получают право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря;
  • крымцы и ногайцы имеют право кочевать и промышлять на обоих берегах Днепра.

5. Какова была основная причина первой в истории русско-турецкой войны?

Причиной русско-турецкой войны 1676-1681 года стали военные успехи Османской империи, которая ввела свои войска в Правобережную Украину и захватила Подолье (находилось под контролем Польши). В Москве эти успехи турок вызвали обеспокоенность, поскольку Москва опасалась последующего вторжения войск Османской империи в Левобережную Украину, находящуюся под российским контролем. Поскольку Польша заключила с османами Бучачский мир, уступив Подолье, в Москве решили не дожидаться вторжения турок, а предупредить его.

Фактически и Россия, и Речь Посполитая проиграли в этой войне. Некоторые могут утверждать, что Россия выиграла войну (на том основании, что удалось сохранить Левобережную Украину, которую турки и не пытались завоевать, хотя намерения были), однако, Москва стремилась овладеть землями до самого Днестра, но в результате смогла лишь избежать крупного поражения и сохранить свои владения. Не удалось даже избавиться от унизительной выплаты дани крымскому хану, а потому Россия сразу же начала готовиться к реваншу, не собираясь соблюдать условия перемирия. Посол В. Тяпкин по пути в Крым вёл разведку местности, чтобы наметить маршрут будущего похода на полуостров. В 1680 был окончательно утверждён проект сооружения Изюмской черты — 400-километровой оборонительной линии, ставшей базой для наступления на Крым в ходе Великой турецкой войны.

6. Как военные кампании России против Крымского ханства были связаны с русско-турецким соперничеством?

«Вечный мир» с Речью Посполитой сделал Россию союзницей антитурецкой «Священной лиги». Войдя в антитурецкую коалицию, Россия предприняла в 1687 и 1689 годах два похода против Крымского ханства, находящегося под протекторатом Османской империи.

7. Кто был союзником России по «Священной лиге»? Почему возник этот союз?

Союзниками России по «Священной лиге» были Речь Посполитая, Австрия, Венеция.

8. Что помешало России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг.?

Во время похода 1687 года после переправы через реку Самарка снабжать громадную российскую армию стало затруднительно — температура повышалась, широкие реки сменились маловодными ручьями, леса — небольшими рощами, но войска продолжали движение. Крымские татары, осознавая, что их войска уступают русской армии по численности, вооружению и выучке, не вступали в бой и отходили вглубь ханства. По приказу хана были отравлены или засыпаны источники воды и выжжена степь. Несмотря на достаточные запасы провианта, продвижение по выжженной и опустошённой территории отрицательно сказалось на состоянии армии, лошади обессилели, обеспечение войска водой, дровами и фуражом оказалось крайне затруднено, вследствие чего на совете было принято решение о возвращении армии к русским рубежам.

Русское правительство, осознавая крайнюю опасность продолжения кампании в таких условиях и желая сохранить репутацию командования отступающей армии, предпочло объявить крымский поход успешным. В царских письмах говорилось, что Крымскому ханству была достаточно продемонстрирована огромная военная сила, что должно было предостеречь его от будущих нападений на русские земли.

Во время похода 1689 года русская армия дошла до Перекопа. Небольшие набеги крымских татар были успешно отбиты. Однако возглавлявший поход Василий Голицын отказался брать Перекоп, так как в нём было всего три колодца с пресной водой, чего не хватило бы для армии. Кроме того, за Перекопом простиралась безводная степь, и потери после взятия Перекопа были бы весьма значительны. На военном совете было решено строить несколько крепостей для накопления в них воды, продовольствия и снаряжения. Однако этим планам не суждено было сбыться, и Голицын отступил от Перекопа, но сохранил почти всю армию.

Работаем с картой

Используя карту, покажите территории, присоединённые к России в результате Андрусовского перемирия.

Андрусовское перемирие между Россией и Речью Посполитой было заключено в 1667 году в деревне Андрусово под Смоленском. Согласно этому документу России передавались смоленские и северские земли. Кроме того Речь Посполитая признавала присоединение Левобережной Украины к Российскому государству.

Земли, отошедшие к России по Андрусовскому перемирию можно посмотреть на карте в атласе на странице 19 — это территории, закрашенные светло-зелёным цветом.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 21-22

Думаем, сравниваем, размышляем

1. В дополнительной литературе и Интернете найдите материалы, посвящённые осаде Смоленска во время русско-польской войны 1632-1634 гг. Оцените эффективность действий армий воюющих сторон. Какие ошибки были ими допущены?

В 1632 г. русские войска сделали попытку отбить Смоленск. Брошенное под стены Смоленска русское войско состояло из четырех солдатских полков, которых западному воинскому артикулу обучали служилые немцы, дворянской конницы и казаков южнорусских окраин. Русские осадили город, но Смоленск, имевший прекрасные оборонительные укрепления, долгое время успешно защищался. Артиллерийские обстрелы крепости тоже не дали своего результата, у русского войска просто не хватало пороха, который подвозился очень медленно. В таких условиях массированный штурм укреплений грозил огромными потерями в российском войске.

Когда же полякам удалось спровоцировать очередной набег крымского хана на юг России, дворяне ушли из-под стен Смоленска на защиту южной русской границы – туда, где они были нужнее. Под Смоленском остались только пехотные полки западного строя. Но когда король Владислав подошел к Смоленску с большим войском, наемники просто сдались, а затем перешли на службу к польскому королю. Существенно поредевшее русское войско было окружено поляками, блокировано, принуждено капитулировать, выдав артиллерию и сложив знамена перед польским королем.

Командующий российской армией Шейн не предпринимал действий к отступлению, поскольку не было приказа из Москвы, а когда правительство решило отступать, гонцы уже не могли прорваться через польскую блокаду. Находясь в сложной ситуации, Михаил Шейн в феврале 1634 года подписал с Владиславом договор о капитуляции, с целью вывести войска из окружения и сохранить жизни своим воинам. После этого русское войско отступило в район крепости Белая, где выдержали восьминедельную осаду. После неудачного штурма крепости стороны приступили к мирным переговорам.

Командующий русским войском боярин Шеин, герой обороны Смоленска еще во времена короля Сигизмунда III и Тушинского вора, был отпущен поляками в Москву. В Москве же Шеина, нисколько не виновного в поражении, обвинили во всех смертных грехах и казнили. Жестокость в отношении Шеина стала выражением того возмущения, которое царило в Москве после смоленской неудачи. Вскоре с поляками был заключен Поляновский мир. Король Владислав навсегда отказался от претензий на московский престол, но сохранил Смоленск и Чернигов. Таким образом, и после войны 1632–1634 гг. земли России вместе с многочисленным русским населением оставались в руках Польши.

Таким образом, основными ошибками России в Смоленской войне стали вовсе не плохое командование Шеина или отсутствие доблести русских воинов, а медлительность принятия решения в Москве, инфраструктурные проблемы с подвозом боеприпасов, опора на наемное войско и массовое дезертирство дворян, казаков и наемников. Так, к примеру, в полку князя Прозоровского дезертировали 3 453 человека, а потери за всю кампанию составили всего 27 человек пленными и 319 убитыми и умершими от ран. Масштаб дезертирства налицо. И если дворянские подразделения самовольно покидали русское войско, отправляясь защищать свои поместья от нашествия крымского хана, то наемники дезертировали, откликаясь на посулы и денежные вознаграждения польского короля.

2. Исследуйте тему «Российско-китайские отношения в XVII в.». Поразмышляйте, какие преимущества получали Россия и Китай с установлением дипломатических отношений друг с другом.

Нельзя сказать, что подписанный между Россией и Китаем Нерчинский мирный договор, оказался символом дружбы и хороших отношений. Все-таки это был первый письменный договор между этими странами. До этого отношения с Китаем у России были очень поверхностными. И Иван Грозный, и Василий Шуйский отправляли посольства в Китай, но они не доходили. В 1618 году томский казак Иван Петлин достиг Пекина, поговорил с китайскими сановниками и получил грамоту от императора с предложением установить посольский торговый обмен. Но в Москве не смогли прочесть эту грамоту, потому что не было переводчиков.

Все предыдущие переговоры заканчивались ничем. Китайский император не признавал Россию полноправным партнером и требовал чуть ли не признания вассальной зависимости от Китая и уничтожения всех русских поселений в бассейне Амура. До 80-х годов XVII столетия китайцев даже не волновало продвижение русских на восток, но в 1684 году началось наступление на занятые русскими земли Приамурья. К заключению Нерчинского мирного договора привела осада китайским войском русской крепости Албазин.

В 1686 году после известия об осаде Албазина из Москвы было отправлено посольство для заключения мирного договора. Переговоры с маньчжурской династией Цин, захватившей власть в Китае, проходили непросто. Император Китая не спешил с заключением договора, пока не получил известие о возможном союзе русских с Джунгарским ханством, усиления которого опасались китайские правители. Для переговоров с русскими китайцы отправили к Нерчинску не только маньчжурское посольство на 76 военных судах, к поселению подступила цинская армия и флот. В таких условиях равнозначные переговоры вести сложно. В результате, русскому посольству пришлось согласиться на сдачу крепости Албазин и установлению границы по реке Горбице, Аргуни и Становому хребту.

Многие историки расценивают этот договор как неравнозначный, подписанный под военным давлением, а китайцы вообще рассматривали его как победу над русскими, покусившимися на исконно китайские земли. Тем не менее большим достижением договора стало разрешение торговли между подданными двух стран и установление дипломатических контактов. Впоследствии это должно было принести пользу обоим государствам, поскольку своих соседей нужно знать хорошо, а ничто не помогает узнать другую культуру лучше, чем торговые и дипломатические связи.

3. Сформулируйте основные задачи внешней политики России в XVII в. на западном направлении.

Вернуть русские земли на западе и северо-западе, потерянные в ходе Смутного времени, а именно:

  • на западе — Смоленская, Черниговская и Северская области, отошедшие к Речи Посполитой по Деуленскому перемирию 1618 года;
  • на северо-западе — Ивангород, Ям, Копорье, Корела, вся Нева и Орешек с уездом, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 года.

4. Как в XVII в. складывались отношения России со странами исламского мира? Подведите итоги этих отношений. Сделайте вывод.

Отношения России со странами исламского мира всегда складывались сложно и были неоднозначными. Разные культура и религия не способствовали сближению. Кроме того, у России под боком были мусульманские государства в виде Крымского ханства и Османской империи, с которыми у нашей страны были зачастую противоположные геополитические интересы, что нередко приводило к военным конфликтам.

Отношения с еще одним мусульманским соседом – Персией, тоже сложно назвать дружескими. При Иване Грозном Россия разгромила татар, и начала экспансию на восток, в Сибирь, и на юг — к Каспийскому морю. Там Россия впервые столкнулась с Персией. Первый посол Персии посетил Кремль в 1592 году. Следующий век был отмечен полным недоверия сосуществованием этих двух империй — христианской и мусульманской. Интересы России и Персии постоянно проверяли запас прочности из-за влияния на Кавказе. Шах Аббас II в начале своего правления (с 1642 года) поддерживал мирные отношения с Россией, предлагая царю дружбу и торговое сотрудничество, добившись положительного ответа. Однако вскоре шах повёл борьбу не только за овладение Дагестаном, но и за полное вытеснение русских с Северного Кавказа, стал вмешиваться во внутренние дела горцев. В 1651-1653 гг. последовали два похода персидской армии против Сунженского острога. В результате второго похода он был взят. В это время русское правительство как раз вело переговоры о вхождении в состав России Войска Запорожского и не хотело распылять силы. Поэтому Россия направила в Персию посольство для мирного урегулирования конфликта. Результатом войны стало некоторое усиление позиций Персии на Северном Кавказе.

Несмотря на то, что Россия как православная держава имела неустранимые религиозные и геополитические разногласия со странами исламского мира, она старалась играть на противоречивых отношениях между исламскими странами, воюя и заключая перемирия. Кроме того, у России со мусульманскими странами были не только политические пересекающиеся интересы. Южное направление всегда было выгодным маршрутом для торговли.

Запоминаем новые слова

  • Верительная грамота — документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в другой стране.
  • Коалиция — союз нескольких держав для противодействия какому-либо государству.
  • Ратификация — окончательное утверждение международного договора высшим органом государства или его главой.
  • Фураж — корм для скота.

Сюжет урока седьмого класса «Седьмой класс» Пункт

Моделирование чрезвычайно важно для учащихся всех уровней способностей, особенно в начале года. Моделирование, которым я занимаюсь как учитель, помогает ученикам узнать мои индивидуальные ожидания и позволяет мне установить высокую планку.

Первое, что я сделал при моделировании, — это перечитал подсказку. Студенты часто думают, что они могут хоть раз прочитать что-то, а это просто не так. Пока я перечитывал подсказку, я также коротко подумал вслух, чтобы смоделировать, как я вообще буду писать абзац.
Я подчеркнул вопрос, который, скорее всего, станет моей темой из жадности. Я использовал красный цвет, чтобы подчеркнуть вопросы, которые станут моими конкретными доказательствами. Цветовая кодировка связана со всей школьной системой, которую мы используем в нашем абзаце T3C.

Я перечитал подсказку и коротко подумал вслух, чтобы смоделировать, как я вообще буду писать абзац. Я подчеркнул вопрос, который, скорее всего, станет моим тематическим предложением зеленым цветом. Я использовал красный цвет, чтобы подчеркнуть вопросы, которые станут моими конкретными доказательствами.Я прокомментировал про себя, что мой комментарий должен объяснить мои конкретные доказательства, а мое заключительное предложение должно резюмировать весь мой абзац. Вы можете посмотреть видео с моими мыслями вслух «Распаковка приглашения», нажав здесь.

После распаковки подсказки я показал студентам, как организован мой абзац. Я уже написал свой пример, поэтому мы его прочитали. Я попросил пять разных студентов прочитать вслух разные части абзаца. Затем я показал студентам, как мое тематическое предложение вводит тему абзаца, как конкретное свидетельство связано с тематическим предложением, как комментарий связан с конкретным свидетельством и как заключительное предложение связывает все это вместе.Щелкните здесь, чтобы увидеть моделирование абзаца графика T3C. Вы также можете скачать копию обрисованного абзаца здесь.

.

Урок седьмого класса Написание заключительного абзаца

Утверждение тезиса — это дорожная карта. Основные абзацы — это остановки на вашем пути. Единственное, что осталось, это ваш вывод — обратный путь. Допустим, вы попали в Феникс. Ваш вывод — это то, что приведет вас обратно во Флагстафф. Вы видите те же знаки, что и при спуске с холма, но видите это новыми глазами. Это вывод.

Есть только две части для успешного завершения — переформулированный тезис и глубокая мысль.Успешное заключение — это всего четыре-пять предложений. Вы не хотите растягивать его слишком далеко; ты просто хочешь вернуться домой.

Первое, что нужно сделать — это переформулированный тезис. Вы напоминаете своему читателю об основных моментах своего эссе. Вы определенно не хотите повторять тезисы дословно, потому что ваш читатель подумает, что вы думаете, что они глупы. Они не глупы, им просто нужно краткое напоминание о том, где вы их использовали в эссе. Вы говорите одно и то же, но разными словами.Вы повторяете большие идеи, чтобы читатель их запомнил, но вы выражаете это по-другому.

На картинке выше вы можете сравнить мою первоначальную диссертацию с моей новой редакцией. Повторяются одни и те же идеи, но я формулирую это иначе. Сколько раз я могу повторять ту же мысль, но по-другому?

Напомнив читателю о своих основных идеях, вы даете ему возможность подумать. Этот слайд показывает студентам некоторые предложения, и да, некоторые из них очень похожи на вводные.Иногда я думаю о заключении как о введении, но в обратном порядке.

В заключение я выбрал объяснение, почему действия Девяти Литл-Рок были важны — они боролись за свои права, но также и за права других. Я также оставил читателю предположительный результат того, что могло бы произойти, если бы Литл-Рок девять не стояли на своем — у нас, возможно, все еще есть сегрегированные школы сегодня.

.

Убеждение параграфа 7-го класса языковых искусств. Задание из трех частей. Часть 1: Выбор темы, аргументы и три причины. Часть 2: Сбор ресурсов.

Презентация на тему: «Убеждение в абзаце 7-го класса. Задание из трех частей. Часть 1: Выбор темы, аргументы и три причины. Часть 2: Сбор ресурсов» — стенограмма презентации:

1 Убеждение абзаца 7-го класса языковое искусство Persuasive Paragraph 7th Grade Language Arts

2 Задание из трех частей. Часть 1: Выбор темы, аргументы и три причины. Часть 2: Сбор ресурсов. Часть 3: Написание статьи. A Three Part Assignment Part 1: Topic selection, argument and three reasons Part 2: Gathering resources Part 3: Writing the paper

3 Что такое убеждение? Убедительное письмо пытается убедить читателя в правильности точки зрения или образа действий, рекомендованных автором.What is persuasion.

4 Что такое убедительный абзац? Абзац соответствует определенному формату. Первое предложение: Введение Второе предложение: Первый вспомогательный аргумент и примеры Третье предложение: Второй вспомогательный аргумент и примеры Четвертое предложение: Третий вспомогательный аргумент и примеры Пятое предложение: Заключение What is a persuasive paragraph. The paragraph follows a defined format.

5 Давайте разберем каждое предложение Let’s break down each sentence

6 Предложение 1 — Введение В тематическом предложении излагается мнение.Ваше мнение. Это ваш аргумент, который вы поддержите в следующих предложениях. Sentence 1 - Introduction The topic sentence states an opinion.

7 Образец предложения по теме Вы должны делать свою домашнюю работу, и копировать кого-то еще неправильно. Topic Sentence Sample You should do your own homework and copying someone else is wrong.

8 Подтверждающие аргументы В следующих предложениях используются факты, примеры и причины, подтверждающие ваше мнение.Приведите примеры, подтверждающие ваши рассуждения Supporting Arguments The following sentences use facts, examples, and reasons to back up your opinion.

9 Пример предложения 2 Если вы обманываете, вы можете получить плохую оценку или даже быть исключенным из школы. Sentence 2 Sample If you cheat you can get a failing grade or even be kicked out of school.

10 Пример предложения 3 Если вы обманываете на своей работе, вас могут уволить или арестовать и посадить в тюрьму; правительство обязательно найдет вас, если вы не будете платить налоги.Sentence 3 Sample If you cheat on your job, you can be fired or arrested and put into jail; the government will certainly find you if you cheat on your taxes.

11 Пример предложения 4 Копирование чужого домашнего задания также означает, что вы никогда не научитесь делать эту работу для себя, поэтому, когда вам понадобится информация позже (скажем, учитель дает вам тест, который вы не можете скопировать), тогда вы не должны ‘ не знаю, как это делать, и получаешь плохую оценку. Sentence 4 Sample Copying someone else’s homework also means that you never learn how to do that work for yourself, so when you need the information later (let’s say the teacher gives you a test on it where you can’t copy) then you don’t know how to do it and you get a bad grade.

12 Пример предложения 5 Кроме того, если вы не выполняете домашнее задание, вы никогда не научитесь дисциплинировать себя, чтобы делать неприятные вещи, и когда вы вырастете, у вас всегда будут проблемы с тем, чтобы заставить себя выполнять сложную работу, например, оплачивать счета, экономить деньги или даже уезжать. работать.Sentence 5 Sample Also, if you don’t do your homework, you never learn to discipline yourself to do unpleasant things, and when you grow up you will always have trouble making yourself do difficult jobs like paying bills, saving money, or even going to work.

.

100 Темы оригинальных исследовательских работ для студентов в 2020 г.

Обсуждение, которое вы начали, должно быть провокационным и интригующим. Если ваше утверждение уникально и интересно, вы обязательно получите высокую оценку и уважение со стороны своих профессоров.

Написание исследовательской работы может показаться сложной задачей, даже если это существенная часть повседневной студенческой жизни. Вы должны писать по крайней мере одну исследовательскую работу в семестр по большинству ваших предметов.

Не стоит недооценивать исследовательские проекты. Они потребуют от вас много времени и усилий. В то же время не позволяйте своей исследовательской работе вызывать у вас беспокойство или вредить вашей учебе.

Чтобы свести к минимуму беспокойство и стресс при работе над исследовательской работой, вы должны быть уверены в своей теме. Бывают случаи, когда вам назначают тему, но чаще вам придется создать ее самостоятельно.

Обсуждение, которое вы начнете, должно заставлять задуматься и интриговать.Если ваш контент уникален и интересен, вы обязательно получите высокую оценку и уважение со стороны своих профессоров.

Как выбрать лучшую тему исследования?

Выбирая тему исследовательской работы, вы должны убедиться, что она не скучна и не преувеличена. Интересная и новаторская тема заинтригует ваших читателей и побудит их прочитать всю статью. Но если вы не знаете, как создать тему самостоятельно, воспользуйтесь помощью наших редакторов.

Вот некоторые вещи, которые следует учитывать при выборе подходящей темы:

ОБЛАСТЬ ВАШЕГО ИНТЕРЕСА

Не секрет, что вы не сможете написать хорошую и содержательную исследовательскую работу, если вас не интересует предмет в целом или тема в целом.С другой стороны, если тема связана с областью ваших интересов, вы можете считать, что вам повезло.

Страсть и интерес к теме помогут легче изучить тему и написать о ней. Если вам нравится наука, вы должны иметь возможность говорить о ней без остановки. То же самое и с написанием об этом.

ТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ОЧИЩЕНА

Выбирая тему для сочинения, нужно обязательно все четко понимать. Не стесняйтесь задавать вопросы, если есть какие-то неясные моменты.Чем больше вы понимаете, тем проще вам написать успешную исследовательскую работу. Вам нужно показать читателям, что вы мастер в своей теме, а не растерянный новичок, который не понимает, о чем вы говорите.

БЫТЬ ТОЧНЫМ И КОНКРЕТНЫМ

Вы должны полностью понимать, что вы не пишете описательное эссе. Исследовательская работа — это точная и тщательная работа, основанная на фактах. Вы не можете разбавить свой текст. Ваше утверждение должно быть подкреплено примерами или ссылками на другие авторитетные исследования и академический

.