Гдз по истории россии учебник 7 класс данилов: ГДЗ История России Арсентьев 7 класс

ГДЗ История России Арсентьев 7 класс

Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Часть 1 Стр. 41 по истории 7 класс автор(ы) Арсентьев, Данилов

Содержание

  • Работаем с картой
  • Изучаем документ
  • Думаем, сравниваем, размышляем

Работаем с картой

С опорой на карты в учебнике (см. с. 30, 36) нанесите на контурную карту территории, вошедшие в состав Российского государства в первой четверти XVI в. В результате каких событий эти территории были присоединены?

Территории, закрашенные желтым цветом, — присоединение Пскова к Российскому государству.

Территории, закрашенные зеленым цветом, — отошли в результате войн с Великим княжеством Литовским.

Территории, закрашенные фиолетовым цветом, — выморочные уделы Семена Калужского и Дмитрия Углицкого и двоюродного брата Федора Волоцкого, а также земли новгород-северского князя Василия Шемячича.

Покажите на карте на с. 36 территории, которые отошли России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в. (с)

Территории закрашены зеленым цветом.

Стр. 41

Изучаем документ

1. Соотнесите содержание данного документа с соответствующим текстом параграфа.

В учебнике говорится о военном столкновении, но не упоминается о договоренностях с Михаилом Глинским.

2. Используя дополнительные источники информации, выясните, какие факты, приведенные в данном документе, соответствуют действительности, а какие нет.

Михаил Глинский действительно хотел получить в свое управление Смоленское княжество, за что отберет Смоленск у польского короля и передаст его под защиту великого князя. Но Михаил перешел на сторону польского короля и ждал его войско, однако был схвачен по пути к бегству. Смоленск же был взят русскими войсками до измены Михаила Глинского.

3.

Данный документ относится к летописи. Его специфика заключается в том, что описания событий даются по годам.

Стр. 41

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя карту и текст параграфа, определите, почему владение Смоленском было так важно для России. Свой ответ аргументируйте.

Смоленск имел стратегическое географическое положение. Из Смоленска дороги вели на Москву. Поэтому владение Смоленском было важно для защиты столицы.

2. Вспомните, какую роль в Европе играли рыцарские ордены в конце XV – середине XVI в.

Рыцарские ордена играли большую роль в жизни европейских государств. Их задачами были защита королевской власти, борьба с ересями. Они сыграли огромную роль в формировании единых государств в Западной Европе и усилении королевской власти.

3. Оцените действия российского государя и императора Священной Римской империи при подписании ими договора о союзе против короля Сигизмунда I.

Действия Василия III были направлены на защиту интересов Российского государства, которая нуждалась в военном союзе против Литвы. Император Священной Римской империи Максимилиан I желал вернуть земли Тевтонского ордена мирным способом, так как не желал попутно решать проблемы, стоявшие перед Российским государством.

4. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, подготовьте материал для сообщения по теме «Казанское ханство и Русь: история отношений в 1438–1530 гг.». Материал представьте в той форме, которая вам кажется наиболее удобной (таблица, схема, электронная презентация и др.).

Казанское ханство выделилось из состава Золотой Орды в 1438 г. Первым ханом Казани был Улу-Мухаммед (Мухаммед Великий).

Первый поход казанских татар на Москву (1439):

В начале апреля 1439 г. войска Улу-Мухаммеда подошли к Нижнему Новгороду, взяли его без сопротивления. В июне 1439 г. татары осадили московский кремль, однако взять его не смогли.

Второй поход казанских татар на Москву (1444-1445):

7 июля 1445 г. у стен Спасо-Ефимьевского монастыря под Суздалем на берегу р. Нерли состоялось генеральное сражение. В плен попал сам великий князь Василий II Васильевич.

Военные походы Ивана III на Казань (1478, 1487 гг.):

По итогам военных походов Ивана III Казанское ханство фактически перешло под протекторат Российского государства.

Крымская военная экспедиция в Казань (1521 г.):

Отряд гвардии Сагиб-Гирея взял Казань, а Шах-Али (на картине выше), царствовавший в Казани, бежал в Москву. Таким образом, период 1487-1521 гг. закончился полным провалом политики неприкрытого русского засилья3.

5. Используя Интернет, подготовьте сообщение о Ганзейском союзе. Подумайте, какие международные организации в наши дни решают задачи, стоявшие перед Ганзейским союзом в период его существования.

Ганзейский союз – германский торговый союз на протяжении нескольких столетий вел дела с Великим Новгородом, Ригой и Лондоном и заключал договоры «от имени всего купечества Римской империи».

Историки спорят насчет точной даты основания Ганзы. Одни называют 1242 год, когда Любек заключил договор с Гамбургом, благодаря чему города получили контроль над значительной частью торговли соленой рыбой. Другие полагают, что союз был основан в 1299-м, когда портовые города Росток, Гамбург, Висмар, Люнебург и Штральзунд договорились, что закроют доступ к гаваням для кораблей купцов, не входящих в союз.

Но большинство сходится в том, что настоящей датой создания Ганзы нужно считать 1356 год – именно тогда состоялся съезд, на котором была образована структура управления Ганзейским союзом. Само слово «ганза» обозначало гильдию купцов.

За время существования Ганзы в нее входило около 200 городов, большинство из них располагались на севере, на побережьях Балтийского и Северного морей. «Столицей Ганзы» считают Любек. В 1227 г. он получил статус Имперского вольного города. По всему Ганзейскому союзу было распространено Любекское городское право.

Большим влиянием на территории Ганзы пользовались Гамбург и Кельн. Еще в XIII в. два эти города наряду с Любеком получили право торговать в Англии, основав мощную колонию в Англии. Однажды купцы из Кельна выдали кредит самому королю Англии, за что получили в залог его корону.

В число участников Ганзы входил и Тевтонский орден. Регулярные военные конфликты с русскими княжествами негативно сказывались на торговле. Торговля шла от Италии до России, от Португалии до Скандинавии. Сукно и соль, пушнина и воск – все это пользовалось спросом на торговых путях Ганзы. Из Кельна по всему миру расходилось вино, из Гданьска – зерно, из Люнебурга – соль. В Лондоне немецкие купцы закупали английскую шерсть, которую позже сбывали во Фландрии. Из Новгорода и Пскова поставляли пушнину и воск.

К XVI в. Ганза постепенно теряла свое могущество, но союз до последнего боролся за свои торговые привилегии. Германские князья больше не желали мириться с ганзейской вольницей и вынуждали многие города выходить из союза. Важную роль в распаде Ганзы сыграло и отсутствие собственных банков. Все это привело к исчезновению Ганзы4.

6. Что определяло внешнюю политику России в первой трети XVI в.?

С образованием единого Российского государства определились его основные внешнеполитические задачи: борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли, получение выхода к Балтийскому морю и подчинение остатков Золотой Орды – татарских ханств на южных и восточных границах.

ГДЗ История России Арсентьев 7 класс

Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Часть 1 Стр. 20 по истории 7 класс автор(ы) Арсентьев, Данилов

Содержание

  • Работаем с картой
  • Изучаем документ
  • Думаем, сравниваем, размышляем

Работаем с картой

1. С помощью атласа покажите на карте территории расселения казачества в XVI в.

Запорожская Сечь, Терское, Донское, Волжское, Яицкое казачество.

2. Ознакомившись с картой (на с. 60–61 учебника), скажите, где было больше городов – западнее Волги или восточнее ее?

Больше всего городов было западнее Волги.

Стр. 20

Изучаем документ

1. О каких видах хозяйственной деятельности говорится в тексте?

В тексте говорится о ведении сельского хозяйства, скотоводстве, продуктовых заготовках.

2. Какое значение для жизни россиян имели эти занятия?

Это имело огромное значение, так как заготовки позволяли крестьянам кормиться. При наличии излишков их можно было продать.

Стр. 20

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. Что означает понятие «зона рискованного земледелия»?

С. М. Соловьев говорит о климатических различиях между Западной Европой и Россией. В России были неблагоприятные природно-климатические условия.

Основная часть земледельческих районов страны находилась в так называемой зоне рискованного земледелия. Суровый и неустойчивый климат с долгой морозной зимой и коротким летом был неблагоприятен для ведения сельского хозяйства. Земледельческим трудом можно было заниматься всего около 130 дней в году (с середины апреля до середины сентября, исключая дни религиозных праздников). Примерно 30 дней уходило на сенокос, а в течение 100 оставшихся нужно было выполнить прочие работы: пахоту, сев, жатву. Недаром время сельскохозяйственных работ на Руси называли страдой (от слова «страдать»).

Зоной рискованного земледелия называли территории с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями.

2. Используя материал параграфа, составьте в тетради таблицу «Население России в начале XVI в.». В таблице должны быть указаны категории населения, их основные занятия, характерные особенности жизни.

КрестьянствоПашенное земледелиеБольшую часть года занимали сельскохозяйственные работы, важную роль в жизни крестьян играла община – мир, она распределяла государственные подати и повинности
КазачествоЗащита границ, охота, рыболовство, бортничество, скотоводствоБыли свободными и равноправными, в общинах существовало самоуправление, важнейшие вопросы решались на круге (казачьем сходе)
РемесленникиРемеслоПлатили налоги и несли различные повинности в пользу государства
КупцыТорговляПлатили налоги и несли различные повинности в пользу государства
ДуховенствоНесение религиозной службыБыли освобождены от повинностей
БоярствоГосударственная службаЗанимали важнейшие государственные посты

3. Жизнь какой группы населения характеризуют следующие термины и названия: промыслы, Запорожская Сечь, жалованье, круг, военная добыча? Составьте в тетради описание жизни этой группы населения, используя все указанные термины и названия.

На рубежах Российского государства возникали общины волжских, донских, терских и яицких казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. Основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы – охота, рыболовство, бортничество, а также скотоводство. Важнейшим источником существования казаков была военная добыча. В то же время казаки охотно принимали и жалованье деньгами, хлебом и боеприпасами от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов крымских и казанских татар. Все казаки считались свободными и равноправными. В казацких общинах существовало самоуправление. Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины. Наиболее важные дела обсуждались на круге (казачьем сходе). В первой половине XVI в. казацкие поселения, расположенные на лесистых островах в низовьях Днепра, объединились в своеобразную казацкую республику – Запорожскую Сечь.

4. Подумайте, почему члены гостиной и суконной сотен были освобождены от налогов и повинностей, обязательных для других горожан. Можно ли отнести купцов, входивших в гостиную и суконную сотни, к привилегированным слоям общества? Свой ответ аргументируйте.

Гостиная и суконная сотни были профессиональными организациями купцов. Их можно отнести к привилегированным слоям общества. Эти сотни взамен исполняли казенные поручения – организовывали работу таможен, продавали казенные товары за границей. Таким образом, они приносили большую прибыль государству и налаживали торговую деятельность.

5. Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы.

«Урожаи практически на всей территории Российского государства были низкими» — на некоторых территориях России урожаи были значительно выше, например, на юге они были выше, чем на Северо-Западе.

«Власти были вынуждены считаться с позицией горожан» — власть опиралась на бояр и купечество, большинство горожан имели крайне ограниченные права, поэтому к их мнению прислушивались только при бунтах.

6.

Жители Старой Ладоги занимались торговлей и ремеслом. Это было возможным благодаря расположению у торговых путей, ведущих из Центральной России в Европу, через Ладожское озеро и Балтийское море. Об этом говорят находки в виде монет, различных товаров, которые доставлялись из Европы. В Ладоге постоянно находились новгородские купцы. Ладога была крепостью, которая постоянно подвергалась нападениям. Поэтому жители города были заняты военным делом. Об этом говорят находки оружия, доспехи воинов.

Как русских детей учат Второй мировой войне

Софья Мироедова

От Калининграда до Владивостока российские школьники готовятся к самому главному празднику года – Дню Победы. Победа Советского Союза над нацистской Германией, отмеченная грандиозным военным парадом на Красной площади в Москве каждый год 9 мая, уже давно используется властями для мобилизации поддержки государства. И это начинается в школе.

Российские школьники играют центральную роль в патриотических празднованиях: популярные товары для детей, посвященные Дню Победы, варьируются от мини-формы Красной Армии до игрушечных пистолетов.

Они также возглавляют «Бессмертный полк» — марш, участники которого несут портреты родственников, сражавшихся и погибших во Второй мировой войне. На мероприятие собираются целые классы.

Однако на фоне эйфории вокруг этого события российские учителя истории вынуждены подчиняться кремлевской интерпретации войны.

«Все, что навязывают, — плохо, — говорит Александр Абалов, учитель истории в известной московской школе. Абалов — не единственный учитель истории, обеспокоенный вмешательством государства в его работу.

Преподавание истории никогда не было легким делом в России, где архивы закрыты, а прозрачные дискуссии о советском прошлом страны встречают враждебно. Но даже в этом случае преподавать Вторую мировую войну сложнее: с каждым годом, пока Путин находится у власти, Россия не может прямо противостоять своей роли в войне.

В августе 2016 года, накануне нового учебного года, к власти пришла новая министр образования Ольга Васильева. Васильеву воспринимают как сторонницу консервативной православной повестки. Она также защищала советскую политику и делала противоречивые заявления о Сталине.

В то время как контроль над классом должен находиться в руках учителя, новый набор учебников по истории, представленный в этом году, представляет взгляд на роль Советского Союза в войне, невероятно близкий взглядам Васильевой и Кремля.

В сентябре 2016 года министерство образования одобрило три учебника по истории, в каждом из которых освещаются преступления Сталина и его первоначальный союз с нацистской Германией. «Моя главная проблема с учебниками в том, что они не раскрывают всей правды, — говорит историк и педагог Леонид Кацва.

Что до сих пор неясно, так это то, кто решает, какую книгу использовать в классе. «Это учитель, директор школы или город? Я много раз задавал этот вопрос правительству Москвы и не получил ответа», — говорит Абалов.

Большинство школ по всей стране встало на сторону одного из них, опубликованного Просвещением, чье пересказывание войны сосредоточено почти исключительно на героических аспектах советских военных действий.

Пакт был оборонительным!

Для россиян Вторая мировая война началась — не в 1939 году, как для остального мира, — а в 1941 году. То, что произошло раньше, и роль в этом Советского Союза вызвали в России эмоции и отрицание. Самый спорный момент, который в Кремле традиционно не акцентируют, это пакт Молотова-Риббентропа о «ненападении» между СССР и нацистской Германией.

Путин сделал противоречивые заявления о пакте. В 2009 году он заговорил в примирительном тоне, выступая в Гданьске в Польше, заявив, что российский парламент осудил пакт. Шесть лет спустя на встрече с Ангелой Меркель из Германии Путин сказал, что пакт «имеет смысл для обеспечения безопасности Советского Союза».

Другие российские официальные лица также защищали союз СССР с нацистами. Министр культуры Владимир Мединский, известный своими псевдоисторическими романами, заявил, что пакт «заслуживает памятника».

Но публично ставить под сомнение роль России во Второй мировой войне в 1939–1940 годах — спорный вопрос.

В этом году мужчина в Перми, городе на Урале, был оштрафован на 200 тысяч рублей (3500 долларов США) за репост статьи, в которой правильно утверждалось, что Советский Союз вторгся в Польшу в 1939 году в сотрудничестве с нацистами.

Российские учебники описывают Пакт осторожно. Но в издании самого популярного учебника истории России за 2016 год секретным протоколам, в которых Советы и нацисты разделили между собой Восточную Европу, уделяется меньше внимания, чем когда-либо прежде.

«Тон более оправдывающий, — говорит Кацва. На самом деле в тексте нет слова «агрессия». Вместо этого книга изображает вторжение советских войск в Восточную Европу как «освобождение» от Польши и надвигающееся нацистское вторжение.

«17 сентября части Красной Армии был отдан приказ перейти западную границу и освободить западную Украину и западную Белоруссию», — говорится в тексте.

В учебнике дается аналогичное объяснение военному присутствию России в странах Балтии. По мнению авторов, вторжение России и аннексия трех североевропейских стран стали результатом демократических парламентских выборов в странах, на которых победили коммунисты в странах Балтии.

«Это ничего не говорит о том, что [у стран Балтии] не было выбора», — говорит Катвса, имея в виду установленные Советским Союзом правительства в странах Балтии в июне 1940 года.

Сталинские репрессии?

Другим наиболее спорным эпизодом, разделившим россиян, является роль Сталина в войне. В новом учебнике сталинские репрессии признаются «центральным элементом советской жизни», но им уделяется меньше места, чем в предыдущих изданиях.

«Невозможно понять, что произошло в 1941 без ведома репрессий», — говорит Абалов. Советские войска не были готовы к нападению нацистов, потому что накануне войны Сталин провел чистку в армии.

Но Кацва считает, что причина замалчивания сложных тем в том, что роль СССР в войне должна вызывать национальную гордость. «Не одна Россия замалчивает негативные стороны своей национальной памяти, — подчеркивает он. Но Кремль пошел гораздо дальше, превратив память России о войне в политический инструмент.

На первый взгляд, это сработало.