Гдз по истории 7 класс токарева учебник: ГДЗ История России Арсентьев 7 класс Часть 1 Стр. 100

ГДЗ История России Арсентьев 7 класс Часть 1 Стр. 100

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Думаем, сравниваем, размышляем
  • Вопрос в начале параграфа

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

Приходской храм был центром религиозной жизни человека. Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. Помимо этого, они учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений.

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?

Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения и вклады прихожан.

3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?

Суть спора между иосифлянами и нестяжателями заключалась в вопросах церковного землевладения, отношениями светской и духовной власти, независимости церкви от светской власти.

Эти споры закончились подчинением церкви государству.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Светская власть не имела надежного аппарата управления страной, поэтому нуждалась в поддержке церкви.

5.

Скрын­ни­ков Р. Г. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь на Ру­си XIV– XVI вв.: Под­виж­ни­ки Рус­ской церк­ви. Новосибирск, 1991.

Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1997–1998. Т. 1–4.

Си­ни­цы­на Н. В. Тре­тий Рим: Ис­то­ки и эво­лю­ция рус­ской сред­не­ве­ко­вой кон­цеп­ции (XV– XVI вв.). М., 1998.

Стр. 100

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.

25 марта (5 апреля) 1713 г. в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I была торжественно освящена деревянная Благовещенская церковь; именно этот день и является официальной датой основания Александро-Невской лавры.

Согласно преданию, Пётр I, осматривая в 1710 г. окрестности Петербурга, обратил внимание на то место, где, по его мнению, 15 июля 1240 г. Святой Благоверный Князь Александр Ярославович одержал знаменитую победу над соединёнными силами Шведов, Норвежцев и Финнов под предводительством славного их военачальника Биргера (Невская битва), за что и получил от современников проименование Невского». Основатель северной столицы, назвал это место «Виктори» (победа), и велел построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и св. Александра Невского. В это же время архимандрит Феодосий водрузил здесь крест с надписью: «На сем месте создатися монастырю».

На указанном месте была поставлена часовня, а 25 марта (5 апреля) 1713 г., «при присутствии Царского Пресветлого Величества с его высоким синклитом, [была освящена деревянная церковь] во имя Благовещения Пресвятой Девы Богородицы…, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нём обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать».

В 1714 г. были основаны братские кельи, и началось монашеское общежитие.

В 1716 г. было основано Лазаревское кладбище, получившее своё название по имени небольшой каменной церкви Праведного Лазаря, сооружённой вблизи алтаря деревянной Благовещенской церкви для погребения сестры Петра I царевны Наталии Алексеевны.

В 1720 г. при монастыре была открыта типография, а позже — Духовная академия, которая действует и сейчас. В 1722 г. по проекту Доменико Трезини была построена каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 30 августа (10 сентября) 1724 г. сюда из Боголюбского Рождественского монастыря г. Владимира перенесли мощи святого Александра Невского. Здесь они находились до 1790 г., а затем их поместили в новый Свято-Троицкий собор, где они пребывали до 1922 г.

Строительные работы в монастыре продолжались практически до конца XVIII в. Были построены Митрополичий дом, Архиерейские палаты, новые корпуса. В 1776 г. под руководством архитектора И. Е. Старова началось создание нового монументального собора Александро-Невской лавры.

Кроме Троицкого собора Старов спроектировал круглую площадь перед входом на территорию монастыря, построил надвратную церковь, которая завершает перспективу Невского проспекта, каменную ограду, два угловых жилых дома и здание богадельни при въезде на площадь.

18 (29) декабря 1797 г. император Павел I повелел Святейшему Синоду Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

На сегодняшний день Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии

11.

2. Найдите в тексте параграфа примеры, с помощью которых можно аргументировать положение о том, что церковные деятели играли значительную роль в жизни государства. Почему эти факты можно использовать для аргументации?

Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители митрополиту Даниилу. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками.

Иосиф Волоцкий провозглашал божественный характер власти государя. Российские государи выступали покровителями православия.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман? Какие из них вам известны?

Архитектурные сооружения христиан – церкви, соборы, храмы. Успенский Собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор.

Архитектурные сооружения мусульман – мечеть. Мечеть Джума-Джами (Евпатория).

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?

Филипп был представителем одного из знатнейших родов. Колычевы были прямыми потомками Андрея Кобылы. Отец Филиппа был дядькой Юрия Васильевича – младшего сына Ивана III. Сам же Федор Степанович принял в Соловецком монастыре монашеский постриг под именем Филиппа. В 1548 году Филипп стал игуменом Соловецкого монастыря, в 1566 году митрополитом Московским. 23 декабря 1569 году Филипп был удушен одним из руководителей опричного войска Малютой Скуратовым.

Будучи рожденным в семье, чьи представители принадлежали к верхушке московской аристократии, Федор готовился к государевой службе, обучался грамоте по Священному Писанию, владению оружием, верховой езде. Согласно «Бархатной книге» род Андрея Кобылы имел «немецкое» происхождение, уходящее еще во времена Александра Невского. Однако исследователями данная теория была опровергнута и высказано предположение, что Кобыла происходил из семьи знатных костромских бояр. Бесспорным является тот факт, что Андрей Кобыла был первым исторически достоверным предком дома Романовых.

В 1537 году Колычевы поддержали младшего сына Ивана III Андрея Ивановича князя Старицкого в его борьбе против регентствовавшей при малолетнем Иване IV Васильевиче Елены Глинской. Иван Умной-Колычев, дядя Федора, попал в тюрьму, троюродные братья же были казнены.

После этих событий Федор принимает решение бежать из дома. С одной стороны, исследователи связывают такой поступок со страхом опалы, с другой, не стоит забывать, что Федору к тому моменту было 30 лет, но он не был женат, что являлось совершенно ненормальным в обществе XVI в. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федор имел желание уйти в монастырь, а сложившаяся ситуации подтолкнула его к этому.

Из Москвы Федор отправился на север. Около года он жил у крестьянина Суботы на берегу Онежского озера, выполняя самую тяжелую хозяйственную работу. Уходя, он сообщил Суботе, что из Москвы идет на Белое море. Подобные поразительные моменты в биографии Филиппа будут встречаться и далее. Прекрасно образованный, обученный ведению государственных дел человек, собираясь принять постриг, целенаправленно движется в крестьянский, мужицкий монастырь. На тот период существовало достаточное число обителей за пределами Москвы, где братия состояла из таких же высокообразованных интеллектуалов.

Однако Федора не прельщает такой путь, он идет туда, где само повседневное житие крайне трудно – в Соловецкий монастырь.

Незадолго до прибытия Федора на Большой Соловецкий остров, пожар практически подчистую уничтожает деревянный монастырь. Однако это не заставляет Колычева отвернуться от своего начинания. После полутра лет послушания тогдашний игумен Алексий постригает его с именем Филипп и определяет новоначальному духовным наставником старца Иону Шамина. Снова Филипп оказывается в крайне суровых условиях, так как ученик Александра Свирского Иона слыл самым строгим и жестким во всем монастыре.

В 1548 году игумен Алексий по старости лет сложил с себя сан и в качестве своего преемника предложил монастырскому собору Филиппа. Собор согласился с выбором Алексия и Филипп был возведен в сан новгородским архиепископом Феодосием.

В период своего игуменства Филипп, с одной стороны, всячески развивал монастырь, вкладываясь в него всей душой. Преображенский собор, Успенский храм с трапезной были отстроены в камне, в монастырских вотчинах было возведено огромное количество хозяйственных и промышленных сооружений, озера Большого Соловецкого острова были соединены сложнейшей сетью каналов. Царь отписал монастырю множество земель. Монастырская казна полнилась, и средства эти тут же направлялись в дело. При Филиппе Соловецкий монастырь стал безоговорочным духовным, промышленным и экономическим центром всего русского Севера.

С другой стороны, Филипп крайне тяготился необходимостью постоянно быть в самом центре всех не связанных с монашеским бытием процессов, как то поездки в Новгород, переговоры с вышестоящими иерархами, воеводами, боярами. По этой причине он выстроил недалеко от монастыря пустынь, где мог подвизаться в молитве несколько дней, никого, не принимая и никуда не выходя.

В силу этого известие о том, что царь желает видеть его митрополитом Московским, Филипп воспринял крайне тяжело и отказался от столь высокого сана. Однако же епископы, прибывшие на собор 1566 года, все же убедили соловецкого игумена, и 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филипп был хиротонисан во епископа и поставлен на престол митрополита Московского и всея Руси.

В 1568 году Иван Грозный начинает репрессии по отношению к боярской верхушке, ряд представителей крупных семей казнят. Филипп увещевает царя не начинать опричный террор, однако слова эти остаются неуслышанными. Тогда 22 марта 1568 года после богослужения в Успенском соборе митрополит Филипп произносит обличительную речь перед всей паствой, в которой вопрошает Грозного государя: «Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки?». На что Иван IV отвечает: «Я был слишком милостив к тебе, митрополит, к твоим сообщникам в моей стране, но я заставлю вас жаловаться».

28 июля во время службы в Новодевичьем монастыре, перед чтением Евангелия, Филипп обернулся и увидел на голове одного из опричников тафью. На что митрополит указал царю, однако опричник успел снять головной убор до того, как Грозный успел что-либо заметить. Иван IV пришел в ярость, назвав Филиппа лжецом и мятежником. После этого случая начался суд, во время которого митрополита Филиппа обвинили в колдовстве, в качестве свидетелей вызвав нескольких соловецких монахов.

8 ноября 1568 года во время службы в Успенском соборе Филиппу объявили о низвержении его из сана и поместили под арест в Богоявленский монастырь, откуда затем перевели в Николо-Греческий. Туда царь, казнив племянника святителя, прислал отрубленную голову, зашитую в кожаный мешок, со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».

В 1569 году святитель Филипп был переведен в Отроч Успенский Тверской монастырь. Во время похода на Новгород того же года Иван Грозный отправил к святителю своего любимца, голову опричного войска Малюту Скуратова, который и задушил Филиппа.

В 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа Московского были доставлены из Отроча монастыря и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия Спасо-Преображенского собора. К слову, именно Филипп перенес мощи соловецких отцов-основателей в Преображенский собор.

19 июля 1652 года мощи святителя были доставлены в Успенский собор Московского Кремля и с почестями помещены в серебряную раку около иконостаса12.

13-14. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Стр. 100

Вопрос в начале параграфа

Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.

ГДЗ История России Арсентьев 7 класс Часть 1 Стр. 93

Содержание

Авторы:Арсентьев, Данилов

Год:2020

Тип:учебник

Часть:1, 2

Содержание

  • Список исторических деятелей
  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Список исторических деятелей

Уильям Шекспир (1564-1616) – английский поэт и драматург, величайший англоязычный писатель и один из лучших драматургов мира.

Стр. 93

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? Перечислите основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича.

Россия находилась в плачевном положении. Во-первых, это хозяйственная разруха, во-вторых, серьезный разлад в верхушке общества.

Внутриполитические действия:

1) Учреждение патриаршества в 1589 г.;

2) В 1597 г. был издан указ об урочных летах.

2. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Как в связи с этим изменилось положение крестьянства?

Это связано с необходимостью преодолеть хозяйственную разруху и восстановить нормальную экономическую жизнь. Это стало одним из этапов закрепощения крестьян, так как они теряли личную свободу.

3. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества?

Учреждение патриаршества привело к тому, что Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от греческой. Учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом.

4. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Федора Ивановича?

Во время правления Федора Ивановича Россия добилась успехов во внешней политике. Российское правительство продлило перемирие с Речью Посполитой до 1602 г. По итогам русско-шведской войны 1590-1593 гг. Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции. Территория Западной Сибири вошла в состав России. На южных рубежах государства была укреплена система обороны, усилилось влияние России на Кавказе. Расширилась внешняя торговля, Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.

5. В чем суть «угличского дела»? Выскажите свое мнение: был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?

Суть «угличского дела» заключается в убийстве царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, который был наследником престола. На мой взгляд, Борис Годунов не был причастен к смерти царевича, так как это мог быть несчастный случай, как смерть в припадке эпилепсии, так и случайное убийство во время игры.

6. Как вы оцениваете деятельность Бориса Годунова и предпринятые им действия, в частности направление группы дворянских детей за границу для обучения?

Личность и деятельность Бориса Годунова можно оценивать положительно. Он был хорошо образован, он отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Борис Годунов активно развивал торговые отношения со странами Западной Европы, в частности, предоставил дополнительные льготы английским купцам, предоставил право ганзейскому городу Любеку право свободной и беспошлинной торговли в России. Развитие торговли со странами Западной Европы способствовало знакомству России с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры. Борис Годунов стремился привлечь образованных людей в Россию, стремился дать образование и дворянским детям, что можно считать только положительным стремлением.

Скачать решение

Есть ошибка? Или идея? Сообщи 📤

Мне не нравится на сайте, измените:Сделайте так, чтобы можно было:Решение неправильно/опечатка

Все номера

Стр.