Биология захаров сонин 7 класс читать онлайн – читать Биология 7 класс Захаров онлайн

Биология 7 класс Рабочая тетрадь Захарова Сонина

Биология 7 класс Рабочая тетрадь Захарова Сонина — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

Тестовые задания РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К учебнику в. Б. Захарова, Н. И. Сонина БИОЛОГИЯ живых ОРГАНИЗМОВ Б р о ф а в. Б. Захаров, Н. И. Сонин РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ к учебнику в, Б. Захарова, Н, И, Сонина БИОЛОГИЯ ВВЯП1!11!1!1ТК1ПЛ11Н1 живых ОРГАНИЗМОВ / класс у 5-е издание, стереотипное Москва т> р О ф а 2014 УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 3-38 Захаров, В. Б. 3-38 Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. — 5-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 139, [5] с. I8ВN 978-5-358-13273-3 Предлагаемая тетрадь — часть учебного комплекта к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов*. В нее включены разнообразные вопросы, задания, лабораторные работы. Материал в тетради располагается в той же последовательности, что и в учебнике. Работа с тетрадью поможет ученикам лучше усвоить содержание учебника и подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА при помощи тестовых заданий, включенных в рабочую тетрадь. УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 18ВК 978-5-358-13273-3 © ООО «ДРОФА*, 2010 Содержание Многообразие живого и наука систематика 5 Часть 1 Царство Прокариоты 7 Тренировочные задания 8 Часть Царство Грибы 10 Группа Лишайники 16 Тренировочные задания 18 Часть 3 Царство Растения 20 Группа Водоросли 20 Тренировочные задания 24 Отдел Моховидные 26 Отдел Плауновидные 29 Отдел Хвощевидные 30 Отдел Папоротниковидные 31 Тренировочные задания 34 Отдел Голосеменные растения 36 Тренировочные задания 40 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) Тренировочные задания 51 Часть 4 Царство Животные 54 Подцарство Одноклеточные 54 Тренировочные задания 59 Подцарство Многоклеточные 61 Тип Губки 61 Тип Кишечнополостные 62 Тренировочные задания 66 Тип Плоские черви 68 Тип Круглые черви (Нематоды) 70 Тип Кольчатые черви 72 Тренировочные задания 74 Тип Моллюски 77 Тренировочные задания 80 Тип Членистоногие 83 Класс Ракообразные 83 Класс Паукообразные 85 Класс Насекомые 87 Тренировочные задания 93 Тип Иглокожие 95 Тип Хордовые 96 Надкласс Рыбы 96 Тренировочные задания 102 Класс Земноводные, или Амфибии 105 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Тренировочные задания 113 Класс Птицы 116 Тренировочные задания 124 Класс Млекопитающие, или Звери 126 Тренировочные задания 135 по Часть Вирусы 138 Тренировочные задания 139 Многообразие живого и наука систематика :■!(*» 4: И Ф * Ш Ш ^ •б » » 1. Заполните схему «Царства живой природы». Представители Представители Царства живой природы Представители Представители 2. Запишите определение. Вид — это_______________ 3. Напишите, какие систематические единицы принято использовать в классификации растений и животных. 4. Рассмотрите изображенных на рисунке птиц, объясните, какие признаки позволяют отнести их к разным видам. Часть 1 Царство Прокариоты 5. Рассмотрите рисунок. Напишите названия структур бактериальной клетки, обозначенных цифрами. 1. 2. 3. 4. 5.. 6.. 7.. 8.. 6. Какие формы бактерий изображены на рисунках? Напишите их названия. /“Л о о 7. Каково значение бактерий в природе и в жизни человека? ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных. А1. В клетках бактерий 1) одно ядро 2) нет ядра 3) два ядра 4) ядро с ядрышком А2. Возбудителями холеры являются 1) кокки 3) бациллы 2) стафилококки 4) вибрионы АЗ. В корнях бобовых растений могут поселяться бактерии 1) паразитические 3) клубеньковые 2) серобактерии 4) нитробактерии А4. Настоящие бактерии размножаются 1) спорами 2) спорами и половым путем 3) делением клетки надвое 4) только половым путем А5. В некоторых странах Восточной Азии в пищу используют 1) нитробактерии 3) цианобактерии 2) серобактерии 4) клубеньковые бактерии 8 А6. Человек использует бактерии для получения 1) спирта 3) простокваши 2) ферментов 4) всё перечисленное верно А7. Возбудителями туберкулёза являются 1) кокки 3) бациллы 2) спириллы 4) стафилококки А8. Самыми древними бактериями считаются 1) оксифотобактерии 3) цианобактерии 2) архебактерии 4) клубеньковые бактерии Задания уровня В Выберите три правильных ответа из шести предложенных. В1. Для бактериальной клетки характерно наличие 1) цитоплазматической мембраны 4) рибосом 2) ядра 5) клеточной стенки 3) митохондрий 6) пластид Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В2. Установите соответствие между подцарствами бактерий и их представителями. ПРЕДСТАВИТЕЛИ A) клубеньковые бактерии Б) метанобразующие бактерии B) анабена ПОДЦАРСТВА 1) Настоящие бактерии 2) Архебактерии 3) Оксифотобактерии А Б В Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. ВЗ. Определите систематическое положение галобактерий, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с царства. A) Прокариоты Б) Архебактерии B) Галобактерии 2 Часть Царство Грибы 8. Дайте характеристику царства Грибы. 9. Что такое грибница? Каково её строение? 10. Как питаются грибы? 11. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей гриба. 10 12. Какое явление изображено на рисунке? Охарактеризуйте его. 13. Рассмотрите рисунок. Определите, какие грибы изображены на нём. Укажите их систематическую принадлежность. 2. 3. 4. 5.. 6. 7.. 8.. 1 1 14. Каково значение грибов в природе и в жизни человека? 15. Рассмотрите рисунок, подчеркните изображенные на нём ядовитые грибы. 12 16. Выполните лабораторную работу «Строение плесневого гриба мукора». 1. Рассмотрите внешний вид гриба, нарисуйте и опишите особенности его строения. 2. Рассмотрите особенности строения мицелия (микропрепарат «Мукор») под небольшим увеличением микроскопа, сделайте рисунок. 13 3. Рассмотрите строение спорангия и спор (микропрепарат «Му-кор») под большим увеличением светового микроскопа, сделайте рисунок. 17. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей». 1. Приготовьте препарат хлебных дрожжей: в каплю воды на предметном стекле поместите кусочек дрожжей с помош;ью препаровальной иглы. Тщательно перемешайте его. Полученный препарат накройте покровным стеклом. 2. Рассмотрите клетки дрожжей в световой микроскоп при увеличении в 300 раз. Сделайте рисунок. Опишите внешний вид клеток. 14 18. Выполните лабораторную работу «Строение плодового тела шляпочного гриба». 1. Рассмотрите плодовое тело гриба. Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок и обозначьте на нем части гриба. 2. Отделите шляпку от пенька. Скальпелем разрежьте пенек вдоль, рассмотрите его строение с помощью лупы. Сделайте рисунок и подпишите названия частей. 15 3. Рассмотрите с помощью лупы нижнюю поверхность шляпки гриба. Сделайте рисунок. Группа Лишайники 19. Рассмотрите рисунок, подпишите названия частей лишайника, обозначенных цифрами. IV I. II. III. IV. 1._ 2._ 20. Как питаются лишайники? 16 I 21. Рассмотрите рисунки. Какие формы лишайников на них изображены? Подпишите их названия. 22. Как размножаются лишайники? 23. Каково значение лишайников в природе и в жизни человека? 17 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных А1. К низшим грибам относятся А2. 1) базидиомикоты 2) зигомикоты 3) аскомикоты 4) несовершенные грибы Дрожжи относятся к грибам отдела 1) Аскомикота 3) Базидиомикота 2) Зигомикота 4) Хитридиомикота АЗ. Науку о грибах называют 1) биологией 2) микологией 3) ботаникой 4) зоологией А4. В клетках грибов 1) ядра отсутствуют 2) содержится от одного до нескольких ядер 3) содержится только по одному ядру 4) одни виды имеют ядра, другие — нет А5. Совокупность ножки и шляпки у грибов называют 1) мицелием 3) растением 2) гифой 4) плодовым телом А6. Подберезовик, белый гриб относятся к грибам 1) паразитам 2) симбионтам 3) сапрофитам 4) ко всем перечисленным группам А7. Лишайник — комплексный организм, состояш;ий из 1) гриба и водоросли 3) водоросли и мха 2) гриба и мха 4) мха и бактерий А8. Наиболее сложно устроено слоевиш;е у лишайников 1) накипных 3) листовых 2) кустистых 4) всех перечисленных Задания уровня В Выберите три правильных ответа из шести предложенных. В1. Признаки, сближаюш;ие грибы с животными 1) наличие хитина в клеточной оболочке 2) запасание гликогена 3) наличие клетчатки в клеточной оболочке 18 4) образование мочевины 5) непрерывный ро

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Читать книгу Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Н. И. Сонин, В. Б. Захаров
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс

Дорогие семиклассники!

В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.

В 7 классе вы начнёте знакомиться с разнообразием живого мира планеты и получите представление о различных видах растений, грибов и микроорганизмов.

Всего насчитывают около 2,5 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.

Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.

Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.

Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.

В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.


Царство Бактерии


Царство Грибы


Царство Растения


Растения и окружающая среда

В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь вы также найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссий, коллективной работы, составления конспектов и др.

Большинство тем содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разобраны в «Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений».

Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.

По завершении обзора определённой группы живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.

Желаем успехов!

От клетки до биосферы

Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют ткани и органы, осуществляющие только одну определённую функцию. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм.


Сходные по строению и физиологическим особенностям организмы, которые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, образуют

вид.

Представители любого вида разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от других таких же групп.

Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.

Система, в которой соединены живые организмы и среда их обитания, называется

экосистемой. Совокупность всех живых организмов, существующих в настоящее время на Земле, формирует живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное (неживое) вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву. Следовательно, биосфера является глобальной экосистемой.

В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и, по крайней мере, в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.


Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общие признаки живых организмов.

2. Подумайте, каковы причины выделения в пределах вида популяций.

3. Проанализируйте определения биоценоза и экосистемы, приведённые в тексте. Чем биоценоз отличается от экосистемы?

4. Как вы считаете, можно ли сказать, что биосфера – это совокупность всех экосистем планеты? Обоснуйте своё мнение.

5. Подготовьте сообщение на тему «Биосфера – глобальная экосистема».

6. Рассмотрите приведённый ниже рисунок. На каком его фрагменте изображена популяция? Почему вы так решили?

7. Как вы считаете, какие критерии существуют для отнесения организмов к одному виду?

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://www.examens.ru/otvet/8/9/703.html (Уровни организации живой природы)

2. http://www.avifarm.ru/page.php?al=urovenlife (Уровни организации живой природы)

3. http://www.ecology-portal.ru/publ/10-1-0-227 (Структура биосферы)

Ч. Дарвин и происхождение видов

В чём же причина многообразия живых организмов на нашей планете?

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

Эволюция (от лат. «эволютио» – развёртывание) – необратимое историческое развитие живой природы.

Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на существование двух важных признаков живых организмов: наследственности и изменчивости и что именно они лежат в основе эволюционного развития живой природы. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам. Изменчивость – это свойство, противоположное наследственности, – способность живых организмов приобретать новые признаки. Изучая изменчивость организмов, он разделил её на две группы. Сейчас их называют ненаследственная и наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются следующему поколению. Наследственная изменчивость – это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям. Именно эту форму изменчивости использовали селекционеры для получения новых пород животных. Изучив существующий в этот период опыт, он пришёл к выводу: человек создаёт сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.


Чарлз Дарвин


Индивидуальная наследственная изменчивость: слева – степень оперённости, справа – различие в длине конечностей у овец


Немецкая овчарка


Папильон

Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.


Разные породы собак выведены путём искусственного отбора


Пример внутривидовой борьбы за существование – конкуренция

Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна: ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограниченны. Это приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.

В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. А в итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство, и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.

Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.


Преодоление неблагоприятных абиотических факторов


Пример межвидовой борьбы за существование – хищничество


Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания

Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.

Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и её результат – естественный отбор.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «эволюция».

2. В чём сущность явлений наследственности и изменчивости?

3. Что такое борьба за существование? Что лежит в её основе?

4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции.

5. Как вы считаете, какие процессы сопровождают выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений?

6. Рассмотрите рисунок ниже, укажите, какие из изображённых животных возникли в результате естественного отбора, а какие – в результате искусственного отбора.

7. Обсудите в классе, где и какие изменения должны произойти в организме, чтобы у его потомков появились новые признаки.

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Перевод с шестого издания (Лондон, 1872). Ответственный редактор академик А. Л. Тахтаджян. СПб.: Наука; С.-Петербургское отделение, 1991)

2. www.erlib.com/Чарлз_Дарвин/Происхождение_видов/0/ (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора)

3. http://evolution2.narod.ru/evo03.htm (Биография Ч. Дарвина)

История развития жизни на Земле

Многообразие и разнообразие видов животных и растений, которые мы видим вокруг, возникли не сразу и не в недалёком прошлом. Современное состояние фауны и флоры имеет свою историю. Ход развития жизни на нашей планете изучают по сохранившимся отпечаткам и другим следам жизнедеятельности организмов, которые находят в осадочных породах. Изучением истории развития жизни на Земле занимается наука палеонтология (от греч. «палеос» – древний и «логос» – наука). Историю Земли учёные разбивают на определённые промежутки времени – эры, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Границами эр и периодов служат крупные глобальные геологические, климатические и экологические изменения. Они протекают в достаточно короткое с исторической точки зрения время, приводя к обширным вымираниям растений и животных, вслед за которыми следуют интенсивные процессы видообразования. Название этих отрезков времени происходит от греческих слов. Например, архейская эра получила своё название от греческого слова «архе» – «древнейший», протерозойская – эра ранней жизни, палеозойская от «палео» – «древняя», мезозойская – эра средней жизни, а кайнозойская – эра новой жизни. Процесс развития жизни на Земле отражён в геохронологической таблице.

Геохронологическая история Земли

Окончание табл.

Вопросы и задания

1. Как изучают историю развития жизни на Земле? Составьте таблицу «Методы исследования истории развития жизни на Земле и результаты их использования» (работа в малых группах).

2. Какие эры выделяют в истории Земли? Что означают их названия?

3. Как вы думаете, какие события в истории нашей планеты являются границами эр и периодов?

4. Какие события в развитии жизни относят к архейской эре?

5. Охарактеризуйте развитие жизни в протерозойскую эру.

6. На основании материала учебника постройте схему развития животного и растительного мира в палеозойскую эру.

7. Подготовьте сообщение о развитии животного и растительного царств в мезозойскую эру (работа в малых группах).

8. Как, по мнению учёных, изменялся растительный и животный мир в кайнозойское время?

9. Почему в современной фауне и флоре встречаются растения и животные различного уровня сложности?

10. Какие основные направления развития растений и животных можно отметить за всю историю их существования?

11. Поинтересуйтесь, какой точки зрения на происхождение и развитие жизни на Земле придерживаются ваши родители.

12. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://evolution.powernet.ru/library/life2/life.html (Г. В. Войткевич. Возникновение и развитие жизни на Земле. Ответственный редактор доктор геолого-минералогических наук А. И. Перельман. М.: Наука, 1988)

2. http://www.3planet.ru/history/index.html (История Земли)

Что такое систематика

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому его вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале человек делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.

Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель (384–322 до н. э.) и Теофраст пытались привести в систему уже известные сведения о живых организмах.

В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков и т. д. Такие классификации были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.

Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, которое, кстати, до конца не известно и в настоящее время, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.


Аристотель


Карл Линней

Первую естественную классификацию организмов создал Ч. Дарвин. В её основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

В настоящее время большое значение в определении родства отдельных групп животных и растений, грибов и микроорганизмов приобрёл анализ наследственного материала организмов – ДНК. Сходства и различия в строении ДНК позволяют определить не только родственные связи, но и время возникновения конкретных групп.

Основная единица классификации – это вид. Напомним, что под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Признаки, по которым можно отличить один вид от другого, называются критериями вида. Их несколько. Рассмотрим основные видовые характеристики. Морфологический критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Долгое время он был главным. Однако затем выяснилось, что в природе существуют виды-двойники, организмы которых по строению тела почти или вовсе неотличимы (виды-двойники выявлены среди комаров, тлей, крыс и др.). Физиологический критерий показывает сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида. Биохимический выявляет сходство химического состава клеток. Генетический основывается на специфичности набора хромосом. Экологический характеризует взаимоотношение данного вида с особями других видов и факторами неживой природы. Географический критерий определяет область распространения вида – ареал.

Таксонометрические категории в систематике растений и животных

Таким образом, для определения принадлежности организма к тому или иному виду нужно использовать все критерии в совокупности.

Близкородственные виды объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.

Близкие, сходные семейства объединяют в отряд для животных, или порядок для растений, отряды – в класс, классы – в тип для животных или отдел для растений, типы – в подцарство, подцарства – в царство. Всего различают четыре царства живой природы: Бактерии – прокариотические организмы, их клетки лишены ядра, Грибы, Растения и Животные – эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром. Кроме того, выделяют целую группу организмов, имеющих неклеточное строение, – Вирусы, являющиеся паразитами на генетическом уровне. Они проявляют свойства живых организмов, только попадая в про– и эукариотическую клетку.

Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.

Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.

В этом учебнике мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.

Вопросы и задания

1. Что изучает систематика?

2. Кто заложил основу научной классификации живых организмов? Какие принципы положены учёным в её основу?

3. Используя материал учебника, выделите и внесите в таблицу критерии вида и охарактеризуйте их на конкретных примерах.

4. На какие царства разделяют всё многообразие живых существ? Почему?

5. Рассмотрите рисунок, укажите, к какому царству относится каждый из изображённых организмов.

6. Как вы думаете, какие задачи решает систематика?

7. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://www.edudic.ru/bes/57193/ (Определение понятия «систематика»)

2. http://www.botsad.ru/p_papers37.htm (Систематика растений: основные термины и понятия)

iknigi.net

Книга «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.» автора Захаров В.Б.

Последние комментарии

 
 

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.

Автор: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Жанр: Школьные учебники и пособия, рефераты, шпаргалки Серия: Вертикаль (Дрофа) Язык: русский Издатель: ДРОФА ISBN: 978-5-358-11056-4 Добавила: Sveta 25 Янв 15 Проверил: Admin 29 Июл 18 Формат:  FB2, ePub, TXT, RTF, PDF, HTML, MOBI, JAVA, LRF



Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. — Учебник адресован учащимся 7 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с электронным учебным изданием способствуют эффективному усвоению учебного материала. Учебник для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки Российской федерации, включен в Федеральный перечень учебников.

Объявления

Где купить?



Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Захаров В.Б.

Другие книги автора Сонин Н.И.

Другие книги серии «Вертикаль (Дрофа)»

Похожие книги

Комментарии к книге «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.»


Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

 

 

2011 — 2018

www.rulit.me

Книга «Биология многообразие живых организмов. 7 класс» автора Захаров В.Б.

Последние комментарии

 
 

Биология многообразие живых организмов. 7 класс

Автор: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Жанр: Биология Серия: Вертикаль (Дрофа) Язык: русский Год: 2011 Издатель: Дрофа ISBN: 978-5358-09284-6 Город: Москва Статус: Закончена Добавил: Admin 23 Ноя 15 Проверил: Admin 29 Июл 18 Формат:  FB2, ePub, TXT, RTF, PDF, HTML, MOBI, JAVA, LRF



Рейтинг: 4.0/5 (Всего голосов: 1)

Аннотация

Учебник адресован учащимся 7 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с электронным учебным изданием способствуют эффективному усвоению учебного материала. Учебник для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки Российской федерации, включен в Федеральный перечень учебников.

Объявления

Где купить?



Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Захаров В.Б.

Другие книги автора Сонин Н.И.

Другие книги серии «Вертикаль (Дрофа)»

Похожие книги

Комментарии к книге «Биология многообразие живых организмов. 7 класс»


Комментарий не найдено

Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

 

 

2011 — 2018

www.rulit.me