Биология захаров сонин 7 класс: ГДЗ по биологии 7 класс Захаров Сонин с рыбками

Содержание

Лабораторные работы 7классК учебнику: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Захаров В.Б., Сонин Н.И. 4-е изд., стер. — М.: 2011.

Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих на примере ракообразных»

Цель: ознакомиться с внешним строением рака, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.

Оборудование: раздаточный материал – речной рак расчлененный, учебник.

Ход работы

1. Найдите отделы тела. Запишите их названия.

2. Какие органы расположены на головогруди?

3. Какое строение имеют глаза речного рака?

4. Какое строение имеет брюшко, и какие органы на нем расположены?

5. Какое строение имеют конечности, и какие функции они выполняют? Заполните таблицу.

Названия конечностей

Выполняемая функция

6.  Какую роль играет хитиновый покров в жизни речного рака?

7. Что такое линька и почему во время линьки рак стремится скрыться в укромном месте?

8 .Зарисуйте и подпишите составные части речного рака

Вывод: 

Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих на примере ракообразных»

Цель: ознакомиться с внешним строением рака, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.

Оборудование: раздаточный материал – речной рак расчлененный, учебник.

Ход работы

1. Найдите отделы тела. Запишите их названия.

2. Какие органы расположены на головогруди?

3. Какое строение имеют глаза речного рака?

4. Какое строение имеет брюшко, и какие органы на нем расположены?

5. Какое строение имеют конечности, и какие функции они выполняют? Заполните таблицу.

Названия конечностей

Выполняемая функция

6. Какую роль играет хитиновый покров в жизни речного рака?

7. Что такое линька и почему во время линьки рак стремится скрыться в укромном месте?

8 .Зарисуйте и подпишите составные части речного рака

Вывод: 

Читать «Биология многообразие живых организмов. 7 класс» — Захаров В. Б., Сонин Н. И. — Страница 1

Н. И. Сонин, М. Р. Сапин

Биология. Человек. 8 класс

Дорогие друзья!

В этом году вы продолжите изучать основы биологии. Познакомившись в предыдущих классах с общими закономерностями строения и жизнедеятельности живых организмов, с многообразием форм жизни, вы готовы к познанию человека как высшей формы живой материи.

Человек – часть живой природы. Ему свойственны все процессы, присущие другим живым организмам, он подчиняется биологическим законам и сам является доказательством их справедливости.

Знания, которые вы получите на протяжении курса «Человек», не только интересны, но и необходимы для сохранения вашего здоровья и здоровья окружающих вас людей. Вы узнаете не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, но и получите сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное, вы узнаете, как сохранить своё здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям.

Знания, приобретённые вами при изучении данного курса, помогут вам понять, что организм – очень хрупкая система. Она может дать сбой или вовсе разрушиться под действием никотина, наркотиков, алкоголя, при несоблюдении режима питания, режима работы и отдыха, при неразумном риске здоровьем и жизнью во время занятий некоторыми экстремальными видами спорта. С другой стороны, возможности человеческого организма огромны. При разумном, грамотном с точки зрения биологических знаний отношении к своему организму вы можете достичь физического совершенства, развить свои умственные и творческие способности, совершенствовать эмоциональную сферу, сохранить здоровье и тем самым продлить свою жизнь.

Приступая к работе с учебником, вспомним, как следует им пользоваться. Учебник построен так, чтобы обучение было интересным. Каждая тема содержит основной материал, который обязателен для изучения, и дополнительный.

Внутри основного текста вам встретится материал в рамке. Обратите на него внимание. Эти дополнительные сведения важны при изучении основного материала темы. Текст, ограниченный сбоку бежевой полосой, содержит любопытные факты, которые расширяют кругозор и могут пригодиться в будущем. Многие темы учебника содержат ещё дополнительный материал для чтения – короткие рассказы, например «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова», «Пропорции тела», «Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина» и многие другие.

Каждая тема заканчивается блоком вопросов и заданий. Они помогут вам проверить и обобщить полученные знания. Закрепить знания поможет выполнение заданий в рабочей тетради, решение тестов и проведение лабораторных и практических работ. Выполняя эти задания, вы будете работать с рисунками и схемами, таблицами и дополнительным материалом.

Вы научитесь сравнивать и анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал и доказывать свою точку зрения.

В рабочей тетради каждая тема курса завершается большим блоком тренировочных заданий, построенных в полном соответствии с ГИА и ЕГЭ. Не забывайте выполнять их. Это поможет вам подготовиться и успешно пройти ГИА, а в дальнейшем и сдать ЕГЭ.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

Используя интернет-ссылки, вы сможете найти интересный материал, расширяющий и углубляющий школьные знания.

Этот материал поможет вам подготовить разнообразные проекты, сообщения и презентации. Список примерных тем для самостоятельной творческой работы вы найдёте в конце учебника. Многие из этих работ вы можете делать совместно с вашими одноклассниками. Для этого составьте план вашей будущей работы и распределите задачи.

Мы уверены, что изучать человека вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится вам в вашей жизни.

Желаем успехов!

Место человека в системе органического мира

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далёких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира учёные относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).

Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

ЧЕЛОВЕК – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХОРДОВЫХ. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения – сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С МЛЕКОПИТАЮЩИМИ ОСОБЕННО ВЕЛИКО. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго – по несколько недель или даже месяцев – вынашивают плод в своём теле.

Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 °С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щёк; четырёхкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желёз с сосками.

ЧЕЛОВЕК, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТРЯДА ПРИМАТОВ, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабжёнными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Биология Многообразие живых организмов 7 класс Учебник

Учебник 7 класса «Многообразие живых организмов» Захарова, Сонина по биологии адресован учащимся  СОШ,  входит в УМК. Современное оформление, разноплановые вопросы — задания, возможность параллельного использования с другими пособиями, включенными в УМК, с электронным приложением помогают более эффективному усвоению материала. Соответствует ФГОС ООО по биологии, рекомендован МОН  РФ, входит в ФПУ.

-Содержание-

Многообразие живого  05
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ 12
ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ 14
ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ 18
ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ 19
ЦАРСТВО ГРИБЫ   23
Отдел Хитридиомикота 28
Отдел Зигомикота 28
Отдел Аскомикота,  29
Отдел Базидиомикота 30
Группа Несовершенные грибы 31
Отдел Оомикота 32
Группа Лишайники 34
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ 39
НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ 42
Группа отделов Водоросли 42
Отдел Зеленые водоросли 47
Отдел Красные водоросли  48
Отдел Бурые водоросли 49
ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ 52
Отдел Моховидные 54
Отдел Плауновидные 59
Отдел Хвощевидные 59
Отдел Папоротниковидные 63
Отдел Голосеменные растения 68
Отдел Покрытосеменные  растения 75
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ 89
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ 88
Тип Саркожгутиконосцы 94
Класс Саркодовые (Корненожки) 94
Класс Жгутиковые 96
Тип Споровики 98
Тип Инфузории,  99
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ 100
Тип Губки 103
Тип Кишечнополостные 106
Класс Гидроидные 106
Класс Сцифоидные 110
Класс Коралловые полипы 111
Тип Плоские черви 114
Класс Ресничные черви 116
Класс Сосальщики 117
Класс Ленточные черви 118
Тип Круглые черви 121
Тип Кольчатые черви 127
Класс Многощетинковые черви 129
Класс Малощетинковые черви 130
Класс Пиявки 132
Тип Моллюски 134
Класс Брюхоногие моллюски 137
Класс Двустворчатые моллюски 139
Класс Головоногие моллюски 142
Тип Членистоногие 145
Класс Ракообразные 146
Класс Паукообразные 153
Класс Насекомые 159
Тип Иглокожие 172
Класс Морские звезды 175
Класс Морские ежи 176
Класс Голотурии 176
Тип Хордовые 178
Подтип Бесчерепные 178
Подтип Позвоночные (Черепные) 179
Надкласс Рыбы 179
Класс Хрящевые рыбы 185
Класс Костные рыбы 187
Подкласс Хрящекостные рыбы 187
Подкласс Двоякодышащие рыбы 188
Подкласс Кистеперые рыбы 188
Класс Земноводные 188
Класс Пресмыкающиеся, 202
Класс Птицы 210
Класс Млекопитающие229
Сумчатые 245
Однопроходные 245
ВИРУСЫ 250

 

Размер файла: 43 Мб; Формат: pdf/

Вместе с «учебником Биология 7 класс Захаров» скачивают:

Admin

Биология 7 клас захаров — 100letvam.ru

Скачать биология 7 клас захаров doc

Учебник 7 класса «Многообразие живых организмов» Захарова, Сонина по биологии адресован учащимся СОШ, входит в УМК. Современное оформление, разноплановые вопросы — задания, возможность.  Многообразие живых организмов.

7 класс. Учебник / Захаров В.Б., Сонин Н.И. -М., с. Учебник 7 класса «Многообразие живых организмов» Захарова, Сонина по биологии адресован учащимся СОШ, входит в УМК. Современное оформление, разноплановые вопросы — задания, возможность параллельного использования с другими пособиями, включенными в УМК, с электронным приложением помогают более эффективному усвоению материала.

Готовься к домашней работе, читая — Учебник Биология 7 класс Захаров Сонин. Пригодится тем, кто потерял свою книгу.  Учебник Биология 7 класс Захаров Сонин — читать онлайн. Данная книга является ознакомительной и пригодится для самостоятельного обучения. Просматривай нужные номера страниц и получай школьные знания бесплатно. «ГДЗ по биологии за 7 класс Захаров, Сонин Дрофа» — это лучшее учебно-методическое пособие, которое позволит контролировать правильность выполнения номеров.

Издание соответствует всем требованиям ФГОС, поэтому им могут воспользоваться не только школьники, но и их родители, и учителя. Решебник поможет педагогам проверить тетради учащихся с домашними заданиями очень быстро, а также составить поурочные планы. Биология в 7 классе. Эта наука изучает живые организмы во всем их многообразии. В новом учебном году ребята поближе познакомятся со следующими темами. Оглавление учебника?Биология. Многообразие живых организмов?, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., издательство?Дрофа?, год.

[Карточка ресурса]. Многообразие живого и наука систематика. Подцарство Настоящие бактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерии. ГДЗ по Биологии за 7 класс Сонин Н.И., Захаров В.Б. ФГОС. Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б.. Издательство: Дрофа Выполнения заданий за 7 класс по Биологии Сонин Н.И., Захаров В.Б., от издательства: Дрофа ФГОС, не простое занятие, поэтому ГДЗ поможем Вам сверить ответы к заданиям. Рекомендуем посмотреть. title=»Ответы к рабочей тетради по биологии за 7 класс Захаров В.Б., Сонин Н.И.»> Ответы к рабочей тетради по биологии за 7 класс Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Издательство: Дрофа. Серия: Живой организм. title=»Ответы к тетради для лабораторных работ и самостоятельных н.

ГДЗ → 7-ой класс → Биология → В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7-ой класс. Учебник. Биология 7-ой класс →. Биология за 7-ой класс — В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7-ой класс. Учебник. Издательство «Дрофа» г. ГДЗ Биология 7 класс Живой организм. авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б..

Решебник и ГДЗ по Биологии для 7 класса, авторы учебника: Сонин Н.И., Захаров В.Б. Живой организм ФГОС. Сверяй задание онлайн и получай отлично! Страницы. ГДЗ Рабочая тетрадь по биологии Захаров Сонин 7 класс. ОГЛАВЛЕНИЕ. Многообразие живого и наука систематика стр. Часть 1. Царство Прокариоты стр. Тренировочные задания стр. Часть 2. Царство Грибы стр.

  Ещё ГДЗ по биологии для 7 класса. Тесты. Учебник.

djvu, fb2, PDF, EPUB

Похожее:

  • Укр мова 2 клас вашуленко дубовик відповіді вправа 242
  • Гдз 4 клас англійська мова карпюк робочий зошит відповіді онлайн 2015
  • Дпа читання 4 клас відповіді 2015
  • Гдз фізика 10 клас баряхтар божинова
  • Гдз по географії 7 клас пестушко
  • Книга українська література 10-11 клас
  • Презентация

    симбионтов. Презентация на тему симбиоза. Фрагменты из презентации

    Симбиоз — это сожительство, форма отношений, в которых оба партнера или один из них получают выгоду от другого. Существует несколько форм взаимовыгодного сожительства живых организмов (Захаров В.Б. Общая биология: Учебник. Для общеобразовательного класса. Учебные заведения / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. — 7-е изд., Стереотип. — М .: Дрофа, 2004). .

    Сотрудничество — польза от сосуществования организмов очевидна, но их связь не обязательна. Как известно, раки-отшельники сожительствуют с полипами мягких кораллов — анемонами. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и уносит ее вместе с полипом.



    Взаимопомощь — это форма взаимовыгодного сожительства, когда наличие партнера становится обязательным условием существования каждого из них.Один из самых известных примеров такой взаимосвязи — лишайники, являющиеся сожительством грибов и водорослей. В лишайнике гифы грибов, оплетая клетки и нити водорослей, образуют особые всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросли извлекают воду и минеральные соли из гиф грибов. Цетрария центрифуга

    Типичный мутуализм — взаимоотношения термитов и жгутиковых простейших, живущих в кишечнике. Термиты питаются древесиной, но у них нет ферментов для переваривания и клетчатки.Жгутиковые вырабатывают эти ферменты и превращают клетчатку в простые сахара.

    Без простейших — симбионтов — термиты умирают от голода. Сами жгутиконосцы помимо благоприятного климата получают пищу и условия для размножения в кишечнике термитов. Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубого корма для растений, были обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов и жуков.



    Совместное обитание клубеньковых бактерий и бобовых растений. Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут расти на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву.Поэтому бобовые — клевер, люцерна, вика — вводятся в севооборот как предшественники других культур.



    Микориза — сосуществование гриба с корнями высших растений Мицелий гриба проникает даже в корень, получая углеводы от растения-партнера и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут намного лучше, чем без нее. Различные виды микоризы

    Симбиоз Некоторые виды муравьев питаются сладкими экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом «пасутся».


    Жилье Примером перехода фрилогинга к более тесным взаимоотношениям между видами является прикрепленная рыба, обитающая в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник превращается в присоску. Биологическое значение прикрепления клюшек состоит в том, чтобы облегчить передвижение и рассредоточение этих рыб.

    Жилье Если прикрепившаяся рыба использует крупную рыбу в качестве извозчика, то часто тела других видов животных или их среды обитания (постройки) служат убежищем.Эта форма взаимоотношений называется жильем. В полости тела голотурий (тип иглокожих), также называемых трепанами, находят убежище различные виды животных.




    Растения также используют другие виды в качестве среды обитания. Примером этого являются эпифиты. Эпифитами могут быть водоросли, лишайники, мхи, папоротники, цветковые растения. Древесные растения служат для них местом прикрепления, но не источником питательных веществ или минеральных солей.Эпифиты питаются отмирающими тканями, секретами хозяина путем фотосинтеза. В нашей стране эпифиты представлены в основном лишайниками и некоторыми мхами.


    Литература Захаров В.Б. Общая биология: Учебник. Для кл. общее образование. Учреждения / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. — 7-е изд., Стереотип. — М .: Дрофа, 2004.

    Слайд 1

    Симбиоз Автор-составитель: Анастасия Сидоренко, ученица 10 класса «А» МОУ «СОШ» №1.16, Северодвинск, Архангельская область Научный руководитель: учитель биологии, Большаков Сергей Васильевич

    Слайд 2

    Симбиоз — это сожительство, форма отношений, в которой оба партнера или один из них получают выгоду от другого. Существует несколько форм взаимовыгодного сожительства живых организмов (Захаров В.Б. Общая биология: Учебник. Для 10-11 классов. Общеобразовательные учреждения. Учебные заведения / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. — 7-е изд., Стереотип. — М .: Учебное пособие). Дрофа, 2004).

    Слайд 3

    Сотрудничество — польза от сосуществования организмов очевидна, но их связь не нужна.Как известно, раки-отшельники сожительствуют с полипами мягких кораллов — анемонами. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и уносит ее вместе с полипом.

    Слайд 4

    Сотрудничество Такое сожительство взаимовыгодно: продвигаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое анемонами для ловли добычи, часть которой, пораженная жалящими клетками анемона, падает на дно и съедается раком.

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Некоторые птицы ведут подобный образ жизни.Они заходят в пасть крокодила и чистят ее

    Слайд 9

    Слайд 10

    Мутуализм — это форма взаимовыгодного сожительства, когда наличие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Один из самых известных примеров такой взаимосвязи — лишайники, являющиеся сожительством грибов и водорослей. В лишайнике гифы грибов, оплетая клетки и нити водорослей, образуют особые всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями.Водоросли извлекают воду и минеральные соли из гиф грибов. Цетрария центрифуга

    Слайд 11

    Типичный мутуализм — взаимоотношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в кишечнике. Термиты питаются древесиной, но у них нет ферментов для переваривания и клетчатки. Жгутиковые вырабатывают эти ферменты и превращают клетчатку в простые сахара.

    Слайд 12

    Без простейших — симбионтов — термиты умирают от голода. Сами жгутиконосцы помимо благоприятного климата получают пищу и условия для размножения в кишечнике термитов.Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубых кормов для растений, были обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов и жуков-мясорубок.

    Слайд 13

    Совместное проживание клубеньковых бактерий и бобовых культур Примером взаимовыгодных отношений является совместное проживание так называемых клубеньковых бактерий и бобовых (горох, фасоль, соевые бобы, клевер, люцерна, вика, акация, арахис или арахис).

    Слайд 14

    Клубеньки на корнях сои. Эти бактерии, способные усваивать азот из воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.Наличие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений — узелков.

    Слайд 15

    Сосуществование клубеньковых бактерий и бобовых растений. Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут расти на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву. Поэтому бобовые — клевер, люцерна, вика — вводятся в севооборот как предшественники других культур.

    Слайд 16

    Микориза — сожительство гриба с корнями высших растений На корнях березы, сосны, дуба, ели, а также орхидей, вереска, брусники и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой.

    Слайд 17

    Гифы гриба Прикорневые волоски на корнях высших растений не развиваются, вода и минеральные соли поглощаются грибком.

    Слайд 18

    Микориза — сожительство гриба с корнями высших растений. Мицелий гриба проникает даже в корень, получая углеводы от растения-партнера и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут намного лучше, чем без нее. Различные виды микоризы

    Слайд 19

    Симбиоз Некоторые виды муравьев питаются сладкими экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом — «пасутся».

    Слайд 20

    Слайд 21

    Фрилоггинг Фрилоггинг может принимать разные формы. Например, гиены подбирают останки добычи, которые не были съедены львами.

    Слайд 22

    Жилье Примером перехода фрилоггинга к более тесным отношениям между видами является прикрепленная рыба, обитающая в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник превращается в присоску. Биологическое значение прикрепления клюшек состоит в том, чтобы облегчить передвижение и рассредоточение этих рыб.

    «ЕГЭ 2013» — Задание части A. Распределение заданий ШММ по содержанию. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов. Установите соответствие между стадией развития кукурузного мха льна и его плоидностью. Большое количество дождевых червей. Технические характеристики. По каким признакам можно узнать молекулу ДНК. Документы, регулирующие разработку КИМ ЕГЭ. В задаче B5-B6 необходимо установить соответствие между содержанием.

    «Вавилов Николай Иванович» — Развитие научных теорий. Кабинет Николая Вавилова. Вавилов и Лысенко. Виды книги Николая Ивановича Вавилова. Памятник Н.И. Вавилова в Саратове. Николай Иванович Вавилов. Ученый-генетик. Сбор кукурузных початков. Научные достижения. Научная деятельность и дальнейший жизненный путь. Лысенко с сотрудниками в Одессе в 1938 году. Первая жена (с 1912-1926) — Екатерина Николаевна Сахарова-Вавилова.

    «Кайнозойский период» — начало формирования современной конфигурации мира.Межледниковые эпохи. Позвоночные плейстоцена. Альпийские мягкотелые типы. Растительность ледниковых эпох. Климат. Растительность межледниковых эпох. Ранняя кайнозойская эра. Тундра. Степь. Предок современных домашних быков. Носороги Мерка. Тайга. Беспозвоночные. Кайнозойская эра. Период.

    «Предпосылки теории Дарвина» — термин «эволюция». На рубеже 18-19 веков накопилось много научных предпосылок. Основные положения теории эволюции.Основные положения эволюционной теории. Несоответствие между количеством рожденных организмов и количеством организмов. Чарльз Дарвин (1809–1882) родился в семье английского врача. Пребывание на Галапагосских островах. Общая характеристика теории эволюции Чарльза Дарвина. Эволюция органического мира.

    «Гормоны мозга» — Гипоталамус и гипофиз. Строение и функции гипофиза. Гормоны аденогипофиза.Гигантизм и карликовость. Гармония деятельности эпифиза, гипофиза и гипоталамуса. Интересные факты о мелатонине. Гипоталамус. Гипофиз. Гормоны шишковидной железы. Секреторная активность мелатонина. Гормоны мозга. Действие гормонов гипофиза на организм. Нейрогормоны гипоталамуса. Функции шишковидной железы. Эпифиз. «Солнечная» болезнь. Знакомство с центральными органами эндокринной системы.

    1 слайд

    2 слайд

    Симбиоз — это сожительство, форма отношений, в которых оба партнера или один из них получают выгоду от другого.Существует несколько форм взаимовыгодного сожительства живых организмов (Захаров В.Б. Общая биология: Учебник. Для 10-11 классов. Общеобразовательные учреждения. Учебные заведения / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. — 7-е изд., Стереотип. — М .: Учебное пособие). Дрофа, 2004).

    3 слайд

    Сотрудничество — польза от сосуществования организмов очевидна, но их связь не нужна. Как известно, раки-отшельники сожительствуют с полипами мягких кораллов — анемонами. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и уносит ее вместе с полипом.

    4 слайд

    Сотрудничество Такое сожительство взаимовыгодно: продвигаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое анемонами для ловли добычи, часть которой, пораженная жалящими клетками анемона, падает на дно и поедается раком.

    8 слайд

    Некоторые птицы ведут похожий образ жизни. Они входят в пасть крокодила и чистят ее

    10 слайд

    Взаимовыгодность — это форма взаимовыгодного сожительства, когда наличие партнера становится обязательным условием существования каждого из них.Один из самых известных примеров такой взаимосвязи — лишайники, являющиеся сожительством грибов и водорослей. В лишайнике гифы грибов, оплетая клетки и нити водорослей, образуют особые всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросли извлекают воду и минеральные соли из гиф грибов. Цетрария центрифуга

    11 слайд

    Типичный мутуализм — взаимоотношения термитов и жгутиковых простейших, живущих в кишечнике. Термиты питаются древесиной, но у них нет ферментов для переваривания и клетчатки.Жгутиковые вырабатывают эти ферменты и превращают клетчатку в простые сахара.

    12 слайд

    Без простейших — симбионтов — термиты умирают от голода. Сами жгутиконосцы помимо благоприятного климата получают пищу и условия для размножения в кишечнике термитов. Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубых кормов для растений, были обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов и жуков-мясорубок.

    13 слайд

    Совместное проживание клубеньковых бактерий и бобовых растений Примером взаимовыгодных отношений является совместное проживание так называемых клубеньковых бактерий и бобовых (горох, фасоль, соевые бобы, клевер, люцерна, вика, акация, арахис или арахис).

    14 слайд

    Клубеньки на корнях сои Эти бактерии, способные усваивать азот из воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Наличие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений — узелков.

    15 слайд

    Совместное обитание клубеньковых бактерий и бобовых растений. Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут расти на почвах, бедных азотом, и обогащать почву им.Поэтому бобовые — клевер, люцерна, вика — вводятся в севооборот как предшественники других культур.

    16 слайд

    Микориза — сожительство гриба с корнями высших растений На корнях березы, сосны, дуба, ели, а также орхидеи, вереска, брусники и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой.

    17 слайд

    Гифы гриба У высших растений корневые волоски не развиваются, вода и минеральные соли поглощаются грибком.

    18 слайд

    Микориза — сожительство гриба с корнями высших растений Мицелий гриба проникает даже в корень, получая углеводы от растения-партнера и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут намного лучше, чем без нее. Различные виды микоризы

    19 слайд

    Симбиоз Некоторые виды муравьев питаются сладкими экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом, «пасутся».

    21 слайд

    Freelooking Freelook может принимать разные формы. Например, гиены подбирают останки добычи, которые не были съедены львами.

    Развитие синтеза между наукой о жизни в седьмом классе и биологией в десятом классе — биология средней школы сегодня и завтра

    Уэйн А. Мойер

    Мой тезис прост. Науки о жизни, которые обычно преподают в седьмом классе, — это не что иное, как упрощенная версия биологии десятого класса.Это не обязательно, но большинство учителей подходят к курсу с этой точки зрения. Более того, имеющиеся учебники покровительствуют наивным ученикам, упрощая сложные идеи и давая им выводы, из которых выжат весь интеллектуальный сок. В результате получился курс с большим словарным запасом и грубым запоминанием — оправданный аргументом, что «вам нужно будет знать эти термины, когда вы будете изучать биологию». Предположительно, это будет настоящая биология, для которой «наука о жизни» была но введение.Фактически, это, вероятно, будет просто еще один обзор традиционной биологии.

    Чтобы убедить вас в том, что эта пессимистическая картина точно описывает текущее положение дел, позвольте мне поделиться с вами учебными целями в области наук о жизни и биологии, сформулированными в программе обучения в государственных школах округа Монтгомери (Мэриленд). сравнивает учебные цели по темам ячеек, уровней организации, воспроизводства и таксономии. Сходство очевидно. Когда мы сравниваем все темы, затронутые в двух курсах, мы обнаруживаем заметное совпадение.Наука о жизни и биология охватывают клетки, организацию, воспроизводство, анатомию человека, генетику, таксономию, теорию микробов, ботанику, поведение и экологию. Злоупотребление наркотиками и питание рассматриваются в биологических науках, но не в биологии. Единственная тема по биологии 10-го класса, не охваченная науками о жизни, — это эволюция. Эволюционная теория также отсутствует в нескольких популярных учебниках по естественным наукам.

    Таблица 1

    Сравнение учебных целей по естествознанию и биологии, государственные школы округа Монтгомери.

    Когда мы сравниваем учебники, написанные для наук о жизни и биологии, мы обнаруживаем то же основное предположение: наука о жизни — это разбавленная биология. Следующие отрывки показывают, что два учебника говорят об аспектах теории клетки.

    Из Life Science (Ramsey et al., 1986, стр. 44-45):

    Базовая структура клетки

    Клетки состоят из протоплазмы и ее продуктов. Не все клетки одинакового размера и формы. Многие клетки имеют особые конструкции, которые имеют особое назначение.Но все клетки в чем-то похожи.

    Клетки окружает покрытие, называемое клеточной мембраной . См. Рис. 2-12. Он контролирует, какие материалы входят в ячейку или выходят из нее. Большая часть клетки состоит из протоплазмы, называемой цитоплазмой , . Многие из клеточных действий осуществляются в цитоплазме. Рядом с центром клетки находится структура под названием , ядро ​​. Ядро — это «центр управления», который управляет всей деятельностью клетки. Он окружен ядерной мембраной .Внутри ядра находится тип протоплазмы, называемой нуклеоплазмой .

    Из Modern Biology (Otto and Towle, 1985, стр. 56-57):

    4.4 Части клетки

    Клетки очень сложны и различаются по размеру и форме. Каждая клетка окружена клеточной мембраной или плазматической мембраной. Эта гибкая мембрана отделяет внутреннюю часть клетки от окружающей среды. В некоторых клетках, таких как амеба, эта мембрана очень гибкая, и амеба может менять свою форму.Еще одна характеристика клеток, за исключением клеток бактерий и сине-зеленых бактерий, состоит в том, что каждая из них содержит большое овальное или сферическое тело. Это ядро. Ядро — это центр управления всей клеточной активностью. Посмотрите на клетки на рисунке 4.1 и посмотрите на цитоплазму. Цитоплазма состоит из клеточного материала между ядром и клеточной мембраной. Небольшие структуры в этой области подвешены в цитоплазме.

    Обратите внимание на архаичное слово «протоплазма», которое свободно используется в Life Science .«Центр управления» используется как метафора функции ядра в обеих книгах. Обратите также внимание на бесполезное введение бесполезного термина «нуклеоплазма». Наконец, обратите внимание на неестественную прозу, столь типичную для учебников, написанных с учетом требований формулы чтения.

    Обращаясь к Modern Biology вводный параграф о клетках, можно по крайней мере радоваться тому, что «протоплазма» исчезла, но авторы, пытаясь представить краткое изложение структуры клетки, чрезмерно упрощают и тем самым создают ошибочные образы в сознании читателя.Например, способность амебы изменять свою форму приписывается плазматической мембране, а не внутренним структурам. Более того, сложность внутриклеточной архитектуры размывается из-за упоминания «небольших структур … подвешенных в цитоплазме».

    Таким образом, даже этот краткий анализ показывает, что учебники по естественным наукам, как правило, устарели, представляют чрезмерно упрощенный взгляд на биологию и имитируют структуру — если не формулировку — учебников биологии. Мы также наблюдаем высокопарную прозу, которую трудно понять.

    Все мы знаем, что учебные программы и учебники не обязательно отражают повседневную деятельность в классе естественных наук. Слабые руководства и несовершенные учебники могут быть истолкованы творческими учителями для создания увлекательных курсов. Итак, вот несколько примеров занятий, которые я наблюдал в классах медико-биологических наук.

    • Подготовьте отчет о заболевании по выбору учащегося.

    • Рассеките лягушку, начиная с внешних наблюдений и продвигаясь в последующие дни до внутренних органов.

    • Проведение слушаний по вопросам окружающей среды перед студенческим жюри с презентациями по обеим сторонам проблемы.

    • Посмотреть диафильм о загрязнении в Чесапикском заливе.

    • Напишите определения анатомических терминов на рабочем листе.

    • Рассеките цветок и назовите части.

    • Пройдите практический лабораторный тест по анатомии лягушки.

    • Определите неизвестный тип с помощью вопросов «да» и «нет».

    • Рассеките дождевого червя и определите его части.

    Как видите, это смешанный набор занятий, но, вероятно, вполне типичный для тех, что можно найти по всей стране. Их сложность варьируется от заполнения пробелов на рабочем листе до разработки аргументов за и против действий по экологической проблеме, от упора на запоминание словарного запаса до развития интеллектуальных навыков более высокого порядка. Однако, за исключением нескольких занятий, все они одинаково подходят для уроков биологии.Фактически, большинство действий повторяются в десятом классе. Неудивительно, что студенты жалуются, что наука скучна! Сколько раз ученик должен препарировать лягушку или идентифицировать дождевого червя как члена типа Annelida? Мысль о том, что сотни студентов препарируют сотни сохранившихся лягушек, веря, что они изучают науку о жизни, вызывает беспокойство. Уильям Майер называет это некрологией, а не биологией.

    Прошлым летом семь опытных учителей встретились на 2 недели, чтобы обсудить следующий вопрос: что каждый выпускник государственных школ округа Монтгомери должен знать о науке и технологиях и когда их следует преподавать? Фактически это означало пристальный взгляд на науку, преподаваемую в 7-10 классах, которая составляет общее ядро ​​научных знаний, приобретаемых каждым учеником.Их задача заключалась в том, чтобы рассматривать эти научные курсы как единую систему и представить план будущей разработки учебных программ.

    Их основной ссылкой был черновик отчета о фазе I проекта 2061, любезно предоставленный Джеймсом Резерфордом из Американской ассоциации содействия развитию науки. Названный Наука для всех американцев , он содержит отчеты нескольких рабочих групп, которые обсуждали это с момента появления кометы Галлея в 1986 году (Американская ассоциация развития науки, 1989).Директор проекта планирует опубликовать отчет в этом году, задолго до следующего явления кометы в 2061 году.

    Рабочая группа начала с разработки 15 положений философии или целей, которые служили для определения типа научного обучения, которое должен получить каждый студент () . Таким образом, они представляют собой учебную программу, ориентированную на деятельность, которая привлекает к ней контент по мере необходимости, а не учебную программу, ориентированную на контент, с мероприятиями, которые традиционно вешаются на структуру контента, как украшения на рождественской елке.Это простое изменение традиционного порядка должно иметь глубокие последствия для обучения естествознанию. Учебники станут справочными материалами — наряду с управляемыми компьютером базами данных, видеодисками и периодическими изданиями — а не самим учебным планом. Учителя станут фасилитаторами и соисследователями, а не источниками знаний. И классы будут смотреть вовне, в мир, а не внутрь, на словарные списки.

    Таблица 2

    Цели — сводные утверждения.

    На практике рабочая группа предложила, чтобы каждая учебная единица включала в себя бессмертную деятельность или фокус, который служил бы для привязки содержания к повседневному опыту, требовал применения навыков мышления более высокого порядка и затрагивал социальные вопросы, связанные с наукой и технологиями. — короче говоря, всеобъемлющая деятельность, направленная на достижение поставленных целей.Для наук о жизни такой деятельностью может быть разработка модели космического корабля, который будет поддерживать человеческую жизнь в течение длительного периода в космосе. Участники рабочей группы предложили организовать проект как совместное усилие внутри класса, с небольшими группами, рассматривающими различные аспекты, такие как удаление отходов, переработка и экологические требования. Этот вид деятельности будет включен в раздел по физиологии человека.

    Основное внимание в «новом» курсе наук о жизни будет уделено человеческому животному, а основным экспериментальным организмом будет студент.Это напрямую соответствует интересам семиклассников: кто я? Кем я становлюсь? Предлагаемый контент полностью соответствует рекомендациям Проекта 2061 с добавлением разделов по растениям и сельскому хозяйству. Курс причудливо назван «Люди и бобы» (). Год завершается исследованием проблем, связанных с присутствием человека на Земле. По словам участника рабочей группы, «это дает студентам возможность сосредоточиться на вопросах науки, технологий и общества, а также изучить свою личную роль в формировании мира будущего.»

    Задача нашей рабочей группы заключалась в том, чтобы рассматривать науку, преподаваемую в 7-10 классах, как единую систему. Таким образом, то, что преподается в 7-м классе, не следует переучивать в 10-м классе — да, проверять, да, предпочтительно путем самостоятельного чтения и компьютеризированные учебные программы, но не переучивать. Поэтому каждый курс, наука о жизни и биология, должен быть самостоятельным — каждая ванна на своем дне.

    Работая в этих пределах, рабочая группа решила, что биология в десятом классе должна быть довольно сложной курс, излагающий концептуальные рамки основной области науки.Предлагаемое содержание не отличается радикально от традиционного курса биологии (), хотя предполагается наличие некоторых знаний в области химии, физики и наук о Земле.

    Таблица 4

    Жилая среда (предлагаемая учебная программа по биологии для 10-х классов).

    Обратите внимание, что в предлагаемой учебной программе по биологии используется обратный порядок тем. Вместо того, чтобы начинать с молекул и клеток, он начинается с изучения организмов и экосистем. В этом отношении он напоминает Биологическая наука: экологический подход , зеленая версия учебного плана по биологическим наукам (Исследование учебного плана биологических наук, 1987).Только во втором семестре студент получает доступ к клеткам, генетике и энергии. Заключительный обзор эволюционной теории становится кульминационным моментом и служит для объединения всей биологии в одну объяснительную теорию.

    Это лишь первый шаг в нашей попытке объединить биологические науки и биологию в рациональную учебную программу для всех учащихся. Мы еще не рассмотрели, как и где вводить понятия из физических наук. Мы также не договорились, что все перечисленные темы должны быть действительно охвачены.Тем не менее, мы полностью согласны с тем, что чем меньше, тем лучше при условии, что студенты действительно усвоили материал. Если философские утверждения претворятся в жизнь, мы полагаем, что так оно и будет.

    Список литературы

    • Американская ассоциация развития науки. 1989. Наука для всех американцев. Вашингтон.: Американская ассоциация развития науки.

    • Учебный план биологических наук. 1987. Биологическая наука: экологический подход.6-е изд. Дубьюк, Айова: Кендалл / Хант Паблишинг Ко.

    • Отто, Дж. Х. и А. Тоул. 1985. Современная биология. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

    • Рэмси, У. Л., Л. А. Габриэль, Дж. Э. МакГирк, К. Р. Филлипс и Ф. М. Уотенпо. 1986. Науки о жизни. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

    Уэйн А. Мойер получил докторскую степень. по биологии развития в 1974 году из Принстонского университета. Он является координатором по общеобразовательным наукам в государственных школах округа Монтгомери (Мэриленд) и был директором Информационного центра по математике и естественным наукам PRISM в Филадельфии в 1985–1987 годах; научный руководитель организации «Люди за американский путь» в 1983–1985 годах; и исполнительный директор Национальной ассоциации учителей биологии в 1979–1983 годах.Он работал на биологическом факультете Университета Сетон Холл в 1977–1979 годах.

    Представление о листовых лишайниках. Презентация о лишайниках. в процессах почвообразования

    Чтобы использовать предварительный просмотр презентаций, создайте себе аккаунт (аккаунт) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Лишайники Выполнено учителем биологии МБОУ Устанской средней школы Малышева Наталья Юрьевна

    Цель: Изучение строения лишайников как симбиотических организмов, состоящих из грибов и водорослей.

    Задания: Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью лишайников. Выявить приспособленность лишайников к различным условиям обитания, их роль в природе. Продолжить формирование бережного отношения школьников к природе.

    определение Лишайники — это особая группа организмов, состоящая из грибов и водорослей, находящихся в симбиотических отношениях.

    Структура лишайников A-верхний слой коры B-слой водорослей C-ядро D-нижний корковый слой E-ризоида

    Типы лишайников корковые (корковые) листовые (листообразные) кустистые

    Чешуйчатые бацидии

    Пармелия листовая Ксантория

    Кустарник Усней Ягель

    Размножение, скорость роста Споры, которые образует гриб.Вегетативно отламывает кусочки слоевища, затем растет на новом месте. Под верхней корой слоевища образуются особые образования, состоящие из клеток водорослей. Растут медленно на 1-3 мм в год.

    Питание Гифы гриба поглощают воду и растворенные в ней минералы, а водоросли, содержащие хлорофилл, образуют органические вещества посредством фотосинтеза.

    Среда обитания тундра лесотундра

    Экологическая роль Форма растительности. Вредить деревьям (в их слоевище поселяются насекомые-вредители).Они первопроходцы в освоении безжизненных пространств. Участвуйте в химическом выветривании горных пород. Показатели чистоты воздуха. Они играют важную роль в биогеоценозах.

    Использование лишайников человеком Медицина Использование продуктов питания (Япония) Красители Парфюмерия

    Проверьте свои знания Дайте определение термину лишайники. Перечислите виды лишайников. Назовите представителей лишайников. Как ест лишайник? Расскажите о строении лишайников. Где растут лишайники? Как размножаются лишайники? Какова экологическая роль лишайников?

    Заключение Лишайники — это симбиотические организмы, тело (слоевище) которых состоит из двух компонентов: автотрофного (водоросли) и гетеротрофного (гриб).


    По теме: методические разработки, презентации и заметки

    Урок-обобщение по теме «Тепловые явления» в 8 классе. Урок содержит устную работу в виде физической разминки, теоретический тест по заданной теме, физическое лото для проверки знания формул по заданной теме …

    Презентация на уроках алгебры в 11 классе по тема «Возрастающие и убывающие функции. Крайности функции».

    Презентация состоит из трех уроков.Часть материала я взяла из презентаций других учителей, за что им очень благодарна. Для этого класса удобно составлять уже сделанный материал по своему усмотрению …

    В презентации представлены исследовательская проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. А также рассматриваются 3 этапа эксперимента …

    Курение и употребление алкоголя несовместимы со здоровым образом жизни. Существует множество фактов, примеров из жизни о вредном влиянии вредных привычек на здоровье человека…

    Общее ухудшение здоровья в настоящее время является одной из важнейших проблем человечества. При этом все хотят быть здоровыми. В первую очередь, хорошее здоровье необходимо человеку, чтобы …

    Пояснительная записка

    • Данный урок единственный при изучении темы лишайников по программе Н.И. Сонина. Эта тема включена в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». Тип урока — комплексная биология с экологией (изучение нового материала).В презентации «Лишайники» представлен широкий наглядный материал. Наглядный материал — это фотографии природных объектов, схемы классификации лишайников, сведения о видах, занесенных в Красную книгу, краткие сведения о строении и жизни этих организмов, кроссворд для закрепления материала. При знакомстве с разнообразием лишайников экскурсии на природу не предусмотрены. Этой презентацией также удобно пользоваться из-за нехватки времени на изучение на уроке.

    Проект урока

    Тема. Лишайники

    Программа: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. Биология (Разнообразие живых организмов) 7 класс

    Тип урока Изучение нового материала (интегрированная биология с экологией)

    Организационная форма: Фронтальная работа

    Цель урока:

    Создание условий для формирование представления о систематическом положении, особенностях строения, питании, размножении, значении и экологии лишайников как симбиотических организмов.

    Результат урока

    формирование представления о систематическом положении, особенностях строения, питании, размножении, значении и экологии лишайников как симбиотических организмов.


    Шаги урока

    Деятельность учителя

    Обновление знаний

    Занятия учеников

    Примеры вопросов

    Изучение нового материала

    Получение нового материала

    • Структура лишайников (стр. 2)
    • Размножение и питание
    • Классификация (4,5,6,7)
    • Среда обитания (8)
    • Типы и значения Красной книги (9)

    Ответы на поставленные вопросы, аргументация ответов

    Запись темы в тетрадь

    • В чем принципиальное отличие грибов от представителей других царств
    • Дайте определение понятия водоросли
    • Какой класс это принадлежность организма (на основании распечатанного чертежа)

    4.Формулировка темы и цели урока (слайд 1)

    Посмотреть слайды и соответствующую пометку в записной книжке

    Работа с тестом (10,11)

    Домашнее задание

    Самопроверка, а затем проверка

    Устанавливает домашнее задание (12)

    Выполнение творческого задания и кроссворд


    Цель урока : для изучения систематического положения, особенностей строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмов.

    Внимание! Основные понятия : симбиоз, слоевище (слоевище), кустистые, листовые, корковые лишайники, лихенология, лихенолог.


    Лишайники — симбиотические представители грибного царства.

    Наука о лишайниках — это лихенология, лихенолог — это человек, изучающий лишайники.

    Внутреннее строение лишайников: лишайники — симбиотические организмы, тело их состоит из водорослей и грибов. Тело или слоевище

    представлено

    грибом переплетающимся

    нитями и одноклеточными

    зелеными или сине-зелеными

    водорослями.На грибах

    нитей иногда образуют присоски,

    которые проникают внутрь

    водорослей.


    Питание лишайников: волокна гриба поглощают воду и растворенные в ней минералы. Зеленые клетки водорослей на свету при фотосинтезе образуют органическое вещество.

    Лишайники поглощают влагу дождя и тумана всей поверхностью тела. В жаркие дни они настолько пересыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но как только проходит дождь, они снова оживают.

    Размножение лишайников. Лишайники размножаются в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри слоевища и разрывают его, выходя наружу.


    Классификация лишайников по строению слоевища:

    Лишайники

    кустистые

    масштаб

    лиственные

    Калоплака

    Омфалина

    Cladonia


    Чешуйчатые лишайники

    имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т. Д.).).

    Калоплака

    Арчил


    Листовые лишайники

    имеют форму листовой пластинки, горизонтально раскинутой на субстрате.

    Лобария


    Кустовидные лишайники

    выглядят как прямостоячие или свисающие кусты,

    реже неразветвленные прямостоячие наросты.

    Cladonia



    Asahinea Sholander

    Cladonia graceful

    Leptogium Burneta

    Легочная лобария


    Выберите правильные утверждения:

    • Лишайники — представители царства растений.
    • Лишайники — это единый организм, состоящий из грибов и водорослей, живущих в симбиозе.
    • Лишайники поглощают воду из почвы своими корнями.
    • Лишайники водятся в лесах, горах, на лугах.
    • Водоросли синтезируют органические вещества, грибы поглощают воду и минералы.
    • Cladonia — представители корковых лишайников.
    • Лишайники быстро растут.
    • Человек в своей жизни лишайниками не пользуется.
    • Лишайники способны выдерживать длительное высыхание и низкие температуры.
    • Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

    Результатов:

    9 — 10 правильных ответов — молодец! Ты сделал хорошую работу.

    8–9 правильных ответов — это хорошо, но нужно быть осторожнее.

    Меньше 8 правильных ответов — это плохо, вам придется вернуться к этой теме еще раз.


    Cladonia

    шарикоподшипник

    График записи

    Porpidia


    Подумайте и ответьте, почему лишайники называют «первооткрывателями растительности»? Оформите отчет в интересной форме (в виде картинок, стихов и т. Д.).

    Дополнительное задание: разгадывайте кроссворд, выбирая известные вам названия лишайников.


    Slide 1

    Лишайники

    Лишайники обычно рассматриваются отдельно от рощ, хотя они и относятся к ним, как специализированная группа. Они довольно разнообразны по внешнему виду и окраске и насчитывают 26 тысяч видов, объединенных более чем в 400 родов. Лишайники — пример облигатного симбиоза грибов с водорослями. По характеру полового спороношения лишайники делятся на два класса: сумчатые (размножаются спорами, созревающими в мешках), к которым относятся почти все разновидности лишайников, и базидиальные (споры созревают в базидиях), насчитывающие всего несколько десятков видов.

    Slide 2

    Структура лишайников

    Большинство лишайников состоит из плотной коры, образованной гифами, в которых есть поры, необходимые для дыхания. Кора позволяет впитывать влагу из воздуха и защищает лишайник от переохлаждения или перегрева. Под корой гифы более рыхлые, между ними находятся клетки водорослей (сине-зеленые, желто-зеленые или зеленые). Обычно у каждого вида лишайников есть свой вид водорослей. Обычно клетки фотобионта концентрируются на периферии, ближе к свету, образуя фотосинтетический слой.

    Slide 3

    Разновидность лишайников

    Slide 4

    Ржавые лишайники

    По строению тела (слоевища) различают ракообразные (корковые), листовые и кустистые лишайники. Вегетативное тело корковых лишайников наиболее примитивно, оно может быть зернистым, пористым или иметь форму шортиков.

    Slide 5

    Листовые лишайники

    Листовые лишайники более развиты, имеют вид более или менее рассеченных пластинок.

    Slide 6

    Кусты лишайников

    Кусты лишайников высокоорганизованы, выглядят как кусты, свисающие нити или стоячие наросты.

    Слайд 7

    Размножение лишайников

    Размножение лишайников осуществляется половым и бесполым (вегетативным) способами. В результате полового процесса образуются споры лишайникового гребня, которые развиваются в закрытых плодовых телах — перцах с узким выходным отверстием вверх или в апотециях, широко открытых к низу.Разросшиеся споры, встретив водоросль, соответствующую своему виду, образуют с ней новый слоевище. Вегетативное размножение заключается в регенерации слоевища с небольших его участков (фрагментов, веточек). У многих лишайников есть особые выросты — изидии, которые легко обламываются и дают начало новому слоевище. У других лишайников образуются крошечные гранулы (средии), в которых клетки водорослей окружены плотными скоплениями гиф; эти гранулы легко уносятся ветром.

    Slide 8

    Виды лишайников

    Лишайники растут на почве (эпигейные), камнях (эпилитические) или стволах деревьев (эпифитные), получая необходимую для жизни влагу из атмосферы.Некоторые виды обитают в морской прибрежной зоне. Впервые поселяясь на бесплодных местах, лишайники при отмирании образуют пеппе, на котором затем могут селиться другие растения.

    Slide 9

    Растущие лишайники

    Лишайники встречаются даже в бесплодных арктических пустынях и внутри антарктических скал. Лишайники распространены по всему миру, но особенно разнообразны в тропиках, высокогорьях и тундре. Но в лабораториях лишайники гибнут достаточно быстро. И только в 1980 году американским ученым удалось «совместить» водоросли и гриб, выращенный из спор.

    Slide 10

    Лишайники — источник пищи

    Лишайники — это многолетние организмы. В них накапливаются полисахариды и жирные кислоты. Некоторые вещества имеют неприятный вкус и запах, другие едят животные, а третьи используются в парфюмерии или химической промышленности. Некоторые лишайники используются как сырье для изготовления краски и лакмуса.

    Slide 11

    Лишайники как биоиндикаторы

    Лишайники являются организмами-биоиндикаторами.Они растут только в экологически чистых местах, поэтому их невозможно встретить в больших городах и промышленных зонах.

    Презентация PowerPoint по биологии о лишайниках. Цель данной презентации для школьников 7-х классов — познакомить учащихся со структурными и жизненно важными функциями лишайников как симбиотических организмов. Автор презентации: учитель биологии и экологии Ефимова Ю.С.

    Фрагменты презентации


    Лихенология
    • Лихенология.
    • 1803 Эрик Ахариус — «отец лихенологии» выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал их.
    симбиоз

    гриб + водоросли = лишайник

    Структура лишайника
    • Форма соединения со сгифой гриба
    • Верхний кортикальный слой
    • Слой водорослей
    • Сердцевина
    • Нижняя кора
    • с корневищем
    Типы слоевищ
    Чешуйчатые лишайники

    архиллы

    Листовые лишайники
    Кустистые лишайники
    Размножение лишайников
    • Вегетативные — кусочки слоевища
    • Споры — половым и бесполым
    «Манна небесная»

    Библейская легенда гласит, что, когда Моисей провел свой народ через пустыню и все запасы еды были съедены, измученные люди были готовы умереть от голода.Но вдруг поднялся ветер, и серые комочки упали на горячий песок, который голодные ели сырым и из которого варили кашу. Увидев его впервые, они спросили друг друга «Манна» (в переводе на русский — «Что это?»). И они думали, что это Бог послал им манну небесную.

    Виды лишайников
    Наземные (эпигейные) лишайники
    • могут расти как на открытых местах, так и в лесах. Им приходится выдерживать жесткую конкуренцию со стороны быстрорастущих растений.Лишайники редко встречаются на плодородных почвах и достигают большего развития в местах, не очень подходящих для высших растений.
    • цетрария
    • кладония
    Эпифитные лишайники
    • поселяются на деревьях и кустарниках
    • ПАРМЕЛИЯ БОРОЗДЧАТАЯ
    • УСНЕЯ ДЛИННАЯ
    ЛИСТВЕННИЦА ЭПИЛИТИЧЕСКАЯ
    • Поселяется на скалах, черепичных крышах, кирпичных стенах
    • Стена Калоплака
    Водные лишайники

    Растут на камнях у воды

    Значение лишайников
    • В результате их жизнедеятельности почва подготавливается для заселения растений.
    • Корма для животных. Ягель — корм для оленей.
    • В медицине (прием антибиотиков)
    • В химической промышленности (красители ксанторийные настенные — золотянка)
    • Показатели чистоты воздуха.

    К.А. Тимирязев в своей знаменитой книге «Жизнь растений» писал: «Не выйдет ли из волн океана водная скала, оторвется ли кусок камня, оторвется ли валун, веками пролежавший под землей, повсюду? на голой бесплодной поверхности впервые появляется лишайник, разлагающий скалу, превращая ее в плодородную почву »

    .