7 класс латюшин лабораторная работа 7 – Лабораторные работы по биологии 7 класс скачать

График лабораторных работ (7 класс по программе Латюшин В.В., Шапкин В.А.)

ГРАФИК

Лабораторных работ 7 класс Биология

(учебник Биология. Животные. Автор В.В. Латюшин, В.А. Шапкин)

Тема лабораторной работы

Примерные сроки проведения

Скорректированные сроки

проведения

Прим.

1 четверть

4(2)

Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших»

15.09.

8(6)

Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

29.09.

10(8)

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя»

06.10.

11(9)

Лабораторная работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»

11.10.

14(12)

Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными»

20.10.

15(13)

Лабораторная работа №6

«Изучение представителей отрядов насекомых»

25.10.

2 четверть

21(19)

Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб»

22.11.

27(25)

Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц»

13.12.

37(1)

Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела»

40(4)

Лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения животных»

42(6)

Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных»

47(11)

Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения»

49(13)

Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных»

52(2)

Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных»

Учитель: Каширина С.В.

infourok.ru

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» 22.02



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Цель: Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.
Оборудование: Чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух), пинцет, лупа.

Задание:

1. Рассмотреть чучело птицы. Найти основные отделы тела. Назовать их.

2. Рассмотреть голову птицы. Обратить внимание на её форму, размеры. Найти клюв, рассмотреть его строение. Найти глаза, обратить внимание на их расположение. Найти слуховое углубление.

3. Рассмотреть туловище птицы. Определить его форму. Определить месторасположение крыльев и ног.

4. Обратить внимание на внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомнить, у каких животных такой покров.

5. Рассмотреть хвост птицы. Записать названия перьев, расположенных на хвосте и крыле, подсчитать их число.

6. Исследовать набор перьев. Найти контурное перо, изучить его строение, назвать основные части. С помощью лупы рассмотреть опахало. Зарисовать строение контурного пера, подписать названия его основных частей.

7. Рассмотреть пуховое перо. Найти очин и опахала. Зарисовать это перо и подписать названия его основных частей.

8. На основании внешнего строения отметить приспособления птиц к полёту.

 

Ход работы:

1. Основные отделы тела: голова, тело.

2. Относительно небольшая голова, на которой выступает клюв, образованный костными челюстями. С обеих сторон покрыт роговыми чехлами. На клюве имеются ноздри. По бокам головы имеются большие глаза, ближе к затылку под перьями скрыты ушные углубления, на дне которых находятся барабанные перепонки.


3. Все тело птицы приспособлено к полету. Передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму.

4. Цевка и пальцы ног у птицы покрыты кожными чешуйками как у ящериц.

5. На хвосте птицы расположены рулевые перья. При их помощи птицы может контролировать направление своего движения.

6. Контурные перья расположены на крыльях. Основную структуру пера составляет опахало и стержня с очином. Опахало состоит из бородок I и II порядка.

7.

 

Вывод: Тело птицы имеет обтекаемую форму, что снижает сопротивление при полете. Сам полет осуществляют крылья с контурными перьями и хвост с рулевыми.

 

Лабораторная работа №9 «Строение скелета птицы» 26.02

Цель. Изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты, связанные с полетом.

Оборудование: скелет птицы, пинцет.

Ход работы

1. Рассмотреть скелет птицы. Определить форму черепа. Рассмотреть костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником.

2. Рассмотреть отделы позвоночника. Назвать их.

3. В шейном отделе обратить внимание на строение первых двух позвонков, на седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметить значение этой особенности в жизни птицы.

4. Найти грудной отдел позвоночника, обратить внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотреть строение грудины и ребер.

5. Назвать кости пояса и свободных передних конечностей. Обратить внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.

6. Найти пояс задних конечностей. Рассмотреть его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объяснить значение этой особенности строения скелета в жизни птицы.

7. Рассмотреть кости задних конечностей. Назвать их. Обратить внимание на цевку — длинную кость стопы. Подсчитать число пальцев.

8. Отметить в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом.

Ход работы:

1. Череп достаточной маленький с большими глазницами;

2. Отделы позвоночника: шейный (9-25 позвонков), грудной (3-10), поясничный (6 позвонков), крестцовый (2 позвонка), хвостовой.

3. Первые 2 позвонка – атлант и эпистрофей обеспечивают подвижность головы птицы.

4. Грудные позвонки срослись в единую спинную кость. К грудным позвонкам причленяются ребра. Грудные позвонки, ребра, грудина образуют грудную клетку, защищающую внутренние органы.

5. Скелет крыла: плечо, предплечье, кисть. Часть костей запястья и пястья срослись в пряжку. Скелет свободной задней конечности состоит из бедренной кости, костей голени, сросшихся вместе и стопы. Часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись в цевку.

6. Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец. Он создает опору для задних конечностей. Таз у птиц открытый – лобковые кости не срастаются, а широко расходятся в стороны. Это позволяет птицам откладывать яйца.

7. Кости задней конечности: бедро, голень, цевка, фаланги пальцев. У птиц 4 пальца (редко 3).

Вывод: Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособленность птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность — их срастанием. В кисти кости срослись в пряжку, в стопе — в цевку. Наиболее крупные и сильные летательные мышцы начинаются на киле грудины и сухожилиями прикрепляются к костям крыльев.

 


megapredmet.ru

Читать книгу Биология. Животные. 7 класс В. В. Латюшина : онлайн чтение

Текущая страница: 12 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

38. Способы передвижения животных. Полости тела

1. Как двигаются животные?

2. Чем различаются первичная и вторичная полости тела?

Способы передвижения животных. Движение – одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих способов передвижения, их можно разделить на 3 основные группы.

Амёбоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например – лейкоцитам крови). Пока у биологов нет единого мнения о том, что является причиной амёбоидного движения. У клетки образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и форма самой клетки (рис. 153, А).


Рис. 153. Схемы движения беспозвоночных: А – амёбы; Б – жгутиков и ресничек простейших; В – червя дождевого

Движение при помощи жгутиков и ресничек (рис. 153, Б) характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или взмахивая, они создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани – способность сокращаться. За счёт сокращения мышц и осуществляется движение.

У круглых червей поочерёдное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счёт этих телодвижений червь двигается вперёд. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочерёдно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперёд (рис. 153, В).


Рис. 154. Схема движения пиявок

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски (рис. 154). Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.

Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги. Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых.

Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, также осуществляется с помощью мышц. У рыб это происходит в основном за счёт мышц хвоста и туловища, у земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – за счёт мышц конечностей, которые осуществляют такие виды движения, как бег, прыжки, плавание, полёт, лазание и т. д. Есть и другие способы перемещения – в зависимости от среды обитания и образа жизни.

Лабораторная работа № 10

Изучение способов передвижения животных

Оборудование:

3–5 животных по выбору учителя (все животные в соответствующих садках, чашках, клетках, аквариумах, террариумах).

Ход работы:

1. Рассмотрите животных, находящихся перед вами.

Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений.

Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении.

Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.

2. Наблюдайте за животными, изменяя условия среды.

Определите характер движения животного; способность менять способы движения; число способов передвижения для каждого объекта.

Полости тела. Полостью тела беспозвоночных и позвоночных животных называют пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Впервые полость тела возникает у круглых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются ненужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, простирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поделена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделён ещё на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиальных клеток (рис. 155). Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от неё стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток, называется вторичной полостью тела.

У всех хордовых полость тела вторичная. В отличие от кольчатых червей вторичная полость тела хордовых не содержит полостной жидкости, и внутренние органы свободно располагаются в полости.

Движения: амёбоидное; за счёт биения жгутиков и ресничек; с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная.

Рис. 155. Схема строения сегментов тела червей кольчатых: А – продольный разрез; Б – поперечный разрез. 1 – полость тела; 2 – поперечная перегородка тела; 3 – слой эпителиальных клеток; 4 – продольная перегородка

Вопросы

1. Какие существуют основные способы передвижения животных? В чём их различие?

2. Какие способы передвижения животных могут использоваться только в водной среде, а какие – в различных?

3. Для каких животных характерно движение с помощью жгутиков и ресничек?

4. Почему нельзя утверждать, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания?

Задания

Проведите наблюдение за передвижением животных (в живом уголке, дома, в зоопарке). Заполните таблицу «Передвижение животных».

Знаете ли вы, что…

Любое движение – это очень сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме.

Когда птица колибри зависает в воздухе у цветка, её крылья совершают 50–80 взмахов в секунду.

39. Органы дыхания и газообмен

1. Что такое газообмен?

2. У каких животных впервые появляются органы дыхания?

Всем животным организмам необходим кислород, без которого не смогут осуществляться процессы жизнедеятельности. Кислород поступает в клетки организма различными путями: через поверхность тела, жабры, лёгочные мешки, лёгкие.

Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии – процессу выравнивания концентраций кислорода внутри организма и в окружающей его среде. С увеличением размеров животных возникает потребность в транспорте кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и в процессе эволюции развиваются органы, позволяющие этот транспорт осуществить.

Газообмен у животных разных систематических групп. Одноклеточные простейшие животные дышат всей поверхностью тела. Кишечнополостные, свободноживущие плоские и круглые черви специальных органов дыхания не имеют. Они, подобно простейшим, также дышат всей поверхностью тела.

Специальные органы дыхания – перистые жабры появляются у морских кольчатых червей и у водных членистоногих. Перистые жабры образуются из выростов кожи по обеим сторонам тела. В дыхании участвует кровь, которая обильно притекает к жабрам, омывает их, освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносит по всему организму. Пластинчатые, перистые жабры моллюсков, расположенные в мантийной полости, также служат органами дыхания (рис. 156).


Рис. 156. Схема расположения жабр у многощетинковых червей и двустворчатых моллюсков


Рис. 157. Органы дыхания членистоногих и рыб: А – рака; Б – паука; В – рыбы

Органами дыхания членистоногих являются трахеи, жабры, листовидные лёгкие, расположенные в углублениях покрова тела (рис. 157).

Система органов дыхания ланцетника представлена жаберными щелями, пронизывающими стенку переднего отдела кишечника – глотку. У ланцетника жаберные щели скрыты под кожей и открываются в особую околожаберную полость с частой сменой воды. У рыб под жаберными крышками располагаются жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками, обильно пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами (см. рис. 157). Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.


Рис. 158. Дыхательная система птиц: 1 – трахея; 2 – лёгкие; 3 – воздушные мешки

У наземных позвоночных органами дыхания являются лёгкие. Они представляют собой тонкостенные полые мешки, стенки которых оплетены густой сетью кровеносных сосудов – капилляров. Земноводные дышат с помощью простых лёгких и слизистой кожи. Пресмыкающиеся дышат более сложными лёгкими. В лёгких появляются многочисленные выросты и лёгочные перегородки, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность (рис. 159).

У птиц в связи с приспособленностью к полёту газообмен протекает наиболее сложно. Лёгкие птиц представляют собой плотные губчатые тела. Входя в них, бронхи ветвятся, часть ответвлений доходит до множества мелких полостей, стенки которых пронизаны мельчайшими капиллярами кровеносной системы. Другая часть бронхов проходит через лёгкие и за их пределами образует большие тонкостенные воздушные мешки. Они располагаются между внутренними органами, проникают в полые кости, между мышцами под кожу (рис. 158).

В покое дыхание птиц обеспечивается движениями грудной клетки. Опускаясь, грудина увеличивает её объём и растягивает воздушные мешки. Воздух, идущий в них, проходит через лёгкие – происходит вдох, затем при поднятии грудины осуществляется выдох. Частота дыхания в спокойном состоянии у птиц зависит от величины птицы. У мелких птиц дыхание более частое, чем у крупных. В полёте движения грудной клетки исключаются и дыхание осуществляется за счёт движения крыльев. Взмах растягивает воздушные мешки, и воздух засасывается в них через лёгкие. Опускание крыльев вызывает выдох. При вдохе часть воздуха, поступающего в мешки, так быстро проходит через лёгкие, что количество кислорода в нём уменьшается незначительно. При выдохе этот богатый кислородом воздух, проходя из воздушных мешков через лёгкие, вторично отдаёт кислород – такое явление получило название двойное дыхание. При полёте интенсивность дыхания возрастает в 15 и более раз. Процесс двойного дыхания не только обеспечивает организм птицы необходимым количеством кислорода, но и предохраняет его от перегрева.

Млекопитающие также обладают совершенной системой органов дыхания. Она состоит из трахеи, бронхов и лёгких. По трахее и бронхам воздух проходит в лёгкие, где осуществляется газообмен. Лёгкие губчатые. В лёгких бронхи ветвятся. По ним воздух попадает в лёгочные пузырьки – альвеолы, которые оплетены густой сетью мельчайших капилляров. Вентиляцию лёгких обеспечивает появившаяся диафрагма, отделяющая брюшную полость от грудной, а также сокращение и расслабление межрёберных мышц. Вдох сопровождается увеличением объёма грудной клетки, выдох приводит к её уменьшению.

Таким образом, эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади лёгочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания (рис. 159).


Рис. 159. Эволюция органов дыхания у позвоночных животных

Лабораторная работа № 11

Изучение способов дыхания животных

Оборудование:

аквариумы, террариумы, клетки с животными: рыбами, земноводными, рептилиями, птицами, млекопитающими.

Ход работы:

1. Проведите наблюдения за животными, находящимися перед вами. Отметьте, с какой частотой открываются у рыб жаберные крышки; как взаимосвязаны движения жаберных крышек и ротового отверстия; есть ли видимые дыхательные движения у земноводных (жабы, аксолотли, лягушки), рептилий (черепахи, ящерицы), птиц и млекопитающих.

2. Заставьте животных 2–3 минуты интенсивно двигаться. Повторите наблюдения.

Отметьте, изменились ли интервал и частота движений, связанных с дыханием; изменился ли характер дыхательных движений.

Диффузия. Газообмен. Жабры. Трахеи. Бронхи. Лёгкие. Альвеолы. Диафрагма. Лёгочные перегородки.

Вопросы

1. Какие изменения в систему органов дыхания принёс выход животных на сушу?

2. Почему лёгочное дыхание на суше перспективнее жаберного?

3. В связи с чем возникла необходимость транспорта кислорода к клеткам тела, расположенным внутри организма?

4. Какие особенности строения кожных покровов у рептилий делают невозможным их участие в дыхании?

5. Можно ли утверждать, что двойное дыхание предохраняет организм от перегрева?

Знаете ли вы, что…

Несмотря на интенсивное развитие лёгочного дыхания у наземных позвоночных, они не утратили способности к газообмену с помощью кожи. Лишь черепахи и броненосцы лишены этой возможности.

Общая площадь лёгочных перегородок (мембран) у человекообразной обезьяны в 40–50 раз больше всей поверхности кожи.

Условия дыхания в воде и воздухе сильно различаются. В 1 л воды кислорода в 20 раз меньше, чем в таком же объёме воздуха.

40. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

1. Что значит питаться?

2. Какие способы питания существуют у животных?

3. Что такое обмен веществ?

Питание и пищеварение. Все животные являются потребителями готовых органических веществ. Органические вещества служат источником энергии для отправления всех жизненных функций, а также источником строительного материала для роста и развития.

Органические вещества животные получают, питаясь отмершими организмами, или только растениями, или только животными, или и растительными и животными организмами и их останками. В соответствии с характером потребляемой пищи животных часто подразделяют на различные категории, например: травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты, однако деление это условное.

При любом типе питания пища должна пройти соответствующую обработку, прежде чем будет усвоена. Это может быть химическое воздействие с помощью особых веществ (ферментов, кислот, пищеварительных соков) без предварительного механического измельчения, как у простейших, губок, кишечнополостных и других животных, заглатывающих добычу целиком.

Помогает лучшему усвоению предварительное механическое измельчение пищи, а затем (или во время измельчения) химическое воздействие на неё. Процессы измельчения, расщепления и всасывания составляют пищеварение.

Существует множество способов пищеварения: от наружного, когда пищеварительные соки вводят в тело жертвы (пауки) или она обволакивается выворачивающимся через ротовое отверстие желудком (морские звёзды), до внутреннего – в специальных отделах пищеварительной системы.

Как проходило эволюционное развитие органов пищеварения, можно понять, рассмотрев строение пищеварительных органов и систем у разных систематических групп животных.

Одноклеточные животные обладают внутриклеточным пищеварением. Пища в их организме переваривается пищеварительными вакуолями, в которые поступают особые вещества – пищеварительные ферменты.

Кишечнополостные (см. рис. 16) – многоклеточные животные с внутренней полостью, в которой вначале происходит внеклеточное переваривание, заканчивающееся в клетках внутреннего слоя стенок тела.

Пищеварительная система круглых червей имеет вид трубки, подразделённой на переднюю, среднюю и заднюю кишки с анальным отверстием на конце тела (см. рис. 23).

У кольчатых червей пищеварительная трубка также имеет три отдела. В переднем её отделе различают глотку, пищевод, зоб, желудок (см. рис. 25).

Членистоногие и моллюски обладают более сложной пищеварительной системой. Например, у раков и крабов ротовое отверстие окружают специальные ротовые органы, способствующие измельчению пищи. У членистоногих появляется пищеварительная железа – печень, способствующая перевариванию пищи (рис. 160).

У хордовых пищеварительная система удлиняется, в связи с чем увеличивается поверхность всасывания, усложняется строение пищеварительных желёз, принимающих участие в пищеварении.

Пищеварительная система позвоночных животных начинается ротовым отверстием. Ротовая полость имеет челюсти с различными приспособлениями для удержания и умерщвления добычи у хищных животных, для отщипывания корма – у травоядных, перетирания или измельчения – у всеядных, склёвывания – у зерноядных и насекомоядных птиц, разрывания – у хищных птиц, отцеживания – у водоплавающих птиц и некоторых китообразных.


Рис. 160. Пищеварительная система рака речного: 1 – ротовое отверстие; 2 – пищевод; 3 – желудок; 4 – средняя кишка; 5 – печень; 6 – задняя кишка; 7 – анальное отверстие

За ротовым отверстием следуют глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки с анальным отверстием, открывающимся либо наружу, либо в специальное образование – клоаку (расширенную часть задней кишки), как у круглоротых, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих.

У рыб имеются однотипные зубы либо костные пластинки, служащие для удержания добычи. У земноводных на подвижных челюстях расположены очень маленькие зубы, есть язык. В связи с наземным образом жизни у земноводных развиваются слюнные железы, смачивающие добычу слюной.

Некоторые пресмыкающиеся помимо мелких зубов имеют ядовитые зубы. Ядовитые зубы змей сообщаются с ядовитыми железами, развившимися из слюнных желёз. В кишечнике, на границе тонкого и толстого отделов, возникают зачатки слепой кишки.

В пищеварительной системе птиц наблюдаются изменения, связанные с полётом. Исчезают зубы. Появляется роговой клюв, в пищеводе обособляется зоб, желудок подразделён на два отдела: железистый, в котором осуществляется химическая переработка пищи, и мускулистый, в нём происходит механическое измельчение. Длина тонкого отдела кишечника увеличивается, толстого – укорачивается (рис. 161).


Рис. 161. Схема строения органов пищеварения птицы: 1 – клюв; 2 – ротовое отверстие; 3 – глотка; 4 – пищевод; 5 – зоб; 6 – железистый желудок; 7 – мускулистый желудок; 8 – тонкая кишка; 9 – печень; 10 – толстая кишка; 11 – анальное отверстие


Рис. 162. Пищеварительная система млекопитающих: 1 – зубы; 2 – ротовое отверстие; 3 – глотка; 4 – пищевод; 5 – желудок; 6 – печень; 7 – поджелудочная железа; 8 – тонкая кишка; 9 – слепая кишка; 10 – толстая кишка; 11 – заднепроходное отверстие

Млекопитающие обладают наиболее сложной пищеварительной системой. В зависимости от функций захватывания, удержания, разрывания или пережёвывания пищи меняется и строение зубов. Развиваются резцы, клыки, коренные зубы. Их число и форма постоянны для особей одного вида. У грызунов верхние резцы растут всю жизнь. В стенках желудка позвоночных имеются пищеварительные железы. Есть печень и поджелудочная железа. Кишечник делится на несколько отделов. Длина толстого кишечника увеличивается, у некоторых птиц и млекопитающих развивается слепая кишка (рис. 162), в которой происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.

Каждое новое образование в пищеварительной системе появлялось в процессе эволюции в связи с необходимостью либо осваивать новый тип пищи, либо получать из того же объёма пищи значительно больше строительного материала или энергии.

Обмен веществ и превращение энергии. У всех изученных животных организмов отмечено наличие таких процессов, которые обеспечивают питание, выделение, газообмен. В любой организм должны поступать какие-то вещества из окружающей среды, а какие-то вещества должны в неё выделяться.

Процесс обмена веществ идёт с момента рождения и до самой смерти. Скорость его протекания может быть различной: от обычной – в активном состоянии животного, до весьма замедленной – в спячке. А в отдельных случаях могут быть периоды полной остановки, например при вмерзании в лёд (у некоторых рыб, земноводных) и при инцистировании (у простейших).

В процессе питания в организм животного поступают вещества. Переваривая их, т. е. разлагая на простейшие составляющие, животное получает тот строительный материал, который потом усваивается организмом и используется для его роста и развития. Для того чтобы шёл этот процесс, нужны определённые вещества, вырабатываемые клетками или специализированными органами, и энергия.

Обмен веществ неотделим от превращения энергии в организме. Источником энергии является пища. Разложение сложных веществ пищи до простых и усвоение их сопровождаются выделением энергии. При этом энергия химических связей сложных органических молекул в результате химических реакций превращается (переходит) в другие виды энергии, используемой организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания определённой температуры тела (у теплокровных), для совершения какой-либо работы мышц и т. п. Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии каких-либо биологических катализаторов (ускорителей процессов) – ферментов. Ферменты пищеварения содержатся, например, в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желёз.

Большую роль в обмене веществ играет газообмен. Кислород, поступающий в клетки организма, участвует в процессе разложения веществ пищи. Образующийся в результате обмена веществ в клетках углекислый газ выделяется либо через клеточную оболочку у простейших и тонкослойных многоклеточных животных, либо через специальные органы: трахеи, лёгочные мешки, жабры, лёгкие.

Жидкие продукты обмена веществ выделяются через органы выделения, а непереваренные остатки пищи удаляются при опорожнении пищеварительной системы.

Большое значение для обмена веществ имеет полноценное питание, при котором организм получает все необходимые вещества. Дикие, свободноживущие животные сами обеспечивают себя всеми необходимыми веществами.

Для одомашненных животных выпускаются комбинированные корма (в состав которых входят все необходимые животным добавки). Сочетая различные сочные, грубые, комбинированные и другие корма, люди добиваются максимального обеспечения сельскохозяйственных животных всеми необходимыми веществами для увеличения продуктивности животноводства.

Таким образом, любой живой организм усваивает поступающие в него необходимые для жизнедеятельности вещества и выделяет в окружающую среду вещества, ненужные организму. Вся жизнь живого организма – это непрерывный обмен веществами с окружающей средой.

Обмен веществ. Превращение энергии. Ферменты.

Вопросы

1. Почему деление животных на группы по преобладающему виду пищи следует считать условным?

2. Какие особенности строения пищеварительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаимосвязаны?

3. Почему длина кишечника позвоночных животных разная?

4. Что означает понятие «обмен веществ»?

5. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?

6. Чем можно объяснить разделение желудка у птиц на два отдела – железистый и мускулистый?

Задания

1. Говорят, что организм – это открытая система. Объясните это утверждение. Приведите пример.

2. Пронаблюдайте за частотой жевательных движений у домашних животных. Отметьте количество приёмов пищи за день, продолжительность одного приёма пищи и предпочитаемые ими корма.

Знаете ли вы, что…

В 1 см3 содержимого рубца коров живёт 15–20 млрд особых микроорганизмов.

Каждая клетка кишечного эпителия имеет до 3 тыс. микровыростов – ворсинок, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность кишки, обеспечивая всасывание переваренной пищи.

Чем меньше величина птицы, тем интенсивнее идёт у неё обмен веществ, тем выше температура тела, которая, например, у пингвина – 38,8 °С, у курицы – 41,7 °С, у зарянки – 44,6 °С.

iknigi.net