6 параграф история россии 7 класс – Статья: Использование иллюстраций на уроках истории России в 7 классе

Конспект урока для 7 класса по теме «Формирование единых государств в Европе и России»

Урок 3.

Формирование единых государств в Европе и России

Цели и задачи: познакомить с процессом формирования единых государств в Европе и России, его предпосылками и особенностями; выявить роль церкви в становлении единого государства.

Планируемые результаты: 

  • предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; аргументировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в.; 

  • метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) 

    регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 

  • личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительно относиться к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, презентация, тетради

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

  1. Проверка Д/З

п.2, стр. 14-21, прочитать, вопросы к параграфу на стр. 19, работа с картой на стр. 60-61

  1. Изучение нового материала

Тема: Формирование единых государств в Европе и России

План:

1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

2. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России.

3. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

4. Роль сословий в европейских странах и России.

5. Военная революция в Европе.

Проблемный вопрос:

Вспомним

Задание 1:

  • Прочитать п. 1 «Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России» стр. 21-22, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

особенности формирования единых государств

Развитие рыночных отношений

Открытие новых морских путей

Рост производства (кораблестроение)

Быстрое развитие городского ремесла

Городам необходима поддержка

и защита со стороны государства

Города – главная сила в объединении страны

Феодалы заинтересованы в сильной центральной власти, которая поможет подавлять крестьянские выступления

Крестьяне выкупали свободу

Натуральное хозяйство – не основа экономики

  • Совместная борьба русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости

  • Расширение территорий страны, рост земельных владений великого князя, поиск путей закрепощения крестьян на земле

  • Господство натурального хозяйства

  • Отсутствие тесных хозяйственных связей между районами страны

Задание 2:

  • Прочитать п. 2 «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России» стр. 22-23, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

усиление власти

Новая система управления.

Формировалось большое и влиятельное чиновничье сословие, которое руководило государством от имени монарха.

Правители и аппарат управления влияли на развитие производства и торговли единой страны.

Новые виды налогов, исключительное право на продажу соли.

Рост доходов.

Правители и главы католической церкви покровительствовали деятелям искусства.

Расцвет культуры.

  • Великий князь и государь всея Руси Иван III (1462-1505) – безграничная власть.

  • 1497 г. принят общероссийский свод законов – Судебник.

  • Государство вмешивалось во все сферы жизни, определяло их развитие.

  • Новая система управления (старомосковское боярство + бывшие удельные князья + литовские князья и татарские ханы).

  • Герб государства двуглавый орел – символ Византийской империи (объединение под властью Рюриковичей огромного многонационального государства)

Задание 3:

  • Прочитать п. 3 «Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия» стр. 23-24, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

абсолютизм и самодержавие

В XVI формируется абсолютизм – неограниченная власть монарха.

Правитель – помазанник Божий, ни от кого не зависит, издает единые законы, чеканит монету, ведет политику с иностранными государствами, имеет право изъять собственность феодалов за гос.измену, соблюдает традиции своих предшественников королей.

Над монархом существовал контроль со стороны папы римского.

Абсолютизм возник в условиях отмирания натурального хозяйства.

  • Самодержавная власть великого князя (большая самостоятельность и сильная власть)

  • Зарождались элементы сословного представительства.

  • Велика роль церкви в гос.делах.

  • Усиливается роль монарха в экономической сфере.

  • Великий князь и и государь всея Руси опирался на церковь.

  • Самодержавие формировалось в условиях складывания крепостного права.

Запомним:

Крепостное право форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.

Самодержавиемонархическая форма правления в России, государству принадлежит верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.

Задание:

Прочитать п. 4 «Роль сословий в европейских странах и России» стр. 24, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

роль сословий

При Иване III — рост территорий в 5 раз, усиление власти правителя, не ощущались противоречия между сословиями.

Система гос. подданства (отсутствие закрепленных в законе прав и привилегий сословий).

Военная революция в Европе:

  • С XVI в. войны между европейскими государствами становятся продолжительными и жестокими.

  • Формируются союзы (коалиции) государств.

  • Образование первых колониальных империй, выход конфликтов за пределы Европы.

  • Возросла роль артиллерии, стрелкового оружия (ружья, карабины, пистолеты)

  • В XVI в. на смену ополчению пришли регулярные (постоянные) армии.

  • С конца XV в. возводятся бастионы, они отражают атаки армии со всех сторон.

  • Морские державы создают собственный военный флот.

  1. Закрепление

Проблемный вопрос:

  1. Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как общие черты, так и различия.

  2. Одновременно в Западной Европе и России шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти.

  3. В России происходило постепенное формирование самодержавия — национальной формы абсолютизма,

    при которой монархическая власть не была ограничена выборным представительным органом и опирались лишь на приближённых великого князя, образующих аппарат управления единым государством.

  1. Домашнее задание

Параграф 3, стр. 21-27, прочитать, вопросы к параграфу на стр. 26, сообщение о причинах появления двуглавого орла в качестве символа государства

infourok.ru

Рабочая программа по истории 5-9 класс

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение

1

1

Вводное занятие.

Что изучает история

1

Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в

обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Первобытные

собиратели и охотники

3

2

Древнейшие люди

1

Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном

человеке и его образе жизни.

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Характеризовать новые способы охоты.

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Входной срез знаний

Контрольная работа №1

«Что изучает История?»

1

Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.

Первобытные земледельцы и скотоводы

3

5

Возникновение

земледелия и

скотоводства

1

Исследовать географию районов первобытного земледелия на исторической карте. Рассказать о

переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать

религиозные верования древнего человека.

6

Появление неравенства и знати

1

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения

отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Контрольная работа № 2

«Первобытное общество»

1

Счет лет в истории

1

8

Историческая хронология

1

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Древний Египет

8

9

Государство на берегах Нила

1

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать

местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных

источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

11

Жизнь египетского

вельможи

1

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во

всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

Военные походы фараонов

1

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со

своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

13

Религия древних египтян

1

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и

занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по

14

Искусство Древнего Египта

1

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских

фараонов. Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.

15

Письменность и знания древних египтян

1

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

Повторительно- обобщающий

урок. Достижения древних

египтян

1

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Западная Азия в древности

7

Древнее Двуречье

1

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать

письменность Двуречья и выделить ее особые признаки.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы

Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Финикийские мореплаватели

1

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую

карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Библейские сказания

1

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Древнееврейское царство

1

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать

вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Ассирийская держава

1

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.

23.

Персидская держава

«царя царей»

1

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских

царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Индия и Китай в древности

5

Природа и люди Древней Индии

1

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и

культуру.

Индийские касты

1

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения

древних индийцев.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение

воспитанию учтивости.

Первый властелин единого Китая

1

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой

Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

Контрольная работа № 3

по теме «Древний Восток»

1

Древнейшая Греция

5

Греки и критяне

1

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки Критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

Микены и Троя

1

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими.

Поэма Гомера «Илиада»

1

Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада».

Поэма Гомера «Одиссея»

1

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с

пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

Религия древних греков

1

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка»,

«микрофон», «вертушка».

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения. Выделять

признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Зарождение демократии в Афинах

1

Показать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и

единомышленникам.

Древняя Спарта

1

Показать на карте и рассказать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы

населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

Греческие колонии на берегах Средиземного и

Черного морей

1

Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.

Комментировать наряд греков.

Олимпийские игры в древности

1

Составлять развернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для

составления собственного рассказа:

Возвышение Афин в V в. до

н.э.

5

В гаванях афинского порта Пирей

1

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих

полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

В городе богини Афины

1

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях. Составлять план ви

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование по Истории России 7 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учитель Астапенко Ульяна Олеговна

Предмет история России

Класс 7

Количество часов в неделю 2 часа

Всего часов в год 44часа

Учебник: Арсентьев Н.В., Данилов А.А., Курукин И.В., П.С., Токарева А.Я. История России 7 класс – М.: Просвещение, 2017

п/п

Тема урока

дата

Изменения

Россия в XVIв. 12 часов

1

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. /1

сентябрь

03.09

03.09

03.09

2

Социальная структура российского общества. /2

07.09

07.09

06.09

3

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы./3

10.09

10.09

10.09

4

Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. /4

14.09

14.09

13.09

5

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого/6

17.09

17.09

17.09

6

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. /6

21.09

21.09

20.09

7

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе»./7

24.09

24.09

24.09

8

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. /7

28.09

28.09

27.09

9

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. /8

октябрь

01.10

01.10

01.10

10

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества/9

04.10

05.10

05.10

11

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве/ стр.76-80

08.10

08.10

08.10

12

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях /10

12.10

12.10

11.10

13

Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

15.10

15.10

15.10

14

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. /11

19.10

19.10

18.10

15

Государство и церковь Духовенство. . Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство./12

22.10

22.10

22.10

16

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

26.10

26.10

25.10

17

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

29.10

29.10

29.10

18

Урок обобщающего повторения: «Россия в XVIв.

ноябрь

02.11

02.11

02.11

19

Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт./13

12.11

12.11

12.11

20

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. /14

16.11

16.11

15.11

21-22

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. /15

19.11

23.11

19.11

23.11

19.11

22.11

23-24

Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. /16

26.11

30.11

26.11

30.11

26.11

29.11

25

Итоги и последствия Смутного времени/17

декабрь

03.12

03.12

03.12

26

Урок обобщающего повторения: «Смута в России».

07.12

07.12

06.12

Россия в XVIIв.

27

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. /18

10.12

10.12

10.12

28

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности.

14.12

14.12

13.12

29

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.

17.12

17.12

17.12

30

Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. . Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. /19

21.12

21.12

20.12

31-32

Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

24.12

28.12

24.12

28.12

24.12

27.12

33

Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие.

январь

11.01

11.01

10.01

34

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

14.01

14.01

14.01

35

Урок обобщающего повторения: «Россия в XVIIв.

18.01

18.01

17.01

Культурное пространство 6 часов

36-37

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

21.01

25.01

21.01

25.01

21.01

24.01

38-39

Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

28.01

31.01

28.01

31.01

27.01

31.01

40

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

01.02

01.02

04.02

41

Урок повторения: « Культура России XVI–XVII вв.»

04.02

04.02

07.02

42

Наш регион в XVI–XVII вв

08.02

08.02

11.02

43

Наш регион в XVI–XVII вв

11.02

11.02

14.02

44

Наш регион в XVI–XVII вв

15.02

15.02

18.02

infourok.ru

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Разработка урока по истории России. 6 класс

Автор: учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 28 г. Томска Вихрева Ольга Александровна

Тема урока: Объединение русских земель вокруг Москвы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: рассмотреть, как происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, какое значение имела победа в Куликовской битве для русского народа.

Задачи:

I. Образовательные:

1) определить основные направления политики князя Дмитрия Ивановича, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

2) на основании знаний учащихся, выяснить, какими способами происходило дальнейшее объединение вокруг Москвы;

3) показать, как Русь пыталась освободиться от ордынского владычества, чем закончилась Куликовская битва.

II. Развивающие:

1) развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

2) уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;

3) развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой (схемой).

III. Воспитательные:

1) формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории.

2) формирование познавательной активности, повышение интереса к изучению предмета

3) продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

    Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам родной истории. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в прошлое. Мы с вами отправляемся в 14 век. Попробуйте определить, куда мы с вами отправимся?

Правильно, в раздробленную Древнюю Русь.

    Актуализация знаний

Вставьте пропущенные слова в текст. Учащиеся записывают в тетрадь под номерами пропущенные слова.

В начале XII века на Руси началася период _______, когда Русь была разделена на отдельные княжества. К концу XII – началу XIII века усиливается ____________ княжество, в котором правили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и ________. Впервые Москва упоминается в летописи в _____ году в правление князя _____. Феодальная раздробленность ослабляло Русскую землю. Поэтому Русь попала в зависимость от _____. Но в 1380 году под руководством ______ состоялось сражение на Куликовском поле, которое показало, что русская армия может побеждать Орду.

Проверка задания. (1. Феодальной раздробленности, 2. Владимиро-Суздальское, 3. Всеволод Большое Гнездо, 4. 1147, 5. Юрия Долгорукого, 6. Золотой Орды 7. ?)

    Постановка учебной задачи

«Чего мы ещё не знаем?» Какое задание вызвало затруднения? Как вы думаете, что сегодня вы должны узнать? (дети предлагают свои варианты: как удалось победить монголо-татар? Каково значение битвы на Куликовом поле? Как удалось собрать единое войско от княжеств и т.д.)

    Открытие нового знания

1) Правление Ивана Калиты. Самостоятельная работа с текстом.

Используя текст учебника (с. 162-164), выписать направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты, сделать вывод.

Правление Иваны Калиты

Внутренняя политика

Внешняя политика

Совместное обсуждение и проверка выполненного задания.

2. Работа в группах. ( Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Куликовская битва)

Класс делится на группы по темам, которые выпали на листочке ( Новгородское княжество: вече, посадник, р. Волхов, северо-западное княжество, вечевой колокол) , Владимиро-Суздальское ( Юрий Долгорукий, Москва, Владимир, Храм Покрова на Нерли, Андрей боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) , Киевское княжество (Киев, Ярослав Осмомысл, борьба с половцами, Игорь Святославович, первая столица Древней Руси), монголо-татары ( баскаки, ордынский выход, битва на р. Калке, кочевники, ярлык), крестоносцы (Ливонский орден, Тевтонский орден, орден меченосцев, Биргер, Невская битва).

Работа групп идёт по принципу «Пресс-конференции». Каждая группа должна составить по 6 вопросов к тексту и внимательно изучить сам текст. Затем спикеры групп по очереди выходят и задают свои вопросам другим группам, а те должны ответить.

    Первичное закрепление.

Прием «Архивариус». Попробуйте определить значение Куликовской битвы

1) с позиции ордынцев

2) с позиции Дмитрия Донского

3) с позиции русского народа

Работая в парах, учащиеся определяют значение Куликовской битвы с разных позиций.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся отвечают на вопросы да или нет.

1. Дмитрий Донской стал московским князем в 20 лет. нет

2.. Героизм русских воинов и полководческий талант Дмитрия Донского стали причиной победы в Куликовской битве — да

3. Битва на реке Воже состоялась в 11 августа 1377 года — нет

4. Русские войны накануне Куликовской битвы были воодушевлены благословением Сергия Радонежского — да

5. Куликовская битва состоялась 8 сентября 1389 года — нет

6. Дмитрий Донской считал целью своего правления борьбу с Ордой — да

7. После победы в Куликовской битве Русь перестала платить дань Золотой Орде — нет

После выполения называем правильные ответы и подсчитываем количество правильных ответов.

Домашнее задание: параграф 23, задание в рабочей тетради 2, 3,11, 12, 15.

    Рефлексия.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.« Незаконченное предложение»

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок по истории России «Объединение русских земель вокруг Москвы». ( 6 класс)

Разработка урока по истории России. 6 класс

Автор: учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 28 г. Томска Вихрева Ольга Александровна

Тема урока: Объединение русских земель вокруг Москвы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: рассмотреть, как происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, какое значение имела победа в Куликовской битве для русского народа.

Задачи:

I. Образовательные:

1) определить основные направления политики князя Дмитрия Ивановича, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

2) на основании знаний учащихся, выяснить, какими способами происходило дальнейшее объединение вокруг Москвы;

3) показать, как Русь пыталась освободиться от ордынского владычества, чем закончилась Куликовская битва.

II. Развивающие:

1) развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

2) уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;

3) развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой (схемой).

III. Воспитательные:

1) формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории.

2) формирование познавательной активности, повышение интереса к изучению предмета

3) продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам родной истории. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в прошлое. Мы с вами отправляемся в 14 век. Попробуйте определить, куда мы с вами отправимся?

Правильно, в раздробленную Древнюю Русь.

  1. Актуализация знаний

Вставьте пропущенные слова в текст. Учащиеся записывают в тетрадь под номерами пропущенные слова.

В начале XII века на Руси началася период _______, когда Русь была разделена на отдельные княжества. К концу XII – началу XIII века усиливается ____________ княжество, в котором правили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и ________. Впервые Москва упоминается в летописи в _____ году в правление князя _____. Феодальная раздробленность ослабляло Русскую землю. Поэтому Русь попала в зависимость от _____. Но в 1380 году под руководством ______ состоялось сражение на Куликовском поле, которое показало, что русская армия может побеждать Орду.

Проверка задания. (1. Феодальной раздробленности, 2. Владимиро-Суздальское, 3. Всеволод Большое Гнездо, 4. 1147, 5. Юрия Долгорукого, 6. Золотой Орды 7. ?)

  1. Постановка учебной задачи

«Чего мы ещё не знаем?» Какое задание вызвало затруднения? Как вы думаете, что сегодня вы должны узнать? (дети предлагают свои варианты: как удалось победить монголо-татар? Каково значение битвы на Куликовом поле? Как удалось собрать единое войско от княжеств и т.д.)

  1. Открытие нового знания

1) Правление Ивана Калиты. Самостоятельная работа с текстом.

Используя текст учебника (с. 162-164), выписать направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты, сделать вывод.

Правление Иваны Калиты

Совместное обсуждение и проверка выполненного задания.

2. Работа в группах. ( Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Куликовская битва)

Класс делится на группы по темам, которые выпали на листочке ( Новгородское княжество: вече, посадник, р. Волхов, северо-западное княжество, вечевой колокол) , Владимиро-Суздальское ( Юрий Долгорукий, Москва, Владимир, Храм Покрова на Нерли, Андрей боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) , Киевское княжество (Киев, Ярослав Осмомысл, борьба с половцами, Игорь Святославович, первая столица Древней Руси), монголо-татары ( баскаки, ордынский выход, битва на р. Калке, кочевники, ярлык), крестоносцы (Ливонский орден, Тевтонский орден, орден меченосцев, Биргер, Невская битва).

Работа групп идёт по принципу «Пресс-конференции». Каждая группа должна составить по 6 вопросов к тексту и внимательно изучить сам текст. Затем спикеры групп по очереди выходят и задают свои вопросам другим группам, а те должны ответить.

  1. Первичное закрепление.

Прием «Архивариус». Попробуйте определить значение Куликовской битвы

1) с позиции ордынцев

2) с позиции Дмитрия Донского

3) с позиции русского народа

Работая в парах, учащиеся определяют значение Куликовской битвы с разных позиций.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся отвечают на вопросы да или нет.

1. Дмитрий Донской стал московским князем в 20 лет. нет

2.. Героизм русских воинов и полководческий талант Дмитрия Донского стали причиной победы в Куликовской битве — да

3. Битва на реке Воже состоялась в 11 августа 1377 года — нет

4. Русские войны накануне Куликовской битвы были воодушевлены благословением Сергия Радонежского — да

5. Куликовская битва состоялась 8 сентября 1389 года — нет

6. Дмитрий Донской считал целью своего правления борьбу с Ордой — да

7. После победы в Куликовской битве Русь перестала платить дань Золотой Орде — нет

После выполения называем правильные ответы и подсчитываем количество правильных ответов.

Домашнее задание: параграф 23, задание в рабочей тетради 2, 3,11, 12, 15.

  1. Рефлексия.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.« Незаконченное предложение»

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

infourok.ru

Урок по истории России «Куликовская битва» 6 класс

Разработка урока по истории России. 6 класс

Автор: учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 28 г. Томска Вихрева Ольга Александровна

Тема урока: Куликовская битва

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: рассмотреть, как происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, какое значение имела победа в Куликовской битве для русского народа.

Задачи:

I. Образовательные:

1) определить основные направления политики князя Дмитрия Ивановича, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

2) на основании знаний учащихся, выяснить, какими способами происходило дальнейшее объединение вокруг Москвы;

3) показать, как Русь пыталась освободиться от ордынского владычества, чем закончилась Куликовская битва.

II. Развивающие:

1) развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

2) уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;

3) развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой (схемой).

III. Воспитательные:

1) формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории.

2) формирование познавательной активности, повышение интереса к изучению предмета

3) продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам родной истории. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в прошлое. Мы с вами отправляемся в 14 век. Попробуйте определить, куда мы с вами отправимся?

Правильно, в раздробленную Древнюю Русь.

  1. Актуализация знаний

Вставьте пропущенные слова в текст. Учащиеся записывают в тетрадь под номерами пропущенные слова.

В начале XII века на Руси началася период _______, когда Русь была разделена на отдельные княжества. К концу XII – началу XIII века усиливается ____________ княжество, в котором правили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и ________. Впервые Москва упоминается в летописи в _____ году в правление князя _____. Феодальная раздробленность ослабляло Русскую землю. Поэтому Русь попала в зависимость от _____. Но в 1380 году под руководством ______ состоялось сражение на Куликовском поле, которое показало, что русская армия может побеждать Орду.

Проверка задания. (1. Феодальной раздробленности, 2. Владимиро-Суздальское, 3. Всеволод Большое Гнездо, 4. 1147, 5. Юрия Долгорукого, 6. Золотой Орды 7. ?)

  1. Постановка учебной задачи

«Чего мы ещё не знаем?» Какое задание вызвало затруднения? Как вы думаете, что сегодня вы должны узнать? (дети предлагают свои варианты: как удалось победить монголо-татар? Каково значение битвы на Куликовом поле? Как удалось собрать единое войско от княжеств и т.д.)

  1. Открытие нового знания

1) Правление Ивана Калиты. Самостоятельная работа с текстом.

Используя текст учебника (с. 162-164), выписать направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты, сделать вывод.

Правление Иваны Калиты

Внутренняя политика

Внешняя политика

Совместное обсуждение и проверка выполненного задания.

2. Работа в группах. ( Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Куликовская битва)

Класс делится на группы по темам, которые выпали на листочке ( Новгородское княжество: вече, посадник, р. Волхов, северо-западное княжество, вечевой колокол) , Владимиро-Суздальское ( Юрий Долгорукий, Москва, Владимир, Храм Покрова на Нерли, Андрей боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) , Киевское княжество (Киев, Ярослав Осмомысл, борьба с половцами, Игорь Святославович, первая столица Древней Руси), монголо-татары ( баскаки, ордынский выход, битва на р. Калке, кочевники, ярлык), крестоносцы (Ливонский орден, Тевтонский орден, орден меченосцев, Биргер, Невская битва).

Работа групп идёт по принципу «Пресс-конференции». Каждая группа должна составить по 6 вопросов к тексту и внимательно изучить сам текст. Затем спикеры групп по очереди выходят и задают свои вопросам другим группам, а те должны ответить.

  1. Первичное закрепление.

Прием «Архивариус». Попробуйте определить значение Куликовской битвы

1) с позиции ордынцев

2) с позиции Дмитрия Донского

3) с позиции русского народа

Работая в парах, учащиеся определяют значение Куликовской битвы с разных позиций.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся отвечают на вопросы да или нет.

1. Дмитрий Донской стал московским князем в 20 лет. нет

2.. Героизм русских воинов и полководческий талант Дмитрия Донского стали причиной победы в Куликовской битве — да

3. Битва на реке Воже состоялась в 11 августа 1377 года — нет

4. Русские войны накануне Куликовской битвы были воодушевлены благословением Сергия Радонежского — да

5. Куликовская битва состоялась 8 сентября 1389 года — нет

6. Дмитрий Донской считал целью своего правления борьбу с Ордой — да

7. После победы в Куликовской битве Русь перестала платить дань Золотой Орде — нет

После выполения называем правильные ответы и подсчитываем количество правильных ответов.

Домашнее задание: параграф 23, задание в рабочей тетради 2, 3,11, 12, 15.

  1. Рефлексия.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.« Незаконченное предложение»

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

kopilkaurokov.ru

ГДЗ 6 параграфы / § 7 история 8 класс В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык

gdz.ru