Русский язык 6 класс ладыженская 1 урок: Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира | План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира | План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
6 класс
урок №1
Вводный урок.
Тема: «Русский язык-один из развитых языков мира»
Развивающие: познакомить учащихся с содержанием и структурой учебного пособия; познакомить с понятием «развитой язык»
Образовательные: учить составлять план лекции учителя; закрепить понятие о том, что язык является важнейшим средством человеческого общения;
Воспитательные: формировать бережное отношение к родному языку как средству общения, обращая внимание на его богатство, образность, выразительность.
- Орг. Момент
Приветствие. Поздравление с началом учебного года
- Слово учителя
Знакомство с учебником
Давайте возьмем в руки наши новые и красивые учебники и посмотрим на них внимательно: что мы увидим? (обложка та же, на форзаце учебника правила, которые мы с вами изучали в прошлом году. На странице №3 мы видим «условные обозначения». Как вы понимаете это выражение?
Авторы учебника договорились с нами об использовании специальных значков( видим, кубик-рубик, значит это задание над которым нужно подумать немного подольше, т.к оно сложнее.
Дальше мы видим наши любимые цифры над словами 1-5, что это значит?
(Вспоминаем виды разборов. Напоминаю ребятам, что выполнять разборы нужно всегда)
- Основная часть
1.На доске записана цитата К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Ребята, как вы понимаете это высказывание? Как называют человека, любящего Родину?
2.Давайте откроем с. 4 и посмотрим на словосочетания в рамочке.
Развитый ребенок и развитой язык. Слова похожи, но есть и различия.
Давайте найдем в толковом словаре значение слова развитой.
(Один из учеников находит значение слова с помощью словаря Ожегова)
1. Достигший высокой степени развития. Развитая промышленность. 2. Духовно зрелый, просвещенный и культурный. Развитой юноша.
Развитый ребенок (переходящий от одного уровня к другому)
3. Работа с учебником с. 4 упр. 1
Читаем текст. Устно выполняем задание(если дети устали работать устно, можно записать ответ на вопрос в тетрадь)
Чтение выразительное на оценку.
4. Общение всегда происходит по-разному, в разных ситуациях
Так ли это? Давайте проверим!
Важно ли кто говорит, что говорит, как говорит, кому говорит???
Разберем это на следующих примерах. (У некоторых детей на партах лежат тексты в форме диалогов) Разбираем их вместе с классом
— Мама, помоги мне, пожалуйста, собрать материал для презентации по биологии!
— Я устала, дочь. Давай завтра.
-Мама, мне очень нужна твоя помощь. Завтра я уже должна выступать!
— Хорошо. Я отдохну немного и помогу тебе.
— Спасибо, мама!
— Эй, ты! Подвинься, дай пройти!
— Повежливее мальчик!
— А где тут кабинет математики, слышь!
— Не знаю.
Почему? Зачем?
Кто ——————Что?Как? Где? Когда
Кому?
(схему разбираем и фиксируем в тетрадях)
5. Вспомним что речь бывает устной и письменной.
С. 11 упр. 12 по заданию
- Рефлексия. Подведение итогов
Давайте, поведем итоги нашего урока. О чем мы сегодня говорили?
(Язык. Язык развитой. Почему? Язык-основное средство общения. Компоненты речевой ситуации. От чего зависит успешность/не успешность общения?
- Домашнее задание. С. 5 упр. 3 (Списать высказывание. Устно подготовить рассуждение).
- Выставление отметок
Список литературы:
- Богданова Г.А Уроки русского языка в 6 классе
- Ладыженская Т.А Методические рекомендации. Русский язык. 6 класс
- Ожегов С.И. Толковый словарь
Приложение 1
— Мама, помоги мне, пожалуйста, собрать материал для презентации по биологии!
— Я устала, дочь. Давай завтра.
-Мама, мне очень нужна твоя помощь. Завтра я уже должна выступать!
— Хорошо. Я отдохну немного и помогу тебе.
— Спасибо, мама!
— Эй, ты! Подвинься, дай пройти!
— Повежливее, мальчик!
— А где тут кабинет математики, слышь!
— Не знаю.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Русский язык
Крячкова Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Петропавловская СОШ Лискинского р-на Воронежской обл.
Этот урок первый в 6 классе. Он поможет обучающимся понять, что русский язык – один из самых богатых и развитых языков мира.
Цели:
Познавательные:
Закрепить полученные обучающимися в предшествующие годы обучения представления о языке;
раскрыть понятие развитой язык.
Практические:
закрепить умение подбирать синонимы, антонимы;
уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников;
развивать память, логическое мышление, речь;
Демонстрационный материал: толковый словарь, учебники, тексты высказываний, пословицы и поговорки для каждого ученика
Методические приёмы: беседа, работа в парах
Эпиграф к разделу
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»
К. Паустовский
Ход урока
1.Орг. начало урока.
2.Вступительное слово учителя:
– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)
Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».
Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.

– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.

Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: « Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?
– Как Эзоп говорит о языке?
— В каком значении употребляется слово « язык»?
— А какое ещё значение есть у этого слова?
— А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорке о языке?
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
3.Работа по новому материалу.
1) работа по учебнику:
— Ребята давайте прочитаем высказывание К. Паустовского о русском языке.
— Как вы поняли высказывание Паустовского?
— Скажите, кто из вас согласен с его высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте текст упражнения №1 на стр. 4.
— Прочитайте задание к упражнению 1.
— Как вы думаете, в чём же заключается богатство русского языка? Запишем этот ответ.
2) работа со словосочетаниями, заключёнными в рамочку:
— Прочитаем слова, данные в рамочке.
— Как вы их понимаете? Дайте их лексическое значение.
— Где нам найти ответ, если мы с вами затрудняемся в толковании слова?
— Давайте поработаем с толковым словарём и найдём значение слова РАЗВИТОЙ:
а) Достигший высокой степени развития.
б) Духовно зрелый, просвещённый, культурный.
— А слово РАЗВИТЫЙ?
Духовно зрелый, просвещённый, культурный.
– В каком значении слово язык употребляется в названии темы? (Развитой – достигший высокой степени развития. )
– А в словосочетании развитый ребёнок? ( Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
— Обратите внимание, как произносятся эти слова. В первом слове на какой слог падает ударение? Во втором?
3) работа с пословицами и поговорками о русском языке ( работа в парах)
— Поработаем с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите 2 понравившиеся в тетрадь
Без русского языка не сколотишь и сапога
Болтливому молчание в тягость.
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
Велик и могуч русский язык.
Грудь нараспашку, язык на плечо.
Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
Жало остро, а язык — острей того.
Когда голова думает, язык отдыхает.
Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Мал язык, да всем телом владеет.
Мимо рта суется, а на язык не попадается.
Мудра голова — короткий язык.
На языке медок, а на сердце ледок.
Не пройми копьем, пройми языком.
Ни ткаха, ни пряха, а язык, как плаха.
Острый язык змею из гнезда выманит.
Работа с зубами, а лень с языком.
У языка зубы да губы два замка.
Чего глаз не видит, того и язык не бредит.
Язык враг: прежде ума глаголет.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Раны от меча заживают, а от языка остаются.
Русский язык сила слабого!
Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.
— Ребята, предлагаю вам тему для творческого проекта « Пословицы и поговорки о русском языке». Проект вы можете выполнить по желанию.
4. Закрепление.
1) Упражнение №2 ( запись под диктовку):
— Русский язык необыкновенно богат. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
— Работаем по памятке на стр. 164.
2) Работа с текстом писательницы Н.Надеждиной:
Русский язык богат «снежными» словами. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы говорим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга.
В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным, ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово – наст.
Снежные слова придумал народ и они по-народному метки.
— Посмотрите, ребята, как богат русский язык синонимами. Я буду читать повторно, а вы выпишите 3-4 синонима.