Плешаков биология 6 класс – Учебник Биология 6 класс Сивоглазов

Учебник Биология 6 класс Сивоглазов

Учебник Биология 6 класс Сивоглазов — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

учебник-
в. и. Сивоглазов
Биология
ЖИВОИ ОРГАНИЗМ
учебник-навигатор
б
класс
Учебник
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
4-е издание, стереотипное
т
орофа
МОСКВА 2 0 15
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 С34
Серия «Навигатора основана в 2008 году
Сивоглазов, В. И.
С34 Биология : Живой организм. 6 класс : учебник / В. И. Сивоглазов. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015. — 141, [3] с. : ил. — (Навигатор).
ISBN 978-5-358-14478-1
Учебник-навигатор является основным модулем инновационного учебно-методического комплекса «Навигатор». Простая и удобная система навигации связывает текст учебника с информационным полем прилагающегося мультимедийного пособия (диска): все термины и понятия, встречающиеся в у^шбнике, подразделяются на основной и дополнительный материал с помощью цветовой индикации.
Методический аппарат учебника составляют вопросы для самопроверки, вопросы повышенного уровня сложности (в том числе устанавливающие межпредметные связи), а также система заданий с использованием других компонентов УМК — как печатных, так и электронных, что способствует эффективному усвоению учебного материала.
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72
ISBN 978-5-358-14478-1
© в. и. Сивоглазов, 2008 © ООО «ДРОФА», 2008 © В. И. Сивоглазов, 2013, с изменениями © ООО «ДРОФА», 2013, с изменениями
Предисловие
Дорогие
шестиклассники!
Рабочая тетрадь. Биология. Живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2011.
’V-
в этом году вы будете изучать один из разделов биологии. Биология — это наука, а точнее, комплекс наук о жизни и живых организмах, в совокупности составляющих живую природу.
Учебник, который вы держите в руках, называется «Живой организм», и речь в нем пойдет об объектах живой природы. Вместе с прилагающимся диском этот учебник составляет основу учебно-методи-ческого комплекса «Навигатор».
Учебник-навигатор не только содержит основную информацию о -.••L.;» предмете, но и поможет вам научиться самостоятельно находить не-обходимую информацию в материалах диска. Термины, которые от-носятся к основному изучаемому материалу, выделены в тексте па- •’ раграфов синим цветом, а термины, относящиеся к дополнительному ;
материалу, —• зелёным. После выделенного слова или словосочета- ^7″ ния вы найдете значок с изображением диска и номером 03. Нуме-рация терминов в учебнике поможет вам отыскать нужную статью в материалах диска. Используя специальную поисковую систему диска, статьи можно искать не только по номеру, но и по названию. Если вы-деленное в учебнике слово сопровождается значком с изображением стрелки 03 D, то статья из диска содержит слайд-шоу или анимиро-ванный фрагмент.
В конце каждого параграфа учебника вы найдете проверочные воп-росы, вопросы для размышления, ссылки на Интернет-ресурсы и таб-лицу с заданиями. В таблице заданий есть ссылки на другие части учебного комплекса. В левой части таблицы указаны страницы следующих печатных изданий:
■’■i У *ii4 *
Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. Биология. 6 класс / И. А. Акперова, Н. Б. Сысолятина, Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2011.
^Тестовые задания. Биология. Живой организм. 6 класс / С. В. Багоцкий, Л. И. Рубачева, Л. И. Шурхал. — М.; Дрофа, 2010. ^Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс / В. Н. Семенцова, В. И. Сивоглазов. — ЛЛ.: Дрофа, 2009. в Твои открытия. Альбом-задачник. 6 класс / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. — М.: Дрофа, 2011.
В правой части таблицы расположены пиктограммы и номера заданий диска. Пиктограммы означают следующее:
» i. •
;
in
» %
v:
• -**r . i ^ •’
ИЛИ
или
интерактивное задание;
или
или
лабораторная или практическая работа;
тест;
кроссворд.
Задания на диске не одинаковы по сложности, поэтому в таблице соответствующие им пиктограммы окрашены либо в синий цвет (задания, обязательные для выполнения), либо в зелёный (дополнительные упражнения).
Некоторые вопросы и задания в учебнике и на диске помечены особой пиктограммой означает, что для ответа на них вам по-
требуется знание не только биологии, но и других наук — географии, истории, математики, иностранного языка.
Изучение живого организма — это начало пути к познанию живой природы, частью которой мы с вами являемся. Хочу пожелать вам удачи в познании самого себя, своего места в окружающем мире живых организмов и своего значения в удивительной жизни природы!
Автор
Строение
живых
организмов
М
■и
Глава 1 / Строение живын организмов
Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далекие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а еще лучше — пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ 01 О.
Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но — и вы уже знаете это — ив капле воды из лужи, и в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим, многим другим признакам.
Но всех их объединяет главное — это живые организмы. Это живые существа, или организмы, способные к самостоятельному существованию.
Почему же мы считаем, что гриб, ландыш, заяц, бабочка — это живые организмы, а кристалл кварца, комету, ледяные сосульки относим к объектам неживой природы? Давайте разберемся.
Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение 02 и сходны по составу образующих их веществ. Так, и слон, и надоедливая муха состоят из клеток. Клетка — это мельчайшая часть организма, выполняющая все жизненно необходимые функции. Организмы бывают одноклеточными, например некоторые водоросли, бактерии, и многоклеточными, в которых все клетки тесно связаны между собой.
Между организмом и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии 03 Q. Одни вещества организм поглощает и ис-
7
Объекты живой и неживой природы
пользует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. В нем происходят сложные процессы, в результате которых из простых веществ образуются сложные; они идут на построение тела организма. В свою очередь, сложные вещества распадаются на более простые, при этом выделяется необходимая для жизнедеятельности организмов энергия. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов — питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. Выделение — это удаление непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма. Обмен веществ обеспечивает восстановление, рост и работу клеток организма.
Для поддержания своей жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Она высвобождается из питательных веществ при
8
наличии кислорода, а кислород поступает в организм в процессе дыхания.
Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются.
Развитие — это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом, например у молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку, растение зацветает.
Живые организмы обладают раздражимостью Q4 Q, т. е. способностью реагировать на изменения в окружающей среде.
Чтобы выжить, они должны чутко реагировать на все изменения внешней среды, а также на изменения, происходящие в них самих. Вспомните, как ведут себя комнатные растения, стоящие на подоконнике и хорошо освещаемые только с одной стороны. Листья у них всегда повернуты к свету.
Говорят, что жизнь — это движение О5 Q. Это верно для всех живых организмов, и прежде всего для животных. Животные должны быть активными, чтобы добывать себе пищу, спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны «поймать» лучи солнца. Однако их движения гораздо медленнее и не так заметны.
Важная особенность живых организмов — способность к размножению Об О, т.е. воспроизведению себе подобных. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.
Растения и животные — это живые организмы. У них много общего, но есть и различия. Это, прежде всего, способ питания. Зеленые растения способны самостоятельно образовывать питательные вещества, используя энергию света. Животные питаются только готовыми веществами, активно заглатывая пищу.
Рост растений не ограничен, т. е. они могут расти в течение всей жизни. Большинство животных растут до определенного возраста.
ш
%
J
ш
Ш щ
ш
Животные подвижны. Растения способны лишь к ограниченным движениям: лианы обвиваются вокруг опоры, многие цветки закрываются на ночь. Однако эти перемещения несравнимы с движениями животных.
Живые организмы имеют сходное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
У растений и животных много общего, но существуют и различия. Основные различия связаны с особенностями питания, роста, движения.
^ ——————————————————^
Проверка знании
2. Что общего в строении всех живых организмов?
3. Чем растения отличаются от животных?
4. Как питаются растения?
5. Перечислите основные признаки живого.
6. Что такое обмен веществ?
7. В чем сущность питания?
8. Что такое раздражимость?
9. Почему движения живот

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Читать книгу Биология. Живой организм. 6 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Н. И. Сонин, В. И. Сонина
Биология. Живой организм. 6 класс

Дорогие шестиклассники!

В этом учебном году вы продолжаете изучать биологию. Биология – наука, а точнее, комплекс наук о жизни, о живых организмах, в совокупности составляющих живую природу.

Учебник, который вы держите в руках, называется «Живой организм». Конечно, можно было назвать учебник просто «Организм», ведь объекты неживой природы, о которых вы узнали в начальной школе и при изучении биологии в 5 классе, нельзя назвать организмами. Поэтому очевидно, что речь в учебнике пойдёт об объектах живой природы. Но слова «жизнь», «живой» (организм), «живая» (природа) подчёркивают движение, изменение, сложную работу, протекающую внутри каждого организма, внутри сообществ организмов.

В этом году нам с вами предстоит определить понятие «жизнь», ответить на важные вопросы: «Почему такие разные по форме, размерам, поведению и значению в природе объекты, как бактерия, гриб подберёзовик, лесной ландыш, яблоня, собака, слон, обезьяна и человек, можно назвать живыми организмами? Что их объединяет? Почему робота, который может иметь внешнее сходство с человеком, может выполнять определённую работу и даже «думать» (решать задачи, играть в шахматы и др.), нельзя назвать живым организмом?»

На эти и другие вопросы вы ответите, изучив открытый вами учебник. Только важно помнить: изучить – это не значит заучить, т. е. выучить наизусть. Заучивание текстов параграфов учебника без их осмысления не даст вам возможности размышлять, анализировать, отвечать на вопросы. Читая текст учебника, не отвлекайтесь. Читайте сосредоточенно, рассматривайте рисунки, задавайте себе вопросы, старайтесь ответить на них или найти ответ в тексте учебника. Обучение только тогда становится интересным, когда понятно, что и зачем изучаешь!

Строение живых организмов

Жизнедеятельность организмов

Организм и среда

Каждая тема размещена на нескольких разворотах. Она содержит основной учебный материал, который вы должны обязательно изучить, и дополнительный, обозначенный знаком .

В параграфе, отмеченном звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.

В некоторых параграфах вы встретите текст в рамке из зелёных точек. Обратите на него внимание. Это любопытные сведения по теме параграфа, которые пригодятся вам в будущем. Но если вы познакомитесь с ними сейчас, в дальнейшем вам будет легче изучать биологию.

В конце каждого параграфа вы найдёте вопросы, отвечая на которые проверите свои знания. Также рекомендуем вам обязательно выполнить задания в рабочей тетради и решить тесты. В тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений выполните лабораторные работы. Представьте себе, что вы – начинающий учёный, запишите результаты своих наблюдений в тетрадь и обязательно постарайтесь сделать выводы или «научные» предположения.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее.

Изучение живого организма – это начало пути к познанию живой природы, частью которой мы с вами являемся. Желаем вам удачи в познании самого себя, своего места в окружающем вас мире живых организмов и своего значения в удивительной жизни природы!

Часть 1. Строение живых организмов

1. Клетка – живая система

2. Деление клетки

3. Ткани растений и животных

4. Органы цветковых растений

5. Органы и системы органов животных

6. Что мы узнали о строении живых организмов

1. Клетка – живая система

Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва, даже воздух населены многочисленными организмами. Учёные считают, что в настоящее время на Земле их более 2,5 млн видов. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе её лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение – вирусы. Они имеют неклеточное строение, но способны размножаться только внутри клеток других организмов.

По строению клетки все живые существа делят на две большие группы – доядерные (безъядерные) и ядерные. Наиболее просто устроены клетки доядерных (безъядерных) организмов – бактерий, синезелёных водорослей (цианобактерий). Клетки ядерных организмов – грибов, растений и животных – имеют ядро и по сравнению с безъядерными организмами обладают также более сложным разнообразным строением.

Остановимся на строении ядерной клетки более подробно. Любая клетка имеет плазматическую мембрану (от латинского «мембрана» – кожица, плёнка). Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействий внешней среды. Выросты и складки на поверхности мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой. Мембрана пронизана тончайшими канальцами. По канальцам мембраны осуществляется перенос питательных веществ и продуктов жизнедеятельности клетки.

Морская водоросль, чей размер достигает 8 см, – одна гигантская клетка

Печёночный мох – одно из наиболее просто организованных растений

Цветущая иван-да-марья

Растительная клетка

Одноклеточное животное амёба

Животная клетка

Взрослая нематода (червь) состоит всего из 959 клеток

Ящерица

У растений плазматическая мембрана внешней стороной примыкает к плотной оболочке, состоящей из целлюлозы (клетчатки). Оболочка служит внешним каркасом клетки, придавая ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции и участвует в транспорте веществ в клетку.

Внутренней средой клетки является цитоплазма, в ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она состоит из вязкого полужидкого вещества. Цитоплазма связывает между собой органоиды, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут многочисленные химические реакции.

Цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев и полостей, соединённых между собой. Это эндоплазматическая сеть. Она составляет 30–50 % объёма клетки. Эндоплазматическая сеть связывает все части клетки между собой, участвует в образовании и транспортировке различных органических веществ. Важные функции в клетке выполняет аппарат Гольджи. Он представляет собой стопку уплощённых мембранных мешочков – полостей, в которых накапливаются и сортируются различные вещества. От аппарата Гольджи отделяются мелкие мембранные пузырьки, в которых вещества могут переноситься в любую часть клетки и даже выделяться из клетки.

Лизосомы – одни из самых маленьких органоидов клетки – тоже образуются в аппарате Гольджи. Эти маленькие пузырьки содержат вещества, которые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки. Вспомните, что происходит с хвостом головастика со временем он как бы растворяется и исчезает – это «работа» лизосом.

Во всех клетках находятся небольшие округлые тельца – рибосомы. Они обеспечивают сборку сложных молекул белков.

В результате расщепления питательных веществ, поступивших в клетку, высвобождается энергия. Эта энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности, накапливается в митохондриях.

Животная клетка

В клетках растений есть особые, характерные только для них органоиды – пластиды. Различают три типа пластид. В бесцветных накапливаются запасные питательные вещества, например крахмал в клубнях картофеля. Красно-жёлтые содержат соединения, которые обеспечивают многообразие окрасок цветков и плодов растений. Зелёные пластиды, или хлоропласты, содержат пигмент хлорофилл, придающий листьям и молодым стеблям растений зелёный цвет. В хлоропластах при помощи энергии солнечного света образуются органические вещества – углеводы.

Обязательной частью растительной клетки является вакуоль. Это крупный пузырёк, заполненный клеточным соком, состав которого отличается от окружающей его цитоплазмы.

В цитоплазме клеток около ядра находится клеточный центр. В клетках животных и низших растений в его состав входят центриоли. Клеточный центр принимает участие в делении клетки.

Растительная клетка

Важнейшая часть клетки – ядро. Обычно оно находится в центре клетки. Однако в клетках растений внутренняя часть обычно занята крупной вакуолью, поэтому ядро располагается около клеточной мембраны. Ядро содержит одно или несколько ядрышек. В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом. «Записана» эта информация в молекулах нуклеиновой кислоты, которая входит в состав хромосом (от греческого «хрома» – цвет, «сома» – тело). Хромосомы становятся хорошо заметными во время деления клетки.

Установлено, что все клетки тела животных и высших растений имеют двойной набор хромосом, его принято обозначать 2n. Исключение составляют только половые клетки, в которых набор хромосом одинарный, поэтому его обозначают одной буквой n. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно и не зависит от уровня его организации. Так, у человека 46 хромосом, у курицы – 78, у овцы – 54, у шимпанзе – 48, у ржи – 14, у дуба – 24. В клетках хромосомы одинакового строения и размера образуют пары. Хромосомы одной пары называют гомологичными (от греческого «гомология» – соответствие, согласие).

Вирус – неклеточная форма жизни. Вирусы (от латинского «вирус» – яд), как уже сказано ранее, могут существовать только в клетках других организмов – это опасные внутриклеточные паразиты. Они вызывают такие заболевания, как корь, оспа, полиомиелит, грипп, СПИД. Страдают от вирусов не только люди, но и животные, и растения. Вирусы очень просто устроены: это молекула нуклеиновой кислоты, заключённая в защитную белковую оболочку. Некоторые из них имеют специальные приспособления, облегчающие проникновение в клетку-хозяина.

Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни и ведут себя как обычные химические соединения.

Фагоцитоз

Фагоцитоз (от греческого «фагео» – пожирать, «цитоз» – клетка) – поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток. В этом процессе непосредственное участие принимает плазматическая мембрана. Путём фагоцитоза питаются многие простейшие. У позвоночных животных способность к фагоцитозу сохранили лишь некоторые клетки. Например, у человека это белые клетки крови – лейкоциты. Захватывая и «пожирая» болезнетворные микроорганизмы, они предохраняют нас от опасных инфекций.

Пиноцитоз (от греческого «пино» – пить) – захват и поглощение клеткой жидкости и растворённых в ней веществ.

Вирус табачной мозаики

Лист, пораженный вирусом табачной мозаики

Бактериофаг – вирус бактерий

Аденовирус человека вызывает простуду и грипп

Вирус табачной мозаики используют для создания яркой окрасти некоторых новых сортов тюльпанов

Пиноцитоз

Вопросы и задания

1. Какие части обязательны для клеток всех живых организмов? Почему?

2. Вспомните, какая наука изучает строение и функции клеток.

3. Что такое плазматическая мембрана, каково её значение?

4. В чём сущность фагоцитоза? Объясните, почему фагоцитоз невозможен в растительной клетке.

5. В чём состоит роль рибосом в организме?

6. Как строение эндоплазматической сети связано с выполняемыми ею функциями?

7. Прочитав текст объясните как связаны между собой аппарат Гольджи и лизосомы.

8. Вспомнив свойства живого, объясните почему клетка не имеющая митохондрий и рибосом существовать не может.

9. Клубень картофеля на свету зеленеет. С превращением каких органоидов в клетке это связано?

10. Расскажите о значении клеточного ядра.

11. Что такое хромосомы? Какова их роль в клетке? Сколько хромосом у человека?

12. Составьте и заполните таблицу «Органоиды и их функции».

13. Составьте таблицу «Сравнение строения растительной и животной клеток» (работа в малых группах).

14. Почему вирусам для жизнедеятельности необходима клетка?

15. Спрогнозируйте, может ли марлевая повязка полностью защитить от вирусных инфекций, передаваемых воздушно-капельным путём и почему.

Лабораторная работа

Выполните работу 3 на с. 13–15 (Лабораторные работы).

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://sbio.info/page.php?id=17 (Строение клетки).

Клетка – это целостная система. Обязательными частями клетки являются: мембрана, цитоплазма и генетический аппарат (у ядерных организмов это ядро). Все организмы по строению клетки делятся на две группы – доядерные (безъядерные) и ядерные. Вирусы не имеют клеточного строения. Хромосомы – носители наследственной информации.

2. Деление клетки*

Деление – это важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточных организмов, замена и восстановление отдельных клеток, тканей или даже целых органов. Вспомните, как отрастает у ящерицы хвост, который она отбросила, спасаясь от хищника, или как зарастает ранка на вашей коже после пореза. Деление клеток лежит и в основе размножения организмов.

Различают два основных типа деления – митоз (от греческого «митос» – нить) и мейоз (от греческого «мейозис» – уменьшение). В результате митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом число хромосом в обеих дочерних клетках такое же, как и в материнской клетке, т. е. дочерние и материнская клетки одинаковы.

В результате мейоза образуются не две, а четыре клетки, каждая из которых имеет вдвое меньшее по сравнению с материнской клеткой количество хромосом.

Важную роль в процессе деления клеток выполняют хромосомы: именно они обеспечивают передачу наследственной информации от поколения к поколению.

Митоз

В период между делениями (а он у клеток растений и животных может продолжаться до 20 часов) клетка растёт и готовится к новому делению. В это время в ней образуется много белков, важнейшие органоиды удваиваются. Удваиваются и хромосомы: теперь каждая состоит из двух дочерних хромосом, или хроматид. Различают четыре последовательные фазы митоза; их общая продолжительность разная у разных организмов, в большей степени она зависит от внешних условий, в частности от температуры. Вот как протекает митоз в животной клетке.

1. Центриоли расходятся к полюсам клетки; появляются веретёна деления; хромосомы хорошо заметны, видно, что они двойные; ядерная оболочка растворяется, ядрышко исчезает.

2. Хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляются к нитям веретена деления.

3. Хроматиды (дочерние хромосомы) благодаря веретёнам деления расходятся к полюсам клетки.

4. Веретёна деления исчезают; образуются ядерные оболочки вокруг разошедшихся хромосом; делится цитоплазма; оформляются дочерние клетки.

Хромосомы расходятся к полюсам клетки

Мейоз в клетке животного организма

Мейоз состоит из двух последовательных делений, но удвоение хромосом происходит только один раз, перед первым делением. Поэтому образовавшиеся клетки содержат половинный по сравнению с исходной клеткой набор хромосом (n).

I деление

Перед первым делением происходит удвоение хромосом

1. Хромосомы хорошо заметны. Гомологичные хромосомы образуют пары, тесно прилегая друг к другу и перекручиваясь по всей длине.

Каждая хромосома состоит из двух хроматид.

Гомологичные хромосомы обмениваются между собой участками и разделяются.

2. Пары гомологичных хромосом выстраиваются по экватору.

3. Гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид, расходятся к полюсам. Расхождение каждой пары происходит независимо от хромосом других пар.

4. Образуются дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом, каждая из которых состоит из двух хроматид.

II деление

Удвоения хромосом не происходит

1. Хромосомы видны, ядерная оболочка разрушается. Ядрышко исчезает. Образуются веретёна деления.

2. Хромосомы выстраиваются по экватору, прикрепляются к нитям веретена.

3. Хроматиды хромосом в обеих дочерних клетках расходятся к полюсам.

4. Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом. Из этих клеток формируются половые клетки.

При слиянии половых клеток число хромосом во вновь образовавшейся клетке восстанавливается.

Вопросы и задания

1. Какова роль деления клеток в жизни организмов?

2. Назовите основные типы деления клеток.

3. Что такое митоз?

4. Что происходит в клетке перед делением?

5. Где находятся хромосомы?

6. Что такое хроматида?

7. Что такое мейоз?

8. Выделите критерии для сравнения процессов митоза и мейоза. Обсудите их с одноклассниками и составьте таблицу.

9. Какова биологическая роль митоза и мейоза?

10. Приведите примеры явлений, которые объясняются делением клеток.

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://molbiol.ru/pictures/list_biochem.html (Метафаза митоза).

Деление клетки лежит в основе роста, размножения и индивидуального развития организмов. Мейоз связан с размножением, в результате его образуются клетки с одинарным набором хромосом: у животных – половые клетки, а у растений – споры. В результате митоза дочерние клетки имеют такой же набор хромосом, как и материнская.

3. Ткани растений и животных

Вы уже знаете, что все живые организмы по своему строению делят на две большие группы – одноклеточные и многоклеточные. Тела одноклеточных организмов состоят из одной-единственной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности.

Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов. Их тела состоят из множества различных клеток. Так, в организме человека более 100 трлн клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специальность», т. е. выполняет строго определённую функцию – работу. Одни служат опорой тела, другие обеспечивают передвижение веществ, пищеварение, размножение организма и многие другие функции.

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ткань. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом.

Давайте заглянем внутрь растения и посмотрим, как устроены его ткани.

Вот перед нами кончики корня и побега. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление её клеток обеспечивает рост растения. Из неё, например, целиком состоит зародыш растения.

Защищают растения от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Они образованы как живыми, так и мёртвыми клетками. Толстые и прочные оболочки мёртвых клеток не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Такую покровную ткань называют пробкой. Она хорошо развита на стволах деревьев.

Из живых клеток состоит кожица – покровная ткань листьев и молодых стеблей.

Выполняют покровные ткани и другие функции: через специальные образования – устьица и чечевички – растения дышат, испаряют воду. Кожица листа выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с его поверхности в жаркую погоду.

Одноклеточные организмы

Животные клетки

Растительные клетки

Ткани растений

Опору растению и его органам придаёт механическая ткань. Клетки её имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, а живое содержимое в них часто отсутствует. Представление о прочности механической ткани вы можете получить, разбивая скорлупу грецкого ореха, косточку абрикоса – в них содержатся особые каменистые клетки. А в стебле опорную роль играют вытянутые клетки – механические волокна.

Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям. Клетки проводящей ткани могут быть как живыми, так и мёртвыми. Из живых клеток состоит луб, проводящий органические вещества. Из мёртвых – древесина, проводящая воду с минеральными веществами. Клетки луба и древесины внешне напоминают трубочки. Тяжи этих тканей (проводящие пучки) идут по всему растению – от корня в стебель и листья.

Мякоть листьев и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образует основная ткань. Её функции очень разнообразны. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты – органоиды, которые участвуют в образовании питательных веществ в процессе фотосинтеза (фотосинтезирующая основная ткань). Многие части организма растения накапливают питательные вещества (запасающая основная ткань).

Ткани животных

Теперь рассмотрим особенности строения тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Наружную поверхность тела животных, а также полости внутренних органов, например ротовую полость, полость желудка, кишечника, выстилает эпителиальная ткань. Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. При повреждении эпителиальные клетки быстро замещаются новыми. Эпителиальная ткань участвует и в формировании желёз – слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других, которые образуют важные для организма вещества.

Опорную и защитную функцию в организме животных выполняет соединительная ткань. Она же в значительной степени определяет и форму их тела, может служить энергетическим депо и предохранять организм от потери тепла. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность – наличие большого количества межклеточного вещества. Оно может быть плотным, как в костной ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови.

Важная особенность животных – их способность к передвижению. Движение большинства животных – результат сокращений мышц. Мышцы состоят из мышечной ткани. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Их основное свойство – возбудимость и сократимость.

Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращённом состоянии. Именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека.

Поперечнополосатая мышца состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечнополосатую исчерченность, – отсюда и название ткани. Именно с их сокращениями связаны быстрые движения многочисленных членистоногих (насекомые, раки, пауки) и позвоночных. Вспомните стремительный полёт стрекозы, ласточки, бег антилопы, гепарда!

Поперечнополосатая мышца может мгновенно сокращаться – в тысячу раз быстрее, чем гладкая.

Нервная ткань образует нервную систему животного. Её основу составляют нервные клетки. Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров, как, например, у жирафа. Основные свойства нервной клетки – это возбудимость и проводимость.

Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии – клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину.

У зародышей всех позвоночных скелет состоит из хряща, который по мере развития заменяется костной тканью. Исключение составляют акулы и скаты – у них скелет остаётся хрящевым до конца жизни.

В мышечных тканях находится большое количество параллельно расположенных сократительных волокон. Именно их сокращение, при котором они становятся короче и толще, позволяет мышце производить механическую работу.

Вопросы и задания

1. Что такое ткань? Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных.

2. Рассмотрите рисунок. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей.

3. Какие ткани относятся к соединительным?

4. Назовите особенности строения эпителиальной ткани.

5. Какая ткань обеспечивает рост растений?

6. Из какой ткани состоит клубень картофеля?

7. Используя текст и рисунки параграфа составьте схемы «Классификация растительных тканей» и «Классификация животных тканей».

8. Что такое кровь?

9. Каковы основные свойства мышечной ткани?

10. Как устроены нервные клетки?

11. Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?

12. В каких частях растения находится образовательная ткань?

13. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?

14. Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.

15. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями?

16. Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?

Лабораторная работа

Выполните работу 5 на с. 17–18 и 6 на с. 19–20 (Лабораторные работы).

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://nauka.relis.ru/08/0404/08404016.htm (Нервная ткань), http://botweb.uwsp.edu/Anatomy/ (Ткани растений).

Ткань – это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

iknigi.net

Рабочая программа по биологии 6 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

1.Пояснительная записка

Цели изучения курса

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их строения, физиологии, образа жизни и усложнения их организации

  • основные структурные компоненты клеток, тканей, органов и систем органов живых организмов

должны уметь:

2. Структура изучения курса

Раздел (глава, модуль)

Примерное

кол-во часов

1

Строение живых организмов

22

2

Жизнедеятельность организма

36

3

Организм и среда

4

4

Повторение и систематизация знаний по теме «Строение живых организмов»

3

5

Повторение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организма»

3

6

Повторение и систематизация знаний по теме «Организм и среда»

2

Итого

70

Количество часов, распределено исходя из расчёта _2_часа в неделю в течение всего учебного года.

Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов

3. Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество

Часов

Дата

Коррекция

даты

Строение живых организмов

22

Чем живое отличается от неживого.

1

Основные свойства живых организмов

1

Химический состав клетки

1

Лабораторная работа №1по теме «Определение состава семян пшеницы»

1

Строение растительной и животной клеток

1

Строение растительной и животной клеток

1

Лабораторная работа №2 по теме «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

1

Деление клетки.

1

Митоз.

1

Мейоз

1

Ткани растений и животных

Лабораторная работа №3 по теме «Ткани растительных организмов»

1

Лабораторная работа №4 по теме «Ткани животных организмов»

1

Органы цветковых растений

1

Органы цветковых растений

1

Органы цветковых растений

1

Лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения»

1

Органы и системы органов животных

1

Органы и системы органов животных

1

Органы и системы органов животных

1

Практическая работа №1 «Распознавание органов у животных»

1

Организм как единое целое.

1

Что мы узнали о строении живых организмов

1

Жизнедеятельность организмов

36

Питание и пищеварение. Общая характеристика

1

Питание и пищеварение. Общая характеристика

1

Питание и пищеварение. Питание растений

1

Питание и пищеварение. Бактерии и простейшие

1

Питание и пищеварение. Кишечнополостные

1

Питание и пищеварение. Черви

1

Питание и пищеварение. Членистоногоие

1

Дыхание

1

Дыхание

1

Дыхание

1

Транспорт веществ в организме

1

Транспорт веществ в организме

1

Практическая работа №2 по теме «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

Транспорт веществ в организме

Лабораторная работа №6 по теме «Строение клеток крови лягушки и человека»

1

Выделение

1

Выделение

1

Обмен веществ и энергии

1

Обмен веществ и энергии

1

Скелет – опора организма

1

Скелет – опора организма.

Лабораторная работа №7 по теме «Разнообразие опорных систем животных».

1

Движение

1

Движение

1

Координация и регуляция

1

Координация и регуляция

1

Координация и регуляция

1

Координация и регуляция

1

Координация и регуляция

1

Бесполое размножение

Практическая работа № 2 по теме «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

Половое размножение животных

1

Половое размножение животных

1

Половое размножение растений

1

Половое размножение растений

1

Рост и развитие растений

1

Рост и развитие животных

1

Практическая работа № 3 по теме «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)»

1

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов. Контрольная работа №1 по теме «Жизнедеятельность организмов»

1

Организм и среда

4

Среда обитания.

1

Среда обитания.

1

Экологические факторы

1

Экологические факторы

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Строение живых организмов»

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Строение живых организмов»

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Строение живых организмов»

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организма»

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организма»

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организма»

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Организм и среда»

1

Повторение и систематизация знаний по теме «Организм и среда»

1

4.Циклограмма тематического контроля

сентябрь

Октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

февраль

март

апрель

май

1. Лабораторная работа №1по теме «Определение состава семян пшеницы»

2. Лабораторная работа №2 по теме «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

1. Лабораторная работа №3 по теме «Ткани растительных организмов»

2. Лабораторная работа №4 по теме «Ткани животных организмов»

3. Лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения»

1. Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

2. Практическая работа №1 «Распознавание органов у животных

1. Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

1. Практическая работа №2 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

2. Лабораторная работа №6 «Строение клеток крови лягушки и человека»

1. Лабораторная работа №7 по теме «Разнообразие опорных систем животных».

1. Практическая работа № 2по теме «Вегетативное размножение комнатных растений»

2. Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

1. Практическая работа № 3 по теме «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)»

2. . Контрольная работа №1 по теме «Жизнедеятельность организмов»

1. Итоговая контрольная работа

5.Информационно-методическое обеспечение

1.Основная часть

Автор

Название

Издательство

Год издания

А. А. Плешаков, Н. И. Сонин

Биология .6 класс.

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11класс

М.: Дрофа

2013

Н. И. Сонин

Биология. 6 класс.

М.: Дрофа

2012

Автор

Название

Издательство

Год издания

В. Ю. Никитина

Открытые уроки природоведения и биологии 5-8 классы

М.: Феникс

2012

Б. М. Медников

Биология: формы и уровни жизни

М.: Просвещение

2012

infourok.ru

ГДЗ по Биологии для 6 класса


gdz.im

Найти

Навигация по гдз

1 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Человек и мир

2 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Технология

Человек и мир

Белорусский язык

3 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Человек и мир

Белорусский язык

Испанский язык

4 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Человек и мир

Белорусский язык

Испанский язык

5 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

История

География

Биология

Обществознание

Физика

Литература

Информатика

Музыка

Технология

ОБЖ

Природоведение

Естествознание

Человек и мир

Белорусский язык

Украинский язык

Французский язык

Испанский язык

gdz.im