План местности атлас 6 класс география – Атлас География 6 класс фгос

Урок географии в 6 классе «План местности»

Физическая география 6 класс

Урок № 7

Дата__________

Тема урока:   План местности 

Цель урока: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках, развивать умение изображать объекты на плане местности, воспитание бережного отношения к окружающему миру.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

-Изобразить расстояние, используя масштаб

-Ориентирование на местности (способы)

(Вопросы пишутся на доске, работа на 10 мин.)

Блиц опрос

1. Кто первым сформулировал понятие «География»?

2.Что изучает физическая география?

3.Какой период называют эпохой Великих географических открытий?   Почему?

4. Чья экспедиция открыла морской путь в Индию?

5. Кто создал первый глобус?

  1. Кто первым и когда осуществил кругосветное плавание?

  2. Почему Америка не названа в честь человека, первым открывшего ее?

  3. Что такое экватор?

  4. Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца?

 2. Изучение нового материала 

    При изучении географии пользуются изображениями поверхности Земли – космической съемкой, аэрофотосъемкой, планом местности, географической картой  и глобусом. Космическая съемка – фотографирование поверхности Земли со спутников. Аэрофотосъемка – получение изображения земной поверхности при фотографировании с летящего самолета. Начнем с плана местности. Записать тему урока в тетради. Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Когда вы пойдете  в поход, вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно — подготовиться к переходу реки, оврага и т. д. Откуда вы сможете получить информацию о районе похода? 

(по карте). Учитель показывает две карты: географическую и топографическую.  Какую карту нужно взять в поход? (топографическую) Почему именно топографическую карту? (она подробная, удобнее использовать для изучения района, где будет проходить маршрут похода)

Значение топографических планов – они необходимы при любой хозяйственной деятельности, в быту  (план квартиры, садового участка и т.п.). Специалисты, которые составляют топографические планы (т.е. ведут съемку местности), называются топографы. Наука топография (отдел картографии) родилась еще в Древнем Египте, когда надо было определить размеры и границы плодородных участков во время разлива Нила. При раскопках в Вавилоне была найдена статуя военачальника с планом крепости в руках. Уже тогда топография применялась в военном деле.

Для того чтобы работать с топографической картой, нужно уметь ее читать. Нельзя читать, не зная азбуки. Азбукой карты являются условные знаки. На старых картах знаки были рисованными, а сейчас используют графические условные знаки. Они одинаковы для всех стран мира. Пользуясь атласом, рассмотрите их (какие используются цвета?). Требования к изображению условных знаков — простота, непохожесть друг на друга, отдаленное сходство с изображаемым предметом, аккуратность вычерчивания. Топографическая карта (план) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Речка.

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками.)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте.)

И отправились домой.

(Ходьба на месте.)

Абсолютная высота— высота точки земной поверхности, отсчитываемую от уровня моря или океана. На территории СНГ все абсолютные высоты на земной поверхности отсчитывают от уровня Балтийского моря, принимаемого за 0м.

Относительная высота разность высот между двумя земной поверхности. Относительные высоты определяют с помощью нивелира.

Горизонтали — условные линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой.

Закрепление материала

Прочитайте рассказ.

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает лиственный лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними — фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам можно по железной дороге.

4. Домашнее задание: § 9 (стр. 27-31, №7). Изобразить в тетради условные знаки следующих объектов и выучить их.

kopilkaurokov.ru

География в 6-м классе по теме: «План и карта»

Разделы: География


(Урок обобщающего повторения)

Цели и задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “План и карта”.
  • Повторить термины и понятия по данной теме.
  • Проверить уровень усвоения учащимися приёмов и умения работать с картой.

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий, России и Новосибирской области;
  • атласы, контурные карты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Чтение отрывка из повести А. Гайдара “Школа”:

“… Совершенно неожиданно досталось Тупикову от учителя географии Малиновского. Вызывает Малиновский Тупикова к доске:

— Тэкс! Скажите, молодой человек, на какой это фронт вы убежать хотели? На японский, что ли?

— Нет, — ответил, побагровев, Тупиков, — На германский!

— Тэкс, — ехидно продолжал Малиновский. А позвольте вас спросить, за каким же чёртом вас на Нижний Новгород понесло? Где ваша голова и где в оной мои уроки географии? Разве же не ясно, как день, что вы должны были направиться через Москву, он ткнул указкой по карте, – через Смоленск, Брест, — если вам угодно было бежать на германский?

А вы поперли в противоположную сторону на восток. Как вас понесло в обратную сторону? Вы учитесь у меня для того, чтобы на практике применять полученные знания, а не держать их в голове, как в мусорном ящике. Стыдно, молодой человек. Садитесь! Ставлю вам “два”!..”

— За что Малиновский поставил Тупикову “два”?

Из этого отрывка видно, какое значение имеет знание карты, умение читать карту и ориентироваться по ней. Чтобы нам с вами не было стыдно в подобных ситуациях, мы и должны сегодня привести в систему все, что изучили по данной теме, закрепить умения на практике применять полученные знания.

II. Повторение изученного материала по теме “План и карта”.

1. Что значит ориентироваться?

(Ориентироваться — это значит определять на местности или на карте стороны горизонта.)

2. Отгадайте загадку: Виден край, да не дойдешь.

-Что это такое? – (Горизонт).

3. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

(с, з, ю, в, с-з, с-в, ю-з, ю-в).

4. Самолет вылетел из города Новосибирска в город Беслан с гуманитарным грузом для участников Бесланской трагедии в юго-задном направлении. В каком направлении самолету нужно будет возвращаться?

(В северо-восточном направлении).

5. Итак, мы знаем основные и промежуточные стороны горизонта. Однако, часто направление бывает; например, не точно на север, а чуть-чуть смещено к востоку. Как же в таких случаях определить точное направление? Здесь на помощь приходит азимут.

-Что такое азимут?

(Азимут-это угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности).

6. Чему равен азимут в направлении на север (00, 3600), на восток (900), на юго-запад (2250)?

7. Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел 30, 270, 60, 300, 240, 210, 0, 210, 120, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90.

(Зная, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, вы можете расшифровать это письмо и узнать, в каком направлении нам следует идти дальше, Ключом для расшифровки служит шкала компаса).

(Азимут сто градусов).

8. Итак, мы определили, в каком направлении нам следует идти дальше. Мы знаем, что по сторонам горизонта или по азимуту можно наметить и выдержать намеченное направление движения. Но если не известно, где мы находимся, где пункт, к которому мы должны выйти, то стороны горизонта нам не помогут. Ведь в таком случае мы не будем знать, в каком направлении от нас находится конечный пункт, а, следовательно, и не можем наметить направление к нему относительно какой-либо стороны горизонта. Свое местонахождение, а также положение различных пунктов и точек на Земле и на карте можно указать географическими координатами: широтой и долготой.

— Что такое географическая широта?

-Что такое географическая долгота?

-Что такое географические координаты?

9. Есть ли на Земле точки, которые можно определить только одной широтой? Что это за точки?

(Северный и южный полюсы, 900 широты).

10. Дом в четыре стены, в каждой стене по одному окну и все окна смотрят на юг. Где можно построить такой дом?

(На северном полюсе).

11. А эта точка интересна тем, что ее географические координаты равны 00. Где находится эта точка? Покажите ее на карте.

(В Атлантическом океане, при пересечении нулевого меридиана с экватором).

12. По физической карте России по данным координатам найдите населенные пункты и запишите их на доске:

550 с.ш. 730 в.д. О мск
570 с.ш. 650 в.д. Т юмень
500 с.ш. 240 в.д.
Л ьвов
530 с.ш. 1040 в.д. И ркутск
550 с.ш. 610 в.д. Ч елябинск
550 с.ш. 830 в.д. Н овосибирск
630 с.ш. 1430 в.д. О ймякон

— Вот и получили вы оценку за работу на уроке. Но нам еще нужно вспомнить термины по теме “План и карта”.

13. Соотнесите термины и определение:

Iв. IIв.
1. Географическая карта. 12.
2. Азимут. 11.
3. Меридиан. 10.
4. План местности. 9.
5. Географическая долгота. 8.
6. Рельеф. 7.
7. Параллели. 6.
8. Ориентирование. 5.
9. Географическая широта. 4.
10. Абсолютная высота. 3.
11. Масштаб. 2.
12. Горизонтали. 1.

а) Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде.

б) Степень уменьшения длин линий местности на карте.

в) Определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

г) Угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет.

д) Все неровности земной поверхности.

е) Превышение высоты точки земной поверхности над уровнем моря.

ж) Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой.

з) Плоское, сильно уменьшенное изображение больших участков земной поверхности.

и) Кратчайшие условные линии, соединяющие полюса Земли.

к) Линии, условно проведенные параллельно экватору.

л) Величина дуги в градусах от экватора.

м) Величина дуги в градусах от начального меридиана.

(Взаимопроверка – Учитель вывешивает на доске правильные ответы и критерии оценок)

Iв.-4,11,8,2,6,10,12,1,3,7,9,5.

IIв.-9,2,5,11,7,3,1,12,10,6,4,8.

III. Работа с контурной картой:

1. Нанести на контурную карту города с координатами:

560 с.ш. 380 в.д. (Москва).

550 с.ш. 830 в.д. (Новосибирск).

540 с.ш. 83030’ в.д. (Искитим).

2. Выполнение задания №1, стр. 13 и стр. 44-45 в “Рабочей тетради”. Москва. “Дрофа”. “Издательство ДИК” 2003г.

IV. Домашнее задание.

  1. Повторить. § 6.
  2. Закончить работу в тетради.

V. Итоги урока.

Итак, вы славно потрудились на уроке. Мы вспомнили многое, что учили по теме “План и карта”, еще раз убедились в том, какое огромное значение в жизни человека имеет карта, умение ориентироваться по карте.

И в заключение хочу сказать.

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь же его познать!

Спасибо всем за урок! До свидания!

8.12.2004

urok.1sept.ru

Методическая разработка по географии (6 класс) по теме: План местности и карта

МБОУ Лиховская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока

географии

по теме

«План местности и карта»

 6 класс

учитель географии

Манченко О.А

2013 г

Тема урока: План местности и карта

Тип урока:        урок обобщения знаний

Форма урока:   урок-путешествие

Цель урока:

      систематизировать знания и умения  учащихся по изученному  

      материалу

Задачи урока:

  • способствовать развитию   представлений о географических координатах, плане местности, условных знаках; совершенствовать  навыки определения географических координат, чтения  условных знаков;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать  с физическими и контурными картами, схемами, дополнительными источниками информации; развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
  • способствовать формированию компетенций:  учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Используемые педагогические технологии:  ИКТ, проектная технология.

Формы организации работы в классе:          фронтальная, индивидуальная

Методы обучения:

     по источнику знания:
           а) словесные
          б) наглядные
          в) практические

    по характеру познавательной деятельности:

           частично-поисковый.

Оборудование:

атласы для 6 класса, атлас Ростовской области, настенная физическая карта России, контурные карты, компьютер, проектор, презентация учителя, сообщения учащихся и их презентации

Ход урока

I. Организационный момент:

-Добрый день, ребята.

      Каждый уважающий себя человек должен любить  и уважать свою Родину, но невозможно любить то, чего не знаешь. В нашей стране есть много интересного и удивительного. И сегодня   я предлагаю вам  отправиться в увлекательное путешествие по нашей необъятной стране. Сказочные герои путешествовали и   в сапогах-скороходах, и на ковре – самолете, баба Яга – в ступе. А что  поможет нам совершить   путешествие?   Конечно же,  карта.

        У вас на столах есть рабочие листы (приложение 1),  укажите в них число, подпишите свою фамилию, запишите тему урока   «План местности и карта».

 

А своеобразным билетом к путешествию послужит терминологический диктант:  (уч-ся выполняют  1 задание в рабочих листах, 1 ученик – на интерактивной доске)

II.Терминологический диктант:

1.Кого из ученых называют «отцом» географии? (Эратосфен)

2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и  с помощью условных знаков (план местности)

3.Угол между направлением на север и направлением на  какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке (азимут)

4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его  действительным размерам  (масштаб) 

5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли

 (географическая широта)

Проверка:

за каждый правильный ответ 1 балл, 5 правильных –«5»,4–«4», 3- «3», 2- «2»,

есть такие кто получил «2», нет, — замечательно — все в путь

-А начнем мы путешествие с х.Лихого. Отправимся в дорогу на самолете, но вы знаете, что аэропорта  у нас в хуторе нет, поэтому вам вначале предстоит добраться до г. Ростова- на-Дону.  Откройте атлас Ростовской области на стр 18, карту административно-территориального деления Ростовской области.

III. Решение задач на определение направлений и расстояний по карте

  1.  Найдите на карте пос.Лиховской и областной центр — Ростов-на-Дону (они на карте обозначены пунсонами красного цвета), определите в каком направлении находится Ростов по отношению к  Лихой. (на юго-западе). 
  2. Выполните задание 2 в рабочих листах. Определите расстояние по прямой от пос.Лиховского до Ростова.

-давайте вспомним, как определяется расстояние по карте? (с помощью масштаба),

-найдите масштаб, прочитайте его (1см  к 2 500 000 см), какой вид масштаба указан на карте (численный), 

-удобно ли им пользоваться, что сделаем, (переведем численный масштаб в именованный),

— что для этого сделаем (переведем см  в км: отбросим 5 нулей, т.к в 1 км -100 000 см),

-чему равен именованный масштаб (в 1 см – 25 км)

— зная масштаб,  как определить  расстояние от Лихого до Ростова, (линейкой измерим расстояние  по карте и умножим на масштаб)

— чему равно расстояние от пос.Лиховского  до Ростова-на-Дону (4 см х 25 км=100 км)

3. До Ростова мы доедем на автобусе, посчитайте,  сколько времени вы будите в   пути,  если автобус  будет двигаться со скоростью 50 км/ч ( 100км/50км/ч = 2 часа).

4. В центре нашего поселка вы повстречали своих знакомых, ребят из 7-го   класса,  которые  возвращались из похода. Конечно же вам было интересно узнать где побывали ребята, но времени на общение у вас не было — автобус уже отходит. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. И  они вам передали вот такую запись.  Выполните задание 3 в рабочих листах: подпишите условные знаки и узнаете, каким был путь ребят

IV.Чтение условных знаков

(От станции наш путь шел по шоссе,  до металлического моста,  через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.) (учащиеся класса работают в рабочих листах, один ученик — у доски выполняет задание по интерактивной доске)

 Итак, мы добрались до Ростова.  У вас на столах есть контурные карты, откройте их на стр 6.     В к/к   г.Ростов  отмечен красной точкой  (подпишите название города в контурных картах). Давайте вспомним правила работы в к/к: подписи делаем аккуратно,  названия городов располагаем  по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко, работаем карандашом.                                                                            

-2012 год был Юбилейным для нашей области — Ростовской области исполнилось 75 лет,  и пока у нас есть время до отправления самолета я предлагаю вам совершить прогулку по городу (видео путешествие по Ростову с комментариями одного из учащихся. Приложение 2).

V.Определение объектов по географическим координатам

А теперь – в путь. Берем курс на юг. Объект,  который находится под крылом нашего самолета,  имеет координаты 430 с.ш., 430 в.д.. определите объект Выполните задание 4 в раб. Листах. (г.Эльбрус).Нанесите Эльбрус на к/к, укажите его координаты, соедините его с Ростовом –на-Дону

-вспомните, как на топографическом плане показывают абсолютные высоты наиболее выдающихся точек (отметками высот)

-такие же отметки высот есть и на физических картах. Эльбрус – самая высокая точка  России

-определите по физической  карте  России ее высоту (5642 м)

VI. Сообщение об Эльбрусе (приложение3)

VII.Определение объектов по географическим координатам

— продолжаем путешествие и  берем курс на восток, следующий объект,  над которым мы совершим полет,  имеет координаты  52 0 с.ш.,  103 0 в.д., определите объект по физической карте России. Выполните задание 5 в раб.листах    (оз.Байкал)

-нанесите оз.Байкал на к/к, подпишите его координаты, соедините линией  г.Эльбрус и южную оконечность оз.Байкал

-об уникальности этого озера ходят легенды, а поможет нам заглянуть в воды озера _(ф.и. ученика, подготовившего сообщение о Байкале)

VIII. Сообщение о Байкале (приложение 4)

IX. Камчатка.

— конечный пункт нашего путешествия  у вас тоже отмечен на карте, только синим пунсоном,  — это город Петропавловск – Камчатский. . Выполните задание 6 в раб.листах    Подпишите название города на контурной карте,  соедините стрелкой его с озером Байкал

—  а сейчас выполним обратное задание : определите  координаты г.Петропавловска-Камчатского. (530 с.ш., 1580 в.д).

— побывав на п-ове Камчатка невозможно не взглянуть  на самый высокий действующий вулкан России Ключевскую Сопку (стихотворение «Камчатка» + слайды) (приложение 5)

 

— мы с вами совершили небольшое путешествие по нашей необъятной стране, а сейчас возвращаемся в Ростов, в каком направлении мы будем двигаться (на запад)

— соедините линией г.Петропавловск –Камчатский и г.Ростов-на-Дону

-наше путешествие подошло к концу,

— что помогло  вам совершить это путешествие, посмотрите на свои маршрутные листы,  скажите,  что вы уже умеете  (ориентировать по карте, знаете разные виды масштабов, умеете численный масштаб переводить в именованный, находить с помощью масштаба расстояние, знаете условные знаки, умеете читать план местности, определять координаты и высоты объектов, работать с контурной картой, некоторые из вас выполнили  замечательно  творческие задания – вот как много вы уже умеете)

X. Подведение итогов:

-а сейчас я предлагаю  вам оценить урок – составить синквейн  к сегодняшнему уроку 

1 существительное «Урок»

2 прилагательных, которые характеризуют урок

3 глагола, которые отображают, что мы сегодня делали на уроке

4  слово-синоним

предложение из 4-х слов,   которым вы оцениваете  или характеризуете урок

XI. Оценки.

XII. Домашнее задание:

творческая работа: придумать задания одноклассникам на определение географических координат объектов  или определение объекта по географическим координатам.

    Спасибо за урок.  Молодцы!!

Приложение 1

Рабочий лист           ______февраля 2013 г

учени____ 6___ класса_______________________________________

Тема урока:_________________________________________________________

  1. Задание:

выполните терминологический диктант:

1.Кого из ученых называют «отцом» географии? ______________________

2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и  с помощью условных знаков_____________________

________________________________________________________________

3.Угол между направлением на север и направлением на  какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке _________________________

4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его  действительным размерам  _________________________

5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли

проверка:

за каждый правильный ответ 1 балл, 5 правильных –«5»,4–«4», 3- «3», 2- «2»,

оцените свою работу_______________________________

  1. Задание:

     Используя атлас Ростовской области на стр 18, карту административно-территориального деления Ростовской области, определите расстояние по прямой от п.Лиховского до Ростова.

Ответ ______________________________________________________________

   До Ростова мы доедем на автобусе, посчитайте,  сколько времени вы будите в   пути,  если автобус  будет двигаться со скоростью 50 км/ч

Ответ:______________________________________________________________

  1. Задание

Подпишите условные знаки и узнаете, каким был путь ребят

В контурной карте на странице 6 у вас отмечен г.Ростов-на Дону, подпишите его.

  1. Задание.

Определите объект по физической карте,  который имеет координаты 430 с.ш., 430 в.д., запишите его название_____________________________________

    Нанесите  объект на к/к, укажите его координаты, соедините его с

г. Ростовом –на-Дону

      Определите по физической карте России высоту объекта,

ответ запишите_________________ м.

  1. Задание.

Определите объект по физической карте России, который имеет координаты  52 0 с.ш.,  103 0 в.д.

     Запишите его название________________________________

      Нанесите объект  на к/к, подпишите его координаты, соедините линией с  г.Эльбрус.

 

  1. Задание.

     Этот объект у вас отмечен в к/к, это – город Петропавловск – Камчатский.  

     Подпишите название города на контурной карте,  соедините стрелкой его с озером Байкал

     Определите  координаты г.Петропавловска-Камчатского.

Запишите их .      _____с.ш. _____в.д

     Соедините линией г.Петропавловск –Камчатский и г.Ростов-на-Дону

  1. Задание

Составьте синквейн  к сегодняшнему уроку 

1 существительное «Урок»

2 прилагательных, которые характеризуют урок

3 глагола, которые отображают, что мы сегодня делали на уроке

4  слово-синоним_________________________________________________

предложение из 4-х слов,   которым вы оцениваете  или характеризуете урок

Спасибо за урок.  Молодцы!!!

Приложение 2

Ростов

       Ростов на Дону- один из крупнейших городов на юге нашей Родины. Расположен на правом берегу реки Дон. Мы видим набережную, здание речного вокзала.

     Обычно экскурсия по городу начинается  с вокзала- перед вами железнодорожный вокзал.

    Ростов красивый, современный город. Здесь много высших учебных заведений: педагогический институт, медицинский, строительный, училище искусств, цирк

      В городе можно отдохнуть, прогуляться по парку, полюбоваться красотой. У входа в парк имени Максима Горького местные художники выставляют свои работы. Здесь же могут написать и ваш портрет.

     Перед вами здание администрации – наш белый дом.

     Центральная улица города Ростова – называется Большая Садовая.  Здесь много архитектурных памятников, которые нас поражают своей красотой. Музеи,  Музыкальный театр, театр имени Горького,  детский  театр юного зрителя, цирк.

     Ростов – город воинской славы

     И заканчиваем мы свое мини – путешествие по городу на соборной площади у здания Собора.

Приложение 3

Эльбрус

     Величаво возвышается  Эльбрус над Кавказскими горами . В лучах светах искрятся вершины, покрытые снегом и льдом. С вершины его можно  видеть местность на расстоянии 280 километров. Альпинист, находящийся на вершине Эльбруса, может одновременно видеть и Каспийское,  и Черное моря.  Покорить Эльбрус действительно сложно, так как  он считается самой высокой точкой не только России, но и  Европы.

       В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы Эльбрус стал ареной ожесточённого борьбы в годы Великой Отечественной войны. В ходе Битвы за Кавказ  в  августе 1942 года, после занятия горных баз  гитлеровским альпийским стрелкам удалось установить на западной вершине Эльбруса нацистские знамёна. К середине зимы 1942—1943 годов фашистские войска были выбиты со склонов Эльбруса, а  в феврале 1943года — 70 лет назад,  советскими бойцами-альпинистами были совершены восхождения  на вершину Эльбруса, где были водружены красные флаги.

    В 2008 году Эльбрус был признан одним из семи чудес России

Приложение 4

Озеро Байкал

     Озеро Байкал считается самым древним в мире. Его возраст составляет примерно 20-25 миллионов лет

     Ученые предполагают, что озеро образовалось в результате разрыва земной коры — вначале образовалась трещина, которая потом была заполнена водой.

      Удивителен и уникален животный мир Байкала. Здесь много эндемиков, то есть нигде более не встречающихся организмов.

      К эндемикам Байкала относятся:

— байкальская нерпа

— рыба голомянка

-омуль

— байкальский осётр

-80 видов моллюсков

 

        Воды в Байкале 23 млрд тонн. Это в 90 раз больше, чем в Азовском море, в 23 раза больше, чем в Ладожском озере, и примерно столько же, сколько в Балтийском море

     Это составляет 20%  запасов пресных вод нашей планеты, и более чем  80% пресной воды России.

  Несмотря на то, что Байкал – это озеро, здесь, бывает очень сильно штормит. Высота волн может достигать 4-5 метров

    Байкал еще не пересекал вплавь ни один пловец. Видимо не хватает силы духа барахтаться в холодной воде. Кстати, средняя температура воды летом в верхних слоях озера – 8-10 градусов – не расплаваешься

Озеро Байкал – предел мечтаний для многих туристов. Отдых на Байкале не чужд и известным личностям. Здесь не раз бывал  наш президент  В.В Путин, которому даже удалось погрузиться на дно озеро на глубоководном аппарате “Мир”.

       В байкальской воде мало солей  и в ней много кислорода, а еще  она на редкость прозрачная. Так на некоторых участках озера дно просматривается на  глубину 40 метров!

      В озеро Байкал впадают целых 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Кстати, если бы озеро вдруг перестало бы подпитываться водой от рек, а Ангара продолжала бы течь, то потребовалось бы 400 лет, чтобы ушла вся вода из озера.

Приложение 5

Камчатка

Как чеканна Ключевская!

Как обманчиво легка

Светоносно колдовская,

Облучает облака.

Кто не тронут за живое

Этой стройностью крутой,

Лучевою, ключевою,

Ключевскою чистотой?

Ночью — таинством шаманским,

В небе пышущий костер,

Днем — царицы Шемаханской

Разметавшийся шатер!

nsportal.ru

Атлас Начальный курс географии 6 класс С комплектом контурных карт

Атлас Начальный курс географии 6 класс С комплектом контурных карт — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации начальный курс ГЕОГРАФИИ класс Ваш первый географический атлас Дорогие друзья, вы начинаете из^’чать \^лекательнлто наукл^ — географию. Это не означает, что географические знания для вас совершенно новы. Вы уже познакомились с «азбукой» географии и знаете, что с карты-начинается и заканчивается любое географическое исследование. Начиная изучать географию, вы будете постоянно обрагцаться^к картам. Издательство АСТ-ПРЕСС ШКОЛА (ООО) специально для вас подготовило атлас «Начальный к\рс географии» для 6-го класса. С его помощью вы добьетесь успехов на \роках географии. Атлас — это картографическое произведение, состоящее из многих карз; объединенных общей программой. Слово «атлас» было впервые введено в науку фламандским кар’гографом и математиком XVI века Герардом Меркатором. В 1594 году он составил географический атлас,-на тгпу’лыюм листе которого был изображен мифический герой Атлас (Атлант), держащий на плечах небесн\то сферу (отсюда и название — «Атлас»). При работе с атласом выполняйте следующие правила: 1. Прочтите название карты и определите ее масштаб. 2. Изучите условные обозначения карты. 3. Установите какие сведения можно получить при работе с картой. Помните, чПго карта, в отличие от книги, рассказывает «быстрее, нагляднее и лаконичнее». Издательство АСТ-ПРЕСС ШКОЛА желает вам успехов в изучении древнейшей из наук — географии. МНОГОЛИКАЯ ГЕОГРАФИЯ ^рАНОВЕДр ГЕОГРАФИЯ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ ГЕОГРАФИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И V. 2 РОЖДЕНИЕ КАРТЫ ‘ру>пейские торц- Е В р о П ^ J ‘Щ рТТТстр’ %\ г\ ‘7 \ и ■ /-)/S ^ / /■ / / Изображение Земли по [екатею (около 550 — 480 гг до н.э.) Большим правдоподобием отличались старинные рельефные планы, выполненные гренландскими эскимосами. На них была показана береговая линия с фьордами и острова. Старинный картографический рисунок индейцев Северной Америки До начала XX века жители Океании создавали карты, сплетенные из пальмовых веточек и волокон, которыми обозначали направления ветров и течений, и раковин, которыми показывали острова. Первые примитивные картографические рисунки появились задолго до изобретения письменности человеком. Археологи находят их на стенах пещер, бивнях мамонтов и деревянных табличках. Самые древние изображения местности созданы 10-15 тысяч лет назад. ФРАГМЕНТ КАРТЫ МИРА ПТОЛЕМЕЯ Картография как наука зародилась в античной Греции. В III веке до н.э. математик и географ Эратосфен определил длину окружности Земли по меридиану. Он составил карту известной в то время суши и показал на карте сетку меридианов и параллелей. Математик, астроном и картограф, живший в Александрии во II веке н.э., Клавдий Птолемей создал «Руководство по географии”, которое определило развитие картографии вплоть до XV века. ФРАГМЕНТ ПОРТОЛАНА XVII ВЕКА В эпоху Великих географических открытий большое распространение получили портоланы — карты морей и океанов, используемые для навигации. [ На Руси в период объединения в единое государство раздробленных княжеств и уделов составлялись географические чертежи — предшественники карт. Эти чертежи были необходимы для создания единой карты “ближних и дальних земель” и получения сведений о соседних странах и народах, с которыми Русь воевала и торговала. ЧЕРТЕЖ СИБИРИ П.И. ГОДУНОВА 1667 г. ЧЕРТЕЖ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА ТОБО Д в СКй ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА XVIII ВЕКА Чертеж города Тобольска был составлен С.У.Ремезовым с сыновьями в 1698 году. Географические чертежи составлялись до начала XVIII века. Они имели искажения и неточности, но давали подробные сведения о территориях. Крупнейшим произведением русской картографии XVI века был “Большой чертеж всему Московскому государству”, на котором были подробно показаны реки, города, дороги, а также приведены сведения о полезных ископаемых и раз-меидении народов. До начала XVII века все карты России выполнялись вручную, только в 1613 году в Нидерландах была издана первая печатная карта России. В XVII веке было создано несколько подробных карт Сибири. До наших дней сохранился “Чертеж Сибири”, выполненный воеводой Петром Ивановичем Годуновым в 1667 году. Большой вклад в развитие географии и картографии внес Семен Ульянович Ремезов, который изготовил “Чертеж Тобольской земли” и “Чертеж всех сибирских градов и земель». Сейчас эта карта хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. На карте мира не показаны Антарктида, северо-западное побережье Северной Америки, восточное побережье Австралии и многие острова, так как эти территории в XVIII веке еще не были открыты. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ 1 СНИМОК ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА ГЛОБУС ПОВЕРХНОСТЬ ГЛОБУСА, РАЗРЕЗАННАЯ ПО МЕРИДИАНАМ НАЗОНЫ Получить наиболее правильное изображение земной поверхности можно только на глобусе, так как Земля имеет форму, близкую к шару. Для показа всей земной поверхности на плоскости необходимо «разрезать” поверхность глобуса по меридианам на узкие полосы — зоны и соединить их по линии экватора. Для построения крупномасштабных карт (топографических планов и карт) используют зоны шириной 6°. ФРАГМЕНТ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ АЭРОФОТОСЪЕМКА МЕСТНОСТИ Создание карты начинается со съемки местности. Способы съемки бывают наземными и дистанционными. Наземную съемку ведут с помощью приборов, которые позволяют определить положение объектов на местности, а затем нанести объекты на планы и карты. СЪЕМКА ЗЕМЛИ СО СПУТНИКОВ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЛЬЕФА НА КАРТАХ ФОТОСНИМОК МЕСТНОСТИ в наши дни карты в основном создаются с помощью дистанционной аэрофотографической, космической и подводной съемок, которые позволяют быстро получать изображения обширных территорий. При помощи фотографических и телевизионных камер, установленных на самолетах, искусственных спутниках Земли, пилотируемых космических станциях и морских судах, получают различные фотографические и телевизионные снимки. Эти снимки обрабатывают с помощью компьютерной техники. Затем по полученным результатам создают карты различного содержания и назначения. ПЛАН И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА 1 АЭРОФОТОСНИМОК вид СВЕРХУ ПЛАН ч О о о ^ // ^ f 0 0 о с о о о о 0 0 о о о 0 о о 0 о о о о 0 о о о о о о 0 о о о о о о о о о 0 о о о OOOvS о О О о о о о о о о О о о о о О о о о о О о О о о о о о о о о План — чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе. Он построен без учета кривизны земной поверхности. На плане применяют особые условные знаки. Рельеф, как правило, не показывается. Стороны горизонта совпадают с рамками плана. На плане сохраняется подобие фигур, равенство площадей, единый масштаб по всем направлениям. На нем изображаются отдельные объекты. Создают планы с помощью инструментов непосредственно на местности или используют аэрофотосъемку. Применяют планы для проектирования инженерных сооружений, проведения работ в сельском хозяйстве, городском строительстве. Топографическая карта — подробное картографическое изображение местности. Эти карты имеют крупный масштаб, каждый лист карты ограничен отрезками двух меридианов и двух параллелей. Рельеф на таких картах изображается горизонталями. Топографические карты подробно и точно отражают все элементы земной поверхности, которые изображаются в их действительных очертаниях с сохранением размеров в масштабе карты. Искажения на этих картах практически отсутствуют. Например, по топографической карте можно узнать о высоте деревьев в лесу, их диаметре, среднем количестве стволов на единицу площади. Топографич

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Атлас Начальный курс географии 6 класс

Атлас Начальный курс географии 6 класс — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

начальный курс ГЕОГРАФИИ р| — >\cr-rJP^SCC тйлг2П‘и!^тШ /laiJ СОДЕРЖАНИЕ Страницы 1 2-3 4-5 6-7 8-9 Масштаб 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 МНОГОЛИКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РОЖДЕНИЕ КАРТЫ ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ………… Исследования Арктики………….. Исследования Антарктики………. ЛИТОСФЕРА Вулканы и землетрясения……….. ЛИТОСФЕРА Полезные ископаемые…………… ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА………… ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ……….. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН Океаны …………………….. 130 000 000 75 000 000 80 000 000 1 : 130 000 000 Температура воды на поверхности океана……………….. Солёность поверхностных вод…………………………. 20-21 ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН Приливы и течения в океанах…………………………. Биологичеокая продуктивнооть Мирового океана………….. Редкие и исчезаюидие обитатели океана………………… 22-23 ГИДРОСФЕРА. ВОДЫ СУШИ Крупнейшие реки, озёра и ледники мира……………….. Волга и её притоки…………………………………. 24-25 АТМОСФЕРА Самые холодные и самые тёплые районы на Земле…………. Самые сухие и самые влажные районы на Земле…………… 26-27 АТМОСФЕРА. ПОГОДА И КЛИМАТ Карта погоды на территории Европы на 16 часов 15 октября 2008 года Разнообразие климата Земли…………………………. 28-29 БИОСФЕРА Растительный и животный мир…………………………. 30-31 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА……………………………… 32 Имена на карте…………………………………….. 130 000 000 100 000 000 25 000 000 230 000 000 230 000 000 230 000 000 230 000 000 230 000 000 230 000 000 200 000 000 17 000 000 250 000 000 250 000 000 35 000 000 200 000 000 120 000 000 100 000 000 250 000 000 МНОГОЛИКАЯ ГЕОГРАФИЯ ,рА.НОВЕДЕни КОСМИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ 2 ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКИЙ АДРЕС ЗЕМЛИ Вселенная состоит из множества галактик. Галактика, в которой находится Солнечная система, называется Млечный Путь. Солнечная система состоит из звезды Солнца, вокруг которой обращается 8 больших планет, их спутники, множество малых планет, кометы и астероиды. Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ж- t ^ ^ Меркурий ЗЦ’-,:- h~ W ^ Планеты Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон Астрономические знаки б о___. Ф cf Ч «h ‘А Б Среднее расстояние 57,9 108,2 149,6 227,9 778,3 1428.0 2872,0 4498,0 5910,0 от Солнца (в млн км) Время обращения вокруг 88 225 365 687 12 29 84 165 248 Солнца (земные сутки и годы) суток суток суток суток лет лет года лет лет Диаметр экватора (км) 4880 12104 12756 6792 142984 120536 51118 49528 2390 Температура на поверхности +67°С -462“С + 14°С -46“С -130Ю -139Ю -197Ю -20 ГС -229Ю планеты (средняя) (на уровне моря) До 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. В 2006 году Международный астрономический союз причислил Плутон к новой категории «карликовая планета», но некоторые учёные продолжают считать Плутон планетой. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ СОЛНЦА И ПЛАНЕТ Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Самая маленькая планета Солнечной системы -Плутон. ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ Планета Земля имеет форму геоида — шара, «приплюснутого» у полюсов. ГОДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА 21 марта Весеннее равноденствие. Лучи Солнца падают отвесно на экватор. В Северном полушарии весна, в Южном осень. 22 июня Летнее солнцестояние. Лучи Солнца падают отвесно на Северный тропик. В Северном полушарии лето, в Южном -зима. 22 декабря Зимнее солнцестояние. Лучи Солнца падают отвесно на Южный тропик. В Северном полушарии зима, в Южном -лето. 23 сентября Осеннее равноденствие. Лучи Солнца падают отвесно на экватор. В Северном полушарии осень, в Южном -весна. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365,25 дня. Это время называется год. Ось враидения Земли расположена не строго вертикально, а под углом 66,5° к плоскости орбиты. 1. Назовите «космический адрес» Земли. 2. По таблице на с. 2 установите закономерность между временем обращения планет вокруг Солнца и их удалённостью от него. 3. Как были бы выражены времена года на Земле, если бы земная ось была наклонена к плоскости орбиты под углом 90°? 4 РОЖДЕНИЕ КАРТЫ ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КАРТ Картография как наука зародилась в античной Греции. В III веке до н. э. математик и географ Эратосфен определил длину окружности Земли по меридиану Он составил карту известной в то время суши и показал на карте сетку параллелей и меридианов. Математик, астроном и картограф, живший в Александрии во II веке, Клавдий Птолемей создал «Руководство по географии», которое определило развитие математического направления в географии (картографии) вплоть до XV века. Клавдий Птолемей Первые примитивные картографические рисунки появились примерно 10-15 тысяч лет назад. Фрагмент карты мира Птолемея Гренландские эскимосы вырезали на кости изображения береговой линии с фьордами и островами. Картографический рисунок индейцев Северной Америки. Памятник С.У. Ремезову в Тобольске В Российском государстве до начала XVII века составлялись географические чертежи — прообразы карт. Большой вклад в развитие картографии внёс Семён Ульянович Ремезов, который составил первый российский географический атлас «Чертёжную книгу Сибири» (1699-1701 гг.) Фрагмент чертежа г. Тобольска, составленного С.У Ремезовым в 1698 г. До начала XX века жители Океании создавали «карты», сплетённые из пальмовых веточек и волокон, которыми обозначали направления ветров и течений. А раковины изображали положение островов. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Получить наиболее правильное изображение земной поверхности можно только на глобусе, так как Земля имеет форму, близкую к шару Для показа всей земной поверхности на плоскости необходимо «разрезать» поверхность глобуса по меридианам на узкие полосы и соединить их по линии экватора. (лобус Поверхность глобуса, разрезанная по меридианам на зоны Снимок Земли из космоса Параллели — линии окружностей, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору. Меридианы — линии полуокружностей, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса до другого. Северный полюс Южный полюс Географическая широта — расстояние в градусной мере от экватора до заданной точки. Географическая долгота — расстояние в градусной мере от начального меридиана до заданной точки. Каждая точка на поверхности Земли имеет широту и долготу -географические координаты. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ Южный полюс 1. Почему Клавдия Птолемея считают основателем картографии? 2. Как называли первые российские карты? 3. Какую форму имеют параллели и меридианы на глобусе? 4. Назовите географические координаты точки, через которую проходит начальный (Гринвичский) меридиан и экватор. Покажите на рисунке, где расположена эта точка? КООРДИНАТЫ ТОЧЕК А — 38° Ю.Ш., 55° в.д. Б — 52° С.Ш., 92° в.д. В — 48° С.Ш., 30° з.д. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА Современные карты в основном создаются с помощью дистанционной космической съёмки, которая позволяет быстро получать изображения обширных территорий. Съёмка поверхности Земли со спутника Космический снимок С помощью специальных компьютерных программ по изображениям Земли из космоса составляют карты. Рабочее место картографа Фрагмент топографической карть Карьер. Горизонтали. Отметка высоты ВИД МЕСТНОСТИ и УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ Фруктовый сад Река. Направление течения Обрыв. Отметка уреза воды Редкий лес (редколесье ФРАГМЕНТ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ Колодец.Тропа Полевая и лесная дороги. Линия электропередачи 1. Сравните космический, снимок и топографическую карту одной и той же территории. Какое изображение наиболее информативно? 2. Приведите примеры масштабных и внемасштабных условных знаков топографической карты. 3. Определите: а) высоту холма относительно уреза воды реки

uchebnik-skachatj-besplatno.com

План местности 6 класс

По планам можно получить много информации о местности, и они очень удобны в использовании. На планах показывают, что расположено на местности, отмечают названия и некоторые характеристики географических объектов.

Разновидности планов

Планы, подробно изображающие неровности земной поверхности и все географические объекты местности, называют топографическими (от греческих слов topos — место и grapho — пишу). Изображения на них уменьшаются не более чем в 5000 раз. Все объекты на топографических планах отображают общепринятыми условными знаками, а неровности поверхности — горизонталями и подписями отметок высот.

Для решения конкретных задач создают специальные планы с произвольными условными знаками. На таких планах отражают не все детали местности, а только те объекты и свойства, которые необходимы. Это, например, планы городов или туристических маршрутов, планы растительности участка с подробной характеристикой деревьев и кустарников и так далее.

Разные виды планов необходимы для людей многих специальностей. Их используют при строительстве разнообразных объектов и прокладке транспортных магистралей, поисках и добыче полезных ископаемых, проведении лесопосадок, решении военных задач. Специальные очень подробные планы создают для автомобилистов. А мы с вами, чтобы ориентироваться в незнакомом городе, приобретаем туристские планы.

Определение направлений

Планы местности ориентированы по основным сторонам горизонта. Специальная стрелка север—юг на них показывает направление на север. Если стрелка не изображена, то верхняя рамка плана считается северной, нижняя — южной, правая — восточной, левая — западной. Зная направление на север, можно от любой точки плана определить все другие стороны горизонта. Определять стороны горизонта на плане нужно для того, чтобы узнать о взаимном расположении объектов, установить направление на них.

Точное направление на какой-либо географический объект показывает азимут. На плане его определяют с помощью транспортира — специального чертёжного инструмента для измерения углов.

При измерении азимута на плане основание транспортира совмещают с направлением на север, а центр транспортира — с вершиной угла, од пой стороной которого служит направление на север, а другой — направление на объект. Далее определяют, через какую отметку на транспортире проходит сторона угла, представляющая собой направление на объект. Это и будет величина искомого азимута.

geographyofrussia.com

Конспект открытого урока по географии 6 класс. «Ориентирование по плану местности. Азимут»

Азимут. Определение азимута.

Цель: — сформировать представление об азимуте, научить находить азимут.

Задачи:

обучающие: формировать умение обучающихся: определять направление по компасу. Определять азимут.

— развивающие: развивать навыки работы с учебником по обработке и анализу информации.

— воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в группе, работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: знать понятия «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «азимут», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Оборудование: транспортир, план местности , атлас начальный курс географии 6 кл., раздаточный материал.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

В жизни человек постоянно определяет свое положение по отношению к окружающим его предметам, он все время ориентируется.

Что означает слово ориентироваться? (значит определять свое местоположение в пространстве по отношению к сторонам горизонта.)

Давайте с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?

Итак какие стороны горизонта вы знаете?( С.Ю.З.В.).

Начертите схему на доске?

Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.(слайд 2)

-Какие стороны горизонта основные, а какие промежуточные?

-Как вы их умеете находить(при помощи компаса, по звездам).

— А без компаса на местности можно определить стороны горизонта? (Можно).

1.Муравейник, чаще всего он расположен с южной стороны от деревьев.

2. Лишайники,, растут с северной стороны деревьев.

3.Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта,

4.Полуденная тень от предметов направлена на север. (слайд 3)

При использовании всех этих способов всегда определяют направление на север, Если встать к северу лицом, сзади всегда будет юг, направо восток , а налево запад.

Для того чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут и расстояние до предмета.

III. Изучение нового материала.

  1. Азимут.

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отчитываемый от направления на север по часовой стрелке. (слайд 4)

Азимут измеряется от 0 до 3600.(слайд5)

Определения азимута и расстояния по плану. (слайд 6)

1.Определить направление на север.
2. Установить транспортир таким образом, чтобы центр транспортира совпадал с точкой стояния (тот объект от которого определяем азимут).
3. От точки стояния мысленно или с помощью линейки провести линию, совпадающую с направлением на север, провести вторую линию совпадающую с направлением на предмет.
4. Определить с помощью транспортира значение в градусах по часовой стрелке. 5. Измерить расстояние на плане при помощи линейки (нитки) и высчитать учитывая масштаб.

Определение направлений по плану. Верх листа условно считается севером, низ югом, правая сторона восток, левая сторона запад.

-Вам предстоит дойти до железнодорожной станции ( вы обозначены крестиком). В каком направлении вы пойдете? (на северо –восток).

Но ведь не северо- востоке находится железный мост, как узнать куда нам идти?

Вот здесь нам и нужно знать азимут. Причитайте определение, что такое азимут (слайд 4)

С

(Слайд 6)

Для того, чтобы добраться до места назначения нам необходимо знать расстояние. Сколько метров или км нам необходимо будет пройти. Расстояние на местности мы можем измерить при помощи рулетки, или лазерного дальномера. К простевшим способом определения расстояния относят измерение шагами.

На плане местности азимут определяется с помощи транспортира, а на местности при помощи компаса. Если вам необходимо идти в поход, то сначала необходимо определить азимут и расстояние на плане при помощи транспортира, а затем на местности с помощью компаса.

Определите азимут на рисунке.(слайд 7)

2. Определение азимута.

Задание 1. Работа в парах. Определите азимут и расстояние на предметы.(слайд8)

Проверка задания 1. (слайд 9)

3. Определение азимута на местности.

А теперь, мы с вами знаем как найти азимут на плане, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса..(слайд10)

Правила работы с компасом. (Компас положить горизонтально на ровную не металлическую поверхность. Как только стрелка установится, повернуть компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. На компас положить тоненькую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитайте от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелки, палочка покажет направление пути). (слайд 11)

Закрепление нового материала:

Определение азимута на топографическом плане.

Найдите азимут и расстояние на плане местности в атласе (стр.5), от мельницы до родника, от мельницы до моста.

Домашнее задание: Определить азимут на топографической карте атласа (стр5)

(слайд 12)

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Объяснение домашнего задания(слайд 13)

Рефлексия (отношение учащихся к уроку и выставление оценок за работу на уроке).

  1. Какие вы испытали затруднения, при изучении нового материала?

  2. Трудно ли вам было работать в паре?

  3. Где было легче работать в группе или в паре?

  4. Как вы считаете, какая группа хорошо поработала?

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

Домашнее задание:

точки

Задание

Азимут

Расстояние

1

От мельницы до оз. Глубокое

2

От мельницы до моста через реку

3

От станции до железнодорожного моста.

multiurok.ru