Обществознание 6 класс параграф 6 ответы на вопросы: ГДЗ рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс Иванова, Хотеенкова Просвещение

Содержание

Тест по обществознанию для 6 класса

Тест по обществознанию для 6 класс

Тест учащихся 6 класса составлен в соответствии с требованием федерального государственного стандарта основного общего образования и программой по обществознанию 6 класса для общеобразовательных учреждений. Каждый тест включает 2 части. Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа или требующих краткого ответа. С их помощью проверяется базовый уровень подготовки. Часть 2 включает работу с документом (ответы на вопросы). Эти задания предполагают умения отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса. Задания позволяют проверить знания учащихся 6 класса по предмету обществознание за учебный год. На выполнение заданий отводится 45 минут.

зада

ния

Проверяемые элементы содержания

Часть 1.

1

Общество и человек

2

Общество и человек

3

Общество и человек

4

Экономическая сфера общества

5

Экономическая сфера общества

6

Экономическая сфера общества

7

Политика и право

8

Политика и право

9

Политика и право

10

Духовная сфера общества

11

Духовная сфера общества

12

Ребенок в обществе

13

Ребенок в обществе

14

Различное содержание в разных вариантах: осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка

15

Различное содержание в разных вариантах: осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка

16

Различное содержание в разных вариантах: установление соответствия

17

Различное содержание в разных вариантах: установление соответствия

18

Различное содержание в разных вариантах: укажите понятия по определениям

19

Различное содержание в разных вариантах: выписать отличительные черты одного объекта от другого

20

Различное содержание в разных вариантах: записать правильную последовательность: осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка

 

Часть 2

1

Задания на анализ источников.

2

3

4

Максимальный возможный балл по каждой части работы.

Часть 1. Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. Максимум 20 баллов.

Часть 2. Правильно выполненные задания оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Максимум 8 баллов. Максимальный балл за правильное выполнение всей работы — 28 баллов.

Для оценивания выполнения учащимися экзаменационной работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного балла в отметку по пятибалльной шкале:

«5»

«4»

«3»

«2»

25-28

20-24

16-19

0-15


 

Часть 1.

1. Что отличает человека от животных?

1)воспитание потомства 3) объединение в группы

2)способность к творчеству 4) использование природных материалов

2.  Под обществом понимается:

1)Обособившаяся от природы часть материального мира 2)Весь окружающий человека мир

3)Природная среда 4)Отношения между большими группами людей.

3. К числу наук об обществе относится:
1)История 2)Литературоведение 3)Биология 4)Математика

4.Понятие «экономика» первоначально означало:

1)управление сельским хозяйством 2)искусство ведения домашнего хозяйства

3)натуральный обмен 4)денежное обращение

5. К экономике НЕ относится:

1)выпуск нового автомобиля 2) покупка хлеба в магазине

3)строительство нефтепровода 4)съемка кинофильма

6. Что такое семейный бюджет?

1)все денежные поступления семьи 2)затраты денежных средств в семье

3)доходы и расходы семьи за определённый период времени 4)сбережения

7. Политическая организация общества с определенной формой правления называется:

1)страна           2)государство 3)общество           4)народ

8. Закон предусматривает наказание за нарушение:

1)обрядов            2)правовых норм 3) традиций            4)этикета

9. Ни один закон РФ не может:

1) противоречить Конституции

2) вступать в законную силу без решения Конституционного суда

3) вступать в законную силу без указа Президента РФ

4) противоречить постановлениям Правительства РФ

10. Нормы морали охраняются:

1) государством 2) обществом 3) церковью 4)политическими партиями.

11. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется:

1) моралью  2) ценностью  3) идеалом  4) правом

12.  Что не относится к общественным наукам?

1)экономика 2) химия 3) философия 4) культурология

13. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её члены: 
1) обмениваются результатами деятельности   2) ведут общее хозяйство   

3) выполняют работу по специальности     4) преобразуют окружающий мир в интересах человека 

14. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием. Объясни, почему слово оказалось лишним.

1)Школа       2)Религия    3)Урок      4) Знания     5)Умения    

15. Выпишите из приведенного списка обязанности гражданина

1) Платить налоги 2) Защищать Родину 3) Посещать театры и музеи

4)Участвовать в митингах и демонстрациях 5)Беречь природу

6)Заниматься благотворительностью

16. Установите соответствия между приведенными понятиями и определениями

1) Игра

А)Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

2)Общение

Б) Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых

3)Учение

В) Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям

4)Труд

Г)Вид деятельности,  целью которого является приобретение человеком знаний и умений


 

17. Соотнесите понятия и их определения

Понятия

Определения

А) Товар

1) продукт, произведенный на продажу

Б) Услуга

2) денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд

В) Заработная плата

3) действие, приносящее пользу другому человеку


 

18. Укажите понятия по следующим определениям:

А. Основной Закон страны, закрепляющий определенное государственное устройство, имеющий высшую юридическую силу, называется…

Б. Система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг — …

19.Подумай и напиши 5-ть отличий, по которым животное отличается от человека.

20. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности»: В пище,  в отдыхе,  в еде,  в красоте,  в поддержании теплового баланса,  в защите.  Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Часть 2.

1) Российская императрица Екатерина II написала специальную азбуку для своего внука. Вот некоторые правила из этой книги: «Мальчик должен закаляться с детства, спать под лёгким одеялом. Он должен иметь разных домашних животных и лично за ними ухаживать. Если мальчик капризничает из-за болезни, его надо успокоить и оказать врачебную помощь. Если мальчик капризничает из-за упрямства, желая что-нибудь получить слезами, ему надо спокойно объяснить его неправоту и ничего не давать».

1.Какие черты характера хотела воспитать у внука Екатерина II? Назовите не менее трех качеств.

2. Какое значение семья имеет в жизни человека? Проиллюстрируйте на трех примерах.

3. Как вы считаете, каковы причины семейных конфликтов? Назовите не менее трех причин.

4. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Каково значение семьи для ребенка?».

Ответы к тесту.

1) 2

2)4

3)1

4)2

5)4

6)3

7)2

8)2

9)1

10)2

11)3

12)2

13)2

14)2. Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы

15)1,2,5.

16)1-Б,2-В,3-Г,4-А.

17)1-А,2-В,3-Б.

18)А-Конституция. Б-Рынок.

19) 1. Человек обладает речью и мышлением.

2. Он способен к осознанному творчеству.

3.Изготавливает и использует орудия труда.

4. Человек единственный из млекопитающих приспособился к прямохождению.

5. Отсутствие шерсти.

20) 1. Ответственность, доброта, почитание старших.

2. Формировании личности человека.

Передача знаний от старшего поколения к младшему.

Обучении формам поведения. В семье ребенка учат, как надо вести себя в обществе.

3. Проблемы воспитания и ухода за ребенком,

Ведение домашнего хозяйства

Неуважение к родственникам

4. Семья дает опору, поддержку, навыки общения. Она помогает развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

ВПР по обществознанию 6 класс с ответами 2018 год все варианты |

Собраны все реальные варианты с ответами  по обществознанию для 6 класса. Работа прошла 11 мая 2018 года. На выполнение работы дают 45 минут. В работе 6 заданий.

Задание 1 нацелено на проверку умения анализировать и оценивать собственную деятельность и ее результаты. Задание предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности с опорой на личный социальный опыт обучающегося.

Задание 2 построено на основе графического представления статистической информации. Оно нацелено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (диаграмма) и состоит из двух частей. В первой части обучающемуся требуется проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и
высказать предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных. Во второй части задания нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического исследования вопрос.

Задание 3 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля и т.п. Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен сначала объяснить значения отдельных слов, словосочетаний, а затем – смысл всего высказывания.

Задания 4 и 6 предполагают анализ визуального изображения социальных объектов, социальных ситуаций. Обучающийся должен осуществить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (фотоизображение) и выполнить задания, связанные с соответствующей фотографией.

Задание 5 направлено на проверку умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему с использованием шести предложенных понятий.

Подчеркнем, что задание 1 во всех вариантах предполагает систему вопросов о виде деятельности (учеба, игра, труд, общение), а задание 5 – составление краткого сообщения о нашей стране / регионе проживания. 

Задания 2–4 и 6 в различных вариантах ВПР являются одинаковыми по уровню сложности и позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.

Варианты для скачивания размещены ниже.

Подписываться на обновления вконтакте!

 

Обществознание 6 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

Выберите  один  правильный  ответ  из  предложенных.  Ответ  внесите в таблицу.

Задание 1.1

Ниже приведён ряд ситуаций. Все они, за исключением одной, относятся к политике государства. Найдите и выпишите номер ситуации, выпадающей из этого ряда.

  1. производство школьной формы
  2. внесение законопроекта в парламент
  3. выступление лидера государства на международной конференции
  4. обсуждение законопроекта на телевидении и в прессе
  5. выступление президента с ежегодным посланием

Задание 1.

2

Ниже приведён ряд признаков, характеризующих труд человека. Найдите и выпишите номер признака, выпадающего из этого ряда.

  1. труд даёт человеку всё необходимое для жизни
  2. труд различается по содержанию и сложности
  3. труд может быть коллективным и индивидуальным
  4. главная цель труда – приобретение новых знаний и навыков
  5. различают физический и умственный труд

Задание 1.3

Ниже перечислены различные ступени образования. Найдите и выпишите номер, выпадающий из этого ряда.

  1. высшее образование
  2. начальная школа
  3. среднее профессиональное образование
  4. средняя (полная) школа
  5. самообразование

Ответ:

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

Задание 2.1

Выберите  в  приведённом  списке  отличительные  черты  человека  как биосоциального  существа.   Запишите  в  качестве  ответа  цифры,  под  которыми они указаны.

  1. создаёт орудия труда
  2. производит свою собственную окружающую среду
  3. способен к творческой деятельности
  4. имеет физиологические потребности
  5. обладает генетически унаследованными качествами

Задание 2.2

Выберите в приведённом списке возможные причины социальных конфликтов. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. достижение компромисса в решении сложных вопросов
  2. противоположная позиция людей по различным вопросам
  3. разлад между ожиданиями и поступками людей
  4. уважение к мнению другого человека
  5. желание занять  более  высокое  место  в  социальной  иерархии  ценой интересов других людей
  6. умение вести переговоры
  7. выявление существующих противоречий

Задание 2.3

Выберите  в  приведённом  списке  государственные  символы.  Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. герб
  2. флаг
  3. территория
  4. власть
  5. президент
  6. гимн
  7. парламент
  8. средства массовой информации

Задание 2.4

Выберите в приведённом списке конституционные права граждан.

  1. уплата налогов
  2. участие в выборах
  3. свобода и личная неприкосновенность
  4. охрана природы и окружающей среды
  5. соблюдение Конституции
  6. забота о памятниках истории и культуры
  7. защита Отечества
  8. тайна переписки

Ответ:

2.1.2.2.2.3.2.4.
123235126238

Критерии оценивания

3  балла

  за  полностью  верный  ответ. 1  балл  за  ответ  с  одной  ошибкой (не указан  один  из  верных  ответов  или  наряду  с  указанными  всеми верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 3

Прочитайте  фрагмент  из  романа  Ч.  Диккенса «Большие  надежды». Соотнесите  пронумерованные  фрагменты  текста  с  приведёнными  ниже понятиями. Ответы запишите в таблицу.

«Укоры  совести  (1)  тяжелы  и  для  взрослого,  и  для  ребёнка;  когда  же  у ребёнка  к  одному  тайному  бремени  прибавляется  ещё  и  другое,  спрятанное  в  штанине,  это  ‒  могу  засвидетельствовать  ‒  поистине  суровое  испытание.  От греховной мысли, что я намерен обокрасть миссис Джо (что я намерен обокрасть (

2) самого Джо, мне и в голову не приходило, потому что я никогда не считал его хозяином  в  доме),  а  также  от  необходимости  и  сидя,  и  на  ходу  всё  время придерживать рукою хлеб, я едва не лишился рассудка  (3). А когда угли в очаге разгорались и вспыхивали от ветра, налетавшего с болот, мне чудился за дверью голос человека с цепью на ноге, который связал меня страшной клятвой и теперь говорил, что не может и не хочет голодать (4) до утра, а подавай ему есть сейчас же.
Беспокоил меня и его приятель, так жаждавший моей крови, ‒ а вдруг у него не  хватит  терпения,  или  же  он  по  ошибке  решит,  что  может  угоститься  моим сердцем  и  печёнкой  не  завтра,  а  уже  сегодня.  Да,  если  у  кого-нибудь  волосы вставали дыбом от ужаса, так, наверно, у меня в тот вечер. Но, может, это только так говорится?

Дело было  в  сочельник, и меня  заставили  от  семи до  восьми,  по  часам, месить  скалкой рождественский пудинг  (5). Я попробовал месить  с  грузом на ноге (при  этом  лишний  раз  вспомнив  про  груз  на  ноге  того  человека),  но  от каждого  моего  движения  хлеб  неудержимо  стремился  выскочить  наружу.

К  счастью,  мне  удалось  под  каким-то  предлогом  ускользнуть  из  кухни  и спрятать его у себя в каморке под крышей.».

  • А) цель
  • Б) сознание
  • В) труд
  • Г) самооценка
  • Д) потребности

Ответ:

Критерии оценивания

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 4

Соотнесите примеры экономической деятельности со стадиями экономического процесса, к которым они относятся. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

ПРИМЕРСТАДИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
А) выращивание зерновых культур

Б) стрижка в парикмахерской

В) посещение зоопарка

Г) просмотр фильма в кинотеатре

Д) проживание в загородном доме

Е) создание телевизионной программы

Ж) работа шарикоподшипникового завода

З) посещение экскурсии в Историческом музее

1) производство

2) потребление

Ответ:

АБВГДЕЖЗ
11222112

Критерии оценивания

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 16 баллов.

Задание 5

Соотнесите  примеры  потребностей  человека  с  видами  потребностей, к которым они относятся.

ПРИМЕРВИД ПОТРЕБНОСТИ
А) самовыражение, самореализация

Б) дружба, труд, общение

В) защита от врагов, самосохранение

Г) пища, дыхание, сон

1) физиологические

2) потребность в безопасности

3) социальные

4) духовные

Ответ:

Критерии оценивания

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 6

Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.

  • 1. Как  называется  общественное  явление,  проявление  которого  отображено  на фотографиях?
  • 2. Назовите слои общества, которые отображены на фотографиях.
  • 3. Назовите  четыре  любых  критерия,  по  которым  происходит  деление общества на слои.
  • 4. Назовите  два  любых  пути  преодоления  существования  в  мире  крайних проявлений названного в вопросе 1 явления.

Рисунок 6.1

Рисунок 6.2

Ответ:

1. Социальное неравенство. 2 балла за ответ на вопрос.

2. Богатые. Бедные. ИЛИ Высший класс. Низший класс. По 2 балла за каждый верно названный социальный слой. Всего 4 балла.

3. Уровень образования, уровень доходов, участие в управлении государством, характер труда.

Могут быть названы иные критерии

По 2 балла за каждый верно названный критерий. Всего 8 баллов.

4.  Оказание помощи нуждающимся. Реализация государством программ по повышению уровня жизни всего населения.

Могут быть названы иные пути преодоления

По 3 балла за каждый верно названный путь решения. Всего 6 баллов.

Максимум за задание 20 баллов.

Задание 7

Решите обществоведческий кроссворд.

Обществоведческий кроссворд для 6 класса

По горизонтали:

  • 1. Оценка личностью самой себя, своих возможностей.
  • 5. Торжественная песнь.
  • 6. Процесс приобретения человеком знаний.
  • 8. Социальная группа, основанная на родственных связях.

По вертикали:

  • 2. Взаимные деловые и дружеские отношения людей.
  • 3. Высказывание, содержащее определённую мысль.
  • 4. Форма общения людей посредством языка.
  • 7. Социально и духовно развитый человек.
  • 9. Процедура избрания кого-либо путём голосования

Ответ:

Ответ на обществоведческий кроссворд для 6 класса

По 2 балла за каждое верное слово.

Максимум за задание 18 баллов.

Максимум за работу 90 баллов.

%PDF-1.5 % 2763 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 2763 82 0000000016 00000 н 0000003368 00000 н 0000003505 00000 н 0000004775 00000 н 0000005301 00000 н 0000005892 00000 н 0000006458 00000 н 0000007013 00000 н 0000007614 00000 н 0000008120 00000 н 0000008762 00000 н 0000009315 00000 н 0000009406 00000 н 0000009521 00000 н 0000009634 00000 н 0000010224 00000 н 0000010649 00000 н 0000011169 00000 н 0000011257 00000 н 0000011751 00000 н 0000027128 00000 н 0000044350 00000 н 0000059595 00000 н 0000060160 00000 н 0000060312 00000 н 0000060828 00000 н 0000061280 00000 н 0000061666 00000 н 0000062113 00000 н 0000062650 00000 н 0000062689 00000 н 0000062838 00000 н 0000062923 00000 н 0000079435 00000 н 0000095939 00000 н 0000109120 00000 н 0000109557 00000 н 0000109934 00000 н 0000110362 00000 н 0000126522 00000 н 0000141225 00000 н 0000141456 00000 н 0000141687 00000 н 0000141813 00000 н 0000146689 00000 н 0000152369 00000 н 0000155019 00000 н 0000158902 00000 н 0000163962 00000 н 0000168330 00000 н 0000170874 00000 н 0000171279 00000 н 0000175261 00000 н 0000175293 00000 н 0000175370 00000 н 0000191539 00000 н 0000191872 00000 н 0000191941 00000 н 0000192059 00000 н 0000192091 00000 н 0000192168 00000 н 0000195092 00000 н 0000195427 00000 н 0000195496 00000 н 0000195614 00000 н 0000195739 00000 н 0000202935 00000 н 0000202976 00000 н 0000207688 00000 н 0000207729 00000 н 0000214925 00000 н 0000214966 00000 н 0000215043 00000 н 0000215167 00000 н 0000215472 00000 н 0000215549 00000 н 0000215853 00000 н 0000215930 00000 н 0000216267 00000 н 0000236964 00000 н 0000314837 00000 н 0000001936 00000 н трейлер ]/предыдущая 4479022>> startxref 0 %%EOF 2844 0 объект >поток ч, {LSg+REj 4U’+xT{(UAa (oUt1]l lY,,[email protected]}/9m

Важные вопросы для CBSE Class 6 Social Science, Chapter wise Solutions

Vedantu стремится предлагать только самые подробные, содержательные и легко читаемые PDF-файлы для своих читателей, чтобы они могли положиться на необходимый учебный материал для успешной сдачи экзаменов. Учащиеся могут использовать эти вопросы и их решения для тщательной проверки перед сдачей экзаменов. PDF-файлы CBSE Class 6 Social Science «Важные вопросы», доступные на Vedantu, помогут учащимся создать прочную основу для их академической успеваемости.

Обзор социальных наук для 6 класса

История. Наше прошлое 

Учебная программа по истории охватывает несколько тем. Первый раздел охватывает такие темы, как первые города, сельское хозяйство, охота и так далее. Затем учащиеся узнают о первых людях, которые жили на Земле, и об их культуре в целом.Это проливает свет на виды оружия и пищи этих людей. Следующие несколько тем, о которых узнают учащиеся, — это эпоха королей. Студенты также получат подробное представление о жизни Ашоки. Короче говоря, студенты научатся сравнивать жизнь, внешность и стили людей из исторической эпохи.

1. Что, где, как и когда?

2. От охоты и собирательства к выращиванию пищи 

3. В древнейших городах 

4. О чем говорят книги и захоронения 

5.Царства, короли и ранняя республика

6. Новые вопросы и идеи

7. Ашока Император, отказавшийся от войны

8. Жизненно важные деревни, процветающие города

9. Короли-торговцы и паломники

10. Новые империи и Королевства

11. Здания, краски и книги 

География – Земля, наша среда обитания 

Раздел географии социальных наук посвящен землям и планетам. Первая глава, которую изучают учащиеся, посвящена самому происхождению Солнечной системы и ее планет.Следующие несколько тем включают полное изучение происхождения Земли и ее развития за последние несколько десятилетий. Наконец, студенты узнают о географических аспектах Индии, то есть о погодных условиях, демографических факторах и т. д.

1. Земля в Солнечной системе 

2. Земной шар – широты и долготы 

3. Движения Земли 

4. Карты 

5. Основные области Земли 

Основные формы суши 6.

7.Наша страна – Индия 

8. Индия – климат, дикая природа и растительность 

Гражданские науки – Социальная и политическая жизнь – I 

Гражданские науки или социальные и политические исследования связаны с пониманием многогранности различных культур и современных цивилизаций. Учащиеся точно узнают о различных определениях дискриминации и разнообразия. Кроме того, в этом разделе также рассматривается, что такое правительство и каковы его элементы. Последние несколько тем главы включают городскую и сельскую администрацию и их влияние на общество.

1. Понимание разнообразия

2. Разнообразие и дискриминация

3. Что такое правительство

4. Ключевые элементы демократического правительства

5. Panchayati Raj

6. Panchayati RAIJ

6. РАДАЖИВАНИЯ

7. Урбанская администрация

8. Сельские средства к существованию 

9. Городские средства к существованию

Заключение

Как было предложено, три раздела социальных исследований охватывают важный аспект цивилизаций и их категорий.Таким образом, эта учебная программа помогает учащимся разработать структурную основу для своего академического пути. Это также помогает учащимся понять различные изменения, которые претерпело общество, чтобы стать тем, чем оно стало сегодня.

Ценность вопросов

Mol Biol Cell. 2013 15 марта; 24(6): 680–682.

Кейт Г. Козмински, редактор отдела мониторинга

Университет Вирджинии

Кафедра клеточной и молекулярной фармакологии, Медицинский институт Говарда Хьюза, Калифорнийский университет, Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния 94158

Поступила в редакцию 3 января 2013 г. ; Пересмотрено 7 января 2013 г.; Принято 9 января 2013 г.

Copyright © 2013 Vale. Эта статья распространяется Американским обществом клеточной биологии по лицензии автора (авторов). Через два месяца после публикации он доступен для общественности по лицензии Attribution-Noncommercial-Share Alike 3.0 Unported Creative Commons License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/3.0).

«ASCB®», «The American Society for Cell Biology®» и «Molecular Biology of the Cell®» являются зарегистрированными товарными знаками The American Society of Cell BD; являются зарегистрированными товарными знаками Американского общества клеточной биологии.

Эта статья была процитирована другими статьями в PMC.

Abstract

Наука начинается с постановки вопросов и поиска ответов. Маленькие дети понимают это интуитивно, когда они исследуют и пытаются осмыслить свое окружение. Тем не менее, научное образование фокусируется на конечной игре «фактов», а не на исследовательской основе научного процесса. Поощрение задавать вопросы помогает привнести истинный дух науки в нашу систему образования, а искусство задавать правильные вопросы представляет собой важный навык, который следует развивать практикующим ученым.

ВВЕДЕНИЕ

«Легче судить о человеке по его вопросам, чем по его ответам». — Пьер-Марк-Гастон, герцог де Леви (1764–1830)

«Я понимаю; наука такая же, как правописание. Вам просто нужно запомнить это, и это не имеет никакого смысла». — Анонимный ученик начальной школы США

Сопоставление этих цитат иллюстрирует серьезный недостаток естественнонаучного образования K-12. Основа науки состоит в том, чтобы задавать вопросы о мире природы, а затем искать ответы.Если учащийся рассматривает орфографию и изучение науки как один и тот же опыт, то мы не можем объяснить фундаментальную причину, по которой наука существует как дисциплина, и то, что она может предложить.

Цитата студента, к сожалению, отражает наш подход к преподаванию науки: изучайте факты и не отклоняйтесь от этого сценария. Однако прежде чем превратить научные данные в «факты», наука начинает с постановки вопросов как формы интеллектуального исследования. Маленькие дети полны вопросов, порожденных истинным любопытством, а не желанием произвести впечатление.Но в процессе обучения студенты и взрослые задают меньше вопросов и более пассивно принимают факты «как есть». Я наблюдал эту тенденцию на своем опыте в школьных классах. Однако я хотел бы думать, что это не неизбежный результат образовательного конвейера. Таким образом, стоит спросить, можем ли мы сделать больше для продвижения вопросов как основного инструмента научного образования и практики профессиональной науки.

ИСКУССТВО ЗАДАТЬ ХОРОШИЙ ВОПРОС

Вы не можете проснуться однажды утром и пробежать марафон без подготовки.Точно так же умение задавать хорошие вопросы требует практики, обучения и наставничества. Если ребенок (или взрослый) находится в среде, не поощряющей активные вопросы, то этот навык не станет активной привычкой ума.

Цель и практика активных вопросов уходят корнями в древние философские традиции. Сократ хорошо известен тем, что использовал вопросы, чтобы проверить обоснованность предположения, проанализировать логику аргумента и исследовать неизвестное. Вопросы были средством обучения его учеников, выявляя их понимание предмета, а затем побуждая их открывать набор логических выводов вместо того, чтобы читать им лекции о том, что истинно, а что ложно.Сократовские вопросы до сих пор пропагандируются как мощный современный метод обучения (Brill and Yarden, 2003).

Вопрошание также является основным принципом восточной философии. В Прашна-упанишаде, одном из самых ранних текстов Упанишад, служащих основой индуизма, ученики задают мудрому учителю шесть важных вопросов ( prashna означает вопрос на санскрите). Будда также поощрял вопросы со стороны своих учеников, и вопросы до сих пор играют фундаментальную роль в практике современного буддизма.Недавно я имел удовольствие посетить Дхарамсалу, Индия, где я наблюдал за дебатами тибетских буддийских монахов — ежедневной практикой, когда один монах постоянно расспрашивает другого монаха в течение часа, часто по эзотерическим вопросам буддийской мысли. Впечатляющим аспектом этой практики является то, как монахи используют этот метод вопросов/ответов, чтобы отточить свои логические навыки и исследовать сложные вопросы. Допрос включает в себя большую умственную концентрацию и интенсивный обмен мнениями, перемежающийся эпизодами смеха и радости.Интересно, что использование вопросов для интеллектуального исследования и обучения развивалось независимо в сократовской и буддийской школах мысли, и обе они развивали этот навык посредством высокой степени дисциплины и практики.

Философия и наука выросли вместе и были неразрывно переплетены; логический аргумент и индуктивное мышление были способами исследования/объяснения мира природы. Было мало «фактов», которые нужно было запоминать, и структура использования экспериментов/сбора данных для формулирования научных теорий утвердилась только в середине второго тысячелетия.С этого момента наука и философия неуклонно расходятся в предметных областях и методологиях. Редко можно встретить ученого и философа, обменивающихся идеями друг с другом на встрече. Однако искусство задавать вопросы практикуют ученые, философы и педагоги, и эти дисциплины могут учиться друг у друга, исследовать и использовать практики и идеи друг друга.

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА КАК ОСНОВА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Практически все преподаватели согласны с тем, что преподавание естественных наук должно в большей степени основываться на исследованиях, а не на запоминании фактов (Комитет по концептуальным основам новых стандартов естественнонаучного образования K-12, 2012).Многие преподаватели в настоящее время разрабатывают экспериментальные модули, которые вовлекают учащихся в практику научных исследований в лабораторных условиях, и пытаются экспортировать эти экспериментальные модули и идеи во многие школы.

При правильном задании хороший вопрос также может стать отличным средством для начала процесса исследования. Чтобы найти ответ на вопрос, не обязательно нужна лаборатория, специальное оборудование или деньги. Цель постановки вопроса и ответа на него не обязательно состоит в том, чтобы исследовать совершенно нетронутую область науки (что нереально для К-12). Скорее, это должен быть личный поиск, чтобы разрешить любопытство и попытаться понять ответ. Кроме того, исследование одного вопроса часто приводит к дальнейшему кругу вопросов, которые углубляются в явление.

Рассмотрим несколько примеров вопросов. Алан Алда, известный актер, режиссер и писатель, который сейчас входит в консультативный совет Центра коммуникативных наук Университета Стоуни-Брук, поставил перед собой задачу ответить на вопрос Science : «Что такое пламя?» (Альда, 2012).Этот вызов был основан на его опыте, когда 11-летний ребенок задал своему учителю тот же вопрос и получил разочаровывающий, малосложный ответ: «Это окисление». Прошлой весной Альда получила более 800 ответов на этот вопрос от ученых, и ответы оценивали 6000 11-летних детей. Этот пример показывает, что требуется много размышлений, чтобы понять и объяснить «простые» вопросы о нашем повседневном опыте. «Почему небо синее?» можно использовать, чтобы узнать огромное количество информации о свете и атмосфере. Даже вопрос «Что такое свет?» достаточно, чтобы вызвать бесконечную череду последующих вопросов. «Это и волна, и частица». Что означает этот неинтуитивный ответ? Какие доказательства подтверждают поведение света как волны? Почему мы говорим, что это частица? А для более продвинутых студентов: «Как отдельные фотоны, направленные на пару щелей, могут создавать интерференционные картины с другой стороны, как если бы они проходили через обе щели одновременно?» Задавая вопросы, человек понимает, что наука не сводится к заполнению правильных кружков карандашом №2.Некоторые загадки не имеют хороших ответов или имеют частичные ответы с нечеткими границами. Это может разочаровать часть учителей и учеников, которым нужны четкие ответы. Но это может сделать науку «круче» и лучше подготовить студентов к размышлению о фактах и ​​ориентироваться в сложном мире, в котором не всегда есть точные ответы.

Вопросы можно использовать для самостоятельного обучения в школе различными способами. Ключевыми составляющими являются то, что учащиеся должны иметь некоторую свободу выбора интересующего их вопроса, иметь возможность найти ответ самостоятельно, а затем иметь возможность научить других (одноклассников и учителя) тому, что они узнали. Я был свидетелем особенно удачного примера спонтанного, движимого любопытством опроса в «Катте», добровольной научной дискуссионной группе для студентов колледжей под руководством Милинда Ватве, затем в колледже Гарвер, Пуна, Индия (Jog, 2009). katta на языке маратхи (региональный индийский язык) означает место, где люди могут встречаться, разговаривать и обмениваться идеями. В «Катте» Ватве студенты ведут дискуссию. Много вопросов возникает и быстро стихает. Однако в некоторых случаях студенты начинают роиться вокруг вопроса, желая узнать больше.Этот опыт часто побуждает студента или группу студентов более глубоко исследовать вопрос самостоятельно, а затем представить то, что они обнаружили на более поздней катте. Иногда группа студентов решает изучить вопрос научным образом, используя инструменты лабораторных, математических, полевых исследований и т. д., в зависимости от обстоятельств. В ряде случаев эти расследования доходили до публикаций в известных журналах.

Ватве играет роль катализатора, обеспечивая безопасную среду, в которой учащиеся могут свободно задавать вопросы, не беспокоясь о том, хороший ли это вопрос, плохой, умный или сумасшедший. Обычно никто в комнате (включая Ватве) не является экспертом в этом вопросе. Но он побуждает их независимо заниматься этим вопросом, побуждая их взять на себя ответственность за этот вопрос и думать по-новому, что, возможно, не приходило в голову ученым в этой области.

В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ: НОВАЯ РОЛЬ ИНТЕРНЕТА

Когда я был ребенком и мне нужно было изучить тему для школы или найти ответ на вопрос, я вытащил Всемирную книжную энциклопедию , самое ценное достояние нашей семьи .Мне не всегда приходилось ходить в библиотеку; Мне повезло, что у меня дома был источник знаний.

Каким другим стал мир для моих детей-подростков. Через Интернет они имеют беспрецедентный доступ к информации, охватывающей практически весь объем человеческих знаний. Эта информация теперь доступна в масштабе секунд, как если бы она стала виртуальным продолжением нашей коры головного мозга. Если в голову приходит интересный вопрос, его можно изучить сразу и из нескольких источников, а не идти в библиотеку завтра или на следующей неделе. Кроме того, теперь можно установить глобальные связи между ребенком в Индии, задавшим вопрос, и ученым в Англии, который может дать ответ. Однако стремительное превращение Интернета в обширные, густые информационные джунгли создает пару проблем: наше время ограничено, а простой формулы для интеграции информации не существует. Так На мой взгляд, самым важным навыком для двадцать первого века является умение оценивать и интегрировать информацию из нескольких источников, чтобы генерировать концептуальное понимание или новую идею.

Хотя интеграция информации становится все более важной для будущего успеха, образовательное сообщество еще не до конца поняло, как научить учащихся этим навыкам. Многие учителя, например, говорят, что Википедия ненадежна и не может использоваться в качестве ресурса. Некоторые делают общие заявления о том, что сайты .org или .gov — это хорошо, а сайты .com — плохо. Дети достаточно сообразительны, чтобы понимать, что такие утверждения слишком упрощены и не соответствуют действительности. Да, в Википедии можно найти ошибки, хотя некоторые исследования показывают, что их относительно немного (Giles, 2005).Но утвержденный государством учебник биологии для средней школы также может содержать устаревшую информацию и неверные упрощения. Также глупо думать, что подростки, которые ищут ответ на один из своих вопросов, пойдут к своему учебнику или своему учителю; они направятся прямо в Интернет, и при некотором благоразумии найдут хороший ресурс за короткое время. Кроме того, мы уже живем в мире, где большинство взрослых обращаются к Интернету как к источнику информации о науке (Brossard and Scheufele, 2013).

Вместо того, чтобы жестко ограничивать детей в исследованиях в Интернете, необходимо уделять больше внимания обучению их передовым методам, таким как направление их к надежным источникам в Интернете, обучение их тому, как выявлять потенциально ошибочную информацию, как интегрировать информацию из нескольких источников и как ссылаться на них. Категорически заявлять, что Википедия ненадежна, недостаточно; довольно конкретные страницы или примеры в Википедии, где информация может быть неполной или неточной, должны быть проиллюстрированы (и это редкость из моего опыта работы с более крупными научными темами). Студенты также должны получить более зрелый взгляд на знания, понимая, что они динамичны и что есть спорные моменты, которые требуют суждений, а не слепого запоминания. Важно отметить, что нет необходимости создавать два лагеря ученых, создавая отдельные инструкции для того, что дети должны делать, чтобы получить лучшую оценку за задание в классе, и как они должны усваивать знания вне школы. В большинстве школ есть девиз о том, чтобы научить учащихся «учиться всю жизнь», но этого не произойдет, если ученики не увидят связи между тем, как они изучают вопрос для школы, и тем, как они изучают вопрос самостоятельно.

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЗАДАЧИ ВОПРОСОВ КАК ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Задавание вопросов может показаться хорошим образовательным подходом, так почему же это не более распространенная практика в естественнонаучном образовании? Несколько культурных факторов создают барьеры. Во-первых, это восприятие учителя как всемогущего сосуда знаний, который передает информацию ученикам. В этой формулировке сложный вопрос без немедленного ответа или неопределенный ответ может угрожать учителю и разочаровывать ученика.Однако такое мнение несправедливо по отношению к учителям. Учителя тоже должны быть учениками. Учитель должен чувствовать себя совершенно комфортно, говоря: «Я не знаю ответа на этот вопрос, но дайте мне его найти — или давайте посмотрим вместе». На многие вопросы нет быстрых и простых ответов, и поэтому они становятся почвой для исследования. Студенты также должны иметь возможность учить своих сверстников, когда они ищут ответ на вопрос. В этой модели учителя и ученики становятся партнерами в их взаимном обучении.

Вторым препятствием для использования опроса в качестве образовательного инструмента является то, что вопросы непредсказуемы по своей природе.Никто не может знать, что будут спрашивать студенты в том или ином году. В условиях такой неопределенности может быть трудно планировать. С утвержденными государством учебными планами времени на отклонение от сценария практически нет. Возможность задать вопрос, найти ответ и представить его классу требует определенной гибкости в недельном плане урока. Большинство учителей, особенно в государственных школах, не имеют такой роскоши.

Третье препятствие для использования вопросов состоит в том, что это не тривиальный навык, которому нужно научиться.Я уже говорил, что древние греки и современные буддисты практикуют этот навык на протяжении многих лет. Точно так же для реализации таких идей в классе потребуется подготовка учителей.

Как обсуждалось в недавних редакционных статьях Брюса Альбертса (2012a, b), в основе всех трех препятствий лежит нехватка времени в системе K–12 для углубленного изучения учащимися или учителями. Государственные учебные программы по естественным наукам предписывают список «обязательных» тем и информации, который настолько длинный, что учителям становится довольно сложно уместить все это в течение учебного года.Этот всеобъемлющий подход, основанный на запоминании, отлично подходит для тестирования, но плохо подходит для воспитания детей, интересующихся наукой или даже знающих, чем на самом деле является наука. Концептуальное понимание того, как клетки используют и производят энергию, важнее, чем повторение всех шагов гликолиза, которые можно быстро повторить онлайн. Государственным педагогам необходимо сократить количество необходимого материала в своих учебных программах по естественным наукам, чтобы у них оставалось больше времени для углубленного изучения, инициативы учителей и профессионального развития, а также изучения вопросов.Финляндия принимает такие стратегии, при этом образовательные результаты значительно выше, чем в США (Sahlberg, 2011).

ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСОВ КАК НАВЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ-УЧЕНЫХ

Постановка правильного вопроса и умение правильно его сформулировать — это не просто упражнение для старшеклассников, но и ключевой навык, необходимый для того, чтобы стать успешным ученым. Заявка на грант часто получает плохую оценку не потому, что предлагаемые эксперименты плохо продуманы, а потому, что задаваемые вопросы неинтересны или нечетко сформулированы.Легко попасть в эту ловушку, потому что конкретные цели часто описываются с точки зрения достижения конкретной технической цели, а не с точки зрения формулирования и ответа на убедительный вопрос. Включение хороших вопросов в текст гранта может быть способом сообщить о целях проекта.

Формулировка интересных вопросов также важна для выступления с научной речью. Многие семинары тусклые, потому что они плавают в данных, но не имеют увлекательного вопроса, чтобы мотивировать сбор данных.Постановка вопросов на протяжении всего семинара привлекает аудиторию и вовлекает ее в мыслительный процесс. Постановка одного вопроса на слайде также может быть эффективным средством определения шагов, необходимых для ответа на этот вопрос на последующих слайдах.

Таким образом, задавать вопросы — часть радости науки. Оно начинается, как только мы можем произнести слово «почему». Даже намного позже, будучи опытным, хорошо образованным ученым, можно постоянно учиться и стремиться к совершенствованию этого дара человеческого интеллекта.

РЕФЕРЕНЦИИ

  • Альбертс Б.М. Провал глубокого обучения кожи. Наука. 2012а; 338:1263. [PubMed] [Google Scholar]
  • Альбертс Б. М. Мобилизация научных обществ. Наука. 2012б; 338:1396. [PubMed] [Google Scholar]
  • Альда А. Вызов пламени. Наука. 2012;335:1019. [PubMed] [Google Scholar]
  • Брилл Г., Ярден А. Изучение биологии по исследовательским работам: стимул задавать вопросы старшеклассникам. CBE Life Sci Educ. 2003; 2: 266–274.[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Brossard D, Scheufele DA. Наука, новые медиа и общественность. Наука. 2013; 339:40–41. [PubMed] [Google Scholar]
  • Комитет по концептуальным основам новых стандартов естественнонаучного образования K-12. Структура научного образования K – 12: практика, сквозные концепции и основные идеи. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; 2012. С. 54–55. [Google Scholar]
  • Джайлз Дж. Интернет-энциклопедии идут рука об руку. Природа. 2005; 438:900–901.[PubMed] [Google Scholar]
  • Джог М. «Научная катта» в Пуне: ловить их молодыми. 2009. Доступно по адресу: www.indiabioscience.