Конспект по истории 6 класс параграф 8 – Конспекты по истории 6 класс

Содержание

Все конспекты по предмету «История России»

Конспекты «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Изучение Истории России шаг за шагом. Онлайн-учебник.

Кодификатор ОГЭ-2019   Проверь свои знания   Подготовка к ОГЭ

История России – это очень длительный период становления великой державы. Он берет свое начало, тогда когда еще не было самого государства, как такового, и продолжается, по сей день. В настоящее время Российская Федерация является исторической преемницей предшествующих форм непрерывной государственности с 862 года: Древнерусского государства (862—1240), Великого княжества Владимирского (1157—1389), Московского княжества (1263—1547), Русского царства (1547—1721), Российской империи (1721—1917), Российской республики (1917), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1917—1922, с 1922 года республика в составе СССР) и Союза Советских Социалистических Республик (1922—1991).


Часть 1. С древнейших времен до конца XVI века .

(6 класс)

Часть 2. С конца XVI до конца XVIII века.

(7 класс)

Часть 3. С XIX до начала XX века.

(8 класс)

Часть 4. С XX до начала XXI века.

(9 класс)

(другие конспекты готовятся к публикации)

Кодификатор ОГЭ-2019   Проверь свои знания   Подобрать репетитора

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ


Источники идей и источники цитат для конспектов по «Истории России»:
  • Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А.Баранов, С.В.Шевченко — М.: АСТ: Астрель, 2014
  • Кацва Л.А. «История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы»/ под н/р В.Р.Лещинера — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012
  • Гильда Нагаева: Памятка по истории России — Феникс, 2014
  • Головко А.В. «ОГЭ. История: универсальный справочник» — Москва: Эксмо, 2016
  • МГУ им. М.В.Ломоносова. Исторический факультет: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина «История России с древнейших времен до наших дней. Учебник» — М.: ПБОЮЛ Л.В.Рожников, 2001.
  • История/ С.И.Кужель — Москва: Эксмо, 2018 (Наглядный школьный курс: удобно и понятно).
  • История: полный курс в таблицах и схемах: 6-9 классы / П.А. Баранов — Москва: АСТ (Подготовка к ОГЭ).

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). 

 

uchitel.pro

План-конспект урока по истории 6 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


__________Нашествие с Запада__________________

ФИО (полностью)

Евтин Вадим Вячеславович

Место работы

МБОУ Перевозская СОШ Перевоз Нижегородская область

Должность

Учитель истории

Предмет

история

Класс

6

Тема и номер урока в разделе

Тема «»Борьба Руси с западными завоевателями»

Базовый учебник

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца  XVΙ в.». М.:«Просвещение», 2009.

Цель урока: познакомить учащихся с ходом шведско-немецкого нашествия, определить причины победы русских войск над крестоносцами, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с захватчиками

Задачи:

Продолжить развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, историческим источником.

Развить навыки работы с тестами на компьютере.

Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине. 

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

45

1

2

3

5

6

7

Орг. момент

Приветствие, проверка присутствующих

Приветствуют учителя

1-2 мин.

Проверка домашнего задания

Проводится фронтальный опрос

Учащихся отвечают «да» или «нет»

3-4 мин.

Актуализация знаний

  • На юге восточные славяне граничили со шведами и Ливонским орденом.

  • Между восточными славянами и крестоносцами часто возникали военные столкновения. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. Примеры: походы Ярослава против шведов и западных рыцарей в земли чуди и в Прибалтику в начале 13 века.

Учащиеся формулируют тему урока

3 мин.

Изучение нового материала

1.Шведское нашествие и его последствия

Цели Швеции.поход Биргера. Александр Невский. Рассказ учителя .

Учащиеся слушают учителя, рассматривают иллюстрации, портреты

24-26мин

1. Невская битва и ее последствия

Сражение на реке Неве. Рассказ учителя .

Учащиеся слушают учителя, работают с картой.

1.Западное нашествие и его последствия

2.Ледовое побоище

Вторжение в Новгородскую землю.  Рассказ учителя .

Рассказ учителя о битве на Чудском озере

Чтение документа «отрывок из летописи» (демонстрация ЭОР)

Работают с картой и иллюстрациями, слушают учителя.

Работают с историческим документом.

Закрепление изученного

3. Задания к параграфу «Борьба Руси с западными завоевателями

Учитель консультирует о ходе выполнения задания.

Учащиеся выполняют тест в тетради с последующей проверкой на слайде ЭОР.

3-4 мин.

Обобщение изученного

Учитель задает вопросы:

1.В чем была сила Новгорода?

 2. В чем был подвиг Александра Невского?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и делают вывод по уроку.

2 мин.

Домашнее задание

Инструктаж домашнего задания (§15, вопросы и задания)

Учащиеся записывают в дневник.

2 мин.

Итог. Оценки.

Учитель выставляет оценки, благодарит учеников.

Учащиеся подают дневник на подпись.

2-3 мин.

Приложение № 1 к плану-конспекту урока

__________Нашествие с Запада__________________

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Невская битва

Информационный

Справочный материал с иллюстрациями, портретами и картами

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5ebcdb0-f684-4410-8815-5c82c33b0633/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_01%5D.html?redirected=true

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/973521d7-3d45-43e1-966d-e52f035b2332/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BTD_10%5D.html

Ледовое побоище

Информационный

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba47c655-9af1-4aea-9c36-893b6b7d4191/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_03%5D.swf

Нашествие крестоносцев

Контрольный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4692708f-f791-4fa5-a00d-e117d011a29f/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BTQ_05%5D.html

infourok.ru

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

Открытый урок по теме:

 “Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв».

Цель —  обобщить   и закрепить  в памяти учащихся основные факты , имена и даты, связанные с борьбой Руси с иноземными захватчиками  на протяжении XIII века;

Задачи:  

Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; способствовать пониманию роли ига в истории нашей страны; раскрыть особенности борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания; развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять данные и факты, строить рассказ на основе нескольких источников, способствовать развитию у школьников интереса к истории.

Воспитательные: воспитывать у учащихся  уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, отваги и чести.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Форма урока: урок – практикум.

Оборудование:

  • Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в 13 веке».
  • Карта — схемы сражений: Невская битва, Ледовое побоище.
  • Учебный фильма «Александр Невский».

                                                                    Ход урока.

Мотивационный блок (6 мин)

Слайд 1. Изображено  несколько рисунков с изображением Александра Невского, Батыя, Битва на Калке, Ледовое побоище, Невская битва.

Давайте вспомним: с какими врагами столкнулась Русь в XIII? (с монголо-татарами, немецкими рыцарями, шведами, литовцами).  

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали  один из важнейших и очень тяжелых периодов  в истории нашей страны, связанный с защитой нашей Родины от различных иностранных захватчиков.

Как вы думаете, какие будут наши с вами задачи и цели на урок?

Сегодня на уроке наша задача обобщить и закрепить полученные знания по данному периоду.

Тема нашего урока – Борьба Руси с иностранными захватчиками в XIIIв.  

 Слайд 2

Эпиграфом нам послужат строки стихотворения А.Блока

Слайд 3

О, Русь моя! Жена моя! До боли

 Нам ясен долгий путь!

 Наш путь — стрелой татарской древней воли

 Пронзил нам грудь…\….

 И вечный бой! Покой нам только снится

 Сквозь кровь и пыль ….

 Летит, летит степная кобылица

 И мнет ковыль ….

Образ несущей вскачь степной кобылицы – это символ выступившей против ордынцев Московской Руси, образ всей нашей древней истории. XIII век — время тяжелых испытаний для Русской земли. Немало бед принесли нашим предкам ссоры князей и битвы между ними, жестокие схватки с половцами и печенегами.  

В каком состоянии находилось наше государство в XIII в.?

Какие  отрицательные последствия  имела государственная раздробленность Руси?

  •  упадок военного могущества Древней Руси,
  •  падение обороноспособности Руси  
  •  отсутствие политического единства.      

Именно эти  последствия  привели  к тому, что не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Каждое сражение несло разрушение, смерть, горе. Но как самое ужасное несчастье хранит до сих пор народная память нашествие монголо-татар.

  1. Битва на реке Калке. (4 мин)

Задание 1.1: «Узнай событие»

Слайд 4

«В лето 6731 (1223г.) по грехам нашим пришли народы незнаемые… Пришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает – кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они», — писал русский летописец.

О какой битве идет речь?  

Каковы итоги битвы?  

31 мая 1223 г. – Битва на  Калке. Монголы всех перебили. В битве погибло около 10 тысяч русских воинов.  Пленных русских князей они связали, повалили на землю и придавили досками, на которых устроили пир.

Почему русские и половцы потерпели поражение?

Силы русских князей были разобщены, каждый командовал своей дружиной. В критический момент половцы предали русских и начали грабить своих бывших союзников. Киевский князь Мстислав Романович, расположившись на холме, безучастно наблюдал за гибелью русских дружин.

  1. Монгольское нашествие на Русь. (10 мин.)

Задание 2.1: «Узнай событие»

Слайд 5.

2.1. Был страшный год, когда все страны

Боялись больше , чем огня

Батыя – внука Чингисхана,

 Свое соседство с ним кляня…

 Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой ,

 Топча сухие ковыли.

                                       (1237 г. – нашествие хана Батыя на Русь)

2.2. Работа с модулем «Русь в борьбе с монголо-татарами».

Задание 1 – Поместите таблички на правильные места «1-2 поход Батыя»

2.3.Какие последствия имело монгольское нашествие на Русь?(беседа)

— резко сократилось население страны;

— разрушены десятки городов, многие мастера и ремесленники погибли, а некоторые уведены в плен;

— замерла торговля и хозяйственная жизнь;

— прекратилось каменное строительство;

— погибли произведения искусства – храмы, иконы, книги…

2.4 Чем можно объяснить победы монголо — татар?   (беседа)

Главные причины поражения Руси:

1.Раздробленность и отсутствие единства в русских землях.

2. Высокое воинское мастерство монгольского войска.

2.5  Кто быстрее? Приложение 1   (Раздать рядам)

Работа в парах, выполнять по одному положению, затем передавать другой парте.

Вывод:  Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских орд. Она остановила и задержала  дальнейшее их продвижение на Запад и спасла Западную Европу от разгрома.  По этому поводу А.С.Пушкин писал, что Западная Европа была спасена  «растерзанной и издыхающей Россией».

А теперь небольшая физминутка. (1-2мин.)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.(качаются)

Ветер тише, тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше, выше (встают)

Проведем еще игру

Все присядем, скажем «у»,

Быстро встанем, скажем «а».

Вот и кончилась игра.

3. Невская битва. (10 мин)

                  3.1Узнай событие.   

  3.1. «И была сеча великая со шведами, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю (Биргеру) возложил печать на лицо острым своим копьем».

 (Невская битва, 1240г.)

Почти одновременно с монгольским нашествием древнерусские княжества оказались под угрозой нашествия.

Назовите основные причины их походов.  

!!!3.2 Задание. Ребята, распределите правильно карточки с вооружением и оружием воина русского и шведского.  (Приложение 2)

1: русский (шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)

3.3. Вставить пропущенные предложения в тексте «Невская битва». (Приложение 3)

Ребята, перед вами на экране схема «невская битва»

  • Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ________________ .  
  • Александру перед боем сказал  воинам: «Нас немного, но

     не  в силе  ____________________________.»

  • 15 __________1240 года русское войско напало на _________________ лагерь.
  • Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и  _________________.
  • Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на _____________ и убил шведского епископа.
  • Сам Александр тяжело ранил шведского _____________.
  • Шведы бросились _________________.
  • За победу на реке Неве народ назвал Александра _____________.

4.  Ледовое побоище (10 мин)

                Узнай событие

4.1. Под нами лед, над нами небо,

За нами наши города,  

Ни леса, ни земли , ни хлеба

Не взять  ливонцам никогда

                                          ( 1242 г. – Ледовое побоище)

         

Просмотреть учебный фильм «Александр Невский» (продолжительность 4 мин.)

Беседа по вопросам:

  1. На основании этого фрагмента каким перед нами предстает сам князь, каков его образ? (образ мужественного храброго человека, защитника Руси)
  2. Каковы причины победы русских над немецкими рыцарями? ( воодушевляющий образ князя, правильно выбранная стратегия и тактика, храбрость, мужество и героизм русских воинов)

Каково историческое значение Невской битвы и битвы на льду Чудского озера?

  • Немецкие и шведские рыцари были изгнаны из русских земель
  • Северо-западные земли Руси отстояли свою независимость и свободу

Обе победы Александра Невского – над шведами и немцами – имели огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Они приостановили грабительские продвижения рыцарей – крестоносцев на восток, обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике, дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу против монгольских поработителей. 

  Рефлексия:   (2мин)

Самое важное имя: …………………………………………………………

Самое важное события ………………………………………………………

Два самых важных качества личности полководца: ……………………………

 Выставление оценок за урок. (3 мин)

Домашнее задание:

1)написать сочинение «Александр Невский – доблестный полководец»;

2) Раздать темы докладов(«Поучение детям» — Владимир Мономах. «Слово» и «Моление Даниила Заточника». «Слово о полку Игореве». Архитектурные постройка Новгорода в 12-13 веках. Архитектурные постройки Владимира в 12-13 веках. Влияние ордынского владычества на русскую культура. Сделать мини-презентацию на 5-6 слайдов.)

Ребята выходя из класса положите ваши кружочки мне на стол.

С улыбкой – урок понравился и не вызвал трудностей.

Недовольный – на уроке я выявил затруднения по некоторым вопросам – буду исправлять!

Кроссворд

1.Река, где впервые встретились русские  воины с монголо – татарскими воинами
2.Господство одного народа над другим
3.Ханская грамота с правом на княжение
4.Город, который 7 недель оборонялся от монголо – татар и был прозван «злым городом»
5.Город Южной Руси, столица Древнерусского государства, павший 6 декабря 1240 года под  натиском монголо — татар
6.Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо — татар
7.Подарки ханам от русских князей
8.Монголо – татарский хан,возглавивший поход на Русь в 1237г
Автор: Демченко Лариса Александровна

nsportal.ru

План (конспект) учебного занятия по истории 6 класс (ФГОС)

План (конспект) учебного занятия «Начало раздробленности Древнерусского государства»

Авторы и название учебной программы: Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016. — 77 с.

Учебный раздел: Политическая раздробленность на Руси

Урок: «Начало раздробления Древнерусского государства»

Цель учебного занятия: Дать представления о событиях истории Древнерусского государства периода раздробленности, определить причины и последствия раздробленности Древнерусского государства.

Тип урока – изучение нового материала.

«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос,

насчитывающий несколько новых зерен – княжеств».  

Причины раздробленности Киевской Руси. РазвитиеКиевского, Переяславского и Чернигово-Северского, Галицкого и Волынскогокняжеств http://ukrmap.su/ru-uh7/979.html

Эпоха раздробленности на Руси — http://interneturok.ru/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/epoha-razdroblennosti-na-rusi

История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 кл.: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Прсвещение, 2011 -255с.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения + ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Форма контроля

предметные

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный этап

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Фронтальная

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу.

Беседует с учащимися по вопросам.

Время правления какого князя мы называем временем расцвета Древнерусского государства?

Почему современники прозвали Ярослава Мудрым?

Какие изменения происходят в управлении Древнерусским государством по сравнению с предшествующим периодом?

Как сказалось формирование государства на культуре и быте народов Руси?

Отвечают на вопросы. Приводят примеры.

Фронтальная

Знание дат, событий, явлений (годы правления Ярослава Мудрого, оценка его деятельности, время формирования древнерусского государства, развитие культуры)

Умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, умеют применять понятия (государство, культура)

Ответы на вопросы домашнего задания

3.Постановка учебных задач

Беседа

слайд 1

слайд 2

Знакомит с эпиграфом урока «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен – княжеств».  

(Рыбаков Б.А.)

Организует беседу с целью предположить учащимся, что же будет происходить с государством в последующий этап его развития.

Озвучивает тему урока.

Анализируют приведённый эпиграф. Пробуют предположить что же будет с Древнерусским государством на следующем этапе его развития, пробуют сформулировать тему урока. Записывают тему урока В ТЕТРАДЬ

Фронтальная

Умение сравнивать, обобщать и делать выводы

Анализ высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

Ответы на вопросы

4.Изучение нового материала

Изучение исторического источника.

слайд 3

слайд 4

При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание.

Изучение исторического источника «Завещание Ярослава Мудрого» (дан в рабочем листе под № 1). Устные ответы на вопросы рабочего листа: От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Анализируют источник, представленный в рабочем листе, отвечают на поставленные вопросы .

Фронтальная

Умение работать с научной литературой, источниками, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы

Анализ текста, умение понимать и анализировать прочитанный материал

Ответы на вопросы.

Картографическое задание

слайд 5

Сравните карты Руси в IX – начале XII в. И Руси в XII – первой четверти XIII в. Карты представлены в рабочем листе (задание 2)

Что на этих картах общего? А в чём различие?

Что такое раздробленность?  Дать понятию свое объяснение, основываясь на сравнении карт.

Изучают и анализируют карты. Карты представлены в рабочем листе (задание 2). Записать определение понятия раздробленность в рабочую тетрадь

Индивидуальная, фронтальная

Умение работать с картой (читать легенду, с её помощью рассказывать об исторических событиях)

Умение пользоваться приобретёнными основными учебными умениями — сравнение, анализ, суждение, умение делать выводывыводы

Участие в беседе, ответы на вопросы

Изучение текста учебника, составление схемы

слайд 6

Перед смертью Ярослав поделил свои земли между сыновьями. Как он это сделал? Ознакомиться с текстом учебника и самостоятельно зарисовать схему раздела земель между тремя старшими сыновьями Ярослава Мудрого. Найти и показать эти земли на карте (все находят на карте учебника, один учащийся на карте на электронной доске). После составления схемы сверить свой результат с образцом на доске

Изучают текст учебника, самостоятельно составляют схему на основании текста

Индивидуальная

Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы, умение работать с картой

Анализ текста, умение понимать и анализировать прочитанный материал, умение представить материал в виде схемы

Участие в беседе, работа с картой, ответы на вопросы

Изучение материала, ответы на письменные вопросы

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

Рассказ учителя о половецкой угрозе и событиях на Руси в это время с использованием презентации.

Предупреждение для учащихся быть особо внимательными, в конце рассказа им нужно будет выполнить тест.

Выполнение теста на основе рабочего листа.

Ключ: 1. Г; 2. Б; 3. А; 4. В; 5. Б;

Взаимопроверка. Обмен тетрадями и проверка работы соседа. Ключ перед учащимися на слайде. Если сосед допустил ошибку — прокомментировать её.

Слушают учителя, Отвечают на тесты, взаимопроверка в парах

Индивидуальная, групповая

Знание дат, событий, явлений

Умение воспринимать устную информацию

Умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, умение оценить соседа и адекватно реагировать на оценку сверстника

Письменные и устные ответы на поставленные вопросы

Физминутка.

слайд 11

Давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы можем отправиться в 12 век. Сейчас мы на границе Руси и половецкой степью. Здесь наши богатыри несут дозор, а мы смогли стать на защиту родины как они?

На слайдах у меня есть подсказки.

— стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д.

— А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечём отбиваться . вытащил меч из ножен взмахнули вложили.

Выполнение физических упражнений

Групповая

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Изучение исторического источника

слайд 12

слайд 13

Чтобы предотвратить дальнейший разгром Руси Владимир Мономах, который княжил тогда в Переяславском княжестве, решил собрать всех внуков и правнуков Ярослава Мудрого на съезд.

Где и когда проходил съезд мы с вами узнаем, познакомившись с отрывком из «Повести временных лет». Так же нам предстоит узнать, какие проблемы рассматривались на нём. На основе исторического источника «Повесть временных лет» о любечском съезде князей» сделать выводы и

заполнить таблицу на выбор 2 строки (1 и 2 строка — 3 балла, 3 и 4 строка — 5 баллов). Таблица приведена в рабочем листе (№ 4)

Изучают текст учебника, индивидуально заполняют таблицу на основании текста, задания выбирают по уровню сложности

Индивидуальная

Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы

Умение заполнять таблицу на основе научного текста, умение переводить текст в табличную форму

Ответы на вопросы, работают в тетрадях

Изучение текста учебника

Причины распада Киевского государства. Индивидуальное задание на выбор: 1) Найди причины распада Древнерусского государства в тексте учебника (4 балла)

2) Найди причины распада Древнерусского государства в тексте и определи политические или экономические причины (5 баллов) Вывод – Во второй половине XI — начале XII века Русь стала распадаться на самостоятельные княжества.

Изучают текст учебника, выполняют письменно задания на выбор по уровню сложности

Индивидуальная, фронтальная

Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Умение находить информацию в тексте

Работают в тетрадях, устные ответы на вропросы

Работа с картографическим материалом

слайд 14

Государственное правление в период раздробленности.

Работа в парах. На основе анализа карты учебника “Русь в XII — начале XIII века” ответь на вопросы

  1. Сколько образовалось самостоятельных княжеств в XI- начале XII века?

  2. На какие княжества распалось Русское государство?

  3. В какое княжество входили г. Теребовль, г.Гродно?

  4. Возможно ли выделить показать единство территории государства? Если «да», то сделай это.

Изучают и анализируют карту, отвечают на вопросы, работают в парах

Групповая

Умение работать с картой (читать легенду, с её помощью рассказывать об исторических событиях)

Умение пользоваться приобретёнными основными учебными умениями

Участие в беседе, ответы на вопросы

Работа с текстом учебника

слайд 15

Можем ли мы говорить, что понятие Русская земля как единое целое не исчезло? (Работа в парах)

Один учащийся внутри круга записывает то, что осталось общее у всей русской народности, другой – что отличало каждое княжество . Озвучить результаты работы.

Изучают текст учебника, выполняют письменно задания

Групповая

Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы

Умение находить информацию в тексте

Работают в тетрадях, устные ответы на вропросы

5. Закрепление изученного материала

Работа с эпиграфом урока

слайд 16

Вернёмся к эпиграфу нашего урока. «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен – княжеств».  

(Рыбаков Б.А.)

Что историк называл колосом? Какие зерна образовались?

Читаю эпиграф, делают вывод из него

Фронтальная

Умение сравнивать, обобщать и делать выводы

Анализ высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

Ответы на вопросы

5. Закрепление изученного материала

Игра «Аплодисменты»

Учитель называет понятия, даты, слова.  Если они касаются темы сегодняшнего урока, дети аплодируют, если нет – сидят тихо. 

Слушают учителя, на ответы, требующие “да” — аплодируют, на ответы, требующие “нет” — отвечают безмолвием

Фронтальная

Знание дат, событий, явлений, имён исторических личностей

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Ответы на вопросы

6. Подведение итогов

Подсчитаем баллы.

Если бы вы, сидели  вместе, баллы было бы больше?

Объединившись, вы бы объединили свои знания.

Выставление оценок за урок, комментарии учителя.

Ответы на вопросы

Умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности

7. Рефлексия

Рефлексия. Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока. Помните, в Древнем Риме судьбу гладиатора решали поднятым или опущенным пальцем руки. Все кому понравился наш урок поднимите палец вверх, а у кого сегодня настроение не очень опустите его вниз. И так по моей команде.

Оценивают урок и свою деятельность на уроке

Фронтальная

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Ответы на вопросы

Домашнее задание – параграф 9 (вопр. 2, 5), Задание для всех прочитать параграф 9.

Разноуровневые задания

1.Выписать причины и обозначить политические (П) и экономические (Э) (Оценка 3 балла)

2.Нужно составить рассказ о чертах характера Владимира Мономаха. (Оценка 4 балла).

3. Задание в синей табличке, повышенной сложности: Составить 5 вопросов для соседа по изученному материалу (утверждения – «да», «нет»).

(Оценка 5 баллов)

Записывают домашнее задание

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Конспект по истории России 6 класс

6 класс

Тема урока: Восточные Европа в середине I тысячелетия н.э.

Цель:

  • характеризовать расселение племен во время Великого переселения народов;
  • формировать представление о Волжской Булгарии и Хазарском каганате;
  • развивать умение находить нужную информацию в различных источниках и использовать ее в обучении;
  • воспитывать чувство патриотизма.        

Основные понятия: Великое переселение народов, готы, гунны, тюрки, авары, болгары, хазары, каган.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник Е.В. Пчелов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVI века» 6 класс — М.: Русское слово, 2016 г.; К.А. Кочегаров Рабочая тетрадь. «История России с древнейших времен до начала XVI века» 6 класс — М.: Русское слово, 2016 г.; атлас История России с древнейших времен до начала XVI века» 6 класс-М.: «АСТ-ПРЕСС»,2016.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, заполнение журнала.

II. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы:

  1. Вспомните, что вы узнали из курса «История Средних веков» о Великом переселение народов?
  2. Какие племена были его главными участниками?
  3. Где и когда возник ислам?

III.Мотивация учебной деятельности.

Великое переселение народов и славяне. Причиной, вызвавшей одновременно перемещение огромной разно племенной массы людей, было резкое похолодание. Отрицательно сказавшиеся на условиях хозяйствования многих народов, побуждая искать новую среду обитания в более мягких климатических условиях. Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её, археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам. Двинувшись в путь практически одновременно с готами, славяне заселили огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, до Эгейского и Средиземного морей, Заняли Балканы. Участниками Великого переселения народов становятся и славяне, которые именно тогда впервые упоминаются в документах под своим именем. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте). 

          IV. Самостоятельная работа по группам:

1 группа: Великое переселение народов. стр.19-20

  1. Когда, какие кочевые и какие районы захватывали.
  2. Какие государства возникли на этих территориях.
  3. Время их существования.
  4. Занятия жителей.

2 группа: Волжская Булгария стр.21

  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.
  1. группа Хазарский каганат стр.22
  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.

Физкультминутка.

V. Презентация работы групп.

Закрепление:

Первичная проверка понимания изученного

Вопрос:

1.Чем кочевые племена отличались от оседлых цивилизаций? Сформулируйте не менее трех отличий.

Контроль усвоения знаний по теме.

Решите кроссворд в рабочей тетради №17 стр. 13

Задание №18. Заполните пропуски в тексте.

Задание №19.

VII. Домашнее задание:

 §3, вопрос 1стр.24 (письменно)

nsportal.ru

Конспект урока по истории средних веков «В поисках знаний» 6 класс

Конспект урока по истории средних веков по теме: « В поисках знаний». 6 к.

Цель урока: познакомиться со школьной системой образования в средние века; выяснить особенности формирования университетов; определить какую роль играли средневековые университеты.

Задачи урока:

Обучающие: актуализировать и развивать знания об истории образования, создать условия для осознания учащимися значения распространения знаний в средневековье;

Развивающие: систематизировать вновь приобретенные знания, развивать общеучебные умения классификации (группировка, соотнесение, сравнение, сопоставление, аргументация) и обобщения на основе владения умениями наблюдения, слушания и осмысленного чтения; развивать умение работать с иллюстрациями, историческими текстами;

Воспитывающие: воспитывать интерес ко всеобщей истории.

 Оборудование: карта «Средневековая Европа», компьютер, проектор, учебник.

 Основные понятия: пергамент, скриптории, грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, университет, ваганты, колледжи-коллегии, диспут, схоластика.

Планируемые результаты
Предметные: формирование у учащихся представлений о системе образования в период высшего средневековья (12-15 вв).

Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Личностные: познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Понимание всемирно-исторического значения средневековой культуры.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Формы работы на уроке: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг. момент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Улыбка.

От улыбки хмурый день светлей

От улыбки в небе радуга проснется

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз еще вернется.

Улыбнитесь друг другу.

-приветствуют учителя.

-настраиваются на работу.

Регулятивные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Коммуникативные:

готовность к сотрудничеству,

оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли

2

Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Проверим, как вы поняли тему прошлого урока.

  1. Индивидуальный опрос : дайте характеристику изученных стран по пунктам таблицы.

Священная

Римская

империя

Франция

Англия

Размеры страны и королевских владений

Власть

короля

Отношения между королём и церковью

Участие в крестовых походах и их результаты для страны

Сословные собрания и их влияние на управление страной

Развитие в сторону большей централизации или большего дробления

2) Вопрос:

— Предположите, почему в 13-15 в парламенты стали возникать во многих странах Зап. Европы. Зачем такое собрание нужно было при сильном и слабом короле?

— Как назывались сословно – представительные органы в разных странах?

3)Задание сильному ученику – работа с документом с 161, ответить на вопросы.

Оценивание.

Отвечают.

Отвечают.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные:

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоить; осознание качества и уровня усвоения

Осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

3

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

«Включение» в учебную деятельность

Цитаты о знаниях:

Прочитайте цитаты и скажите, о чём они.

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Конфуций (Кун-цзы)

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Конфуций (Кун-цзы)

Обсуждение.

О знаниях.

Зачем вам нужны знания? Можно обойтись без них? Как вы думаете, а в Средние века нужны были знания? Для чего?

Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос.

Высказывают своё мнение, слушают своих одноклассников

Обсуждают.

Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Познавательные: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне

4

Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

— Знаете вы такие термины: скрипторий, устав, риторика, пергамент, инициалы.

— Вам интересно узнать, что они значат?

— Как можно устранить пробел в ваших знаниях?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какие задачи можете поставить на урок?

Тема нашего урока: «В поисках знаний», параграф 17 с 138.

-записывают в тетради число.

Выявляют причины затруднения.

Определяют тему урока и задачи.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

5

Этап построения проекта выхода из затрудненияПостановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Совместно с детьми составляет и утверждает план работы.

  1. Возникновение школ в Средневековье.

  2. Рождение университетов.

Сегодня мы узнаем о системе образования в Средние века.

Совместно с учителем составляют план работы

Слушают, участвуют в беседе

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами

6

Динамическая пауза.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

7

Этап первичного усвоения новых знаний.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

В  VI веке начинается упадок Западной Римской империи.

С какими событиями это связано? (Возвышение Константинополя)

 А в чём проявлялся этот упадок? (экономическое ослабление, политическая слабость, торможение процесса развития образования)

Когда-то римляне считались одними из самых образованных людей. До наших времён дошли потрясающие произведения римской литературы, достижения греческой и римской науки и образования. Вместе с Римской империей ушли в небытиё и общественные школы, существовавшие там.

Конечно, система образования не пропала совсем, но она видоизменилась .

Самостоятельная работа с уч-ком в парах п 1, 2 с 138-140. Задание: прочитать и составить схему «Средневековые школы».

Проверка.

Вопросы:

— Как вы думаете, зачем в церкви были необходимы образованные люди?

— Как вы думаете, зачем в городах были необходимы образованные люди? Каких профессий?

— Назовите известные вам материалы для письма, используемые в различных исторических  эпохах и у разных народов? (бумага, ткань, глиняные дощечки, камень, папирус и др.)

Основным писчим материалом  в средневековой Европе был ПЕРГАМЕНТ – особо выделанная бычья шкура. (рисунок с 139)

Кроме переписчика над средневековыми книгами трудились и другие люди: художники. Они украшали тексты инициалами и миниатюрами.

— Что такое миниатюра, инициалы?

ИНИЦИАЛЫ – красивые витиеватые начальные буквы.

МИНИАТЮРА – живописное художественное произведение малых размеров. С 141.

И наконец, третья категория людей занималась переплётом книг. Как правило, переплёт был очень дорогим, украшался золотом, серебром и драгоценными камнями. Поэтому книги стоили очень дорого, иметь их у себя дома могли только очень богатые люди. А в монастырях их даже приковывали цепями к стене, чтобы уберечь от воров.

— Что такое «семь свободных искусств»?

Кроме познаний в Священном Писании, ученики обучались так называемым «семи свободным искусствам»

  • Грамматика

  • Диалектика – искусство спора, убеждения, доказательства;

  • Риторика – умение красиво построить как устную, так и письменную речь;

  • Арифметика – искусство счёта;

  • Геометрия – наука о фигурах и их измерениях;

  • Музыка

  • Астрономия – наука о строении и развитии космических тел.

— Как вы думаете, почему во врачебных и юридических школах изучали труды античных и восточных авторов?

— Какие незнакомые слова вам встретились? Выпишите их.

— В XII веке появляется новый тип высших школ. Это были добровольные объединения людей –университас.

УНИВЕРСИТЕТ – учёное сообщество, состоящее из учеников (школяров, студентов) и преподавателей (магистров, докторов).

Вопрос:

— Какие науки изучали в университетах? Уч-к п 2 с 141.

Раб с иллюстрациями с 141. Ответить на вопрос уч-ка.

Какие перемены в университетской жизни произошли с 13 по 14 в.

Слушают.

Отвечают.

Работа с уч-ком в парах, составление схемы.

Делают выводы.

Отвечают.

Отвечают.

Слушают.

Записывают.

Работа с иллюстрациями с 141.

Коммуникативные: организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

Познавательные: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне; классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

8

Закрепление изученного материала.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач, включение в «тренировочную» деятельность

Закрепление:

— На слайде написаны термины, которые мы сегодня с вами выучили. Составьте предложения с одним из этих слов.

Скрипторий, «семь свободных искусств», миниатюра, инициалы, пергамент, университет.

— В настоящее время, как и раньше в школах изучают учебные предметы. Какие из «семи свободных искусств» церковных школ изучают и в современной школе?

Мы достигли цели и задачи урока.

Отвечают, обсуждают.

Познавательные:анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне

Регулятивные: планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью

Коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

9

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Игра «Да, нет».

Ответить на вопросы.(На вопросы нужно ответить «да» или «нет»).

1. В Средневековье не было потребности в образовании. (нет)

2.В школах учили «семи свободным искусствам». (да)

3.Школы были только церковными. (нет)

4. Скрипторий – церковный хор.(нет)

5. Инициалы — красивые витиеватые начальные буквы. (да)

6. Пергамент – церковный налог. (нет)

7.Миниатюра – маленький рассказ. (нет)

8.В университетах изучали богословие, медицину, право. (да)

Выполняют задание.

Взаимопроверка.

Регулятивные: находить и исправлять ошибки

Коммуникативные:

корректировать своё мнение под воздействием контраргументов

Познавательные: сравнивать свои знания по определённым критериям, выявлять пробелы

10

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Вы хорошо усвоили тему урока.

Помогает обобщить данные и сформулировать выводы.

Оцените свою деятельность на уроке .

1. Что нового я узнал (а) на сегодняшнем уроке?

2. Чему я научился (ась)?

3.Чего я достиг (ла)?

4. Что удивило?

5. Как эти знания пригодятся в жизни?

Оценивают свою деятельность.

Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение,

формулирование своего понимания, высказывание свей позиции, видение, оценка факта относительно своего видения

11

Домашнее задание

Подведение итогов. Оценивание.

Изучить § 17, подготовиться к повторительно – обобщающему уроку по теме « Вершина Средневековья». № 10-17 (рыцарский турнир)

На выбор:

  1. Нарисовать миниатюру или инициал.

  2. Описать один день из жизни средневекового школяра (студента университета)

-записывают домашнее задание.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, умение анализировать и обобщать факты;

infourok.ru

конспекты уроков по истории Средних веков для 6 класса

Главная / Старшие классы / История Скачать

39 КБ, 415792.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

39.5 КБ, 415793.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

37 КБ, 415795.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

18.9 КБ, 415797.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

18.05 КБ, 415798.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

18.71 КБ, 415801.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

21.21 КБ, 415802.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

18.33 КБ, 415804.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

17.11 КБ, 415805.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

20.46 КБ, 415807.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

39 КБ, 415808.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

17.85 КБ, 415810.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

18.02 КБ, 415812.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

35.67 КБ, 415814.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

186.13 КБ, 415815.docx Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

45 КБ, 415817.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

34.5 КБ, 415819.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

25.5 КБ, 415822.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

53.5 КБ, 415825.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

44 КБ, 415826.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

33 КБ, 415827.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

50 КБ, 415829.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

45.5 КБ, 415830.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

44 КБ, 415831.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

43.5 КБ, 415834.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

57 КБ, 415836.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

60.5 КБ, 415839.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

36.5 КБ, 415841.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

35.5 КБ, 415844.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

39 КБ, 415845.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

40 КБ, 415847.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

конспекты уроков по истории Средних веков для 6 класса


Автор: Иванова Марина Евгеньевна

Похожие материалы

pedportal.net