Как написать конспект по истории 6 класс параграф 6 – Конспекты по истории 6 класс

Сжатые конспекты по истории Средних веков 6 класс

Восточная римская империя (Византия)

Богаче, чем Западная римская империя

(стеклянная посуда, шелковые ткани, ювелирные украшения, папирус, вино, оружие, активная торговля)

Император (сильная власть)

Юстиниан (527 – 565):

  1. Распространение христианства

  2. Борьба с язычниками

  3. Единые законы «Свод гражданского права»

  4. Расширяет границы государства:

— захватил Карфаген

— королевство остготов

— Юго-западная часть Испании

5. Население Византии обложено высокими налогами

6. Строит на окраинах крепости

7. К границам прокладывались дороги.

Византия начинает ослабевать:

  1. Часть византийской территории завоевал Иран

  2. Начинают вторжения славяне

Восточная римская империя (Византия)

Богаче, чем Западная римская империя

(стеклянная посуда, шелковые ткани, ювелирные украшения, папирус, вино, оружие, активная торговля)

Император (сильная власть)

Юстиниан (527 – 565):

  1. Распространение христианства

  2. Борьба с язычниками

  3. Единые законы «Свод гражданского права»

  4. Расширяет границы государства:

— захватил Карфаген

— королевство остготов

— Юго-западная часть Испании

5. Население Византии обложено высокими налогами

6. Строит на окраинах крепости

7. К границам прокладывались дороги.

Византия начинает ослабевать:

  1. Часть византийской территории завоевал Иран

  2. Начинают вторжения славяне

infourok.ru

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: конспекты уроков по Истории России 6 класс

Тема урока: Быт и нравы Древней Руси.

Цели урока: 

— сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян;

— познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, военным делом;

— развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

— прививать интерес к истории Отечества.

Оборудование:         видеопроектор, презентация «Быт и нравы древних славян», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.

Структура урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.

2.Повторение изученного материала. 10 мин.

3.Работа над новой темой урока. 20-23  мин.

— повседневная жизнь земледельцев и горожан;

— военное дело;

— жилище в Древней Руси;

— одежда древних славян.

4. Закрепление. 3-4мин.

5. Выставление оценок. 1 мин

6. Рефлексия. 1 мин.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Фронтальный опрос.

1). Чьё влияние сказалось на культуре Древней Руси.

2). Главный мотив Древнерусского искусства. Приведи пример.

3). Жанры древнерусской литературы.

4). Архитектура Древней Руси: тип храма, первые каменные сооружения, чем украшали храмы.

5) Ювелирное искусство: что такое зернь, скань, перегородчатая эмаль?

III. Работа над новой темой урока. Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы будем говорить о быте и нравах наших предков в  те далёкие времена, которые мы датируем 8-13 веком, когда наше государство называлось как? Древняя Русь. Вы познакомитесь  с повседневной жизнью земледельцев и горожан. С  организацией  военного  дела. Познакомитесь с различными типами жилищ и с особенностями древнерусской женской одежды. Давайте вспомним понятие быт и нравы.

Быт — повседневная жизнь людей.

Нравы — повседневные отношения между людьми.

1. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. По ходу моего рассказа заполните табличку в рабочей тетради. Большая часть населения Руси проживала в сельской местности. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора.

Семья. Славяне жили большими семьями. Старший из семьи являлся главой семьи, в которой совместно жили его сыновья с женами и детьми. Глава семьи распоряжался её имуществом и судьбой каждого из членов семьи. Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому либо делу и учить грамоте. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились прясть, ткать полотно, шить одежду.

Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины занимались ремеслом. Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, он превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с 6-7 лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с 12-13  лет начинала сама готовить себе приданое. Она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница.

В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормилицы. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином. Мальчиков в знатных семьях начинали учить грамоте с 5 лет. Согласно обычаю, воспитанием князя руководил его дядя – брат матери.

Часть населения Руси проживала в городах. В городах князья с помощниками правили суд, управляли землями, принимали иностранных послов. Постепенно города на Руси стали расти, и становились торговыми и ремесленными центрами. В городах сосредоточилась религиозная жизнь. Здесь сооружались храмы, жили и исполняли службы митрополиты и епископы, стояли крупные монастыри.

По большим и малым городам Руси шумели торги.

Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры. Столы были украшены дорогой посудой. Рекой текли заморские вина и русский мёд. Большие чаши, роги с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом  наряду с мужчинами. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая  охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.

2. Военное дело. Большое место в жизни людей занимали различные военные дела. Профессиональными воинами были княжеские дружинники. У Киевского князя насчитывалось от 500-800 дружинников. Вооружены они были:  копьями, мечами, саблями. Головы воинов защищали шишаки – остроконечные шлемы. Защитными средствами были так же: щит, броня или кольчуга. Во время больших военных походов собиралось народное ополчение. Его члены вои – вооружались попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжелый боевой топор, который пробивал насквозь крепкую броню. Сами  вои броню не носили, она была слишком дорогой.

         Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним дружина, далее шли вои. Следом тянулся обоз, в нем было вооружение воинам и  съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставляла каждая сторона.

3. Жилище. Где бы ни воевали наши доблестные богатыри, их всегда ждали дома. Вот только условия проживания были не одинаковы.

        Жилища бояр и князей – хоромы – состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем – высокое деревянное здание- башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горницы-клети. Рядом с домом находились летние не отапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы – сени.

        Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат, в них были деревянные кровати, скамьи, столы, лари для одежды. По стенам развешивали полки для посуды. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

        Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.        Крестьяне  жили в небольших домах. На юге жили в полуземлянках. Пол в полуземлянках был ниже уровня почвы, крыша сверху была покрыта слоем земли.  Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна обтягивались коровьими пузырями или промазанным маслом холстом. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место  занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от  непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Как вы считаете, почему в Древней Руси использовали в  строительстве в основном, дерево?

4. Одежда. Народная мудрость гласит: « Встречают по одёжке, а провожают по уму». Поговорим об одежде. У вас в рабочих тетрадях есть рисунки, подпишите названия предметов одежды.

        Главным элементом древнерусской мужской одежды были рубаха и порты – неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. На Руси, традиционным обережным цветом был красный – цвет огня, цвет крови. Простолюдин носил холщёвую рубаху до колен,  и шерстяные домотканые порты. Украшал такое одеяние узкий пояс. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными нашивками.  На ногах простые мужики носили лапти. Ноги оборачивались узкими и длинными кусками ткани – онучами.

Верхней одеждой были  — зипуны – кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили шубы – кожухи – и островерхие меховые и войлочные шапки. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна и шелка. Порты шили из шелка и парчи. Верхней одеждой были – епанчи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми  и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми вверх носами.

У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщевая рубашка. Поверх неё надевалась – понёва – домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком.  На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей  — шелковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь была из сафьяна, отличалась узором, шитым золотом и жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твердого материала, обтягивали дорогой тканью, украшали жемчугом.  Богатые русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и другими ювелирными изделиями. В деревнях украшения были попроще – из меди, бронзы, недорогих камней.

IV. Закрепление. Чем отличался образ жизни верхушки общества и основной массы населения? Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.

Кроссворд. 1. Холодные переходы между горницами в хоромах. 2. Жилище крестьян. 3. Домотканая шерстяная юбка. 4. Любимая забава богатых людей в Древней Руси. 5. Странствующие актеры Древней Руси. 6. Район, заселенный ремесленниками одной специальности. 7. Древнерусское название арбалета.

V. Выставление оценок.

VI. Рефлексия. 1.Какое настроение было у нас на уроке?

2.Вам было интересно на уроке?

3. Справился ли ты с предложенными заданиями?

Д.з. Повторить § 1-8. Даты, определения, князей.

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: конспекты уроков по истории Средних веков для 6 класса

Цель

Восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г.

Законодательство

Создан Свод Юстиниана — собрание законов римских императоров и комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права

Внешняя политика

Разгромлены королевства вандалов в Северной Африке и остготов в Италии, отвоевана часть Испании у вестготов

Церковное строительство

создан храм Св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне с мозаичными портретами Юстиниана и Феодоры

Отношение к подданным

Зависть, подозрительность, доверие к доносам, быстрые жестокие расправы по непроверенным обвинениям

Итог

Восстановление на краткий срок власти императора над частью территорий Западной Римской империи. Пустая казна, разоренное население, обескровленная армия, сильные враги на всех границах; прекрасные храмы в Константинополе и Равенне; свод законов, на века ставший главным источником сведений о римском праве

Сегодня мы продолжим путешествие в блистательную Византию. Тема урока: Культура Византии.

План (сл. 2).

1. Античное наследие и христианство в Византии. Если византийцы ощущали себя римлянами, то какого отношения к культурному наследию Рима мы вправе от них ожидать? В условиях уничтожения античной культуры на Западе Византия оставалась главной наследницей культурных достижений античного мира. Культурное наследие Античности воспринималось в Византии в полной мере как «свое», несмотря на языческое вероисповедание его создателей, оно очень быстро заполнялось новым христианским содержанием, приобретая новый смысл.

Особенно сильны были античные традиции в образовании. Ведь даже читать дети учились по поэмам Гомера и басням Эзопа. К тому же, Византия сохранила традиции светского образования, в отличие от Западной Европы, где большинство школ были церковными и монастырскими. Получение классического образования открывало путь и к карьере чиновника, и к церковной карьере и служило реальным способом улучшить свое благосостояние и положение в обществе.  Далеко вперед ушли от Западной Европы и византийские ученые. Высокого уровня достигла медицина — врачи делали сложные операции. Для подготовки медиков в 11 в. было открыто медучилище. В Византии развивались химия (производство стекла, красок, «греческого огня»), география (составлялись карты), история (писались хроники и другие сочинения.)

2. Развитие византийского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому при создании храма особое внимание уделялось интерьеру, т.е. внутреннему убранству. Внешний же вид здания считался менее важным. Первоначально для храмов использовали уже имеющиеся здания – базилики, которые раньше  служили залами суда или торговли.

Базилика (сл. 3) – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на 3 или 5 проходов. Эти проходы называют нефами (от лат. – корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным – трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста – главного символа христианства.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находился алтарь – наиболее почитаемая часть храма (сл. 4). На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.

Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии – Премудрости Божией (сл. 5). При каком императоре он был построен? Юстиниан.

Этот храм воплощал идею могущества государства и торжества христианской веры. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Огромный купол диаметром 31,5 м казался парящим над зданием. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером (сл. 6).

 Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

Это уже современный вид этого храма (сл. 7). Сейчас это мусульманская мечеть. Об этом свидетельствуют четыре минарета, построенные уже в 16 веке (минарет — башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети).

С IX—X вв. в Византии стала преобладать крестовокупольная форма храма (сл. 8), тогда как на Западе несколько видоизмененная базилика очень долго оставалась основной архитектурной формой храма. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырех сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название подобному типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, вместительными и прочными. Много таких храмов строилось и на Руси.

Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, о чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой.

Например, огромное водохранилище (сл. 9), построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана и прозванное народом «Дворцом, провалившимся под землю». Эта цистерна — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя (в настоящее время в городе найдено более 40 цистерн), имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам.

Большая часть колонн цистерны (сл. 10) взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.

3. Храм как образ мира. Византийский храм представлял собой образ мира. Так как христианство видело в устройстве мира определенный порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.

Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу (сл. 11), олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взгляд падал на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше следовали эпизоды земной жизни Богоматери и Христа, затем те, чья деятельность связана с Христом: пророки, апостолы, ученики, мученики, цари, епископы. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.

Человек, знакомый со Священным Писанием и хотя бы с самыми общими правилами расположения в христианском храме мозаик и фресок, легко найдет основные сюжеты в любом храме и будет лучше понимать ход богослужения.

4. Мозаика, фреска, икона. В интерьерах храмов использовались мозаики, фрески, и иконы. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоемкую технику мозаики (сл. 12). Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты (сплав стекла с минеральными красками).

Фрески – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

Иконы – изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких, деревянных досках. В иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон — условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Так появился характерный для русских церквей иконостас.

В 8-9 веках вспыхнула острая борьба вокруг икон. Представители иконоборцев считали, что, поклоняясь иконам, человек поклоняется идолу, поскольку Бог есть дух, а дух изобразить невозможно. Их противники – иконопочитатели – полагали, что почитая икону, человек приближается к Богу. В ходе этой борьбы иконоборцы уничтожили множество икон, поэтому до нас дошло так мало икон первых христиан. Но победили в этой борьбе все же иконопочитатели.

Крупнейшим произведением византийской иконописи является икона Владимирская Богоматерь (сл. 13), исполненная в 12 в. в иконографическом типе «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу, она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Икона была привезена на Русь и сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Сл. 14. Византийская культура оказала огромное влияние  на всю Средневековую Европу, страны Азии и Русь. Византии, даже став христианской, удалось сохранить многие традиции римской государственности и античной культуры. Это определило ее отличие от других стран и глубокое влияние на них. Для южных и восточных славян, которые обязаны Византии принятием христианской религии, возникновением письменности, развитием литературы, иконописи и архитектуры, это влияние было особенно значительным.

Д.з. § 6, вопросы.

nsportal.ru

Конспект урока истории в 6-м классе

Разделы: История и обществознание


Тема: «Нашествие монголо-татар с востока».

Система: традиционная с элементами развивающего обучения.

Оборудование: настенные карты “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”, “Раздробленность государства Киевская Русь”; схема “Тактика монгольского войска”; рисунки “Взятие крепости”, “Монгольский воин”; слова и даты на доске; учебник “История Отечества” 6 кл. под редакцией А.А.Преображенского; раздаточный материал.

Ведущий метод: проблемно-поисковый.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка цели.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, она на доске не обозначена, вы определите её сами. Для этого выполним задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите их внимательно. Что общего вы увидели на картах и что особенного отметите?

Учащиеся анализируют карты и предлагают варианты ответов. В ходе рассуждения на доске появляется запись “общее” и “различия”. Выявляется факт, что в XIII в начинается вторжение иноземных захватчиков с востока на Русь. (Показаны стрелками) Этими завоевателями являются монголо — татары.

Учитель. Какую тему урока вы бы сформулировали, исследуя карты?

Учащиеся называют варианты.

Учитель. Темой урока будет “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь. В ходе урока нам предстоит:

а) выяснить, какой новый враг пришел на Русь;
б) показать процесс нашествия на Русь в XIII веке новых захватчиков — монголо-татар;
в) выявить последствия этого нашествия.

II. Повторение ранее изученного

Учитель. Обратим внимание на слова, написанные на доске.

тумен
тысяча
сотня
десяток
тяжелая конница
легкая конница
разведка
пороки
тараны
камнеметы
улус

а) “О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси… Всего еси исполнена земля Русская!”
б) “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.

Учащиеся анализируют тексты. Называют факты прогрессивного развития государства. Обращают внимание на междоусобицы, которые ослабляют обороноспособность Киевской Руси.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, первые годы XIII века не предвещали Руси каких-либо серьезных потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их пределы, мирились и вновь враждовали. Это привело к ослаблению обороноспособности страны.
А тем временем из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Запад новые завоеватели — кочевники-монголы. Монгольская империя была создана величайшим военачальником - Чингисханом (Темучином). (Смотрите рисунок в учебнике, страница 56.) Он умер в 1227 году, но к этому времени, в результате завоевательных походов, были покорены страны. (Смотрите таблицу на доске)

1206 — 1211 — покорены киргизы, буряты, якуты, уйгуры. Тангутское царство.

1211-1215 — Северный Китай.

1218 — завоевание Кореи.

1219 — 1221 — подчинение Северной Азии (Хорезм).

1220 — 1221 — отношение Азербайджана.

1221 — 1223 — разорение Армении,Грузии,Северного Кавказа

Беседа.

Учитель. Почему же монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? Какие будут предположения?

Учащиеся выдвигают предположения, которые записываются на доске.

Учитель. А теперь поработаем в роли исследователей и проверим правильность наших предположений.

Учащиеся работают в группах с текстами 1, 2.

Текст 1.

“… В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии, содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путем непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и четко организованной, прекрасно вооруженной…”

Текст 2.

“… В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий – улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до “последнего моря” на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но ее нужно было еще покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей. ”

Ученики анализируют тексты, выявляют причины завоевательных походов, сравнивают их с предложениями, выдвинутыми ранее, и результатом является следующая запись на доске и в тетради.

  • Наличие многочисленной армии, которая должна была сама себя содержать.
  • Поиск новых пастбищ.
  • Стремление знати к обогащению.
  • Желание покорить весь мир (дойти до “последнего моря”).

Беседа.

Учитель. А что необходимо для успешной войны? Каким же было монгольское войско? Какую тактику использовали? Чем были вооружены? На эти вопросы вы сможете ответить, если поработаете над текстом, рисунками, схемами.

Самостоятельная работа учащихся в группах с текстом.

Текст 3.

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочёвке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и ещё меньше — на ее разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряжённые быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражений и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с жёнами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. В ходе завоевания соседних стран армия Чингисхана научилась пользоваться осадными орудиями таранами и метательными устройствами. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (“крыла”). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то “крылья” наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Умелое ведение боёв, очень сильное и дисциплинированное войско, использование политической раздробленности в окрестных государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.

Анализ рисунка ”Взятие крепости”, схемы “Тактика монголов».

Идет выдвижение гипотез и их проверка. Учащиеся озвучивают ответы на вопросы. Рассказывают о монгольском войске. На доске опорные слова, схемы.

Предполагается, что учащиеся должны прийти к выводу, что лихие наездники, меткие стрелки из лука, выносливые и отважные войны Чингисхана беспрекословно выполняли волю своего жестокого и беспощадного предводителя. Завоевывали одно государство за другим.

Учитель. В 1223 году с монголо-татарами впервые встретились и русские полки.

Сообщение учащегося о битве на Калке.

Беседа.

Учитель. В чем был недостаток организации русского войска? Какой отклик вызвало на Руси это поражение? Научило ли это чему-либо князей?

Учащиеся приходят к выводу, что страшное поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные свары. Беда не заставила себя ждать.

Учитель. В 1237 году большое войско внука Чингисхана Батыя вступило в пределы Рязанского княжества.

Далее учащиеся рассказывают о покорении Рязани, Евпатии Коловрате, об обороне Владимира, Козельска и других городов Северо-Восточной Руси. Выступления подготовлены дома. В ходе изучения нового материала целесообразно составлять в тетрадях карту-схему. Учитель составляет ее на доске:

Вывод. Результатом первого похода Батыя были сожженные города, пленение ремесленников и здорового мужского населения, что привело к упадку городской культуры на Руси. В 1240 году состоялся второй поход Батыя на Русь.

Рассказ учителя. Учащиеся самостоятельно составляют схему.

Учитель. Поход в Европу Батыева войска увенчался успехом, и европейские войска потерпели поражение. В чём была заслуга Руси перед народами Европы? Подведем итоги.

Учащиеся делают вывод. Русь была обречена. Войско монголов было слишком сильным. Ни один из современных народов не мог противостоять им. Однако Русь, даже будучи раздробленной, оказала достойное сопротивление захватчикам.

IV. Домашнее задание.

§10; задание №1, 2, 3 из рабочей тетради к §10; слова, даты.

15.12.2003

urok.1sept.ru

Напишите краткий, ясный конспект по истории 6 класс на тему…

1)Расселение славян.
     —По соседству с германцами жили славяне.Они продвинулись далеко на восток  и на юг.Позднее они разделились на три ветви:западные,восточные,южные.
     —Западные славяне-это чехи,поляки,словаки.Так же славяне заселили часть балканского полуострова=образовались народы:болгары,сербы и хорваты.
     —Восточные славяне-это предки таких народов как русского,украинского,белорусского.
2)Занятия и образ жизни славян.
     —Славяне занимались земледелием,скотоводством и ремеслом. Существовало вече-народное собрание.Во главе стояли военные вожди-князья.Им подчинялись конные дружины,так же они совершали набеги ,брали людей в плен-рабов,скот,ценности.Славяне объединялись в союзные племена из-за угрозы нападений врагов.
3)Болгарское государство.
     —Славяне которые поселились к северу от балканского полуострова были завоёваны болгарами.Когда предки болгар перекочевали к Средней Волге,в следствии там образовалось Болгарское государство.Растворились среди славян,переняли их язык,но дали им своё имя.
     —В середине 9 века болгары взяли от византии христианство,но были с ней в войне.
     —Правитель в болгарии был Симеон(893-927) .Ему удалось отвоевать часть земель,не раз осождал столицу,иногда византия была вынуждена плотить дань болгарам.В следствии долгих воин страна ослабла,а после смерти Симеона от болгарии отделилась Сербия.
     —В 9 веке император Византии Василий 2 (Болгаробойца) совершал походы на болгарию,разрушал города,выселял из родных мест.Болгарский царь умер,от того что Василий 2 ослепил 14 тысяч пленных и отправлял их домой для устрашения.
4)Великоморавская держава и ….
      —В 9 веке возле реки Моравы возникло гос-во Великоморавская держава.Они платили дань германии,приняли христианство. Потом эта держава вступила борьбу с германией и добилась независимости.
      —Один из князей заключил договор с Византией.
      —Первыми просветителями стали братья Кирилл и Мефодий.
Кирилл:преподавал философию,знал разные языки
Мефодий:управлял одной из Византийской областью.Вскоре возглавил монастырь
      —В 863 Кирилл создал алфавит(славянскую письменность),Мефодий перевёл несколько богослужебных книг.
      —В моравии они построили храмы,школы,подготовили священников.
      —Так из болгарии перешла письменность на русь. В следствии долгих воин с германией Великоморавская держава ослабла.Пользуясь этим в 906 году захватили часть земель венгры.
5)Образование славнских государств.
      —В конце 9 века образовалось Древнерусское государство .После распада  Великоморавской державы выделилось Чешское государство.В 1085 году чешский князь принял титул короля. Польский князь Мешко1 подчинил племена обосновавшиеся вдоль реки Вислы.Так же он принял христианство,укрепил свою власть.Он положил начало Польскому государству.
      —Объединение завершилось  когда правил Болеслав 1 Храбрый. Ему удалось присоединить южные земли.Столица Польши была в Кракове.
А в середине 11 века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Оцени ответ

napyaterku.com

конспект урока по истории Рооссиив 6 классе

План – конспект урока истории России в 6 классе

«Московское государство в конце15-начале 16 века»

1. Ф.И.О Тюмина Антонина Михайловна

2. Место работы МБОУ Никольская СОШ

3. Должность учитель

4. Предмет история

5. Класс 6 класс

6. Тема и номер урока в теме. Московское государство в конце 15- начале 16 века

7. Базовый учебник История России 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение. 2012 г.

8. Цель урока: познакомить с управлением Московской Руси в конце 15-начале16 в.в.

9. Задачи:

— обучающие

а.) сформировать у учащихся знания по системе управления государством в 15-16 в.в.

б.) помочь учащимся сформировать образ Ивана Третьего как русского самодержца.

в.) раскрыть причины изменения характера и структуры великокняжеской власти.

— развивающие
а.) развивать навыки работы с учебником, картой, ИКТ, дополнительной литературой, навыки самоконтроля.

б.) продолжить работу по формированию умений работать с понятиями, сравнивать их, делать анализ текста и выводы по тексту, умений работать со схемой.

— воспитательные

а.) воспитывать любовь к Родине, к ее историческому прошлому.

б.) воспитывать самодисциплину и навыки самостоятельной работы.

10. Тип урока – комбинированный с применением ИКТ.

Основные этапы урока: 1. Повторение изученного материала.

2. Создание проблемной ситуации и работа по ее разрешению.

3.Получение новых знаний.

4. Выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

11. Формы работы учащихся:

-фронтальная беседа.

— тестирование.

-работа в парах.

— работа с книгой.

— групповая работа.

— самостоятельная работа.

— применение знаний в новой ситуации.

12. Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий.

— показывать на исторической карте территорию Московской Руси в конце 15 – начале 16 века;

— объяснять смысл понятий: кормление, Боярская Дума, местничество, приказы, поместье,Судебник.

— уметь работать с историческим документом и делать на его основе выводы.

13.Ожидаемые учебные результаты.

После этого учебного занятия учащиеся смогут:

— называть и объяснять основные понятия, характеризующие государственную власть в Московском государстве;

— уметь высказывать свое мнение, строить работу в малой группе, вести диалог, взаимодействовать с другими учащимися.

— закрепят навыки работы с текстом по отбору информации, ее осмыслению.

14. Необходимое техническое оборудование:

— компьютер, проектор, экран.

— карта «Образование централизованного русского государства».

15. Структура и ход урока.

Структура и ход урока

Этап урока. Использование НСО и ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

Методические

обоснованиея

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Рабочее место ученика

1 мин

Настрой на работу на уроке.

2

Повторение изученного. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ивана Третьего»

  1. Фронтальный опрос.

— Назовите причины собирания русских земель вокруг Москвы?

— Подсчитайте, сколько лет продолжалось монгольское иго?

— Сколько лет велась борьба Москвы и Твери?

— Сколько лет просуществовала Новгородская республика?

— Используя карту, оцените значение присоединения новых территорий для Московского княжества.

Заполнение таблицы: — какие действия Ивана Третьего можно отнести к внутренней, а какие к внешней политике?

— Объясните, почему стало возможным освобождение от монгольского ига?

Тестирование (прилож.)

Ответы на вопросы учителя

Самостоятельная работа по карточкам.

Работа с картой атласа и настенной картой

Работа с таблицей в рабочей тетради

Решают тесты

10 мин

Развитие навыков самостоятельной работы

Развитие умений работы с картой

Развитие умений работы с таблицей, умений анализировать текст и делать выводы

Взаимоконтроль и самоконтроль

3

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, создание проблемной ситуации.

Слайд- карта Киевская Русь 9-12, 12-13 в.в

Вспомните, каким было управление Древнерусским государством? ( карта «Русское государство в 12-15 в.в.»)

Сегодня мы познакомимся с управлением Московской Руси.

Тема урока: Московское государство в конце 15 –начале 16 века.

План урока:

1.Как управлялась Московская Русь.

2. Кто помогал государю управлять государством.

3.Как в государстве вершился суд

Ребята Московское государство еще называют «единое российское» , как вы думаете, почему?

Постановка проблемы: «Почему о Московской Руси конца 15-16 в. можно говорить как о едином Российском государстве?»

Вспоминают и называют систему управления Киевской Руси.

Записывают в своих тетрадях тему и план урока

Затрудняются ответить, отмечают , что произошло объединение русских земель под властью Ивана Третьего.

3 мин

Актуализация знаний

Выявление противоречий и умения найти проблемную ситуацию

4

Объяснение новых знаний.

Управление государством.

Работа со схемами «Управление государством», иллюстрациями, таблицами.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с заданием в группах.

Задания группам: прочитать текст учебника и ответить на вопросы:

1 группа: -Как управлялась Московская Русь и кто помогал государю управлять государством.

2 группа: Какие изменения произошли в войске.

3 группа: — Как в

государстве вершился суд. (вопросы для групп см.приложение)

Какие же изменения произошли в управлении государством в правление Ивана Третьего?

Самостоятельная работа в группах.

Запись понятий в тетрадь:

Боярская Дума, приказы, уезды, наместники, местничество, кормление, дворяне, дети боярские.

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с таблицами и схемами

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с понятиями, схемами.

Ответы учащихся

20 мин

Умения самостоятельной работы с текстом учебника, развитие навыков работы со схемами.

Умения анализировать информацию из разных источников. Систематизировать ее и делать выводы.

5

Решение проблемного вопроса. Закрепление.

Иллюстрации: печать, герб, Московский Кремль

Почему о Московской Руси конца 15 –начале 16 века можно говорить как о едином Российском государстве.

Обсуждают, делают выводы

6 мин

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных учеников, ставит оценки.

Что вам понравилось на уроке и что вас заинтересовало на уроке?

Определяет Д.З

Высказывают свое отношение к теме урока и правлению Ивана Третьего

3-5 мин

Стимулирование мотивации к обучению

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ТЕСТ.

  1. Объединение русских земель завершилось:

а) в конце 15 – начале 16 века.

б) в середине 15 века.

в) в 16 веке.

2. Особую роль в объединении Руси сыграл князь:

а.)Иван Калита

б)Дмитрий Донской.

в) Иван Третий.

3. Битва на реке Шелонь произошла:

а) 1471 г.

б) 1371 г.

в) 1380 г.

4. Присоединение Великого Новгорода произошло:

а) 1478 г.

б) 1468 г.

в) 1458 г.

5. Тверское княжество вошло в состав Московской Руси в :

а)1475 г.

б) 1485 г.

в) 1495 г.

6. «Великое стояние на реке Угре» произощло:

а) 1480 г.

б)1475 г.

в) 1490 г.

Вопросы для групп.

1 группа.

1.Каким было управление Московской Русью.

2. Когда и как стал величать себя Иван Третий.

3. Что изменилось в престолонаследии.

4. Какой совещательный орган был при царе и чем он занимался

5. Что такое приказы и чем они занимались.

6. Кто и как управлял русскими землями.

2 группа.

1.Кто помогал государю управлять государством.

2. Чем занимались бояре, окольничьи, дьяки.

3. Что такое местничество.

4. Кто входил в государев двор.

5. Кого называли дворянами.

6. Чем занимались дети боярские.

3 группа

  1. Из кого состояло войско царя.

  2. Что нового появилось в войске царя.

4 группа.

  1. Кто в государстве вершил суд.

  2. Что нового появилось в законодательстве.

  3. В чьих интересах был составлен Судебник.

infourok.ru

Конспект урока истории .6 класс

Конспект урока в 6 классе по теме «Русская православная церковь в второй половине XIII — середине XV в.в.»

Цель: Понимание учащимися роли Русской православной церкви в возвышении Москвы на пути образования единого государства .

Задачи:

  1. Учащиеся должны уметь объяснять: а) причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви в 14 веке.

  2. Создать условия для развития навыка сравнения через пример роли духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять особенности, делать выводы, (прогнозировать).

План:

  1. Москва- духовный центр Руси.

  2. Обретение русской церковью независимости.

  3. Сергий Радонежский.

Актуализация:

1. Какой вклад внесла Русская православная церковь (РПЦ) в борьбу с Ордой? (благословение князя Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на борьбу с Ордой, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве)

Сегодня мы с вами расширим представления о роли и значении РПЦ в истории России и сравним положение РПЦ с положением католической церкви в З.Европе.

Изучение нового материала:

  1. Москва — духовный центр Руси.

I. Задание: Рассмотрите схему 1. «Русь». Какие вопросы у вас возникли при рассмотрении схемы? Чего, на ваш взгляд, в ней недостаёт? (Причины/цели сотрудничества). Заполните схему. Для этого – прочитать п.1 параграфа 25.

Вывод — Почему светская и духовная власть были заинтересованы в сотрудничестве? (общую цель — объединение сил в борьбе с Ордой за независимость Руси и самой церкви)

II. Задание: ответьте на вопросы к прочитанному тексту п.1. и заполните таблицу (раздаточный материал). Задание можете выполнять в парах (группах).

Вопросы по п. 1:

Какими фактами можно подтвердить это сотрудничество?

Как это сотрудничество повлияло на усиление Москвы?

Как сотрудничество укрепило позиции церкви?

Роль РПЦ в объединении страны под властью Москвы

Даты

Представители

Сотрудничество

Результаты сотрудничества РПЦ и князей

Духовная власть

Светская власть

1326

Митрополит Петр

Иван Калита

— переезд митрополита из Владимира в Москву

— московские князья добились признания митрополита Петра местнопочитаемым святым

— строительство первых каменных храмов в Москве

— преемственность власти от Великих князей Владимирских к Московским

— люди верили, что у Москвы появился небесный заступник

— поддержка церкви обеспечивала успех политики московских князей

— превращение Москвы в церковную столицу Руси

Вывод по заданию — В результате сотрудничества Москва стала церковным (религиозным) центром Руси, возрос её авторитет среди русских земель. Церковь укрепила своё духовное и политическое влияние в обществе.

Давайте вспомним, какими были взаимоотношения церкви и власти в З.Европе (конфликт в борьбе за верховенство).

III. Задание. СХЕМА 2.

Сравните с 1 схемой. (Что общего и какие отличия вы увидели?)

Общее – власть искала союзников при объединении страны

Различия: Р – союзник – церковь; Е – 3 сословие.

Т.О. 1. Объединение страны было закономерным этапом развития государства при переходе от феодальной раздробленности к централизованному государству.

2. На Руси к середине 15 века сложились предпосылки объединения русских земель в единое государство (экономические, политические)

  1. Обретение русской церковью независимости.

Актуализация:

Вспомните, как Русь приняла христианство?

Кто был главой РПЦ?

Кто назначал митрополита?

Кем по происхождению были митрополиты русской ПЦ?

О чём это свидетельствует? (являлась частью – митрополией – православной церкви Византии)

IV. Задание.

Прочтите пункт3, ответьте на вопросы:

  1. Как изменилось положение РПЦ в 1448 году?

  2. Что означает понятие «автокефальная?»

  3. Какие последствия это имело?

Вывод — РПЦ добилась самостоятельности, став одним из центров мирового православия, способствовала духовному объединению и развитию Руси.

  1. Сергий Радонежский.

Единая вера сплачивала население страны, способствовала тому, что все ощущали себя частью целого, единого государства. Большую роль в возрождении единства сыграли монастыри.

V Задание. Прочитать текст п.2 на стр. 175. И 1 абзац на стр. 176. Ответить на вопрос: В чем проявлялась роль монастырей в возрождении единства Руси?

Рассказ учителя о Сергии Радонежском.

Работа с иллюстрациями стр. 176, 179 и документом на стр. 178-179.

Вопросы к документу:

  1. О каком времени идёт речь в документе, по каким признакам определили?

  2. Что мы узнаем из документа «Из жития Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым» о С. Радонежском?

  3. Как дополняют образ Сергия иллюстрации?

  4. Что отличало монашескую жизнь от мирской? Какие ценности лежали в основе монашеской жизни? Каким было значение этих ценностей в 14 веке? Актуальны ли эти ценности сегодня? Для вас? Почему?

5. Составьте примерный портрет автора документа.

6. Сравните свои предположения с информацией учебника – стр. 181 абз.3

Вывод – Какой вклад внесло русское монашество в жизнь общества 14- 15 веков?

Общий вывод по уроку – стр. 178.

д/з П. 25 – повторить, выучить понятия, составить план-ответ на вопрос

Какова роль русской православной церкви в создании единого государства?

kopilkaurokov.ru