История средние века 6 класс – История за 6-ой класс — Е.В.Агибалова, Е.М.Донской. Всеобщая история. История средних веков. 6-ой класс. Учебник. #1

История средних веков 6 класс

Средневековым периодом называется эпоха, начавшаяся сразу после Античности и предшествующая Новому времени. По мнению историков, начало периода связано с двумя важнейшими для мировой истории событиями. С одной стороны в V в. происходит распад Великой Римской Империи, с другой в VII в. зарождается Ислам — новое монотеистическое религиозное течение, ставшее позднее одной из трех мировых религий.

Конец средних веков, по мнению разных ученых, выпадает на XVI-XVII вв. Даты начала и завершения Средневековья, как и сам факт его существования, считаются относительными и ориентированы в основном на развитие Европы, слабо учитывающими экономический, политический и культурный уровень стан, расположенных на других континентах. 10-вековую эпоху принято делить на 3 условные части, включающие раннее, классическое и позднее Средневековье.

Раннее Средневековье: развитие Европы до XI века

В IV-V вв. в результате резкого похолодания климата в Европе начинается Великое переселение народов. Племена, жившие на северных землях, начинают свое движение на юг, занимая по пути свободные земли и образовывая новые государства. В результате этих миграционных движений германские племена заняли всю территорию западной Европы, Британские острова и начали заселять земли Восточной Европы. Так, англы и саксы обосновались с Британии, остготы в Италии, вестготы в Испании, франки заняли территорию современной Франции, а вандалы дошли до Северной Африки. Такие же движения происходили в Восточной Европе, куда двинулись племена славян.

Поскольку практически вся территория западной Европы находилась под властью Римской Империи вторжение «варваров» не могло на ней не отразиться. С начала 5 века на ее Западных рубежах начинается формирование новых германских королевств. Не выдержав натиска, в 476 году н.э. западная часть некогда великого государства прекратила свое существование. Культурной преемницей Рима стала Восточная Римская Империя (Византия) со столицей в Константинополе, которая просуществовала вплоть до 1453 года.

В 486 году территория Галлии подчинилась одному из германских вождей Хлодвигу, который положил начало династии франкских королей Меровингов, правивших страной вплоть до конца VII века. Захватившая позднее власть династия Каролингов продолжила расширение франкского королевства, сделав его самым могущественным в Европе. Тем временем Вестготское государство, находящееся в Испании, подчинилось арабскому нашествию. Начиная с VII по XV вв. Пиренейский полуостров (Иберия) находился под властью исламского государства, которое по уровню своего культурного и экономического развития превосходило христианскую Европу.

Смешение культур, произошедшее в результате нападения германцев на Рим, привело к тому, что через племена готов, а затем англов и саксов, по всей Европе начинает распространяться христианство, вытесняя языческие верования. Полная христианизация Европы произошла к IX-X вв. Одними из немногих племен, сохранивших древнюю языческую культуру, долгое время оставались викинги, живущие на севере континента. Постепенное принятие викингами христианства после X в., привело к тому что эти воинствующие мореходы вскоре прекратили свою захватническую деятельность и осели в скандинавских странах и на севере франкских земель.

Тем временем на территории Восточной Европы зарождается новое мощное государство с центром в Киеве. Официально образовавшаяся в IX веке Киевская Русь, уже через 2 столетия занимала территории с Азовского и Черного моря до Северной Двины и верховьев Вислы.

Классическое (Высокое) Средневековье (XIXIV вв.)

Переход к эпохе Классического Средневековья начался в XI веке, данный период характеризуется сильными изменениями в экономической, социальной и политической обстановке. Наблюдается рост населения с одновременным ужесточением феодальных порядков, растут и увеличиваются города и вместе с ними завиваются ремесла. Находившиеся во власти феодалов города получают возможность выкупа и обретения независимости, что в еще большей мере способствует их росту. Наиболее развитой страной на тот момент была Италия. Бывший очаг Великой Римской империи сильно опережал в своем экономическом, торговом и культурном развитии другие территории. Также бурно развивались Франция, Германия и Англия.

В XI веке происходит завоевание англосаксонских племен живущих на Британских островах норманнами. После этого уже в XII веке в Англии принимается первый конституционный свод правил «Великая хартия вольности» и создается парламент. Параллельно сложные процессы происходили и во Франции. Оказавшись раздробленной после распада империи, к X веку она состояла из 10 владений. Ее разобщение усугублялось междоусобными войнами вассалов, продолжавших делить страну. Объединение земель началось лишь в XII-XIII вв. при Филиппе Августе II из династии Капетингов. Правление французского королевского рода Капетингов, а точнее его завершение, стало причиной одного из самых длительных конфликтов в истории. Последний из династии король Карл IV Красивый не оставил после себя наследников и тем самым дал повод для предъявления претензий на престол английскому королевскому роду Плантагенетов. Война, развернувшаяся за французский трон, продолжалась в течение 116 лет, за что позднее получила название Столетней войны. Победу в конфликте, завершившемся в 1453 году, одержала Франция. Из-за начала в 1455 году Войны Алой и Белой розы, англичане были вынуждены надолго отказаться от претензий на престол соседей.

Могущество католической церкви к X веку стало настолько велико, что в 1095 году, ради освобождения христианских святынь, захваченных в Иерусалиме турками, собрался первый крестовый поход, состоявший из 100 тысяч добровольцев. В дальнейшем, вплоть до 1204 года, европейцами было совершено еще 3 крупных и несколько менее многочисленных походов. Изначально такие действия предпринимались в исключительно религиозных целях против мусульманских стран, но последнее шествие крестоносцев разорило богатую христианскую Византию. Один из «крестовых путей» вел религиозных завоевателей в сторону Пиренейского полуострова, населенного на тот момент арабами. Желание христиан вернуть себе принадлежавшие им ранее земли было настолько велико, что в XIII веке начинаются активные действия по вытеснению «сарацинов». Реконкиста (отвоевывание Испании) закончилась к концу XV века выселением основной части мусульманского населения и христианизацией немногих оставшихся.

Развитие Восточной Европы, заселенной преимущественно славянскими народами происходило неравномерно. Так, Киевская Русь на рубеже X-XI века, была относительно благополучным, развитым государством, объединенным под началом единого князя. Однако уже в XII веке произошел ее распад на отдельные княжества, а с XIII века значительная часть восточноевропейских земель оказывается под игом татаро-монгольских захватчиков. Не менее тяжелые завоевания происходили и в христианском мире Балканского полуострова, в особенности с остатками Восточной Римской империи. Начиная с XIV века территория и без того ослабленной Византии подвергается турецкому захвату и вместе с остальными землями становится частью мощной Османской Империи.

Позднее Средневековье. Эпоха Возрождения

Мнения исследователей относительного этого этапа развития в истории значительно расходятся, но в большей части принято считать, что начало этой эпохи связано с концом XIV- началом XV вв. Практически весь Европейский континент вошел в этот период в значительно ослабленном состоянии. Многочисленные войны, переделы территорий, религиозные конфликты, длительный голод и массовые болезни привели к сокращению численности населения и обострению экономических, политических и социальных проблем. Чтобы уменьшить недовольство населения власть ряда государств (Англии, Франции и Западной Германии) принимает решение о предоставлении личной свободы крестьянам. Такая мера в последующем благоприятно отразилась на развитии этих стран, помогла их усилению и централизации.

Несмотря на все трудности, в этот период наблюдается значительный культурный рост, во многом стимулированный падением Византии. Культурный расцвет Европы, вызванный переселением в нее лучших умов Восточной Римской империи, получает название Эпохи Возрождения. В этот период активно развиваются все направления в искусстве, открываются образовательные учреждения, делаются научные открытия. Тогда же начинается эпоха Великих географических открытий, в ходе которой исследуется побережье Африки, открывается Америка и Австралия, а также находятся новые пути в Индию, Китай и другие земли.

Конец средних веков начинается с Реформацией католической церкви в XVI-XVII вв. и наступлением Нового времени.

Средневековая Азия

Китай

Долгое время страны Азии опережали в своем развитии Европу. Принято считать, что Китай вступил в эпоху Средневековья в VI-VII вв. В течение последующих 300 лет в стране было сделано множество научных открытий, расширена территория и при этом улучшено сообщение между регионами, развивалось сельское хозяйство. Высочайшего уровня достигло строительство. И хотя в IX веке в Китае происходили некоторые волнения, повлекшие смену правящей династии, общий уровень страны находился на высоком уровне вплоть до XIII века. С 1211 года на территорию Северного Китая начинается наступление монгольских племен под предводительством Чингисхана. В 1271 году монгольский вождь Хубилай объявил начало новой династии, а Пекин стал столицей Монгольской империи. Свергнуть завоевателей удалось лишь через 100 лет.

Индия

Индийские государства, которых к XI веку на территории Индостана насчитывалось несколько десятков, были в целом развиты как в культурном, так и экономическом плане. Строительство, наука, живопись и медицина переживали свой расцвет. Однако отсутствие сильной единой власти часто приводило к внутренним конфликтам. Кастовый строй, децентрализация и усугубляющие положение религиозные течения буддизма и индуизма, проповедующие созерцательный образ жизни и отказ от насилия, привели к тому, что страна оказалась не готова к вторжению с севера мусульманских агрессоров. Несмотря на оказанное сопротивление, в XII веке арабы, тюрки и афганцы захватили всю северную часть Индии. В противовес захватчикам южные земли образовали Виджаянагарскую империю, просуществовавшую до XVII века.

Япония

Существенное влияние на развитие Японии оказал Китай. В VIII веке японские острова объединяются под властью сильного единого государства. Находясь вдали от волнений, происходящих на материке, японская культура очень скоро достигла своего расцвета: появилась своя письменность, совершенствовалась поэзия, театр, а доступ к образованию имели не только мужчины, но и женщины.

В XII веке японцам удалось отразить нашествие и защититься от монголов. Однако, последовавшие вскоре внутренние разногласия и длительная многолетняя борьба за власть, привели в 1467 году к гражданской войне и децентрализации страны, закончившейся лишь в XVII веке.

history-of-world.ru

§ 1. Начало эпохи средних веков. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс

§ 1. Начало эпохи средних веков

Упадок античного мира

В начале первого тысячелетия новой эры мир был мало похож на сегодняшний. В Европе, Азии и Африке существовали всего несколько государств, крупнейшим из которых была Римская империя. Она раскинулась от Атлантического океана на западе до Евфрата на востоке, от Рейна и Дуная на севере до африканских пустынь на юге. Римская держава принадлежала к античному миру.

В Римской империи жило множество народов и племен. Многие из них были в разное время покорены римлянами и затем романизированы. В III веке почти все свободное население империи получило права римских граждан. Все они подчинялись общим законам, платили налоги императору, служили в войске. Как и в любом обществе, среди римлян были богатые и бедные. Богатые (магнаты – «могущественные») жили в роскошных дворцах, владели землей и рабами. Уделом бедных был тяжелый труд.

В IV–V веках некогда могущественное Римское государство стало клониться к упадку. Победоносные войны Рима остались в прошлом, количество рабов не увеличивалось, а их труд становился все менее выгодным. Рабовладельческое хозяйство зашло в тупик. Это заставило магнатов изменить свое отношение к рабству. Невольникам стали предоставлять небольшие участки земли и требовать за это часть урожая. Положение мелких свободных земледельцев, напротив, ухудшилось. Огромные налоги приводили к их разорению, и чтобы освободиться от непомерных поборов и притеснений чиновников, простые земледельцы переходили под покровительство магнатов. Большинство свободных граждан Рима были уже не способны приобрести оружие, чтобы служить в армии. Поэтому для охраны рубежей римским императорам приходилось привлекать в армию наемников, которые служили за деньги. Среди них было много варваров.

Римский император

Удержать власть над обширной территорией императору становилось все сложнее. В конце IV века Римская империя была разделена на Западную, столицей которой являлся Рим (позже – Равенна), и Восточную, центром которой стал Константинополь. Но раскол могущественной державы не прекратил разгоревшейся в Риме борьбы за императорский трон. Частая смена правителей, войны претендентов на престол друг с другом ослабили государство, на которое обрушились волны варварского нашествия.

Мир варваров

Земли Европы, лежавшие к северо-востоку от Рейна и Дуная, рассматривались римлянами как далекая и враждебная варварская окраина. Населяли эти земли германские и славянские племена. По своим привычкам и образу жизни варвары отличались от римлян.

Вождь германского племени

Мужчины-воины носили штаны и просторные блузы, прикрываясь шерстяными плащами, скрепленными на поясе застежкой. В ходу были также куртки с рукавами, овечьи и звериные шкуры. Женщины из варварских племен одевались в длинные сорочки без рукавов, которые закреплялись на обоих плечах металлическими застежками. Носили они и украшения – шпильки, пряжки, ременные обручи, серьги, браслеты, кольца. Варвары были язычниками. Они обожествляли природу: небо, солнце, гром, ветер и землю. К IV–V векам некоторые варварские племена приняли христианство.

Вспомните, что такое язычество. Чем оно отличается от христианства?

Главным занятием германцев было скотоводство. Они разводили быков, лошадей, свиней, коз, которые обеспечивали их мясом, молоком и шерстью. Землю германцы обрабатывали сохой и мотыгой, применяли двуполье. Они выращивали ячмень, пшеницу, рожь, репу, лук, горох, чечевицу и лен. Землю германцы особенно ценили, считая ее не только «кормилицей», но и наследием предков.

Обработка земли велась семьями, состоявшими из трех поколений родственников. Для решения совместных хозяйственных вопросов, защиты от врагов и сохранения культурных традиций семьи объединялись в соседскую общину. В ее собственности находились леса, поля, луга, пустоши, но пахотные наделы каждая семья обрабатывала самостоятельно. Общиной руководили старейшины. Семьи принадлежали к определенному роду. Несколько родов составляли племя. Все свободные мужчины племени имели право носить оружие. Воинами на народных собраниях решались наиболее важные вопросы жизни племени: объявление войны, заключение мира, избрание вождя и старейшин и многие другие.

Варвары на границах Римской империи. Современный рисунок

Постепенно равенство внутри рода и племени разрушалось. Народные собрания стали созываться все реже, многие вопросы стал решать совет старейшин. Выбранные вожди окружали себя постоянным отрядом воинов – дружиной, которой доставалась лучшая часть добычи, захваченная во время военных походов. Дружинники мало ценили богатство, часто раздавая добычу, захваченную в бою. Главным достоинством для них была смелость в бою, честь и верность. Варвары гордились своей свободой, которую связывали с воинской доблестью. Старейшины, военные вожди, а также самые храбрые и опытные воины составляли знать варварских племен.

Гибель Западной Римской империи

Крупнейшее столкновение античного и варварского миров произошло в IV–V веках в ходе Великого переселения народов. Соседи Рима – германцы чаще, чем прежде, стали переходить границы империи в поисках безопасности и лучших земель. Сначала они только просили римлян дать им приют, а затем – увидев слабость прежних «хозяев мира», стали захватывать одну провинцию за другой. Дважды в течение V века германские племена вестготов и вандалов овладевали Римом.

Вспомните, какие народы участвовали в Великом переселении народов.

От нашествия германцев Римская империя так и не смогла оправиться. Реальная власть в империи оказалась у военачальников-варваров, один из которых в 476 году отстранил от власти последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула, а знаки его императорской власти – корону и пурпурную мантию – отослал в столицу Восточной Римской империи, устоявшей в борьбе с варварами. Так Западная Римская империя прекратила свое существование. С ее падением ушла в прошлое эпоха Древнего мира и началось Средневековье.

Римский Форум. Современный вид

Начало Средневековья

К концу V века земли, входившие прежде в Западную Римскую империю, представляли собой печальное зрелище. Их население уменьшилось в несколько раз, были забыты многие достижения сельского хозяйства и ремесла, приходили в упадок великолепные римские дороги. На опустевших площадях античных городов, заросших травой, паслись стада коз и овец. В обезлюдевшем Риме царила мертвая тишина. Величественные дворцы пустовали, лишь кое-где мелькали немногочисленные горожане.

Варваров, захвативших земли империи, было относительно немного. Чтобы не смешаться с местным населением, они селились отдельно от него и избегали больших городов. Захватчики жили по своим прежним обычаям, римляне – по своим законам. Подчинение территории Западной Римской империи ускорило изменения, начавшиеся в варварском обществе еще до Великого переселения народов. Вожди и старейшины сумели захватить имущество и земли римлян. Теперь они стали еще богаче. Это привело к усилению неравенства среди варваров.

Христианский священник и вождь готов. Средневековый рисунок

Падение Западной Римской империи означало не только исчезновение с карты мира могущественной державы. Оно ознаменовало закат античной эпохи. Земли римских землевладельцев приобрели новых хозяев, которыми стали варвары. Рабство перестало играть прежнюю роль в жизни общества. В истории человечества начался новый период – история Средних веков.

Как вы думаете, почему варвары избегали больших городов?

Подведем итоги

Земли Западной Римской империи стали миром варваров. Расселившись на территории могущественной прежде державы, варварские народы принесли сюда свои обычаи и порядки. Завоевание Западной Римской империи усилило неравенство среди варваров.

Романизация процесс, в ходе которого завоеванные римлянами народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства, культуру, отношения в обществе, государственное устройство.

Двуполье способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на две части: одна засевается, другая – «отдыхает».

Соседская община коллектив людей, совместно владеющих землей, состоящий из отдельных семей. Каждая из них самостоятельно обрабатывает свой участок земли и присваивает урожай, собранный с него.

476 Падение Западной Римской империи. Начало Средневековья. «Увы! Мир гибнет… императорский город и главу Римской империи пожрал огонь!»

(Христианский писатель Иероним)

Вопросы

1. В чем проявился упадок античного мира в IV–V веках?

2. Каковы были занятия и образ жизни римлян и варваров? Что отличало их друг от друга?

3. На какой ступени развития находились варвары? В чем это проявлялось?

4. Какое значение имело Великое переселение народов для Западной Римской империи, варваров и Всемирной истории?

Задания

1. «Римляне сами себе были врагами худшими, нежели внешние враги, и не столько варвары их разгромили, сколько они сами себя уничтожили», – отмечал христианский писатель Сальвиан. Как вы думаете, что он имел в виду? Согласны ли вы с ним?

2. Используя материал параграфа, составьте рассказ на тему «Варвары глазами римлянина».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Trojden | Живое Средневековье: Агибалова Е. В.

1. Что изучает история Средних веков. Учёные выделяют в истории большие периоды (эпохи), сменяющие друг друга: первобытный период, Древний (античный) мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

В прошлом году вы изучали историю первобытности и Древнего мира. Наша книга расскажет вам о следующей великой эпохе в истории человечества — об эпохе Средних веков, или о Средневековье.

Каковы временные границы Средневековья? Об этом ведутся споры, однако большинство современных учёных считают, что эпоха Средних веков начинается с конца V века, с даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет.

Понятие «Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Относится ли это понятие к истории Азии, Африки, Америки? Учёные спорят и об этом. История народов Азии, Африки, Америки во многом отличается от истории народов Европы.

Лента времени

Как вы думаете, почему каждый новый период истории короче предыдущего?

Средневековье было и у народов Востока. Каждый народ переживал его в своё время. В учебнике рассказано об эпохе Средневековья в истории народов нескольких континентов. Но основное внимание мы уделим Европе — ведь это наш общий дом.

В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В её состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи были достигнуты большие успехи в образовании, науках, искусстве и строительстве, торговле. При этом существовало сильное неравенство между людьми — патрициями и плебеями, свободными и огромным количеством рабов. Но непрерывные захватнические, грабительские войны в конце концов её погубили.

Северные и восточные соседи Римской империи жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Римская империя и варварские племена являлись как бы двумя разными мирами, хотя их жители немало знали друг о друге.

Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским миром с общей религией и сходным образом жизни. Именно в Средние века появились те языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе.

Средневековая драгоценная чаша

Оклад Евангелия. Около 870 г.

Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Мы сосредоточим внимание на некоторых, самых крупных народах и государствах Западной Европы, особенно на тех, где эта эпоха имела характерные особенности.

Эпоха Средневековья в своём развитии прошла через три основных этапа. Первый, с конца V до середины XI века, называют ранним Средневековьем. Тогда в процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи. Следующий период, завершившийся XIII веком, — развитое Средневековье у когда сложились феодальные государства-монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте. Период XIV—XV веков считается поздним Средневековьем, Оно характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XV века произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени. Различные страны проходили эти этапы не одновременно и по-разному.

2. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков. Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.

Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.

Средневековый замок в Испании.

Подумайте, зачем в замке сооружались такие мощные стены.

Но вещественные исторические источники не могут всё рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь учёным оказывают многочисленные рукописи, которые находятся в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчёты управляющих имениями, договоры. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения, церковные записи.

От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события фиксировались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались объяснить и оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений учёных. До изобретения книгопечатания в середине XV века (и долго после этого) документы были рукописными. Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески и статуи в храмах. Все эти источники открывают внимательному исследователю мысли и чувства средневекового человека.

Витраж средневекового собора

Средневековый хронист.

Какие материалы и инструменты для письма изображены на рисунке? Предположите, зачем к хронисту пришли люди.

trojden.com

Увлекательная история Средних веков 6 класс.

Учебник истории 6 класса, созданный в соответствии с ФГОСами, предполагает изучение эпохи Средних веков. Это историческое время логично продолжает изученные в 5 классе первобытный период и эпоху античного мира.

Учебник Агибалова Е. С. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс» позволяет ученику отправиться в путешествие в Средние века. Мы переместимся в Западную Европу, посетим Византию и славянские государства, узнаем о развитии народов Северной и Южной Америки, Азии и Африки.

Курс истории Средневековья для учащихся 6 класса начинается с рассказа об образовании варварских королевств, с возникновения и распада могущественной империи Карла Великого. Вы узнаете о славянских народах и Византии, возникновении ислама, получите ответы н вопросы «Как жили в средневековых городах и деревнях?», «Кто такие феодалы и какой образ жизни они ведут?». В курсе истории Средневековья вы узнаете о католической церкви и крестовых походах. Известные королевские династии Франции, Германии, Англии будут представлены в этой книге. Политическая, экономическая и общественная жизнь народа в этот период истории находит место в этом учебнике.

Скачать Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Агибалова Е.В., Донской Г.М. (2012, 288с.) (пароль-istmira)

Скачать История средних веков. Учебник для 6 класса. Агибалова Е.В., Донской Г.М. (20-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 272 с.) (пароль-istmira)

Отдельная глава учебника, IX, посвящена рассказу о культуре древней Европы во времена Средневековья. Затрагиваются вопросы образования: какими были представления о мире и человеке в это время. Ученику будет интересно узнать, что Индийский океан в Средневековье было принято считать замкнутым, а город Иерусалим называли «пупом земли». Ночь считалась временем, когда правят темные силы, поэтому преступления, которые совершались ночью, карались строже, чем те, которые произошли в светлое время суток. Мы узнаем о переводческом труде, об организации университетов, например, об одном из старейших университетов в Европе или Оксфорде. В Средневековье продолжаются споры философов, развиваются религиозные учения. В учебнике рассказывается о развитии литературы: появлении хроник и рыцарских романов, Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Значительное место отводится представлению появившимся в Средневековье памятникам архитектуры и скульптуры: готическому собору в Бурже, собору в Реймсе, многочисленным скульптурным композициям того времени. Завершает повествование о культуре эпохи Средневековья представление эпохи раннего Возрождения. Ученики узнают о первых гуманистах: Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо, их произведениях; великих живописцах раннего Возрождения (Сандро Боттичелли), их знаменитых полотнах. Один из параграфов данной главы посвящен великим открытиям того времени: первых механизмах, облегчающих ручной труд, приборах и устройствах, о начале в 1456 году книгопечатания. Особое место отводится рассказам о мореплавателях, об открытии в 1492 году Христофором Колумбом Американского континента.

Важным достоинством данного учебника является его уникальная иллюстрированность. Учебник Агибалова Е. В. для 6 класса представляет собой не просто теоретическое освещение исторических тем, а подтвержденное многочисленными источниками интересное повествование. Параграфы сопровождаются различными иллюстрациями: это и портреты исторических деятелей, сделанные не менее талантливыми художниками эпохи Средневековья, и картины, изображающие быт и деятельность людей, живущих в то время. Следует отметить, что большинство изображений – это выполненные именно в Средние века рисунки, картины, гравюры), поэтому вы можете рассмотреть абсолютно точные костюмы, дома и строения, орудия труда, предметы быта. Вы как будто совершаете путешествие в Средние века. Интерес представляют и созданные в эту эпоху документы (в параграфах они выделены голубым цветом), а в некоторых случаях представлены и фотографии подлинных документов, хранящихся в музеях и архивах. Рассмотреть их, понять суть написанного в те далекие годы сможем, опираясь на предложенные в учебнике комментарии. Рассказы о городах часто сопровождаются иллюстрациями архитектурных памятников, причем зачастую мы сможем увидеть и современный вид и то, как выглядело это место в Средние века, возможность сравнить будет, безусловно, интересна.

В структуре учебника предусматривается повторение пройденного материала. Перед каждым параграфом и после него представлены вопросы, ответив на которые ученик будет иметь возможность повторить тот материал, который он проходил ранее и повторить, и закрепить информацию параграфа. Специальная рубрика «Проверьте себя» поможет упорядочить полученный материал: предлагается заполнить таблицы, составить схемы, планы.

Задания, предложенные в учебнике, нацеливают учащихся на выполнение творческих работ. Так, рубрика «Подумайте» представляет материал для размышления, собственных исследований. Выполнять эти задания можно по желанию, так как они вовсе не являются обязательными, а рассчитаны на работу детей высокого уровня мотивированности. Раздел «Творческие задания и проекты» помогают организовать творческую деятельность учеников: возможны индивидуальные, парные и групповые проекты. При этом тему своего задания можно выбрать самостоятельно из списка предложенных. Существует и перечень источников, которые помогут познакомиться с дополнительным материалом.

В конце учебника вы можете найти «Словарь основных терминов», благодаря которому можно повторить термины, изученные в курсе истории для 6 класса.

Кроме того, вы получите рекомендации для чтения и указания на Интернет-ресурсы и материал по истории Средневековья на СD.

Путешествие в Средние века по учебному пособию Агибалова Е. С. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс», которое будет проходить в течение всего учебного года, поможет шестиклассником не только поверхностно прикоснуться к событиям того далекого времени, а по-настоящему погрузиться в эпоху, почувствовать атмосферу того времени.

www.istmira.com

Материал по истории (6 класс) по теме: Понятии по Истории Средних веков 6 класс

Словарь понятий по истории Средних веков

6 класс

Аббат – настоятель монастыря (аббатства).

Абсолютизм – форма государственного устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Алтарь – место в церкви, куда могли входить только духовные лица, мужчины.

Алхимия – лженаука, целью которой было получение золота путем химических соединений различных веществ.

Альбигойцы – члены еретической секты в Южной Франции 12-13 вв., отрицавшие догматы абсолютизма.

Альморавиды – участники военно-религиозного движения в Северо-Западной Африке.

Альтинг – народное собрание в Исландии.

Анафема – отлучение от церкви, совмещенное с проклятием.

Апсид – полукруглая сводчатая ниша в храме, направленная на восток.

Арианство – раннехристианская ересь, сторонники которой считали Иисус Христа низшим по отношению к Богу-Отцу творением.

Аскетизм – подавление желаний, отказ от роскоши и даже большинства удобств, ограничения в пище и сне, причинение себе физических страданий с целью соучастия в страданиях Иисус Христа для искупления грехов.

Астрология – учение о связи между расположением звезд и планет и событиями в жизни людей и народов.

Асы – боги у древних скандинавов.

Аутодафе – торжественное приведение в исполнение приговора инквизиции.

Базилика – одни из архитектурных форм христианского храма.

Баллада – народное поэтическое сказание.

Барон – дворянский титул, ниже графа, представитель высшего титулованного дворянства.

Барщина – обязанность зависимых крестьян выполнять полевые работы для своего хозяина.

Бедуины – кочевники пустыни, арабы.

Бенедиктинцы – монахи старейшего в Западной Европе монашеского братства, основанного Св. Бенедиктом.

Бенефиций – земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование при условии несения военной службы; церковная должность  и связанные с ней доходы.

Берберы – кочевой народ  Северо-Западной Африки.

Берсерк – древнескандинавский воин, посвятивший себя богу Одину, приходивший во время битвы в неистовство, сражавшийся без доспехов и считавшийся неуязвимым.

Бритты – кельтский народ, населявший Британию.

Булла – папский указ, имеющий обязательную силу для верующих, реже – императорский декрет.

Бюргер – полноправный гражданин.

Ваганты – бродячие школяры (студенты).

Вальденсы – еретическая секта в 12-13 вв., в основном во Франции и Италии, выступали против церковной иерархии и собственности, за всеобщий аскетизм.

Вассал – лицо, получившее от сеньора феод во владение за несение службы.

Великое переселение народов – переселение многочисленных народов под давлением гуннов, в результате которого прекратила свое существование Западная Римская империя.

Вергельд – у германцев возмещение за убийство, вносимое обидчиком роду потерпевшего.

Викинги – скандинавские воины, отправившиеся за славой и добычей в чужие края.

Витраж – изображение, собранное из цветных стекол и помещаемое обычно в окнах.

Восточные славяне – предки русских, украинских и белорусских народов.

Галея – вид средиземного корабля.

Ганза – союз северо-немецких купцов и торговых городов.

Генеральные штаты – сословно-представительное собрание Франции.

Герцог – титул крупного феодального владельца.

Гёзы – (нищие) – участники антииспанской борьбы во времена нидерландской революции.

Гетто – часть города, отведенная для принудительного поселения евреев.

Гильдия – объединение купцов.

Глаголица – одна из двух ранних славянских азбук.

Госпитальеры – члены военно-рыцарского ордена С. Иона Иерусалимского (иоанниты).

Готика – архитектурный стиль 12-16 вв., преимущественно церковный.

Граф – во франкской империи – представитель короля в определенном округе, позже – один из высших титулов европейской знати.

Гуманизм – направление в философской и общественной мысли Возрождения, ставившее своей целью изучение наук о человеке – филологии и моральной философии; мировоззрение эпохи ренессанса, ставившее в центр мира человека.

Гуситы – последователи чешского реформатора Яна Гуса.

Даны – германский народ, предки современных датчан.

Десятина – одна десятая имущества и дохода – налог на содержание церкви.

Джихад – (усилие) – мирная или вооруженная борьба за укрепление ислама (против неверных – немусульман).

Дзен-буддизм – одно из направлений буддизма, получившее особое распространение в Японии.

Димы – в Византийской империи самоуправляющиеся организации в городах, созданные вокруг команд наездников на городских ипподромах.

Дирхем – восточная серебряная монета.

Диспут – ученый спор.

Догмат – утвержденное церковным руководством положение вероучения, обязательное для верующих.

Дож – глава венецианской (пожизненный) и Генуэзской (избираемый на определенный срок) республик.

Домен – собственные земельные владения знатной (королевской) семьи.

Доминиканцы – члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Св. Домиником. Они давали обет нищеты и обязательство проповеди против еретиков.

Донжон (бергфрид, киип) – главная, наиболее укрепленная башня замка.

Драккар – корабль викингов.

Духовно-рыцарские ордены – организации европейских рыцарей, созданные для отвоевания и защиты Святой Земли.

Дэнло – «Область Датского права» — часть Англии, оставшаяся под властью данов.

Епископ – «надзиратель» — духовный глава административно-территориальной единицы – Епархии, обнимающей одну или несколько провинций государства; во главе группы епархий стоял архиепископ.

Ересь – учение, признаваемое церковью ложным.

Еретик – человек, придерживающийся ложного учения, ереси.

Жонглер – бродячий певец и поэт.

Зороастризм – древняя религия иранских народов.

Идальго – испанский дворянин.

Икона – живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии.

Иконоборцы и иконопочитатели – в Византии сторонники различного отношения к изображениям бога и святых.

Имам – («предстоятель») – у мусульман либо человек, заведующий мечетью и «предстоящий» во время общественной молитвы, либо же духовный глава.

Империя – государство, состоявшее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра.

Инвеститура – символическое введение в должность путем передачи из рук в руки какого-либо предмета.

Индульгенция – отпущение грехов и свидетельство об отпущении.

Инквизиция – организация католической церкви для преследования еретиков и искоренения ересей.

Интердикт – запрет – временный, без отлучения от церкви, запрет на свершение богослужения и религиозных обрядов.

Ислам – «покорность» — мусульманство – одна из самых распространенных религий, возникшая в Аравии в 7 веке, основатель – Мухаммад.

Исповедь – христианское таинство, состоящее в раскрытии своих грехов священнику и получении от него прощения именем Иисуса Христа.

Иудаизм — от имени Иуды, родоначальника одного из древнееврейских племен, и населенного этим племенем государства – иудеи – религия евреев, Священное Писание для евреев – Ветхий Завет.

Каганат – страна, возглавляемая каганом (титул государя у некоторых восточных  народов).

Каллиграфия – искусство красивого письма.

Канон – строгие правила оформления храмов.

Капитул – «капут» — голова, глава – составленный из духовных лиц совет при епископе или руководстве ордена.

Капитулярий – сборник указов франкских королей.

Каравелла – тип европейского корабля, распространенный в 15 веке.

Кардинал – «главный» — в католической церкви высшее духовное лицо, ниже только папы, кардиналы – ближайшие советники и помощники папы и избирают его из своей среды.

Католицизм, католичество – «католикос» — «всеобщий» — одно из направлений христианства, оформившееся в Западной Европе; иначе – латинская церковь.

Кафедральный собор – главный собор церковного округа – храм, в котором служит епископ и где находится его «кафедра» — епископский престол.

Кириллица – одна из двух славянских азбук.

Клир – духовенство.

Клирик – член духовенства.

Колоны – «поселенцы» — в поздней Римской империи прикрепленные к земле арендаторы небольших земельных участков, принадлежащих крупным землевладельцам.

Коллегия – организация при средневековом университете, обеспечивающее жилье, питание и учебу для определенного количества учащихся.

Коммуны – города во Франции, освободившиеся от власти сеньора.

Кондотьеры – в Италии 14 – 16 вв. руководители военных отрядов, нанимавшихся на службу к городам-коммунам и государям.

Конкордат – «соглашение» — договор между папой, как главой церкви, и государством, регулирующий отношения между ними и положение церкви в государстве.

Консистория – в католичестве – специальное совещание при папе; в протестантизме – орган управления религиозной общиной.

Конунг – правитель (вождь, король) у скандинавов.

Коран – «чтение» — священная книга у мусульман.

Кортесы – сословно-представительные органы в королевствах Пиренейского полуострова.

Крестоносец – человек, по призыву папы римского принявший обет совершить вооруженное паломничество в Святую Землю

Курия – «место собраний» — высший совещательный орган при королях и папах (римская курия), состоящий из ближайших советников и высших должностных лиц.

Куртуазия – правила рыцарского поведения.

Курфюрсты – высшие духовные и светские князья Священной Римской империи, которым принадлежало право выбора императора.

Лангобарды – германский народ.

Ландтаг – орган сословного представительства во владениях, входивших в состав Священной Римской империи.

Легат – папский посланник.

Легисты – законоведы, советники короля.

Литера – отдельная буква, сделанная из металла для печатания книг.

Личная зависимость – отсутствие свободы распоряжаться собственной личностью.

Лорд – в Англии – знатный человек, собственник больших земельных владений.

Мавры – европейское обозначение мусульман Испании и Северной Африки.

Майордом – «управляющий дворцом» — высшая придворная и правительственная должность во франкском королевстве при Меровингах.

Магнат – представитель высшей аристократии.

Макрокосм – Вселенная в целом.

Мамлюки – султанская гвардия в Египте, с 13 века фактически управлявшая страной.

Марраны – в Испании обращенные в христианство евреи.

Мастер – полноправный ремесленник, член цеха, владелец собственной мастерской.

Медресе — мусульманское учебное заведение для мальчиков.

Междоусобная война – война между феодалами за расширение границ своего поместья.

Менестрель – придворный поэт и певец.

Месса – центральное ежедневное богослужение в католичестве, обедня.

Микрокосм – человек, как часть Вселенной.

Минбар – возвышение в мечети, с которого читается проповедь.

Миниатюра – небольшое живописное изображение в рукописной книге.

Миннезингеры – «певцы любви» — немецкие лирические певцы-поэты, воспевавшие рыцарскую любовь.

Миро – особое церковное масло, использующееся в миропомазании – обряде помазания лба, рук, груди, глаз, ушей, означавшем освящение человека; применялся при коронации короля.

Мистика – «таинственный» — религиозное учение, допускавшее непосредственное общение с Богом.

Митрополит – епископ митрополии, т.е. главного города церковной провинции, включающей в себя несколько обычных епископств.

Михраб – углубление в стене мечети, указывающее направление на Мекку.

Мозаика – изображение из разноцветных камушков или кусочков цветного стекла.

Монашество – религиозная группа, члены которой (монахи) принимают обеты отказа от всех семейных и общественных связей, имущества, ставя целью спасение души.

Мориски – в Испании арабы, обращенные в христианство.

Мулла – глава мусульманской общины.

Надел – участок земли, находившийся в распоряжении крестьянина.

Натуральное хозяйство – организация хозяйства, при которой все необходимое производится на месте, а не покупается на рынке и при которой ничего не производится с целью продажи.

Негус – титул правителя Эфиопии.

Неф – часть храма, пространство между двумя соседними продольными рядами колонн или между одним таким рядом и продольной стеной.

Норманны – общее название скандинавских народов, распространенное в остальной части Европы.

Обет – обязательство не выполнять что-либо, обязательство следовать чему-либо.

Оброк – повинность зависимых крестьян  — регулярные платежи господину в виде продуктов или денег.

Община – организация крестьян, регулирующая все основные стороны жизни в средневековой деревне.

Органы сословного представительства – собрания из представителей основных сословий земли, созываемые государем в случае политической необходимости.

Орден – централизованная организация монахов, принявших одинаковый устав; во времена крестовых походов – также организации рыцарей, принявших, кроме монашеских обетов, клятву сражаться с нехристианами, (духовно-рыцарские ордены).

Ордонанс – королевский указ.

Ортодоксия – утвержденное высшими церковными авторитетами вероучение.

Отлучение – исключение из религиозной общины или из церкви в целом.

Отпущение – прощение грехов, даваемое священником после исповеди и раскаяния.

Паломники (пилигримы) – странники, отправившиеся в путь с целью посетить отдаленные святыни и тем самым облегчить свою душу от грехов.

Паломничество – путешествие верующих к местам, отмеченным особой святостью; название возникло от обычая привозить пальмовые листья из Палестины.

Пантократор – «Вседержитель» — т.е. Иисус Христос в качестве верховного повелителя вселенной.

Папа – «отец» — глава католической церкви, одновременной римский епископ.

Парламент – орган сословного представительства в Англии, законодательный орган.

Патрициат – верхний слой горожан: самые влиятельные и богатые семейства, обладавшие властью в городе.

Повинности – барщина и оброк, которые должны были выполнять крестьяне на феодалов.

Подмастерье – ремесленник, прошедший срок ученичества и работающий у мастера за плату.

Прево – во Франции назначенный королем чиновник, осуществляющий административно-судебную власть в округе.

Привилегия – преимущество, исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других.

Притвор – помещение у западного главного входа в храм.

Приход – низшая административно-церковная  единица, включающая персонал церкви и членов общины (прихожан).

Протектор – в Англии – регент, правитель при недееспособном монархе.

Пэр – звание представителей высшей аристократии во Франции и Англии, по отношению к которым монарх был «первым среди равных».

Раввин – руководитель общины евреев в иудаизме.

Ратуша – здание, где размещался государственный совет в городах, пользовавшихся самоуправлением.

Рейхстаг – имперское собрание – в Германии собрание представителей имперских сословий – курфюрстов, князей и имперских городов.

Реконкиста – «отвоевание» — вытеснение христианами мусульманских  правителей с Пиренейского полуострова.

Реликвия – сохранившиеся останки (мощи) святых и принадлежавшие им предметы, обладавшие в глазах верующих особой притягательной и благодетельной силой.

Реформаторы – сторонники глубоких изменений – реформы церкви.

Роза – круглое окно с витражом в соборе.

Романский стиль – от лат. «Рома» — Рим – архитектурный стиль 10 -12 вв.

Ростовщик – человек, дававший деньги кому-либо взаймы, а затем обогащавшийся засчет возврата их с процентами.

Рукоположение – обряд введения в сан священника или епископа.

Рыцари – особо привилегированное сословие профессиональных воинов. Это мелкие феодалы, не имевшие своих вассалов.

Сага – скандинавское историческое повествование.

Самураи – сословие профессиональных воинов в Японии.

Сарацины – обычное на западе обозначение всяких мусульман, особенно арабов и турок.

Сегун – «главнокомандующий» — титул фактического правителя в Японии.

Секта – отколовшаяся от  господствующей церкви религиозная группа.

Сеньор – господин, земельный собственник, имеющий зависимых от него крестьян и вассалов.

Синагога – в иудаизме община верующих и молитвенный дом.

Синтоизм – традиционная японская религия.

Скальд – древнескандинавский поэт.

Скрипторий – мастерская по переписыванию и украшению рукописей.

Собор – большой христианский храм, а также собрание высшего духовенства в рамках государства или всей церкви.

Сословие – большая группа людей, занимающая сходное положение в обществе, и, как правило, передающая свой статус из поколения в поколение.

Старшина – глава ремесленног цеха, избиравшийся мастерами.

Сунна – сборник изречений Мухаммада, не вошедший в Коран.

Сунниты – сторонники одного из двух направлений в исламе – суннизма.

Схизма – раскол в церкви.

Схоластика – «школьное познание» — метод приобретения знаний путем строгого логического толкования священного Писания и сочинений особо авторитетных писателей.

Сюзерен – верховный сеньор.

Тамплиеры (храмовники) – члены старейшего духовно-рыцарского ордена.

Теология – богословие, наука о божественном.

Трансепт – поперечный неф в храме.

Трубадуры – лирические поэты-певцы в Южной Франции, воспевавшие рыцарскую любовь.

Труверы – лирические поэты-певцы Северной Франции, воспевавшие рыцарскую любовь.

Турнир – военное состязание рыцарей.

Улус – наследственный удел монгольского правителя.

Университет – корпорация магистров и школяров, собравшихся вместе ради приобретения и приумножения знаний.

Уния – союз, объединение (между династиями, государствами или церквями).

Устав – ремесленные правила, обязательные для всех членов цеха.

Ученик – помощник мастера, работавший у него бесплатно, но получавший таким образом навыки и знания.

Фаблио – во Франции короткая юмористическая повесть в стихах.

Феод – наследственное земельное владение, предоставленное под условием несения воинской службы.

Феодал – владелец феода.

Феодализм – система отношений в средневековом обществе, основанная на распределении земель не в собственность, а на определенных условиях.

Феодалы – члены господствующего слоя в средневековом обществе – главные владельцы земли.

Феодальная лестница – отношения между феодалами в средневековом обществе. Чем богаче феодал, тем выше он находится на феодальной лестнице.

Феодальная раздробленность – период в истории государства, когда его территория распадалась на отдельные мелкие самостоятельные владения.

Францисканцы – члены нищенствующего ордена, основанного Св.Франциском.

Хадж – паломничество в Мекку.

Хазары – тюркский народ, подчинивший себе к 8 веку большие территории Северного Кавказа, Поволжья, Северного Причерноморья.

Халиф – «заместитель» (пророка или даже Бога) – светский и духовный глава мусульман.

Харакири – японский способ самоубийства путем вспарывания себе живота.

Хиджра – переселение Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медину), точка отсчета мусульманского летоисчисления.

Церковный собор – собрание высших церковных чинов.

Цех – «пирушка» — организация ремесленников одной или нескольких специальностей.

Цистерцианцы – монахи цистерцианского ордена.

Чжурчжэни – тунгусские племена, подчинившие себе в 12 веке часть Северного Кавказа.

Шариат – свод мусульманского права, одновременно светского и духовного.

Шванки – «шутки» — в германии короткий юмористический стихотворный рассказ.

Шедевр – «главная работа» — изделие, которое надлежало сделать подмастерью, чтобы сдать экзамен и стать мастером.

Шериф – представитель английского короля в отдельном графстве.

Сторонники особого направления – шиизма в исламе.

Эмир – «повелитель» — в мусульманском странах титул военачальника, правителя, князя.

Эрл – знатный человек у англосаксов.

Янычары – особое войско в Турции с 14 века.

Ярмарка – большой рынок, регулярно(изначально ежегодно) организуемый в одном и том же месте в одно и то же время.

nsportal.ru

История Средних веков 6 класс


История Средних веков (6 класс)


Западная и Центральная Европа в VI-XI веках    Византийская империя в VI-XI  веках     Арабы в VI-XI  веках    Средневековый город в Западной и Центральной Европе    Католическая церковь в XI-XIII веках    Образование централизованных государств в Европе    Феодальная раздробленность в Западной Европе    Гуситское движение в Чехии    Османская империя в XIV-XVI веках    Культура Западной Европы в XIV-XVI веках    Народы Азии, Америки и Африки в средние века    Великие географические открытия и колониальные захваты

Тема:  Западная и Центральная Европа в VI-XI веках

Урок 1. Древние германцы и Римская империя. (229 kb)

Урок 2. Как возникло Франкское королевство. (273 kb)

Урок 3. Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках. (233 kb)

Урок 4. Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи. (179 kb)

Урок 5. Феодальная раздробленность. (239 kb)

Урок 6. Англия в раннее средневековье. Походы норманнов. (728 kb)

Урок 7.  В рыцарском замке. (469 kb)

Урок 8. Средневековая деревня и её обитатели. (360 kb)

Урок 9.  Культура Западной и Центральной Европы. (367 kb)

Урок 10. Образование славянских государств. (584 kb)

Урок 11. Повторительно-обобщающий урок «Раннее средневековье. (477 kb)

Тема:  Византийская империя в VI-XI  веках

Урок 12. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. (248 kb)

Урок 13.  Культура Византии. (365 kb)

Тема:  Арабы в VI-XI  веках

Урок 14. Возникновение ислама и объединение арабов. (254 kb)

Урок 15. Арабский халифат и его распад. (280 kb)

Урок 16. Культура стран халифата. (280 kb)

Тема:  Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Урок 17. Возникновение средневековых городов. (390 kb)

Урок 18. Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан. (323 kb)

Урок 19. Ремесло в средневековом городе. (167 kb)

Урок 20. Торговля и денежное дело в Европе. (286 kb)

Тема:  Католическая церковь в XI-XIII веках

Урок 21. Могущество папской власти. (330 kb)

Урок 22. Католическая церковь и еретики. (325 kb)

Урок 23. Первый крестовый поход. (236 kb)

Урок 24. Дальнейшие крестовые походы и их последствия. (339 kb)

Тема:  Образование централизованных государств в Европе

Урок 25. Как началось и происходило объединение Франции. (525 kb)

Урок 26. Усиление королевской власти в Англии в XI-XII веках. (269 kb)

Урок 27. Что англичане считают началом своей свободы. (361 kb)

Урок 28.  Начало  Столетней войны. Жакерия. (317 kb)

Урок 29. Восстание Уота Тайлера в Англии. (175 kb)

Урок 30. Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д’Арк. (253 kb)

Урок 31. Усиление  королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции. (320 kb)

Урок 32. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. (296 kb)

Тема:  Феодальная раздробленность в Западной Европе

Урок 33.  Усиление власти князей в Германии. (248 kb)

Урок 34. Политическая борьба в Италии. (154 kb)

Тема:  Гуситское движение в Чехии

Урок 35. Начало гуситского движения. (261 kb)

Урок 36. Гуситские войны. (653 kb)

Тема:  Османская империя в XIV-XVI веках

Урок 37.  Завоевание турками-османами Балканского полуострова. (237 kb)

Урок 38. Могущество  Османской империи и начало её упадка. (180 kb)

Тема:  Культура Западной Европы в XIV-XVI веках

Урок 39. Технические открытия и изобретения. (311 kb)

Урок 40. Образование и наука. (108 kb)

Урок 41.  Средневековая литература. (271 kb)

Урок 42.  Архитектура, скульптура и живопись. (201 kb)

Урок 43. Культура Раннего Возрождения в Италии. (221 kb)

Тема:  Народы Азии, Америки и Африки в средние века

Урок 44. Китай и его борьба с завоевателями. (296 kb)

Урок 45. Культура средневекового Китая. (424 kb)

Урок 46. Индия. Государства и культура. (336 kb)

Урок 47. Государства и народы доколумбовой Америки. (206 kb)

Урок 48. Африка в Средние века. (194 kb)

Тема:  Великие географические открытия и колониальные захваты

Урок 49. Открытие Америки и морского пути в Индию. (351 kb)

Урок 50. Колониальные захваты европейцев. (319kb)

lesson-history.narod.ru

Игра по истории Средних Веков 6 класс

Темрюкский район ст. Курчанская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

муниципального образования Темрюкский район

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

для 6-х классов в рамках недели истории и обществознания

Игра — викторина по истории Средних веков.

Учитель истории и обществознания: Яраева Лариса Ивановна

Ст.Курчанская

2016 г.

Игра — викторина для 6 классов по истории Средних веков.

Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории Средних веков, прививать интерес к предмету, развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, деталями, логическими задачами. Воспитывать уважение к истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья.

Оборудование: ватман, фломастеры, листы, где перечислены события периода средневековья, линия времени, выставка работ учащихся по истории Средних веков.

Ход:

1. Вступительное слово учителя о целях и задачи игры. Представление жюри. Представление команд.

2. Игра

1. Разминка

Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ 1 балл)

1) Но какой лестнице никто никогда не ходил? (по феодальной)

2) Первый слог — нота, второй — установленный образец одежды, всё вместе — изменение в обществе, преобразование. (Реформа)

3) Один из братьев, создателей славянской азбуки. ( Кирилл)

4) Самый знаменитый храм Константинополя. (храм Св. Софии)

5) Так называлось здание, где заседал городской совет. (Ратуша)

6) В средние века пак называли образцовое изделие для экзамена на звание мастера. ( Шедевр )

7) Какое государство называли «Золотым мостом» ? ( Византийскую империю).

8) Какое открытие сделали викинги задолго до XV века? (Открыли Америку)

9) Как называли объединение купцов в середине века. (Гильдия)

10) Как называлась главная башня рыцарского замка. (Донжон)

2. Конкурс болельщиков «Крылатые выражения» — Объяснить смысл выражения и рассказать историю ело происхождения.

1) Идти в Каноссу.

2) Крестовый поход.

3) Ломать копья.

4) С открытым забралом.

5) Круглый стол.

3. Конкурс «Город мастеров» — Два человека из команды получают задание нарисовать изделие какого-либо ремесла и вывеску, охарактеризовать основные трудовые операции. (Определяется жребием, выполняется в течение 15 минут)

4. Конкурс «человек-загадка» (домашние задание)

1 )Каждая команда описывает известную историческую личность эпохи Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь.

5. Знаменитые события и даты.

Команды получают листы, где перечислены события периода средневековья. Ребята должны указать даты.

1) Падение Западной Римской империи, начало Средневековья.(476 г.)

2) Начало мусульманского летоисчисления (хиджра) (622 г.)

3) Образование империи Карла Великого. (800 г.)

4) Распад империи Карла Великого. (843 г.)

5) Нормандское завоевание Англии. (1066 г.)

6) Первые крестовый поход. (1066 — 1069 г.)

7) Подписание английским королем «Великой хартии вольностей». (1215 г.)

8) Созыв парламента в Англии. (1265 г.)

9) Созыв Генеральных штатов во Франции. (1302 г.)

6. Конкурс болельщиков. Ребусы

Ответы (ЗАМОК, РЫЦАРЬ, ВИКИНГИ, ТУРНИР)

Задание 7. Шарады.

Капитаны команд получают шарады, коллективно их разгадывают. За правильный ответ — 1 балл.

А) Первый слог — крик барана; (Бе-кон — Бекон).

Второй слог — часть игры;

Целое — английский ученый XIII в.

Б) Первый слог — морское животное; (Кит-ай — Китай).

Второй слог — междометие;

Целое — родина фарфора.

В) Первый слог — нагруженная телега; (Воз-рождение).

Второй слог — торжество, семейный праздник;

Целое — эпоха гуманизма.

Г)Первый слог — кусок земли; (Ком-му-на — Коммуна).

Второй слог — мычание коровы;

Третий слог — предлог;

Целое — свободный средневековый город.

Д) Первый слог — домашняя птица; (Гуси-ты — гуситы).

Второй слог — местоимение;

Целое — участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии.

Е) Первый слог — нота; (Ре-форма — реформа).

Второй слог — установленный образец одежды;

Целое — изменение в обществе, преобразование.

Ж) Первый слог — звук смеха; (Ха-лиф — халиф).

Второй слог — верхняя часть женского платья;

Целое — правитель Востока в Средние века.

З) Первый слог — первая буква алфавита; (А-раб — араб).

Второй слог — человек, не имеющий ни прав, ни собственности Целое — коренной житель Аравии.

И) Первый слог — небольшой ресторан,

где обслуживают за стойкой; (Бар-щи-на — барщина).

Второй слог — русское национальное блюдо;

Третий слог — предлог;

8. Конкурс капитанов.

За кольчугой рыцаря (изображение на ватмане) скрываются понятия и термины, которые должны объяснить капитаны (без помощи команд). Если капитан не справился, то право ответа передаётся сопернику.

Понятия и термины: сословия, инквизиция, оброк, феод, индульгенция, феодал, турнир, вассал, герольд.

ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

1. Награждение команд. Вручение грамот. Отмечаются лучшие игроки.

2. Поощряются активные болельщики.

3. Заключительные слова учителя.

infourok.ru