История 6 класс 7 параграф вопросы – ГДЗ по истории 6 класс учебник Агибалова Донской

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

Параграф 7. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

Тестовый контроль

  1. Во главе восточнославянского пантеона языческих богов князь Владимир поставил:
    1. Стрибога
    2. Велеса
    3. Перуна
    4. Ярило
  2. Князь Владимир принял крещение в:
    1. Корсуни
    2. Константинополе
    3. Андрианополе
    4. Эфесе
  3. Одним из последствий Крещения Руси было:
    1. принятие великим князем короны от римского папы
    2. усиление роли волхвов в древнерусском обществе
    3. присоединение к русским землям Дунайской Болгарии
    4. укрепление связей Руси с Византией
  4. Главы церковных округов, образованных на Руси после принятия христианства:
    1. Архимандриты
    2. Епископы
    3. Игумены
    4. Дьяконы
  5. Годы правления князя Владимира Святославовича:
    1. 862-879
    2. 980-1015
    3. 912-945
    4. 1113-1125
  6. Одной из причин Крещения Руси было:
    1. поражение Руси в войне с Византией
    2. стремление великого князя сплотить свое государство
    3. заключение Русью союза с Хазарским каганатом
    4. провозглашение римским папой крестового похода против Руси
  7. Крещение Руси произошло в:
    1. 980 г.
    2. 998 г.
    3. 988 г.
    4. 990 г.
  8. Русь приняла христианство по:
    1. римскому образцу
    2. византийскому образцу
    3. польскому образцу
    4. болгарскому образцу
  9. Город, в котором первоначально княжил Владимир по указанию своего отца:
    1. Киев
    2. Перемышль
    3. Новгород
    4. Чернигов
  10. Что из названного относится к деятельности князя Владимира?
    1. установление полюдья
    2. создание оборонительных рубежей на юге страны
    3. борьба с Византией за Дунайскую Болгарию
    4. разгром Итиля — столицы Хазарского каганата

Задания

  1. Расположите события в хронологической последовательности.

A) Захват Херсонеса дружиной Владимира
B) Первое столкновение Руси с Польшей
C) Уничтожение языческих идолов
D) Женитьба князя Владимира на принцессе Анне
E) Провозглашение Перуна главным богом Руси

E —> B —> A —> D —> C

  1. Соотнесите даты и события.
972 г.D
984 г.C
987 г.B
988 г.А

A) Крещение Руси
B) Мятеж в войсках византийского императора Василия II

C) Разгром Владимиром ополчения радимичей
D) Гибель Святослава

  1. Причины принятия князем Владимиром христианства по византийскому образцу:
    1. византийское богослужение было самым красивым
    2. христианство исповедовала княгиня Ольга — бабушка князя Владимира
    3. Русь имела с Византией тесные торговые связи
    4. князь Владимир был женат на византийской принцессе
    5. византийцы не посягали на восточнославянские территории
    6. наличие в Византии сильной самостоятельной церкви
    7. наличие в Византии сильной императорской власти, от которой зависела церковь
  2. Соседями Киевской Руси при князе Владимире были:
    1. Поляки
    2. Готы
    3. Сарматы
    4. Авары
    5. Печенеги
  3. О каком событии идет речь в данном отрывке?

«Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные… И, притащив, кинули его в Днепр… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб. — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре…»

Речь идет о крещении Руси.

Вопросы в тексте параграфа

1. Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства?

Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение.

2. Как вы думаете, почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества. При постройке новой церкви взамен сгоревшей предположительно обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. По одной из версий, именно это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми.

3. Как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в XI в.?

Для государств Западной Европы XI века была характерна рассредоточенность политической власти. Большое значение в европейской политике играли городские общины, первоначально испытывавшие феодальную зависимость, даже сама основа городской жизни – производство и торговля – не были свободны от всевозможных феодальных пут. Но тем не менее по своей сути западноевропейские города были «чужими» в системе феодальных отношений, горожане все больше ориентировались на античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. История средневековый западноевропейских городов – это борьба городского населения за личную свободу и политическое самоуправление. Эта борьба была характерна для XI века, когда еще не получил силу процесс повсеместного усиления королевской власти. Впоследствии, конечно, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т.д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации.

4. Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства?

Государство без закона обречено на распад. Единый для всех закон необходим для определения правил жизни в обществе. В отсутствии этих правил общество начинает жить по понятиям справедливости, которые как известно, у всех разные, что в конце концов приводит к конфликтам и беспорядкам, а впоследствии и развалу государства.

Вопросы к параграфу

1. Как вы думаете, почему после смерти князя Владимира начались распри между его сыновьями?

Князь Владимир хотел нарушить принятое положение о престолонаследии, когда власть передается старшему сыну. Он хотел передать престол Борису, хотя старшим считался Святополк. Есть версия, что Святополк вообще не являлся сыном Владимиру. Это объясняет тот факт, почему Владимир не любил Святополка. Кроме того, Святополк еще при жизни Владимира готовил против него мятеж, за что был брошен в темницу. Опасаясь претензий на Киевский престол, Святополк организовал убийство трех своих братьев, что и положило начало междоусобной войне.

2. Чем деятельность князя Ярослава Мудрого отличались от деятельности других князей?

До Ярослава русские князья вели активную политику объединения славянских племен, создания единого государства. Князь Ярослав больше внимания уделял внутренним вопросам, укреплению границ и повышению международного влияния и авторитета Руси.

3. Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром?

Князь Ярослав обеспечил главенство власти киевского князя в русской земле, направив в крупнейшие земли (волости) своих сыновей в качестве наместников. Наместники имели собственные дружины, но не могли передать свою власть по наследству. В городских центрах сохранились вечевые традиции, и наместник обязан был прислушиваться к решению народного вече. Городские народные ополчения находились в распоряжении народного собрания. В самом Киеве новый статус приобрела дружина князя. Теперь она осуществляла не только военные функции, но и функции управления государством – старшей дружиной стали бояре.

4. Как Ярослав укреплял международный авторитет своего государства? С какими странами при Ярославе Мудром были установлены династические связи?

Ярослав укреплял международный авторитет своего государства при помощи оказания военной поддержки и за счет междинастических браков. Так династические связи были установлены со Швецией, Норвегией, Византией, Австрией, Францией, Польшей, Венгрией, Германией.

Работаем с картой

1. Покажите на карте государства, с правителями которых Ярослав Мудрый установил родственные связи.

Династические связи у Древнерусского государства (серый цвет на карте) были установлены со Швецией (синий цвет), Норвегией (желтый цвет), Византией (фиолетовый цвет),  Францией (розовый цвет), Польшей (красный цвет), Венгрией (оранжевый цвет), Германией (зелёный цвет).

2. Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Рассмотрим карту в учебнике на странице 60.

Северо-Западные земли на границе владений племен чудь (красная обводка), водь (синяя обводка), латгалы (желтая обводка), земгалы (фиолетовая обводка). Основан город Юрьев (синее подчеркивание).

Изучаем документы

1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие?

В те времена на Руси понятие православия было тесно связано с понятием просвещение. Дети учились грамоте в монастырях и школах при монастырях. А новые знания получали из переводных духовных текстов.

2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинения историка, от информации из исторического источника.

Сочинения историка основываются на исторических источниках, зачастую сопоставляя информацию из нескольких источников. Также в своих сочинениях историки обычно делают анализ причин и следствий, а также дают результаты собственного осмысления исторического текста.

3. Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.

Я считаю пережитком и варварством узаконенную кровную месть за убийство.

4. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

Эта цитата подтверждает неравенство между жителями Руси: «за голову боярина княжеского, тиуна, или граждан именитых, и тиуна конюшего – 80 гривен, или двойную виру; за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, т.е. свободного человека русского или славянина, — 40 гривен, или виру, а за убиение жены полвиры». Также неравенство подтверждает разделение социальной структуры общества на: «княжие люди», «люди», «холопы».

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как усобица между сыновьями князя Владимира повлияла на развитие Руси?

Усобица между сыновьями князя Владимира показала, что объединение Руси было непрочным и некоторые земли по-прежнему стремились отделиться от Киева. Сомневаюсь, что раздробленность государства положительно бы сказалась на его развитие. Такое положение дел привело к пониманию, что для объединения страны недостаточно понятной налоговой политики, безопасности границ и единой веры – нужны еще единый закон, и государственное управление в административных округах.

2. Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чём состояли общие черты и различия?

Сходства:

  1. Феодальные государства
  2. Главный сектор экономики — аграрный. Ремесло вторично
  3. Форма правления – монархия
  4. Элементы управления в регионах – наместники
  5. Неравноправие различных категорий граждан

Различия:

  1. На Руси реальную власть имело вече. На Западе городские общины боролись с феодалами за право принимать решения.
  2. На Руси — православное христианство, в европейских государствах — католицизм

3. Лишь один правитель Российского государства получил прозвище Мудрый. Подготовьте сообщение на тему «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем». Спросите у своих родителей, какое значение вкладывают они в понятие «мудрый правитель».

Князь Ярослав проявил себя как мудрый и дальновидный правитель. Его решения были разумными, продуманными, благонамеренными. Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение. Мои родители считают, что правитель может считаться «мудрым», если он при решении вопросов рассматривает советы и различные точки зрения, продумывает последствия, оценивает, как будет воспринято то или иное решение, и выбирает наиболее эффективный вариант.

4. Почему Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси?

Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси, поскольку такие браки позволяли повысить значимость государства и обеспечить мир с крупнейшими странами без осуществления крупных военных походов.

5. Вспомните, о каких сводах законов вы узнали при изучении курсов истории Древнего мира и Средних веков. В чём состоит сходство этих законов и Русской Правды?

Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право — важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из самых известных также является кодекс Юстиниана. В нем регулировались отношениях в торговле, в семье, между сословиями.

Общее и сходное: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. В Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения.

Возможные вопросы на уроке

1. С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси?

Владимир отправил своих сыновей в разные города для того, чтобы они правили там от его имени и держали земли под контролем.

2. Кому Владимир желал передать киевский престол?

Владимир желал передать киевский престол сыну Борису.

3. Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья — Святополк и Ярослав?

Святополку и Ярославу такое намерение отца не нравилось.

4. Каким образом Святополк занял киевский престол?

С помощью даров Святополк расположил к себе киевлян, и они освободили его из темницы, куда его бросил Владимир, и признали его своим князем.

5. Почему Святополк получил прозвище Окаянный?

По его приказу были убиты братья Борис, Глеб и Святослав.

6. Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев?

Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, понял, что и его судьба предрешена. Князь Ярослав оказался под угрозой смерти от рук наемных убийц. Ярослав собрал новгородское войско и пошёл на Киев.

7. Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?

Нет, не мог. Ярославу вообще грозила смерть, поскольку он был главным претендентом на княжество в Киеве. Поэтому ему пришлось ввязаться в междоусобную войну.

8. С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга?

На стороне Святополка было киевское войско и отряд печенегов. На стороне Ярослава – новгородское войско и отряды варяжских наемников.

9. Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч?

Отсутствие у Святополка какого-либо таланта к ведению военных действий выразилось в том, что он поставил отряды киевлян и печенегов по разные стороны озера. Ярослав атаковал именно киевскую дружину, а печенеги просто не смогли вступить в бой. Ярослав выиграл битву и вошел в Киев.

10. Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол?

После поражения Святополк бежал к отцу своей жены, польскому королю Болеславу. Польское войско двинулось на Киев, чтобы посадить на престол Святополка. В битве на Буге поляки одолели войско Ярослава и заняли Киев. Не желая содержать польское войско Святополк отправил поляков с богатством и рабами в Польшу. В некоторых источниках говорится о восстании киевлян, которые за одну ночь вырезали множество поляков. В других источниках говорится о том, что Болеслав благополучно вернулся в Польшу с богатством. Так или иначе Святополк вновь оказался на киевском престоле. После этого новгородцы с Ярославом предприняли второй поход на Киев и разгромили войско Святополка, который опять бежал в Польшу, но по дороге умер.

11. Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси?

Со смертью Святополка усобицы не прекратились. Сын Владимира Мстислав, правивший в Тьмутаракани (Тамань), собрал сторонников (иудеев-хазар, степняков ясов и касогов, племя северян) и двинулся на Киев. Киевляне отказались впускать Мстислава, помня поход иудейского полководца Песаха. Мстиславу пришлось вступить в бой с вернувшейся из похода на север варяжской дружиной Ярослава. Несмотря на то, что Мстислав формально выиграл битву, союзники покинули его, и он предложил Ярославу мир. Братья разделили Русь на две части по Днепру.

12. В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси?

Ярослав стал полноправным правителем только в 1036 году после смерти Мстислава.

13. Какие черты характера князя Ярослава показались вам наиболее сильными? Почему?

Считаю, что наиболее сильными чертами характера Ярослава были благоразумие, храбрость и сострадание к неимущим.

14. Какие черты характера князя Ярослава вы не приемлете?

При всех положительных качествах характер Ярослава был далеко не простым и противоречивым: жестокий диктатор и мудрый книголюб; лукавый политик и вдохновенный строитель; творец первого свода русских законов – «Русской правды» и человек, не знающий благодарности, который мог железной рукой покарать и верных сподвижников, много сделавших и для княжества и для него лично, и даже ближайших родственников.

15. О каких правилах жизни вы узнали из «Правды Ярослава»?

«Правда Ярослава» в основном регулировала уголовное право, однако были статьи по семейному, гражданскому (прежде всего наследственному) праву, а также она регулировала социальные отношения.

  • Дано определение преступления — это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание (в основном это материальная компенсация).
  • Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка — защиты людей от грабежей, насилия, драк.
  • Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».
  • Закрепляла права на имущество, принципы наследования.
  • Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.
  • Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство.
  • Допускалась кровная месть.
  • За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

16. Какие законы вам представляются справедливыми? Почему?

Закон не может быть справедливым или несправедливым. Закон есть закон – он един для всех. В этом его сущность. Однако нам может нравится или не нравится тот или иной закон. Мне по душе те правила «Правды Ярослава», которые определяют необходимость наказания за причинение ущерба, а также направленные на защиту людей от грабежей и насилия. Такие законы определяют степень цивилизованности общества.

17. Какие из них вам кажутся несправедливыми? Почему?

Мне не по нраву закон, предусматривающий кровную месть за убийство. Это пережиток варварского общества.

18. Работая с пунктом 4 параграфа 7 учебника, заполните таблицу «внешняя политика Ярослава Мудрого».

Основные направленияЦели и задачиОсновные событияИтоги
Борьбы с кочевникамиБезопасность южных рубежей1036 год – разбил войско печенеговПеченеги перестали совершать набеги
Отношения с ПольшейПовышение престижа, влияние на политику в Европе1038-1047 год – военная помощь внуку Болеслава Казимиру в его притязании на польский тронДинастические браки и союз с Польшей
Отношения с ВизантиейАнтигреческие настроения, необходимость урегулировать отношения1043 год – неудачное военное столкновение1046 год – мирный договор и брак сына Ярослава с дочерью византийского императора

19. Итоги правления Ярослава Мудрого:

  • Укрепление международного авторитета Киевской Руси;
  • Укрепление княжеской власти;
  • Развитие торговли, ремесел;
  • Распространение просвещения;
  • Издание единого свода законов.

Домашнее задание

Сравнительная таблица деятельности русских князей в X-XI вв.

Игорь (912-945 гг)Присоединил племена угличей. В ходе военных походов в Византию в 941, 944 гг. продлил действие торгового договора с Византией.
Ольга (945-964)Провела реформы: отменила полюдье, заменила его фиксированной уплатой дани, которая собиралась в погостах – административных центрах. В 955 году приняла христианство.
Святослав (964-972)Присоединил земли вятичей, разгромил Хазарию, много времени уделял военным походам, мало – внутриполитическим проблемам.
Владимир (980-1015)Заново объединил славян в единое государство. В 988 году крестил Русь, что способствовало росту культуры, архитектуры, литературы, искусств, повысило международный авторитет Руси. Возникла славянская письменность.
Ярослав (1016-1054)В 1036 году разгромил печенегов. Создал единый свод законов. Укрепил княжескую власть. Развитие торговли и ремесел, распространение просвещения. Укрепление международного авторитета – междинастические браки.

Запоминаем новые слова

Гривна — на Руси денежная единица.

Династический брак — брак между представителями правящих династий разных государств.

Наместник — глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика — искусство управлять государством.

Усобицы — вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей (родственниками, представителями одного народа, жителями одной области, страны, членами одного коллектива).

history-gdz.ru

ГДЗ Всеобщая История 6 класс Данилов

    • 1 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Испанский язык
    • 4 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык

gdz-putina.org

Параграф 17. Крестовые походы

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

resheba.me

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Параграф 27

Параграф 27. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть

Параграф 27

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Вопросы в тексте параграфа

Как борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на развитие русской культуры XV в.?

В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно изменилось. Более регулярным стало общение с представителями других стран, что позволяло знакомиться с другой культурой, обычаями, традицией. Тем не менее после заключения Флорентийской унии и падения Византии, русские стали понимать, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Это в свою очередь привело к мысли об исключительности русского народа. Через эту призму исключительности воспринимались всё новое, приходящее с Запада – католического мира.

Все это обусловило некоторую отстраненность от развития мировой культуры, что позволило, в том числе, говорить о начале формирования единой русской культуры. Местные различия культур русских земель стали сглаживаться, лучшие достижения отдельных русских земель, а также других народов стали находить свое место в единой русской культуре.

Процесс создания единого Российского государства оказал большое влияние на развитие отечественных летописей, которые стали писаться и использоваться в том числе для обоснования исключительности русского православного государства. Кроме того, летописи, как и большинство литературных произведений содержали главную идею – единого русского государства.

Особое положение Москвы как столицы единого государства требовало изменения её облика. Для реализации этой задачи были приглашены итальянские архитекторы, под руководством которых были возведены такие шедевры, как Успенский собор Московского Кремля, стены и башни Кремля, Архангельский собор, Грановитая палата. Все эти произведения искусства должны были свидетельствовать о величии государства.

Живопись так же претерпела влияние политики. Начала формироваться собственная московская школа живописи, которая хотя и основывалась на византийских приемах, но по сути уже ушла от византийских традиций. Яркими представителями новой школы стали Андрей Рублев и Дионисий. Для новой московской школы характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ей были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Образы стали более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения. Произведения Андрея Рублева и Дионисия отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг.

Какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия?

В XII-XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Владимир, Киев, Галич.

В чем состояла основная идея «Сказания о князьях Владимирских»?

Основная идея «Сказания о князьях Владимирских» была в том, что русские правители, преемники Владимира Мономаха, имели законное право на царский титул. Таким образом обосновывалось право московских великих князей наследовать киевским князьям в праве на самодержавную власть на Руси. Т.е. доказывалась, что Русское государство является наследником Киевской Руси, а Москва – преемницей Киева и Владимира.

Почему многие литературные произведения XV в. испытывали на себе влияние «Слова о полку Игореве»?

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к объединению всех русских земель в борьбе с кочевниками. Идеи объединения играли главную роль и в произведениях, посвященных борьбе русского народа с татаро-монгольским игом. История сделала своеобразный виток, но идея объединения, прекращения усобиц, сплочения русского народа проходила красной нитью через все эти произведения.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как изменение политического положения русских земель повлияло на изменение в восприятии окружающего мира их жителями?

После создания единого Русского государства, Флорентийской унии и падения Византии существенно изменилось мировоззрение русского человека. Во-первых, появилось ощущение исключительности, поскольку Русское государство фактически осталось единственным независимым православным центром, так называемым «Третьим Римом». Во-вторых, повысилась самооценка. Благодаря расширению связей с различными странами, русские люди стали знакомиться с традициями, бытом, культурой других стран. Однако, все эти новшества воспринимались через призму своей православной исключительности. Так что отношение русских к новинкам Запада скорее можно назвать недоверием, отрицанием. Обычно, такое отношение приводит к встречному непониманию, недоверию, а в последствии и к изоляции.

2. Назовите особенности русской культуры XV в.

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

  1. сглаживание местных культурных различий;
  2. использование достижений жителей русских земель и других народов;
  3. расширение круга тем;
  4. главная тема — рост мощи Русского государства;
  5. интерес к семье, внутреннему миру человека;
  6. заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

3. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу?

В русской литературе по прежнему главной идеей было объединение в борьбе с общим врагом. Влияние старых литературных произведений на литературное творчество XV-XIV века велико. Однако стала появляться идея возвеличивания единой государственной власти, как главной силы противостояния всем врагам. Патриотические и православные мотивы звучат во всех литературных жанрах – от путевых заметок, до жития святых.

4. В чём главная идея теории «Москва — Третий Рим»?

Митрополит Зосима в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновал мысль, что Москва — это новый Иерусалим. Он сделал попытку вывести родословную московских князей не только от византийских императоров, но и от римского императора Августа. В начале XVI в. оформилась идея о Москве как о Третьем Риме. Теория должна была показать преемственность Москвы в идеях христианства Римской империи (первый Рим) и Византии (второй Рим), а также подчеркнуть, что Москва (третий Рим) осталась единственным оплотом истинного христианства – православия.

Таким образом, теория «Москва — Третий Рим» была предопределена развитием политической мысли, ростом национального самосознания. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли. В этой теории воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

5. Какие изменения происходили в русском зодчестве и живописи XV в.? Расскажите об их достижениях.

Возвышение Москвы как центра объединения русских земель требовало подтверждения в архитектуре и живописи. Поэтому в Москве активно начинают строиться величественные храмы и дворцы. Впервые после Андрея Боголюбского Русь так широко распахнула двери иностранным мастерам, в первую очередь, итальянцам. В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре. С привлечением к строительным проектам итальянских архитекторов на Руси возрождается производство и использование кирпичей. Под руководством итальянских мастеров белокаменные стены Кремля разбираются и возводятся заново из красного обожженного кирпича. Кирпич с белой штукатуркой используется и при сооружении новых храмов. В основе архитектурного стиля лежит величественный, торжественный и монументальный стиль Владимиро-Суздальской земли домонгольского периода. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывало в Руси, кроме Владимирской церкви».

В XV веке в Москве складывается собственная школа живописи. Россия постепенно уходит от ярких красок, византийской суровости, жестких образов Феофана Грека и принимает иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

6. Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя только текст учебника.

Ярким представителем новой традиции стал монах Андрей Рублев. Его стиль – лиричный и светло-радостный с насыщенными, но не яркими красками. Ему удалось своим творчеством отразить мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Он создавал человечные и понятные образы, которые передавали душевные переживания и настроения людей того времени.

Еще одним представителем московской школы живописи XV-XIV века стал Дионисий. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком и изысканным, нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.

Работаем с картой

Рассмотрим карту на странице 110 второй части учебника

1. Покажите на карте путь Афанасия Никитина. Какие государства он посетил?

Пусть Афанасия Никитина обозначен на карте красными стрелками. Путешественник посетил: Казанское и Астраханское царство, Шемаху (ныне Азербайджан), Сари-Кашан-Йезд-Ормуз (тогда Персия, ныне Иран), Маскат (ныне Оман), Камбей-Джуннар-Бидар-Кулур (ныне Индия), заблудившись, доплыл до Эфиопии. Затем обратно через Персию в Османскую империю и города Трабзон (ныне Турция) — Бахчисарай (ныне Крым, Россия). Далее, через Киев (тогда Великое княжество Литовское, ныне Украина) к Смоленску, до которого он не доехал в связи со смертью.

2. Какие земли, острова были открыты русскими людьми?

Уральские горы, Зауралье, остров Колгуев, проливы, ведущие в Карское море, остров Новая Земля, Медвежий остров, восточный берег архипелага Шпицберген.

Изучаем документ

1. О каком произведении идёт речь?

Речь идет скорее всего о «Русском Хронографе» — сборнике летописных историй, представлявших собой попытку систематизации исторических сведений. К данным, почерпнутым из византийских хронистов, присоединялись довольно отрывочные сведения о болгарской и сербской истории и вносились русские известия; в позднейших редакциях заметны заимствования из польских хроник. Сборник отличался от летописей повествовательностью изложения (не всегда правдоподобного) и сильным уклоном в нравоучительность.

2. Как представлял себе ход истории автор этого произведения?

Большое внимание автор уделяет истории славянских народов, в первую очередь русского. Автор рассматривает русскую историю как часть всемирной.

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева?

Творчество Андрея Рублёва принадлежит к Московской школе иконописи. Его работам чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы просветлённые, на полотнах много света, умиротворения. Произведения несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг. В них также отражается в зримых образах небесная чистота, благоговение перед Божественным.  В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

2. Как вы думаете, чем отличаются творения Рублева от картин с религиозными сюжетами мастеров эпохи Возрождения?

Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными. Живопись насыщена неповторимым стилем. Иконы и росписи Андрея Рублева следуют церковным канонам, пропорции тела не являются реалистичными.  В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Найдите текст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Выпишите в тетрадь высказывания автора о странах, в которых он побывал.

В основном Афанасий Никитин пишет о своем пребывании в Индийских землях, ее разных городах и княжествах. «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт».

Весь путь до Индии описывается крайне скупо: «И прожил я в Чапакуре шесть месяцев, да в Сари жил месяц, в Мазандаранской земле. А оттуда пошел к Амолю и жил тут месяц. А оттуда пошел к Демавенду, а из Демавенда — к Рею. Тут убили шаха Хусейна, из детей Али, внуков Мухаммеда, и пало на убийц проклятие Мухаммеда — семьдесят городов разрушилось. Из Рея пошел я к Кашану и жил тут месяц, а из Кашана — к Наину, а из Наина к Иезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана — к Тарому, домашний скот здесь кормят финиками, по четыре алтына продают батман фиников. А из Тарома пошел к Лару, а из Лара — к Бендеру — то пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти. А Ормуз — на острове, и море наступает на него всякий день по два раза. Тут провел я первую Пасху, а пришел в Ормуз за четыре недели до Пасхи. И потому я города не все назвал, что много еще городов больших».

2. К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение? Найдите объяснение в Интернете.

Алтарь православного храма всегда обращён на Восток, а вход православного храма всегда смотрит на запад.

«Почему храмы всегда обращены алтарем на восток? Ветхозаветная скиния была обращена своей святая святых на запад и дверью, ведущей в святилище, — на восток в знак того, что верующие Ветхого Завета еще ожидали пришествия, как востока свыше, обетованного Мессии. Мы, христиане, исповедуем уже пришедшего в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, а потому и храмы своим алтарем, и себя самих в своих молитвах обращаем лицом к востоку как стране света, где пребывает Солнце Правды – Спаситель наш. На востоке, в земле иудейской, Господь Иисус Христос, о котором мы должны вспоминать при богослужении, и родился, и жил, и пострадал для нашего спасения. Там же, на востоке, было и блаженное жилище первых человеков.»

(Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М., 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр. 55)

«Христиане присвоили высшее символическое значение востоку, потому что на востоке был рай; сверх того, страна эта вообще признавалась символом добра в противоположность западу, символу зла; и сам Христос олицетворяем был в образе этой страны (востока) : «Восток имя Ему…», «Восток с высоты…». Отсюда объясняется древний обычай при крещении обращаться сначала лицом к западу, а потом – к востоку, в знак отречения от диавола и сочетания со Христом; отсюда также произошел обычай при совершении торжественных процессий и венчаний двигаться по направлению к востоку. Под влиянием таких символических воззрений на восток явился обычай обращаться в молитве к востоку, а вместе с тем и обычай обращать алтарь христианского храма к востоку»

(Покровский Н.В. (1848 – 1917) «Очерки памятников христианского искусства». Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр.109)

3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, докажите, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии культуры.

Патриотические мотивы красной нитью проходят по всем основным литературным произведениям XV-XIV века. Так произведения Куликовского цикла рассказывают о героизме русского народа в борьбе с ордынским владычеством, восхищаются духом воинского братства, призывают к объединению: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити». Также патриотизм виден и в более простых, народных, жанрах. Например, в путевых заметках тверского купца Афанасия Никитина, который совершил многолетнее путешествие «за три моря» в Индию, русский купец молит Бога о сохранении земли Русской и тревожится за ее судьбу.

4. Завершите заполнение таблицы в тетради «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.».

ПамятникВремя созданияОписание
Летопись о Куликовской битвеНачало XV векаКраткое изложение хода битвы
ЗадонщинаРубеж XIV-XV вековСлово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая
Сказание о Мамаевом побоищеКонец XV векаИнтерпретация Куликовской битвы, написанная уже после освобождения от ига
Сказания о князьях ВладимирскихНачало XVI векаВозвеличивает московских государей. Проводится связь с римским императором Августом, а происхождение государственных регалий возводится к Византии.
Хождение за три моря1475 годПутевые заметки купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию
Русский хронографНачало XVI векаОбобщает историю православного мира и славянских племен. Свод летописей и хроник разных стран.
Житие Сергия РадонежскогоXV векОписание жизни преподобного Сергия Радонежского и его роли в борьбе с ордынским владычеством.
Успенский собор Московского Кремля1475-1479 годВеличественный храм. По задумке Ивана III должен был стать самым большим и прекрасным в русских землях, подчеркнув возвышение Москвы.
Кирпичные стены и башни Московского Кремля1485-1516 годОбновление крепости с привлечением итальянских мастеров и использованием красного обожженного кирпича.
Грановитая палата1487-1491 годКорпус для торжественных государственных приемов.
Архангельский собор Кремля1505-1508 годСооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Определите факторы, влиявшие на мироощущение русских людей в XV в.

Факторы, повлиявшие на мироощущение русских людей в XV в.:

  • регулярное общение с представителями Западной Европы;
  • знакомство с культурой и традициями, бытом и модой Западной Европы;
  • возможность сравнивать обычаи и традиции разных стран;
  • князья стали восприниматься как защитники Отечества, ведущие освободительную борьбу с Ордой;
  • укрепление авторитета православной веры.

Определите особенности развития русской культуры в исследуемый период времени.

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

  • сглаживание местных культурных различий;
  • использование достижений жителей русских земель и других народов;
  • расширение круга тем;
  • главная тема — рост мощи Русского государства;
  • интерес к семье, внутреннему миру человека;
  • заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

Заполните сравнительную таблицу летописей XV

Исторический источникХронологияИдея
Первая (Троицкая) летописьИзложение событий с «Повести временных лет» по 1408 г.Единство Руси
Летопись 1418 г.Изложение событий с «Повести временных лет» по 1418 г.Союз московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях объединения Руси
Летопись 1497 г.Изложение событий с «Повести временных лет» по 1497 г.Государственное единство и сильная центральная власть

Схематично представьте виды литературных источников XV-XIV в.

Считаете ли вы духовно-нравственный кодекс, которым руководствовался Сергий Радонежский, актуальным и в наше время?

Давайте посмотрим на текст «Жития Сергия Радонежского». «Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги, и труды постнической жизни совершал… И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это. платы не давал, как некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга… И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся…»

На мой взгляд именно таким кодексом поведения должны руководствоваться все служители церкви и в наше время.

history-gdz.ru

Вопросы и задания к главе VII

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

resheba.me

Вопросы и задания к главе I

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

resheba.me

Вопросы и задания к главе II

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

resheba.me