Гдз по истории 6 класс история россии данилов рабочая тетрадь: ГДЗ История Артасов 6 класс Рабочая тетрадь

Содержание

ГДЗ РФ по Истории 6 класс

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Баранов П.А.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Авторы: Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Авторы: Данилов Д. Д., Давыдова С.М.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Петрова Н.Г.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Кочегаров К.А.

  • История 6 класс Контурные карты (история России)

    Автор: Н.А. Курбский

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Е. А. Крючкова

  • История 6 класс

    Авторы: Е. В. Агибалов, Г. М. Донской

  • История 6 класс Школа 2100

    Авторы: Данилов А.А., Данилов Д.Д.

  • История 6 класс Школа 2100

    Авторы: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова

  • История 6 класс

    Авторы: С. В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Панов С. В.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Авторы: Федосик В.А., Темушев С.Н.

  • История 6 класс

    Авторы: Штыхов Г.В., Темушев С.Н.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Секацкая К. И.

  • История 6 класс

    Авторы: Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

  • История 6 класс

    Авторы: Е.В. Пчелов, П.В. Лукин

  • История 6 класс

    Авторы: Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

  • История 6 класс

    Авторы: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина

  • История 6 класс

    Авторы: Искровская Л.В., Федоров С.Е.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.

  • История 6 класс

    Авторы: Баранов П.А., Ермолаева Л.К.

  • История 6 класс

    Авторы: Арсентьев Н. М., Данилов А.А.

  • История 6 класс

    Авторы: В. А. Федосик, С. Н. Темушев

  • История 6 класс

    Авторы: Ю.Н. Бохан, С.Н. Темушев

  • История 6 класс тетрадь-тренажёр

    Авторы: Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В.

  • История 6 класс контрольно-измерительные материалы Средних веков

    Автор: Волкова К. В.

  • История 6 класс контрольно-измерительные материалы России

    Автор: Волкова К.В.

  • История 6 класс

    Авторы: М.В. Пономарев, А.В. Абрамов

  • История 6 класс

    Авторы: Андреев И.Л., Федоров И.Н.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Авторы: Клоков В. А., Симонова Е.В.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Авторы: Артасов И.А., Данилов А.А.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Н.Г. Петрова

  • История 6 класс тетрадь-тренажер

    Авторы: Данилов А.А., Лукутин А.В.

  • История 6 класс тетрадь-экзаменатор

    Автор: Артасов И. А.

  • История 6 класс тетрадь-экзаменатор

    Автор: Уколова И.Е.

  • История 6 класс

    Авторы: В.А. Федосик, И.О. Евтухов

  • История 6 класс

    Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.

  • История 6 класс Исторя средних веков

    Авторы: Бойцов М. А., Шукуров Р.М.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Баранов П.А.

  • История 6 класс рабочая тетрадь Средние века

    Автор: Чернова М.Н.

  • История 6 класс

    Авторы: В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Симонова Е. В.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Н.Г. Петрова

  • История 6 класс тесты

    Автор: Е.В. Симонова

  • История 6 класс

    Авторы: Айтбай Р.Т., Касымова А.К.

  • История 6 класс тетрадь-экзаменатор (Средние века)

    Автор: И. Е. Уколова

  • История 6 класс контрольные работы

    Автор: И.А. Артасов

  • История 6 класс рабочая тетрадь с комплектом контурных карт

    Авторы: Пономарев М.В., Абрамов А.В

  • История 6 класс контурные карты (история России)

    Автор: Тороп В.В.

  • История 6 класс контурные карты (средних веков)

    Авторы: Ведюшкин В. А., Гусарова Т.Г.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Гевуркова Е.А.

  • История 6 класс рабочая тетрадь с комплектом контурных карт (История России)

    Автор: Симонова Е.В.

  • История 6 класс атлас с контурными картами и заданиями (Средние века)

    Авторы: Колпаков С.В., Пономарев М.В

  • История 6 класс контрольные измерительные материалы (Средних веков)

    Автор: Чернова М.Н.

  • История 6 класс проверочные и контрольные работы

    Автор: Крючкова Е.А.

  • История 6-11 класс контурные карты с заданиями (История России)

    Автор: Колпаков С.В.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: Чернова М. Н.

  • История 6 класс рабочая тетрадь Универсальные учебные действия

    Автор: Чернова М.Н.

  • История 6 класс тесты

    Автор: С. Е. Воробьева

  • История 6 класс атлас с контурными картами и заданиями (История России)

    Автор: Колпаков С.В.

  • История 6 класс контурные карты

    Автор: Приваловский А. Н.

  • История 6 класс атлас с комплектом контурных карт (средних веков)

    Авторы: Чугунова Н.Н., Матиенко Л.В.

  • История 6 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

    Авторы: Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.

  • История 6 класс контурные карты

    Авторы: Тороп В.В., Курбский Н.А.

  • История 6 класс контурные карты

    Автор: Пчелов Е.В.

  • История 6 класс рабочая тетрадь Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

    Авторы: Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.

  • История 6 класс контурные карты

    Автор: Курбский Н.А.

  • История 6 класс История Средних веков

    Авторы: Абрамов А. В., Рогожкин В.А.

  • История 6 класс Тематический контроль (История России)

    Авторы: Гаврилина Ю.Г., Артасов И.А.

  • История 6 класс рабочая тетрадь

    Автор: С.В. Александрова

  • История 6 класс

    Авторы: Т.В. Черникова, К.П. Чиликин

  • История 6 класс

    Авторы: Вовина В. Г., Баранов П.А.

ГДЗ РФ — У нас подобраны готовые решения домашних заданий по Истории за 6 класс. Вы найдете ответы на вопросы, краткое и полное решение задач, переводы текстов, упражнения из учебников и тетрадей.

Решебник рабочая тетрадь (гдз) по Истории 6 класса Артасов И.А.

  • ГДЗ
  • 6 класс
  • История
  • Особенности использования ГДЗ по истории 6 класс Рабочая тетрадь Артасов

    Поскольку не все дети способны в 6 классе проводить четкие параллели, анализировать информацию и сопоставлять данные, то Министерством Образования рекомендуется применение дополнительной литературы по предмету. Самым эффективным и популярным изданием современности являются готовые домашние задания. При систематическом применении альтернативного пособия школьники смогут научиться самостоятельно находить верные решения, быстро ориентироваться в новом материале во время урока, будут легко воспринимать информацию. Несомненным преимуществом данного пособия является его доступность. При наличии под рукой любого современного гаджета с выходом в интернет, можно воспользоваться материалами решебника. При этом неважно местоположение пользователя и время суток. Портал доступен всегда. Это очень удобно и практично. Использование ГДЗ не требует дополнительных финансовых затрат, что делает его привлекательным не только для детей, но и для родителей.

    ГДЗ для домашнего использования

    Недостаточность свободного времени и большая нагрузка детей могут вызывать трудности при решении домашнего задания. В этом случае использование ГДЗ будет как никогда кстати. Ребенок самостоятельно проведет проверку, протестирует собственные умения или почерпнет необходимую информацию без привлечения родителей. А взрослым остается проконтролировать целесообразность данного действия.

    Способ применения решебника

    С помощью ГДЗ история может стать увлекательным предметом. Учебник отличается от школьных книг своей особенностью подачи информации в легкой форме, с понятной трактовкой и простыми разъяснениями по теме. Содержание пособия выглядит следующим образом:

    • все задания разделены на параграфы;
    • разбор упражнения начинается с постановки вопроса;
    • темы соответствуют учебнику по истории за 6 класс;
    • комплексное решение проверочных работ.

    Пользуясь «ГДЗ по истории 6 класс Рабочая тетрадь Артасов И.А., Данилов А.А, Косулина Л.Г., Соколова Л.А. (Просвещение)» каждый ребенок сможет стать отличником.

    ГДЗ к учебнику по истории России за 6 класс Арсентьев Н.М. можно скачать здесь.

    ГДЗ к контрольным работам по истории России за 6 класс Артасов И.А. можно скачать здесь.

    ГДЗ к контурным картам по истории России за 6 класс Тороп В.В. можно скачать здесь.

    ГДЗ к рабочей тетради по истории России за 6 класс Гевуркова Е.А. можно скачать здесь.

    ГДЗ к рабочей тетради по истории России за 6 класс Чернова М.Н. можно скачать здесь.

    ГДЗ к страницам

    ГДЗ к приложениям

    Упс! Какое-то из ваших приложений или расширений браузера ломает код сайта. Пожалуйста, выключите их и перезагрузите страницу.

    ГДЗ по Истории 6 класс от Путина клаб

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Баранов П.А.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Авторы: Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Петрова Н.Г.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Кочегаров К. А.

    • История 6 класс Контурные карты (история России)

      Автор: Н.А. Курбский

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Е.А. Крючкова

    • История 6 класс

      Авторы: Е. В. Агибалов, Г. М. Донской

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Авторы: Данилов Д.Д., Давыдова С.М.

    • История 6 класс Школа 2100

      Авторы: Данилов А. А., Данилов Д.Д., Клоков В.А, Тырин С.В.

    • История 6 класс Школа 2100

      Авторы: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.М. Давыдова

    • История 6 класс

      Авторы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Панов С. В.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Авторы: Федосик В.А., Темушев С.Н., Мазарчук Д.В.

    • История 6 класс

      Авторы: Штыхов Г. В., Темушев С.Н., Ракуть В.В.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Секацкая К.И.

    • История 6 класс

      Авторы: Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

    • История 6 класс

      Авторы: Е.В. Пчелов, П.В. Лукин

    • История 6 класс

      Авторы: Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

    • История 6 класс

      Авторы: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина

    • История 6 класс

      Авторы: Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.

    • История 6 класс

      Авторы: Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В.

    • История 6 класс

      Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С.

    • История 6 класс

      Авторы: В. А. Федосик, С. Н. Темушев, З. Е. Виноградова, И. О. Евтухов, О. А. Яновский

    • История 6 класс

      Авторы: Ю.Н. Бохан, С.Н. Темушев

    • История 6 класс тетрадь-тренажёр

      Авторы: Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В.

    • История 6 класс контрольно-измерительные материалы Средних веков

      Автор: Волкова К.В.

    • История 6 класс контрольно-измерительные материалы России

      Автор: Волкова К.В.

    • История 6 класс

      Авторы: М. В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин

    • История 6 класс

      Авторы: Андреев И.Л., Федоров И.Н.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Авторы: Клоков В.А., Симонова Е.В.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Авторы: Артасов И.А., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Соколова Л.А.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Н.Г. Петрова

    • История 6 класс тетрадь-тренажер

      Авторы: Данилов А. А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

    • История 6 класс тетрадь-экзаменатор

      Автор: Артасов И.А.

    • История 6 класс тетрадь-экзаменатор

      Автор: Уколова И.Е.

    • История 6 класс

      Авторы: В.А. Федосик, И.О. Евтухов, О.А. Яновский, А.А. Прохоров, С.Н. Тёмушев, И.А. Авдеев

    • История 6 класс

      Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.

    • История 6 класс Исторя средних веков

      Авторы: Бойцов М. А., Шукуров Р.М.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Баранов П.А.

    • История 6 класс рабочая тетрадь Средние века

      Автор: Чернова М.Н.

    • История 6 класс

      Авторы: В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Симонова Е.В.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Н. Г. Петрова

    • История 6 класс тесты

      Автор: Е.В. Симонова

    • История 6 класс

      Авторы: Айтбай Р.Т., Касымова А.К., Ешмукамбетов А.

    • История 6 класс тетрадь-экзаменатор (Средние века)

      Автор: И.Е. Уколова

    • История 6 класс контрольные работы

      Автор: И.А. Артасов

    • История 6 класс рабочая тетрадь с комплектом контурных карт

      Авторы: Пономарев М. В., Абрамов А.В

    • История 6 класс контурные карты (история России)

      Автор: Тороп В.В.

    • История 6 класс контурные карты (средних веков)

      Авторы: Ведюшкин В.А., Гусарова Т.Г.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Гевуркова Е.А.

    • История 6 класс рабочая тетрадь с комплектом контурных карт (История России)

      Автор: Симонова Е.В.

    • История 6 класс атлас с контурными картами и заданиями (Средние века)

      Авторы: Колпаков С. В., Пономарев М.В

    • История 6 класс контрольные измерительные материалы (Средних веков)

      Автор: Чернова М.Н.

    • История 6 класс проверочные и контрольные работы

      Автор: Крючкова Е.А.

    • История 6-11 класс контурные карты с заданиями (История России)

      Автор: Колпаков С.В.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: Чернова М.Н.

    • История 6 класс рабочая тетрадь Универсальные учебные действия

      Автор: Чернова М. Н.

    • История 6 класс тесты

      Автор: С. Е. Воробьева

    • История 6 класс атлас с контурными картами и заданиями (История России)

      Автор: Колпаков С.В.

    • История 6 класс контурные карты

      Автор: Приваловский А.Н.

    • История 6 класс атлас с комплектом контурных карт (средних веков)

      Авторы: Чугунова Н.Н., Матиенко Л.В.

    • История 6 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

      Авторы: Бгажнокова И. М., Смирнова Л.В.

    • История 6 класс контурные карты

      Авторы: Тороп В.В., Курбский Н.А.

    • История 6 класс контурные карты

      Автор: Пчелов Е.В.

    • История 6 класс рабочая тетрадь Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

      Авторы: Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Фёдорова Е.Н.

    • История 6 класс контурные карты

      Автор: Курбский Н.А.

    • История 6 класс История Средних веков

      Авторы: Абрамов А. В., Рогожкин В.А., Тырин С.В.

    • История 6 класс Тематический контроль (История России)

      Авторы: Гаврилина Ю.Г., Артасов И.А.

    • История 6 класс рабочая тетрадь

      Автор: С.В. Александрова

    • История 6 класс

      Авторы: Т.В. Черникова, К.П. Чиликин

    • История 6 класс

      Авторы: Вовина В.Г., Баранов П.А., Александрова С.В., Лебедева И.М., Журавлева О.Н.

    Проверка утверждений Путина о том, что Украина и Россия — «один народ» : Центр новостей

    3 марта 2022 г.

    Демонстранты собрались в Вашингтоне, округ Колумбия, в знак протеста против вторжения России в Украину. Историк из Рочестера Мэтью Леноу анализирует некоторые утверждения Владимира Путина, оправдывающие вторжение. (Фото Getty Images)

    Историк из Рочестера объясняет, как история Украины переплетается с историей России, а также с историей многих других наций, империй, этнических групп и религий.

    «Это сложная история. Но я хочу четко заявить, что то, что сейчас происходит в Украине, — это жестокий акт агрессии, которому нет абсолютно никакого оправдания», — говорит Мэтью Леноу, доцент истории Рочестерского университета, эксперт по российской и советской истории. Сталинская культура и политика, история средств массовой информации и советские солдаты во Второй мировой войне.

    Рочестер голоса: Washington Post

    В анализе для раздела публикации «Сделано историей» Мэтью Леноу объясняет опасность ошибочного возложения ответственности за вторжение Путина на концепцию «Третьего Рима».

    • Прочтите статью в Интернете по адресу Washington Post (требуется подписка) или MSN.

    Хотя история украинского государства, вероятно, не может быть прослежена до 1918 года, Леное говорит, «для ясности: сегодня Украина является национальным государством», где опросы на выборах показывают, что «подавляющее большинство украинцев» хотят сохранить свою независимость.

    Президент России Владимир Путин выдвинул несколько сомнительных исторических аргументов, в первую очередь в своем эссе из 5000 слов «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованном на сайте Кремля в июле 2021 года. В нем он развивает свое утверждение о том, что Украинцы и русские — «один народ» как предвестник и защита украинского вторжения.

    Например, Путин утверждает, что Украина не существовала как отдельное государство и никогда не была нацией. Вместо этого, утверждает он, украинская национальность всегда была неотъемлемой частью триединой национальности: русской, белорусской и украинской. Путин также пишет, что русские, украинцы и белорусы имеют общее наследие — наследие государства, известного как Киевская Русь (862–1242 гг.), которое представляло собой свободную средневековую политическую федерацию, расположенную на территории современной Беларуси, Украины и части России. .

    «Когда Путин говорит, что это наследие этих трех славянских народов — в каком-то смысле он прав. Но от этой рыхлой речной конфедерации до Российского государства нет непрерывной линии. Также нельзя проследить непрерывную линию от этой рыхлой конфедерации к украинскому государству», — говорит Леноэ, автор книги « Ближе к массам: сталинская культура, социальная революция и советские газеты » (Harvard University Press, 2004). и Убийство Кирова и советская история (Издательство Йельского университета, 2010). В настоящее время он заканчивает свою третью книгу под рабочим названием « Эмоции, опыт и апокалипсис в Красной Армии, 1941–1942 ».

    Поддержка, доступная в связи с кризисом в Украине

    Война в Украине порождает страх, беспокойство и горе в сообществе Университета, особенно у тех, чьи семьи, друзья и близкие пострадали. Преподавателям, сотрудникам и студентам предлагается воспользоваться доступной поддержкой и руководством.

    Украина, со своей стороны, также указывает в своей декларации независимости на непрерывно существующее государство с 1000 г. н.э. Леное говорит: «Сегодня и русские, и украинцы делают заявления о своем прямом происхождении от Киевской Руси, которые просто мифичны и неверны».

    На протяжении веков территория современной Украины попеременно поглощалась, контролировалась или захватывалась Монгольской империей, позднее Речью Посполитой, Австро-Венгерской империей и Российской империей, а Крым когда-то был государством-клиентом Османской империи. В период между мировыми войнами части западной Украины находились под властью Польши, Румынии и Чехословакии.

    Прибывающая и убывающая территория Украины только в первой половине 20-го века является «сложной и сложной», говорит Мэтью Леное. (Иллюстрация из университета / Майкл Осадцив)

    Короче говоря, территориальная и этническая история Украины «сложна и запутана», — говорит Леное. Конечно, его история тесно переплетена с историей России, добавляет он. Но она также переплетена с польской историей, с историей Греческой православной церкви, даже с историей Румынии и историей тюркских народов в евразийской степи.

    Здесь историк из Рочестера проверяет некоторые исторические утверждения Путина и обсуждает идеи нации и государственности, особенно в отношении Украины.


    Вопросы и ответы с Мэтью Леное

    Что историки подразумевают под «нацией» или «национальностью»?
    • Вопреки распространенному мнению, нация — это не то, что существовало веками или тысячелетиями, а его происхождение уходит в далекое прошлое.

    Леноэ: Историки не думают, что нации существовали с незапамятных времен. Вместо этого нации возникают в результате процесса, который иногда является очень преднамеренным. Часто рождение нации идет рука об руку с повышением грамотности людей, введением всеобщего школьного образования; государство имеет определенные границы, профессионализированную центральную бюрократию, а не дворянскую свиту. Одним из наследий Просвещения является идея о том, что каждая нация заслуживает государства.


    Когда Россия и Украина впервые появились как государства?
    • Русское государство возникло около 1450-х гг. Украина как государство не существовала до начала 20 века.

    Леное:  Историю Российского государства, в отличие от нации, можно проследить примерно до 1450-х годов в княжестве под названием Московия. Между тем, история украинского государства, вероятно, не может быть прослежена ранее 1918 года. Так что говорить о том, что украинская нация существовала в 1000 году нашей эры, — это анахронизм. Украинской нации не было, как не было русской нации в 1000 году нашей эры.

    «Путин утверждает, что нет украинской истории, отдельной от русской. Но это неправда».

    Массовый украинский национализм возник из травм ХХ века. Как и Украина, сейчас в Европе много государств, не имеющих давних традиций государственности. Путин утверждает, что украинской истории нет отдельно от российской. Но это не так. Среди носителей украинского языка и на землях, ныне входящих в состав Украины, было много разного опыта. Иногда они принадлежали разным государствам и царствам. Но на протяжении большей части этой истории между говорящими на украинском языке существовало взаимодействие, и у них сформировалась общая идентичность, особенно после середины 19-го века.век.


    Что сделало Украину исторически местом «границ и смешения»?
    • Украина является территорией проживания различных национальностей, в том числе кочевников, без четких религиозных или физических границ.

    Леное:  Слово «Украина» происходит от славянского корня, который может означать «рубеж», «край», «граница» или «запределье». Это всегда было место границ и смешения, хотя самой страны еще не существовало, в том числе границы между степной и лесной зоной, что крайне важно с точки зрения рода людей, которые здесь жили. У вас смешение многих этносов: разных славянских этносов, тюркских народов. В конце концов, вы получаете евреев, немцев, людей, которых стали называть поляками, греками, людей, говорящих на иранских языках, и так далее. Религиозные границы между православной христианской и католической христианской церковью были одинаково нечеткими с добавлением ислама9.0003


      Какую роль играют казаки в истории и государственности Украины?
    • Путем восстания они основали Украинское казацкое государство, Казацкую Гетманщину, существовавшую с 1648 по 1764 год.

    Леное:  Казаки жили в степи и начинали, вероятно, как многоэтнические воинские отряды; они довольно быстро стали православными и в значительной степени славянами. Они были рыбаками или земледельцами; они часто жили в защищенных крепостях и реках, и большую часть своего существования зарабатывали набегами на крымских татар и османов.

    Вся территория степи называлась дикими полями и представляла собой своего рода свободную зону. Казаки считали себя свободными людьми. Это очень важно. Они рано практиковали форму военной демократии. Контролировать степь хотели и Москва, и Польша. И те, и другие пытались использовать казаков: Москва нанимала их в качестве наемников и снабжала оружием, и Речь Посполитая поступала так же.

    Важно отметить Богдана Хмельницкого, казака, который возглавил восстание против Речи Посполитой в 1648 и 1649 годах.это привело к созданию Украинского казачьего царства, известного как Гетманщина. Вы не можете точно проследить современное украинское государство до этого, но украинцы помнят его как важную часть своего наследия. Хмельницкому приходилось лавировать между Россией, Польшей и Османской империей, чтобы сохранить независимость. В конце концов, под сильным давлением Гетманщина связала свою судьбу с русскими. Путин утверждает, что русские «освободили» казаков, но на самом деле это был вынужденный «выбор».

    Ответ запорожцев, известная картина Ильи Репина (1844–1819 гг.)30), изображает украинский идеал диких, вольных казаков-богатырей. На картине, написанной маслом, предположительно изображена сцена 1676 года, основанная на легенде о том, как казаки прислали оскорбительный ответ, сдобренный пошлостями и ненормативной лексикой, на ультиматум султана Османской империи Мехмеда IV, который требовал от казаков подчиниться Османское правление. (Изображение Wikimedia Commons)


    Путин утверждает, что отдельная украинская идентичность — искусственное изобретение. Он прав?
    • Путин прав примерно на четверть — отчасти потому, что он знаком с современными исследованиями украинской идентичности.

    Леное:   Путин имеет в виду миф о том, что отдельная украинская идентичность была создана в середине 1800-х годов поляками и несколькими «заблуждающимися» украинскими интеллектуалами.

    Теперь, как и многое из того, что говорит Путин или кто-то из его окружения, он знаком с некоторыми видами современной науки. Здесь четверть правды. В середине 19века, когда интеллигенция начинает спорить об идентичности и составлять украинскую грамматику, крестьянам было все равно: они были почти сплошь неграмотны, они не считали себя украинцами, они считали себя православными людьми, идентифицировали себя своей деревней, может быть, отождествляемой с их положением в жизни — крестьянином или горожанином. И то же самое относилось и к России, возможно, с той разницей, что после наполеоновского нашествия 1812 года дворяне стали сильно думать о себе как о русских.

    К 1816 году вы обнаружите зачатки письменного украинского языка в сочетании с растущим романтическим интересом к казакам как к благородным пиратам, авантюристам и борцам за свободу. И хотя казаки являются общей памятью как для русских, так и для украинцев, они становятся центральным элементом украинской идентичности. К середине 19-го века у вас есть интеллектуалы и писатели, такие как Тарас Шевченко (1814–1861) и Николай Костомаров (1817–1885), опирающиеся на то, что они считают украинским наследием, восходящим к казачьему Гетманщине и, действительно, , говорят назад в Киевскую Русь. Вопреки Путину, эти люди не поляки, а украинцы, живущие в Российской империи.

    Костомаров действительно является одним из основоположников украинского национализма. Его видение интересно, потому что он также был тем, кого мы могли бы назвать «либералом». Он сказал, что украинский народ по своей природе свободный народ, что он отвоюет свою свободу у Российской империи и поведет к свободе народы мира.


    Путин утверждает, что Германская империя и Австро-Венгерская империя по сути создали современную Украину. Это правда?
    • Центральные державы — коалиция времен Первой мировой войны, в которую в основном входили Германская империя и Австро-Венгрия. Заявление Путина о том, что эта коалиция спонсировала независимую Украину, неверно.

    Леноэ:  По сути, это полная чушь. Путин основывает это на том факте, что украинские лидеры в определенный момент искали поддержки центральных держав, чтобы спасти свое движение за независимость от большевиков. Но на тот момент уже существовало трехпоколенческое движение за украинскую автономию или независимость. Так что это утверждение ерунда.


    Является ли современная Украина продуктом большевистской эпохи, как утверждает Путин?
    • Путин доводит до крайности тонкое исследование о том, что Советы спонсируют разные национальности, включая Украину, которая позже отделилась от Советского Союза.

    Леное: Ранняя большевистская национальная политика на самом деле была направлена ​​на культурное построение разных наций, потому что они хотели предотвратить угрозу национализма коммунистической власти. Они хотели убедиться, что не вызовут националистических восстаний. Вместо того, чтобы полагаться на грубую силу, идея заключалась в том, чтобы иметь разные республики, которые политически контролировались бы Москвой, но имели бы культурную автономию. В каком-то смысле можно говорить о непрерывном украинском государстве с 1918 и далее, потому что номинально Украина была своего рода суверенным государством в составе Советской Федерации.

    «Путин сам создал свой самый страшный кошмар. Если раньше был слабый украинский национализм, то он уже никогда не будет слабым. Украина станет похожей на Польшу, которую можно захватить, но не удержать».

    Теперь, как мы знаем, во многом эта идея автономии была ложной, но это все же стоит отметить. Первоначально большевики фактически продвигали украинский язык и культуру, создавая сеть украинских, а не русских языковых школ. К 1930-х годов, конечно, политика по отношению к нациям и меньшинствам стала при Сталине очень репрессивной. Однако во многом политика продвижения нерусской национальной идентичности сохранялась на протяжении всей советской истории. Так вот, Путин тут утверждает, что большевики своей национальной политикой фактически создали новые нации.

    Путин грубо использует гораздо более тонкую науку. Недавние ученые утверждали, что Советы в некоторой степени создали свою собственную национальную проблему, спонсируя эти разные национальности, которые позже отделились от Советского Союза. И Путин доводит эту точку зрения — он или кто-то из его окружения знает об этой науке — до крайности, говоря, что Украины не было до тех пор, пока большевики не создали ее, спонсируя украинскую культуру. Как мы видели, это ложное утверждение.


    Приветствовали ли украинцы вторжение нацистской Германии в 1941 году?
    • На крайнем западе Украины — да, но только на первых порах. Быстро выяснилось, что нацисты были еще хуже сталинистов.

    Леное: Одна из историй, которую вы услышите, это то, что, когда пришли немецкие войска, украинские крестьяне размахивали флагами со свастикой, дарили им хлеб и цветы. Украинские крестьяне ненавидели советскую коллективизацию, поэтому на крайнем западе немцев, вероятно, приветствовали. Хотя непонятно, что произошло на остальной Украине, быстро выяснилось, что нацисты были еще хуже, чем сталинисты.

    Украинцы в целом ненавидели оккупацию Оси. Однако среди украинцев в Холокосте существовало довольно широкое сотрудничество, основанное на давнем антисемитизме. Несомненно, были полицейские отряды, в которые добровольцами входили украинцы, которые занимались массовыми убийствами евреев. Сейчас это беспокоит, потому что и Польша, и Украина, где нацисты активно сотрудничали, приняли законы о памяти, направленные на запрет обсуждения этого сотрудничества, а украинские националисты действительно не хотят об этом говорить.

    Конечно, верно также и то, что около 2500 украинцев были идентифицированы Яд Вашем [Всемирный центр памяти жертв Холокоста] как принадлежащие к «праведникам народов мира» — почетное звание для неевреев, которые помогали евреям во время Холокост.


    А как насчет заявления Путина о том, что сегодня Украина нуждается в денацификации? Есть ли в Украине неонацистская проблема?
    • Заявление Путина о борьбе за денацификацию в Украине искажает историю. Это еще один предлог для оправдания его вторжения.

    Леное: Очень сложная ситуация. Память о Холокосте и крайне правая ОУН, Организация украинских националистов, основанная в 1928 году, частично объясняет, почему Путин утверждает, что в Украине есть фашистские или неонацистские элементы. Действительно, вызывает беспокойство тот факт, что в 2012 году Степан Бандера [лидер украинских ультранационалистов-антисемитов, участвовавший в террористической деятельности и известный пособник нацистов] был официально назван правительством «Героем Украины». Но я должен также отметить, что в Украине было много либеральной оппозиции этому. И да, это правда, что было и есть своего рода украинское национальное/неонацистское движение, которое вспоминает, например, СС во Второй мировой войне как положительное воспоминание. Поддержка этих людей на выборах достигла своего пика в 2012 году и составила около 10 процентов; с тех пор он упал ниже 5 процентов.

    «[Путин] — человек отчаянный: международное положение России до этого вторжения было слабым, а теперь еще более слабым».

    Во Владимире Зеленском в Украине теперь еврейский президент, который потерял родственников во время Холокоста. Так что да, антисемитизм в Украине есть, но не запредельный. А заявление Путина о том, что еврей Зеленский — своего рода неонацист — ну, тут мы вступаем в какую-то действительно нелепую область.


    Как вы думаете, Путин верит своим заявлениям об истории Украины?
    • Да, говорит Леное.

    Леное: Я думаю, что Путин верит в то, что он сказал. Он был воспитан в этом отношении к Украине, когда вырос в Советском Союзе, и он сочетает это со своим пониманием продолжающегося существования НАТО после распада СССР и гегемонии США, и сочетает это с идеей о том, что Украина является неотъемлемая часть России. И, говорит он, если европейцы собираются расширяться в Украину — будь то в качестве членов ЕС или НАТО — это, по сути, вторжение НАТО в Россию.

    Он отчаянный человек: международные позиции России до этого вторжения были слабыми, а теперь еще более слабыми. Путин сам создал свой самый страшный кошмар. Если раньше был слабый украинский национализм, то он уже никогда не будет слабым. Украина станет как Польша, которую можно захватить, но не удержать. Он непреднамеренно объединил Запад вместе с такими странами, как Япония и Корея, в необычный блок против России. Просто чтобы привести вам пример того, насколько это необычно: немцы решили существенно увеличить свои расходы на оборону. Это было немыслимо до вторжения Украины, отчасти из-за немецкого наследия Второй мировой войны.


    Как бы вы описали решение Путина о вторжении?
    • Это иррациональный шаг, вызванный восприятием Путиным угрозы для России.

    Леное: Это поступок отчаявшегося человека, который на самом деле думает, что России угрожает существование из-за возможного расширения НАТО. И это его высокомерие. Это признак того, что люди не обязательно рациональны и что простодушные версии теории рационального выбора не работают. Это иррациональный во всех отношениях шаг, который может даже привести к свержению Путина, например, в результате военного переворота. В некотором смысле, это его эмоциональная привязанность к такого рода историческим утверждениям, а также ощущение, что распад Советского Союза был унижением, за которое нужно отомстить.


    Подробнее

    Почему США вступили в Первую мировую войну?

    6 апреля 1917 года Конгресс проголосовал за объявление войны Германии. Политолог из Рочестера Хайн Гоеманс объясняет, почему Германия была готова рискнуть вступлением Америки в войну.

    Почему Путин вторгается в Украину?

    Политолог Хайн Гуманс, эксперт по международным конфликтам из Рочестера, объясняет, почему судьба Украины может быть связана с выживанием Путина и почему это самая опасная геополитическая ситуация со времен Второй мировой войны.

    Как положить конец войне в Украине

    Рочестерский политолог Хайн Гуманс, эксперт по прекращению войны, применяет возможные сценарии вторжения России в Украину.

     

    Теги: Искусств и наук, Департамент истории, Департамент современных языков и культур, избранный пост, Мэтью Леноу, идейное лидерство

    Категория : Общество и культура

    «Единая концепция истории» в России

    АНДРЕЙ СУСЛОВ

    Идея создания единой версии русской национальной истории в формате учебника публично обсуждалась с начала 2000-х годов, вскоре после того, как Владимир Путин стал президентом. В 2013 году идею поддержал лично президент Путин, поручив правительству разработать единую концепцию школьного курса истории России. Его аргументация: школьные учебники должны быть свободны от внутренних противоречий и множественных интерпретаций. Идея состоит в том, чтобы дать студентам и обычным гражданам простое и последовательное повествование о могущественной нации, которой они могут гордиться.

    У новой книги по истории был знаменитый предшественник. Восемьдесят лет назад вышло издание « История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс », давшее официальную санкцию способу мышления, который не совсем ослабел и по сей день. Учебник был впервые опубликован серийно в десяти выпусках «Правды » в сентябре 1938 года. Позже в том же году книга была напечатана миллионным тиражом. С 1938 по 1956 год Краткий курс был издан 301 раз общим тиражом 42 816 000 экземпляров на 67 языках. По некоторым оценкам, это была самая читаемая книга после Библии.

    Иосиф Сталин, главный редактор книги, не только лично формировал концепцию книги, но и во многих случаях решал, какие факты должны быть включены и как следует интерпретировать события. Он также задал тон в создании рекомендаций по использованию книги в образовательных, исследовательских и пропагандистских целях. История, предлагаемая Кратким курсом , была схематизирована, догматизирована, идеологизирована и фальсифицирована.

    Ученые и педагоги, политтехнологи и писатели поняли, что упрощенная схема исторических процессов, изложенная в Краткий курс должен был стать золотым стандартом для их собственной работы, и что отклонения от официальной программы будут наказаны.

    На практике, как показали современные исследователи, изучение Краткого курса часто носило довольно поверхностный характер и рассматривалось как формальность. Низкий интерес к изучению книги подрывает официальные заявления того времени о том, что знания, которые она предлагала, были глубоко усвоены.

    Однако эффект ограниченного взгляда и узких интерпретаций Краткий курс о привычках ума людей оказался глубоким. Многие из тех же самых методологических традиций сохранились в советских учебниках и научных публикациях даже после осуждения сталинских интерпретаций истории.

    Вот почему усилия некоторых российских высокопоставленных чиновников создать «единую историю для всех россиян» далеко не безобидны. Президент Путин обострил эту концепцию и повысил ставки, заявив в 2013 году о необходимости «канонической версии нашей истории», признав при этом, что учителя смогут представлять своим ученикам различные точки зрения во время занятий.

    К счастью, политическое руководство вскоре отказалось от идеи создания единого учебника истории России для всех школьников, и через пару лет эта мысль исчезла из реплик Путина. Однако в этот период также началось продолжающееся сокращение количества различных учебников истории, используемых в средних школах. В 2017 году под предлогом стремления к «единству образовательного пространства» Минобразования России исключило из списка рекомендуемых учебных пособий 38 учебников по истории. Четырнадцать учебников остались в федеральном перечне утвержденной литературы. Теоретически учителя могут продолжать использовать учебники, которыми они пользовались ранее, но это создаст практические проблемы, поэтому большинство школ будут полагаться на рекомендованные книги.

    Таким образом, идея «фундаментального» учебника истории была осуществлена ​​де-факто, при этом удалось избежать худших эксцессов такой политики. Учителя имеют право представлять различные точки зрения; на самом деле, Министерство образования рекомендует им делиться дополнительной информацией со своими учениками. Но представление альтернативных идей по-прежнему зависит от использования утвержденных учебников, так что существует четкое ограничение. И ни один из текстов не избегает обвинений в сомнительных дискуссиях или даже в прямом упущении некоторых событий.

    Предлагая несколько альтернативных учебников и разрешая обсуждение других точек зрения в классе, власти, по-видимому, успешно подавляют критику, направленную против обнародования «одной истории». По крайней мере, мало кто заметил, что следующий шаг в этом направлении был еще более разрушительным. Министр образования Ольга Васильева заявила о намерении правительства ввести с 2020 года обязательный ЕГЭ по истории. Это гораздо более серьезный шаг с точки зрения внедрения канонической истории в сознание молодежи. Овладение материалами, необходимыми для сдачи экзамена, практически обеспечит формирование единой национальной истории, по крайней мере, как ментальной конструкции.

    Либеральные интеллектуальные круги России, похоже, не вполне осознают опасности этой универсализации. Многие считают, что в эпоху Интернета невозможно отключить альтернативные источники информации. Но информация из разных источников, достаточная для того, чтобы у зрителей сложилось собственное мнение, не обязательно дойдет до большинства, особенно когда в распоряжении правительства есть основные телеканалы, и оно может блокировать доступ к веб-сайтам и определенному контенту. Таким образом, наличие альтернативных точек зрения в Интернете и в печатных СМИ не станет серьезным препятствием для усилий правительства по формированию определенного набора представлений об исторических событиях в сознании российской молодежи.

    Эта проблема может иметь большое значение для будущего развития гражданского общества. Урок, который следует извлечь из Краткого курса истории советской коммунистической партии , заключается в том, что насаждение определенных официально определенных взглядов на историю может оказать глубокое и продолжительное воздействие на общественное сознание.

    Нападение России на Украину через призму истории

    Люди проходят через Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне в Киеве в 2022 году. (Изображение: STR/NurPhoto через AP Images)

    В речах, предшествовавших вторжению России в Украину, президент России Владимир Путин сделал ряд исторических утверждений об Украине, начиная от того, что страна не имеет права на существование, и заканчивая заявлением, что его войска должны «денацифицировать» Украину и предотвратить геноцид.

    Почему Путин в данный момент вспоминает Вторую мировую войну, в частности ссылаясь на Холокост и нацизм? Что история может рассказать нам о том, что происходит в Украине?

    Пенн Сегодня поговорил с историком Бенджамином Натансом, который преподает и пишет об имперской России, Советском Союзе и современной европейской еврейской истории, чтобы получить некоторые сведения об использовании Путиным истории для оправдания войны.

    Что вы думаете о сравнении путинского вторжения в Украину и гитлеровского вторжения 1939 года в Чехословакию и Польшу?

    Это правда, что Путин использует аргумент о том, что он защищает права этнических русских на Украине, аналогично заявлению Гитлера о том, что он защищает права этнических немцев в Восточной Европе, будь то на территории, известной как Судеты в Чехословакии или в Польше.

    Существует также параллель в том смысле, что Гитлер пришел к власти в Германии, которая была унижена своим поражением в Первой мировой войне и потеряла много территории в результате мирного урегулирования, завершившего эту войну. Советский Союз не проиграл горячую войну, но он проиграл холодную войну, и он потерял значительную территорию, которая была частью Советского Союза, а до этого Российской империи.

    Такое же чувство обиды, национального унижения и невозможности изменить итоги холодной войны. Я думаю, что Путин мотивирован этим и опирается на это, хотя до сих пор неясно, какая часть населения России разделяет эти чувства.

    Почему Путин так много говорит о прошлом?

    Сам Владимир Путин достаточно помешан на истории. Так что часть нашего внимания к этому должна быть направлена ​​на то, как Путин использует историю. На что он опирается в плане собственных мотивов? Но не менее важно то, как он рассказывает историю россиянам.

    Здесь все становится очень интересно и очень тревожно. В современной истории России нет более величественного момента, чем 1945 год. Это абсолютная вершина российской гордости и достижений, чувства миссии, цели и величия. Поскольку Россия единственная среди европейских держав не только выдержала натиск нацистов — крупнейшее и самое смертоносное военное нападение, когда-либо проводившееся в истории, операция «Барбаросса» началась в июне 1941 Гитлера — и выдержав эту атаку ценой, которую американцы едва ли могут себе представить, она также переломила ситуацию и сокрушила нацистскую Германию. Советский Союз заслуживает большей похвалы, чем любая другая отдельная страна, включая Соединенные Штаты, за поражение нацистов, за поражение того, что, по мнению многих людей, ближе всего к абсолютному злу.

    Эта победа над нацизмом как ничто другое проникла в психику россиян. В истории России 20-го века так много катастрофического и постыдного, что привело к ужасающим последствиям для самих россиян, таких как большевистская революция и сталинизм. Поражение нацистской Германии – священная земля для России. Путин задолго до того, как начались проблемы с Украиной, сделал поражение нацистской Германии краеугольным камнем российской идентичности. Я также должен отметить, что старший брат Путина умер еще ребенком во время блокады Ленинграда фашистами.

    Как вы, как историк, восприняли последние выступления Путина?

    Он очень хочет создать такой образ истории России, которым россияне могли бы гордиться, и в этом нет ничего необычного. Американские политики любят делать то же самое. Но интерес Путина к истории России, будь то в советский период или до революции 1917 года, необычайно интенсивен.

    Путин убежден, что Советский Союз не только победил нацизм, но и спас мир от нацизма, и он убежден, что наибольшее количество советских сочувствующих нацистам было на Украине. Это были антироссийски настроенные украинские националисты, сотрудничавшие с нацистской армией. Он убежден, что может защитить Украину и Россию от того, что он считает возрождением нацизма в Украине, хотя доказательств такого возрождения нет. Неонацистов и скинхедов в России больше, чем в Украине.

    Что меня больше всего тревожит в речах Путина на прошлой неделе, так это то, что он взял эту линию исторического величия России как победителя нацистской Германии и зашел слишком далеко. Он утверждает, что эта атака направлена ​​на денацификацию украинского правительства. В правительстве Украины нет нацистов. Нынешний президент Украины еврей, недавний премьер-министр Украины тоже был евреем. Это как Дон Кихот и ветряные мельницы, за исключением того, что Путин использует танки и ракеты против невинных украинцев. Как будто он не может перестать сражаться во Второй мировой войне снова и снова.

    В последние несколько месяцев мы все чаще слышим упоминания о геноциде в Украине. Путин выдумал эту идею о том, что геноцид против этнических русских на Украине либо фактический, либо неизбежный. Это просто неправда. Это правда, что украинское правительство предпринимало различные попытки объявить украинский язык единственным официальным языком страны, хотя есть много людей, для которых русский язык является родным, в том числе президент Украины Зеленский, которому до сих пор удобнее говорить по-русски, чем на украинском языке. Но идея о том, что любые намеки на дискриминацию этнических русских в сегодняшней Украине находятся на грани превращения в геноцид, является бредовой.

    Какое-то причудливое сочетание факторов привело Путина к такому положению, когда он снова и снова переживает 1945 год, и теперь шокирующим образом, который фактически превратился в военное вторжение в суверенную страну.

    Некоторые предполагают, что изоляция Путина во время COVID способствовала этим заблуждениям, но и пребывание у власти в течение 20 лет не помогает. Это может способствовать своего рода высокомерию, этому ощущению всемогущества. Он ликвидировал почти все сопротивление в России и провел успешные военные кампании в Грузии, Крыму и Сирии — так что никто ему не возражает. Он окружен людьми, которые говорят только «да».

    Что важнее всего понять людям в том, что происходит в Украине, с исторической точки зрения?

    Когда распадаются империи, они не уходят тихо в ночь. Когда Французская империя начала распадаться после Второй мировой войны, французы вступили в бой. На самом деле, они устроили несколько боев. Они воевали во Вьетнаме почти десятилетие, пока Соединенные Штаты не взяли на себя войну вместо них; затем они воевали в Алжире, в чрезвычайно кровопролитном конфликте, пока им не пришлось отступить. Когда Британская империя начала разваливаться в Северной Америке, они вмешались военным путем, и они снова сделали это в Индии в 19 веке.века и ЮАР в начале 20 века. Итальянцы и португальцы вмешались в войну против Эфиопии и Анголы, пытаясь остановить распад своих империй. Я должен отметить, что все эти попытки укрепить империи в конечном итоге потерпели неудачу. Но они касались колоний далеко-далеко от имперских держав. Бывшие российские колонии находятся совсем рядом.