Дистанционные методы изучения земной поверхности урок 6 класс – Сценарий урока по географии в 6 классе на тему «Виды изображения земной поверхности» (к учебнику А.А. Летягина)

ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛАНЕ НЕРОВНОСТЕЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Технологическая карта урока географии 6 класс

Урок №6. Тема: ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛАНЕ НЕРОВНОСТЕЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений об особенностях изображения рельефа на бумаге, относительной и абсолютной высотах; создать условия для формирования умения определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности

План урока

  1. Рельеф земной поверхности и способы изображения его на плане.

  2. Относительная и абсолютная высота.

  3. Горизонтали. Профиль местности.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Рельеф, относительная и абсолютная высота точки, отметки высоты, горизонтали (изогипсы)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся называть и показывать относительные высоты, абсолютную высоту, горизонтали, отметки высот.

Получат возможность научиться определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний.

Познавательные: осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем: обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу: выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Формы

контроля

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Совместная с обучающимися постановка целей и задач урока, подготовка к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия длявозникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Обдумывают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

II. Актуализация знаний

Беседа

Организует беседу по вопросам на с. 19 в учебнике

Отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с. 19

Организует работу с текстом учебника по определению понятия «рельеф» и одним из способов измерения небольших высот — с помощью прибора нивелира. Демонстрирует прибор и объясняет его устройство

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, выполняют задания

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

Работа с рис. 10,

с. 20

Организует работу по рисунку 10, с. 20, объясняет, как используют нивелир для определения относительной высоты точки.

— Прочитайте, что такое относительная высота.

— Как вы понимаете это определение?

— Что необходимо выполнить, чтобы определить относительную высоту?

Работа с рис. 11,

с. 21, и текстом учебника

Организует работу с рисунком 11, с. 21, и текстом учебника.

Задания:

1) Рассмотрите рисунок, прочитайте п. 3, § 6, объяснив затем, что такое абсолютная высота.

2) От уровня какого моря в России ведется отсчет абсолютных высот?

3) Определите относительную и абсолютную высоту холма, изображенного на рисунке 11

Работа с рисунком 12, с. 22

Организует работу с рисунком 12, с. 22. Объясняет, что такое отметка высоты и горизонтали (изогипсы).

Предлагает выполнить задания к п. 4, § 6, с. 22 (задание к рис. 12)

IV. Первичное осмысление и закреплениеизученного материала

Выполнение заданий 4, 5, с. 23

Организует работу по самостоятельному выполнению заданий: изображению на плоскости холма и впадины зад. 4,5,с.23)

Выполняют задания в тетради

Индивидуальная работа. Практическая работа

Выполнение задания в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания (см. Приложение)

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 6, задание 6, с. 23, письменно

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение

Задания: 1) определите по рисунку 1, где холм, а где впадина.

2) прочитайте на рисунке 2 фамилию русского географа, который первым из европейцев совершил научную экспедицию в Тянь-Шань. Чтение нужно начинать с букв, находящихся на верхних горизонталях.

infourok.ru

Урок географии в 6 классе на тему «Строение Земли и методы её изучения. Литосфера»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

Конспект открытого урока по географии в 6 классе :

Учитель I категории

Чернозубова Маргарита Николаевна

Тема урока: Строение Земли и методы её изучения. Литосфера Слайд 1 Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры.

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

I. Орг. момент Эмоциональный настрой.

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят! Учитель: Здравствуйте. Я рада, друзья, что мы вновь встретились с вами.

Учитель: Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю Вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Гостей приветствовать хочу,

В душе надеясь честно,

Урок хочу так провести,

Чтоб было интересно!

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Б.Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям — это деятельность» . Как вы думаете, что станет результатом деятельности на нашем уроке? Слайд 2 Дорогие дети! Девиз нашего урока: «Один за всех и все за одного!» Это значит, что вы будете работать дружно в группах и помогать друг другу.

В дорогу мы с собой возьмём: тетради, ручки, карты и нашу волшебную книгу, без которой нам просто не обойтись. (Учебник)

Итак, в путь! Смотрите, указатель. Давайте посмотрим, что здесь написано.

«Налево пойдёшь — всё, что знал — позабудешь»

«Направо пойдёшь — ничего не найдёшь».

«Назад повернёшь — опыт приобретёшь»

«Вперёд пойдёшь — много нового найдёшь».

Так куда же мы с вами отправимся сначала?

Прежде, чем перейти к новым испытаниям, давайте посмотрим, а хорошо ли мы к ним подготовились.

II. Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания — Географический диктант

Прибор для определения сторон горизонта —————————— компас

Неровности земной поверхности ______________________рельеф

Превышение одной точки над другой___________________________ относительная высота

Превышение точки земной поверхности над уровнем моря —————абсолютная высота Гамма цветов, используемая на карте для обозначения высоты ______________ шкала высот и глубин

II этап. Актуализация знаний.

Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус. Слайд 3

Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри Земли.

Тема сегодняшнего урока. «Строение Земли и методы его изучения. Литосфера». -Сформулируйте цель нашего урока

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера. Слайд 4

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

Мотивация. Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля». Слайд 5

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да…

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля…

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала.

Учитель. Прослушав рассказ, ответьте на вопросы.

Учитель. Каково же внутреннее строение Земли?

Ученик. Земля имеет строение: ядро, мантия, земная кора. Слайд 6

Учитель.  Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство? Слайд 7

Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок — ядро. -Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

Слайд 8.

Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра? Слайд 9

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Используя материал учебника (стр.57 §9 определить температуру), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Слайд 10

Внутреннее строение Земли.

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

Физкультминутка Слайд 11

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера. Слайд 12

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую. Работа по группам

Слайд 13

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

Слайд 14

Назовите виды земной коры?

-Сколько и какие слои слагают материко

infourok.ru

Открытый урок географии в 6 классе «Строение Земли»

План-конспект открытого урока географии в 6 классе

Тема урока: «Строение земного шара»

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Задачи:

Образовательные: ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Оборудование: экран, компьютер, презентация, листы индивидуальной работы для учащихся, звездочки с заданиями.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

I. Организационный момент. Рефлексия

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Что мы возьмем с собой, чтобы урок наш прошел с пользой и интересно? (Ответы детей: внимание, усидчивость, хорошее настроение, ответственность и пр.)

Очень хорошо. Давайте начинать. И первое что мы сделаем – повторим пройденный материал. А повторять мы его будем в форме игры «Угадай звезду».

II. Повторение пройденного.

Игра «Угадай звезду»

Учащиеся берут по желанию по одной звезде и выполняют задания, написанные на них. Если ответ правильный, то звезду оставляют себе. Если не правильно, то передают другому. Подведение итогов по количеству звезд.

III. Сообщение новой темы. Постановка целей

Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)

А что такое глобус? Что на нем мы можем рассмотреть?

А можем ли узнать или увидеть что у Земли внутри?

А вам это интересно знать?

Так вот сегодня мы с этим и разберемся.

Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .

Тема урока – «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА». Слайд 1

Запись темы урока и даты на листах индивидуальной работы.

— Исходя из темы сформулируйте цель урока.

Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

IV. Изучение нового материала (22 мин)

Мы начинаем наше путешествие в центр Земли.

И сейчас нам представят свой проект учащиеся, которые работали над заданием на опережение. Эта тема вызвала интерес учащихся и сейчас они представят результаты своей работы.

1) Строение земного шара

Представление проекта «Внутреннее строение Земли»

Задание на опережение (2 ученика)

Учащиеся представляют модель строения Земли, выполненную своими руками, и рассказывают об отдельных частях

Земли.

2) Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 2

 Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?

Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок — ядро. Земля имеет послойное строение.

3) Работа с учебником. Заполнение таблицы (на листах индивидуальной работы письменно).

Слайд 3

Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить пропуски в таблице «Внутреннее строение Земли» на листах индивидуальной работы.

Внутреннее строение Земли

Характеристики

Земная кора

Мантия

Ядро

1.

Мощность

От 5 км (под океанами) до 75 км (под материками)

Около 3000 км

Радиус около 3470 км

2.

Расположение

Наружная твердая оболочка Земли

Между земной корой и ядром Земли

Центральная часть Земли

3.

Строение

Континентальная (более мощная, состоит из осадочного, «гранитного», «базальтового» слоев) и океаническая (менее мощная, состоит из осадочного и «базальтового» слоев)

Верхняя мантия (800-900 км) и нижняя мантия (около 2000 км)

Внешнее ядро и внутреннее ядро

4.

Температура

Повышается с глубиной

2000-2500 градусов

5000-6000 градусов

5.

Состояние вещества

Твердое

Твердое, за исключением самой верхней части, где оно вязкое

Внешняя часть жидкая, а внутренняя — твердая

4) Проверка заполнения таблицы. Несколько человек озвучивают характеристику отдельных частей Земли. Рассказать о земной коре, мантии, ядре. (3 ученика читают по таблице)

1.Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую плёнку. Она состоит из твёрдых минералов и горных пород, т. е. её состояние – твёрдое; температура повышается через 100 м на 3 градуса. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение. 

2.Мантия.

Под земной корой на глубинах от 30 – 50 км до 2900 км расположена мантия Земли. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Мантия занимает до 82% объёма планеты. Она подразделяется на верхнюю и нижнюю. Верхняя залегает ниже земной коры до 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии, и высокая температура приводят к плавлению её вещества. По сравнению с породами, слагающими земную кору, породы мантии отличаются большой плотностью. Из чего состоит нижняя мантия, пока остаётся загадкой. Вещество мантии имеет очень высокую температуру – от 2000 градусов до 3800 градусов.
3.Ядро.

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости, а вот внутренняя область, ведёт себя, как твёрдое тело. Это обусловлено высоким давлением. Средняя температура ядра от 3800 градусов до 5000 градусов, максимальная температура составляет 10000 градусов. Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро. Но оказалось, что перепады « границы» достигают 260 км. Радиус ядра равен 3470км.

На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.

Слайд 4

5) Перед вами схема строения земной коры. Рассмотрите рисунок на экране и заполните схему на листах индивидуальной работы.

Земная кора

Материковая Океаническая

3 слоя 2 слоя

Осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый

6) Динамическая пауза.

Проверка заполнения схемы и динамическая пауза.

Если при чтении схемы вы заметили ошибку, то должны встать.

Земная кора бывает материковой и океанической.

Материковая земная кора состоит из 2 слоев (3).

Осадочный и базальтовый основные слои материковой земной коры ( и гранитный)

В океанической земной коре 2 слоя.

Слои океанической земной коры гранитный и базальтовый (нет гранитного, но есть осадочный)

Материковая земная кора тоньше океанической (толще)

7) Изучение недр Земли.

Вопрос учащимся: Для чего люди изучают земные глубины?

— научный интерес

-практический интерес: разведка полезных ископаемых, прогноз землетрясений, извержения вулканов.

Способы изучения земных глубин:

Сейсмический метод (заключается в наблюдении с помощью приборов распространение колебаний в земной коре), бурение сверхглубоких скважин,

анализ изверженных горных пород. Слайд 5

Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами.

Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км.

8) Сообщение на тему «Кольская скважина» Слайд 6

Задание на опережение. Выступление учащегося.

А сейчас вы услышите сообщение по прочитанному рассказу из книги для чтения «За страницами учебника географии» о Кольской скважине.

9) Литосфера

 Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите на листок.

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Записать определение на листки индивидуальной работы.

V. Закрепление

1) Видео ролик о строении Земли.

2) «Найди соответствия» (задания по уровню сложности на листах индивидуальной работы)

3) Заполни пропуски

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой , который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая. Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.

V. Заключительная часть

1) Подведение итогов. Выставление оценок.

2) Домашнее задание: &9 Вопросы стр.60. Выучить информацию на листах индивидуальной работы.

3) Рефлексия (Отвечают поднятием смайликов)

Сохранилось ли ваше хорошее настроение до конца урока?

Все ли понравилось?

Все ли было понятно?

infourok.ru

План-конспект урока по географии (6 класс) на тему: урок: Изображение неровностей земной поверхности на плане.

Тема урока: Изображение неровностей земной поверхности на плане. (урок №  4  тема «План местности»).

Цель: усвоить понятия «рельеф», «относительная и абсолютная высота точки», «изогипсы».

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование географических карт, ЭОР, ПК, умение ориентироваться в окружающем мире овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с различными планами.

Предметные: усвоение понятий  «высота точки», «изогипсы», научиться читать план местности различных поверхностей Земли.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,  работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о поверхности Земли при работе с планом местности, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Тип урока:  комбинированный

Техническое оборудование: атлас, контурные карты, ФКМ.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Анализ работы над темой урока (перспектива)

Деятельность ученика

Время

1.

Организация

на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2.

Опрос домашнего задания

с. 19

Р, Л

10 мин

3.

Актуализация темы (создание проблемной ситуации)

Расскажите своими словами о том, как изображаются неровности поверхности?

Осмысление,  понимание

Формулируют сам-но тему урока. (Р)

Демонстрируют свои знания о значении плана

обсуждают вопросы.

(П)

5 мин

4.

Изучение нового материала. (Открытие нового)

http://2800000.net/как-создать-план-местности/

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.

       На основе топографического плана (форзац, объясняется как читать план).

  1. Поверхность нашей планеты неровная. Неровности земной поверхности называются рельефом. Как можно изобразить формы рельефа на бумаге?
  2. Рис. 10 стр. 20. Как вы думаете, почему я могу сказать, что высота горы 8 м?
  3. Рис. 11 стр. 21. Как отразить на плане, что холм имеет разную высоту?
  4. Рис. 12 стр. 22. Чтобы изобразить выпуклую или вогнутую форму рельефа используют изогипсы.
  5. Форзац – какая информация заложена в изображении горизонталей?

Усвоение ряда приемов чтения планов местности, определение расстояний, абсолютных высот местности, крутизны форм поверхности и др. облегчают переход к использованию этих приемов на мелкомасштабных картах, обеспечивая нужную преемственность в работе.

Закрепление знаний – чтение плана. (Р. П.)

20 мин

5.

Итог урока (рефлексия)

Подводит итоги урока.

Изобразите  с помощью изогипс географические объекты:
— г. Краснодар находится на высоте 34 м над уровнем моря
— г. Горячий Ключ находится на высоте 72 м над уровнем моря
— г. Сочи находится на высоте 700 м над уровнем моря.
Горизонтали проведите через 10 м.

Анализируют и закрепляют полученную информацию на уроке.(Р)

2 мин

6.

Домашнее задание.

§ 6 + р/т

Записывают домашнее задание в дневник.(Р)

1 мин

nsportal.ru

Открытый урок на тему:строение земного шара» 6 класс

Конспект открытого урока по теме «Строение земного шара».

Тема

Строение земного шара

Класс

6

Автор УМК

Домогацких Е.М.

Цель

Формирование представлений о внутреннем строении Земли и способах изучения земной коры

Задачи

1. Рассмотреть строение земного шара.

2. Охарактеризовать оболочки земного шара.

3. Выявить различия материковой и океанической земной коры.

4. Сформировать представление об изучении земных недр.

5. Воспитывать уважение к профессиям геолога и шахтера.

6. Развивать устную речь обучающихся, формировать умение давать развернутые ответы на вопросы, грамотно и ясно формулировать свою мысль, формировать умение сравнивать объекты.

7. Способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать чувство товарищества.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология проведения урока

изучение новой темы, с элементами самостоятельности, (поиск коллективного исследования — путешествия).

Краткое содержание

урока

1. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.

2. Материковая и океаническая земная кора.

3. Изучение недр Земли.

4. Что такое литосфера.

Опорные знания

1. Добыча полезных ископаемых

2. Минералы и горные породы.

Понятия и термины

Ядро, мантия, земная кора, океаническая земная кора, материковая земная кора, литосфера, геология, недра, шахта, карьер, скважина, обнажение горных пород, геофизика.

Географическая номенклатура

Кольская сверхглубокая скважина (Россия), самая глубокая шахта в мире «Тау-Тона» (ЮАР)

Средства обучения

Электронная презентация «Строение земного шара», раздаточный материал (бортовые журналы), физическая карта мира, учебники, контурная карта, атлас, арбуз и конфеты.

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Метапредметные

Личностные

Давать определения терминов по тематике урока, описывать внутреннее строение Земли.

Сопоставлять и выделять особенности внутренних слоев Земли, составлять описание процесса изучения человеком земных недр, обосновывать роль науки в изучении недр Земли.

Показывать на картах расположение самой глубокой скважины и самой глубокой шахты в мире.

Моделировать географические объекты.

Находить достоверные сведения в источниках географической информации. Формулировать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения.

Определять цель и проблему в процессе деятельности, выдвигать гипотезы. Оценивать степень достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него.

Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций.

Понимание специфики внутреннего строения Земли.

Структура урока

1. Организационный момент.

Учитель:

— Здравствуйте, ребята.

Прозвенел для нас звонок — начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

2. Актуализация и мотивация.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие, но не в космическое пространство и не по поверхности Земли, а в ее недра. Совершить путешествие вглубь земли нам поможет современный сверхкорабль «Недроход». Ребята, так как мы отправляемся на корабле, мы будем вести бортовые журналы, в которые вы будете заносить свои исследования и наблюдения (Бортовой журнал выдается учителем каждому ученику).

У Жюля Верна есть роман «Путешествие к центру Земли», в котором профессор Отто Лиденброк утверждает, что

«… путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра!»

— А вы согласны с утверждением профессора?

Постановка проблемного вопроса:

Возможно ли путешествие к центру Земли?

– Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Высказывают свои предположения. Предполагаемый ответ: Мы должны узнать, что у Земли внутри. Формулируют тему урока. Верно, ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Строение Земного шара». Запишите дату и тему нашего урока в своих бортовых журналах. При совершении путешествия мы с вами познакомимся; с внутренним строением Земли, узнаем из каких оболочек она состоит, изучим новые термины и понятия. Определите для себя цель урока и запишите в свои бортовые журналы.

4. Изучение новой темы.

– Давайте представим земной шар в виде арбуза. Арбуз разрежем пополам. Что же мы увидим? Из каких слоев состоит арбуз? Имеет слои: зеленая полосатая кожица, белая корка и красная мякоть. Наша планета тоже состоит из трех слоев. Каких? Обратимся к учебнику, с. 79, рисунок 62. Рассмотрите рисунок, назовите слои.

На нашем корабле мы с вами будем постепенно углубляться в недра Земли и делать короткие остановки – станции для изучения ее строения.

Работа в группах. Итак, путешествие начинается! Первая группа исследователей изучает «Земную кору», вторая – «Мантию», третья — «Ядро». Используя материал учебника (§9), заполняем таблицу №1 «Внутреннее строение Земли» в своих бортовых журналах. Давайте, сделаем отчет, чтобы все могли заполнить пустые ячейки в своих таблицах. Пожалуйста, представитель от первой группы.

Внутренние

Оболочки Земли в % соотношении

Характеристика оболочек Земли

Состояние

Температура

Давление

Задание № 1

Земная кора 1%

Твердая

t с глубиной повышается в среднем на 3 на каждые 100 м.

Давление с глубиной повышается

Задание № 3

Мантия 83%

Расплавленное

Свойства твердого вещества и жидкости)

t= 2000 С

повышается

Задание №4

Ядро 16%

Поверхность ядра жидкая а внутренняя область твердая

6000 С на поверхности а в центре = 10.000.С

Высокое

Станция №1. «Земная кора». Земная кора в масштабе всей земли представляет тончайшую пленку и достигает максимальной толщины 75 км, над горными вершинами Памира, Тибета, Гималаев. Слайд.

Далее мы опускаемся с вами все глубже и глубже в недра нашей планеты и чувствуем, что обшивка нашего корабля начинает ___________(правильно, раскаляться). Это говорит о том, что мы приближаемся к следующей станции нашего путешествия. Станция № 2 «Мантия». Отчет представит вторая группа. Мантия… Никто никогда не видел ее. Ученые предполагают, что состоит она из магния, железа и свинца. Ученые установили, что температура горных пород с глубиной возрастает: в среднем на каждые 3 м глубины Земли становится теплее на 1 °С. А на глубине 50 км во многих районах Земли температура пород превышает 1000 °С!

Мы внедряемся на нашем «Недраходе» все глубже и глубже в недра Земли и чувствуем, что наш супер-корабль совсем раскалился. Мы приблизились к последней станции нашего путешествия к ________? Станция №3 «Ядро». Верно. Но, а теперь ребята свои исследования по ядру занесите в бортовой журнал.

Ядро – центральная часть земного шара. В нем очень высокое давление и температура более 10 000° С. Состоит оно из самого плотного и тяжелого вещества, предположительно железа. Очевидно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу. Внутренняя твердая часть ядра как бы плавает во внешнем, жидком слое. Благодаря такому движению вокруг Земли возникает магнитное поле. Оно защищает жизнь на нашей планете от вредных космических лучей. На магнитное поле реагирует стрелка компаса.

Путешествие у нас необычное и система оценивания тоже будет необычной. Кто все сделал без ошибокпоставьте себе плюс. Есть такие? Кто сделал 1 ошибку – галочку, а кто затруднился сделать задание минус. Проверяет заполнение пропусков.

5. Работа в парах.

Как вы думаете, какой слой Земли изучен лучше всех? Почему?

Одинакова ли земная кора на всем протяжении? Давайте, обратимся к учебнику на с.80, рис.62.

Ребята в бортовом журнале имеется таблица №2 строения Земной коры. Давайте ее заполним. Поменяйтесь с соседом бортовыми журналами. – Чем океаническая кора отличается от материковой коры? Оцените друг друга.

6. Физкультминутка. Проводя исследования, мы немного устали. Давайте отдохнем.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

7. Беседа с учащимися.

– Итак, мы совершили виртуальное путешествие к центру Земли.

Возвращаемся обратно.

Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.

Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.

Последний наш слой – земная кора.
Выбрались мы на поверхность – Ура!

Итак, мы подошли к тому, чтобы ответить на проблемный вопрос:

Возможно ли реальное путешествие к центру Земли? Формулируют ответ на вопрос. Предполагаемый ответ:

Нет. Очень высокие температуры, огненно-жидкое состояние недр планеты, огромное давление.

Существуют специалисты, которые изучают земную кору. Как их называют?

Попробуйте определить, о ком идет речь.

Этот человек для нас
Найдёт в земле и нефть, и газ.
Укажет глубину буренья,
Объём всего месторожденья.
Исследованьем и разведкой
Он минерал откроет редкий.

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом.

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи…   (Геолог)

Как называется наука, изучающая земную кору?

Как ученые узнали о составе и строении земной коры?

Демонстрирует слайды, на которых содержится подсказка:

Слайд № – обнажение на обрывистом берегу реки и скальных пород.

– С каким новым понятием мы должны познакомиться?

Знакомит с определением обнажения.

Геологическое обнажение. Давайте отметим определение у себя в журналах. Записывают определение.

Обнажение в геологии – выход на поверхность Земли пластов коренных горной породы.

Такие обнажения обычно встречаются по берегам рек, склонам оврагов, на гребнях хребтов.

— Как называются глубины, где сосредоточены полезные ископаемые? (недра)

Где ведется добыча полезных ископаемых? (в шахтах, карьерах)

Как вы думаете, представитель какой профессии ближе всего к центру Земли?

Подсказка – загадка:

Он отбойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землей.
Отвечайте, кто такой? (Шахтер)

Создание шахт и карьеров тоже помогает «заглянуть» в глубины земных недр. Земную кору изучают с помощью сверхглубоких скважин. В мире действует несколько десятков скважин. Из этих скважин с большой глубины извлекают образцы горных пород и по ним делают выводы о строении земной коры. Самая глубокая в мире скважина находится в России на Кольском полуострове. Показываю на карте. Подробнее о ней нам расскажет _________________________.

Слайд № – Самой глубокой шахтой в мире является шахта Тау-Тона (ЮАР, Йоханнесбург). Глубина – более 4500 м. Ее название переводится с языка (африканского) как «Великий лев». Достигает в глубину 3900 метров ниже уровня моря. Хотя все подъемные машины этой шахты работают со скоростью 16 метров в секунду (58 км/ч), время, которое нужно для того чтобы добраться до разработки, может достигать целого часа. Само время спусков равно 35 минутам, но еще 25 нужно для пересадок с основного ствола шахты на слепые. Показываю на карте.

infourok.ru

Урок географии по теме «Строение Земли и методы его изучения. Литосфера». 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры.

Оборудование на уроке: план на доске, проектор для просмотра слайдов (презентация), таблица: «Внутреннее строение Земли».

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

План:

  1. Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.
  2. Литосфера.
  3. Методы изучения Земли.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

II этап. Актуализация знаний.

Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.

Приложение 1

Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

СЛАЙД 2.

Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри Земли.

Тема сегодняшнего урока. «Строение Земли и методы его изучения. Литосфера».

СЛАЙД 3.

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера.

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

Мотивация. Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля».

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да…

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля…

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала.

Учитель. Прослушав рассказ и используя (наглядное пособие) ТАБЛИЦА «Внутреннее строение Земли», ответьте на вопросы.

СЛАЙД 4.

Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

СЛАЙД 5.

Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

СЛАЙД 6.

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Используя материал учебника (стр.38 §16 абзац 3, определить температуру), (рисунок 22, стр.39 §16, определить толщину мантии), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка).

СЛАЙД 7.

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки Размер (толщина) Состояние Температура Давление Процентное соотношение
1. Земная кора 5–80 км Твердое Разная, от -7°С, до +57°С 760 мм. рт. ст. 1%
2. Мантия верхняя 200–250 км Пластичное, размягчённый 2000°С 1,3 млн. атм. 82%
  Мантия нижняя 2900 км Твердое, кристаллическое
3. Ядро внешнее 2250 км Расплавленное, жидком 2000–5000°С 3,6 млн. атм. 17%
  Ядро внутреннее 1250 км Твёрдое

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

Физкультминутка

Приложение 2

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера.

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

СЛАЙД 8.

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

СЛАЙД 9.

  1. Назовите виды земной коры?
  2. Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Как происходило образование земной коры? Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко–жидкого вещества мантии – магмы.Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества – кремний и алюминий – застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа –густая грязь) – расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.

Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли? Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу Землю. Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор – сейсмограф. Уникальную информацию о недрах Земли ученые–сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология – наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.

Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

СЛАЙД 10.

Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину.

Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

IV этап. Закрепление.

Задание. Найдите соответствие (метод перетаскивания).

1 Ядро А Толщина слоя 5–10 км
2 Мантия Б Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое
3 Материковая земная кора В Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев
4 Океаническая земная кора Г Состоит из гранита, базальта и осадочных пород.

Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А

СЛАЙД 11.

V этап. Обобщение.

Задание.

Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

  • Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.
  • Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.
  • Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.
  • Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» – шар).
  • Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.
  • Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую…

VI этап. Домашнее задание

§ 16, творческое задание. Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере.

VII этап. Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия.

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

В технологической карте напечатаны смайлики, которые показывают настроение. Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

СЛАЙД 12.

Похвалы. Скажи друг другу доброе слово. Положительная оценка класса с аплодисментами себе за хорошую работу на уроке.

СЛАЙД 13.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!

6.05.2012

urok.1sept.ru

Урок на тему «Земля и ее внутреннее строение» (6 класс)

Земля и ее внутреннее строение (6 класс)

Цели урока:

Образовательные: формирование представления о литосфере, внутреннем строении Земли, земной коре, о магматических, осадочных и метаморфических горных породах;

Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород;

Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.

Задачи урока:

— формировать понятия «земная кора», «минерал», «горная порода»

— формировать представление об основных группах горных пород и их происхождении

-начать формировать умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать

— совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, стимулировать любознательность

— формировать бережное отношение к объектам природы.

Основные термины и понятия: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая и океаническая, магма, минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, беседа, проблемный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

— компьютерная презентация «Земля и ее внутреннее строение»

— образцы горных пород и минералов

— учебник для 6 класса «География. Начальный курс» Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.: Дрофа, 2014

— атлас «География. 6 класс»: «Дрофа», 2014

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы используем учебник, тетрадь, маршрутный лист (Приложение 2), атлас. Я хочу вам пожелать удачи.

Актуализация знаний.

Представьте себе, что вы летите на космическом корабле и приближаетесь к планете Земля. Что вы увидите из Космоса, приближаясь к нашей планете?

Вы увидите голубую планету, окутанную перемещающимися облаками, а в просветах между ними – огромный океан с пятнами суши: материками и островами.

Приближаясь к Земле, вы заметите. что поверхность суши очень разнообразна: горные хребты с ледниками, обширные равнины занятые зелёными лесами, степями, жёлтыми пустынями. Извиваясь по суше, к океану направляются реки. Блестят пятна озёр. Вы увидите города и посёлки, дороги, с движущимся по ним транспортом, каналы, обработанные поля и многое другое. Всё то, что вы сейчас назвали, образует внешние оболочки Земли.

Назовите внешние оболочки Земли.

Мы продолжаем изучать особенности нашей планеты Земля.

Слайд Ребус. И начнем изучение с какой оболочки Земли? Что такое литосфера?

Подлетая к земле, инопланетяне увидели внешние оболочки Земли. А что же находится внутри земли?

Сформулируйте тему урока.

Слайд Тема

Давайте вместе решим, какова цель нашего урока? что бы вы хотели узнать?

  1. вспомнить особенности внутреннего строения планеты, 2)выяснить особенности строения земной коры, 3) рассмотреть горные породы и минералы).

Новая тема

  1. Внутреннее строение Земли.

Давайте соберем «Корзинку знаний» о внутреннем строении земли, вспомним. что изучали в 5 классе.

Рис. 24 с.44. Внутреннее строение Земли.

Слайд Внутреннее строение Земли.

Назовите, из чего состоит Земля ( ядро внешнее, внутреннее, Т=3000-4000С, твердое; мантия – пластичное вещество, толщина=2900км; земная кора – тонкая. Твердая)

Подумайте над таким вопросом: Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?

Найдите и запишите определение «литосфера».

  1. Земная кора.

Как вы думаете, земная кора имеет одинаковую толщину? Рис.25 с.45, настенный плакат «Строение земной коры».

Задание: р/т с 55 №2, учебник с.44-45 п.2.

Чем отличается материковая и океаническая земная кора? (толщина материковой=30-70км, осадочный, гранитный, базальтовый; толщина океанической=3-7км, осадочный, базальтовый слой).

  1. Изучение земной коры человеком.

Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении земли?

Задание: с.46 п.3. Найдите способы изучения внутреннего строения земли.

Бурят скважины (самая глубокая скважина на Кольском полуострове 15км), космические спутники (можно изучить дно Мирового океана до глубины 600-700м). Сейсмический метод («сейсмос» в переводе с греческого языка – колебание, землетрясение) – На поверхности Земли производят взрыв. Специальные приборы отмечают, с какой скоростью распространяются в земной коре колебания, вызванные взрывом. Получив эти данные, учёные определяют, какие породы пройдены сейсмическими волнами, ведь скорость прохождения волн в различных породах неодинакова. В осадочных породах – скорость 3 км/сек, а в магматических – 5 км/сек.

  1. Из чего состоит земная кора?

Как вы думаете, из чего состоит земная кора? (из горных пород, горные породы – из минералов)

Слайд Гранит

Все горные породы и минералы отличаются друг от друга свойствами.

С.46 п.4. найдите, какими свойствами?

Слайд Минералы. Почему горные породы и минералы имеют разные свойства? (зависит от условий их образования).

Маршрутный лист: задание 3., учебник с.46-48.

На какие группы делятся горные породы по происхождению?

Слайд Происхождение горных пород

Физкультминутка

Работа в группах (по 5 человек): перед вами лежат образцы горных пород и минералов (по 5 одинаковых образцов в каждой группе), необходимо определить названия горных пород, их свойства и происхождение, выполнять задания по инструкции (Приложение 3).

Выступление учащихся от группы: рассказывают об одной из выданных горных пород.

Сделайте вывод: Для чего нужно изучать строение земли?

Рефлексия

Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …

Я умею …

Домашнее задание: § 14, вопр.с.48, на выбор – 1) сообщение «Горные породы Тюменской области», 2) составить кроссворд по теме.

Приложение 1

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Организа

ционный момент

Активация уч-ся

Приветствие, настроить уч-ся на работу

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: сотрудничество

2.Постановка цели и задач урока

Создать условия для включения в учебную деятельность

Озвучивает небольшой текст для определения темы и цели урока

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока. Составляют план действий.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: решение проблемы, логическое мышление, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: сотрудничество.

3.Актуализа

ция знаний

Выявить уровень знаний и систематизи

ровать их

Предлагает собрать «корзинку знаний» по данной теме (знания 5 кл.).

Ставит проблемный вопрос.

Участвуют в обсуждении, вспоминают строение Земли, выдвигают гипотезы. Составляют определение «Литосфера» и записывают в маршрутный лист.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: сотрудничество.

Познавательные: решение проблемы, анализ объектов.

4.Первичное усвоение новых знаний

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Предлагает работу с текстом учебника, рисунками, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Работают с учебником, делают записи в маршрутном листе, участвуют в беседе, формулируют выводы.

Познавательные: поиск нужной информации, структурирование знаний.

Коммуникативные: сотрудничество, ведут диалог, выражают свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям, находить причинно-следственные связи.

5.Первичная проверка понимания

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

Предлагает работу в группах, формирует группы, занимает позицию наблюдателя, при необходимости координирует деятельность уч-ся

Работают в группах по выданной инструкции, выполняют запланированную деятельность, записывают ответы

Регулятивные: умение регулировать свои действия, устанавливать последовательность действий по выполнению заданий.

Коммуникативные: умение слушать и слышать участника группы, взаимодействие.

Познавательные:

применять полученные знания по теме.

6.Первичное закрепление

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Координирует деятельность учащихся

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения, анализируют

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

структурирование знаний.

Коммуникативные: умение слушать и слышать участника группы, взаимодействие.

7.Контроль усвоения, коррекция

Определение пробелов в знаниях и умениях, их устранение

Координирует результаты деятельности учащихся

Озвучивают результаты работы в группах, осуществляют контроль, коррекцию знаний и умений.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Личностные: самоопределение.

8.Рефлексия деятельности

Организовать самооценку ученикам, подвести итог проделанной работы.

Предлагает учащимся задание: Я узнал, что… . Я умею … . (не законченное предложение) – самооценка «чему я научился и что я узнал сегодня на уроке»

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

9.Домашнее задание

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Предлагает учащимся домашнее задание на выбор

Выбирают задание из предложенных учителем, записывают домашнее задание.

Регулятивные: умение выбирать задание по силам.

Приложение 2

Маршрутный лист

Тема _______________________________________________________________________

Задание1. Нарисуйте схему «Внутреннее строение Земли»

Литосфера — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выпишите способы изучения земной коры. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполните таблицу.

Деление горных пород по происхождению

Горные породы по происхождению

Группы горных пород

Процесс образования

Названия горных пород

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Приложение 3

Инструкция по работе с горными породами и минералами

Шаг 1.

Назовите и покажите горные породы и минералы, находящиеся в вашей коллекции.

Если имеются незнакомые вам образцы, обратитесь к учителю за консультацией.

Шаг 2.

Разложите отдельно горные породы и минералы.

Если вы готовы, пригласите учителя, покажите свою работу.

Шаг 3.

Разложите образцы горных пород на три группы: магматические, осадочные, метаморфические.

Шаг 4.

Подготовьтесь продемонстрировать знания образцов пород и минералов, которые находятся в вашей коллекции.

infourok.ru