Что такое кровь биология 6 класс сонин: Урок биологии на тему » Кровь и её составные части. Гемолимфа» (6 класс)

Урок биологии на тему » Кровь и её составные части. Гемолимфа» (6 класс)

МБОУ «Михайловская СОШ» Кормиловский район Омская область

Учитель биологии Карпова Елена Николаевна

Урок биологии 6 класс

Кровь и её составные части. Гемолимфа

Образовательные задачи: Сформировать у учащихся понятие кровь, гемолимфа. Изучить составные части крови и их функции.

Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью.

Развивающие: продолжать формирование умений самостоятельной работы с текстом.

Что мы изучали на прошлом уроке? (Передвижение веществ в животном организме).

Давайте проведем биологическую разминку и вспомним некоторые понятия с прошлого урока с помощью нашей бабочки. (слайд 3)

Сначала: замкнутая, незамкнутая и задание (слайд4) (дети объясняют понятия устно)

Сосуды и их характеристика (устно)

Предсердие и желудочки (устно)

Сердце (задание на доске)

Замкнутая кровеносная система

артерии

Незамкнутая кровеносная система

вены

капилляры

Предсердие, желудочки

сердце

Кровь, гемолимфа

Слайд 4

  1. Рыбы А) Замкнутая кровеносная система

  2. Земноводные Б) Незамкнутая кровеносная система

  3. Насекомые

  4. Птицы

  5. Моллюски

А

Б

На доске найти соответствие:

2хкамерное сердце земноводные

3камерное сердце птицы и млекопитающие

3камерное сердце с неполной перегородкой рыбы

4камерное сердце пресмыкающиеся (крокодил)

Последнее понятие рассматриваем – Кровь. Что такое кровь? А гемолимфа?

Хотели бы вы узнать о них больше?

Как вы думаете, какая у нас тема урока?

Слайд 5 Тема урока: Кровь и её составные части. Гемолимфа

Сегодня мы работаем на информационных картах. Запишите тему урока

Какие задачи мы поставим на уроке? Что мы должны сегодня узнать?

Слайд 6 Задачи урока:

Изучить строение крови

Узнать какие функции выполняют клетки крови

Выяснить, что такое гемолимфа и чем она отличается от крови

(Подготовленное сообщение о крови рассказывает ученица )

Первое что нам надо выяснить, что же такое кровь?

Прочитайте в приложение №1первый абзац, запишите в информационных листах определение крови.

И.К. 1. Кровь —

Почему кровь ткань?

Заполните схему в информационных листках и подумайте, почему кровь это ткань?

Слайд 7 И. К. 2. Состав крови

Почему кровь ткань? (если не ответили сразу)

Ребята, как вы думаете, что мы еще должны узнать?

Особенности строения и функции клеток крови.

Прочитайте второй абзац текста, обратитесь к стр 80 учебника и дополните таблицу в ваших информационых листках

Слайд 8 И.К. 3. Характеристика форменных элементов крови

Форменные элементы

Форма, наличия ядра

Функции

Число в мм³крови

Эритроциты

?

?

5млн

Лейкоциты

Непостоянная форма, есть ядро

?

?

Тромбоциты

Фрагменты клетки неправильной формы

Защитная – свертывание крови

200-400тысяч

Слайд 9

Форменные элементы

Форма, наличия ядра

Функции

Число в мм3крови

Эритроциты

двояковогнутые диски, не имеют ядра

Транспорт кислорода и углекислого газа

5млн

Лейкоциты

Непостоянная форма, есть ядро

Защитная –уничтожают попавших в организм микробов

6-8 тысяч

Тромбоциты

Фрагменты клетки неправильной формы

Защитная – свертывание крови

200-400тысяч

Найдите в тексте ответ на вопрос почему кровь красная?

Слайд 10 Гемоглобин – это белок крови, содержащий железо.

Находится в эритроцитах и придает им красную окраску,

легко соединяется с кислородом и углекислым газом. Обеспечивая их транспорт.

И.К. 4 Значит, гемоглобин это …….. выполняющий …………. функцию.

А теперь давайте выполним лабораторную работу

Слайд 11 И.К. 5. Лабораторная работа строение клеток крови лягушки и человека

  1. Чем отличается эритроциты человека от эритроцитов лягушки?

  2. Эритроциты чьей крови способны больше переносить кислорода?

  3. А почему в микроскоп мы увидели только эритроциты? (подсказка в таблице задание 3.

Ребята, а у всех животных кровь красная? (прочитайте стр 80 учебника)

А как вы думаете, почему гемолимфа бесцветная или зеленоватая?

( В ней нет гемоглобина и она не выполняет функцию переноса кислорода).

Слайд 12 Гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость , выполняющая функции сходные с функциями крови, но не участвует в переносе кислорода! Без гемоглобина кровь растворяет в 70 раз меньше кислорода ( рисунки жука, моллюска, а скорпионы, спруты, пауки имеют голубую кровь, у них в белке вместо железа медь.

А теперь выполним тест

  1. Красные кровяные клетки :

А) Эритроциты Б) Тромбоциты В) лейкоциты

2. Уничтожают болезнетворные микроорганизмы:

А) Эритроциты Б) Тромбоциты В) лейкоциты

3. Участвуют в свертывании крови:

А) Эритроциты Б) Тромбоциты В) лейкоциты

4. Гемоглобин это белок который

А) участвует в переносе кислорода и углекислого газа

Б) защищает организм от болезнетворных микроорганизмов

В) придает гемолимфе зеленый цвет

5. Бесцветная жидкость гемолимфа встречается у :

А) млекопитающих Б) жуков В) земноводных

Рефлексия Домашнее задание Обязательный уровень: изучить записи в информационных листах, прочитать учебник стр 80, Дополнительный уровень: составить сказку или рассказ о жизни эритроцита или лейкоцита.

Информационный лист

Тема урока ___________________________________________________

  1. Кровь — это_________________________________________________

___________________________________________________________

Состав крови

2.

3. Характеристика форменных элементов крови

Форменные элементы

Форма, наличия ядра

Функции

Число в мм³крови

Эритроциты

?

?

5млн

Лейкоциты

Непостоянная форма, есть ядро

?

?

Тромбоциты

Фрагменты клетки неправильной формы

Защитная – свертывание крови

200-400тысяч

4. Лабораторная работа Строение клеток крови лягушки и человека

1). Зарисуйте и подпишите эритроциты лягушки и человека

5. Гемолимфа – _________________________________________________

________________________________________________________________

6. Выполните тест:

1. Красные кровяные клетки :

А) Эритроциты Б) Тромбоциты В) Лейкоциты

2. Уничтожают болезнетворные микроорганизмы:

А) Эритроциты Б) Тромбоциты В) лейкоциты

3. Участвуют в свертывании крови:

А) Эритроциты Б) Тромбоциты В) лейкоциты

4. Гемоглобин это белок который:

А) участвует в переносе кислорода и углекислого газа

Б) защищает организм от болезнетворных микроорганизмов

В) придает гемолимфе зеленый цвет

5. Бесцветная жидкость гемолимфа встречается у :

А) млекопитающих Б) жуков В) земноводных

7. Оцени урок!

8. Домашнее задание

Обязательный уровень: изучить записи на информационном листке, стр 80 учебника;

дополнительный уровень: составить сказку или рассказ о жизни эритроцита или лейкоцита

Приложение 1

Форменные элементы крови

Кровь – непрозрачная красная жидкость, является разновидностью соединительной ткани. В состав крови входит плазма (55%) и форменные элементы (45%) : эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. В 1мм³ крови содержится до 5 млн эритроцитов. Зрелые эритроциты не имеют ядра. Клетки эритроцитов имеют форму двояковогнутых дисков. Такая форма значительно увеличивает поверхность эритроцитов и способствует быстрому и равномерному проникновению в них кислорода. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода и углекислого газа. Эритроциты содержат

белок гемоглобин, придающий им красную окраску. Благодаря гемоглобину эритроциты выполняют дыхательную функцию крови: гемоглобин легко соединяется с кислородом и углекислым газом, обеспечивая их транспорт в организме.

Лейкоциты — белые кровяные клетки (бесцветные клетки, имеющие ядро и непостоянную форму тела, способные к самостоятельным движениям) В 1мм³ крови здорового человека содержится 6-8 тыс. лейкоцитов. Основная функция лейкоцитов — защита организма от микроорганизмов, чужеродных белков, инородных тел.

Тромбоциты – мелкие кровяные пластинки овальной или округлой формы. В 1 мм³крови человека содержится 200-400 тыс. тромбоцитов. Основная функция – участие в свертывании крови.

7 гдз по биологии 6 класс Сонин

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Французский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
  • 3 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Французский язык
    • Немецкий язык
    • Литература

Кровь. Биология 8 класс Сонин, Сапин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География

Читать книгу Биология. Живой организм. 6 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

4. Органы цветковых растений

Тело многоклеточных организмов состоит из органов. Орган (от греческого «органон» – орудие, инструмент) – это часть тела, выполняющая определённые функции. Например, у позвоночных животных органы – это сердце, почки, лёгкие, желудок; у цветковых растений – побеги, корни, цветки, плоды с семенами. Каждый орган имеет определённое строение, форму и расположение в организме.

Рассмотрим особенности строения хорошо известного вам цветкового растения – фиалки трёхцветной. Цветковые – это самая многочисленная и распространённая на Земле группа зелёных растений (около 250 тыс. видов), имеющих цветки, из которых после отцветания образуются плоды с семенами.

Растение укрепляется в почве с помощью корня. Он, как якорь, прочно удерживает его. Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему. В ней различают главный, боковые и придаточные корни. Корневые системы бывают стержневыми – с хороню развитым главным корнем (люпин, фасоль, одуванчик) и мочковатыми – с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем (рис, пшеница, лук). Мощная корневая система не только удерживает растение в почве, но и поглощает из неё воду и растворённые в ней питательные вещества. У некоторых растений, например у редиса, моркови, свёклы, из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, которые служат местом запасания питательных веществ. У георгина питательные вещества откладываются в придаточных корнях, которые превращаются в корневые шишки.


Типы корневых систем


Виды корней


Растение – целостный организм

Некоторые тропические древесные растения, живущие на затопляемых морскими приливами побережьях, образуют дыхательные корни, растущие вертикально вверх. Эти корни, поднимаясь над водой или почвой, поглощают воздух и снабжают им подземные части растения. У других растений (например, у тропического баньяна) – корни-подпорки. Растения со слабым стеблем (например, плющ) с помощью корней-прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений-соседей.

Кончик корня покрыт корневым чехликом, он защищает клетки зоны деления от механических повреждений. Клетки зоны деления постоянно делятся, давая начало всем клеткам корня. Над зоной деления находится зона роста. Её клетки вытягиваются в длину, обеспечивая этим рост корня. Некоторые клетки ещё продолжают делиться. В зоне всасывания клетки наружного слоя образуют выросты – корневые волоски. Они всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Корневые волоски увеличивают всасывающую поверхность корня в сотни раз. В центре корня расположены проводящие ткани: древесина, по которой передвигается вода с растворёнными в ней минеральными веществами, и луб, по которому перемещаются органические вещества.



Продольный срез корня


Плющ


Корни-подпорки баньяна


Побег

Другим важным органом растения является побег. Он состоит из стебля, листьев и почек.

Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, развивающиеся из них боковые побеги, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все его части; по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества. По характеру роста стебли бывают прямостоячими, вьющимися, ползучими, цепляющимися и т. д. Молодые однолетние стебли липы снаружи покрыты кожицей, которая со временем замещается мёртвыми клетками пробки. Кожица и пробка – это покровные ткани. Под пробкой располагается кора. Её внутренняя часть – это луб, по которому перемещаются органические вещества. Наряду с проводящими клетками в состав луба входят одревесневшие волокна, придающие стеблю прочность. Древесина – основная часть стебля, в её состав входят сосуды и механические волокна. Между лубом и древесиной находится камбий – слой образовательной ткани, делящиеся клетки которой дают начало клеткам луба и древесины. В центре стебля расположена сердцевина, образованная клетками основной ткани, выполняющей функцию запасания питательных веществ.

Некоторые растения наряду с надземными имеют также подземные побеги, в которых откладываются запасные вещества. Это, например, клубни картофеля, корневище ириса.


Клубни картофеля


Корневище ириса


Многообразие побегов

Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая прикреплена к стеблю с помощью черешка. Листья, не имеющие черешка, называют сидячими. Нижнюю часть листа называют основанием. На нём у некоторых растений образуются прилистники. Однако не все растения имеют прилистники. Нет их, например, у сирени и ландыша, а у льна, элодеи, гвоздики нет черешков.

Различаются листья и числом листовых пластинок на черешке. Так, листья берёзы, липы имеют по одной листовой пластинке – это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке находится несколько листовых пластинок – это сложные листья.

В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ, испарения воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса, барбариса – защитную, усики гороха – опорную: они удерживают тонкий стебель растения в вертикальном положении.

Почка – это зачаточный побег. Различают листовые и цветочные почки. В листовых заключены зачатки будущего стебля и листьев, а в цветочных ещё и зачатки цветка или цветков. Весной с наступлением тепла почки набухают, лопаются, и появляются молодые зелёные листья, бутоны цветков: начинается рост побега.


Внешнее строение листа


Распускающаяся почка каштана




Строение и многообразие цветков



Соцветия

Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружён чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. В простом околоцветнике все листочки одинаковые, как, например, у тюльпана. Цветки играют важную роль в размножении растений.

Главная часть цветка – пестик и окружающие его тычинки. Пестик располагается в центре цветка. Он состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки.

Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называют обоеполыми. Такие цветки имеют яблоня, вишня, сирень. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называют раздельно-полыми. Растения, у которых раздельнополые цветки (тычиночные и пестичные) находятся на одном растении (огурец, тыква), называют однодомными, а если они расположены на разных растениях (ива, тополь), то такие растения называют двудомными.

Цветки на побеге редко расположены поодиночке, как, например, у тюльпана или нарцисса. Обычно они собраны в группы, как у клевера, груши, астры, кукурузы. Такую группу цветков называют соцветием.

Плоды растений, как и цветки, очень разнообразны. Они отличаются по форме и размерам, окраске, количеству семян и многим другим признакам. Стенка плода – околоплодник – образована разросшейся и видоизменённой стенкой завязи. Околоплодник может быть сухим и сочным, мясистым. Внутри завязи находятся семязачатки (семяпочки). Из них развиваются семена. Основная функция плода – это защита семян и их распространение.

Теперь давайте познакомимся со строением семени. С семени начинается жизнь любого цветкового растения – и такого маленького, как болотная ряска, и такого гиганта наших лесов, как дуб. Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находится зародыш – маленькое будущее растеньице. Он состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Семядоли – это первые листья зародыша. У всем вам известной фасоли их две, они хорошо развиты, в них сосредоточен запас питательных веществ. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называют двудольными. Это, например, помидор, дуб, яблоня и многие другие. Но не у всех двудольных растений запас питательных веществ накапливается в семядолях. Большинство (мак, липа, сирень) имеют семена с эндоспермом (от греческого «эндо» – внутри, «сперма» – семя). Это особая запасающая ткань.


Сухие плоды


Сочные плоды


Строение зерновки кукурузы


Строение семени фасоли

Растения, зародыш которых имеет только одну семядолю, называют однодольными. К ним относятся лук, ирис, рис, пшеница, пальма, камыш, осока, орхидея, в том числе и редкие виды наших лесов – любка, ятрышник, башмачок.

На рисунке с изображением семени кукурузы видно, что видоизменённая единственная семядоля – щиток – отделяет эндосперм от хорошо развитой почечки. У других однодольных растений, например лука, эндосперм в семени окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у злаков.

Корни и побеги называют вегетативными органами (от латинского «вегетативус» – растительный), а цветки, плоды и семена – репродуктивными (от латинского «репродуктио» – воспроизведение).

Вопросы и задания

1. Что такое орган? Какие органы растений вы знаете?

2. Какие органы образуют побег?

3. Каково значение корня?

4. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? У каких растений стержневая система?

5. Какие структуры корня обеспечивают функцию всасывания?

6. Из зародышевого корешка семени формируется главный корень. Могут ли формироваться растения, у которых изначально нет главного корня?

7. Расскажите о многообразии и строении листьев.

8. Объясните, почему удаление узкого кольца коры (луба) у дерева является серьёзным повреждением и может привести к гибели растения.

9. Какое строение имеет цветок?

10. Что такое соцветие?

11. Что такое плод, каково его значение?

12. Почему у многих растений цветки собраны в группы – соцветия?

13. Изучив текст, выделите правила схематического изображения соцветий. Самостоятельно нарисуйте схему соцветия растения, предложенного учителем.

14. Какие ещё варианты классификаций плодов вы можете предложить?

15. Назовите, известные вам растения, плоды которых ядовиты.

Лабораторная работа

Выполните работу 13 на с. 30–32 (Лабораторные работы).

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://www.ecosystema.ru/08nature/trees/morf-sum/morf.htm (Органы цветковых растений).

Орган – это часть тела, выполняющая определённую функцию. Каждый орган имеет определённое строение, форму и расположение в организме. Побег, корень, цветки, плоды с семенами – органы цветкового растения. Побег – это сложный орган, он состоит из стебля, листьев и почек. Корень удерживает растение в почве, обеспечивает его водой и минеральными солями, может служить местом запасания питательных веществ. Главная функция листьев – фотосинтез, т. е. образование органических питательных веществ. Стебель выносит листья к свету, является опорой для всех частей растения, связывает их между собой, у ряда растений выполняет и запасающую функцию.

5. Органы и системы органов животных

Жизнедеятельность многоклеточного организма – как растительного, так и животного – поддерживается слаженной работой различных органов, каждый из которых выполняет определённую функцию. Одни органы обеспечивают опору тела, его движения, другие защищают от повреждений внутренние части организма, третьи отвечают за поступление в него питательных веществ, кислорода, четвёртые – за выделение вредных веществ. Такая специализация позволяет организму эффективно функционировать. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют систему органов.

Внутри тела позвоночных животных имеются особые пространства – полости. Органы, расположенные в полости, называют внутренними.

Рассмотрим, какие же системы органов работают в организме животного.


Ворона


Внутренние органы птицы


Болотная лягушка


Внутренние органы лягушки


Внутренние органы рыбы


Пищеварительная система червя

В пищеварительной системе происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. У хороню известного вам дождевого червя эта система состоит из рта, глотки, пищевода, зоба, мускулистого желудка, кишечника, анального отверстия. Последовательно проходя по отделам пищеварительной системы, пища претерпевает поэтапные изменения.

Захваченный червём кусочек листа через глотку и пищевод поступает в зоб, где увлажняется. Затем в мускулистом желудке он основательно перетирается, превращаясь в кашицеобразную массу. Переваривание и всасывание пищи происходит в кишечнике. Здесь сложные вещества пищи превращаются в более простые, растворимые вещества, которые всасываются стенками кишечника и поступают в кровь. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.


Системы органов животных

Кровеносная система снабжает все органы животного питательными веществами и выносит из них ненужные и вредные вещества. У многих организмов кровеносная система принимает участие и в переносе газов. Например, у рыб кровеносная система состоит из двухкамерного сердца и сосудов. Сокращаясь, сердце проталкивает кровь по сосудам. В жабрах она отдаёт углекислый газ и насыщается кислородом, который затем разносит по всему организму.

Система органов дыхания осуществляет обмен газов в организме, т. е. поступление кислорода и выделение углекислого газа. Строение дыхательной системы у разных животных различно. Например, у насекомых это система тонких трубочек – трахей, у рыб – жабры, у млекопитающих – лёгкие.

Выделительная система выводит из организма вредные вещества – продукты его жизнедеятельности. У раков эту функцию выполняет пара зелёных желёз, находящихся в передней части головогруди, а у насекомых – особые выделительные трубочки, один конец которых открывается в кишечник, а другой слепо оканчивается в полости тела. Органы выделения рыб и других позвоночных – почки. В состав выделительной системы позвоночных входят также два мочеточника, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и прикреплённых к нему мышц. Скелет придаёт телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы от повреждений. Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.



Локтевой сустав


Плечевой сустав



Гнездо фазана

Все части живого организма – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое. Такая согласованность достигается прежде всего благодаря деятельности нервной системы.

Основу нервной системы составляют нервные клетки – нейроны. Они выполняют функции восприятия, обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний.

У гидры она состоит из разбросанных по телу нервных клеток. У плоских червей планарий – из скоплений нервных клеток, которые образуют парные головные узлы, отходящих от них нервных стволов и многочисленных нервных ответвлений. Самая сложная нервная система у позвоночных: она образована головным и спинным мозгом и многочисленными нервами.

В регуляции деятельности организма принимают участие особые химические вещества – гормоны, которые вырабатываются специальными железами, составляющими эндокринную систему. Гормоны разносятся по организму кровью, их выделение контролируется нервной системой.

Система органов размножения (половая система) обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных. Основной частью этой системы являются половые железы – яичники и семенники, в которых образуются половые клетки.


Половая система планарии


Эндокринная система человека

Вопросы и задания

1. Что такое орган? Какие органы человека вы знаете?

2. Что называют системой органов?

3. Составьте и заполните таблицу «Системы органов и их функции».

4. Благодаря каким двум системам организм работает как единое целое?

5. Какая система обеспечивает газообмен в вашем организме? С какой другой системой органов она связана? Свой ответ обоснуйте.

6. Опорно-двигательная система состоит из двух частей. Какая часть является пассивной, а какая – активной?

7. Почему организм работает как единое целое?

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://ru.wikipedia.org/ (Орган).

Группу связанных между собой органов, выполняющих общие функции, называют системой органов. Различают нервную, опорно-двигательную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, эндокринную и половую системы органов.

6. Что мы узнали о строении живых организмов

Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение. Клетка – биологическая система, единица строения организма.

Основными частями клетки являются мембрана, цитоплазма и ядро. У растительных клеток обязательным элементом является также клеточная оболочка. У некоторых организмов ядра нет, поэтому по строению клетки всех живых существ делят на ядерные и доядерные (безъядерные). В хромосомах сосредоточена наследственная информация.

В основе размножения и индивидуального развития лежит деление клеток. Митоз обеспечивает постоянное количество хромосом во всех клетках организма, а в результате мейоза образуются клетки с одинарным набором хромосом.

Тела многоклеточных животных состоят из тканей. Это группы клеток, сходных по строению, выполняющих одинаковую работу и соединённых между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

Орган – это часть тела, выполняющая определённую работу и имеющая определённую форму, строение и месторасположение.


Животная клетка


Растительная клетка


Клетка гриба

Побег, корень, цветок, плод с семенами – это органы растений. Побег – это сложный орган: он состоит из листьев, почек и стебля. Корень удерживает растение в почве, обеспечивает поступление в него воды и минеральных солей. В листьях образуются питательные вещества. Стебель выносит листья к свету, служит опорой для всех частей растения, связывает их между собой. У ряда растений побег и корень выполняют запасающие функции.

Система органов – это группа органов, связанных общей работой. У животных различают нервную, опорно-двигательную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, эндокринную и половую системы органов.

Клетки, ткани, органы, системы органов работают согласованно. Все вместе они образуют целостный организм.

Основные понятия темы
Часть 2. Жизнедеятельность организмов

7. Питание и пищеварение. 8. Дыхание

9. Транспорт веществ в организме

10. Выделение. 11. Обмен веществ и энергии

12. Скелет – опора организма. 13. Движение

14. Координация и регуляция

15. Бесполое размножение

16. Половое размножение животных

17. Половое размножение растений

18. Рост и развитие растений

19. Рост и развитие животных

20. Организм как единое целое

21. Что мы узнали о жизнедеятельности организмов


7. Питание и пищеварение

Все живые организмы питаются, и это понятно: пища содержит химические вещества, необходимые для создания новых клеток и обеспечения энергией процессов, происходящих в организме. Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии. Источником энергии для подавляющего большинства организмов на нашей планете является Солнце. Солнечная энергия поступает на Землю в виде тепла и света. Из всех населяющих Землю живых организмов только зелёные растения могут использовать солнечную энергию непосредственно. Как же это происходит, как они питаются?

Растения не имеют специальной пищеварительной системы, так как питательные вещества образуются у них непосредственно в клетках либо проникают в них через клеточные мембраны. Большинству растений свойственно почвенное и воздушное питание. При почвенном питании растения с помощью корня поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям подаются в листья.

Зелёные листья – основные органы воздушного питания. В них через специальные щелевидные клеточные образования – устьица поступает воздух, из которого растение для питания использует лишь углекислый газ. Хлоропласты листа содержат зелёный пигмент хлорофилл. Он обладает удивительной способностью улавливать солнечную энергию. Используя эту энергию, растения путём сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называют фотосинтезом (от греческих слов «фотос» – свет и «синтез» – соединение). В ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую, заключённую в органических молекулах. Образовавшиеся органические вещества из листьев оттекают в другие части растения, где расходуются на процессы жизнедеятельности или откладываются в запас.



Питательные вещества накапливаются в семенах, плодах и видоизменённых вегетативных органах растений

Процесс фотосинтеза имеет огромное значение для жизни на Земле, так как именно зелёные растения, «запасая» солнечную энергию, делают её доступной для других живых организмов – грибов, животных, человека, а выделяемый при этом кислород используется всеми живыми организмами для дыхания.


Животные в процессе питания используют солнечную энергию, накопленную в растениях. Одни (козы, овцы, олени) поедают сами растения, другие (мыши, белки, клесты, свиристели) – их плоды и семена. Это растительноядные животные. В свою очередь, этими растительноядными животными питаются хищники. К ним относятся, например, лисы, волки, тигры, ястребы, совы, многие змеи.

Есть животные, поедающие трупы других животных. К таким трупоедам относятся многие насекомые, некоторые птицы (грифы, вороны) и млекопитающие (гиены). Кроме того, многие бактерии, грибы также питаются мёртвыми организмами или их разлагающимися остатками.

Встречаются в природе и организмы, ведущие совместное существование, их называют симбионтами (от греческого «симбиозис» – совместная жизнь). Например, грибы – знакомые вам боровики, подберёзовики, подосиновики и многие другие – растут около определённых растений. Это не случайно. Грибница гриба оплетает корни растения и даже врастает внутрь его клеток, корни дерева получают от гриба дополнительную воду и минеральные соли, а гриб от растения – органические вещества, которые он, не имея хлорофилла, сам синтезировать не может.


Растительноядные животные


Хищники


Трупоеды

Хищники встречаются и в царстве растений. На бедных почвах, на болотах обитает росянка. Это небольшое растение ловит насекомых с помощью клейких волосков, которые покрывают её листья. К ним и прилипают неосторожные насекомые, привлечённые блеском клейких капелек сладкого сока. Они вязнут в нём, волоски плотно прижимают жертву к листовой пластине, которая, загибаясь, схватывает добычу. Выделяется сок, напоминающий пищеварительный сок животных, и насекомое переваривается, а питательные вещества всасываются листом.

На болотах растёт и другое хищное растение – пузырчатка. Она охотится на мелких ракообразных с помощью особых мешочков. А вот венерина мухоловка своими листьями-челюстями может захватить даже молодого лягушонка. Непентес – растение, обитающее в Азии, – заманивает насекомых в настоящие ловушки – ловчие листья, имеющие вид ярко окрашенного кувшина. Они снабжены нектароносными желёзками, выделяющими ароматный сладкий сок, очень привлекательный для будущих жертв. Но хищный способ питания и у этих растений не главный: он лишь дополняет основной способ питания – фотосинтез.


У животных есть различные приспособления, помогающие им поглощать пищу. Так, мелкие растительноядные животные, питающиеся грубой растительной пищей, имеют крепкие жевательные органы. У насекомых, питающихся жидкой пищей, – бабочек – ротовой орган превращён в сосущий хоботок.

Ряд животных имеют приспособления для отцеживания пищи. Например, двустворчатые моллюски, морские жёлуди отцеживают пищу – микроскопические организмы – с помощью ресничек или щетинкообразных усиков. У некоторых китов эту функцию выполняют роговые пластины – китовый ус. Набрав в рот воды, кит процеживает её через пластины, а потом заглатывает застрявших между ними мелких ракообразных.

Млекопитающие животные (кролики, овцы, кошки, собаки) имеют хорошо развитые зубы, с помощью которых они откусывают и перетирают пищу. Форма, величина и количество зубов зависят от способа питания животного.


Бабочка


Кузнечик


Сурок


Волк

В природе встречаются организмы, которые забирают у других необходимые питательные вещества и ничего не дают им взамен, – это паразиты. Они целиком существуют за счёт организма-хозяина. На многих животных поселяются кровососущие паразиты – вши, клещи, блохи. Внутри организмов могут обитать паразитические черви – аскариды, бычий цепень и др.

Среди растений также встречаются паразиты. Например, известная своими гигантскими цветками раффлезия, которая обитает в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Поселившись на корнях лиан, она питается только за счёт соков растения-хозяина.

Пища, попав в организм животного, в большинстве случаев не может усвоиться сразу. Поэтому она подвергается механической и химической переработке, в результате чего сложные органические вещества превращаются в более простые, которые затем разносятся по всему организму. Этот процесс переработки пищи называют пищеварением.


Животные паразиты


Растения паразиты


Раффлезия

Рассмотрим, как происходит пищеварение у простейших, например у амёбы. Встретив на своём пути бактерию или одноклеточную водоросль, амёба медленно обволакивает добычу с помощью ложноножек, которые, слившись, образуют пузырёк – пищеварительную вакуоль. В неё из окружающей цитоплазмы поступает пищеварительный сок; под его воздействием содержимое пузырька переваривается. Образовавшиеся в результате питательные вещества через стенку пузырька поступают в цитоплазму: из них строится тело животного. Пищеварительные вакуоли с непереваренными остатками перемещаются к поверхности тела в любом его месте. Здесь они сливаются с наружной мембраной, и непереваренные остатки выталкиваются наружу.

Сложнее идёт переваривание пищи у кишечнополостных. Это гидры, медузы, кораллы. Пища – мелкие животные, захваченные щупальцами гидры, – поступает в кишечную полость через единственное отверстие, которое служит как ротовым, так и анальным. Здесь пища под влиянием особых веществ, способствующих её перевариванию, размельчается, а затем попадает в клетки внутреннего слоя гидры, в которых и заканчивается пищеварение. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через уже упомянутое единственное отверстие.

Пищеварение амебы



Пищеварительная система собаки


Пищеварительная система дождевого червя

У плоского червя планарии уже есть глотка и кишечник, но отверстие, как и у гидры, одно. Поэтому, пока пищеварение не закончится, животное не может заглотить новую жертву.

Дождевой червь имеет уже более сложную и совершенную пищеварительную систему. Начинается она ротовым отверстием и заканчивается анальным, поэтому пища по ней проходит только в одном направлении – через глотку, пищевод, зоб, желудок и кишечник. Поэтому, в отличие от планарии, дождевой червь потребляет пищу независимо от процесса переваривания.

Подобный план строения пищеварительной системы имеют многие многоклеточные животные – от кольчатых червей до млекопитающих. Пищеварительная система позвоночных обычно состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника и анального отверстия, а также многочисленных желёз.

Пищеварительные железы выделяют пищеварительные ферменты – вещества, обеспечивающие переваривание пищи. Самые крупные железы – печень и поджелудочная железа. В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. Здесь под влиянием слюны и начинается процесс переваривания. Далее он продолжается в желудке. В кишечнике пища окончательно переваривается, и питательные вещества всасываются в кровь. Непереваренные остатки выводятся из организма.

Вопросы и задания

1. Что такое питание?

2. Рассмотрите схему, отражающую функционирование пищеварительной системы. По аналогии с ней составьте схемы работы выделительной и дыхательной систем.

3. В чём принципиальная разница в питании растений и животных?

4. Справедливо ли известное высказывание: «Мы все нахлебники растений»? Свой ответ обоснуйте.

5. Определите критерии и сравните воздушное и почвенное питание.

6. Используя дополнительные источники информации подготовьте сообщение о истории открытия фотосинтеза.

7. Сравните организм-симбионт и организм-паразит. Чем они отличаются и что у них общего?

8. К какой группе организмов вы бы отнесли человека, исходя из особенностей его питания. Приведите примеры организмов с таким типом питания.

9. Подготовьте сообщение на одну из тем по выбору: «Растения-хищники», «Растения-паразиты».

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00059/60600.htm (Питание растений).

Питание – это процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии. Фотосинтез – воздушное питание растений. Это процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа на свету. При фотосинтезе выделяется кислород.

Пищеварение – это процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые, доступные для усвоения организмом.

Обобщающий урок по биологии «Строение живых организмов». Игра «Самое слабое звено» (6-й класс)

Цели:

  • проверка знаний, умений, навыков о строении живых организмов; охрана природы;
  • совершенствовать умения о строении и функциях клетки.

Ход игры

1 тур. Какие утверждения верны. (да +; нет -)

1. Все живые организмы состоят из клеток (+)

2. Бактерии — это одноклеточные животные (-)

3. Расти могут только растения (-)

4. Размножение — это воспроизведение себе подобных (+)

5. Растения и грибы относятся к одному царству (-)

6. Вода — хороший растворитель (-)

7. Углеводы выполняют только опорную функцию (-)

8. Жиры служат запасным источником энергии (+)

9. Химический состав всех живых организмов сходен (+)

10. Все клетки живых организмов имеют ядро (-)

11. В рибосомах образуются сложные углеводы (-)

12. Ядро содержит одно или несколько ядрышек (+)

13. Все клетки живых организмов имеют пластиды (-)

14. Хромосомы находятся в ядре (+)

15. Лизосомы обеспечивают процесс внутриклеточного пищеварения (+)

16. В митохондриях образуются белки (-)

17. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов (+)

18. Хроматида — это половинка удвоенной хромосомы (+)

19. Парные хромосомы называются гомологичными (+)

20. Половые клетки имеют половинный набор хромосом (+)

21. Кровь — это соединительная ткань (+)

22. Покровная ткань растений образует древесину деревьев (-)

23. Нервные клетки имеют многочисленные отростки (+)

24. Почка — это зачаточный побег (+)

25. Главная часть цветка — венчик, так как он привлекает насекомых для опыления (-)

26. Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему (+)

27. Все листья имеют листовую пластину (+)

28. Все растения имеют цветки (-)

29. Животные дышат только лёгкими (-)

30. Кровеносная система разносит по организму растворённые в крови вещества (+)

2 тур. Выберите правильный ответ ( а; б )

Клеточное строение имеют:

а) растения

б) все живые организмы

2. Раздражимость характерна:

а) только для животных

б) для всех живых организмов

3. Нуклеиновые кислоты выполняют:

а) функцию хранения и передачи наследственных признаков

б) энергетическую функцию

4. Образование белков происходит в:

а) рибосомах

б) лизосомах

5. Хранителем наследственной информации являются:

а) хромосомы

б) клеточный центр

6. Хлоропласты находятся:

а) во всех клетках растений

б) только в клетках зелёных растений

7. В результате митоза образуются:

а) 1 клетка

б) 2 клетки

8. В результате мейоза образуются:

а) 2 клетки

б) 4 клетки

9. В результате мейоза образуются клетки с :

а) одинарным набором хромосом

б) двойным набором хромосом

10. Ткани, образующие растение, могут состоять из:

а) только живых клеток

б) живых и мёртвых клеток

11. Эпителиальная ткань состоит из:

а) из клеток, плотно прилегающих друг к другу

б) свободно расположенных клеток

12. Цветковые растения имеют:

а) корень и побег

б) корень, побег, цветки, плоды с семенами

13. Главной частью цветка являются:

а) тычинки и пестики

б) венчик и тычинки

14. Зародыш состоит из:

а) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей

б) зародышевого корешка, стебелька и почечки

15. Органы выделения позвоночных — это:

а) зелёные железы

б) почки

16. Впервые нервная система появляются у :

а) плоских червей

б) гидры

3 тур. Объясни словарные слова

Обмен веществ, питание, дыхание, движение, раздражимость, размножение, рост, развитие, органические вещества, нуклеиновые кислоты, хромосома, межклеточное вещество, ткань, тычинка, цветок, гормон.

4 тур. Проверьте свои знания. Ответь кратко

1. Способны ли растения к движению?

2. Какова роль воды в клетке?

3. Какие вещества относятся к органическим?

4. Что такое хромосомы, какова их роль в клетке?

5 .Какова роль деления клеток в жизни организмов?

6. Что такое кровь?

7. Что такое ткань?

8. Какие бывают листья?

9. Какие органы человека вы знаете?

5. Подведение итогов.

Награждение победителей. Оценки.

Конспект урока по биологии: «Выделение»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г. Яранска Кировской области

Конспект урока по теме «Выделение»

(6 класс, УМК Н.И.Сонин)

Работу выполнила:

учитель биологии МКОУ СОШ с УИОП №2

им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

Береснева Наталия Витальевна

Яранск, 2015 г

 

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами групповой самостоятельной работы.

Образовательные: начать знакомство с процессом выделения как одним из основных признаков живого; рассмотреть суть процесса выделения; его существенные отличия от процесса пищеварения.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к учёбе, к результатам своего труда, развивать умение общаться друг с другом в процессе парной работы.

Тип урока — урок изучения нового.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

На столе учителя находятся старые карандаши, ломаные ручки, мятая бумага и другие «отходы», а также детское ведёрко.

На доске изображение ели; берёзы, сбрасывающей листья; переросших грибов.

 

Мотивация и целеполагание.

* Урок начинается с обсуждения следующих вопросов:

— Почему опасно есть переросшие грибы?

— Почему деревья сбрасывают листья?

— Почему в городе плохо растут ели?

— Почему человек умирает, если у него перестают работать почки?

Мы выслушали варианты ваших ответов, но чтобы убедиться, правы вы или нет, нам надо изучить новую тему.

* Определить название темы вам поможем мой захламлённый стол. вам не хочется спросить, зачем на столе так много……. кстати, чего? (отбросов, мусора, отходов).

Прежде чем я отвечу на этот вопрос, скажите, пожалуйста, откуда взялся этот мусор? (образовался в процессе нашей деятельности).

Вам нравиться такое количество мусора на моём столе? (нет).

Что надо сделать с этим мусором? (собрать и выбросить).

Почему его можно выбросить? (это не нужные нам отходы). Мусор собирается в ведёрко и выноситься из класса.

* Мы по -прежнему не знаем тему нашего урока биологии.

Может быть, опираясь на полученную информацию, вы скажете, о чём мы сегодня будем говорить, изучая живой организм. (Об отходах организма, где они образуются, как от них организм избавляется).

Итак, тема нашего урока: Выделение. Запишите её в тетрадь.

* Очень часто выделение объединяют и путают с пищеварением. Сразу решим эту проблему, и раз и навсегда запомним, что это два абсолютно разных процесса: пищеварение — это пищеварение; выделение — это выделение. А чтобы эти различия сохранились в нашей памяти, давайте заполним таблицу.

Вопросы для сравнения

Пищеварение

Выделение

Значение для организма?

   

С какими системами связано?

   

Что удаляется во внешнюю среду?

   

Из чего образуются отходы?

   

«Отходы» во внешнюю среду удаляются через…. .

   

* Наших знаний пока достаточно для заполнения только второго столбика таблицы (учащиеся заполняют таблицу индивидуально, опираясь на материал учебника и рабочей тетради; затем записи проверяются и корректируются).

* Итак, давайте ещё раз сформулируем вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить.

 

Первичное усвоение материала.

* Прочитайте обобщающий текст на стр. 90 (учащиеся работают индивидуально).

* Работая в парах, составьте вопросы к этому тексту, задайте их друг другу по очереди и ответьте на них.

*Попытайтесь сформулировать главный вопрос, на который нам надо найти ответ в первую очередь. (Где в организме образуются вредные вещества?).

* Учащиеся слушают информацию учителя и дополняют её.

Организм животного состоит из…..; системы органов состоят из…..; органы состоят из…..; ткани — из…..; клетка является единица живого.

Клетка — живая, значит ……..(она питается, дышит, растёт, размножается).

Клетка — открытая система, значит….. (для жизни она из окружающей среды берёт нужные ей вещества). Эти вещества в клетки приносит ….. (кровь). В процессе жизнедеятельности клетки образуются ….. (ненужные и даже вредные вещества). Эти вещества удаляются из клетка, попадают в ….. (кровь) и кровь уносит их от клеток.

* Итак, мы получили ответ на вопрос: где в организме образуются вредные вещества?

Мы выяснили, что вредные продукты жизнедеятельности, от которых организм освобождается благодаря выделительной системе, образуются в клетках, что кровь помогает организму освободиться от жидких, вредных продуктов жизнедеятельности клеток.

* Мы готовы к тому, чтобы сформулировать определение понятия «выделение».

Выделение — это процесс удаления из организма вредных продуктов жизнедеятельности клеток. (Определение записывается в тетрадь).

* Давайте сформулируем новые вопросы, которые у нас возникли:

— Где у позвоночных животных происходит освобождение крови от вредных веществ?

— Как кровь освобождается от вредных веществ?

* Ответ на первый вопрос на рисунках на стр. 87, 89 ( в почках).

Рассмотрите рисунок на стр. 87 и назовите органы, входящие в состав выделительной системы. (Учитель поясняет: мочеточники — это трубки, по которым стекает, образующаяся в почках моча; мочевой пузырь — это мышечный орган, где моча скапливается, прежде чем периодически удаляется из организма через мочеиспускательный канал.)

* Найдите на стр. 86 — 87 изображение животного, в выделительной ситеме которого имеются все эти органы.

* А теперь давайте выясним, как и где образуется моча.

Но сначала ещё раз вспомним:

— Где образуются вредные вещества? (в клетках).

— Куда эти вещества попадают дальше? (в кровь).

— Где образуется моча? ( в почках).

— От чего освобождается кровь в почках? (от вредных продуктов жизнедеятельности клеток).

— Что такое моча? (вредные продукты жизнедеятельности клеток).

* Давайте обратимся к рисунку с изображением почки на стр. 89.

Найдите информацию для ответа на следующие вопросы:

— Что притекает в почку? (Кровь с вредными продуктами жизнедеятельности клеток).

— Что вытекает из почки? (Очищенная кровь и моча).

— Что происходит с кровью в почках? (Кровь фильтруется, освобождается от вредных веществ).

* Давайте попробуем смоделировать этот процесс:

Учитель предлагает учащимся объёмные и плоские модели клетки и почки и демонстрирует процесс «загрязнения» крови (раствора туши или красных чернил) в клетке (добавляются чаинки), затем демонстрируется процесс фильтрации «загрязнённой» крови в почках. Следует обратить внимание учащихся на то, что в нашей модели чаинки имитируют жидкие отходы.

* Какие открытия вы сегодня сделали для себя?

Вы никогда не знали, что…… (Что моча образуется из веществ, входящих в состав крови. Моча- это вредные продукты жизнедеятельности клеток организма).

Закрепление осуществляется в процессе коллективного составления следующей схемы.

 

Далее учащиеся переносят эту схему в тетради по памяти с последующей проверкой.

Осознание и осмысление.

Теперь, когда мы знаем:

— что такое выделение;

— что выделяется из организма в результате этого процесса;

— из чего образуется моча;

— из чего состоит моча;

— благодаря чему кровь освобождается от жидких вредных продуктов жизнедеятельности клетки;

мы сможем заполнить таблицу, которую не могли заполнить вначале урока (Учащиеся заполняют третий столбик таблицы).

*Прочитайте учебник на стр.84,1 абзац; обратите внимание на ту информацию, которая не прозвучала на сегодняшнем уроке (какие вещества входят в состав мочи, у разных организмов выделение происходит по — разному).

О том, как происходит выделение у разных организмов, нам предстоит узнать не следующем уроке.

Домашнее задание: прочитать текст учебника (стр. 84 – 87,89). Приготовить устный ответ по схеме в тетради.

 

Используемая литература

Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. Изд. Дрофа, 2010

В.Н.Семенцова . Поурочное планирование. 6 кл.2001.

Биология .Учебное пособие .М. Аст — пресс. 2000.

    Учебное пособие по группам крови

    Введение

    Маркеры АВО человека

    Группы крови и генотипы?

    Как наши дети наследуют аллели ABO?


    Калькулятор группы крови и резус-фактора

    Калькулятор группы крови

    Резус-фактор

    Набор задач
    Анализ крови используется для определения наличия в образце крови характеристик А и / или В.Невозможно определить точный генотип по результатам анализа крови типа A или типа B.
    Если у кого-то группа крови A, у него должна быть хотя бы одна копия аллеля A, но у них может быть две копии. Их генотип — AA или AO. Точно так же человек с группой крови B может иметь генотип либо BB, либо BO.
    Группа крови Возможные генотипы
    А AA
    АО
    B BB
    BO
    Анализ крови типа AB или O более информативен.Человек с группой крови AB должен иметь аллели как A, так и B. Генотип должен быть AB. У человека с группой крови O нет ни A, ни аллель B. Генотип должен быть OO.
    Группа крови Возможные генотипы
    AB AB
    О OO

    Вопросы о крови — физиология человека

    Практические вопросы о КРОВИ (физиология 2014-2015): Сасвати Дас

    Вот несколько примеров MCQ для оценки вашего понимания лекций о крови.

    1. Какое из следующих утверждений о красных кровяных тельцах (эритроцитах) является правильным? а. Эритроциты содержат гемоглобин б. Зрелые эритроциты лишены ядер c. В зрелых эритроцитах отсутствуют рибосомы d. Срок жизни эритроцитов около 30 дней. е. Все верны, кроме d.

    2. Какой компонент питания необходим для синтеза ДНК и влияет на изготовление эритроцитов? а. Кальций б. Железо c. Витамин А d. Фолиевая кислота е. Витамин D

    3. Какое из следующих утверждений о разрушении RBCS не является правильным? а.Железо транспортируется в костный мозг с помощью белка, называемого трансферрином. б. Билирубин придает цвет желчи. c. Макрофаги в печени и селезенке разрушают старые и поврежденные эритроциты. d. Биливердин возвращается в костный мозг. е. Глобиновая часть гемоглобина расщепляется на аминокислоты.

    4. Человек, у которого количество эозинофилов выше нормы, скорее всего, страдает из: а. анемия б. полицитемия c. аллергия или кишечные паразиты d. инфекционные бактерии е.вирусная инфекция

    5. Двояковогнутая форма эритроцитов выгодна, потому что она: а. увеличивает отношение площади поверхности клетки к объему клетки и позволяет увеличить

        диффузия кислорода  

      б. делает RBCS более гибкими, чтобы они могли проходить и изгибаться через меньшую кровь

        сосудов легче.  

      г. дает больше места зрелым эритроцитам для размещения ядра. d. предотвращает диапедез эритроцитов через стенки кровеносных капилляров.е. Оба файла. и б. верны

    1. Какой процент массы тела (в кг) составляет кровь? Какой процент эта кровь состоит из плазмы? а. 20%; 55% б. 20%; 45% c. 7%; 45% d. 7%; 55% е. <1%; <1%

    2. Какое из следующих состояний может стимулировать секрецию эритропоэтина? а. Низкий уровень кислорода в крови. б. Нормальный уровень гемоглобина в эритроцитах c. Высокое количество эритроцитов d. Повышенный кровоток через почки е.Ни один из вышеперечисленных.

    3. Какой из следующих компонентов крови не соответствует его функции?

    Компонент крови Функция

    а эритроциты кислородный транспорт

    b гемостаз тромбоцитов

    c B лимфоциты синтез антител

    г фибриноген растворение тромбов

    е фагоцитоз макрофагов

    1. Термин ___ относится к производству клеток крови в ___ взрослых.а. гемолиз; селезенка б. гемостаз; печень c. гомеостаз; Костный мозг d. кроветворение; Костный мозг е. кроветворение; желточный мешок

    2. Все следующие факты о макрофагах верны, за исключением: а. Это эффективные фагоциты, которые находятся в тканевых пространствах. б. Они могут распознавать бактерии, используя свои рецепторы распознавания образов. c. Они представляют чужеродные антигены в комплексе главной гистосовместимости II (MHC II). молекулы d. Они образуются в крови в виде моноцитов. е.Они могут экспрессировать чужеродные антигены только на молекулах комплекса MHC I

    ответы

    1 = е; 2 = d; 3 = d; 4 = с; 5 = е; 6 = d; 7 = а; 8 = d; 9 = d; 10 = е; 11 = с; 12 = с; 13 = b; 14 = b

    Биохимия питания. Витамины.

    1. Обследование больного с частыми кровотечениями из внутренних органов и слизистых оболочек выявило, что пролин и лизин входят в состав коллагеновых волокон. Отсутствие какого витамина вызвало нарушение их гидроксилирования?

    A. Витамин A

    Б.Тиамин

    C. Витамин К

    D. Витамин E

    E. * Витамин C

    2. Обследование мужчины, не употреблявшего жиры, но долгое время получавшего достаточно углеводов и белков, выявило дерматит, плохое заживление ран, нарушение зрения. Какова вероятная причина нарушения обмена веществ?

    A. Недостаток витаминов PP, H

    Б. Недостаток олеиновой кислоты

    C. * Недостаток линолевой кислоты, витаминов A, D, E, K.

    D. Недостаток пальмитиновой кислоты

    E. Низкокалорийность диеты

    3. Больному, который в течение 10 дней строго придерживался определенной диеты, обследовали дыхательный коэффициент. Было определено, что оно было равно 1. Какой диете придерживался пациент?

    A. С преобладанием белков и жиров

    Б. С преобладанием жиров и углеводов

    C. С преобладанием белков и углеводов

    Д.Смешанный

    E. * С преобладанием углеводов

    4. Женщине, длительное время соблюдающей диету из чистого риса, диагностирован полиневрит (бери-бери). Дефицит какого витамина приводит к развитию этого заболевания?

    A. Фолиевая кислота

    B. * Тиамин

    C. Аскорбиновая кислота

    Д. Рибофлавин

    E. Пиридоксин

    5. Больной 30 лет диагностирована недостаточность внешнесекреторной функции поджелудочной железы.Гидролиз каких питательных веществ будет нарушен?

    A. * Белки, жиры, углеводы

    Б. Жиры, углеводы

    C. Белки, углеводы

    D. Белки, жиры

    E. Белки

    6. Больной страдает нарушением зрения гемералопией (куриной слепотой). Какой витаминный препарат нужно дать пациенту, чтобы восстановить зрение?

    A. Пиридоксин

    Б.* Ретинола ацетат

    К. Викасол

    D. Тиамин хлорид

    E. Токоферола ацетат

    7. У больного после удаления желчного пузыря нарушается процесс всасывания Са 2+ через стенку кишечника. Какой витамин будет стимулировать этот процесс?

    А. К

    Б. С

    В. * Д 3

    Д. ПП

    E. B 12

    8.Ребенку 6 лет для профилактики послеоперационного кровотечения назначен викасол. Викасол — синтетический аналог витамина К. Назовите посттрансляционные изменения факторов свертывания крови, которые будут активированы викасолом:

    A. * Карбоксилирование остатков глутаминовой кислоты

    Б. Полимеризация

    C. Частичный протеолиз

    D. Гликозилирование

    E. Фосфорилирование сериновых радикалов

    9. Большинство участников Магеллановой экспедиции в Америку умерли от авитаминоза.Заболевание проявилось общей слабостью, подкожными кровоизлияниями, выпадением зубов, кровоизлияниями в десны. Как называется этот авитаминоз?

    Анемия А. Бирмера

    Б. Полиневрит (бери-бери)

    К. Пеллагра

    Д. Рахитис

    E. * Цинга

    10. У пациента с гипохромной анемией наблюдается секущиеся волосы и их выпадение, повышенное склеивание ногтей и изменение вкуса. Каков механизм развития этих симптомов?

    А.* Дефицит витамина B 12

    B. Снижение выработки гормонов щитовидной железы



    C. Дефицит витамина A

    D. Снижение выработки паратирина

    E. Дефицит железосодержащих ферментов

    11. Структурный аналог витамина B 2 назначают (акрихин) при энтеробиозе. Нарушение синтеза какого фермента у микроорганизмов вызывает это лекарство?

    А.НАД-зависимые дегидрогеназы

    B. Цитохромоксидазы

    C. * ФАД-зависимые дегидрогеназы

    D. Пептидазы

    E. Аминотрансферазы

    12. Больной, перенесшей ранее мастэктомию в результате рака груди, назначена лучевая терапия. Какой витаминный препарат обладает выраженным радиозащитным действием, обусловленным антиоксидантной активностью?

    A. * Токоферола ацетат

    Б. Рибофлавин

    с.Фолиевая кислота

    D. Эргокальциферол

    E. Тиамин хлорид

    13. У больных с непроходимостью желчных протоков, кровотечением наблюдается угнетение коагуляции из-за низкого уровня всасывания витамина. Какого витамина не хватает?

    А. * К

    B. E

    C. D

    Д. А

    E. Каротин

    14. После приема обильной пищи больной ощущает тошноту и вялость; со временем появились признаки стеатореи.Концентрация холестерина в крови 9,2 ммоль / л. Это состояние было вызвано отсутствием:

    A. Хиломикроны

    B. Жирные кислоты

    C. Фосфолипиды

    D. * Желчные кислоты

    E. Триглицериды

    15. В крови пациента повышена концентрация пирувата, большая часть которого выводится с мочой. Какой авитаминоз у больного?

    А. * Авитаминоз В1

    Б. Авитаминоз В2

    с.Авитаминоз E

    D. Авитаминоз B9

    E. Авитаминоз B3

    16. Концентрация пирувата в моче пациента увеличилась в 10 раз от нормы. Какой авитаминоз может быть причиной такого изменения:

    A. Витамин B 6

    B. Витамин A

    C. Витамин E

    D. Витамин C

    E. * Витамин B 1

    17. Для гидроксилирования эндогенных субстратов и ксенобиотиков требуется донор протонов.Какие из следующих витаминов могут играть эту роль?

    A. * Витамин C

    B. Витамин E

    C. Витамин P

    D. Витамин A

    E. Витамин B 6

    18. Ребенок 2-х лет заболел дисбактериозом кишечника, в результате которого развился геморрагический синдром. Какая наиболее вероятная причина кровотечения у ребенка?

    A. Активация тканевого тромбопластина

    Б. Гиповитаминоз ПП

    с.Дефицит фибриногена

    ,00

    D. * Недостаточность витамина К

    E. Гипокальциемия

    19. У 10-летней девочки часто возникают ОРЗ с множественными кровоизлияниями в местах трения одежды. Гиповитаминоз, какого витамина есть в организме этой девушки?

    А. А

    Б. Б 2

    C. B 1

    Д. Б 6

    E. *

    20.Больной жалуется на частые поносы, особенно после употребления жирной пищи, и на похудание. Лабораторное обследование выявило стеаторею; гипохолический кал. Что может быть причиной такого состояния?

    A. Воспаление слизистой оболочки тонкой кишки

    Б. * Непроходимость желчевыводящих путей

    C. Недостаток панкреатической фосфолипазы

    D. Недостаток липазы поджелудочной железы

    E. Несбалансированное питание

    21.У новорожденного после кормления молоком развивается диспепсия. Когда молоко заменяется раствором глюкозы, симптомы диспепсии исчезают. У новорожденного наблюдается аномальная активность в желудочно-кишечном тракте следующего фермента:

    A. Изомальтаза

    Б. Инвертаза

    C. Лактаза *

    D. Амилаза

    E. Мальтаза

    22. Больному язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки врач рекомендует после курса лечения выпить капустный и картофельный соки.Какие вещества, содержащиеся в этих овощах, помогают излечить и предотвратить язвы?

    A. Витамин U *

    B. Витамин B 5

    C. Витамин К

    D. Витамин B 1

    E. Витамин C

    23. 9-месячного младенца кормят искусственными смесями с несбалансированной концентрацией витамина B 6 . У младенца пеллагральный дерматит, судороги, анемия. Причиной развития судорог может быть нарушенное образование:

    А.Дофамин

    B. Гистамин

    C. Серотонин

    Д. ДОПА

    E. ГАМК *

    24. При осмотре ребенка 11 месяцев педиатр выявил остеоэктазию нижних конечностей и задержку минерализации костей черепа. Такая патология обычно спровоцирована дефицитом следующего витамина:

    А. Тиамин

    Б. Рибофлавин

    C. Биофлавоноиды

    Д.Пантотеновая кислота

    E. Холекальциферол *

    25. Пациент поступил с нарушением сумеречного зрения. Какие из следующих витаминов следует принимать?

    A. Цианокобаламин

    Б. Аскорбиновая кислота

    C. Никотиновая кислота

    D. Ретинола ацетат *

    E. Пиридоксина гидрохлорид

    26. У мальчика 16 лет после заболевания снижена функция синтеза белка в печени в результате дефицита витамина К .Это может вызвать расстройство:

    A. Производство эритропоэтина

    B. Скорость оседания эритроцитов

    C. Свертывание крови *

    D. Осмотическое артериальное давление

    E. Производство антикоагулянтов

    27. В клинической практике туберкулез лечат препаратом изониазид, который представляет собой антивитамин, способный проникать в туберкулезную палочку. Туберкулостатический эффект вызван вмешательством в процессы репликации и окислительно-восстановительных реакций из-за накопления псевдокофермента:

    А.FMN

    Б. НАД *

    С. CoQ

    D. FAD

    E. TDP

    28. Для профилактики приступов острого панкреатита врач прописал пациенту трасилол (контрикал, гордокс), который является ингибитором:

    1. Трипсин *
    2. Карбоксипептидаза
    3. Эластаза
    4. Химотрипсин
    5. Гастриксин

    29. У пациента стул нормальной окраски, в том числе большое количество свободных жирных кислот.Причина этого — нарушение следующего процесса:

    1. Гидролиз жира
    2. Всасывание жира *
    3. Выведение с желчью
    4. Секреция липазы
    5. Холерез

    30. Некоторые инфекционные заболевания, вызванные бактериями, лечат сульфаниламидами, которые блокируют синтез фактора роста бактерий. Каков механизм их действия?

    1. Они ингибируют абсорбцию фолиевой кислоты
    2. Они являются ингибиторами аллостерических ферментов
    3. Они являются аллостерическими ферментами
    4. Они являются антивитаминами парааминобензойной кислоты *
    5. Они участвуют в окислительно-восстановительных процессах

    31 .Больной 20-ти лет жалуется на общую слабость, быструю утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности, кровоточивость десен, петехии на коже. Какой авитаминоз может быть вызван этими изменениями?

    1. Рибофлавин
    2. Аскорбиновая кислота *
    3. Ретинол
    4. Тиамин
    5. Фолиевая кислота

    32. По оценке активности трансаминаз крови можно диагностировать ряд нарушений. Какой витамин является одним из кофакторов этих ферментов?

    1. B 6 *
    2. B 1
    3. B 5
    4. B 2
    5. B 8

    33.Из-за закупорки общего желчного протока (что было подтверждено рентгенологически) приток желчных протоков в двенадцатиперстную кишку был остановлен. Следует ожидать обесценения:

    1. Гидролиз углеводов
    2. Всасывание белков
    3. Секреция соляной кислоты
    4. Подавление слюноотделения
    5. Эмульгирование жира *

    34. Стеатоз вызывается накоплением триацилглицеринов в гепатоцитах. Один из механизмов развития этого заболевания — снижение утилизации нейтрального жира ЛПОНП.Прием каких липотропных факторов с пищей предотвращает развитие стеатоза?

    Валин, В 3 , В 2

    Аргинин, B 2 , B 3

    Аланин B 1, PP

    * метионин, B 6 , B 12

    Изолейцин, B 1 , B 2

    35. Симптомы пеллагры (дефицит витамина РР) особенно выражены у пациентов с низкобелковой диетой, поскольку предшественник амида никотина у человека является одной из незаменимых аминокислот, а именно:

    Лизин

    Треонин

    * Триптофан

    Аргинин

    Гистидин

    36.Больной жалуется на нарушение фоторецепции и частые острые вирусные заболевания. Ему прописали витамин, который влияет на процессы фоторецепции, вырабатывая родопсин, светочувствительный пигмент. Что это за витамин?

    Цианокобаламин

    Токоферола ацетат

    Пиридоксина гидрохлорид

    Тиамин

    * Ретинола ацетат

    37. Пациентка, 36 лет, в анамнезе — гиповитаминоз B 2 .Наиболее вероятной причиной конкретных симптомов (поражения эпителия, слизистой оболочки, кожи, роговицы) является недостаток:

    Цитохромоксидаза

    Цитохром B

    Цитохром A1

    Цитохром C

    * FAD или FMN

    38. У больного, долгое время страдающего дисбактериозом кишечника, увеличилось кровотечение, вызванное нарушением посттрансляционной модификации факторов свертывания крови II, VII, IX и X в печени.Какой авитаминоз является причиной этого состояния?

    К *

    B12

    B9

    С

    39. У ребенка 6 лет задержка роста, нарушение процессов окостенения, декальцификация зубов. Что может быть причиной?

    Дефицит витамина D *

    Гипертиреоз

    Недостаток витамина С

    Снижение продукции глюкагона

    Дефицит инсулина

    40.У больного диагностирован хронический атрофический гастрит на фоне дефицита (внутреннего) фактора Кастла. Какой тип анемии у пациента?

    B12-дефицитная анемия *

    Железодефицитная анемия

    Гемолитическая анемия

    Белковая анемия

    Железоупорная анемия

    41. При плановом осмотре обнаружен ребенок с нарушенной минерализацией костей.