Знать определение 5 класс история: Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

Содержание

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5



Опубликовано автором hystory

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

  • Ремесленник — человек, обладающий определёнными навыками (ремеслом), производящий  изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда.
  • Гончарный круг — приспособление для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда.
  • Плуг — орудие для вспашки почвы. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.
  • Вождь племени — глава племени. Вожди избирались для организации защиты от врагов и возглавляли военные походы. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал соплеменникам. Статус вождя сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к его монополизации.
  • Знатные люди (знать) — наследственный, привилегированный слой общества, общины, племени. Появление знатных людей напрямую связано с такими понятиями как собственность, власть, богатство. С появлением излишков продуктов, меновой торговли, совершенствованием орудий труда и распадом первобытно-общинных отношений, появились и люди, которые стали владеть чем-то больше других, имели большую силу или влияние в племени, за счет чего происходило дальнейшее накопление богатств. Эти люди стремились передать свою собственность и богатства по наследству, а также подчеркнуть свою исключительность.
  • Рабы — люди, находящиеся в собственности у других людей. Захваченных во время военных действий пленников вожди и знатные люди делали своими рабами и эксплуатировали их труд.
  • Город — крупное поселение, окружённое земляным валом или стеной. В городах жила знать, обслуживаемая ремесленниками и рабами.
  • Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству.
  • Царь — один из титулов правителя большой территории или государства.

Проверьте себя

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами.

В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии.

Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Появляется социальное неравенство. С появлением излишков пищи и развитием меновой торговли запасы накапливаются в руках глав семей, старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины (племена), в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя и совета старейшин.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство.

Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.



Ответы

2017, 5 класс, Вигасин, Всеобщая история, ГДЗ, Годер, Древний мир, ИКС, Искандеров, историко-культурный стандарт, история, параграф 5, Свенцицкая, учебник

школьникам 5 класс. ТЕРМИНЫ и ДАТЫ по темам.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.
Термины.

Охота, рыболовство, собирательство — занятия первобытных людей.

Первобытные люди — люди, жившие до появление письма, первых государств.

Религия — вера в богов, сверхъестественные силы.

Родовая община- люди, связанные кровным родством.

Соседская община-коллектив людей, не связанных родственными узами.

Даты.

2 миллиона лет до н.э. — появление древнейших людей.

40 тысяч лет до н.э. — появление разумного (современного) человека.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
Термины

Вождь -глава племени.

Знать — самые богатые люди племени.

Племя — союз нескольких родовых общин. Племенем управлял совет старейшин.

Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и т.д.

Царь -правитель государства.

Даты

10 тысяч лет до н. э. — возникновение земледелия и скотоводства. Земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты.

9 тысяч лет до н.э. — появилась обработка металлов. Первый метал — медь.

Глава 3. Счёт лет в истории.
Термины.

Столетие – 100 лет.

Тысячелетие – 1000 лет.

Счёт, которым мы пользуемся сейчас, начался с рождения Иисуса Христа.

Это был 753-й год от основания города Рима.

 Наша эра — время, исчисляемое от Рождества Христова, сокращённо пишется н.э.

До нашей эры — время, исчисляемое до Рождества Христова, сокращённо пишется до н.э.

Глава 4.Древний Египет.
Термины.

Бронза — сплав меди и олова. Оружие у египтян было бронзовым.

Вельможа — царский советник.

Государство – это организация власти одного класса над другим.

Египет — страна, которая располагается на берегу реки Нил от первого порога до Средиземного моря. Египет находится в северо-восточной Африке.

Жрецы -служители богов.

Иероглифы — письменность древних египтян.

Налог — плата в казну государства, значительной частью урожая или приплода скота.

Папирус— материал для письма в Древнем Египте.

Пирамида — гробница фараона. Самая высокая пирамида Хеопса.

Раб — человек, потерявший свободу.

Ра, Осирис, Исида, Сет, Гор, Тот — боги Древнего Египта.

Фараон -царь Египта.

Даты.

5 тысяч лет до н.э. — появление письменности и первых государств.

3 тысячи лет до н.э. — объединение Египта. Столица (главный город) Египта -Мемфис.

1500 лет до н.э. -завоевательные походы Тутмоса

Глава 5.Древнее Двуречье.
Термины.

Алфавит -письменность в Финикии. Был изобретен 3000 лет до нашей эры.

Ассирия — держава в верхнем течении Тигра.

Библ, Тир, Сидон — города Финикии.

Двуречье — территория между двумя реками Тигр и Евфрат.

Держава — большое и сильное государство.

Законы — правила, установленные правителем.

Иосиф, Моисей, Давид, Самсон, Саул — герои, чьи деяния описаны в Библии (священная книга).

Клинопись — письменность Древнего Двуречья.

Колония — поселение за пределами родной страны.

Кочевники — племена, не имеющие постоянных поселений

Персия — государство в Западной Азии, около Персидского залива.

Ур, Урук, Лагаш, Вавилон — города Древнего Двуречья.

Финикия — государство на восточном побережье Средиземного моря.

Шамаш,Син, Иштар — боги Древнего Двуречья.

Даты.

1792-1750 годы до н.э. — правление Хаммурапи

10 век до н.э. — столицей Еврейского царства стал Иерусалим.

10 век до н.э. — ассирийцы научились обрабатывать железо.

8-7 века до н.э.- ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон и часть Палестины.

612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

538 год до н.э. — Вавилон завоеван персами

525 год до н. э. — персы завоевали Египет

Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.
Термины.

Бамбук — материал для письма в Древнем Китае.

Брахман — жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии

Буддизм — мировая религия, которая возникла в 5 веке до нашей эры в Индии. Основатель Будда.

Джунгли — труднопроходимые леса в Индии.

Индия — страна в Южной Азии.

Инд и Ганг — реки Индии.

Каста -группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.

Китай — страна в Восточной Азии.

Поднебесная — так называют китайцы свою страну.

Бамбук — материал для письма в Древнем Китае.

Шелк, порох, компас, бумага — великие изобретения китайцев.

Личности.

Конфуций — древнекитайский мудрец.

Даты.

3 век до нашей эры — Ашока объединил индийский царства.

221 год до нашей эры — Цинь Шихуан стал первым и единственным правителем Китая.

Глава 7.Древняя Греция.
Термины

Греция — страна на юге Балканского полуострова.

Кносс — столица Критской империи.

Крит — остров в Средиземном море.

Микены, Тиринф, Пилос — древнегреческие города.

Троя — город в Малой Азии.

Личности.

Гомер — древнегреческий поэт, автор «Иллиады» и «Одиссеи».

Ахиллес, Одиссей, Менелай — герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне греков.

Минос — царь Крита.

Одиссей, Пенелопа, Телемак, Полифем — герои поэмы «Одиссея».

Тесей — древнегреческий герой, который победил Минотавра (чудовище, жившее в Лабиринте на Крите).

Парис, Гектор, Приам — герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне троянцев.

Древнегреческие боги:

а)Зевс — бог-громовержец, царь богов и людей.

б)Посейдон — бог моря.

в)Аид-бог подземного мира

г)Афродита — богиня любви, красоты.

д)Артемида — богиня охоты.

е)Аполлон — бог музыки и искусств.

ж)Афина-богиня мудрости, справедливой войны.

з)Арес — бог войны

и)Гефест — бог кузнец

к)Деметра — богиня земледелия

л)Дионис — бог виноделия

м)Гермес — бог торговли

Даты.

1500 год до нашей эры— извержение вулкана, гибель Критской империи.

1200 — 1210 годы до нашей эры —Троянская война.

Глава 8. Полисы Древней Греции.
Термины.

Ареопаг — совет знати в Древней Греции.

Архонт — правитель в Афинах.

Атлет —участник Олимпийских игр

Аттика — область в Средней Греции. Центр Аттики — Афины.

Граждане — свободные афиняне.

Демос — простой народ в Древней Греции.

Демократия — власть простого народа.

Илоты — рабы в Древней Спарта. Илоты жители области Мессения.

Ипподром — место для конных состязаний.

Лакония — область в Южной Греции. Центр Лаконии — Спарта.

Народное собрание — собрания граждан государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц.

Ольвия, Херсонес, Пантикопей — колонии греков на побережье Черного моря.

Пираты — морские разбойники.

Полис— независимый город-государство в Древней Греции.

Скифы — племена, обитавшие на побережье Черного моря.

Стратег — военачальник в Древней Греции.

Триера -военный корабль древних греков.

Фаланга — строй сомкнутыми рядами в Древней Греции.

Эллада — так греки называли свою страну.

Личности.

Дарий, Ксеркс — персидские цари в период греко-персидских войск.

Драконт — архонт, прославившийся жестокими «драконовскими» законами.

Леонид — легендарный спартанский царь, участник боя в Фермопильском ущелье.

Мильтиад, Фемистокл — стратеги в период греко-персидских войск.

Солон — архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек.

Эсхил — древнегреческий поэт, участник Саламинского сражения.

Даты.

8 век до нашей эры — изобретение греческого алфавита.

594 год до нашей эры — на должность архонта избран Солон.

776 год до нашей — первые Олимпийские игры.

490 год до нашей эры — Марафонская битва. Персидскими войсками командовал Дарий.

480 год до нашей эры — бой в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение. Персидскими войсками командовал Ксеркс.

Глава 9.Возвышение Афин в 5-м веке до н. э. и расцвет демократии
Термины.

Агора — главная площадь Афин, где ежедневно собирался Совет пятисот.

Акрополь— холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах. На Акрополе находился Парфенон (храм богини Афины).

Вольноотпущенник — раб, который получил свободу.

Керамик — район гончарных мастерских в Афинах.

Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

Орхестра — круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

Палестра, гимнасий — виды школ в Древней Греции

Педагог — раб, который занимался воспитанием детей в Древней Греции.

Пирей-главный порт Афин.

Пошлина — плата, которую отдавали иноземные купцы, за право торговать в Афинах.

Скене — постройка, примыкавшая к орхестре.

Стиль -палочка для письма.

Театр — место для зрелищ.

Личности.

Перикл — вождь афинского демоса, который несколько десятилетий занимал должность первого стратега. Первый стратег решал вопросы о войне и мире, руководил армией и флотом. Стратегов выбирали сроком на один год.

Реформы Перикла:

1. введение оплаты должностным лицам;

2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

Софокл, Аристофан — древнегреческие драматурги ( создатели сценариев для театральных представлений). Софокл придумал трагедию, а Аристофан — комедию.

Фидий,Милон, Поликлет — великие древнегреческие скульпторы.

Даты:

443-428-первым стратегом в Афинах избирался Перикл.

Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н. э.
Термины:

Александрия — город на острове Фарос, основанный Александром. В городе были построено одно из Чудес света — Фаросский маяк.

Македония — маленькая горная страна в Северной Греции.

Средиземноморье — общее название для стран, расположенных по берегам Средиземного моря.

Личности.

Аристотель — древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского.

Дарий Третий — персидский царь, противник Александра.

Демосфен — древнегреческий оратор, который смог убедить часть полисов объединиться против Македонии.

Парменион — македонский военачальник, друг Александра.

Филипп, Александр — цари Македонии.

Даты:

338 год до нашей эры— битва при Херонее. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов.

Поход Александра Македонского на Восток.

334 — битва при Гранике. Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333 — битва при г. Иссе. Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332 — осада и взятие Тира. Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331 — подчинение Египта. Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331- битва при Гавгамелах. Полностью сломлены военные силы Дария III.

329 — война в Бактрии и Согдиане. Подавлены последние очаги сопротивления в Персии.

327 — война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе. Крайние истощение сил македонского войска

323 — Смерть Александра Македонского. Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.

Глава 11. Древнейший Рим.
Термины.

Весталка — жрица богини домашнего очага (Весты).

Италия — страна на Аппенинском полуострове.

Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.

Латины — племя, жившее по берегу Тибра.

Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.

Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме.

Ликторы — охрана древнеримского царя.

Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.

Патриции — жители Рима, потомки его древнейших жителей.

Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.

Рим — город на берегу реки Тибр, в Италии. Построен на семи холмах. Самые известные Палатин и Капитолий.

Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (из было 300) становились консулы, после годичной службы.

Личности.

Нумитор, Амулий, Рея Сильвия — легендарные герои племени латинян.

Ромул и Рем — основатели Рима.

Даты.

753 год до нашей эры — основание Рима.

509 год до нашей эры — Рим стал республикой.

390 год до нашей эры — нашествие галлов на Рим.

326 год до нашей эры — отмена долгового рабства в Древнем Риме.

280 год до нашей эры — царь Пирр с войсками высадился в Италии.

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.
Термины.

Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.

Гладиатор — сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике.

Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян.

Диадема — головной убор, знак царской власти.

Имение — земельное владение богатого человека.

Император — повелитель, главнокомандующий.

Карфаген — богатейший город-государство в Северной Африке, соперник Древнего Рима.

Катон — сенатор в Древнем Риме, знаменит фразой «Карфгаген должен быть разрушен».

Провинция — область, завоеванная Древнем Римом.

Пуны — название жителей Карфагена.

Пунические войны — войны Рима с Карфагеном (их было три). Итог: победа Рима.

Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя

Личности.

Ганнибал — командующий войсками Карфагена во время второй (Пунической) войны.

Сципион — римский полководец во время второй (Пунической) войны.

Даты:

218—201 до нашей эры — вторая Пуническая война Рима и Карфагена.

216 год до нашей эры — битва при Каннах.

202 год до нашей эры — битва при Заме.

146 год до нашей эры — разрушены и уничтожены Карфаген и Коринф.

Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.
Термины.

Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.

Гражданская война — война между гражданами одного государства.

Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.

Империя — большое и сильное государство.

Капуя — область в Италии, где началось восстание Спартака.

Преторианцы — личная стража императора в Римской империи.

Личности

Гай Юлий Цезарь — диктатор, великий полководец Древнего Рима.

Клеопатра — правительница Египта.

Красс, Помпей, Лукулл — полководцы Древнего Рима, которые сражались с армией Спартака.

Марк Антоний, Октавиан Август — римские полководцы, участвовавшие в борьбе за власть после смерти Гая Юлия Цезаря.

Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.

Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.

Даты:

133 год до нашей эры — земельный закон Тиберия Гракха. По закону ни одна семья в Риме не должна пользоваться более чем тысячью югеров земли.

74-71 года до нашей эры — восстание Спартака.

49 год до нашей эры — Цезарь завоевывает Рим.

15 марта 44 года до нашей эры — Гай Юлий Цезарь был убит.

31 год до нашей эры — морское сражение у мыса Акций.

30 год до нашей эры — завершение гражданских войн в Риме. Рим стал империей.

30 — 14 года до нашей эры — правление Октавиана Августа.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.
Термины.

Венеды — этим именем римляне называли славян.

Германцы — племена, жившие по берегам реки Рейн. Германцы были врагами Римской империи.

Донар (Один) — главный бог германских племен.

Евангелие ( с греческого благая весть) — описание жизни Иисуса Христа.

Колизей — знаменитый амфитеатр в Древнем Риме.

Колоны — земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.

Пантеон — храм всех богов в Древнем Риме.

Париж, Вена, Лондон, Кельн — города, основанные римлянами.

Славяне — племена, населявшие большое пространство Европы. Славяне -предки русского ,украинского и некоторых других народов.

Термы — бани в Древнем Риме.

Форум — площадь в Риме.

Личности.

Иисус Христос — основатель христианства, одной из мировых религий.

Нерон — древнеримский император, правил в 1ом веке нашей эры. Известен тем, что сжег Рим.

Павел ,Петр, Иуда — апостолы (ученики) Иисуса Христа.

Тацит — древнеримский историк.

Даты:

98 -117 годы нашей эры -правление императора Траяна в Риме.

70 год н. э. — разрушение Иерусалима.

79 года н. э — гибель города Помпеи из-за извержения вулкана Везувий.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Термины.

Варвары — этим именем римляне называли все племена, жившие за пределами Римской Империи.

Готы, вандалы — германские племена.

Епископ — главный священник в городе.

Константинополь — город, основанный императором Константином на берегу Босфорского пролива.

Личности.

Аларих —вождь племени готов.

Константин -древнеримский император, правивший в 4 веке нашей эры.

Стилихон— римский военачальник, вандал по происхождению.

Даты:

313 год нашей эры— Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

330 год нашей эры — Константинополь, вместо Рима, стал столицей Римской империи.

395 год нашей эры — империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

410 год нашей эры — Рим захвачен готами.

455 год нашей эры — Рим захвачен вандалами.

476 год нашей эры — Западная Римская империя перестала существовать.

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Термины (определения) по истории Древнего мира 5 класс — История — Подготовка в ВПР — Решить домашние задания

Автор Admin На чтение 7 мин. Просмотров 11.7k. Обновлено

Эти термины и понятия пригодятся вам для подготовки к ВПР и изучения истории Древнего мира. Изучите словарь по историческим темам — Древний Рим, Древняя Греция, Египет, Древняя Индия и Китай.

А

Акрополь – возвышенная и укрепленная часть города. В Афинах Акрополь – скалистый холм с пологой вершиной. На нем находились храмы и статуи.

Амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских игр.

Амфора – глиняный сосуд в Древней Греции с узким дном и горлом и с двумя ручками. Использовался для хранения вина.

Античность – все, что относится к эпохе Древней Греции и Рима.

Ареопаг – совет знати в Афинах. Ежегодно избирал 9 правителей и вершил правосудие.

Аристократия – высший слой населения, богатая или родовая знать.

Астрономия – наука, изучающая небесные тела и их движение.
 

Б

Бальзамирование – способ сохранения тела умершего. Египет

Бетон – смесь мелких камешков и песка с раствором извести. Изобрели в Древнем Риме.

Библиотека – а) собрание печатных и рукописных произведений. б) помещение для хранения книг.

Библиотека Ашшурбанапала – большое собрание глиняных клинописных книг, принадлежащее ассирийскому царю.

Библия – священная книга христиан.

Брахманы – представители высшей касты в Индии.

Буддизм – одна из трёх мировых религий, возникших в Индии. Основатель – Гаутама-Будда, провозглашал равенство людей независимо от касты, сословия.

Бюрократический аппарат – чиновники, находящиеся на службе у государства и участвующие в его управлении.

В

Вандализм – варварское разрушение культурных ценностей.

Варвар – так называли иностранцев в Древней Греции и Древнем Риме.

Великий шёлковый путь – торговый путь из Китай до Средиземного моря, по нему доставлялись драгоценные товары из Китая в европейские страны.

Великое переселение народов – движение народов (гунов, готов, сарматов) в III-VI веках в Азии и в Европе.

Вельможи – царские советники, военачальники в Древнем Египте.

Ветхий Завет – наиболее древняя часть Библии.

Г

Гаутама – основатель буддизма, индийский царевич, который стал Буддой (Просветленным, Мудрецом).

Гладиатор – рабы, участвующие в гладиаторских боях. Их специально обучали владеть оружием.

Государство – организация общества, созданная для поддержания внутреннего порядка и защиты от внешних врагов.

Гражданин – свободный человек, который может принимать участие в управлении государством.

Д

Демократия – в переводе с греческого означает «власть демоса». Народовластие. – Др. Гр

Диктатор – лицо, имеющее неограниченную власть в государстве. Рим

Династия – правящая страной или империей семья, передающая власть по наследству.

Драхма – денежная единица Древней Греции.

Е

Евангелие – рассказы об Иисусе, записанные первыми христианами.

Епископ – руководитель христиан области.

Ж

Жрец – лицо, осуществляющее религиозные обряды (ритуалы).

Заповеди – библейские правила, по которым должны жить люди.

И

Иероглифическое письмо – древнеегипетское письмо при помощи иероглифов (знаков, обозначающих предметы или явления).

Илоты – покоренное спартанцами население.

Император – почетное прозвище полководца-победителя в дни триумфа.

Империя – монархическое государство во главе с императором. Рим

Ирригация – система снабжения водой обрабатываемых земель.

Искусство – художественное творчество: литература, живопись, музыка и пр.

Иудаизм – религия, возникшая в 1 тысячелетии до нашей эры в Палестине, распространенное среди евреев.

К

Каста – замкнутая социальная группа в Индии, принадлежность к которой определялось рождением.

Клинопись – особая письменность в Междуречье, состоящее из клинообразных значков.

Колизей – амфитеатр в Риме.

Колон – в Римской Империи арендатор земельного участка у крупного землевладельца.

Колония – 1) поселения людей, переселившихся из других земель. 2) страна, захваченная и угнетаемая другой страной.

Консул – правители в Древнем Риме, которые избирались на 1 год.

Комедия – 1) шуточные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. 2) театральный жанр

Компас – изобретенное в Древнем Китае приспособление для ориентации на местности.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Л

Лабиринт – здание со множеством запутанных ходов, в нем можно заблудиться. Согласно древнегреческому мифу в Лабиринте жил Минотавр.

Легион – основное подразделение римской армии.

«Логовище львов и город крови» — столица Ассирийской державы.

М

Марсово поле – широкая равнина за городской стеной Рима, где происходило выборы консулов в Риме.

Матриархат – род, во главе которого стояла женщина.

Мессия – в некоторых религиях Спаситель, который должен явиться для установления «Царства Божьего».

Метрополия – в Древней Греции название города-государства по отношению к основанным им поселениям в чужих землях.

Монархия – форма правления, когда верховная власть государства принадлежит одному правителю и передаётся по наследству.

Монотеизм – вера в единого бога.

Мумия – бальзамированное тело умершего человека.

Н

Народный трибун – должностное лицо в Древнем Риме, избираемое плебеями и обладающее правом вето при принятии законов сенатом.

Народное собрание – собрание патрициев, которым принадлежала высшая власть в Риме.

Новый Завет – вторая часть Библии.

О

Олигархия – форма правления, при которой правит небольшая группа людей.

Остракизм – изгнание тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Проводился раз в несколько лет на Народном собрании.

П

Пантеон – храм всех богов в Риме.

Папа Римский – епископ города Рима.

Парфенон – храм богини Афины, расположенный на вершине Акрополя, сооружен из мрамора и окружен колоннами.

Патриархат — род, во главе которого стояла мужчина.

Патриции – знатные жители Рима.

Пирамиды – гробницы фараонов в Древнем Египте.

Пиратство – захват и ограбление судов в открытом море.

Пифос – глиняный сосуд с узким дном и широким горлом. Использовался в Древней Греции для хранения зерна и сыпучих продуктов.

Плебеи – переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений.

Племя – несколько родов, живущих по соседству, связанных общими обычаями и традициями.

Поднебесная – название Китая. Это страна, подчиненная сыну неба, царю Китая.

Полис – независимое греческое государство, состоящее из города и окружающих его земель.

Политеизм – многобожие.

Право вето – право народного трибуна отменить решение сената или консула.

Преторианцы – в Древнем Риме личная охрана полководца.

Провинция – в Древнем Риме завоёванная территория.

Пурпур – лилово-красная краска, которую изготавливали финикийцы из раковин и улиток.

Р

Религия – вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Род – коллектив родственников, которые ведут общее хозяйство и имеют общее имущество.

С

Сатрап – наместник в провинции в Персидском государстве.

Сенат – высший государственный совет в Риме (Совет старейшин).

Сенаторы – члены сената в Риме. Сенаторами становились бывшие консулы пожизненно.

Скрижали – каменные доски, которые вручил бог Моисею, на которых были записаны 10 заповедей.

Спартанское воспитание – дети в Древней Спарте принадлежали не родителям, а государству. Детей учили стойко переносить неудобства и лишения, скромному питанию, говорить кратко и давать точные ответы (лаконичная речь).

Стратег – военачальник в Древней Греции.

Сфинкс – у древних египтян существо с головой человека и телом льва.

Т

Таран – тяжелое бревно, подвешенное на кожаных ремнях и деревянной раме для разрушения крепостных стен. Использовали ассирийцы.

Термы – бани в Древнем Риме.

Тиран – правитель, имевший абсолютную власть.

Тога – большой кусок материи, который носили зажиточные римляне поверх туники. В тогу заворачивались так, чтобы правое плечо было открытым.

Трагедия – в Древней Греции драматическое произведение.

Триеры – боевые корабли с тремя рядами весел в Древней Греции.

Триумф – торжественный въезд царя или полководца, одержавшего победу на войне.

Туника – шерстяная рубаха с короткими рукавами в Риме, её подпоясывали так, что спереди она спускалась ниже колен.

Ф

Фаланга – боевое построение войска при котором воины идут плотными колоннами, состоящих из 8-30 шеренг.

Форум – городская площадь в Риме и других городах Италии.

Фреска – роспись стен по сырой штукатурке.

Ц

«Царь Царей» — властитель Персидской державы, завоевавшей почти все государства Древнего Востока.

Церковь – организация христиан, объединявшая общины, управлявшаяся епископами.

Цивилизация – этап развития общества, характеризовавшийся достижениями в экономике, политике, социальной сфере, культуре.

Ш

Шадуф – приспособление для полива в Древнем Египте.

Шахматы – настольная игра царей, возникшая в Древней Индии.

Э

Эксплуатация – присвоение продуктов чужого труда.

Я

Язычество – обожествление сил природы.

Урок истории, 5 класс. Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Бондаренко Марина Юрьевна

 Учитель  истории, обществознания, ГБОУ Школа № 2044, Москва

Предмет: история

Рубрика: Хороший урок

Дата публикации:01.11.2017

Урок истории в 5 классе

Тема: «Зарождение демократии в Афинах»

Актуализация:

Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь на торговой площади в Афинах в VI веке до нашей эры и слышите разговор между богатым купцом и аристократом.

(В красках изобразить их разговор, играть спектакль одного актера)

Купец: Я – богат, посмотри на мои корабли, склады с товарами. У меня красивый дом и много рабов. Я умный человек, у меня есть опыт, который может пригодиться моему государству! И поэтому я тоже хочу управлять Афинами! Я тоже хочу быть правителем!

Аристократ (презрительно): Ты забыл, кто был твой дед?! Не смей равняться со мной,…. . Богатым можно стать, а знатным нужно родиться….. И поэтому только мы — знатные и богатые можем управлять государством. Так было и будет всегда! Афинами могут управлять только аристократы!

Учитель: А теперь скажите мне, как вы понимаете это выражение: «Богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?

Ученики высказываются по поводу данного выражения.

Учитель: Кто произнес эту фразу?

Ученики: Аристократ.

Учитель: А к какому сословию принадлежит купец?

Учитель: Купцы – это демос.

Учитель: Что означает слово демос?

Ученик: Демос – это народ, свободные граждане, которые не принадлежали к аристократии.

Учитель: Анализируя услышанный нами разговор, скажите, пожалуйста, чем были недовольны богатые купцы?

Ученик: Они были недовольны тем, что не принимали никакого участия в управлении государством, и не решали важные государственные дела.

Учитель: То есть купцы (представители демоса), тоже хотели участвовать в управлении государством, но аристократы не хотели допускать демос к решению важных государственных дел.

А вы знаете, что такое противостояние между демосом и знатью привело Афины практически на край гибели…

Но Афины были спасены архонтом, который издал демократические реформы.

Кто напомнит мне, кто такой архонт?

Ученик: Архонт – это правитель.

Проблематизация

Учитель: Слово «демократия», «демократический» вы довольно часто слышите. Например, с экранов телевизоров.

Объясните, пожалуйста,  как «демократические реформы» смогли спасти Афины?

Ученики: Не сможем объяснить, мы не знаем точного определения, что такое  «демократия», «демократический»,  не знаем важных фактов, которые произошли в Афинах того времени.

Целеполагание

Учитель: Значит, наша цель – узнать как «демократические реформы» помогли спасти Афины.

Как мы поймем, что достигли цели?

Ученик: Если мы сможем объяснить, как были спасены Афины, рассказать,  в чем особенность демократических реформ.

Планирование

Учитель:  Давайте подумаем, на какие вопросы нам нужно узнать ответ, чтобы достичь нашей цели? Сформулируйте вопросы, используя вопросительные слова «Кто? Что? Когда? Какие? Как…?». Опираясь на ваши вопросы,  мы составим план вашей деятельности на уроке.

Дети представляют свои вопросы.  Учитель  отмечает те, которые могут стать планом,  предлагает выстроить их в последовательности. В результате получается следующий план:

  1. Что происходило в Афинах в VI в. до н.э.?
  2. Кто был архонтом в это время в Афинах?
  3. Что именно он сделал для Афин?
  4. Что такое «демократия» и «демократические реформы»?
  5. Почему демократические реформы могли спасти государство?

Критерии оценивания

Учитель: Как мы поймем, что мы достигли нашей цели?

Для оценивания результата урока мы воспользуемся критериальной таблицей. В ходе нашего урока  вы будете ее заполнять самостоятельно или с помощью своего соседа по парте.

В таблице две части – обязательная (она связана с  целью урока ). и дополнительная  (она связана  с важными умениями, которые мы с вами осваиваем в этом учебном году). Сегодня — это  умение находить аргументы  в защиту тезиса и умение делать вывод. Дополнительные баллы вы сможете получить, если будете активны в доказательстве тезиса и формулировании выводов.

Критериальная таблица

Фамилия, имя ___________________________

За что можно

получить  баллы?

Сколько баллов можно получить?Мои баллы
1. Умение работать с информацией текста — раскрывать основное содержание реформ архонтаВерно раскрыто содержание  одной реформы — 1 балл

Неверно раскрыто содержание реформы– 0 баллов

2.Умение давать определение понятию «демократия»

 

Определение дано верно – 2 балла

Признаки указаны  частично – 1 балл

Неверный ответ – 0 баллов

Дополнительные баллы
3. Умение  подбирать аргументы в защиту  тезиса

 

 

Не найдено ни одного аргумента – 0 баллов

Верно найден 1 аргумент – 1 балл

Верно найдено 2 аргумента — 2 балла

4. Умение делать вывод  о причине событийСделан вывод, объясняющий причину происходящего – 2 балла

Причины указаны частично – 1 балл

Неверный ответ – 0 баллов

Максимально 12 баллов

 

Основная часть урока – реализация плана.

Учитель: Приступим к работе по нашему плану.

Учитель: Итак, Афины практически на краю гибели. Противостояние демоса и знати достигло наивысшей точки. Начались кровавые столкновения. Но нашлись, к счастью, благоразумные люди, которые уговорили противников начать мирные переговоры. В результате этих переговоров знать и демос сообща выбрали архонтом Солона. Солон вступил в должность в 594 г. до н.э.

Ребята, но ведь это весьма сухая информация. Давайте поближе познакомимся с личностью Солона, узнаем, почему именно его выбрали архонтом в этот трудный период. Сейчас на экране появится текст. Он несет некую информацию. Прочтите его, пожалуйста, подумайте о том, каким человеком был Солон……. А теперь посмотрите на доску, там написан тезис

«Солон – уважаемый политик и поэт»

Используя текст исторической справки, подберите аргументы (доказательства) в пользу этого тезиса.

Текст (историческая справка)

Солон —  знаменитый афинский законодатель и поэт, происходил из знатного рода. Отец законодателя был человеком небогатым, после его смерти Солон  остался почти без средств. Помощь от чужих людей юноша стыдился принять и потому решил попытать счастья за морем. Он отправлял  в заморские страны на кораблях афинские товары и привозил товары из чужих стран. В те времена в Афинах торговлей с заморскими странами занимались только немногие смельчаки. Путешествия за море были делом опасным, но зато одна удачная поездка могла дать большую прибыль. К человеку, побывавшему в чужих краях, который приобрел знания и жизненный опыт, сограждане относились с уважением.

Однако Солон ездил за море не только ради наживы, но и для того, чтобы поучиться мудрости, познакомиться с разнообразными обычаями людей, повидать свет. Наживу ради наживы Солон не ценил; он считал, что не только в деньгах счастье. Он говорил:

Равно богаты те люди — и кто серебро в изобильи
С златом имеет, поля на хлебородной земле,
Коней и мулов, но также и тот, кто одно только может —
Досыта, вкусно поесть, вволю потом отдохнуть.

Хотя Солон сам разбогател (так как его поездки были удачны), он считал, что доблесть и доброе имя выше богатства:

Много людей и худых богатеют, а добрые — бедны.
Но у худых ни за что не променяем своей
Доблести мы на богатство: она ведь при нас неизменно,
Деньги ж сегодня один, завтра захватит другой.

Вернувшись из путешествия на родину, Солон застал там острую борьбу между знатью и демосом. Простой народ не имел земли и находился в кабале у кучки знатных (эвпатридов). Народ боролся против эвпатридов, требуя земли и свободы. Солон сразу же стал на сторону народа и вскоре приобрел его уважение; простые люди видели в нем своего защитника. Свой чудесный дар поэта Солон отдал на служение народу. В замечательных стихах, которые тогда всякий знал наизусть, поэт внушал борющимся сторонам необходимость взаимных уступок и примирения ради блага родины, а впоследствии разъяснял смысл и цель изданных им законов.

Сам Солон говорил о себе следующее: «Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю этим богатством: поздний час для расплаты придет».

 

 «Солон – уважаемый политик и поэт»

Учитель: Итак, мы слушаем ваши аргументы.

Примерные ответы:

Ученик: Он был знатного происхождения, но богатство ему не досталось в наследство. Он сам заработал его, занимаясь морской торговлей.

Ученик: Деньги были для него не главное.   Доблесть, честность и честь он ставил гораздо выше богатства.

Ученик: Он был мудрый, справедливый, сочинял стихи. Хоть сам он был знатного происхождения, но встал на сторону простых людей.

По мере высказывания аргументов, учитель акцентирует внимание всех учеников на наиболее важных.

Учитель: Итак, теперь вы знаете, что Солон —  довольно интересный и разносторонний человек. Умный, справедливый, трудолюбивый, честный, талантливый поэт…А что сделал этот человек для афинян, вы не знаете. Подумайте (можете даже поставить себя на место Солона) и предположите, что стал делать Солон для того, чтобы стабилизировать ситуацию в Афинах.

Ученики выдвигают самые разнообразные варианты действий Солона. Некоторые говорят о том, что Солон мог действовать весьма строго и жестко по отношению  к аристократии, и даже посадить в тюрьму некоторых знатных людей. Некоторые ученики высказывают предположение о том, что Солон мог выселять богатых людей из их домов, а бедняков селить в эти дома; мог заставлять богатых людей делиться своим богатством и другие версии (соответственно возрасту пятиклассников). Некоторые ученики, помня о чертах личности Солона, выдвигают версию о том, что Солон все-таки пытался найти мудрое решение, стремился примирить бедных и богатых.

Учитель: Мы выслушали все ваши предположения.  Целью Солона действительно было примирение богатых и бедных. Давайте теперь поработаем с текстом п. 2,3 § 30  и узнаем,  что сделал Солон для достижения своей цели (заметьте, у Солона была цель, и у нас с вами тоже есть цель и мы потихоньку приближаемся к ней). Работая с текстом, заполните таблицу «Реформы Солона».  (Время работы 10 минут)

Реформы уже указаны в таблице, вам  надо раскрыть их основное содержание (используя текст учебника)

 

РеформаОсновное содержание
Прощение долгов
Запрет обращать в рабство за долги
Выборность судей
Регулярный созыв народного собрания
Отмена законов Драконта

 

После заполнения таблицы педагог предлагает  проверить работу друг друга и внести баллы в оценочные таблицы (правильные ответы появляются на экране).

 

РеформаОсновное содержание

(примерные ответы)

Количество баллов
Прощение долгов

 

Люди, имевшие долг, освобождались от его уплаты. Долговые камни убирались с участков.+1 балл
Запрет обращать в рабство за долги

 

Все рабы – должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государства+1 балл
Выборность судей

 

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их знатности и богатства+1 балл
Регулярный созыв народного собранияВ работе народного собрания принимали участие все афинские граждане+1 балл
Отмена законов ДраконтаБыли отменены самые жестокие из них+1 балл

 

Учитель: Теперь мы с вами знаем, что действительно сделал Солон для того, чтобы сохранить спокойствие в Афинах. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

На доске написано

ДЕМОКРАТИЯ — ?

 

ДЕМОС – НАРОД                                                 КРАТОС – ВЛАСТЬ

 

Учитель:

На доске перевод слова.  Попробуйте найти информацию, чтобы составить определение понятию «демократия». Вам предстоит работа в парах. У вас на столах лежат задания в виде небольшой таблицы, заполните, пожалуйста.

Учитель: Да. Вы совершенно правы. Демократия – это власть народа. Это такой порядок в государстве, когда сами граждане (независимо от их происхождения и материального состояния) участвуют в управлении государством. Демократия – это политический строй.

Учитель: Скажите, пожалуйста, можем ли мы поставить знак равенства между понятиями «демократия» и «реформы Солона»

 

ДЕМОКРАТИЯ

? 

РЕФОРМЫ СОЛОНА

 

=

Ученик: Да. Ведь Солон действительно разрешил демосу управлять государством.

Обобщите, пожалуйста, информацию и  сделайте вывод, как  «демократические реформы»  могли повлиять на  напряженную ситуацию в Афинах?

Ученики высказываются. Примерные ответы:

Демократические реформы – это изменения в жизни людей и общества, когда жизнь простых людей (например, земледельцев) становится лучше.

Демократические реформы – это изменения, благодаря которым государством начинают управлять  все граждане.

Демократические реформы – это благо, потому что управлять государством могут теперь не только богатые и знатные граждане, но и бедные простолюдины.

Учитель: Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. Мы хотели узнать,  как «демократические реформы» помогли спасти Афины.

Мы  достигли цели?

Ученик (примерный ответ): Да. Мы достигли цели. Мы узнали, что именно сделал Солон для Афин. Также мы узнали, что такое демократия и теперь мы знаем, что демократия зародилась в Афинах. Мы узнали, что те изменения в жизни афинян, которые произошли благодаря Солону и есть демократические реформы.

Оценивание

Учитель: Ребята, теперь подсчитайте свои баллы, которые вы выставляли себе сами в течение урока. Мы можем теперь эти баллы перевести в отметки. У кого получилось 10 – 12 баллов получает «5»,  7 -9  баллов получает «4»,  4 – 6 баллов получает «3».

Рефлексия

Учитель: Взгляните на оценочную таблицу и ответьте, пожалуйста, на вопрос.

  • Какое умение вам следует развивать, чтобы быть более успешным в учебной деятельности?
  • Какое умение помогло вам достичь высоких результатов на уроке?

Перспектива

Учитель: Итак, ваше домашнее задание.

Задания на выбор:

  1. (рекомендуется тем, кто набрал 10-12 баллов ) Ребята, в начале уроке я сказала вам, что слово «демократия» вы можете услышать с экранов телевизоров или встретить на просторах Интернета. А еще вы можете услышать : «Россия – демократическое государство». Представьте такую ситуацию, вы – крупный российский  политик, от вашего решения зависит принятие того или иного закона. Какой закон, направленный на развитие общества и государства вы бы создали и вынесли на обсуждение? Объясните почему.
  2. (рекомендуется тем, кто набрал 7-9 баллов ) Вам предложен тезис и  текст.  Прочитайте текст* и найдите аргументы в защиту этого тезиса.
  3. (рекомендуется выбрать тем учащимся, которые не набрали высоких баллов) прочитать §, повторить определение понятий «демократия», «демократические реформы», ответить на вопросы после параграфа.

 

На этом наш урок закончен. Всем спасибо. До свидания.

 

*Текст для домашнего задания

Задание:

 Вам предложен тезис «Демократия – это справедливое устройство общества».

Используя данный текст,  приведите аргументы в защиту данного тезиса.

 

     Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти народа – демоса. Теперь любой афинский гражданин мог участвовать в управлении государством. Он мог быть избран на важные должности, голосовать в Народном собрании за законы и решения, казавшиеся ему справедливыми. Были отменены привилегии афинских аристократов, а вместо деления на знатных и незнатных введены имущественные разряды. Граждане различались уже не знатностью происхождения, а своими доходами. И это было более справедливо. Ведь незнатный никогда не мог стать аристократом, бедняк же мог надеяться когда-нибудь разбогатеть и перейти в более высокий разряд. Обязанности афинских граждан и их права тоже зависели теперь от доходов. Более богатые несли и большие обязанности. Они должны были приобретать более дорогое вооружение и вносить большие суммы на различные нужды. Это считалось справедливым. Но афиняне полагали справедливым и то, что за это полагаются и большие права. При этом все без исключения граждане были равны перед законом.

Trojden | Откуда мы знаем, как жили наши предки

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Насколько справедливо данное высказывание, постараемся определить на нашем уроке.

— В начальной школе вы начали свое знакомство с миром истории. Какие темы и почему вам особенно запомнились?

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю?

— Чему можно научиться на уроках истории?

Тема урока: «Откуда мы знаем, как жили наши предки».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III. Работа по теме урока

— Какая ассоциация возникает у вас при слове «история»?

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. И неважно, чья это история — человека, государства, всего мира. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества

Очень часто мы слышим выражения «посетила муза», «муза поэзии» и множество других, в которых упоминается слово муза. Что же оно означает? Данное понятие берет свое начало от античной мифологии. Греческие музы — это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Каждая из них обладает своими уникальными божественными способностями.

Музы — дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, богини памяти. Слово музы (мусы) происходит от греческого слова мыслящие. Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности.

Муза Клио — покровительница истории. Ее сопутствующие атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

Представьте, что Клио пришла к нам на урок и сказала: «Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю “учительницей жизни”».

— Как вы можете объяснить смысл этого выражения? Используйте прием «Облака мысли».

(Суть приема. Учащиеся называют первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того как основные характеристики перечислены, их следует записать на доске или листе бумаги и систематизировать в соответствии с заданными показателями.

Ученики формулируют собственные версии. )

Давайте спросим у музы Клио, кто из вас сформулировал наиболее точную версию.

(Слайды с изображением музы Клио.)

Клио. Оратор Древнего Рима называл историю «учительницей жизни», потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком.

— Что такое история?

— Что такое история как наука?

(Запись в словаре.)

История — это наука о прошлом человечества с момента его зарождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура.

— Как вы понимаете выражение «знать историю»?

(При организации работы можно использовать прием «Дерево предсказаний».

Суть приема. Рисуем схему: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество ветвей неограниченно), листья — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

По ходу выполнения задания составляется схема.)

— Разделяют историю на всемирную и отечественную. Предположите, что изучает:

• всемирная история;

• отечественная история.

(Ученики отвечают, а учитель обобщает ответы.)

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная — историю нашей страны.

— Предлагаю, разбившись на группы, обсудить вопрос: каково значение знаний об историческом прошлом для всего человечества?

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Мы должны заботиться о своей Родине и любить ее, но любовь к стране невозможна без знания ее истории. История учит не тому, что кто-то лучше других, а тому, что каждый способен стать лучше, чем он есть сегодня.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

2. Исторические источники

Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои отпечатки. Следы первобытных общин, древнейших государств, средневековых городов остались в камне, в земле, на бумаге. Не все сохранилось, а многое еще не найдено, но следы времени нам с вами нужно уметь читать.

— Посмотрите внимательно на изображение музы Клио. Что она держит в руках? Почему греки изображали ее именно так?

Если мы возьмем в руки старинный свиток папируса, то, кроме изображений людей, зверей, птиц и неизвестных нам значков и орнаментов, ничего не увидим. А ученый-египтолог обнаружит на этом же свитке рассказ о правлении фараона или о замечательных военных победах египтян или опись древних книг, хранившихся в библиотеке правителя Египта.

Читая в учебниках истории о событиях прошлого, мы задаем вопросы: а откуда же это все известно? Что помогло узнать о времени, отдаленном от нас на века и даже тысячелетия?

— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на эти вопросы.

Итак, помогают нам узнавать о событиях прошлого следы, оставленные временем и разгаданные учеными-историками. Эти следы в науке называются историческими источниками. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

— Вспомните, какие источники помогают нам изучать прошлое. (Примерный ответ. Письменные источники: летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале; устные источники: предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы; вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, оружие, гербы, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей.)

— Представьте, во время очередной экспедиции вы видите надпись, высеченную в горах: «Я царь великий, царь царей, отправился в поход в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коров, овец, верблюдов без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

— О чем нам может рассказать данная надпись?

— Предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи».

На столе вы найдете изображения различных источников: монет, гербов, часов, украшений, свитков, книг, развалин замков, посуды, предметов быта и т. д. Разложите эти изображения в соответствии с их классификацией. За вашей работой будут следить эксперты-историки. В случае ошибочного решения игрока эксперт имеет право не принять ответ.

(Учитель проводит игру.)

Таким образом, историческими источниками являются рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи и т. д.

Интерес к прошлому зародился в глубокой древности. До появления письменности многие народы создавали устные сказания о предках, где наряду с выдуманными сюжетами отражались и реальные события. Затем появились первые письменные документы — глиняные таблички с клинописью, папирусы с иероглифами, рукописи на пергаменте. С течением времени количество исторических источников увеличивается, а их состав становится все более разнообразным.

Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть особая историческая дисциплина, которая занимается разработкой этих методов и использованием исторических источников, — источниковедение.

— Внимательно изучите предложенную таблицу и разделитесь на 14 микрогрупп. Каждая должна подготовить презентацию об одной вспомогательной исторической дисциплине. Подойдите к заданию творчески, ведь за вами наблюдает сама муза Клио.

Вспомогательная историческая дисциплина

Характеристика

Историческая текстология

Занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания

Палеография

Помогает прочитать тексты

Генеалогия

Рассказывает о людях, имена которых отражены в историческом источнике

Эпиграфика

Изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах

Нумизматика

Изучает монеты и другие денежные знаки

Геральдика

Изучает гербы

Топонимика

Помогает установить происхождение названий

Ономастика

Изучает личные имена

Фалеристика

Исследует ордена, медали и другие знаки отличия

Хронология

Изучает системы летосчисления

Метрология

Изучает различные меры (длины, объема, массы)

Археография

Занимается разработкой правил публикации исторических источников

Археология

Изучает вещественные источники

Этнография

Изучает быт разных народов, отраженный в их традициях, обрядах, фольклоре

(Проверка выполнения задания и подведение итогов. )

Все эти вспомогательные исторические дисциплины дают историку средства для работы с источниками, являются необходимыми инструментами его лаборатории. Количество источников, сохранившихся от разных периодов истории, неодинаково. Меньше всего их сохранилось от бесписьменной первобытной эпохи. Ее ученые изучают на материале вещественных источников. Письменные источники — как рукописные (на различном писчем материале), так и печатные — составляют наибольшее количество.

3. Знакомство со структурой учебника

В этом году вы будете изучать часть всемирной истории — историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории.

— Прочитайте текст на с. 6 учебника, найдите ту информацию, которая вам известна, и ту, которая является для вас новой.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов.)

1. Каждая глава начинается с вопросов, которые помогут вам готовиться к занятиям.

2. В начале каждой главы перечисляются основные вопросы, ответы на которые вы найдете в тексте параграфов.

3. Текст параграфа делится на основной, который надо обязательно усвоить, и дополнительный, содержащий сведения об исторических деятелях, справочную информацию, интересные сюжеты.

4. В учебнике есть рубрика «Объясните значение слов», в которой приводятся новые термины и понятия.

5. В учебнике есть рубрика «Проверьте себя», в которой сформулированы основные вопросы — помощники при подготовке домашнего задания.

6. Исторические документы в основном представлены в рубрике «Изучаем источник». Тексты разнообразны по характеру и сопровождаются вопросами и заданиями, позволяющими проникнуть в смысл документа.

7. Авторы учебника составили разнообразные вопросы и задания, которые помогут лучше усвоить его содержание. В начале параграфов предлагаются задания, объединенные в рубрику «Вспомните» и требующие обращения к ранее изученному материалу по курсу истории.

8. В конце параграфов даны вопросы и задания, требующие не только поиска ответа в тексте учебника, но и ваших рассуждений, умений сравнивать и обобщать исторические факты, явления, процессы.

9. В конце каждой главы представлены вопросы, позволяющие подвести итоги и сделать выводы.

При подготовке домашнего задания придерживайтесь следующего алгоритма работы с параграфами учебника:

1. Приступая к работе с учебником, уясните смысл заголовка параграфа. Это главная тема его содержания.

2. Определите, как тема связана с содержанием всей главы.

3. Проанализируйте подзаголовки частей параграфа.

4. Постарайтесь понять, почему именно в такой последовательности раскрывается тема параграфа, какова связь между отдельными пунктами этого плана.

5. Текст читайте по частям.

6. В каждом предложении выясняйте значение незнакомых слов, терминов, имен.

7. По ходу чтения обращайтесь к картосхемам, находите на карте географические объекты и места сражений, которые упоминаются в тексте.

8. Рассмотрите приводимые в учебнике портреты, репродукции картин, схемы, таблицы.

9. При чтении каждой статьи параграфа обращайте внимание на основные сведения для запоминания, которые выделены жирным шрифтом, выявляйте основную идею, самостоятельно формулируйте выводы, извлекайте из текста главные факты, которые позволяют их обосновать.

10. После прочтения всего параграфа сформулируйте общий вывод. Он должен в краткой форме раскрывать смысл темы параграфа.

IV. Подведение итогов урока

Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

— Насколько справедливо данное высказывание?

— Почему важно изучать историю?

— Чему можно научиться на уроках истории?

— Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работая в группе, создайте рекламу дисциплины «История Древнего мира».

— Придумайте слоган для этого предмета.

Домашнее задание

Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — подготовить презентацию на тему «Известные события истории».

2. Для средних учеников — провести исследование исторических источников (на выбор).

3. Для слабых учеников — привести примеры исторических источников.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница