Таблица модели устройства мира география 5 класс – «Географические модели Земли» 5 класс

«Географические модели Земли» 5 класс

Итоговый урок по разделу: «Географические модели Земли» . 5 класс

Тип:  урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-игра с элементами проектно-исследовательской деятельности.

Виды работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Цели и задачи:

Предметные: Проверить и закрепить знания по разделу «Географические модели Земли». Выяснить степень усвоения обучающимися основных понятий раздела. Закрепить умения читать условные знаки плана и карты, определять направления и расстояния по плану и карте, азимуты на объекты, координаты точек.

Метапредметные: выявить у учащихся знания фактического материала, уровень его осмысления и обобщения, умения применять знания в различных ситуациях.

Личностные: обеспечить мотивацию к воспроизведению полученных знаний, развивать интерес к данной теме и предмету в целом.

Оборудование:  физическая карта, атлас, задания на карточках, компас, листы ватмана, фломастеры, клей-карандаш, проектор, экран.

Ключевые слова: карта, глобус, план, топографические знаки, масштаб, горизонтали, азимут,  меридианы и параллели, географическая широта и долгота, географические координаты, градусная сеть, ориентироваться.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Формы работы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

-​ приветствие, фиксация отсутствующих;

-​ проверка подготовленности уч-ся;

-​ организация внимания;

— раскрытие общей цели урока и плана его проведения (обучающиеся рассаживаются по группам.

Всего 3 группы. Выбирают лидера групп. Получают листы контроля и задания.

На доске вывешены «визитные карточки» групп

Фронтальная беседа

Отвечают на приветствие учителя.

Дежурный называет отсутствующих.

Определяют готовность учащихся

Регулятивные: мобилизовать учеников на изучение темы урока, учить распределять энергию на весь урок

II. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Отгадайте загадки:

1 группе

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (карта)

2 группе:

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! (атлас)

3 группе:

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками … (Глобус)

О плане.

О чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О географических моделях Земли).

Сообщение темы урока «Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли».

Тему мы изучили, как вы думаете, в чём цель нашего урока? (Повторить и обобщить знания)

Формулировка целей вместе с учащимися.

Знакомство с правилами игры:

Правила игры

1.Создать 3 команды, где учащимся отводится роль путешественников по разделу и исследователей.

2. Выбрать лидера группы.
3. Получить лист самоконтроля группы, заполнять его по мере выполнения заданий.

4. Выполнять задания.Работа в команде будет также оцениваться и коллективно, и индивидуально.

Фронтальная беседа

-​ — Отгадывают загадки

О. Отвечают на вопросы.

.

к

Записывают тему в тетрадь

Определяют и формулируют цели урока

Личностные: осознание своих знаний, полученных на предыдущих уроках.

Регулятивные: мобилизация сил и энергии для дальнейшей работы на уроке.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей

III. ЭТАП КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Задание 1. «Географический диктант».

Задание 2.

«Найти соответствие»

Задание 3.

«Масштаб»

Задание 4.

«Карта»

IY. Физкультминутка

Y. Этап

Задание

«Исследователи»

1 группа «Как с помощью компаса можно ориентироваться на местности»,

2 группа «Ориентирование по Солнцу и по Полярной звезде»,

3 группа «Ориентирование по местным признакам».

YI. РЕФЛЕКСИЯ

YII. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.

YIII. ИТОГИ УРОКА

Читает определения географических терминов.

(Приложение 1. Задание 1)

Объясняет, как найти соответствие между термином и определением. (Задание 2. В Приложении 2)

Раздает карточки с заданиями по группам, объясняет порядок выполнения.

Вешает на доске «ЗНАЮ»

(Приложение 3. задание 3 «Масштаб»)

Предлагает выполнить задания. Проверка на экране.

Раздает карточки с заданиями 4 по группам, объясняет порядок выполнения. (Приложение 4. задание 4 «Карта»)

Проверку задания демонстрирует на экране.

Вешает на доске « УМЕЮ»

Учитель предлагает встать из-за столов и выполнить упражнения

Предлагает исследовательские задания на умение ориентироваться.

(Приложение 5, задание 1,2,3)

Вешает на доске « УМЕЮ»

Предлагает выполнить задания по рефлексии.

Лидеры групп сдают листы контроля (Приложение 6).Предлагает повторить тот материал раздела «Географические модели Земли», который вызвал затруднения. Выполнить задания в печатной тетради.

Подводит итог урока – какая группа набрала больше баллов.

Оценки за урок.

Благодарит за урок.

Фронтальная

Индивидуальная работа

Совместная работа в группе

Работа в парах

Работа в группе

Групповая работа

Разминка для групп

Групповая работа

Индивидуальная работа

Работа в группе

1. Слушают и воспринимают информацию.

2. Называют термины.

3. Проверяют совместно с учителем.

Выполняют задания в карточке, проверяют на экране.

Читают задания в карточках.

Лидер группы назначает пары, которые работают с масштабами по заданию (см. в приложении 3)

Совместно в группе определяют координаты объектов (Приложение 4, задание 4)

Выполняют задания по карточке для каждой группы (Приложение 5).

Определяют объекты для презентации своего исследования.

Изготавливают на листе ватмана свой проект.

Защищают его.

Выбирают подходящее для себя предложение

Записывают домашнее задание в дневник: задания в печатной тетради.

Слушают и воспринимают информацию.

Регулятивные: 

планирование действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение работать в группе, парах.

Регулятивные: умение правильно оценивать свой ответ и ответ товарища

Коммуникативные: осознание своей роли в группе

Личностные: осознание своих знаний, полученных на предыдущих уроках.

Личностные: развитие способностей уч-ся к рефлексии.

Личностные: осознание необходимости повторения изученного материала для лучшего запоминания.

Коммуникативные: осознание своей роли в группе

Коммуникативные: умение работать в группе, парах.

Личностные: развитие способностей уч-ся к рефлексии.

Личностные: осознание необходимости повторения изученного материала для лучшего запоминания.

Приложение 1. Задание 1.

«Географический диктант»

Вариант 1.

1. Определить стороны горизонта, значит… (ориентироваться).
2. Неровности поверхности Земли. (Рельеф)
3. Окружности на карте или глобусе, проведенные через определенное расстояние параллельно экватору. (Параллели)
4. Широта и долгота любой точки земной поверхности составляют ее… (географические координаты).
5. На физических картах рельеф изображается как горизонталями так и методом послойной … (окраски).

Вариант 2.

1. Расстояние между двумя объектами на местности удобнее измерить при помощи… ( шагов).

2. Линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. (Горизонтали)
3. Окружность на карте или глобусе, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов. 

(Экватор)
4. Значение высоты  точки (в метрах) на планах и картах. (Отметка высоты)

5. Какой высоте соответствует каждый цвет, видно из таблицы, помещенной внизу карты, она называется …? (Шкала высот)

Вариант 3.

1. Фото местности, сделанное с помощью самолёта или вертолёта сверху. (Аэрофотоснимки)

2. Угол, отсчитываемый по часовой стрелке между направлением на север и предметом. (Азимут) 

4. Окружности, проведенные через северный и южный полюса. (Меридианы)

3. Короткие линии на горизонталях, указывающие направление склона. (бергштрихи).

5. Отметка высоты с минусом указывает на то, что точка находится… (ниже уровня моря).

Приложение 2. Задание 2.

«Найти соответствие»:

1-Г, 2-В, 3- Ж, 4-Д, 5- А, 6-Е, 7-Б

Приложение 3.

Задание 3.

« Масштаб»

Задача 1.

Длина отрезка на карте 2 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты

1 : 100000.

Задача 2. 

Начертите отрезок длиной 50 м в масштабе 1 : 1 000

Задача 3.

Карта, какого масштаба крупнее:

1. а) 1 : 500 000 или б) 1 : 10 000 000

2. в) 1 : 3 000 000 или г) в 1 см 5 км

Крупнее:

1.

2.

4. Переведите именованный масштаб – в численный:

а) в 1 см 30 км

б) в 1 см 800 м

А)

Б)

5. Переведите численный масштаб – в именованный:

а) 1 : 4 000

б) 1 : 900 000

А)

Б)

Приложение 4. Задание 4.

« Карта»

1. Назовите океан и материк, который пересекают все меридианы Земли.

Сколько полушарий на Земле?

В каких полушариях находятся Ясные Зори?

2. Есть ли материки, все точки которых имеют только:

А) северную широту;
Б) южную широту;
В) западную широту.

3. Определите заданные объекты по координатам:

Координаты:

1.42º ю.ш. и 147º в. д.

2. 9º с.ш. и 80º в.д.

Назовите объекты

1.

2.

4. Классифицируйте карту атласа:

По масштабу:

1Мелкомасштабная

2 Среднемасштабная

infourok.ru

Уроки географии в 5-м классе по теме «Земля во Вселенной» с использованием ЭФУ

Разделы: География, Конкурс «Электронный учебник на уроке»

Класс: 5


Используемый учебник: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5-6 класс. М.: Дрофа.

Представленные фрагменты конспектов уроков соответствуют модели, когда электронная форма учебника установлена у учителя на компьютере, связанным с мультимедийным проектором и интерактивной доской.

Тематический план раздела “Земля во Вселенной”. В зависимости от подготовленности и заинтересованности детей возможна иное планирование изучения темы.

1. Представления об устройстве мира

2. Звезды и галактики

3. Солнечная система

4. Земля и Луна

5. Исследование космоса (игровой урок, представление мини-проектов) и пр.

Урок 1. Представления об устройстве мира

Дидактическая структура урокаПланируемые результатыДеятельность учителяДеятельность учениковИспользование ЭФУ
ПредметныеУУД
Организационный момент Развитие коммуникативных навыков учащихсяБеседа – знакомство с содержанием раздела, определение изучаемых тем

Примерные вопросы для беседы:

Как называется раздел? Темы в него входящие? К какой из наук о природе относится содержание этого раздела? Встречаются ли в названиях тем и раздела незнакомые вам понятия? На какие вопросы вы хотите получить ответы при изучении этих тем? На все ли эти вопросы может ответить современная наука? Отличаются ли наши знания о Вселенной от знаний людей прежних исторических эпох? Почему?

Целеполагание

В ходе беседы формулируется тема урока, цели и задачи урока

Ознакомление с устройством ЭФУ, системой навигации и панелью управления.

Работа с содержанием ЭФУ, выведенным на экран.

Изучение нового материалаОбъяснять понятия и термины “Вселенная”, “геоцентрическая модель”, “гелиоцентрическая модель”Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации по темеПримерные вопросы для организации работы по изучению нового материала:

Какое определение Вселенной дает учебник? Предложите слова-синонимы этому понятию.

Вопросы к видеофрагменту из ЭФУ: Ученые какой страны впервые предложили свое видение мира? Назовите их имена. Чем отличается геоцентрическая система от гелиоцентрической? Попробуйте назвать несколько черт различий? Есть ли у них сходства? Используйте для ответа на этот вопрос иллюстрации из учебника на с. 11

Знакомство с видео материалом на с. 12. Почему этот раздел называется “Убеждения или жизнь”? Какие идеи Джордано Бруно подтвердила современная наука

Ознакомление с содержанием раздела (комментированное чтение, просмотр видеороликов ЭФУ)

Запись в тетради новых понятий и персоналий

ЭФУ с. 11 – иллюстрации

Видеофрагмент – “Системы мира”

Видеофрагмент – “Джордано Бруно»

Закрепление нового материала. Контроль и коррекция  Организация контроля и коррекции освоения нового материала с использованием таблицы  
Рефлексия.

Домашнее задание

 Развитие коммуникативных компетенций, навыков рефлексии и оцениванияПримерные вопросы: Что нового для себя вы узнали на уроке? Что показалось особенно интересным? Было ли что-то трудным, плохо запоминающимся.

Разъяснение домашнего задания и способа его проверки – задание 3. Проверка через портал Дневник.ру

Беседа с учителем 

Урок 2. Звезды и галактики

Дидактическая структура урокаПланируемые результатыДеятельность учителяДеятельность учениковИспользование ЭФУ
ПредметныеУУД
Организационный момент. Актуализация ранее изученного материала. Формулирование темы урока.

Целеполагание. Постановка целей и задач урока

  Общее впечатление о выполненном домашнем задании, замечания, возможные ошибки и недочеты.

Обсуждение трудностей при выполнении задания.

Вопросы для повторения:

Что такое Вселенная? Как давно люди стали задумываться о ее устройстве? Вспомните имена ученых, предлагавших свои модели устройства мира. Какие космические тела вы можете назвать?

Беседа с учителем

Актуализация изученного ранее. Формулирование темы, целей и задач урока

Схема геоцентрической и гелиоцентрической системы на с. 11
Изучение нового материалаОбъяснять понятия и термины “звезда”, “галактика”, “световой год” Организация изучения нового материала с использованием различных источников информации. Работа с учебником, иллюстративным материалом, видеофрагментами

Составление схемы “Какие бывают звезды”

Иллюстрации с. 18

Видеофрагмент “Сравнение размеров звезд и планет” —

На выбор: https://www.youtube.com/
watch?v=JcxUBQ4VADw (6 минут)

https://www.youtube.com/
watch?v=SQrnzZGuwZM
(8 минут)
Закрепление нового материала Развитие коммуникативных компетенций, навыков критического и исследовательского мышленияВопросы к видеофрагменту:

Кто сделал фотографии, использованные в видеофрагменте? Почему трудно изучать звезды? К какой категории звезд относится Солнце

Беседа с учителемЭФУ — видеофрагмент
Рефлексия Развитие коммуникативных компетенций, навыков рефлексии и оцениванияВопросы для учеников: Назовите самый удивительный факт, о котором вы узнали на урокеБеседа с учителем. 
Домашнее заданиеИзучить тему Солнечная система. Составить список “7 чудес Солнечной системы”. Обсуждение возможной формы (устное сообщение, презентация, письменное сообщение) представления работы.

29.09.2016

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Тематическое планирование по географии (ФГОС) 5 класс

Тематическое планирование 5 класс

тема

Планируемые предметные результаты

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые личностные результаты

Характеристика деятельности учащихся

Дата / корректировка

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться

Раздел 1. Как устроен наш мир (9 ч.) Тема 1. Земля во Вселенной (5ч).

1

Представления об устройстве мира

Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

давать описание представлений древних людей о Вселенной

Описывать представления древних людей о Вселенной

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Обладать ответственным отношением к учебе

Сравнивать современные представления об устройстве мира и гелиоцентрическую модель Н. Коперника. Называть сходство и различия. Заполнить таблицу «Модели устройства мира»

2

Звезды и галактики.

Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Использовать понятия : звезда и галактики

Объяснять значение понятий: звезда и галактики

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Обладать ответственным отношением к учебе

Подготовить краткое сообщение о заинтересовавшем объекте или явлении. (или презентация)

3

Солнечная система.

объяснять значение понятий: «Солнечная система»,

Использовать понятия : «Солнечная система»,

объяснять значение понятий: «Солнечная система»,

Выделять главное, существенные признаки понятий

Обладать ответственным отношением к учебе

Сравнить планеты- гиганты и планеты земной группы

4

Луна — спутник Земли.

Объяснять влияние Луны на Землю

Устанавливать взаимосвязи между Луной и Землёй

Выявлять причинно-следственные связи

Обладать ответственным отношением к учебе

Составить вопрос к каждому абзацу текста части параграфа «Как Луна влияет на Землю?». Дать ответы на свои вопросы.

5

Земля — планета Солнечной системы.

приводить примеры географических следствий движения Земли;

Выявлять причины смены дня и ночи, смена времен года

приводить примеры географических следствий движения Земли

Выявлять причинно-следственные связи

Обладать ответственным отношением к учебе

Объяснять своими словами, что такое земная ось, Северный и Южный полюсы, экватор, Северное и Южное полушарие

Тема 2. Облик Земли (4ч )

6

Облик земного шара.

Называть сколько на Земле материков и океанов, объяснять чем остров отличается от полуострова.

Находить материки и океаны, полуострова и острова по карте

Называть сколько на Земле материков и океанов, объяснять чем остров отличается от полуострова.

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Называть главные признаки материка, Мирового океана. Составить определения понятий данных в параграфе.

7

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли.

Как изменились представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

объяснять значение понятий: «глобус»,

Называть формы и размеры Земли. искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях

объяснять значение понятий: «глобус»,

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Называть преимущества и недостатки глобуса как модели Земли.

8

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «параллели» («экватор», «тропики», «полярные круги»), «меридианы»;

Научится называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «параллели» («экватор», «тропики», «полярные круги»), «меридианы»;

ставить учебную задачу под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Работа с картами и учебником, добывать знания при помощи карт, работа в парах

9

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояние? Как определить по глобусу направление?

Научиться определять направления, расстояния на глобусе

определять (измерять) направления, расстояния на глобусе;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Работат в парах над заданиями параграфа.

Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч). Тема 3. Изображение Земли (2ч).

10

Способы изображения земной поверхности

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Сравнивать способы изображения земной поверхности читать план местности и карту; производить простейшую съемку местности;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

читать план местности и карту; производить простейшую съемку местности;

участвовать в совместной деятельности;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Составить схему «Виды изображений поверхности Земли»

11

История географической карты.

Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

Научится работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

участвовать в совместной деятельности;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Подготовить компьютерную презентацию «История географической карты»

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6ч)

12

Географические открытия древности

Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Рассказывать о способах изучения Земли в прошлом и в настоящее время и о наиболее выдающиеся результатах географических открытий и путешествий;

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

целостным мировоззрением;

Подготовить сообщение: Пифей, Геродот, Эратосфен, К. Птолемей.

13

Географические открытия Средневековья. Великие географические открытия

Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

Описывать: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

Объяснять и показывать маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

работать с текстом и нетекстовыми компонентами: работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

целостным мировоззрением;

Работать с ключевыми словами и выражениями параграфа, уметь раскрывать их значение своими словами

14

В поисках Южной Земли. Исследования Океана и внутренних частей материков

Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт? Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Как исследовали внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана

Объяснять и показывать маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

целостным мировоззрением;

Подготовить компьютерную презентацию «Имена путешественников на географической карте»

15

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения — источники географической информации.

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

показывать маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

целостным мировоззрением;

Работать с заданиями параграфа, давать ответы на вопросы

16

Повторение по разделам «Как устроен наш мир», «Развитие географических знаний о земной поверхности»

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели» («экватор», «тропики», «полярные круги»), «меридианы»;

приводить примеры географических следствий движения Земли;

определять (измерять) направления, расстояния на глобусе;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

читать план местности и карту;

производить простейшую съемку местности;

работать с компасом, картой;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

17

Контрольная работа №1 по разделам«Как устроен наш мир», «Развитие географических знаний о земной поверхности»

Уметь применять знания и умения при выполнении заданий контрольной работы.

Раздел 3. Как устроена наша планета (14ч).

Тема 5. Литосфера. (5 ч)

18

Внутреннее строение Земли.

каково внутреннее устройство нашей планеты

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

обладать:

ответственным отношением к учебе, целостным мировоззрением;

Работать с текстом учебника и его схемами, раскрывать ключевые слова и выражения по данной теме.

19

Горные породы и их значение для человека

Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Объяснять как образуются магматические горные породы, что происходит с горными породами на поверхности Земли, как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые»,

выделять главное, существенные признаки понятий;

обладать:

ответственным отношением к учебе, целостным мировоззрением;

Работа с коллекцией минералов, горных пород и полезных ископаемых. Составить схему, отражающую последовательность преобразования одних горных пород в другие.

20

Рельеф и его значение для человека

Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

называть и показывать по карте основные географические объекты;

обозначать на контурной карте географические объекты;

объяснять значение понятий рельеф

выявлять причинно-следственные связи;

основами экологической культуры.

Составить схему «Силы, формирующие рельеф Земли: разделить эти силы на группы и привести пример сил, относящихся к каждой группе

21

Основные формы рельефа Земли.

Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

называть и показывать по карте основные географические объекты;

приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

выделять главное, существенные признаки понятий;

ответственным отношением к учебе;

Работа в парах, с географической картой; раскрывать своими словами ключевые слова и выражения параграфа.

22

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

объяснять значение понятий: «горные породы», «полезные ископаемые»,

Называть различия между минералами и горными породами, как и где используют горные породы и минералы

Как и где используют горные породы и минералы

участвовать в совместной деятельности; составлять описания объектов;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Выполнять несложные наблюдения и практическую работу. Фиксировать их результаты в тетрадях. Работа в парах, с коллекцией минералов.

Тема 6. Гидросфера (3 Ч)

23

Мировой круговорот воды в природе.

Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Объяснять почему на Земле не истощаются запасы пресной воды, почему существует круговорот воды

Понятие «мировой круговорот»

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи;

Обладать целостным мировоззрением;

Работа с текстом учебника и его схемами, выделять главное

24

Мировой океан и его части.

Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Приводить примеры видов морей, называть различия между заливами и проливами

Понятия «океан», «море», «заливы», «проливы»

выделять главное, существенные признаки понятий;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях

ответственным отношением к учебе;

опытом участия в социально значимом труде;

целостным мировоззрением;

Работа с текстом учебника, географическими картами, в парах и индивидуально

25

Гидросфера — кровеносная система Земли.

Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Называть какую роль в природе и в жизни человека играют реки, озера, подземные воды, болота, ледники

понятия «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», ледники

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

составлять описания объектов;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Сравнить озеро и реку. Назвать сходство и различия.

26

Контрольная работа №2. По темам «Литосфера» «Гидросфера»

Применять знания и умения при выполнении заданий контрольной работы.

Тема 7. Атмосфера (3ч)

27

Атмосфера Земли и ее значение для человека.

Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Называть свойства воздуха, объяснять свойства воздуха в разных районах земного шара

Понятия «атмосфера», «атмосферный воздух»

составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Составить рассказ «Если бы не было атмосферы»

28

Погода.

Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Называть элементы погоды, объяснять почему погода такая разная

понятия «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта»

выявлять причинно-следственные связи;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Составить списки произведений искусства, в которых отражено состояние погоды: погода в песнях, стихах, на картинах и т.д.. Подготовить презентацию «народные приметы и погода»

29

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

описывать погоду своей местности;

вести простейшие наблюдения элементов погоды;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Выполнять практическую работу в парах, наблюдать, анализировать, делать выводы

30

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

Уметь применять знания и умения при выполнении заданий контрольной работы.

Тема 8. Биосфера (2ч).

Тема 9. Природа и человек (1ч)

31

Биосфера — живая оболочка Земли

Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

понятие «биосфера»,

составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

основами экологической культуры.

Называть условия, необходимые для жизни растений и животных; объяснять , как взаимосвязаны растения и животные

32

Урок-практикум. Экскурсия в природу.

Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

вести полевой дневник.

вести полевой дневник.

составлять описания объектов;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Анализировать, сравнивать, описывать, оформлять свои наблюдения в полевом дневнике

33

Воздействие человека на природу Земли.

Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Прогнозировать состояние окружающей среды

Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы?

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Работать с текстом учебника, дополнительной литературой, словарями, участвовать в беседе

Резерв 2 часа.

www.metod-kopilka.ru

География 5класс Землеведение тема«Представление об устройстве мира»


Чайка Наталья Анатольевна2. Предмет: Землеведение
3. Класс 5
4. Тема урока «Представление об устройстве мира»
5. Учебник: «География. Землеведение»
6. Цель: дать первоначальные сведения о солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической моделях устройства мира
7.Задачи:
— обучающие: углубить представления обучающихся об устройстве мира
— развивающие: развитие познавательных интересов обучающихся, умения работать с дополнительной литературой и ресурсами ЭОР
— воспитательные реализовать принцип связи изучаемого материала с жизнью, воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету.
8. Планируемые результаты:
предметные-объяснять значение понятий «геоцентрическая и гелиоцентрическая модель»
метапредметные- работа с текстом, схемами, таблицами
личностные- приводить свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца, поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе

9. Универсальные учебные действия:
— личностные: осознание ценности географических знаний.
— регулятивные:высказывать свое предположение на основе учебнго материала,
работать по плану, инструкции, осуществлять самоконтроль.
-познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
— коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение общаться и взаимодействовать друг с другом
10 Тип урока: усвоение новых знаний
11. Оборудование: карта звездного неба, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация
12. Структура и ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Этап 1
Орг. момент Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, готовность к уроку Этап 2.
Актуализация
опорных знаний по теме: Задает вопросы:
1.Какой школьный предмет в начальной школе посвящен изучению природы
2.Какие еще науки, изучающие природу вы знаете 1. Называют окружающий мир.
2.Вспоминают и называют естественные науки о Земле, делают вывод о том, что география одна из наук о Земле Познавательные
1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
2.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей
3.Преобразовывать информации. Из одного в другой (схему в текст)
4.Вычитывать все уровни текстовой информации.
5.Определять возможные источники, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
1.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтвеждать их фактами.
2.В дискуссии уметь выдвинуть конраргументы, перефразировать свою мысль
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство
4.Уметь взглянуть на ситуации. С иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конеч

weburok.com

Система мира по Птолемею — урок. География, 5 класс.

 

Клавдий Птолемей (ок. \(100\) — ок. \(170\) гг.) — астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской, где проводил астрономические наблюдения.

Клавдий Птолемей разработал свою систему мира, в центре которой поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, \(5\) планет и «сфера неподвижных звёзд». Эта сфера ограничивает пространство Вселенной.

 

 

Свою теорию Птолемей изложил в труде «Великое математическое построение астрономии» в \(13\) книгах.

 

Книга Птолемея являлась настольной для многих поколений астрономов. Его учение господствовало в науке на протяжении тринадцати веков, принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным. Система Птолемея объясняла видимое движение небесных тел и позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент.

 

Шло время, росли города, развивались ремёсла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы. Открытия мореходов изменили географическую карту мира. Кругосветное плавание Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность Земли.

www.yaklass.ru

Тест по теме «Географические модели Земли» 5 класс

Контрольная работа по теме «Географические модели Земли», 5 класс

Блок «А»

А1. Создатель первого в мире глобуса:

1. Геродот 2. Птолемей 3. Вальдземюллер 4. Бехайм

А2. Азимут измеряется в:

1. километрах 2. часах 3. градусах 4. процентах

А3. Если численный масштаб составляет 1: 5 000 000, то именованный будет:

1. в 1 см 5 км 2. в 1см – 50 км 3. в 1 см – 500 км 4. в 1 см – 5000 км

А4. Чему равен азимут северо-востока?

1. 0 градусов 2. 30 градусов 3. 45 градусов 4. 60 градусов

А5. Угол на местности между направлением на север и на предмет в градусах – это

1. горизонт 2. азимут 3. полюс 4. ориентир

А6. Азимут отсчитывается:

    1. от севера по часовой стрелке

    2. от севера против часовой стрелки

    3. от юга по часовой стрелке

    4. от юга против часовой стрелки

А7. Экватор является:

  1. самой длинной параллелью

  2. самым длинным меридианом

  3. самой короткой параллелью

  4. самым коротким меридианом

А8. Географическая долгота бывает:

  1. западной и южной

  2. западной и северной

  3. западной и восточной

  4. южной и северной

А9. От экватора отсчитывается :

  1. западная и восточная долгота

  2. северная и южная долгота

  3. западная и восточная широта

  4. северная и южная широта

А10. Дополните фразу: «К северу от Москвы расположен город…» (выберите ответ):

1. Астрахань 2. Адлер 3. Архангельск 4. Анадырь

А11. Укажите, каким цветом на физической карте показаны горы:

1. темно- зеленым 2. коричневым 3. желтым 4. светло-зеленым

А12. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географической карте – это…

1. горизонтали 2. азимут 3. градусная сетка 4. географическая широта

А13. Найдите ошибку:

1. 90 с.ш. 125 в.д. 2. 5 ю.ш. 170 з.д. 3. 17с.ш. 182 з.д 4. 78 ю.ш. 28 в.д.

А14. Чему равен один градус меридиана в километрах:

1. 25 2. 110, 3 3. 111,3 4. 111, 9

А15. Чему равна длина меридиана в градусах:

1. 90 2. 120 3. 180 4. 360

Блок «В»

В1. Прочитайте и выберите правильный ответ.

  1. Параллели – это линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно нулевому меридиану.

  2. Меридиан – это кратчайшая линия, соединяющая полюсы Земли.

Варианты ответов: (да, да), (нет, нет), (да, нет), (нет, да)

В2. Выпишите название линии, условно проведенной по земной поверхности параллельно экватору:

Горизонталь, меридиан, параллель, абсолютная высота, географическая широта

В3. Какие океаны пересевает нулевой (Гринвичский) меридиан?

В4. Какие материки и океаны пересекает экватор?

Блок «С»

С1. В каких полушариях находятся Евразия, Австралия и Африка?

С2. Сколько параллелей и меридианов можно провести по земной поверхности?

С3. С помощью каких географических моделей (объемных и плоских) изображают Землю и ее отдельные участки?

infourok.ru

5 класс — Tatiyana Ramenskaya Geografiya

земля — планета солнечной системы.pptx

Microsoft Power Point Presentation 4.2 MB

Земля — планета Солнечной системы

глобус — модель земли.pptx

Microsoft Power Point Presentation 13.2 MB

Глобус — модель Земли

способы изображения земной поверхности.p

Microsoft Power Point Presentation 35.5 MB

Способы изображения земной поверхности

Географические открытия древности — копи

Microsoft Power Point Presentation 14.7 MB

Географические открытия древности

Великие географические открытия.pptx

Microsoft Power Point Presentation 45.0 MB

Великие географические открытия

 

записки путешественников.pptx

Microsoft Power Point Presentation 49.2 MB

Урок-практикум Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации

горные породы и их значение для человека

Microsoft Power Point Presentation 92.5 MB

Горные породы и их значение для человека

www.tanyamir.ru