Составьте схему наук о природе география 5 класс домогацких – Практическая работа №1 Составление схемы наук о природе Цель работы

Науки о природе — урок. География, 5 класс.

Название науки происходит от греческих слов «астер, астрон» — «звезда» и «номос» — «обычай, установление, закон».

Астрономия — это наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.

 

 

Астрономия изучает планеты, звёзды, кометы и другие космические тела. Эта наука уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражает воображение людей новыми открытиями.

В переводе с древнегреческого языка слово «физис» означает «природа».

Физика — это наука, изучающая разнообразные явления природы.

 

 

Со многими из этих явлений мы часто сталкиваемся в нашей повседневной жизни: движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика рассказывает нам о том, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга.

 

Физика является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Возможно, название науки произошло от греческого слова «химевсис» — «смешивание».

Химия — наука, которая изучает вещества и их превращения.

 

 

Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Название науки происходит от греческих слов «гео» — «земля» и «графо» — «пишу», т. е. «землеописание».

География — наука о Земле.

 

 

География изучает нашу планету: океаны и материки, моря, озёра и реки, низменности, возвышенности и горы, страны, города и сёла, жизнь и хозяйственную деятельность населения Земли.

Название науки произошло от греческих слов «биос» — «жизнь» и «логос» — «наука, учение».

Биология — это наука о живой природе.

 

 

Биология изучает разнообразные живые существа на нашей планете — бактерии, простейшие, грибы, растения, животные. Человек тоже является частью живой природы. Биология отвечает на вопросы: какие живые существа есть на планете, сколько их, как они устроены, развиваются, размножаются, как связаны между собой и с объектами неживой природы.

Экология

Название этой науки происходит от греческих слов «экос» — «дом» и «логос» — «наука, учение».

Экология — это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

 

 

Знания по экологии помогут каждому человеку научиться беречь природу — наш общий дом.

Источники:

http://www.kop.ru

http://www.itselectricllc.com

http://blogs.umflint.edu

https://www.gazeta.ru

http://www.glenmoor.org.uk

http://obruchevskiymedia.ru

http://ooptrk.ru

http://j.sibdepo.ru

www.yaklass.ru

План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Разработки уроков географии в 5 классе к учебнику Е. М. Домогацких по ФГОС

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

— Выделив методы исследования, может ли человек это знание использовать?

Проводится обсуждение.

— Вы высказывали свои ГИПОТЕЗЫ о применении методов исследования на основании знаний о них.

— Выделите свойства понятия МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

— Как по-другому можно назвать это понятие? (ряд действий)

— Назовите всё, что вы знаете о методах исследования в географии .

Учитель фиксирует знания на доске.

— Сможете ли вы сейчас назвать все методы исследования?

— Почему? (мало знаем о них)

— Где мы можем почерпнуть знания о методах исследования? (в учебнике)

— Попробуйте определить задачу на основе сказанного.

— НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ методы географического исследования.

— Что поможет нам или каким образом мы сможем выявить методы исследования? (предлагают провести опыт; провести эксперимент).

— Что означает слово ЭКСПЕРИМЕНТ?

Учащиеся вспоминают определение понятия ЭКСПЕРИМЕНТ.

На данном этапе возможны два варианта продолжения занятия:

  • Можно провести простой опыт. Например, подготовить стеклянную посуду разнообразной формы стеклянной посуды: узкую, широкую, плоскую и т.д.. Налить воду во все ёмкости. Задача: как узнать, равное ли количество воды в каждой посуде? Пусть ребята подают разные идеи (можно эту работу провести в группах в форме «Мозговая атака»). Учителю рекомендуется фиксировать не только идеи, но и автора идеи. Так же можно предложить измерить класс, его площадь. Измерять будут с помощью человеческого шага. ( работают три группы – сравниваем результаты)
  • Работают 2-3 группы детей.

2. Анализ результата.

— Что вы сейчас делали? (выдвигали гипотезы). Докажите (Мы только предполагаем).

— Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить).

— Каким образом?

Дети предлагают разные способы и выбирают наиболее рациональный, точный.

  1. Выход на новое знание.

После проверки учитель с помощью вопросов подводит учащихся к определению методов исследования:

— Что являлось толчком (побуждением) для выдвижения гипотезы? (создалась проблема)

— Обратите внимание, сколько версий, идей было выдвинуто. Почему?

— Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить)

— Можно ли сразу определить чем воспользовался «грабитель» в игре «Сыщик»?

А сколько по вашему мнению , есть методов исследования?

Какие методы вы предполагаете есть?

Вопросы помогают выйти на следующие положения-свойства:

  1. Методы исследования помогают изучать нашу планету
  2. Некоторые методы исследования можно применить в быту

Учитель  просит вернуться ребят к поставленной задаче.

— На все ли вопросы мы нашли ответ?

— Какие методы исследования  вы можете назвать, зная их области применения?

Учитель подводит учащихся к следующему выводу:

Методы исследования в географии: описание, измерение, наблюдение, сравнение. Данные методы можно использовать для наблюдения за погодой, измерения расстояния от одного объекта до другого, сравнивать географические объекты..

— Хорошо это или плохо?

Делается вывод о ценности и значимости методов исследования в географии.

nsportal.ru

Урок географии в 5 классе «Науки о природе»

Урок 2. Науки о природе

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

 

Используемые технологии: 

здоровьесбережения,

проблемного обучения,

 развивающего обучения;

 развития исследовательских навыков;

информационно-коммуникационные.

 

Цель: познакомить учащихся с предметом изучения естествен­ных наук — астрономии, химии, физики, географии, биологии, экологии; дать представление о значении естественных наук в из­учении природы Земли.

 

Формируемые УУД: 

предметные: объяснять значение понятий тело, вещество, явление природы’, называть науки о природе;

метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учи­теля; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять глав­ное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; составлять описания объектов; составлять простой план; рабо­тать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;

личностные: обладать — ответственным отноше­нием к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное при­ложение, оборудование для химических и физических опытов, карта звездного неба.

Ход урока

I.

Организационный момент

II.       Проверка выполнения домашнего задания

(Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.)

III.      Актуализация знаний

— Что такое природа?

—На какие две группы делится природа Земли?

—Какие объекты относятся к миру живой природы?

—Назовите части неживой природы.

—Какая связь существует между объектами живой и неживой природы?

—Какой из объектов не относится к живой природе: подоси­новик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему?

Объясните предложение.

1)  Человек на 80% состоит из воды.

2)Акулы обитают в теплых водах океана.

3)  Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней.

 

—Что такое явление?

—Назовите биологические явления природы.

—Назовите физические явления природы.

IV.       Работа по теме урока

Тема урока: «Науки о природе». (Знакомство с планом урока.)

План урока:

1.   Астрономия.

2.   Физика.

3.   Химия.

4.   География.

5.   Биология.

6.   Экология.

Природу Земли изучают многие науки. Их называют есте­ственными науками. Почему? Найдите ответ в учебнике на с. 11. (старину природу называли «естество».)

Нас окружают тела природы — почва, человек, горная порода, дерево… Тела состоят из веществ. Тело живой природы состоит из органических веществ — белков, жиров и углеводов. В состав тел живой природы входят и минеральные вещества, в том числе вода. Когда сгорают дрова на костре или в печи, то остается зола. Зола состоит из минеральных веществ.

—А какие вещества сгорают? (Органические.)

—Приведите примеры тел природы.

—Назовите самое необходимое тело и вещество Земли. (Вода.)

—Назовите явления природы. (Листопад, землетрясение, гро­за, камнепад, рождение…)

Естественные науки изучают тела и вещества природы, а так­же процессы, которые с ними происходят, т. е. явления. Позна­комимся с науками, которые изучают природу.

1. Астрономия

(Ученики читают текст учебника на с. 11, рассматривают рис. 8.)

—От каких греческих слов произошло название науки астро­номии? (От слов «астрон» — «звезда», «номос» — «закон».)

—Что изучает астрономия? (Небесные тела.)

—Какие небесные тела вы знаете?

—Что такое Вселенная?

—Какое небесное тело более всего изучено? (Планета Земля.)

—Какие явления мы можем наблюдать во Вселенной? (За­тмение Солнца, метеоритный дождь.)

Вывод. Астрономия — наука о небесных телах: их происхожде­нии, строении, составе, движении в космическом пространстве.

2.   Физика

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

—От какого греческого слова произошло название науки фи­зики? (От слова «физис» — «природа».)

—Какое физическое явление показано на рисунке?

—Какие явления изучает физика? (Движение тел, электриче­ство, звук, свет и др.)

—Для чего нужно знание физики? (Для разработки и исполь­зования человеком техники: компьютеров, автомобилей, са­молетов и др.)

Вывод. Физика — наука, изучающая разнообразные явления природы.

3.   Химия

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

—От какого греческого слова произошло название науки химии? (Предположительно от слова «химевсис» «смешивание».)

—Какие вещества вы знаете?

—Какие вещества мы используем в быту?

— Какие вещества мы смешиваем каждый день?
 

Вывод. Химия — наука о веществах и их превращениях.

4. География

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают! рис. 8.)

—  От каких греческих слов произошло название науки географии? (От слов «гео» — «земля», «графо» — «пишу».)

Первыми географами были путешественники и купцы, которые везли товары из одной страны в другую и описывали природу,  быт и обычаи людей, живущих в разных землях.

Первыми географами были также и воины — захватывая территории разных стран, они описывали природу, жизнь и культуру этих стран. Ни одна наука не обошлась человечеству так дорого, как наука о Земле. Вряд ли на карте есть места, где бы не было мо­гил путешественников — исследователей нашей Земли, большая I часть которых неизвестна миру.

—Назовите современных путешественников. (Федор Конюхов.)

—Назовите знаменитых путешественников и мореплавателей, (Марко Поло, Христофор Колумб.)

5. Биология

(Ученики читают текст учебника на с. 14, рассматривают! рис. 9.)

—  От каких греческих слов произошло название науки биоло­гии? (От слов «биос» — «жизнь», «логос» — «наука, учение».)

Частями биологии являются:

•     ботаника — наука о растениях;

•     зоология — наука о животных;

•     микология — наука о грибах. Вывод. Биология — наука о живой природе.

6. Экология
(Ученики читают текст учебника на с. 15, рассматривают

рис. 10.)

—От каких греческих слов происходит название науки эко­логии? (От слов «экое» — «дом», «логос» «наука, учение» )

—Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и при-

роды/

Вывод. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии чело­века и природы.

V. Закрепление изученного материала

1. Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания»
нас. 17 учебника.

2. Географический диктант.
(Учитель дает определение науки.)

•   Наука о взаимоотношениях человека и природы.

•   Наука, изучающая и объясняющая явления природы.

•   Наука, изучающая небесные тела.

•   Наука о веществах и их превращениях.

•   Наука о живых организмах.

•   Наука, изучающая Землю.

(Ученики записывают цифру, под которой название науки записано на доске.)

1)   Астрономия.

2) Биология.

3)   География.

4) Экология.

5)   Физика.

6) Химия.

Ответы: 4, 5, 1, 6, 2, 3.

VI. Рефлексия учебной деятельности

•   Я понял тему урока.

•   Как я оцениваю свою работу на уроке.

•   У меня были проблемы на уроке.

Подведение итогов урока

(Ученики рассматривают рисунок 11 на с. 16.)

— Какие науки изучают явления и объекты природы?

Прочитайте вывод на с. 17 учебника.

Домашнее задание

1.    Прочитать §2.

2.    Выполнить задания № 1, 2, 3 .

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект урока по географии (5 класс): 5 класс. Урок 1. «География — наука о природе Земли».

ГИМН ГЕОГРАФОВ — «ГЛОБУС»

 (Слова К. Лосева) 

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится-вертится
Словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Только тех еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету. 

Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И тогда узнаем мы, как смело
Каждый брался за большое дело.
И места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.

Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его, по традиции,
Мы считаем своим,
Потому что мы — народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен — тесен.

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится-вертится
Словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Только тех еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету. 

ГИМН ГЕОГРАФОВ — «ГЛОБУС»

(Слова К. Лосева) 

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится-вертится
Словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Только тех еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету. 

Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И тогда узнаем мы, как смело
Каждый брался за большое дело.
И места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.

Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его, по традиции,
Мы считаем своим,
Потому что мы — народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен — тесен.

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится-вертится
Словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Только тех еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету. 

nsportal.ru