Практическая работа 1 биология 5 класс – Лабораторные и практические работы по учебнику В.В.Пасечник Биология 5 класс

Практическая работа по биологии 5 класс

Ф.И. _________________________

Дата _________________________

Практическая работа №1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Много тайн хранит природа.

Как их можно разгадать?

И какие есть приборы,

Чтоб природу изучать?

Цель: продолжить знакомство с оборудованием для исследований; определить значение измерительных и увеличительных приборов для изучения живой природы.

Оборудование: микролаборатория или набор оборудования, имеющегося в кабинете.

Ход работы

  1. Рассмотрите рисунки на с. 20-21 учебника. На какие три группы делятся приборы для научных исследований?

  2. Найдите на своих столах бинокуляр, колбу, мерный цилиндр, лабораторный стакан, лупу, пипетку, секундомер.

  3. Разделите эти предметы на три группы, заполнив таблицу.

Выводы

  1. Основными методами изучения природы являются:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Увеличительные приборы позволяют наблюдать за _______________________________ и _______________________________

  2. Для определения размеров и массы тела используют ______________________________________________________________________________________________________________

  3. Представьте себе, что вы изучаете жизнь птиц. Предложите тему эксперимента и перечислите оборудование, необходимое для его проведения.

Тема:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Список лабораторных и практических работ по биологии (5 класс)

Принято

методическим объединением

учителей естественнонаучного цикла

МБОУ «Березовская СОШ»

Протокол №1 от 25.08.2015.г.

Лабораторные и практические работы по биологии 5 класс

Дополнение к пояснительной записке рабочей программы по биологии 5 класс.

Для проведения лабораторных и практических работ используется учебник и рабочая тетрадь:

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник.- 4-изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.-141,(3)с.

2. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс/ В.В.Пасечник.- 4-изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-60,(4)с.

п\п

Тема работы

Источник

1-2

Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдения

Учебник В.В.Пасечник, стр14. Рабочая тетрадь – стр.8

3

Лабораторная работа. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Учебник В.В.Пасечник, стр31,33 Рабочая тетрадь – стр.17,22

4

Лабораторная работа. Изучение клеток растения с помощью лупы.

Учебник В.В.Пасечник, стр31. Рабочая тетрадь – стр.17

5

Лабораторная работа. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Учебник В.В.Пасечник, стр36. Рабочая тетрадь – стр.19

6

Лабораторная работа. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника

Учебник В.В.Пасечник, стр37. Рабочая тетрадь – стр.20

7

Лабораторная работа. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Учебник В.В.Пасечник, стр42. Рабочая тетрадь – стр.22

8

Лабораторная работа. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Учебник В.В.Пасечник, стр49. Рабочая тетрадь – стр.25

9

Лабораторная работа. Строение плодовых тел шляпочных грибов

Учебник В.В.Пасечник, стр77. Рабочая тетрадь – стр.31

10-11

Лабораторная работа. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей

Учебник В.В.Пасечник, стр78, 80. Рабочая тетрадь – стр.34

12

Лабораторная работа. Строение зеленых водорослей.

Учебник В.В.Пасечник, стр95. Рабочая тетрадь – стр.61

13

Лабораторная работа. Строение мха (на местных видах)

Учебник В.В.Пасечник, стр109. Рабочая тетрадь – стр.45

14

Лабораторная работа. Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника

Учебник В.В.Пасечник, стр.105 Рабочая тетрадь – стр.46-47

15

Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Учебник В.В.Пасечник, стр124. Рабочая тетрадь – стр.48

infourok.ru

Лабораторно-практическая работа по биологии «5-11 классы»

класс

Название Л/р и ПР/р по биологии

месяц

5 класс рабочая программа к учебнику А.А.Плешакова, Э.Л.Введенского «Биология.Введение в биологию» 5 кл, линия «Ракурс» М,ООО «Русское слово»

№1. Световой микроскоп и правила работы с ним.

№2. Клетки многоклеточных растительных и животных организмов.

№3. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. №4. Изучение приспособленности водных животных к среде обитания.

№5. Изучение приспособленности животных к обитанию в почве.

№6. Организмы-паразиты.

сентябрь

октябрь

октябрь

февраль

февраль

март

6 класс

№1«Строение клеток живых организмов ( на готовых микропрепаратах)»

№2« Определение состава семян пшеницы»

№3 «Ткани живых организмов»

№4«Распознавание органов у растений»

№4«Распознавание органов у животных»

Пр/р№1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

№5 «Разнообразие опорных систем животных»

№6 «Движение инфузории туфельки»

№7 «Перемещение дождевого червя»

Пр/р №2 « Вегетативное размножение комнатных растений»

№8 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционным материале)

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь —

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

январь январь

февраль

март

7 класс

№1«Строение плесневого гриба мукора»

№2«Распознание съедобных и ядовитых грибов»

№3«Изучение внешнего строения водорослей»

№4«Изучение внешнего строения мхов»

№5«Изучение внешнего строения папоротника»

№6« Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

№7«Изучение строения покрытосеменных растений»

№8«Распознавание наиболее распространенных растений своей местности. Определение их систематического положения»

№9«Строение инфузории туфельки» №10 «Внешнее строение дождевого червя» №11 «Внешнее строение моллюсков» №12 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» №13 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» №14 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» №15 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

№16 « Изучение строения млекопитающих» №17 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

февраль

февраль

март

март

апрель

май

май

8 класс

№1 «Изучение микроскопического строения тканей» выводы к ней.

№2«Распознавание на таблицах органов и систем органов» №3 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

№4«Изучение изменения размера зрачка

№5«Изучение внешнего строения костей» №6 Измерение массы и роста своего организма» №7«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

№8 «Изучение микроскопического строения крови» №9 «Измерение кровяного давления» №10 « Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» Пр/р№1 «Определение частоты дыхания» №11 «Определение норм рационального питания » №12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» Пр/р№2 « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

декабрь

январь

январь

январь

февраль

май

май

9 класс

№1«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

№2« Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

№3«Изучение клеток бактерий. растений и животных на готовых микропрепаратах»

№4 «Решение генетических задач и составление родословных» №5 « Построение вариационной кривой ( размеры листьев, антропометрические данные учащихся)

№6 « Составление схем передач веществ и энергии( цепей питания)» №7 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

Пр/р №1 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

октябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

май

май

май

10 класс

№1« Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах»

№2«Сравнение строения клеток растений и животных( в форме таблицы)»

№3«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

№4 «Составление простейших схем скрещивания» №5 «Решение элементарных генетических задач» №6 «Изучение изменчивости»

октябрь

октябрь

октябрь

март

март

апрель

11класс

№1« Описание особей вида по морфологическому критерию»

№2« Выявление изменчивости у особей одного вида»

№3« Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

№4 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» №5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» №6 « Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»

№7»Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

№8 «Решение экологических задач»

№9 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

№10 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

октябрь

октябрь

ноябрь

январь

январь

март

март

апрель

май

май

infourok.ru

Практические работы по биологии в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по биологии в 5 классе»

Практическая работа.

Тема:

Измерительные приборы

Цель работы:

Получение навыка пользования измерительными приборами

Оборудование:

Линейка, термометры, секундомер, мерная посуда, разновесы.

План работы:

  1. Составление таблицы.

Название прибора

Шкала

Применение

  1. Проведение некоторых замеров

Прибор

Объект

Замеры

Ход работы:

1.Заполненная таблица

2. Заполненная таблица

Вывод:

В выводе необходимо отразить, как наилучшим образом должно использовать измерительный прибор. Указать примененные правила обращения с приборами.

Практическая работа.

Тема:

Лабораторное оборудование

Цель работы:

Получение навыка пользования лабораторным оборудованием

Оборудование:

Химические стаканы, ступка, пробирки, ложка для сыпучих веществ, вода, мел

План работы:

  1. Составление таблицы.

Название оборудования

Применение

  1. Проведение некоторых опытов

Оборудование

Вещества

Манипуляции

Ход работы:

1.Заполненная таблица

2. Заполненная таблица

Вывод:

В выводе необходимо отразить, как наилучшим образом должно использовать лабораторное оборудование определенного наименования. Указать примененные правила обращения с оборудованием.

Практическая работа.

Тема:

Увеличительные приборы

Цель работы:

Получение навыка работы с микроскопом

Оборудование:

Световой микроскоп, готовые препараты

План работы:

  1. Правила обращения с микроскопом (запись пунктов)

  2. Рассматривание готовых препаратов (рисунок с подписями)

Ход работы:

1.Перечисленные правила

2. Рисунки

Вывод:

В выводе необходимо отразить, как и для каких научных исследований возможно использование данного прибора.

multiurok.ru

Практическая работа для учеников 5 класса.

Работа выполняется дома, по желанию, на дополнительную оценку. Вам понадобятся: картофель (сырой), немного муки, марля, семечки подсолнечника (можно взять семена тыквы, кунжута, «кедровые орешки» или другие маслянистые семена), нож, миска с водой, лист бумаги.


Название работы «Органические вещества растений»

Цель работы: обнаружить в растительном материале органические вещества.
Порядок работы (таблица):

    1. Возьмите комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.

    2. В марле осталась тягучая клейкая масса — клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

    3. Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2—3 капли йода. Что вы наблюдаете? Капните йод на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Известно, что при взаимодействии с йодом крахмал приобретает синюю окраску. Сделайте вывод. 

    4. Положите на бумагу семена подсолнечника (или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

    5. Заполните таблицу

    Что наблюдаете
    1. Пшеничная мука Положили в марлю, промыли в воде
    2. Мутная вода после промывания муки
    3. Срез клубня картофеля
    4. Семена подсолнечника Раздавили на бумаге

    6. Сделайте вывод: какие органические вещества входят в состав растений.

myblog-bio.blogspot.com

Практическая работа по биологии 5 класс ФГОС по теме: «Бактерии» по Сивоглазову

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

МНОГООБРАЗИЕ, СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ

  1. Рассмотрите и зарисуйте форму бактерий:

А)________________________________

Б) ________________________________

В) ________________________________

Г)________________________________

2.Подпишите составные части в строении бактерий:

3.Как классифицируют бактерии:

А) по дыханию: Б) по питанию:

4. Какова роль споры в жизни бактерий __________________________________________

____________________________________________________________________________

5.Какую положительную и отрицательную роль играют бактерии в природе и жизни человека (приведите не менее трёх примеров).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. _______________________________________________________________________

БАКТЕРИИ 1 вариант

  1. Одноклеточные организмы объединены в царство:

А) грибов Б) бактерий В)растений Г) животных

2. Оформленное ядро отсутствует в клетках:

А)грибов Б) бактерий В) животных Г) растений.

3. Жгутик бактерий –это органоид для:

А) запасания жира Б) дыхания В) передвижения Г) размножения

4. Спора бактерий служит для:

А) питания Б) дыхания В) размножения Г) перенесения неблагоприятных условий

5. Заполните таблицу

6. Выберите три верных утверждения. Для бактерий характерно:

А) деление клетки пополам Б) размножение семенами

В) дыхание Г) образование спор

Д) формирование органов Е) образование тканей

7. Самая маленькая систематическая единица:

А) вид Б) род В) царство Г) семейство

БАКТЕРИИ 2 вариант

  1. Самые древние обитатели планеты – это:

А) грибы Б) растения В) бактерии Г) животные

2. Бактерия размножается:

А) спорами Б) делением пополам В) жгутиками Г) цитоплазмой

3. Наследственный материал у бактерий расположен в:

А) ядре Б) наружной мембране В) цитоплазме Г) отсутствует

4. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:

А) цитоплазма Б) наружная мембрана В) жгутик Г) ядерная оболочка.

5. заполните таблицу:

6.Выберите три верных утверждения. В состав бактериальной клетки входят:

А) оформленное ядро Б) наружная мембрана

В) цитоплазма Г) хлоропласт

Д) жгутик Е) рибосома

7. Самая крупная систематическая единица:

А) вид Б) род В) царство Г) семейство

infourok.ru

Практическая работа 5 класс химический состав клетки

Практическая работа №1 Химический состав клетки

Цель работы:

2.

Семена в тигле

3.

Мука в марле

4.

Стакан с водой после промывания муки Срез клубня

5.

Семя подсолнечника Лист капусты

Вывод: В клетке около 80 химических элементов, но 99% составляют лишь 4 элемента __________________________________________ их называют _____________________________________. В состав клетки входят__________________________вещества (белки, жиры, углеводы) и _______________________вещества (вода и минеральные соли). Строительным материалом клеток являются __________________ и нужны человеку для роста. Обеспечивают организм энергией ____________________, их много в ягодах. У человека про запас откладываются питательные вещества в виде _______________ который находится под кожей и защищает нас от холода. Большую часть массы клетки составляет __________________ она выполняет транспортную функцию в организме и придаёт клеткам упругость.

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Демонстрация опыта № 3

Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Демонстрация опыта № 4

Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

(приглашаю ученика для проведения опыта)

Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

— Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа .

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

Содержание минеральных веществ:

— в семенах – 3 %

— в корнях и стеблях – 5 %

— в листьях – 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

Вопрос: В каких семенах больше воды?

Ответ: у зерновок пшеницы

Вопрос: А минеральных веществ?

Ответ: у семянок подсолнечника.

Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

infourok.ru