Параграф 4 география 5 класс – ГДЗ решебник География за 5-6 класс Лобжанидзе (Учебник) «Просвещение»

Презентация к уроку в 5 классе » Науки о природе»

Физическое

Биологическое

Физическое

Биологическое

1. Что такое природа?

всё, что окружает человека

всё, что создал человек

всё, что окружает человека и не создано им

2. Что относится к неживой природе?

куст                 3) мухомор

ручей              4) самолёт

3. Что относится к живой природе?

      1) вулкан              3) дуб

      2) звонок               4) звезда

4. Что  не относится  к природе?

гвоздь               3) Луна

камень              4) воздух

5. Без чего животные на Земле смогут обойтись?

      1) без солнечного света        3) без воздуха

      2) без воды                             4) без зоопарка

6. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ.

дышат, питаются, двигаются

растут, приносят потомство, умирают

дышат, растут, общаются друг с другом

Геологи

Гидрологи

Метеорологи

Биологи

Тема урока:

Науки о природе

Цель урока:

Познакомиться с науками изучающими природу.

Читаем стр.11 – 2 абзац

Работаем с таблицей

Название науки  

Происхождение слова

Что изучает

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

от греч. слов

«астрон»-звезда,

«номос»-закон

астрономия

Читаем стр.13– пункт 2

Работаем с таблицей

Название науки  

Происхождение слова

астрономия

Что изучает

от греч. слов

«астрон»-звезда,

«номос»-закон

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

от греч. слова

«физис»-природа

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

Читаем стр.13– пункт 3

Работаем с таблицей

Название науки  

Происхождение слова

физика

Что изучает

от греч. слова

«физис»-природа

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

химия

возможно от греч. слова

«химевсис»-смешивание

Наука о веществах и их превращениях

Читаем стр.13– пункт 4

Работаем с таблицей

звание науки  

Происхождение слова

Что изучает

от греч. слов

«гео»-земля,

«логос»-учение, наука

география

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

Работаем с таблицей

Название науки  

Происхождение слова

Что изучает

от греч. слов

«биос»-жизнь,

«логос»-учение, наука

биология

Наука о живой природе

Работаем с таблицей

Название науки  

Происхождение слова

Что изучает

экология

от греч. слов

«экос»-дом,

«логос»-учение, наука

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

К естественным наукам НЕ относят:

  • История;
  • Астрономия;
  • Физика;
  • Химия .

Рассвет и закат это:

  • Тело;
  • Вещество;
  • Явление;
  • Реакция.

Наука о небесных телах:

  • История;
  • Астрономия;
  • Физика;
  • Химия .

Наука о живой природе:

  • Экология;
  • География;
  • Биология;
  • Геология.

Наука о растениях:

  • Анатомия;
  • Физиология;
  • Ботаника;
  • Геология.

Наука, изучающая строение и превращение веществ:

  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География.

Наука, изучающая явления природы:

  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География

§2, подумайте! Задание1стр.17

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока географии «План местности и географическая карта» 5 класс

ФИО учителя (полностью)

Цедрик Елена Леонидовна

Место работы

МБОУ Гимназия 44, г. Иркутск

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

«План местности и географическая карта», 3 урок в разделе «Виды изображений поверхности Земли».

Тип урока

Комбинированный.

Базовый учебник

География. Начальный курс. 5 кл.: учебник/ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

Цели урока:

научить учащихся находить различия между планом местности и географической картой.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • обладать – ответственным отношением к учёбе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные:

  • уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • оценивать работу одноклассников.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: план местности, условные знаки, масштаб, географическая карта, градусная сеть, меридиан, параллель;

Учащиеся должны уметь:

  • читать условные знаки;

  • читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков;

  • выделять различия между планом местности и географической картой.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

: диалог, парная работа, самостоятельная работа, коллективная работа.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карты: плана местности и географическая карта полушарий, картосхема посёлка Белая Берёзка.

Технологическая карта урока

Этапы

уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организация начала занятия

Приветствует  учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Метапредметные:

1.Волевая саморегуляция.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания

Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради. Разбирает задания, вызвавшие затруднения.

Ученики проверяют правильность выполнения заданий, исправляют, дополняют свои ответы

Метапредметные:

1.Самоконтроль учебной деятель­ности.

3. Подготовка к основному этапу занятия

Фронтальный опрос по вопросам:

1.Как называется умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта?

2.Какие способы ориентирования вы знаете?

3.Что такое компас?

4.Начертите стороны горизонта на доске?

5.Как определять своё местоположение по Солнцу и Полярной звезде?

Слушает ответы учащихся. Направляет деятельность учащихся.

Ставит проблемный вопрос: «Как изобразить большую территорию на листе бумаги?»

Подводит к формулировке темы урока.

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Дополняют, комментируют правильность и полноту ответов одноклассников.

Высказывают предположения, свои мысли, доводы.

Формулируют тему урока, ставят цель урока. Записывают в тетрадь.

Совместно с учителем составляют план урока

Предметные:

Обобщают полученные ранее знания об ориентировании, о способах ориентирования.

Метапредметные:

1. Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.

2. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.

3. Высказывают свою точку зрения.

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

4. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Ставит проблемный вопрос:

Как люди изображали земную поверхность в древности?

Вопросы:

1.Когда появились первые географические изображения местности?

2.На чём делались эти изображения?

3.Из чего создавали карты народы тихого океана?

4.Где карты получили широкое распространение?

5.Когда в Европе начался расцвет картографии?

2.Беседа об изображении больших и малых территорий на бумаге.

Учитель подводит учащихся к определению понятия плана местности.

3.Ставит вопрос: «А как изображают более крупные территории планеты или всю её целиком?»

Рассказывает о делении карт по масштабу и содержанию.

Карты


По масштабу По содержанию

-мелкомасштабные -физические

-крупномасштабные -политические

-экономические и др.

4.Показывает на глобусе и карте полушарий сетку из пересекающихся линий и ставит проблемный вопрос: «Зачем нужна эта сеть и как она называется?»

Учитель выслушивает учащихся.

Корректирует ответы при работе с картой и глобусом

1.Читают учебник стр.83-84, изучают текст Раздела 1. и отвечают на вопросы учителя.

Дополняют и исправляют ответы одноклассников.

2.Ученики записывают понятие в тетради. Определяют значимость планов местности в жизни человека.

Самостоятельная работа с учебником стр.84. Записывают определения понятий «условные знаки» и «масштаб». Выполняют задание №1,2 в рабочей тетради стр.43. Осуществляют взаимопроверку.

3.Высказывают мнения, делают предположения. Формулируют понятие «географическая карта», записывают определение в тетради.

Записывают информацию тетрадь.

4.Учащиеся высказывают свои мнения.

Читают текст учебника стр.86 и записывают определения понятий «меридианы» и «параллели» в тетрадь. Показывают на карте полушарий меридианы, начальный меридиан, экватор и параллели.

Выполняют задание №4 стр.44 в рабочей тетради.

Предметные:

1.Иметь представление о возникновении карт, о начале расцвета картографии в Европе.

2.Знать основные понятия: план местности, условные знаки, масштаб, географическая карта, градусная сеть, меридиан, параллель;

3.Уметь читать условные знаки; план местности и географическую карту с помощью условных знаков;

Метапредметные:

1. Корректируют свои знания.

2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

3. Излагают соб­ственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

Личностные:

Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач; формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать.

5. Первичная проверка пони­мания знаний и способов дейст­вий

Ставит вопрос: «А чем же отличается план от географической карты по следующим признакам:

— по охвату территории

— по подробности изображения

— по условным знакам

— градусная сеть

Выявляют различия и сходства плана местности и географической карты. Обсуждают признаки и, сравнивая, делают выводы.

Предметные:

Уметь выделять различия между планом местности и географической картой.

Метапредметные:

1. Корректируют свои знания.

2.Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-след­ственные связи.

3.Участие в сов­местной деятель­ности. Излагают соб­ственные мысли, ведут диалог.

Личностные:

1.Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач; формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать.

6. Закрепление знаний и спосо­бов действий

Учитель проводит географический диктант (по всем основным понятиям и терминам урока.)

Предлагает ключ ответов.

Отвечают письменно на вопросы. Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

Работают в парах по взаимопроверке.

Предметные:

Обобщают и структурируют полученные знания.

Метапредметные:

1.Оценивют результаты своей работы.

2.Моделируют и формулируют ответы.

3.Осуществляют взаимооценку.

Личностные:

Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Предлагает определить уровень своих достижений, продолжая начатые предложения.

— Я молодец, так как…

— Я доволен своей работой на уроке ….

— Я мог бы работать лучше….

Предлагает наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания.

Учащиеся оценивают свою работу, выбирая одну из фраз и проговаривая еѐ.

Метапредметные:

Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный

результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности

Личностные:

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Самооценка. Самоопределение в дальнейшей деятельности.

8. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

1.§18 прочитать, выучить условные знаки плана местности рис.99 стр.85.

2.Выполнить задания №3,5,6 в рабочей тетради

стр.44-45

Осмысливают объем задания, записывают в дневники.

Метапредметные:

Настрой на структуриро- вание знаний, поиск ин- формации

Личностные:

Формирование

ответственного отношения к учению

videouroki.net

Рабочая программа по географии «Сферы» 5 класс. КТП

Календарно-тематическое планирование

География 5 класс

№ урока

Тема

урока

Тип

урока

Предметные результаты

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуника-тивные

УУД

Регулятивные

УУД

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

По плану

По факту

Раздел 1. Источники географической информации (21ч.)

Введение (2 ч. )

1.

География: древняя и современная наука.

Ввод-ный

Уметь рассказывать о зарождении науке о Земле. Знать систему географических наук.

Развитие познаватель-ных интересов,

внутренней позиции

на уровне положительно-го отношении к школе.

Анализировать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науке на основе текста учебника и иллюстраций.

Развивать коммуникатив-ные умения , задавать вопросы для организации собственной деятельности .Определять понятие «география» .

Планировать свои

действия в соответствии с поставленной задачей.

Текущий.

Учебник с.5-9,атлас,

контурные карты,

02-07.09

2.

География в современном мире .

Комбини-рованный

Уметь рассказывать о географических объектах, явлениях и процессах. Уметь отвечать на вопрос: «Зачем человеку нужна география» . Изучение Земли современной географии .

Осознание ценностей особенность изучения Земли географией по сравнению с другими науками .

Анализировать, сравнивать географические явления влияющие на географические объекты .

Устанавливать географические явления влияющие на географические объекты .

Различать природные и антропогенные географические объекты .

Текущий

Учебник

с.10 , 11

09-14.09

Развитие географических знаний о Земле (7 ч.)

3.

География в древности .

Комбинированный

Понимать информацию о мире древних цивилизаций .Географических знаний на Древнем Востоке .Уметь рассказывать о Древнем Египте , Древнем Китае и Древней Индии .

Показывать по картам территорию древних Государств Востока .

Сравнивать , анализировать мир древних цивилизаций .

Находить информацию (в Интернете и других источниках ) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока.

Принимать учебную задачу и планировать свои действия .

Текущий.

Учебник

с.14 ,15.

16-21.09

4.

Географические знания в древней Европе.

Комбинированный

Уметь рассказывать о географических знаниях и открытиях Древней Греции и Древнем Риме .

Показывать по картам территории Древних Государств Европы.

Уметь сравнивать географические знания и открытия в Древней Греции и в Древнем Риме. Уметь обобщать факты и явления

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Принимать и формулировать учебную проблему .

Текущий.

Учебник

с. 16 , 17

23-28.09

5.

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа .

Комбинированный

Иметь представление об Арабском Востоке .Путешествиях арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели

Уметь прослеживать по картам маршрут и путешествий арабских мореходов , А .Никитина ,викингов , Марко Поло . Наносить маршруты путешествий на контурную карту .

Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение открытий

А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги.

Принимать и формулировать учебную задачу.

Текущий .

Учебник с .18 -21

30.09-05.10

6.

Открытие нового света.

Комбинированный

Знать причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба , А. Вепуччи история названия открытых

Х . Колумбом континентов. Значение открытия Нового Света.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий

Х. Колумба.

Приобретать навыки подбора интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для её народов.

Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об открытии Нового Света.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Текущий .

Учебник с. 22 , 23

07-12.10

7.

Эпоха великих географических открытий.

Комбинированный

Уметь рассказывать о Южном морском пути в Индию .Об экспедиции Васко да Гамма Кругосветном путешествии Ф. Магеллан , Ф . Дрейк .Значение великих географических открытий .

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах .Наносить маршруты путешествий на контурную карту .

Уметь сравнивать и анализировать факты эпохи Великих географических открытий .

Уметь находить информацию в Интернете и других источниках о путешественниках и путешествиях эпохи ВГО. Обсуждать значение открытия Нового Света и всех эпохи великих географических открытий .

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия .

Текущий.

Практическая работа №1 по составлению презентиции о великих путешественниках

Учебник с. 24, 25

14-19.10

8.

Открытие Австралии и Антаркти-ды .

Комби-нирован-ный

Знать открытия исследование Австралии (А. Тасман, Д.Кук).

Открытие исследования Антарктиды

(Ф.Ф.Беллинсгаузен , М.П. Лазарев ).

Первое кругосветное путешествие.

Уметь прослеживать по картам маршруты путешествий Д. Кука ,Ф. Ф . Беллинсгаузена и М.П. Лазарева .И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского .Наносить маршруты путешествий на контурную карту .

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты открытий Австралии и Антарктиды.

Находить информацию в Интернете и других источниках и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Текущий.

Учебник с. 26,27

21-26.10

9.

Современные географические исследова-ния . Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Обобщение по теме «Разви-тие геогра-фичес-ких знаний о Земле».

Уметь обобщать ранние изученные темы: исследования полярных областей Земли Покорение Антарктиды. Исследования океанов, трудно доступных территорий. Вклад России в географичес-кие исследовании.Изучение верхних слоёв атмосферы .

Уметь находить на иллюстрациях (среди электронных моделей ) и описывать способы современных географичес-ких исследований и применяемые.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Принимать учебную задачу и планировать свои действия.

Контрольный. Тетрадь-экзаменатор с.4 , 13 .

Учебник с 28 ,30

28.10-02.11

Изображения земной поверхности и их использование ( 12 ч )

10.

Изображе-ние земной поверхнос-ти.

Комби-нированный

Уметь рассказывать

такие темы как:

«Наука о создании

карт. Глобус как

объёмная модель

Земли. План и карта.

Атлас.

Аэрокосмические снимки»

Уметь распознавать

различные виды

изображения земной поверхности: карту,

план, глобус, атлас и аэро фотоснимок.

Анализировать атлас

и различать его карты

по охвату территории и тематике .

Уметь сравнивать

планы и карты с аэро фотоснимками и фотографиями одной местности. .

Уметь находить

на аэро

фотоснимках

легко распозна-

ваемые и не распознаваемые географические

объекты.

Уметь

планировать

свои

действия.

Текущий.

Учебник с. 32 ,

33

11-16.11

11.

Масштаб и его виды.

Комби-нированный

Знать , что показывает масштаб .Виды записи масштаба (Численный , именованный , линейный ). Линейный масштаб и его использование .

Определять по топографической карте или плану местности расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба .

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот .

Выявлять

подробности изображения

объектов на картах разных масштабов.

Формировать учебную

проблему .

Текущий.

Учебник с.34,35

18-23.11

12.

Условные знаки .

Комбинирован

ный

Знать , что такое условные знаки и легенда . Виды условных знаков: площадные , точечные , линейные .

Распознавать условные знаки планов местности и карт .

Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов , пояснительной подписи .Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты .

Описывать

маршрут по топографической

карте

(Плану местности )

с помощью

чтения

условных знаков .

Формулировать учебную задачу и планировать свои действия .

Текущий.

Учебник с.36,37

25-30.11

13.

Способы изображения рельефа земной поверхности.

Комби-нированные

Знать абсолютную и относительную высоту. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах.Шкалу высот и глубин .

Показывать на физических картах глубокие морские впадины ,равнины суши, горы , горные вершины .На картах и планах местности показывать выпуклые и вогнутые формы рельефа

Распознавать высоты (глубины на физических картах с помощью шкалы высот и глубин ) подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины .

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом .

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты , превышение точек относительно друг друга .

Теку-

щий .

Практическая работа №2 построение профиля рельефа

Учебник с.38,39

02-07.12

14.

Стороны горизонта Ориентирование.

Комбинирован

ный

Знать основные промежуточные стороны горизонта способы ориентирования на местности . Компас ориентирование на местности .

Развивать познавательные интересы по данной теме .

Определять по компасу направление на стороны горизонта определять углы с помощью транспортира.

Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности .

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи .

Текущий.

Практическая работа №3 Ориентирование и определение азимутов на местности и плане

Учебник с. 40,41

09-14.12

15.

Съёмка местности.

Комби-нированный

Уметь определять расстояния и азимуты на местности. Знать что такое ориентирова-ние и определять азимут на плане .

Осознавать необходимость изучения данной темы , ценности географических знаний , как важнейших компонентов научной карты мира .

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно на предметов и объектов , по плану местности .

Определять азимуты по компасу на местности и на плане

(топографии-ческой карте) , стороны горизонта на плане .

Ставить задачи и уметь их решать .

Текущий.

Учебник с. 42,43

16-21.12

16.

Составле-ние плана местности.

Практическая работа

Уметь составлять простейший план местности

Развитие познавательных интересов , на уровне положительного отношения к школе .

Составление простейшего плана местности. Использование оборудования для глазомерной съёмки .

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия .

Практическая работа №4

По проведению полярной съемки местности «Построение схемы маршрута»

Учебник

с.44,45 .

18-23.12

17.

Географические карты .

Комбинированный

Уметь различать карту от плана , читать карты , определять местоположения объектов , абсолютных высот. Различать разнообразие карт .

Читать карты различных видов на основе анализы легенды . Развивать познавательные интересы .

Определять зависимости карты от её масштаба сопоставлять карты разного содержания .Сравнивать глобусы и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов .

Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности .

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

Текущий.

Учебник с. 46,47

23-28.12

18.

Параллели и меридианы

Комбинированный

Знать понятия Параллели, меридианы Градусная сетка .

Показывать на глобусе и картах экватор , параллели , меридианы , начальный меридиан , географические полюсы .

Сравнивать глобус и карты. Определять по картам стороны горизонта , и направление движения .Объяснять назначение сетки параллели и меридианов .

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом , задавать вопросы для организации собственной деятельности .

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

Текущий.

Учебник с. 48,49

13-18.01

19.

Географические координаты. Градусная сеть

Комбинированные

Уметь объяснять что такое географическая широта и географическая долгота .Знать способы их определения .

Развитие познавательных интересов .

Находить объекты на карте по географическим координатам , определять по картам географические координаты объектов ,расстояние с помощью градусной сетки

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом .

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Теку-

щий.

Практическая работа №5

Составление маршрута путешествия

Учебник с.50,51

20-25.01

20.

Географические информационные системы.

Комбинирован-ные

Иметь представление понятий о ГИС. Возможности современной ГИС и их практическая применение .

Развитие

познаватель-ных

интересов на

уровне

положитель-ного

положения

к школе.

Выявлять причины

появления ГИС.

И способы

использования .

Находить информация в Интернете и других источниках о ГИС

.Обсуждать значение ГИС.

Планировать

свои

действия и

оценивать

правильность

выполнения

действий .

Теку-

щий .

Практическая работа №6

Построение маршрута на основе картографических интернет-ресурсов

Учебник с.52,53

27.01-01.02

21.

Обобщающий урок «Изображение земной поверхности их использование»

Обобщающие

Уметь обсуждать проблемы из рубрики «Подведём итоги»

Учебник с.26.

Развитие познавательных интересов мотевационной основы учебной деятельности включающий социальные , учебно-познавательные и внешние мотивы .

Выполнение вариантов контрольной работы , предлагаемой в тетради-экзаменаторе с.14,29 .

Умение

задавать

вопросы для

рганизации

собственной

деятельности умение задавать

вопросы

деятельности.

Планировать

свои

действия в

соответствии

с поставленной

задачей.

Текущий .

Учебник с.54

03-08.02

Раздел 2. Природа Земли и человек (13 ч.)

Земля-планета Солнечной системы ( 5 ч. )

22.

Земля в

Солнечной системе.

Комби-

ни

рован-

ный

Иметь представление о составе Солнечной системе. Система «Земля –Луна»

Географиче-ские следствие формы и размеров Земли. Уникальность планета –Земля.

Развитие познаватель-ных интересов Осознание необходимости изучения данной темы.

Анализировать иллюстративно –справочный

материал и сравни-

вать планеты

Солнечной системы

по разным

параметрам.

Составлять «Космический

адрес» планеты

Земля. Составлять

и анализировать

схему «Географиче-

ские следствия

размеров и формы

Земли »

Находить

нформацию в Интернете и других

источниках и подготавливать сообщения на тему «Представ-

ления о форме и размерах Земли в древности»

Формировать

учебную

проблему и

планировать свои действия.

Текущий .

Учебник с.56,57.

10-15.02

23.

Осевое вращение Земли .

Комби-

нирован

ный

Иметь представление о вращении Земли вокруг своей оси .Географическом следствии осевого вращения .Сутки и часовые пояса .

Развивать познавательные интересы воспринимать на слух и принимать информацию об осевом вращении Земли .

Выявлять продолжительность суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси .Составлять , анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей Оси .»

Наблюдать

действующую модель движения

Земли и описывать

особенности

вращения Земли

вокруг своей оси .

Решать познава-

тельные и практи-

ческие задачи

на определение

разницы во времени

часовых поясов .

Принимать

учебную

задачу и

вносить

необходимые коррективы в свои действия .

Текущий.

Учебник с. 58,59

17-22.02

24.

Орбиталь-

ное движение Земли.

Комбини-

рован-

ный

Иметь представления об движении Земли по орбите и смене времён года .Тропики и полярные круги .Пояса освещения .

Осознание ценностей географических знаний , необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов .

Показывать на схемах и картах тропики ,полярные круги .Анализировать схему орбитального движение Земли и объяснять смену времен года .

Наблюдать

действующую модель движений

Земли и описывать

собенности

движения Земли

по орбите .

Формировать учебную

проблему

и планировать свои действия

в соответствии с поставленной задачей

Текущий.

Учебник с.60,61

24-29.02

25.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Комбини-

рован-

ный

Уметь рассказывать о солнечной активности и жизни людей .Об метеорах ,метеоритах , кометах .

Развитие познавательных интересов , внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе .

Составлять описания происшествия на Земле , обусловленных космическими процессами , явлениями .

Находить дополнительные сведения о

проблемах с которыми может столкнутся человечество космического пространства .

Формулировать учебную проблему и уметь её решать.

Текущий.

Учебник с 62,63

02-07.03

26.

Обобщающий урок «Земля-планета Солнечной системы»

Обобщающий

Уметь использовать изученную информацию по всей теме.

Развитие познавательных интересов ,мотивации учебных действий .

Выполнять варианты контрольной работы из тетради-экзаменатора с.30,37.

Уметь обсуждать проблемы предлагаемые в рубрике

«Подведём итоги» Учебник с. 64 .

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Конт-рольная работа.

Учебник с.64

09-14.03

Литосфера – каменная оболочка Земли (8 ч )

27.

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

Комбинирован-

ный

Уметь рассказывать о внутреннем строении Земли, методы её

изучения.

Горные породы.

Развивать познавательные интересы.

Осмыслять

важность

изучения данной

темы.

Анализировать

схему при

преобразования горных пород . Сравнивать свойство

горных пород

различного

происхождения

Выявлять

особенности

внутренних

оболочек Земли на основе анализа иллюстраций,

сравнивать

оболочки междусобой .

Уметь

добывать

знания через

Интернет и

другие

источники,

по данной

теме .

Уметь работать

друг с другом.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Теку-

щий .

Учебник с.66 .67

16-21.03

28.

Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств

Практический

Уметь рассказывать о внутреннем строении Земли, методы её

изучения.

Горные породы.

Развивать познавательные интересы.

Осмыслять

важность

изучения данной

темы.

Сравнивать

свойство

горных пород

различного

происхождения .

Уметь работать

друг с другом

Планировать свои действия

в соответствии

с поставленной задачей.

Практи-

ческая

работа № 7

по

определе-

нию

горных

пород и описанию ихсвойств

Учебник с.66 .67

23-28.03

29.

Земная кора и литосфера .

Комбини-

рован-

ный

Уметь рассказывать о строении континентальной и океанической земной коры .Литосфера , её соотношение с земной корой . Литосферные плиты и их взаимодействия .

Развивать познавательные интересы .

Осмыслять важность изучения

данной темы .

Анализировать

схемы (модели)

строения земной

коры и литосферы .

Сравнивать

океаническую и континентальный

типы земной

коры .

Устанавливать по иллюстрациям и картам

границы

столкновения и расхождения литосферных

плит , выявлять

процессы ,

сопровождающие взаимодействие литосферных плит .

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

Текущий .

Учебник с.68-69

06-11.04

30.

Рельеф Земли .

Комбинирован-

ный

Иметь представление о рельефе , Земли , об основных формах рельефов суши и дна Мирового океана . Уметь различать горы и равнины по высоте , описывать рельеф территории по карте .

Развивать интересы учащийся по данной теме .

Выявлять особенности изображения на картах

крупных форм

рельефа дна Океана и показать

их .

Уметь ставить

задачи и

планировать

действия в соответствии с поставленной

задачей .

Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей .

Текущий.

С.70,71 , атлас , с.6-9 ,

18-21 ,26-27 ,

контурные карты ,

с.10-11 № 1-3,5

13-18.04

31.

Внутренние силы Земли .

Комбинирован-

ный

Уметь рассказывать об образовании гор .Давать характеристику землетрясениям и вулканизму , их последствия .

Развивать познавательные интересы учащихся .

Выявлять по

географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма .

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли . Наносить на

контурную карту

вулканы , пояса землетрясений

Уметь работать

в группах .

Уметь добывать

информацию

с Интернета

и других

источников .

Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей

Текущий .

Учебник с 72-73 ,

атлас с.8-9 ,

20 -23 , контурные

карты

с. 10-11 № 4 ,

с.24-25 № 3 .

20-25.04

32-33

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа .

Комбини-рован-

ный

Уметь рассказывать о внешних процессах изменяющих земную поверхность .О преобразовании рельефа , антропогенных формах рельефа .

Развивать познавательные интересы учащихся по данной теме .

Составлять и анализировать

схему, демон-

стрирующую

соотношение

внешних сил и

формирую-

щихся под их

воздействием

форм рельефа . Сравнивать

нтропогенные и природные формы

рельефа по

размерам и

внешнему виду

Уметь работать

в группа .

Уметь

добывать

информацию

с Интернета и

других

источников .

О влиянии

оврагов

на хозяйственную деятельность

людей способах

борьбы с их образованием

Уметь ставить задачи и планировать свои действия .

Текущий.

Учебник с.74-77

27.04-15.05

34

Человек и мир камня.

Обобщение по теме «Литосфера -каменная оболочка Земли»

Обобщающий

Иметь представление о строителях и материалах драгоценных и поделочных камнях , полезных ископаемых . Знать об охране литосферы и воздействиях хозяйственной деятельности человека на литосферу .

Развивать познавательные интересы учащихся по обобщению всей темы .

Сравнивать,

анализировать ,

уметь находить

причину,

обобщать .

Уметь

обсуждать

подготовленные проблемы,

предлагаемые

в рубрике

«Подведём итоги »,

учебник с. 80.

Уметь ставить задачи и планировать свои действия . Выполнения вариантов контрольной работы в тетради –экзаменаторе , с.38-45 .

Практическая работа «Построения профиля рельефа» , тетрадь-практикум с.6,7.

Учебник с.78-80,

18-22.05

infourok.ru

Конспект по географии для 7 класса «История формирования рельефа Земли»

План-конспект урока для 7 класса

Раздел: География 7 класс

Тема урока: 4. История формирования рельефа Земли

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Способствовать изучению материала о формировании рельефа Земли.

Задачи:

1. Способствовать получению информации об образовании современных материков, о том, как образовались древние и молодые платформы и как устроена земная кора, лежащая в основе каждого материка.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «География. Земля и люди. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018.».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира, атлас по географии 7 класс.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знания

1. Вопрос: Что такое литосферные плиты и как они взаимодействуют друг с другом?

Ответ:

Литосферная плита – это крупный (несколько тысяч км в поперечнике) блок земной коры, включающий не только континентальную, но и сопряженную с ним океаническую кору.

Литосферная плита ограничена со всех сторон сейсмически и тектонически активными зонами разломов.

Литосферная плита состоит из земной коры и верхней части мантии (субстрата)

Литосферные плиты могут перемещаться, при перемещении происходят следующие процессы:

1. Расхождение – образуется новая океаническая кора.

(Рис. 1.10 Образование земной коры: а) океанической из базальтов при расхождении литосферных плит).

2. Столкновение океанической и континентальной плит – океаническая кора погружается под континентальную.

(Рис. 1.10 Образование земной коры: б) континентальной при пододвигании океанической литосферной плиты под континентальную)

3. Столкновение континентальных плит – образуется горная цепь (гряда)

Вопрос: Как формируются складчатые горы суши?

Ответ: Складчатые горы, сложенные смятыми в складки горными породами, формирующиеся в подвижных участках земной коры на границах столкновения литосферных плит. На ранних стадиях развития характерной чертой складчатых гор является соответствие горных хребтов выпуклым складкам (антиклиналям), а понижений между хребтами — вогнутым (синклиналям). В последующем вздымание складок сопровождается их разрывами, но всё же складчатая структура преобладает над глыбовой. Складчатые горы образуют на Земле два гигантских складчатых пояса — Тихоокеанский (Анды, Кордильеры, горы островов западных окраин Тихого океана) и Альпийско- Гималайский.

III. Изучение нового материала

План:

1. Летоисчисление Земли

2. Формирование земной коры материков

3. Образование платформ

4. Горообразование

5. Современные материки и океаны

1. Летоисчисление Земли

Учитель: С момента образования Земли – 4,6 млрд лет назад – облик ее поверхности многократно менялся: материки и океаны приобретали разные размеры и очертания. Современное географическое положение материков и океанов, особенности их рельефа – это результат длительного геологического развития Земли.

Запись. Геологическая история Земли измеряется эрами, которые включают в себя сотни миллионов и даже миллиардов лет.

Задание 1. Изучить рисунок 1.9. «Геологические эры и эпохи складчатости» и карту атласа «Строение земной коры» на стр. 4-5 и выписать названия и даты эр.

Ответ:

Архейская эра (от 4,5 до 2,5 млрд лет)

Протерозойская эра (от 2,5 млрд до 500 млн лет)

Палеозойская эра (от 500 млн лет до 250 млн лет)

Мезозойская эра (от 260 млн лет до 66 млн лет)

Кайнозойская эра (от 66 млн лет до наших дней)

Запись. Внутри эр, начиная с палеозойской, выделяют меньшие отрезки времени – периоды.

Задание 2. В названиях эр отражены этапы развития жизни на Земле. Изучив информацию п.1. на стр. 14, выпишите значения названий эр.

Ответ:

1. Архей – время древнейшей жизни (от греч. «археос» — древнейший, архаичный).

2. Протерозой – время ранней жизни («протерос» — первичный).

3. Палеозой – эра древней жизни.

4. Мезозой – эра средней жизни.

5. Кайнозой – эра новой жизни.

Задание 3. Изучив информацию на стр. 15, объясните значение слова «палеонтология»

Ответ: Палеонтология – биологическая наука изучающая остатки живых организмов и историю жизни на Земле.

2. Формирование земной коры материков

Задание 4. Изучив информацию п.2. на стр. 15, записать этапы формирования земной коры материков.

Ответ:

Этапы формирования земной коры материков:

1. Древняя кора океанического типа.

2. Континентальная кора.

3. Складчатые горы суши.

3. Образование платформ

Задание 5. Изучив информацию п.2. на стр. 15, записать этапы образования платформ

Ответ:

Этапы образования платформ:

1. Под действие внешних сил горы любой высоты выравнивались.

2. На их месте возникали платформы с равнинным рельефом.

3. Из-за медленных опусканий отдельных участков фундамента на их поверхности горизонтальными слоями накапливались новые горные породы морского и континентального происхождения – осадочный чехол. Части платформ с осадочным чехлом называются плитами, а без осадочного чехла – щитами.

4. В областях древнейших складчатостей сформировались древние платформы, во всех остальных – молодые.

4. Горообразование

Учитель: Древние и молодые платформы – устойчивые, спокойные участки земной коры, как правило, без землетрясений и извержений вулканов.

На границах же схождения литосферных плит образуются горы: складчатые в областях кайнозойской складчатости и глыбовые в областях всех более древних складчатостей.

Задание 6. Изучив информацию п. 4 на стр. 17, выписать названия глыбовых гор.

Ответ:

Глыбовые горы: Скандинавские горы, Урал, Куньлунь и Тянь-Шань в Евразии, Аппалачи в Северной Америке, Большой Водораздельный хребет в Австралии.

5. Современные материки и океаны

Задание 7. Изучив информацию п.5. на стр. 17, схематически изобразить появление современных материков.

Ответ:

Пангея разделилась на:

 Лавразию и Гондвану.

Лавразия разделилась на: Северную Америку и Евразию.

Гондвана разделилась на: Южную Америку, Африку, Австралию, Антарктиду.

IV. Закрепление изученного материала – письменно ответить на вопросы и задания на стр. 17:

1. Назовите геологические эры и соответствующие им эпохи складчатости.

2. расскажите о строении платформ и этапах их формирования.

3. Почему платформы – сейсмически спокойные участки?

4. Объясните, как образуются складчатые и глыбовые горы. Приведите примеры тех и других.

5. Как формировались современные материки? В каких особенностях природы отразилась история их формирования?

V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

— Сегодня я узнал(а), что…

— Я понял(а), что…

— Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

— Сегодня я работал(а)…

VI. Подведение итогов

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке, собирает тетради на проверку.

VII. Домашнее задание: параграф № 4.

Используемые источники:

http://roxolana.com.ua/wp-content/uploads/2012/06/004.jpg


https://resheba.me/gdz/geografija/7-klass/kuznecov/4

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Презентация, технологическая карта по теме «представление об устройстве мира»

Предмет: География

Класс 5

Тема урока «Представление об устройстве мира»

Учебник: «География. Землеведение» Климанова О.А. и др

Цель: дать первоначальные сведения о солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической моделях устройства мира

Задачи:

— обучающие: углубить представления обучающихся об устройстве мира

развивающие: развитие познавательных интересов обучающихся, умения работать с дополнительной литературой и ресурсами ЭОР

— воспитательные реализовать принцип связи изучаемого материала с жизнью, воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

предметные-объяснять значение понятий «геоцентрическая и гелиоцентрическая модель»

метапредметные- работа с текстом, схемами, таблицами

личностные— приводить свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца, поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе

Универсальные учебные действия:

личностные: осознание ценности географических знаний.

регулятивные:высказывать свое предположение на основе учебного материала,

работать по плану, инструкции, осуществлять самоконтроль.

познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: карта звездного неба, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Этап 1

Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, готовность к уроку

Этап 2.

Актуализация

опорных знаний по теме:

Задает вопросы:

1.Какой школьный предмет в начальной школе посвящен изучению природы

2.Какие еще науки, изучающие природу вы знаете

1. Называют окружающий мир.

2.Вспоминают и называют естественные науки о Земле, делают вывод о том, что география одна из наук о Земле

Познавательные

1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

3.Преобразовывать информации. Из одного в другой (схему в текст)

4.Вычитывать все уровни текстовой информации.

5.Определять возможные источники, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

1.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтвеждать их фактами.

2.В дискуссии уметь выдвинуть конраргументы, перефразировать свою мысль

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство

4.Уметь взглянуть на ситуации. С иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно

обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самастоятельно.

Этап 3Формулирование задач урока

География в переводе с греческого означает землеописание( гео-земля

Графо – пишу)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету

Однако она существует не сама по себе, а является частью космоса.

Вопросы 1. Что это для нас значит

2. Всегда ли представления о мире были такими как сейчас.

3.С чем же нам предстоит познакомиться на уроке

4.Записывается тема урока

«Представления об устройстве мира»

1.Ожидаемый ответ Землю нельзя изучать в отрыве от космоса

2. Представления об устройстве мира менялись

3.. С тем как менялись представления об устройстве мира

Этап 4

Процессуально- содержательный.

1.Как менялись представления об устройстве мира

2.Как устроен наш мир

1. На протяжении веков люди вели спор о том, что находится в центре мира-

Земля или Солнце .

Задание: Сравните модели устройства мира: в чем их различия

3. Работа с презентацией

А)Геоцентрическая модель-древнегреческий ученый

Аристотель (384-322 до н. э.

Проблема Какие явления, происходящие на Земле не могла объяснить эта модель

Б)Гелиоцентрическая

Научное обоснование Николай Коперник (1473- 1543)

Вопрос :Приведите свой пример, доказывающий

Вращение Земли вокруг Солнца

В) Джордано Бруно(1548-1600 г)

Проблема

Почему идеи Д. Бруно считают близкими к современной модели устройства мира

Поисковое задание:Сравните современное представление об устройстве мира и гелиоцентрическую модель Н. Коперника. Назовите их сходство и различия.

Земля- одна из восьми планет, вращающихся вокруг Солнца – среднего размера звезды, одной из множества в космосе или Вселенной. Вселенная безгранична. Звезды, планеты рождаются развиваются, умирают. Вселенная-это беспрерывное движение и развитие.

Работают с рис 1 стр 11

Формулируют выводы

Геоцентрическая модель устройства мира- в центре Земля

Гелиоцентрическая- в центре

мира Солнце

3. Пытаются выявить явления:

А) Почему день и ночь в разное время года имеют разную продолжительность?

Б)Почему даже в одном месте в разное время года Солнце восходит и садится не в одной точке

(при затруднении используют слайд презентации)

Отвечают на вопрос(наиболее вероятный= смена времен года)

Работают с текстом учебника стр 11 «Убеждения или жизнь»

Выявляют идеи: Солнце лишь одна из множества звезд, звезды удалены на огромное расстояние

Космос бесконечен

Используя метод сравнения выявляют черты сходства и различия современной модели мира и геоцентрической моделью Н. Коперника.

( Н. Коперника развивает учение о Солнечной системе. Современная модель мира –Солнечная система частичка Вселеннорй)

Этап 5

Закрепление и первичной проверки

Фронтальный опрос:

-Что означает слово география?

работа в паре

Этап 6

Объяснение

домашнего задания

Параграф 1, таблица сравнения

Зад 3стр 14 учебника( в рабочей тетради стр 14)

Определяются о каком ученом будут собирать материал в сети Интернет.

infourok.ru

ГДЗ 5 параграфы / § 4 история 8 класс В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык

gdz.ru