Ответы по однкнр 5 класс – Тест (5 класс) на тему: Тесты по ОДНКНР 5 класс

Тест (5 класс) на тему: Тесты по ОДНКНР 5 класс

Тема 2: Православие в Московской Руси.

Выберите правильные ответы:

1.  В каком веке на Русь напали кочевники —  монголы?

А.    XI                          В. XII

Б.   XIII                          Г.  X

2.  Как стало называться государство монголов – татар?

А.    Королевство Венгрия                       В. Волжская Булгария

Б.   Золотая Орда                                       Г.  Болгарское царство

3. При каком митрополите Москва  стала центром православия?

А.    Алексий                              В. Филипп

Б.   Иов                                        Г.  Петр

4. С каким митрополитом московский князь Иван Данилович выстроил в Москве  Успенский Собор?

А.   Алексий                              В. Филипп

Б.   Иов                                        Г.  Петр

5.  Как звали митрополита, который  помогал московскому князю Дмитрию Ивановичу укреплять княжескую власть и собирать русские земли в единое государство?

А.    Алексий                              В. Филипп

Б.   Иов                                        Г.  Петр

6.  Кто является основателем  Троицкого монастыря?

А.    митрополит Алексий                              В. Нил Сорский

Б.   Сергий Радонежский                               Г.  князь Василий II

7. В каком  году город Константинополь,  центр всего православного мира, был взят турками?

А.    1452                                      В. 1453

Б.     1456                                      Г. 1454

8. В каком году Единая Христианская Церковь разделилась на православную и католическую?

А.    1053                            В. 1054

Б.   1052                              Г.  1055

9. Что такое уния?

А.    самоуправление                                                  В. ополчение

Б.     накопление богатства                                        Г. объединение

10. Что такое автокефалия?

А.    самоуправление                                                  В. ополчение

Б.     красный угол в доме                                          Г.  объединение

11. После, какого события русские правители и простые люди стали верить в то, что Россия — главная защитница православия во всем мире?

А.   нашествия монголо-татар на Русь                  

Б.   после взятия Константинополя турками      

В. после ареста князем  Василий II митрополита — униата

Г.  после основания православной епархии в городе Сарай

12. На что тратила Православная Церковь десятую часть собираемой с населения дани?

А.  на завоевания  монголов-татар

Б.  на строительство храмов, монастырей      

В.  написание икон

Г.  печатание книг

13. Кто выступал против того, чтобы монастыри владели каким – либо имуществом?

А.   митрополит Алексий                              В. Нил Сорский

Б.   Сергий Радонежский                               Г.  князь Василий II

14. Как переводится слово «стяжать»?

А.    самоуправление                                     В. ополчение

Б.     накопление богатства                           Г.  объединение

15. Кто выступал против нестяжателей, считающий, что богатства Церкви нужны для того, чтобы она могла утверждать и расширять православную веру, строить храмы, бороться с теми, кто нарушает евангельские заповеди?

А.    митрополит Алексий                              В. Нил Сорский

Б.   Сергий Радонежский                               Г.  Иосиф Волоцкий

nsportal.ru

Итоговое тестирование по ОДНКНР в 5 классе

Итоговое тестирование по ОДНКНР 5 класс

1.

Человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов совей Родины это — _________________.

2. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле это-

1) этикет 2) эстетика 3) этика 4) этикетка

3. Римское слово «мораль» имеет близкое по значению слово в русском языке, это слово:

1) мужество 2) нравственность 3) добродетель 4) мудрость

4. Основателем этики был древнегреческий философ:

1) Цицерон 2) Гельвеций 3) Софокл 4) Аристотель

5. Предметы человеческого труда, а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила можно назвать одним словом:

1) образованность 2) культура 3) правила 4) законы

6. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними

1) душа 2) добро 3) счастье 4) отвага

7. Что не является проявлением зла?

1) сознательное унижение других людей, неуважение и нетерпимость к ним

2) обман

3) насилие, которое подавляет свободу человека

4) взаимопонимание и взаимоуважение

8. Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом, положительное качество человека

1) обычай 2) традиция 3) добродетель 4) долг

9. Действие, результатом которых оказывается причинение зла себе и другим людям

1) порок 2) самостоятельность 3) свобода 4)вина

10. Какая добродетель находится между двумя пороками?

            а) расточительность -………………………….- скупость,

            б) вредность -………………………………- угодничество,

            в) безрассудная отвага -………………….- трусость,

   Слова для справок: дружелюбие, щедрость, мужество.

11. Выбери среди понятий добродетель:

1) зазнайство

2) вздорность

3) хвастливость

4) скромность

12. Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм

1) долг 2) благодарность 3) уважение 4) стыд

13. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.называется:

1) достоинство 2) справедливость 3) месть 4) оплата

14. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества это-

1) симпатия 2) альтруизм 3) дружелюбность 4) эгоизм

15. Тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми это —

1) ложь 2) стыд 3)вина 4) долг

16. Осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе это —

1) гордость 2) себялюбие 3) самолюбование 4) достоинство

17. Закончи предложение.

Переживание осуждения или одобрения собственного поступка, внутренний судья человека это его _______________.

Ответы на тест.

1. патриот

2. этика

3. нравственность

4. Аристотель

5. культура

6. добро

7. взаимопонимание и взаимоуважение

8. добродетель

9. порок

10.             а) щедрость

            б) дружелюбие

            в) мужество.

11. скромность

12. долг

13. справедливость

14. эгоизм

15. стыд

16. достоинство

17. совесть

infourok.ru

Тест (5 класс) на тему: Итоговый тест по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс

Итоговый тест для 5 класса по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1 раздел. Величие многонациональной российской культуры.

  1. Кто из знаменитых людей работал в области астрономии?

А) К. Станиславский

Б) И. Репин

В) М. Ломоносов

1.2 Кто из знаменитых людей писал музыку?

А) И. Кулибин

Б) К. Брюллов

В) Д.Шостокович

1.3 Кто самый известный иконописец в России?

А) И. Репин

Б) А. Рублев

В) К. Брюллов

2 раздел. Человек — творец и носитель культурных ценностей.

2.1.  Найди соответствие пословиц.

А) Рана от языка не заживает

Б) Не ройся на дне мешка — не вспоминай прежних обид

В) Не тот друг, кто на празднике гуляет, о тот, кто в беде помогает

1. Настоящий друг не ждет, когда его на помощь позовут – сам приходит

2. Слово не воробей,  вылетит — не поймаешь

 3. Кто старое помянет — тому глаз вон

2.2.  В какой пословице заложено нравственное качество «справедливость»

А) Суди о человеке по его труду

Б) Дерево держится корнями, а человек — друзьями

В) Песня любит хорошего исполнителя, а человек – справедливого ценителя

2.3.  Выбери качества нравственного человека      

А) корысть                Б) милосердие        В) мстительность                      Г) бескорыстие Д)    жадность    Е) всепрощение        Ж) злоба             З) патриотизм

3 раздел. Береги землю родимую, как мать любимую    

3.1 Выбери литературного героя, который защищает Родину

А) Дюймовочка

Б) Никита Кожемяка

В) Аленушка

Г) Соловей-разбойник

Д) Герда


Е) Алеша Попович  

3.2 Сергий Радонежский   благословил  полководца

А) Александра Невского

Б) Дмитрия Донского

 Г) Иллариона Кутузова

3.3 Назови имя женщины, которая приняла участия в сражениях с Наполеоном

А) Галина Уланова

Б) Софья Ковалевская

Г) Надежда Дурова

4 раздел.  В труде красота человека

4.1 Выбери сказку о труде

А) 12месяцев С. Маршак

Б) Аленький цветочек А. Аксаков

В) Гадкий утенок Г. Андерсен

5 раздел. Плод добрых трудов славен

5.1 Продолжи предложение. Пророк Мухаммад очень много…

А) читал

Б) занимался физическим трудом

 В) занимался переводом иностранной литературы

6 раздел. Бережное отношение к природе

6.1 Кто из государственных деятелей подписал указ, в котором запрещается самовольная вырубка леса?

А) Екатерина 2

Б) Петр 1

В) Николай 2

 7 раздел. Семья — хранитель духовных ценностей.

7.1   Продолжи пословицы о семье

А) В семье разлад, так и …

Б) Вся семья вместе, так и …

В) Семейное согласие …

7.2  Эта книга о семейных ценностях

А) «Книга о здоровой и вкусной пище»

Б) «Домострой»

В) «Книга садовода»

8 раздел. Культурное наследие христианской Руси

8.1 На Руси христианство распространялась под влиянием

А) Франции

Б) Византии

Г) Китая

8.2 Христианство пришло на Русь

А) 1088г.

Б) 988г.

В) 910г.

8.3 Христианство пришло на Русь во время правления

А) кн. Ольги

Б) кн. Владимира

Г) кн. Ярослава

8.4 Славянский алфавит создали

А) Ярослав Мудрый

 Б) Дмитрий Донской

 В) Кирилл и Мефодий

8.5 С чьим именем связано книгопечатание на Руси

А) кн. Владимиром

Б) святителем Стефаном Пермским

Г) Антонием Печерским

8.6 Послушаем звон колоколов…

Благовест – это

А) погребальный звон

Б) звон во все колокола

В) мерные удары в один из больших колоколов

9 раздел. Культура Ислама

9.1 Где возник  Ислам?

А) Крымском полуострове

В) Командорских  островах

Г) Аравийском  полуострове

9.2  В мечетях преобладают украшения, изображающие

А) человека

 Б) животное

Г) орнамент

10 раздел. Иудаизм и культура

10.1 Тора —  главная книга у

А) христиан

Б) буддистов

В) иуд аистов

11 раздел. Культурные традиции буддизма

11.1 Где Буддизм зародился?

А) в России

Б) в Индии

В) в Египте

11.2 Танка — традиционное искусство

А) христиан

Б) мусульман

В) буддистов

12 раздел. Забота государства о сохранении духовных ценностей

12.1 Храм Христа Спасателя построен в честь победы

А) в Отечественной войне  1812г.

Б) в честь ледового побоища

В) в честь Отечественной войны 1941-1945гг.

Ответы к тестам

Раздел 1.

1.1 -В, 1.2-В, 1.3-Б

Раздел 2.

2.1. – А, 2- Б, 3, В- 1; 2.2. В; 2.3. Б, Г, Е, З

Раздел 3.

3.1.Б, Е; 3.2. Б; 3.3. В;

Раздел 4.

4.1. А

Раздел 5.

5.1. А

Раздел 6

6.1. Б

Раздел 7

7.1а) так и дому не рад; б) так и душа на месте; в) всегда дороже;  7.2. В

Раздел 8

8.1. Б; 8.2. Б

Раздел 9

9.1. Б; 9.2. В; 9.3. Б; 9.4. В

Раздел 10

10.1 Б; 10.2. В

Раздел 11

11.1. Б; 11. 2. В

Раздел 12

12.1. А

nsportal.ru

Диагностическая работа для обучающихся 5 класса ОДНКНР

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой диагностической работы по ОДНКНР

для обучающихся 5-го класса общеобразовательных учреждений

1. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897).

– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

2. Структура диагностической работы

Работа состоит из 3-х частей: З1 – выбор ответа, З2 – краткий ответ, З 3 – развернутый ответ. Ответы на задания части З1-З2 записываются в бланк ответов. Задания части З3 (сочинение о Родине) выполняется в рабочей тетраде.

3. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится

45 минут.

4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Ответы на каждое задание оцениваются в 1 балл. Максимальный балл за работу составляет 45 баллов.

Ключ:

З1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

2

3

1

4

1

2

2

4

3

3

1

4

1

3

3

2

1

2

4

2

З2

  1. Книги Нового Завета

  2. Части храма

  3. Святые Заступники Руси

  4. Таинства

  5. Знаменитые храмы

  6. Богородичные иконы

  7. Православные праздники

  8. Иудаизм

  9. Ислам

  10. Буддизм

11 — 20 Ответ должен соответствовать логической цепочке

5. Шкала перевода первичных баллов в уровни для обучающихся по количеству заданий

низкий

пониженный

базовый

повышенный

высокий

Количество баллов

1-9

10-18

19-27

28-36

37-45

6. Распределение заданий по планируемым результатам

п/п

Планируемые результаты обучения

Номера заданий / кол-во баллов

1

Понимает значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Осознаёт ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию

3,5,9,14,15,16,20; 1,2,3,4,5,6,7,11,12,13,14,15,16,17/ 21 балл

2

Поступает в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях

Выставляется накопительная оценка способом наблюдения

3

Имеет первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации

1,2,4,6,7,8,10,11,12,13,17,18,19; 8,9,10,18,19,20/ 19 баллов

4

Ориентируется в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести

сочинение о Родине/ 5 баллов

Шкала перевода баллов в уровни по планируемым результатам

низкий

пониженный

базовый

повышенный

высокий

1

1-4

5-8

9-14

15-18

19-21

3

1-3

4-7

8-13

14-16

17-19

4

1

2

3

4

5

infourok.ru

Методическая разработка (5 класс) по теме: Рабочие листы к урокам ОДНКНР к учебнику Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков для 5 класса «В труде красота человека»

Рабочая тетрадь по ОДНК НР   для 5 класса    к УМК Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко Автор: Забранская О.В.

                                               Урок №5

Тема урока:

Цель урока:

Индивидуальная работа:   Объясни значение пословицы     (поговорки).

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

-Какая тема объединяет все эти пословицы и поговорки?

Групповая работа:  «Корзина идей»

 «Человек работает для того, чтобы…»

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________                                      

Работа в парах.

Задание:  Прочитайте текст на с.36. Задайте друг другу по паре «тонких» и «толстых» вопросов.

Выбрать лучший вопрос!!!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фронтальная работа: Чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка Зухра».

-Какова главная мысль сказки? Приведите примеры сказок других народов, которые посвящены этой же теме.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа в паре: чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Используя текст, ответьте на вопрос: почему народ сделал его героем былин?

Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»

                                      Составить Синквейн, на основе прочитанного текста.

__________________________________

______________      _______________________

_______________   _______________________     _______________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________

Итог урока:  «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».

Как вы теперь продолжите фразу «Человек работает для того, чтобы…»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

— Продолжи предложение.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • урок дал мне для жизни…

мне захотелось

  «Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два

плуга?»с.40.

Стр.40. Объясни, что могут рассказать о жизни татарского народа пословицы, данные в учебнике

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стр.40. Объясни, что могут рассказать о жизни татарского народа пословицы, данные в учебнике

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

КИМ по ОДНКНР 5 класс ( по учебнику А. Н. Сахарова)

Оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации по ОДНКНР 5 класс

Цель работы: проверить степень освоения учебного материала по предмету ОДНКНР обучающимися 5 класса.

Содержание работы

Православие в Древней Руси. История ислама в России. Появление и развитие иудаизма в России. Появление и развитие буддизма в России.

Критерии оценивания

За каждое выполненное задание с 1-19 выставляется 1 балл, 20 задание оценивается в 2 балла. Общее количество баллов 21. На выполнение работы отводится 45 минут.

Минимальное количество баллов для получения зачета – 11.

Тестовая работа для прохождения промежуточной аттестации

по ОДНКНР 5 класс

Инструкция по выполнению работы

Всего 20 заданий, начать советуем с тех заданий, которые вызывают у вас меньше затруднений, затем переходите к следующим заданиям. Внимательно читайте формулировку вопроса. Ответ обводите в кружок. Задания с пометой * имеют несколько вариантов ответа.

1. В каком году состоялось крещение Руси?

А) 988 В) 1453

Б)1988 Г) 968

2. Какие правила поведения завещал своим детям Владимир Мономах? *

А) «при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя».

Б) отвечай обидчику тем, что он тебе сделал.

В) «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло».

Г) «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя».

3. Кто был сподвижником митрополита Алексия?

А) митрополит Пётр В) Сергий Радонежский

Б) Владимир Мономах Г) Иосиф Волоцкий

4. Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству? *

А) должен использовать только для улучшения своей жизни.

Б) для улучшения своей жизни и помощи нуждающемуся.

В) должен быть готов без колебания жертвовать деньгами и имуществом ради ближнего, ради семьи, ради своей Родины.

5. Какой старец сказал следующие слова: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение»?

А) Серафим Саровский В) патриарх Иов

Б) Амвросий Оптинский Г) патриарх Гермоген.

6. Соотнесите даты и события.

1. 1917

А) Крах Советского государства и прекращение гоний на церковь.

  1. 1941

Б) Революционеры-большевики объявили церковь своим врагом, начались гонения на Церковь.

  1. 1943

В) Русская православная церковь и Русская православная Церковь Заграницей воссоединились.

  1. 1991

Г) Началась Великая Отечественная война, митрополит Сергий обратился с посланием ко всем православным СССР.

  1. 2007

Д) Советская власть разрешила провести выборы патриарха.

7.Каким образом православие отразилось в традициях русского народа?

А) при крещении человек получал крёстных родителей.

Б) праздник Преображение Господня – Яблочный спас.

В) пословицы и поговорки.

Г) все варианты верны.

8. Народная память сохранила имя Ульяны Осорьиной, которая славилась не только благочестивой жизнью, но и милосердием. А что такое «милосердие»? *

А) сострадание В) корысть

Б) человеколюбие Г) лицемерие

9. Дом и семья издревле почитались у православных христиан. Выберите варианты ответа, подтверждающие это суждение. *

А) православные иконы всегда стояли в доме на почётном месте – в красном углу.

Б) создание новой семьи знаменовалось венчанием в церкви.

В) ребёнок – это дар Божий.

Г) старших уважать не стоит, они ничего не понимают.

Д) почитание родителей и старших – одна из главных православных добродетелей.

10. Кто изображен на этой иконе? Ниже запишите ответ.

Ответ:…………………………………………………………..

11. Вторая по массовости распространения религия после христианства в России.

А) Иудаизм В) Буддизм

Б) Ислам Г) Конфуцианство

12. Священная книга мусульман.

А) Библия В) Коран

Б) Трипитака

13. Выберите только те суждения, которые характеризуют дом и семью в исламе.

А) «Кто семью свою ценит, тот оценит и свой род, и аул, и свой народ».

Б) дочери с малых лет помогают матери.

В) Отец – это строгость, требовательность, организованность, мужество, стойкость и отвага.

Г) «Обращайтесь к своим детям по-доброму и дайте им хорошее воспитание».

Д) Того, кто проявляет милосердие, нужно слабым считать.

14. Что является самым престижным для иудеев, если мудрецы гласят: «Продай последнее, что имеешь, и женись на дочери учёного человека».

А) бедность В) образование

Б) брак Г) богатство.

15. Уничтожение евреев во время Второй мировой войны германскими фашистами.

А) холокост В) антифашизм

Б) большевизм

16. Выберите ниже из перечисленного поучения иудейских мудрецов.

А) «Холостой человек живёт без радости, без благословения и без счастья».

Б) «Торопись в покупке земли, но медли в выборе жены».

В) «Украшение лица – борода. Радость сердца – жена. Наследие Божие – сыновья».

Г) все варианты верны

17. Какой народ в России первым принял буддизм?

А) калмыки В) тувинцы

Б) буряты

18. Что важного сделал Агван Доржиев для развития буддийской культуры народов России? *

А) способствовал строительству буддийских школ для калмыков.

Б) стремился к распространению идеалов добра и справедливости.

В) ничего не делал.

19. Как у российских буддистов именуется праздник Нового года?

А) Цам В) Праздник тысячи лампад

Б) Белый месяц Г) Сора

20. Распределите понятия по принципу принадлежности к определённой религии.

Медресе, синагога, Библия, Мухаммад, кагалы, Иисус Христос, далай-лама, борцоки, имам, хедер, мечеть, хорулы.

Ислам

Христианство

Иудаизм

Буддизм

\Ответы к тестовой работе по ОДНКНР 5 класс.

  1. А

  2. А, В, Г.

  3. В

  4. Б, В.

  5. Б

  6. Г

  7. А, Б.

  8. А, Б, В, Д.

  9. Пётр и Феврония

  10. Б

  11. В

  12. А, Б, В, Г.

  13. В

  14. А

  15. Г

  16. А

  17. А, Б.

  18. Б

Ислам

Христианство

Иудаизм

Буддизм

Медресе

Мухаммад

Имам

мечеть

Библия

Иисус Христос

Синагога

Кагалы

хедер

Далай-лама

Борцоки

хорумы

multiurok.ru

Программа по ОДНКНР для 5 класса

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

2

1.1.Личностные результаты

2

1.2.Метапредметные результаты

2

1.3.Предметные результаты

2

2. Содержание учебного предмета

4

3. Тематическое планирование

6

1.Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-

нравственной культуры народов России»

Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

1.1Личностные результаты

  • становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

  • воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.

1.2 Метапредметные результаты

  • способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

  • готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

  • умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать еѐ в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

  • способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

  • развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

1.3Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры;

  • формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;

  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

  • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

2.Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры.

Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки икультуры– представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры.

Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую».

Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна.

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России

(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).

Деятели разных конфессий –патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-

Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека.

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…».

Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда.

Примеры самоотверженного труда людей разной национальности

На благо родины (землепроходцы, учёные, путешественники, колхозники и

пр.).

Бережное отношение к природе.

Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении

природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей.

Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка –главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси.

Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.

Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства

инагог Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.

Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов.

Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.

Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических

памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков.

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из

российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир.

Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,

Нравственные качества личности – составляющие духовного мира.

Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

3.Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1.

В мире культуры.

2

2.

Нравственные ценности российского народа.

8

3.

Религия и культура.

13

4.

Как сохранить духовные ценности.

7

5.

Твой духовный мир.

5

Всего

35

infourok.ru