История 5 класс 3 параграф читать – . . 5 . 3- .

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебник создан с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения курса является формирование целостного представления об изучаемой эпохе. Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Пример из учебника

Вы познакомились с жизнью первобытных людей, с египетскими фараонами и финикийскими мореходами, индийскими отшельниками, стратегами и римскими полководцами. Вы узнали о том, что сначала в Египте и Двуречье, а затем и в других странах совершился переход к цивилизации. Что это означало? Появились первые государства, возникли большие города, было изобретено письмо. Само слово “цивилизация” взято из латинского языка, оно того же корня. В отличие от первобытного человека, цивилизованные люди подчиняются писаным законам, имеют гражданские права и обязанности.

Содержание

Как работать с учебником 6
Откуда мы знаем, как жили наши предки 8
Жизнь первобытных людей 9
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 10
§1. Древнейшие люди —

§2. Родовые общины охотников и собирателей 13
§3. Возникновение искусства и религиозных верований 17
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 21
§4. Возникновение земледелия и скотоводства
§5. Появление неравенства и знати 25
Глава 3. Счёт лет в истории 29
Древний Восток 33
От первобытности к цивилизации 34
Глава 4. Древний Египет 34
§6. Государство на берегах Нила
§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 37
§8. Жизнь египетского вельможи 42
§9. Военные походы фараонов 46
§10. Религия древних египтян 51
§11. Искусство Древнего Египта 56
§12. Письменность и знания древних египтян 61
Глава 5. Западная Азия в древности 65
§13. Древнее Двуречье
§14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 69
§15. Финикийские мореплаватели 73
§16. Библейские сказания 77
§17. Древнееврейское царство 81
§18. Ассирийская держава 85
§19. Персидская держава «царя царей» 90
Глава 6. Индия и Китай в древности 95
§20. Природа и люди Древней Индии
§21. Индийские касты 100
§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций 105
§23. Первый властелин единого Китая дод
Древняя Греция 115
Глава 7. Древнейшая Греция 116
§24. Греки и критяне —
§25. Микены и Троя 121
§26. Поэма Гомера «Илиада» 125
§27. Поэма Гомера «Одиссея» 129
§28. Религия древних греков 134
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 139
§29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 140
§30. Зарождение демократии в Афинах 143
§31. Древняя Спарта 147
§32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 150
§33. Олимпийские игры в древности 155
§34. Победа греков над персами в Марафонской битве 161
§35. Нашествие персидских войск 165
Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии 171
§36. В гаванях афинского порта Пи рей
§37. В городе богини Афины 175
§38. В афинских школах и гимнасиях181
§39. В афинском театре 185
§40. Афинская демократия при Перикле 190
Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э 196
§41. Города Эллады подчиняются Македонии
§42. Поход Александра Македонского на Восток 200
§43. В Александрии Египетской 208
Древний Рим 213
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 214
§44. Древнейший Рим
§45. Завоевание Римом Италии 219
§46. Устройство Римской республики 222
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья 227
§47. Вторая война Рима с Карфагеном 228
§48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 232
§49. Рабство в Древнем Риме 238
Глава 13. Гражданские войны в Риме 242
§50. Земельный закон братьев Гракхов
§51. Восстание Спартака 246
§52. Единовластие Цезаря 251
§53. Установление империи 256
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 260
§54. Соседи Римской империи 261
§55. В Риме при императоре Нероне 265
§56. Первые христиане и их учение 269
§57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э 275
§58. Вечный город и его жители 279
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 285
§59. Римская империя при Константине
§60. Взятие Рима варварами 289
Семь чудес света 294
Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру 296
Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира 298
Информационно-творческие проекты 300
Запомните эти слова 301
Советуем прочитать эти книги 302
Интернет-ресурсы 303

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс

ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

Оглавление

Жизнь первобытных людей

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

  • §1. Древнейшие люди
  • §2. Родовые общины охотников и собирателей
  • §3. Возникновение искусства и религиозных верований

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

  • §4. Возникновение земледелия и скотоводства
  • §5. Появление неравенства и знати

Глава 3. Счёт лет в истории

  • Подведем итоги и сделаем выводы

Древний Восток

Глава 4. Древний Египет

  • §6. Государство на берегах Нила
  • §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
  • §8. Жизнь египетского вельможи
  • §9. Военные походы фараонов
  • §10. Религия древних египтян
  • §11. Искусство Древнего Египта
  • §12. Письменность и знания древних египтян

Глава 5. Западная Азия в древности

  • §13. Древнее Двуречье
  • §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
  • §15. Финикийские мореплаватели
  • §16. Библейские сказания
  • §17. Древнееврейское царство
  • §18. Ассирийская держава
  • §19. Персидская держава «царя царей»

Глава 6. Индия и Китай в древности

  • §20. Природа и люди Древней Индии
  • §21. Индийские касты
  • §22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
  • §23. Первый властелин единого Китая

Древняя Греция

Глава 7. Древнейшая Греция

  • §24. Греки и критяне
  • §25. Микены и Троя
  • §26. Поэма Гомера «Илиада»
  • §27. Поэма Гомера «Одиссея»
  • §28. Религия древних греков

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

  • §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
  • §30. Зарождение демократии в Афинах
  • §31. Древняя Спарта
  • §32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
  • §33. Олимпийские игры в древности
  • §34. Победа греков над персами в Марафонской битве
  • §35. Нашествие персидских войск

Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет демократии

  • §36. В гаванях афинского порта Пирей
  • §37. В городе богини Афины
  • §38. В афинских школах и гимнасиях
  • §39. В афинском театре
  • §40. Афинская демократия при Перикле

Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э.

  • §41. Города Эллады подчиняются Македонии
  • §42. Поход Александра Македонского на Восток
  • §43. В Александрии Египетской

Древний Рим

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

  • §44. Древнейший Рим
  • §45. Завоевание Римом Италии
  • §46. Устройство Римской республики

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

  • §47. Вторая война Рима с Карфагеном
  • §48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье
  • §49. Рабство в Древнем Риме

Глава 13. Гражданские войны в Риме

  • §50. Земельный закон братьев Гракхов
  • §51. Восстание Спартака
  • §52. Единовластие Цезаря
  • §53. Установление империи

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры

  • §54. Соседи Римской империи
  • §55. В Риме при императоре Нероне
  • §56. Первые христиане и их учение
  • §57. Расцвет империи во II (2-м) веке н.э.
  • §58. Вечный город и его жители

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

  • §59. Римская империя при Константине
  • §60. Взятие Рима варварами

Семь чудес света

Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира

Информационно-творческие проекты

  1. Изобретения и открытия первобытных людей
  2. Древнейшие виды письменности
  3. Индия — родина многих басен и сказок о животных
  4. Древняя культура Китая
  5. Религии мира
  6. Мудрецы древности о правилах поведения
  7. Устройство древних государств
  8. Патриотизм греков в войнах с персами
  9. Зрелища, возникшие в древности
  10. Знаменитые сооружения и постройки древности
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

history-gdz.ru

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 43 |

Параграф 43 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

В АЛЕКСАНДРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Проверьте себя

1. Как выглядел Фаросский маяк? Каким целям он слу­жил? Почему греки называли его одним из чудес света?

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Македонский во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Его сооружение было завершёно около 283 г. до н.э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Нижняя часть башни была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой частью располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю часть. Верхняя часть башни формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь. Восемь колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Маяк был немного ниже Великой пирамиды Хеопса и был признан одним из 7 чудес света.

Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряжённых мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. Маяк также использовался как оборонительная крепость.

2. Какие товары привозили по морю в Александрию? Какие вывозили?

По морю в Александрию доставляли древесину, серебро, выкрашенные пурпуром шерстяные ткани, вино. А вывозили зерно, папирус, слоновую кость, льняные ткани, изделия из стекла.

3. Почему учёных, живших в Музее, сравнивали с птицами в золотой клетке?

Царь Египта приглашал самых известных ученых и поэтов в Александрию. В Музее Александрии им предоставляли бесплатное жилье, питание, помещения для занятий, доступ к библиотеке. Ученые могли работать в свое удовольствие и совершать открытия. Однако они должны были и прославлять царя и его мудрость. Именно поэтому ученых, живших в Музее, сравнивали с птицами в золотой клетке.

4. Как греки называли одну из девяти сестёр-богинь — музу истории?

Музу истории греки называли Клио. Первоначально она была музой героической песни, провозвестницей славы, а уже c классической эпохи и эллинизма стала покровительницей истории. Изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, с грифелем и со свитком папируса или пергамента, или с футляром, шкатулкой для свитков.

Поработайте с картой «Распад державы Александра Македонского» (см. с. 211)

Найдите и назовите три главных государства, возникших на месте державы Александра.

В соответствии с учебником истории тремя главными государствами, образовавшимися на месте державы Александра Македонского стали сама Македония, Сирийское царство и Египетское царство. Следует отметить, что изначально крупнейшими территориями распавшейся империи Александра управляли его полководцы и телохранители Селевк (территория Сирии), Птолемей (Египет), Антигон (Малая Азия, Финикия, Палестина, Греция), Лисимах (Фракия) и Кассандр (Македония). В результате решающей битвы у города Исп армия Антигона была разгромлена, а земли его государства были поделены.

Селевк, Кассандр и Лисимах заключили между собой договор, по которому Кассандр получил Македонию, Фессалию, Элладу и Эпир; Лисимах утвердился во Фракии, Причёрноморье и Фригии, а также завладел Вифинией, Пафлагонией и Гераклеей Понтийской. Селевк получил господство над Сирией вплоть до Средиземного моря и над половиной Фригии. А Птолемей самовольно захватил Палестину.

Опишите рисунок «В библиотеке Александрии» (см. с. 209)

Чем заняты учёные? Какую помощь оказывают им библиотекари? Как выглядят древ­ние книги? Предположите, кому могла быть поставлена статуя в центре зала.

На картинке мы видим седовласых ученых, которые работают с рукописями в Александрийской библиотеке и обсуждают друг с другом различные вопросы. Им помогают библиотекари, которые ищут необходимые папирусные свитки, которые и являлись в те времена книгами, и подносят их ученым. В центре зала стоит статуя, вероятно, это статуя Птолемею, царю Египта, поскольку именно с условием прославления мудрости царя Птолемея ученым дозволялось бесплатно жить и работать в Александрии.

Составьте рассказ

Составьте рассказ от имени мальчика или девочки, посетивших древ­нюю Александрию. Включите в рассказ описание маяка, гавани, улиц, Музея.

Мой дед говорил, что раньше в Египте все было по-другому. У нас были свои боги, своя культура, мы жила от разлива великого Нила до следующего разлива. Потом нас захватили персы, а затем пришли эллины. Теперь же нам говорят, что наши боги — это олимпийцы, принявшие облик, называемый странным словом антропоморфный. Повсюду видно влияние эллинской культуры. Строятся храмы по эллинским канонам, возводятся статуи эллинов, повсюду видна чужеземная одежда. Конечно же, эллины освободили египтян из-под персидского гнета, но от этого мы, египтяне, не сделались эллинами.

И вот сегодня я еду с отцом на телеге в Александрию. Мы везем лён на продажу. Говорят, в Александрии можно продать и купить все, что угодно — там есть товары со всего мира. А еще говорят, что Александрия — прекраснейший город на всем свете. Если честно, посмотреть очень хочется. Вот мы въезжаем через ворота Солнца в иудейский квартал. Хм, когда-то иудеи были рабами египтян, а сейчас у них свой квартал в столице. Широкая мраморная дорога, на которой могут разъехаться несколько повозок, проходит через весь город. Но наш путь лежит в гавань. Там мы найдем своего покупателя. Вот слева виден гимнасий. Таких заведений в Египте раньше не было. Говорят, там совершенствуют свои знания и свое тело жители Александрии. Ну конечно же, в загробной жизни им это ой как пригодится. Справа мы видим гробницу Александра Македонского, сюда приходят толпы людей посмотреть на могилу великого завоевателя. Чуть дальше на площади возвышается театр. Забавные эти люди, эллины, они показывают представления не во славу богам, а ради собственного удовольствия.

Так, пора поворачивать к гавани. Мы проезжаем мимо величественного дворцово-храмового комплекса. Говорят, это место называется мусеон. Это храм девяти муз. Сюда царь поселил великих ученых со всего мира, которые приехали в Александрию по его приглашению. Они там и живут, и едят, и работают. Странно, они же даже не жрецы, которым доступна мудрость богов, почему их считают великими, не знаю?

Вот и гавань. Она вся пестрит от многочисленных торговых кораблей со всего известного нам света. Вот корабль привез древесину, из нее получатся хорошие доски. А с этого корабля разгружают какие-то кувшины. Гавань огромная, но вход в нее очень узкий. Прямо перед входом в гавань стоит настоящий колосс. Это знамениты Фаросский маяк. О, боги, какой же он высокий. От такого величия аж даже дрожь в коленках. Он почти такой же высокий, как и Великая пирамида. Это как будто три огромных здания поставили друг на друга, а на купол последнего водрузили статую эллинского Посейдона. Да, такой красоты и изящества, конечно, в других городах Египта не увидишь. Может быть и правильно, что Египет стал эллинским…

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие страны и области были завоёваны Александром Македонским и вошли в его державу?

После смерти царя Македонии Филиппа II его сыну Александру досталась большая держава, которая состояла из Нижней и Верхней Македонии, практически всей Греции (кроме Спарты), Эпира, Фессалии, Фракии, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря. После этого Александр Македонский совершил 7 кампаний, каждая из которых позволила расширить великую империю и изменить ход мировой истории на большом участке земли.

Во время первой кампании Александру пришлось усмирять Грецию и Иллирию. Второй кампанией был ознаменован поход на Восток. После сражения на Гранике Александр покорил земли Малой Азии. Затем пришла очередь Сирии и Финикии (сражение при Иссе; битва за Тир). Следующую кампанию Александр провел, завоевав Египет (осада Газы; коронование в Фараоны). После этого он пошел вглубь Персии и завоевал Вавилон и Персеполь (сражение у Гавгамелы; сражение с Ариобарзаном). Следующим шагом стал захват обширных территорий Средней Азии (захват Гиркании, включая город Задракарта; занятие Мараканды; вступление в Бактрию; скала Согдианы). И последний свой поход Александр предпринял в Индию (битва при Гидаспе и прибытие в Пуру), после чего ему пришлось вернуться в Вавилон.

Что представляли собой библиотека и Музей в Алексан­дрии Египетской?

Музей в Александрии Египетской был совершенно не похож по своему предназначению на современные музеи. Во времена Птолемея I он носил название «мусеон» и представлял собой религиозный, исследовательский, учебный и культурный центр эллинизма — храм Муз, куда приглашались известные ученые и поэты той эпохи для проживания и работы. Александрийская библиотека представляла собой собрание самых известных научных и философских трудов. В ней хранились до 700 тысяч папирусных свитков. До сих пор не известно точное месторасположение ни музея, ни места, где размещалась Александрийская библиотека.

Античные авторы в совокупности оставили достаточно подробные перечисления построек музея, главной проблемой является их совмещение. Историк и географ Страбон писал, что «Мусей является частью помещений царских дворцов; он имеет место для прогулок, «экседру» и большой дом, где находится общая столовая для учёных, состоящих при Мусее. Эта коллегия учёных имеет не только общее имущество, но и жреца — правителя Мусея, который прежде назначался царями».

Если верить Страбону, то получается, что архитектурным ядром музея являлся большой зал для диспутов и лекций. Страбон упоминал также «Большой дом» со столовой. До сих пор неясно, было ли это жилищем для придворных учёных или оно располагалось в другом месте. Самым примечательным является то, что все перечисленные постройки описывались Страбоном как часть царского дворца, собственно же здание библиотеки не упоминается вовсе. По Страбону, непосредственно за музейным комплексом был поминальный храм с усыпальницей Александра Великого, там же были гробницы Птолемеев. А Юлий Цезарь в своих записках писал, что к царскому комплексу примыкал театр. Витрувий же утверждал, что эллины традиционно совмещают театр с храмами Исиды и Сераписа. В результате, где именно находился музей, а где находилась библиотека, ни наземные раскопки, ни подводные исследования, ни изучение исторических документов дать однозначный ответ не смогли. Сегодня мы можем только предполагать месторасположение дворцово-храмового комплекса, исполнявшего функцию музея в Александрии.

Какой вклад в науку внесли учёные Аристарх Самос­ский, Эратосфен, Евклид?

Аристарх Самосский — древнегреческий астроном, математик и философ III века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира, т.е. предположивший, что Земля вращается вокруг Солнца, и разработавший научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров.

Эратосфен Киренский — древнегреческий математик, астроном, географ, филолог и поэт, глава Александрийской библиотеки. Первый известный учёный, вычисливший размеры Земли и, исходя их того, что Земля является шаром, предположивший возможность кругосветных путешествий.

Евклид — древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии. Его главная работа «Начала» содержит изложение основ геометрии, планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию древнегреческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Сегодня мы все начинаем изучать геометрию именно так, как это начал делать Евклид, поэтому она и получила название «Евклидова (элементарная) геометрия».

history-gdz.ru

ГДЗ за 5 класс по Истории Вигасин А.А., Годер Г.И.

gdz.im Найти

Навигация по гдз

1 класс Русский язык Математика Английский язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир 2 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Технология Человек и мир Белорусский язык 3 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир Белорусский язык Испанский язык 4 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир Белорусский язык Испанский язык 5 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык История География Биология Обществознание Физика Литература Информатика Музыка Технология ОБЖ Природоведение Естествознание Человек и мир Белорусский язык Украинский язык Французский язык Испанский язык Китайский язык Кубановедение 6 класс Русский язык Математика Английский язык

gdz.im