География 5 класс в п дронов л е савельева – ГДЗ по географии 5 класс рабочая тетрадь Дронов, Савельева

ГДЗ по географии 5 класс рабочая тетрадь Дронов, Савельева

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

  • Введение в географию увлекательное и интересное. Хотя тематика основ вводимой в пятом классе дисциплины достаточно сложна. Проработать все темы, успешно подготовиться и сдать текущие зачеты, контрольные и экзамены, а также ВПР, помогут специальные пособия и ГДЗ к ним. Творческие работы не скучные, стимулируют думать логически и нешаблонно. География надолго станет одним из любимых школьных предметов, а возможно – направлением выбора профессии.
  • Какой УМК оптимален, как с ним лучше работать?
  • Среди актуальных пособий педагоги и эксперты рекомендуют классические сборники – учебник и рабочую тетрадь по географии за 5 класс к нему. Интересным и познавательным материалом, разбитым на темы, разделы и уровни сложности, признан практикум, авторы которого Дронов В. П. и Савельева Л. Е. Задания представлены в форме тестирования, расчетно-картографических упражнений, логических вопросов и задач. Готовиться с ними просто и эффективно, они позволяют выявить пробелы в знаниях тех или иных тематик и более подробно и глубоко проработать материал.
  • Поможет в качественной подготовке по пособию специальный решебник к нему. Это оптимальный способ сравнить правильность выданных ответов с эталонными. И научиться вести грамотную запись в соответствии со стандартами.

www.euroki.org

ГДЗ по географии 5-6 класс Дронов Савельева учебник ответы


Учебник «География. Землеведение. 5 — 6 классы» В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. Издательство «Дрофа», серия: «География». Состоит из одной части -288 страниц.

Перейдя в пятый класс, учащиеся начнут изучение такой науки, как география. Пятиклассники, освоив предложенный в учебнике материал, приобретут такие важные навыки, как умение работать с атласом и контурной картой, запоминать определения и понятия, составлять сравнительные таблицы, думать, анализировать, сопоставлять информацию. Учебник состоит из трех разделов: накопление знаний о Земле, Земля во Вселенной, Географические модели Земли. В конце каждого параграфа имеются контрольные вопросы, ответив на которые школьник сделает дополнительный шаг к усвоению материала. Для более доступной подачи материала в учебнике имеются красочные иллюстрации, картинки, фотографии. Подача и формулировка материала станет понятной каждому школьнику.

Наш коллектив сделал все для того, чтобы изучение географии стало для Вас максимально легким и доступным. Готовое домашнее задание ГДЗ к данному курсу станет большим помощником к закреплению знаний, и, как следствие, к повышению успеваемости по предмету. Родители учеников значительно сократят свое время, потраченное на проверку домашнего задания ребенка, а также будут уверены в его правильной подготовке к предстоящему уроку.

стр.5 стр.6 стр.8 стр.11 стр.13 стр.14 стр.16-17 стр.17 стр.19 стр.22 стр.28 стр.29 стр.30 стр.33 стр.35 стр.36 стр.40 стр.41 стр.42 стр.44 стр.45 стр.47 стр.48 стр.51 стр.52 стр.54 стр.55 стр.56 стр.57 стр.58 стр.62 стр.65 стр.66 стр.69 стр.70 стр.71 стр.72 стр.73 стр.74 стр.76 стр.79 стр.80 стр.81 стр.82 стр.83 стр.84 стр.86 стр.87 стр.88 стр.89 стр.90 стр.93 стр.94 стр.96 стр.98 стр.103 стр.106 стр.109 стр.110 стр.111 стр.112 стр.114 стр.115 стр.119 стр.123 стр.124-125 стр.128 стр.132 стр.134 стр.136 стр.137 стр.138 стр.142 стр.143 стр.144 стр.146 стр.147 стр.149 стр.150 стр.151 стр.153 стр.154 стр.155 стр.157 стр.159 стр.160 стр.163 стр.164 стр.166 стр.168 стр.171 стр.172-174 стр.176 стр.179 стр.180 стр.181 стр.182 стр.183 стр.185 стр.186 стр.187 стр.189 стр.193 стр.194 стр.195 стр.197 стр.199 стр.200 стр.201 стр.202 стр.205 стр.206 стр.208 стр.209 стр.214 стр.217 стр.218 стр.223 стр.224-226 стр.228 стр.232 стр.234 стр.236 стр.238 стр.240 стр.241 стр.244 стр.245 стр.246 стр.247 стр.248 стр.249 стр.25 стр.252 стр.256 стр.257 стр.259 стр.260 стр.261-262 стр.264 стр.265 стр.266 стр.267 стр.271

yagdz.com

ГДЗ по географии 5 класс В П Дронов, Л Е Савельева

Выбери свой КЛАСС

  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Информатика
    • Литература
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 5 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Музыка
    • Технология
    • Физика
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
    • Естествознание
    • Испанский язык
    • ОБЖ
  • 6 Класс
    • Математика

lineika.xyz

ГДЗ по географии 5 класс В П Дронов, Л Е Савельева

Выбери свой КЛАСС

  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Информатика
    • Литература
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 5 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Музыка
    • Технология
    • Физика
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
    • Естествознание
    • Испанский язык
    • ОБЖ
  • 6 Класс
    • Математика

lineika.xyz

Рабочая программа на тему: Календарно -тематическое планирование по географии в 5 классе. / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева/

дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Возможные формы контроля

Фактическая дата проведения урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение

 Что изучает география

Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире.

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Формулирова-ние определения понятия «география», ее значение Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками

Входной

текущий

2

Раздел I. Накопление знаний о Земле. 

Познание Земли в древности

Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П:уметь выделять сходство естественных наук.

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном

текущий

3

Великие географические открытия

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Поиск информации (в Интернете и других  источниках) о путешествен-

никах  эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них

текущий

4

Открытие Австралии и Антарктиды

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование

Коммуникати-вной

компетентности в общении

и сотрудничестве

со сверстниками

тематический

5

Современная география

Пр. р. №1: «Работа с географическими картами».

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование

коммуникативной

компетентности в общении

и сотрудничестве

со сверстниками

тематический

6

Итоговый урок по разделу:

«Накопление знаний о Земле»

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование

коммуникативной

компетентности в

сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной

деятельности.

тематический 

7

IIЗемля во Вселенной 

Земля и космос

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Формирование навыков

работы по образцу

с помощью учителя.

 Входной

текущий

8

Земля – часть Солнечной системы

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работ

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формирование навыков

организации своей

деятельности в группе.

Входной

текущий

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Формирование

познавательного

интереса к предмету

изучения.

текущий

10

Осевое вращение Земли

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

Измерять (работа в парах) «земные окружности» (экватор, два противоположных

меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли.(К)

Формирование

познавательного

интереса к предмету

исследования.

Входной

текущий

11

Обращение Земли вокруг Солнца

Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых.

Изучать модель «Земля — Луна

— Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. (П) Составлять рассказ своим родителям по плану о четырёх особых положениях Земли.(К)

Формирование

устойчивой мотивации

 к обучению в группе.

12

Форма и размеры Земли

Становление ответственным отношением к учебе,

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли

в древности».(К) Составление и анализ схемы  «Географические следствия размеров и формы Земли».(Р)

Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противо-положным меридианам»), движение Земли, их географ.

следствие: продолжитель-ность года, суток; неравномерно-сть распре-деления тепла и света по поверх-ности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса».

.

Входной

текущий

13

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной».

Пр.р. № 2: «Характеристика видов движений».

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. (П) Подготовь сообщение о Земле по плану. (К)

Тематические знания общего раздела: « Что изучает геогра-фия?», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной».

Входной

текущий

14

Раздел III. Географические модели Земли.

Ориентирование на земной поверхности

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса.(П)

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам

Входной текущий

15

Изображение земной поверхности

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков.(П) Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями своей местности. (Р)

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам

Входной текущий

16

Масштаб и его виды

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Определение по топографической карте расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба( работа в парах). (К) Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. (П)

Знать понятие «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков.

Входной текущий

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин.(П) Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков и самой глубокой впадины Мирового океана (работа в группах). (К) Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.(П)

Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки».

Входной текущий

18

Планы местности и их чтение

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков, пояснительных подписей. (П) Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта, определение на плане азимутов направлений на объекты, ( работа в паре). (К)

Формирование навыков

работы по образцу     при

консультативной

помощи учителя.

Входной текущий

19

Составление плана местности. Пр.р. № 3: « Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки».

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

Проводить полярную съёмку пришкольного участка (работа в группах). (К)  Самостоятельно провести маршрутную съёмку

местности и составлять план

«Мой путь из дома в школу». (Р)

Формирование навыков

работы по образцу при

консультативной

помощи учителя.

Входной текущий

20

Параллели и меридианы

Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.(Р) Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. (П) Определение по картам сторон горизонта и направлений движения.

Формирование навыков

работы по образцу при

консультатив-ной

помощи учителя.

Входной текущий

21

Градусная сеть. Географические координаты.

Пр.р. №4: «Определение географических координат объектов и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

 Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять глубины и высоты точек по географической карте.

Определение по картам географической широты и долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам.(П) Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами.(Р) Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуги одного градуса меридианов и параллелей, (работа в паре) (К).

Сформировать готовность и способность к самостояте-льной, творческой и ответственной деятельности (образователь-ной, проектно-исследователь-ской и коммуникатив-ной

тематический

22

Географические карты

Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять глубины и высоты точек по географической карте.

Чтение карт различных видов, определение зависимости подробности карты от ее масштаба.  (П)  Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории.(Р) Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных гео-графических объектов. (Р)

Формирование

устойчивой мотивации

к обучению на основе

алгоритма выполнения

задачи.

тематический

23

Итоговый урок по разделу: «Географические модели Земли»

Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли».

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу: «Географические модели Земли» в учебнике (работа выполняется в парах). (К)

Сформировать готовность и способность к самостоятель-ной, творческой и ответственной деятельности (образователь-ной, проектно-исследователь-кой и Комму-никативной

тематический

24

Раздел IV. Земная кора. Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использова-ния в хоз. деятельности. Заложить основы экологической культуры

Описание модели строения Земли. (П) Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. (К)

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, толерантного сознания и поведения

Входной текущий

25

Разнообразие горных пород.

Пр.р. № 5: «Определение горных пород и описание их свойств».

Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород.

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. (К) Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.(П)  Анализ схемы преобразования горных пород.(П)

Формирование

устойчивой мотивации

к исследовательской

деятельности,

конструированию

тематический

26

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли

Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях.

Сравнение типов земной коры. (К) Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. (П)Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит.(Р)

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами

Входной текущий

27

Разнообразие форм рельефа Земли

Знать и объяснять признаки понятий

«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота».

Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами.

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа.(П) Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа, крупнейших гор и вершин, их географического положения (работа в паре). (К)

Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной поверхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания

(влияние антропогенной деятельности на рельеф). Овладеть навыками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности

тематический

28

Движение земной коры

Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород

Создавать модели литосферных

плит. Работать с конструктором литосферных плит. (Р)

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использования в хоз. деятельности

Входной текущий

29

Землетрясения. Вулканизм

Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район».

Определять интенсивность земле-трясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия«очаг магмы»,«кратер»,«жерло», «лава», «гейзер», виды вулканов Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. (П) Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы (работа в парах).(К)

Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях

тематический

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

Знать и объяснять признаки понятий

«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота».

Составлять описания гор и равнин, их географичес-кого поло-жения. Уста-навливать взаимосвязи между фор-мами рельеф и внешними, внутренними географиче-скими процессами

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. (П)  Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.(Р) Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополни-тельной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образова-ния оврагов.(Р)

Сформировать осознанное отно-шение к знаниям о разнообразии земной поверх-ности, установки на ответственное использование богатств лито-сферы как части среды обитания (влияяние антро-погенной деяте-льности на рельеф). Овла-деть навыками работы по опре-делению на местности отно-сительных и абсолютных высот точек земной поверхности

Входной текущий

31

Главные формы рельефа суши

Знать и объяснять признаки понятий

«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота».Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами

Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой.(П) Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков.(Р) Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин.(П)

Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной по-верхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания(влияя-ние антро-погенной деятельности на рельеф). Овладеть на-выками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности

тематический

32

Рельеф дна океанов

Объяснять значение по-нятий: «море», «залив», «пролив»,«материк»,«остров», «полуостров», «архипелаг», «волны»,«течение», «приливы и отливы».

Сформировать идею о единстве Мирового океана, познакомить с его частями, свойствами воды, видами движения океана.

Выявление особенно-стей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.(П)

Формировать ответственное отношение к учебе. Обладать осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к мнению другого чело-века, основами экологической культуры основанной на единстве вод Мирового океана

Входной текущий

33

Человек и земная кора

Выделять части Мир. океана и объяснять их географ. отличия, знать основные причины происхож-дения разных видов движения в океане. Уметь показывать части океана:

Описание по иллюс-трациям способов добычи полезных ископаемых, работа в парах. (К) Поиск дополнительной информации (в Инте-рнете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве.(П)

Выделять части Мир. океана и объяснять их географ. отличия, знать основные причины происхождения разных видов движения в океане. Уметь показывать части океана:

тематический

34

Итоговый урок по разделу «Земная кора». Пр.р. №6: «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт».

Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности, опытом участия в социально значимом труде

Работа с итоговыми вопросами и задании-ями по разделу «Земная кора» в учебнике.(К) Подготовка на основе дополнитель-ных источников информации (в том числе сайтов Интернета)обсужде-ния проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору.(П)

Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности

Входной текущий

nsportal.ru

Рабочая программа по географии — 5 класс (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева)

I. Пояснительная записка

Курс «География. Землеведение.5-6 классы» открывает линию учебников географии под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В. П. Дронова. Данная предметная линия учебников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География Земли» состоит из курсов «География. Землеведение.5-6 классы» и «География. Страноведение.7 класс»

Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

  • развитие специфических географических и общеучебных умений;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

Рабочая программа по географии разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района; на основ «Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. География. Землеведение. 5-6 классы», М: Дрофа, 2013г. Автор программы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. Программа соответствует учебнику «География. Землеведение. 5-6 классы: для общеобразовательных учреждений.»/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. — М: Дрофа, 2012г. Предназначена для обучающихся основного общего образования, рассчитана на 1-й год обучения. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов (т. е. по 1 часу в неделю).

Данная программа отличается от Программы основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева, количеством часов (увеличением с 34 до 35 часов) и количеством оценочных практических работ, так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные авторами практические работы будут выполнены полностью, но количество оценочных работ в 5 классе из 6- 5.

II. Общая характеристика учебного предмета «География»

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

В структуре курса 6 класса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

III. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отно­шению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Предметные:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

V. Содержание обучения

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Ср. века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа

1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.

2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.

Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств.

5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Перечень оценочных практических работ

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.

Практическая работа 3 Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

урока

Темы урока

Количество часов

Характеристика видов деятельности ученика

Введение (1 ч)

1

Что изучает география

1

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов.

Установление географических явлений, влияющих на географические объекты.

Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире.

2.

Методы географических исследований

Формирование умений различать и запоминать методы географических исследований.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

3

Познание Земли в древности

1

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока.

Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном.

Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло.

Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока

4

Великие географические открытия

1

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий

5

Открытие Австралии и Антарктиды

1

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

6

Современная география

1

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования

7

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

1

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. Защита проектов

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

8

Земля и космос

1

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

9

Земля — часть Солнечной системы

1

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты.

10

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Подготовка презентации

11

Осевое вращение Земли

1

Наблюдение действующей модели (электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

12

Обращение Земли вокруг Солнца

1

Наблюдение действующей модели (электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

13

Форма и размеры Земли

1

Подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли »

14

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

1

Выполнение тестовых заданий. Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

15

Ориентирование на земной поверхности

1

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса

16

Изображение земной поверхности

1

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности

17

Масштаб и его виды

1

Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно

18

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

1

Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек

19

Планы местности и их чтение

1

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты

20

Составление плана местности

1

Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности

21

Параллели и меридианы

1

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения

22

Градусная сеть. Географические координаты

1

Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей

23

Географические карты

1

Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов

24

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике. Защита проектов

Раздел IV. Земная кора (11ч)

25

Внутреннее строение земной породы. Состав земной коры

1

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой.

26

Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли

1

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород. Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения замной коры и литосферы.

27

Разнообразие форм рельефа Земли

1

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения

28

Движение земной коры

1

Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры

29

Землетрясения. Вулканизм

1

Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма.

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

1

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду.

31

Главные формы рельефа суши

1

Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вер­шин

32

Рельеф дна океанов

1

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит

33

Человек и земная кора

1

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору

34

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике.

Защита проектов.

35

Повторение изученного по курсу «География. Землеведение».

Итоговое повторение и обобщение.

VII. Учебно-методическая литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК:

1. Учебник: В. П. Дронов. Л. Е. Савельева. География. Землеведение. 5—6 классы, М., Дрофа, 2014г.

2. Рабочие программы. География. 5—9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина, М., Дрофа, 2013г.

3. Л. Е. Савельева, В. П. Дронов География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие, М., Дрофа, 2013г.

4. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь, М., Дрофа, 2012г.

6. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.r u

Материально-техническое обеспечение :

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, географические карты, глобус, компасы, рулетка, транспортир, коллекция горных пород.

Интернет – ресурсы.

http://www.pogoda.ru –Прогноз погоды в городах мира и России.

http://vokrugsveta.ru-Электронный журнал «Вокруг света»

http://www.worldtimezone.com – Карта часовых поясов в различных странах мира.

http://www.kosmosnimki.ru – Сайт космических снимков территории России.

http://www.ecosystema.ru – Информационный ресурс о природе и экологическом образовании для педагогов, ученых, любителей природы, учащихся.

http://.geo.1september.ru – Газета «География » Издательского дома «Первое сентября».

VIII. Планируемые результаты обучения:

Раздел 1. Источники географической информации

Выпускник научится:

  • Использовать различные источники географической информации(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;

  • Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления ,их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • В процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • Читать космические снимки и аэрофотоснимк, планы местности и географические карты;

  • Строить простые планы местности;

  • Создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • Моделировать географические объекты и явления.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • Различать изученные географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • Использовать знания о географических законах и закономерностях ,о взаимосвязях между изученными географическими объектами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения воздушных потоков;

  • Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • Приводить примеры,показывающие роль географической науки и решения социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

infourok.ru

Рабочая программа к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение 5-6»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе рабочей программы «Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы», авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа», 2012 г. Для реализации программы используется учебник «География. Землеведение» 5-6 классы» авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г.

Основными целями курса географии в 5 классе являются:

-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических процессов;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

-развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

-развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке « География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе 34 ч (1 ч в неделю), из них 6 – на выполнение практических работ. Содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты изучения предмета.

Личностные результаты:

-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

-развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

-развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

-умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки людей;

-умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

-умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

-овладение элементарными практическими умениями использования приборов инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

-овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из « языков» международного общения;

-овладение основными навыками нахождения, использования презентации географической информации;

-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты изучения предмета:

-использование различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализ, обобщение и интерпретация географической информации;

-по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) нахождение и формулирование зависимости и закономерности;

-определение и сравнение качественных и количественных показателей, характеризующих географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявление содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составление описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представление в различных формах географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.

-ориентирование на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-чтение космических снимков и аэрофотоснимков, планов местности и географических карт;

-построение простых планов местности;

-моделирование географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ.

-сравнение географических объектов, процессов и явлений на основе известных характерных свойств и умение проводить их простейшую классификацию;

-использование знаний о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

-измерение температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков с помощью приборов;

-оценивание характера взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

-использование знаний о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

-умение приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

-критическое оценивание информации географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-создание письменных текстов и устных сообщений о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождение выступления презентацией.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5- 6 КЛАССЫ

5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)

Введение (1 ч)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

-Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

-Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

-Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

-Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Пр. р. 1. Работа с электронными картами.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

-Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

-Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

-Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

-Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

-Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Пр. р.2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

-Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

-Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

-Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

— Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

-Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

-Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. -Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

-Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Пр. р. 3. Составление плана местности способом глазомерной съемки.

Пр. р .4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

-Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

-Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

-Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

-Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

-Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

-Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

-Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

-Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

-Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

-Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. -Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

-Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Пр. р. 5. Определение горных пород и описание их свойств.

Пр. р. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч.)

п/п

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности

( на уровне учебных действий)

1. Введение 1 ч

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

1

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире.

2. Раздел I. Накопление знаний о Земле 5 ч

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века

1

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

1

Описание по картам маршруты путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих открытий, подготовка сообщения, презентации о них, обсуждение значений географических открытий.

Открытие Австралии и Антарктиды. Русское кругосветное путешествие.

1

Описание по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф, Крузенштерна и Ю. Ф.Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф, Крузенштерна и Ю. Ф.Лисянского.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования.

1

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования.

Итоговый урок по разделу « Накопление знаний о земле»

Пр. р. 1.

Работа с электронными картами.

1

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом.

3. Раздел II. Земля во Вселенной 7 ч

Земля и космос. Земля- часть Вселенной.

Как ориентироваться по звездам.

1

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

1

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

1

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю спутника Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество про освоении космоса.

Осевое вращение Земли. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

1

Наблюдение действующей модели (теллу­рия) движения Земли вокруг оси и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси; выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Обращение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Пр. р. 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

1

Наблюдение действующей модели движе­ния Земли вокруг Солнца (теллурий, схему «Орби­тальное движение Земли») и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения планеты в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений, объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы» Географические следствия движения Земли вокруг Солнца

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

1

Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщений на тему «Представление о форме и размерах Земли».

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

1

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» Подготовка на основе дополнительных источников информации и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы.

4. Раздел III Географические модели Земли 10 ч

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Азимут

1

Определять по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов на предметы с помощью компаса.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

1

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

1

Определение по топографической карте рассто­яний между географи­ческими объектами с помощью масштаба. Решение прак­тических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

1

Работа с картой и планом местности, анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот ( глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков и самой глубокой впадины. Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.

Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений

1

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте. С помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты.

П. р.3.

Составление плана местности способом глазомерной съемки.

1

Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

1

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения.

Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

П. р. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

1

Определение по картам географической широты и долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными координатами. Определение расстояний с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

1

Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений крупных географических объектов.

Итоговый урок по разделу

« Географические модели Земли»

1

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Географические модели Земли»

5. Раздел IV. Земная кора 11 ч

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

1

Описание модели строения Земли; вы­явление особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение их между собой.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Пр.р. 5. Определение горных пород и описание их свойств

1

Сравнение свойств горных пород раз­личного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам, анализ схемы преобразования горных пород.

Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

1

Анализ схемы (модели) строения земной коры и литосферы; сравнение типов земной коры; установление по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов сопровождающих взаимодействие литосферных плит.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

1

Распознавание на картах разные формы рельефа, определение средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

1

Установление с помощью карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движения земной коры.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

1

Выявление закономерности географического распространения землетрясений.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

1

Выявление закономерности географического распространения вулканизма.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф.

1

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

1

Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Пр. р. 6 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

1

Распознавание на физических и топографи­ческих картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических работ по определению на картах средней и максимальной абсолют­ной высоты гор и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

1

Выявление особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположе­ния крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору.

Учебно — методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебно-методическое

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, издательство « Дрофа», 2012 г.)

2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов, издательство « Дрофа», 2012 г.).

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, издательство « Дрофа», 2012 г. ).

4. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное пособие.

Материально- техническое обеспечение

1.Приборы – теллурий, компас.

2. Таблицы – «Вулканы», «Землетрясения», «Вращение Земли», «Способы ориентирования на местности», «Внутреннее строение Земли», «План местности», портреты великих путешественников.

3.Коллекция горных пород.

4. Экран.

5. Мультимедийный компьютер.

infourok.ru