Биология 5 класс учебник читать онлайн пасечник – Учебник биология 5 класс Пасечник читать онлайн

Учебник Биология 5 класс Пасечник

Учебник Биология 5 класс Пасечник — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

в. в. Пасечник Б И ал О ГИЯ Бактерии, грибы, растения ^орофа I Электронное I приложение ВЕРТИКАЛЬ т www.drofa.ru 1^ г 1 5 i в. в. Пасечник БИОЛОГИЯ Бактерии, грибы, растения Учебник для общеобразовательных учреждений Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации ВЕРТИКАЛЬ Москва 4врофа 2012 5 УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 П19 Пасечник, В. В. П19 Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. образоват. учреждений / В. В. Пасечник. — М. 141, [3] с. ISBN 978-5-358*09878-7 учеб, для обще-Дрофа, 2012. — Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по биологии для 5 класса. Все учебники линии для основной школы (5—9 классы) созданы под руководством В. В. Пасечника и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала. УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 ISBN 978-5-358-09878-7 ‘ООО «Дрофа», 2012 Как работать с учебником Дорогие друзья! У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразный и удивительный мир живых организмов. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание. Текст главы разделён на параграфы. Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом. При необходимости вы можете также воспользоваться электронным приложением, созданным к данному учебнику и размещ;ённым на сайте www.drofa.ru. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним. В конце каждого параграфа на синей плашке помещены основные понятия, которые вам необходимо усвоить. Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех. Рубрика «Задания для любознательных» предназначена для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес. В рубрике «Знаете ли вы, что…» приведены дополнительные интересные сведения по изучаемой теме. Желаем вам успехов! 1* Оглавление Введение § 1. Биология — наука о живой природе………….. 6 § 2. Методы исследования в биологии…………… 10 § 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого…. 15 § 4. Среды обитания организмов……………….. 19 § 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы………………………………. 25 Глава 1 Клеточное строение организмов § 6. Устройство увеличительных приборов………. 30 § 7. Строение клетки……………………….. 34 § 8. Химический состав клетки……………….. 40 § 9. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. 42 § 10. Ткани………………………………… 46 Глава 2 Царство Бактерии §11. Строение и жизнедеятельность бактерий . . § 12. Роль бактерий в природе и жизни человека 52 56 Глава 3 Царство Грибы § 13. Общая характеристика грибов……………. 66 § 14. Шляпочные грибы………………………. 70 § 15. Плесневые грибы и дрожжи………………. 78 § 16. Грибы-паразиты……………………….. 81 Глава 4 Царство Растения § 17. Разнообразие, распространение, значение растений………………………………. 88 § 18. Водоросли…………………………….. 93 § 19. Лишайники……………………………..102 § 20. Мхи…………………………………..106 § 21. Плауны. Хвощи. Папоротники………………112 § 22. Голосеменные…………………………..119 § 23. Покрытосеменные, или Цветковые…………..127 § 24. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира………………132 Предметный указатель……………………………143 §1. Биология — наука о живой природе Что изучает биология. Вы приступаете к изучению биологии (от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — учение). Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (рис. 1). Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) (рис. 2). Рис. 1. Биологические дисциплины Озоновый экран Рис. 2. Биосфера — область распространения жизни Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном — тонким слоем газа озона на высоте 15—20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10—11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трёх и более километров. Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития. Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос»). Значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским Охрана окружающей среды Разработка новых средств и методов лечения болезней VACCINli Производство биологических средств защиты растений от вредителей и болезней БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток Производство кормовых добавок для животных производство продуктов питания Создание Выведение новых сортов новых пород культурных растений домашних животных Рис. 3. Значение биологии хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной (рис. 3). Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете. БИОЛОГИЯ. БИОСФЕРА. ЭКОЛОГИЯ Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология? Почему необходимо изучать биологию? Что изучает экология? Подумайте Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать? Задания Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека. §2. Методы исследования в биологии 1. Какие методы исследования вы знаете? 2. Какие приборы, используемые в биологии, вам известны? Методы исследования в биологии. Люди с древнейших времён изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греческого «методос» — способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения. Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» — являю и «логос»). Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян разных растений. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть прове

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Биология 5-6 класс Пасечник Суматохин

Учебник Биология 5-6 класс Пасечник Суматохин — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

ФГОС М ^ ^ I Иг /Ш- ^ линия жизни классы Учебник для общеобразовательных организаций Под редакцией профессора В. В. Пасечника 3-е издание Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕк 2014 УДК 373.167.1:57 ББК 28.0Я72 БбЗ Серия «Линия жизни* основана в 2005 году Авторы: д-р под. наук В. В. Пасечник, д-р пед. наук С. В. Суматохин, канд. под. наук Г. С. Калинова, канд. пед. наук 3. Г. Ганойюк Креативный редактор серии учебно-методических комплектов «Линии жизни» канд. нед. наук 3. Г. Ганониж На учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение FAH № 10106-5215/333 от 14.10.2011 г.), неда1ч>гичсской (заключения РАО № 01-5/7д-396 от 17.10.2011 г. и № 323 от 29.01.2014 1.) и общественной (заключение РКС № 279 от 07.02.2014 г.) экспертиз. Биология. 5—б классы : учеб, для общеобразоват. органи-Б63 заций. / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк] ; под ред. В. В. Пасечника; —3-е изд. — М. : В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования. Просвещение, 2014. — 160 с. : ил. — ISBN 978-5-09-032585-1. Предлагаемый учебник — основной элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 5 6 классов. В нем рассмотрены основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов. Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метанредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного oбп^eгo образования. В связи с этим большое внимание уделено организации учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности, а также формированию универсальных учебных действий учанщхся. Разнообразие заданий и деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций. УДК :т. 167.1:57 Г»Г,К 28.0Я72 ISBN 978-3-09-032380-1 Издательство «Просвещение», 2012 Художественное оформление. И.здательство «Просвещение», 2012 Все нрава защищены Дорогие друзья! Вы начинаете увлекательное путешествие в удивительный и многообразный мир живых организмов. Вашим путеводителем в этом мире будет учебник. Этот учебник — первая книга комплекта, который называется «Линия жизни«. Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению или по названию в верхней части страницы. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему на>шитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание. Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам вспомнить из^’ченпый ранее материал, что позволит лучше попять и усворггь новый. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Ответьте на вопросы, обозначеные значком и выполните задания, отмеченные значком . Термины, которые нужно запомнить, напечатаны жирным шрифтом, а те, на которые необходимо обратить особое внимание, — наклонным шрифтом. В конце каждого параграфа отмечены знаком и выделены шрифтом новые для вас понятия. Их нужно запомнить и уметь объяснять. Вопросы повышенной сложности, приведённые в рубрике должны научить анализировать изученный материал. Значком отмечены интересные факты и сведения. Необходимым условием успешного овладения знаниями является выполнение лабораторных работ. В учебнике они отмечены значком 0 выполняйте задания 9. Для лучшего усвоения материала электронного приложения (ЭП). 10. Отмечайте свои достижения! В тетради составьте таблицу из трёх столбцов: »Я знаю», »Я умею», «Мпе интересно»; заполняйте её после изучения каждой темы. Создайте личную папку — «портфолио». Собирайте в неё работы, демонстрирующие ваши успехи: доклады, проекты, рисунки, фотографии, грамоты, отзывы у^штелей и т. п. 11. Помните, что многое зависит от вашего желания и настойчивости. Желаем вам успехов в учёбе и новых открытий в интересном и разнообразном мире живой природы! Авторы г Биология как наука ВВЕДЕНИЕ Вы начинаете изучение школьного курса биологии. Биологические знание и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, умело использовать и приумножать её богатства. ^■1 ВЫ УЗНАЕТЕ — о том, что изучает наука биология; — об основных методах биологической науки; — об основных различиях между живой и неживой природой; — об основных царствах живой природы; — о разнообразии живых организмов и средах их обитания; — о значении биологии для человека и его хозяйственной деятельности. ВЫ НАУЧИТЕСЬ — соблюдать правила работы в кабинете биологии. § 1. БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 1. Чем живое отличается от неживого? 2. Где обитают живые организмы? Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос — жизнь, логос — учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообгдества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе. Некоторые из них представлены на схеме (рис. 1). Физиология (функции организмов) Вирусология (вирусы) Микология (грибы) Бактериология (бактерии) Анатомия (строение ___ органов) [• Зоология Ботаника (животные) (растения) Рис. 1. Биологические дисциплины Цитология (строение и жизнедеятельность клеток) Генетика (наследственность и изменчивость организмов) Экология ■’ (отношения Л организмов ^ между собой и с окружающей их средой) На нашей планете сложились >шикальные условия, необходимые для развития на ней жизни. Во-первых, температура на поверхности Земли обеспечивает возможность наличия большого количества воды в жидком состоянии. Во-вторых, озоновый слой атмосферы Земли защищает от ультрафиолетового излучения, губительного для живых организмов. В-третьих, солнечные лучи приносят на Землю световую энергию, растения преобразуют её в химическую, которая по пищевой цепи передаётся другим обитателям планеты (рис. 2). ВВЕДЕНИЕ \\ \ Растения Рис. 2. Схема пищевой цепи Растительноядное животное Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греч. биос и сфера — шар) (рис. 3). Рис. 3. Границы биосферы I Биология — наука о живой природе Значение биологии. Многие думают, что биология — это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных. На самом деле биология — очень сложная наука. Биоло1’Ш1еские знания лежат в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них — производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием растущую численность населения нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная .законов биологии. Очень важна задача разработки методов пред>шреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжёлых, как сердечнососудистые, рак, СПИД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах. Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяются современные биотехнологии. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактер

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Биология. 5 — 6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В. Линия жизни

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Предлагаемый учебник — основной элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 5—6 классов. В нём рассмотрены основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов. Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В связи с этим большое внимание уделено отбору содержания и методическому аппарату учебника. Разнообразие вопросов, заданий и деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют организовать разные формы и виды учебной деятельности, а также способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся.

Пример из учебника

Вы начинаете увлекательное путешествие в удивительный и многообразный мир живых организмов. Вашим путеводителем в этом мире будет учебник. Этот учебник – первая книга комплекта, который называется Линия жизни.

Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению или по названию в верхней части страницы.
Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, яз какой материал нужно обратить особое внимание. Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам вспомнить изученный ранее материал, что позволит лучше усвоить.

Содержание

Введение. Биология как наука 5
§ 1. Биология — наука о живой природе 6
§ 2. Методы изучения биологии 10
§ 3. Как работают в лаборатории 12
§ 4. Разнообразие живой природы 14
§ 5. Среды обитания организмов 16
Глава 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов 21
§ 6. Увеличительные приборы 22
§ 7. Химический состав клетки 26
§ 8. Строение клетки 30
§ 9. Жизнедеятельность клетки 36
Глава 2. Многообразие организмов 41
§ 10. Классификация организмов 42
§ 11. Строение и многообразие бактерий 44
§ 12. Строение и многообразие грибов 48
§ 13. Характеристика царства Растения 52
§ 14. Водоросли 56
§ 15. Лишайники 58
§ 16. Мхи, папоротники, плауны, хвощи 60
§ 17. Семенные растения 62
§ 18. Царство Животные 68
§ 19. Подцарство Одноклеточные 72
§ 20. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные 76
§ 21. Позвоночные животные 80
§ 22. Многообразие живой природы. Охрана природы 84
Глава 3. Жизнедеятельность организмов 87
§ 23. Обмен веществ — главный признак жизни 88
§ 24. Почвенное питание растений 92
§ 25. Удобрения 94
§ 26. Фотосинтез 96
§ 27. Питание бактерий и грибов 100
§ 28. Гетеротрофное питание 104
§ 29. Дыхание растений и животных 108
§ 30. Передвижение веществ у растений 112
§ 31. Передвижение веществ у животных 116
§ 32. Выделение у растений и животных 118
Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов 123
§ 33. Размножение организмов, его значение 124
§ 34. Половое размножение 128
§ 35. Рост и развитие — свойства живых организмов 132
Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов 137
§ 36. Раздражимость — свойство живых организмов 138
§ 37. Гуморальная регуляция 142
§ 38. Нейрогуморальная регуляция 144
§ 39. Поведение 148
§ 40. Движение организмов 150
§ 41. Организм — единое целое 154
Предметный указатель 157

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

ГДЗ по биологии 5 класс учебник Пасечник ответы на вопросы


ГДЗ готовые домашние задания к учебнику по биологии 5 класс Пасечник «Бактерии. Грибы. Растения» ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебника необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

Выберите номер страницы Учебника


Страница: 9 10 13 14 15 18 19 24 25 27 30 31 33 34 38 39 40 42 45 46 49 52 55 56 63 66 69 70 77 78 78-79 80 81 84 85 88 92 93 95 101 102 105 106 111 112 115 117 119 124 125 126 127 131 132 140 141



← Назад

Вперед →

gdz-putina.info