Биология 5 класс практическая работа 1: Практические работы по биологии в 5 классе
Практические работы по биологии в 5 классе
Лабораторные и практические работы по биологии 5 класс
(учебник «Биология. Введение в биологию». А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
1.) Вставьте пропущенные слова. «Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — …………………………………………, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы видим предметы, увеличенные в …………. раз. Лупу берут за …………………… и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета становится наиболее чётким.
2) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
3) Обозначьте части микроскопа на схеме.
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
6._______________________________
4).Определи увеличение микроскопа
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =
5). Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
6)Разгадай кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Ход работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Готовый микропрепарат положите на предметный столик.
3. Выберите увеличение объекта.
4. Рассмотрите и зарисуйте объект.
5. Стрелками покажите на рисунке части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро).
ОБОЛОЧКА
ЦИТОПЛАЗМА
ЯДРО
6. Ответьте на вопрос: Каково увеличение микроскопа? _________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Определение состава семян»
Цель: определить химический состав семени; рассмотреть значение органических и неорганических веществ.
Оборудование:
· пшеничная мука, стакан с водой, марля;
· йод;
· семя подсолнечника, лист белой бумаги;
· спиртовка, ложечка для сжигания веществ.
Ход работы
Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.
Как изменилась вода в стакане?_________________________________________________
3. Капните 1—2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.
Как изменился цвет воды?____________________________________________________
4. Капните 1—2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________________
5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша.
Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?_________________________
___________________________________________________________________________
6. Пронаблюдайте. что произошло с семенами пшеницы при нагревании, что осталось в пробирке? __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Что вы увидели на стенках пробирки? ________________________________________
8. Сделайте вывод о наличии в семенах органических и минеральных веществ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №4
«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».
Цель: изучить особенности строения растений и животных, связанные со средой обитания; сделать вывод о приспособленности растений и животных к среде обитания.
Ход работы:
рассмотри рисунки животных и растений, заполни таблицу:
Среда обитания
Особенности строения
утка-кряква крот
кактус кувшинка белая
Сделай вывод о приспособлении животных и растений к среде обитания
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа «Измерение своего роста и массы тела»
Цель: измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Ход работы:
Прибор, с помощью которого измеряется рост ______________________________
Прибор, с помощью которого измеряется вес________________________________
Запишите свои данные в таблицу, сравните показатели с возрастными нормами.
Оценка физического развития подростков 11-12 лет
возраст
Оценки показателей
Мои показатели
низкая
ниже ср.
средняя
выше ср.
высокая
Длина тела (см)
11 лет
130 и <
130,5-139
139,5-149
149,5-158
158,5 и >
12 лет
133,5 и <
134-143,5
144-154
154,5-164
Масса тела (см)
11 лет
21,4 и <
21,5-30,4
30,5-39,6
39,7-48,6
48,7 и >
12 лет
24,2 и <
24,3-33,9
34-43,8
43,9-53,6
53,7 и >
Сделайте вывод об уровне вашего физического развития _______________________________________________________________________
Отчёт по экскурсии «Весенние явления в природе»
Пронаблюдайте, ясно или облачно. Какие облака.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте за тем, как цветут деревья.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте за цветением травянистых растений.
________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Найдите 2-3 цветущих травянистых растения, постарайтесь самостоятельно определить их названия.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Пронаблюдайте, какой дует ветер (холодный, теплый, слабый, сильный).
_________________________________________________________________________________________
6.. Пронаблюдайте за поведением насекомых и птиц.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Пронаблюдайте за тем, какая осуществляется работа на приусадебных участках.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Пронаблюдайте за тем, как одеты взрослые и дети.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нагрейте небольшое количество воды в стакане. Сколько времени необходимо для того, чтобы довести воду до кипения?
№ 3 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.
Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.
Ход работы
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Порядок работы с микроскопом.
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
№4 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы
Рассмотрите на рисунок последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
№5 «Определение состава семян пшеницы»
Цель: изучить состав семян
Оборудование: спиртовка, пробирка.
Ход работы
Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку (сухое горючее). Прогрейте пустую пробирку, затем пробирку с семенами. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?
Продолжая нагревание, наблюдайте за изменением цвета и появления запаха. Что происходит?
Используя личный опыт (наблюдения за горением дров в костре), предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание. Оформите отчет по выполнению лабораторной работы
№6 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»
Цель: изучение физических свойств органических веществ семени.
Оборудование: мука, вода, марля, йод, семя подсолничника.
Ход работы
К небольшому количеству пшеничной муки добавьте воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?
Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?
Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?
Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?
Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?
№7 «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации связанных со средой обитания»
Цель: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Красноярского края.
Оборудование: гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.
Ход работы
Перед вами муляжи грибов. Запишите названия
грибов в два столбца:
— съедобные
— ядовитые.
2
Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены
красочные картинки жуков, у каждого жука свой
номер).
— под каким номером изображен жук, который является вредителем с\х культур;
-как называется этот жук;
-какой культуре он приносит вред
3
Рассмотрите растения в гербарии. Определите к каким группам они относятся
№8 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»
Цель: выяснить основные экологические проблемы Красноярского края и доступные пути их решения на данном этапе.
Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.
Ход работы
Задание: Заполни таблицы.
зч п/пЭкологическая проблема
Пути решения
Тепловое загрязнение.
Вырубка лесов.
3.
Загрязнение вод.
Охота.
Парниковый эффект (потепление климата)
№9 «Измерение своего роста и массы тела»
Цель: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.
Оборудование: Ростомер, медицинские весы
— Ход работы
Задание:
1.Енимательно рассмотри шкалу делениямедицинских весов.
2.Определите цену деления.
Цена деления = г.
3. Установи большую гирю на значение 20
кг. Перемещая «бегунок» — малую гирю
вправо добивайся равновесия. Если
равновесие нет, то сдвинь большую гирю
вправо — в сторону больших, значений.
4.Продолжай такие же действия, пока не
Большая гиря показывает кг
Малая показывает г
Значит мой вес кг г
получишь равновесие.
Запиши полученный результат:
5. Встань спиной к ростомеру. Плотно
прижми пятки к линейке, распрями плечи.
Опусти планку до касания головы.
Мой рост
Зафиксируй результат в тетрадь.
№10 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
Цель: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.
Оборудование: карточки «Виды ран», «Тины повязок», бинт, зелёнка, йод, перекись водорода.
Ход работы
1. Определите тип ранения по виду раны1
2
3
4
5
6
2.Укажите, с какой целью используют данные повязки
3.выберите необходимый перевязочный материал для наложения повязки, если:
вид раны – колотая область
раненая кисть
4.наложите повязку на область предплечья
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Тема: Приготовление временного микропрепарата. Строение растительной клетки.
Цели:
· научиться самостоятельно изготовлять микропрепарат;
· ознакомиться со строением растительной клетки с помощью микроскопа.
Оборудование и материалы: микроскоп, препаровальная игла, предметное и покровное стёкла, фильтрованная бумага, вода, чешуя луковицы лука (сочная).
Ход работы:
- Изучите последовательность приготовления временного микропрепарата.
- Возьмите предметное стекло и протрите его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите кусочек прозрачной эпидермы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите его в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте эпидерму покровным стёклышком.
6. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
7. Рассмотрите приготовленный препарат с помощью микроскопа, определив степень увеличения.
8. Зарисуйте 7-8 клеток эпидермы чешуи лука. Обозначьте цифрами оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль.
9. Запишите вывод, указав функции органелл, которые вы изобразили на рисунке. Ответьте на вопрос: «Во всех ли клетках ядро находится в центре? Почему?».
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Тема: Приготовление временного микропрепарата. Строение растительной клетки.
Цели:
· научиться самостоятельно изготовлять микропрепарат;
· ознакомиться со строением растительной клетки с помощью микроскопа.
Оборудование и материалы: микроскоп, препаровальная игла, предметное и покровное стёкла, фильтрованная бумага, вода, чешуя луковицы лука (сочная).
Ход работы:
- Изучите последовательность приготовления временного микропрепарата.
- Возьмите предметное стекло и протрите его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите кусочек прозрачной эпидермы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите его в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте эпидерму покровным стёклышком.
6. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
7. Рассмотрите приготовленный препарат с помощью микроскопа, определив степень увеличения.
8. Зарисуйте 7-8 клеток эпидермы чешуи лука. Обозначьте цифрами оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль.
9. Запишите вывод, указав функции органелл, которые вы изобразили на рисунке. Ответьте на вопрос: «Во всех ли клетках ядро находится в центре? Почему?».
Практическая работа по биологии 5 класс
Ф.И. _________________________
Дата _________________________
Практическая работа №1
«Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Много тайн хранит природа.
Как их можно разгадать?
И какие есть приборы,
Чтоб природу изучать?
Цель: продолжить знакомство с оборудованием для исследований; определить значение измерительных и увеличительных приборов для изучения живой природы.
Оборудование: микролаборатория или набор оборудования, имеющегося в кабинете.
Ход работы
Рассмотрите рисунки на с. 20-21 учебника. На какие три группы делятся приборы для научных исследований?
Найдите на своих столах бинокуляр, колбу, мерный цилиндр, лабораторный стакан, лупу, пипетку, секундомер.
Разделите эти предметы на три группы, заполнив таблицу.
Выводы
Основными методами изучения природы являются:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Увеличительные приборы позволяют наблюдать за _______________________________ и _______________________________
Для определения размеров и массы тела используют ______________________________________________________________________________________________________________
Представьте себе, что вы изучаете жизнь птиц. Предложите тему эксперимента и перечислите оборудование, необходимое для его проведения.
Тема:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторный практикум по биологии. 5-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Введение
Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.
При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. В ходе практических занятий у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как:
- познавательные – осуществлять исследовательскую деятельность;
- регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
- коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).
Методические рекомендации к практическим занятиям
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
Задание 2
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
Задание 3
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Ход работы
Задание 1
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Задание 2
Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.
Вещества клетки | Значение вещества |
Белок | |
Углевод (крахмал) | |
Жир |
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”
Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Задание 2
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Хвощ Картофель
Рис. 7. Представители разных групп растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
Рис. 8. Инфузории
Задание 2
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.
Литература
- Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. – (Лабиринт).
- Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
- Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
- Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват
Практическая работа 5 класс биология
Грибовский Виталий 5Б
Практическая работа
Методы изучения природы:
Тема: Наблюдение за ростом корней и листьев лука
Цель: выявить наиболее благоприятные условия для выращивания зелёного лука в горшочке с землёй в домашних условиях.
НАБЛЮДЕНИЕ — это познание тел и явлений природы в естественных для них условиях обитания посредством органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.
Для наблюдения я взял две одинаковых по размеру луковицы.
ОПИСАНИЕ:
Я насыпал в горшочек земли
Обильно полил землю
Поместил луковицу в горшочек с землёй.
Обильно полил
Поставили горшочек с луком на подоконник с южной стороны.
Поставили горшочек с луком на подоконник с северной стороны.
ИЗМЕНЕНИЕ – это движения в природе, связанные с переходом от одного качества состояния к другому, от старого к новому.
ИЗМЕРЕНИЕ — это метод изучения природы, позволяющий узнать длину, ширину, объём и другие количественные характеристики живого объекта.
Измерение проводил через три дня.
Календарь изменений
на подоконнике с южной стороны
Посадка
лука
Появились
корни 0,5см
Появился зелёный побег 1,5 см
зелёный побег вырос на 6 см
зелёный побег вырос на 10,5 см
на подоконнике с северной стороны
Посадка
лука
Изменений
нет
Изменений
нет
Изменений
нет
Появились
корни 1,5см
09.10
за 16 дней луковица, которая стояла на солнце выросла на 19 см, а луковица, которая в тени осталась без изменения.
СРАВНЕНИЕ — это установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.
Сравнение проводил через три дня.
ЭКСПЕРИМЕНТ — это изучение тел и явлений в специально созданных условиях при непосредственном участии человека, с целью понять некие закономерности реагирования живых организмов на возникновение данной ситуации.
1.В результате проделанного опыта и наблюдения можно сделать вывод, что для выращивания зелёного лука необходимо тепло, отличное освещение и умеренный полив.
2. Свет и вода способствовали хорошему росту корня и побега.
3.Недостаточное освещение замедлили рост корня и побега.
Выращивая лук на подоконнике, можно получить нужные для организма витамины и экологически чистый продукт без материальных затрат.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — это создание упрощенной модели подобной живой природе для исследования, с целью спрогнозировать возможные последствия проведения каких-либо действий в реальном мире.
В ходе исследования я узнал:
Родина лука — Ближний Восток, откуда он сначала попал в Египет, потом в Грецию, Рим и другие страны, включая Россию.
Характерный для лука запах вызван присутствием эфирных масел, содержащих серу. Эти масла обладают лечебным и антимикробным действием. Кроме них, в луке содержится протеин, сахара, витамин D2, кальций, железо, калий, натрий и магний.
Слёзотворное действие лука вызывается различными веществами, такими, например, как пропионовый альдегид.
Источник: интернет
Лабораторные работы 5 класс
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».
Цель: научиться работать с увеличительными приборами, изучить правила поведения во время лабораторной работы, правила работы с микроскопом.
Оборудование: ручная лупа, штативная лупа, микроскоп, готовые микропрепараты, мякоть томата, инструкции по технике безопасности.
Ход работы.
Инструкция для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приемы ее выполнения.
2. Освободить рабочее место от посторонних предметов.
3.Познакомится с устройством микроскопа, убедиться вето исправности, вспомнить правила работы с микроскопом.
4. Точно выполнять все указания учителя биологии.
5. По окончании работы привести свое рабочее место в порядок.
6. Не выходить из кабинета (класса) без разрешения учителя.
Задание 1.
1. Рассмотрите ручную и штативную лупу. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
2. Сделайте рисунок ручной лупы и подпишите название частей.
3. Заполните таблицу «Строение ручной лупы»
Название частейФункции
Линза
Оправа
Ручка
Задание 2.
1. Познакомьтесь с правилами работы микроскопа.
Правила работы с микроскопом
Микроскоп (от греч. micros — малый и scopio— смотрю) — это оптический прибор.
1. Установить микроскоп на рабочем столе штативом к себе на расстоянии 3— 5 см от края стола.
2. Установить правильное освещение.
3.Поместить на предметный столик исследуемый препарат и закрепить его клеммами.
4. Навести резкость изображения при помощи винтов.
5.Во время работы держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.
6.После работы убрать препарат с предметного столика, опустить тубус.
2. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
3. Заполните таблицу «Строение микроскопа»
4. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
5. Рассмотреть микропрепараты с помощью ручной лупы и микроскопа. Сделать вывод о значении увеличительных приборов.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Задание 2.
Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Лабораторная работа № 3 “Знакомство с внешним строением растения”
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения. Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки.
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Задание 2
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля. Какие органы есть у этих растений? Ответьте письменно на вопрос: Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Хвощ Картофель
Лабораторная работа № 4 “Наблюдение за передвижением животных”
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 58 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
Инфузории
Задание 2
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.
Практическая биология — 5-е издание
перейти к содержанию- О Elsevier
- О нас
- Elsevier Connect
- Карьера
- Продукты и решения
- R & D Solutions
- Клинические Решения
- Исследовательские платформы
- Исследовательская разведка
- образование
- Все решения
- Сервисы
- Авторы
- редакторы
- Рецензенты
- Классы
- Класс 1 — 3
- Класс 4 — 5
- Класс 6 — 10
- Класс 11 — 12
- КОНКУРСНЫЕ СУЩНОСТИ
- BBS
- 000000000000 Книги
- NCERT Книги для 5 класса
- NCERT Книги Класс 6
- NCERT Книги для 7 класса
- NCERT Книги для 8 класса
- NCERT Книги для 9 класса 9
- NCERT Книги для 10 класса
- NCERT Книги для 11 класса
- NCERT Книги для 12-го класса
- NCERT Exemplar
- NCERT Exemplar Class 8
- NCERT Exemplar Class 9
- NCERT Exemplar Class 10
- NCERT Exemplar Class 11
- NCERT Exemplar Class 12 9000al Aggar
Agaris Agard Agard Agard Agard Agard 2000 12000000- Классы
- RS Решения Aggarwal класса 10
- RS Решения Aggarwal класса 11
- RS Решения Aggarwal класса 10 90 003 Решения RS Aggarwal класса 9
- Решения RS Aggarwal класса 8
- Решения RS Aggarwal класса 7
- Решения RS Aggarwal класса 6
- Решения RD Sharma
- Решения класса RD Sharma
- Решения класса 9 Шарма 7 Решения RD Sharma Class 8
- Решения RD Sharma Class 9
- Решения RD Sharma Class 10
- Решения RD Sharma Class 11
- Решения RD Sharma Class 12
- ФИЗИКА
- Механика
- 000000 Электромагнетизм
- ХИМИЯ
- Органическая химия
- Неорганическая химия
- Периодическая таблица
- МАТС
- Теорема Пифагора
- Отношения и функции
- Последовательности и серии
- Таблицы умножения
- Детерминанты и матрицы
- Прибыль и убыток
- Полиномиальные уравнения
- Делительные дроби
- 000 ФОРМУЛЫ
- Математические формулы
- Алгебровые формулы
- Тригонометрические формулы
- Геометрические формулы
- КАЛЬКУЛЯТОРЫ
- Математические калькуляторы
- S000
- 80003 Pегипс Класс 6
- Образцы документов CBSE для класса 7
- Образцы документов CBSE для класса 8
- Образцы документов CBSE для класса 9
- Образцы документов CBSE для класса 10
- Образцы документов CBSE для класса 11
- Образец образца CBSE pers for Class 12
- CBSE Предыдущий год Вопросник
- CBSE Предыдущий год Вопросники Класс 10
- CBSE Предыдущий год Вопросник класс 12
- HC Verma Solutions
- HC Verma Solutions Класс 11 Физика
- Решения HC Verma Class 12 Physics
- Решения Lakhmir Singh
- Решения Lakhmir Singh Class 9
- Решения Lakhmir Singh Class 10
- Решения Lakhmir Singh Class 8
- Примечания
- CBSE
- Notes
- CBSE Класс 7 Примечания CBSE
- Класс 8 Примечания CBSE
- Класс 9 Примечания CBSE
- Класс 10 Примечания CBSE
- Класс 11 Примечания CBSE
- Класс 12 Примечания CBSE
- Дополнительные вопросы CBSE 8 класса
- Дополнительные вопросы CBSE 8 по естественным наукам
- CBSE 9 класса Дополнительные вопросы
- CBSE 9 дополнительных вопросов по науке CBSE 9000 Класс 10 Дополнительные вопросы по математике
- Класс 3
- Класс 4
- Класс 5
- Класс 6
- Класс 7
- Класс 8
- Класс 9
- Класс 10
- Класс 11
- Класс 12
- Решения NCERT для класса 11
- Решения NCERT для физики класса 11
- Решения NCERT для класса 11 Химия Решения для класса 11 Биология
- NCERT Solutions для Класс 12 Физика
- Решения NCERT для 12 класса Химия
- Решения NCERT для 12 класса Биология
- Решения NCERT для 12 класса Математика
- Решения NCERT Класс 12 Бухгалтерский учет
- Решения NCERT Класс 12 Бизнес исследования
- Решения NCERT Класс 12 Экономика
- NCERT Solutions Class 12 Бухгалтерский учет Часть 1
- NCERT Solutions Class 12 Бухгалтерский учет Часть 2
- NCERT Solutions Class 12 Микроэкономика
- NCERT Solutions Class 12 Коммерция
- NCERT Solutions Class 12 Макроэкономика
- Решения NCERT для математики класса 4
- Решения NCERT для класса 4 EVS
- Решения NCERT для математики класса 5
- Решения NCERT для класса 5 EVS
- Решения NCERT для класса 6 Maths
- Решения NCERT для класса 6 Science
- Решения NCERT для класса 6 Общественные науки
- Решения NCERT для класса 6 Английский
- Решения NCERT для класса 7 Математика
- Решения NCERT для 7 класса Science
- Решения NCERT для 7 класса Общественные науки
- Решения NCERT для 7 класса Английский
- для 8 класса Математика
- Решения NCERT для класса 8 Science
- Решения NCERT для класса 8 Общественные науки
- NCERT Solutio ns для класса 8 Английский
- Решения NCERT для класса 9 Общественные науки
- Решения NCERT для класса 9 Математика Глава 1
- Решения NCERT Для класса 9 Математика 9 класса Глава 2
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 3
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 4
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 5
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 6
- Решения NCERT для Математика 9 класса Глава 7
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 8
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 9
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 10
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 11
- Решения NCERT для Математика 9 класса Глава 12
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 13
- Решения NCERT для математики 9 класса Глава 14
- Решения NCERT для математики класса 9 Глава 15
- Решения NCERT для науки 9 класса Глава 1
- Решения NCERT для науки 9 класса Глава 2
- Решения NCERT для класса 9 Наука Глава 3
- Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 4
- Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 5
- Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 6
- Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 7
- Решения NCERT для 9 класса Научная глава 8
- Решения NCERT для 9 класса Научная глава
- Научные решения NCERT для 9 класса Научная глава 10
- Научные решения NCERT для 9 класса Научная глава 12
- Научные решения NCERT для 9 класса Научная глава 11
- Решения NCERT для 9 класса Научная глава 13
- Решения NCERT для 9 класса Научная глава 14
- Решения NCERT для класса 9 Science Глава 15
- Решения NCERT для класса 10 Общественные науки
- Решения NCERT для математики класса 10 Глава 1
- Решения NCERT для математики класса 10 Глава 2
- решения NCERT для математики класса 10 глава 3
- решения NCERT для математики класса 10 глава 4
- решения NCERT для математики класса 10 глава 5
- решения NCERT для математики класса 10 глава 6
- решения NCERT для математики класса 10 Глава 7
- решения NCERT для математики класса 10 глава 8
- решения NCERT для математики класса 10 глава 9
- решения NCERT для математики класса 10 глава 10
- решения NCERT для математики класса 10 глава 11
- решения NCERT для математики класса 10, глава 12
- Решения NCERT для математики класса 10, глава 13
- соль NCERT Решения для математики класса 10 Глава 14
- Решения NCERT для математики класса 10 Глава 15
- Решения NCERT для науки 10 класса Глава 1 Решения NCERT для науки 10 класса Глава 2
- Класс 11 Коммерческая программа Syllabus
- Класс 11 бизнес-дисциплин Syllabus
- Класс 11 Экономика Syllabus
- Класс 12 Бухгалтерский учебный план
- Класс 12 Бизнес-учебный план
- Класс 12 Экономический учебный план
- Коммерческие образцы документов класса 11
- Коммерческие образцы документов класса 12
- Решения TS Grewal Класс 12 Бухгалтерский учет
- Решения TS Grewal Класс 11 Бухгалтерский учет