Биология 5 класс что такое опыт – Биология 5 класс. Чем отличается наблюдение от эксперимента?

Содержание

Опыты и эксперименты по биологии (5 класс): Биология, 5 класс

Практическое занятие № 1

Химический состав клетки

Цель. Научиться проводить опыты исследовательского характера, фиксировать наблюдаемые явления, давать объяснение и делать выводы.

Задание:

Установить наличие в клетке белков, жиров, углеводов, органических и неорганических веществ.

Оборудование:

Тесто, картофель, семена льна (или другого растения), широкий химический стакан, пипетки, предметное стекло, лист бумаги.    

Вещества:

Йод, вода.

Соблюдайте правила техники безопасности!

Выполнение опыта:

  1. Возьмите небольшой кусочек теста, заверните в марлю, промойте в сосуде с водой.

В марле остается клейковина. Это растительный белок. 

Кратко запишите последовательность выполнения опыта. Запишите вывод.  

  1. Возьмите кусочек картофеля, положите его на бумагу и пипеткой (аккуратно) капните 2 – 3 капли йода.

Опыт можно провести так же с клейковиной. Что вы увидели? Запишите последовательность выполнения опыта. Запишите результат и сделайте вывод.

  1. Возьмите семена льна (или другого растения). Поместите семена на лист бумаги.

Раздавите семена пестиком.

Что вы увидели на бумаге? Запишите последовательность выполнения опыта. Сделайте выводы.


В конце урока сдайте тетради на проверку учителю. 

Практическое занятие № 1

Химический состав клетки

Цель. Научиться проводить опыты исследовательского характера, фиксировать наблюдаемые явления, давать объяснение и делать выводы.

Задание:

Установить наличие в клетке белков, жиров, углеводов, органических и неорганических веществ.

Оборудование:

Тесто, картофель, семена льна (или другого растения), широкий химический стакан, пипетки, предметное стекло, лист бумаги.    

Вещества:

Йод, вода.

Соблюдайте правила техники безопасности!

Выполнение опыта:

  1. Возьмите небольшой кусочек теста, заверните в марлю, промойте в сосуде с водой.

В марле остается клейковина. Это растительный белок. 

Кратко запишите последовательность выполнения опыта. Запишите вывод.  

  1. Возьмите кусочек картофеля, положите его на бумагу и пипеткой (аккуратно) капните 2 – 3 капли йода.

Опыт можно провести так же с клейковиной. Что вы увидели? Запишите последовательность выполнения опыта. Запишите результат и сделайте вывод.

  1. Возьмите семена льна (или другого растения). Поместите семена на лист бумаги.

Раздавите семена пестиком.

Что вы увидели на бумаге? Запишите последовательность выполнения опыта. Сделайте выводы.


В конце урока сдайте тетради на проверку учителю. 

nsportal.ru

Ответ 3 Методы изучения природы

15. Дайте определение.

 

Метод — это

 

  • Ответ: Способ осуществления какого-либо действия.

  

16. Заполните схему.

 

  • Ответы: Методы изучения природы — наблюдение, эксперимент, изучение

 

17. Используя учебник или словарь, объясните значения следующих слов.

 

Наблюдение — это

 

  • Ответ: Исследования предмета путем его восприятия на протяжении некоторого времени.

 

Эксперимент — это

 

  • Ответ: Воспроизведение в лаборатории того или иного природного явления и наблюдение за процессом.

 

Измерение — это

 

  • Ответ: Вычисление каких-либо значений предмета при помощи устройства или без него.

 

18. Закончите предложения.

 

  • Ответ:

    Для определения сроков распускания почек, цветения, образования плодов, пользуются методом наблюдения.

     

    Для определения длины и массы тела животного пользуются методом измерения.

     

    Для выявления влияния подкормок на урожай помидоров необходимо провести эксперимент.

 

19. Перепешите названия приборов. Расскажите, как и для чего их можно использовать.

 

  • Ответ:

    1) Лупа (можно использовать для наблюдения)

    2) Весы (используют для измерения)

    3) Биноколь (удобно использовать для наблюдения)

    4) Рулетка (используется для измерения)

    5) Секундомер (используется для измерения)

    6) Линейка (используется для измерения)

    7) Термометр (используется для измерения)

 

20. Приведите примеры методов, которые вы использовали в начальной школе для изучения природы.

 

  • Ответ: Наблюдение и измерение.

 

21. Вставьте пропущенные буквы.

 

  • Ответ: Измерение, эксперимент, термометр, мензурка, лаборатория.

 

Составьте 2 — 3 предложения с этими словами.

 

  • Ответ: В лаборатории проводят много экспериментов. Для некоторых из них может понадобивать термометр и мензурка, чтобы провести измерения.

tetrab.ru

Методы исследования в биологии. Видеоурок. Биология 5 Класс

На данном уроке мы узнаем о том, что такое наука и научный факт. Поговорим о том, с помощью чего изучают окружающий мир. Познакомимся с методами изучения природы и проследим взаимосвязь между понятиями: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Мы проведем практическую работу, посвященную наблюдению за ростом корней и листьев лука.

В мире, который нас окружает, можно выделить предметы неживой природы и живые объекты. Знания обо всех этих объектах с разных сторон можно передать или получить с помощью разных наук.

Определение. Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – познание окружающего мира.

Различные науки имеют свои приемы – методы для изучения. Но существует лишь один общий принцип для каждого ученого независимо от отрасли, в которой он работает, заключающийся в том, что никогда ничего нельзя принимать на веру. Любой феномен или явление необходимо доказать. Поэтому научными фактами считаются только те, которые были доказаны.

Для подтверждения того или иного научного факта иногда требуются специальные условия, например, лаборатория (рис. 1). 

Рис. 1

Ученые постоянно находятся в поисках и разработке новых методов, которые помогли бы лучше познать, изучить окружающий мир. Выделяют несколько методов изучения природы, которые удобно представить с помощью схемы.

</p

Для того чтобы проделать метод – наблюдение, необходимо сначала выбрать объект, цель, поставить задачи. Затем необходимо подобрать необходимые методы и средства для познания выбранного феномена, явления или объекта. И только потом можно производить наблюдение.

Наблюдения бывают разными, например, прямыми (когда непосредственно наблюдают за поведением какого-либо объекта) или косвенными (когда информация собирается на основе физических признаков свершившихся действий). Наблюдения могут проводиться с применением технических средств или без них.

Например, энтомолог – ученый, который занимается изучением насекомых, может наблюдать за поведением муравьев с помощью увеличительного стекла. А орнитолог – ученый, который занимается изучением птиц, будет наблюдать за их поведением с помощью бинокля, слушать пение с помощью приборов, позволяющих услышать даже те звуки, которые не воспринимает человеческое ухо.

Необходимо отметить, в чем заключается разница между научным и обыденным наблюдением. Научное наблюдение требует собранности, аккуратности, внимательности, определенной последовательности. Исследователь не должен распылять свое внимание на какие-либо другие окружающие предметы, явления или живые организмы. Так, если ученый наблюдает за тем, как паук определенного вида плетет свою паутину, то он не может рассеивать свое внимание на поведение других пауков или живых организмов, находящихся вокруг места наблюдения.

В биологии применяется также эксперимент. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за поведением различных животных. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. Например, если наблюдать за ростом и развитием клеток, изменяя температуру, то можно найти то оптимальное значение, при котором рост и развитие будут достигать максимального значения.

Эксперимент позволяет очень глубоко и более полноценно изучить объекты, живые организмы, установить закономерности и даже увидеть то, что невозможно наблюдать в природе.

Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать экспериментальные данные или информацию, полученную из наблюдения. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Во время наблюдений или проведения эксперимента, очень часто используют измерение, применяя специальные прибо

interneturok.ru

План-конспект урока биологии (5 класс) по теме: Методы изучения природы: Наблюдение. Эксперимент. Измерение.

План-конспект урока

«Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение.

Цели урока:

Образовательные: 

  1. расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
  2. обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие: 

  1. развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
  2. развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
  3. развивать в детях способность к логическому мышлению;
  4. развивать творческую активность, внимательность.

Воспитательные: 

  1. прививать практические навыки коммуникативного общения;
  2. научить применять теоретические знания на практике;

Задачи урока: 

  1. организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
  2. содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;
  3. познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Изучение нового материала урока.
  3. Закрепление полученных знаний на уроке.
  4. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, опрос по прошлой теме.

2. Изучение нового материала урока.

Сегодня начну урок с вопроса: Что такое природа? Перечислите  все науки о природе.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

 Существуют три метода изучения природы: 1 Наблюдение 2 Эксперимент 3 Измерение

Наблюдение — это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Эксперимент ( опыт) — это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:
1 Определить цель.
2. Выдвинуть предположение , гипотезу.
3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
4. Подобрать оборудование
5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.
6. Сделать записи, рисунки.
7 Записать свои наблюдения и сделать выводы.
8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

 Какие измерения проводятся при изучении природы?

 Какие измерительные приборы вам известны?

3.Закрепление темы
1.Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Заполнение таблицы:

Методы изучения природы

Примеры

1.

2.

3.

Подведение итогов урока.

4. Выставление отметок за урок.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по биологии (5 класс) на тему: Лабораторные работы 5 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Знакомство с увеличительными приборами»

Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа,

научиться их сравнивать

Оборудование:  1) лупа;

               2) микроскоп.

Ход работы:

1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.

2. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.

3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

Оформление результатов:

запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение,  название составных частей микроскопа и его  увеличение.

Cделайте вывод, ответив на вопросы:  

1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?

2. чем они отличаются?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Знакомство с клетками растений»

Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

            закрепить умение пользоваться микроскопом.

Оборудование: 1) микроскоп;

              2) предметное и покровное стекла;

              3) флакон с водой;

              4) луковица.

Ход работы:

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Обнаружение неорганических веществ»

Цель: — научиться проводить биологические опыты,

            -научиться пользоваться спиртовкой

Оборудование: 1)спиртовка,          

                           2) пробирка,

                      3) флакон с водой,

                       4) тесто, йод, картофель, ткань, семена растений

Ход работы:

Опыт 1. Обнаружение воды

1.Приготовить спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь спиртовку.

Оформление результатов:

Опишите, что увидели, когда подожгли ткань.

Вывод: при нагревании в пробирке кусочков растительной ткани на стенках пробирки появляется вода.

Опыт 2.Обнаружение неорганических и органических веществ

1. Приготовить спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь спиртовку, продолжить нагревание.

Оформление результатов:

Опишите, что увидели, когда подожгли ткань.

Вывод: при продолжительном нагревании, через некоторое время появляется дым. Это обугливаются и сгорают органические вещества. Но сгорают не все вещества- остается зола, состоящая из неорганических веществ- минеральных солей.

Опыт 3.Обнаружене белка

1.В сосуд с водой, опустить кусочек теста

Оформление результатов:

Опишите, что увидели, когда поместили тесто в воду.

Вывод: если промыть кусочек теста в сосуде с водой, в марле останется клейкая тягучая масса- клейковина. Это растительный белок.

Опыт 4. Обнаружение углевода

1.Разрезать картофель пополам, на белую часть картофеля капнуть капельку йода.

Оформление результатов:

Опишите, что увидели, когда на картофель капнули йод.

Вывод: при попадании на картофель йода, картофель синеет-значит, в ней присутствует углевод-крахмал.

Опыт 5. Обнаружение жира

1.Положить на белый лист бумаги семена растения и раздавить их.

Оформление результатов:

Опишите, что увидели, когда раздавили семена.

Вывод: Если раздавить семена растения, то на бумаге образуется масляное пятно. Значит, в состав семян входит жир.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Знакомство с внешним строением растения»

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения,

            научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.

Оборудование: 1) растение пастушья сумка,

                            2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

2. Найдите:

   — корень и побег, определите их размеры;

   — цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

   — вскройте плод, что находится внутри?

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;

пользуясь текстом учебника, подпишите  вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные — красным.

Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Внешнее строение шляпочного гриба»

Цель: познакомиться со строением шляпочных грибов.  

Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;

Ход работы:

1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.

Оформление результатов:

1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных грибов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Строение клеток гриба на примере плесени хлеба»

Цель: -научиться самостоятельно вырастить плесень на хлебе,

           -познакомиться со строением плесневых  грибов.

Оборудование:  1) микропрепарат «Плесень мукор»;

              2) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.

Ход работы:

1. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике — пеницилл.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных и плесневых грибов.

nsportal.ru

Лабораторный практикум по биологии. 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Введение

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.

Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.

При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. В ходе практических занятий у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как:

  • познавательные
  • – осуществлять исследовательскую деятельность;
  • регулятивные
  • – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • коммуникативные
  • – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).

Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).

Методические рекомендации к практическим занятиям

Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”

Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.

Рис. 1. Строение ручной лупы

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?

Задание 2

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).

Рис. 2. Строение микроскопа

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.

Задание 3

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Увеличение окуляраУвеличение объективаОбщее увеличение микроскопа
48 
1040 

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.

Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).

1. Клеточная стенка

2. Цитоплазма

3. Вакуоли

4. Ядро

Рис. 4. Клетки кожицы лука

4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Задание 2

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.

Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Определение состава семян”.

Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.

Ход работы

Задание 1

Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?

Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений

5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

Задание 2

Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.

Вещества клеткиЗначение вещества
Белок 
Углевод (крахмал) 
Жир 

Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”

Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).

Рис. 6. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?

Задание 2

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?

Хвощ                 Картофель

Рис. 7. Представители разных групп растений

Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”

Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.

Рис. 8. Инфузории

Задание 2

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.

2. Сделайте вывод о значении движения для животных.

Литература

  1. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. – (Лабиринт).
  2. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
  4. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.

7.02.2016

urok.1sept.ru

Презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему: Биология 5 класс

Слайд 2

Урок 4. Методы изучения природы Глава 1. Биология – наука о живом мире (9 ч)

Слайд 3

Повторение Кто нарисовал различные виды организмов? Что такое живая природа? Какие процессы входят в обмен веществ? Чем рост отличается от развития? Благодаря какому свойству жизнь на Земле не исчезает? Что такое организм? Что такое орган? Приведите пример, что происходит с организмом, если какой-либо орган перестает работать (функционировать).

Слайд 4

Выберите из представленных тел природы организмы Магнит Берёза Мрамор Белка Кусочек льда

Слайд 5

Какие явления природы называются биологическими? Дыхание Питание Храп Рост Сопение Размножение Смерть

Слайд 6

Чем живое отличается от неживого? Не движется Не питается Не дышит Не растёт Не умирает

Слайд 7

Новая тема Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, надо уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям. Природу можно изучать с помощью различных методов.

Слайд 8

Методы изучения природы наблюдение описание измерение эксперимент сравнение моделирование

Слайд 9

Чтобы понять, чем эти методы отличаются друг от друга, мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу. Один ряд – одна группа. Задание 1 группе Подойти к окошку и изучить, как изменилась окраска листьев деревьев и кустарников, много ли на улице животных, чем они занимаются. Рассказать про погоду сегодняшнего дня.

Слайд 10

Задание 2 группе Перед вами стаканы с водой и речной песок; кнопки и магнит. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от песка. Песок растворите в воде. Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Слайд 11

Задание 3 группе Вам даны измерительная линейка, термометр и измеритель артериального давления. Трое участников группы измеряют своё артериальное давление, рост и температуру.

Слайд 12

Итоги работы в группах Вопросы 1 группе Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств) Как мы назовем этот метод познания природы? Что можно узнать с помощью наблюдения?

Слайд 13

Итоги работы в группах Вопросы 2 группе Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения? Чем отличается наблюдение от данного метода работы? Как назовем этот метод познания природы?

Слайд 14

Итоги работы в группах Вопросы 3 группе Можно ли ваше изучение назвать экспериментом? Как делают измерения? Нужен ли этот метод для изучения природы?

Слайд 15

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый ( « методос » – с греческого означает способ познания, путь ). Давайте рассмотрим подробнее методы изучения природы на примере работы орнитолога . Орнитолог – это биолог, изучающий птиц.

Слайд 16

Н А Б Л Ю Д Е Н И Е Наблюдение – это способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств и увеличительных приборов.

Слайд 18

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. — наблюдаем, — записываем (это будет метод описания), — анализируем (не вмешиваемся)

Слайд 19

В биологии, например, описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр.

Слайд 20

Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.

Слайд 21

И З М Е Р Е Н И Е Особо важные объекты наблюдений орнитолог обследует вблизи – взвешивает птенцов, измеряет величину яиц, длину растущих перьев и т.д.

Слайд 23

Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты , или ставит опыты . Э К С П Е Р И М Е Н Т

Слайд 24

В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба». На основе данных, полученных при наблюдениях , ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. Инструменты для опытов

Слайд 25

Опыт ван Гельмонта Весьма знаменитый в 17 веке ученый описал опыт, в котором за три недели можно создать мышей. Кто был этот ученый? Что он хотел доказать этим опытом? + + =

Слайд 26

Опыт Франческо Реди Какой итальянский врач 17 века усомнился в опыте Гельмонта? Какой опыт провёл он? Что он доказал? Почему в банках получились разные результаты? Откуда появились личинки мух в открытой банке?

Слайд 27

При эксперименте ученые внимательно следят за тем, как он происходит, они могут также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом. Полученные данные они сравнивают – это метод сравнения. Давайте посмотрим, как описан этот метод в учебнике (с.14-15) С Р А В Н Е Н И Е

Слайд 28

Вопросы Для чего нужно изучать природу? чтобы наблюдать за жизнью животных и растений, узнать об их особенностях роста и развития; путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы; путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее .

Слайд 29

Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы? За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12 м. Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Слайд 30

Заключение Природа прекрасна, многообразна, величава, богата и нами любима. Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте. Но никогда не вредите природе!

Слайд 31

§ 3, вопросы, принести небольшой зрелый помидор. *Проведите измерения площади своего рабочего стола с помощью измерительной ленты или линейки. *Проведите измерения роста всех членов своей семьи. Домашнее задание

nsportal.ru