Окружающий мир тетрадь для практических работ 1 4 класс ответы – ГДЗ Окружающий мир 4 класс тетрадь для практических работ №1 Тихомирова. Ответы на задния

Окружающий мир 4 класс Тетрадь практических работ с дневником наблюдений Плешакова

Окружающий мир 4 класс Тетрадь практических работ с дневником наблюдений Плешакова — Тихомирова часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

4>rOC|i к учебнику А. А. Плешакова ^ ШЖ СДГТР) ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ КП с дневником НАБЛЮДЕНИЙ Учебно-методический комплект Б. М. Тихомирова окружающий МИР ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ № 2 С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ К учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.» (М.: Просвещение) \ класс Издание второе, переработанное и дополненное Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва, 2017 . I -■ . л’*. ■ ■ ‘*’• I УДК 373(075.2) ББК 74.261 Т46 Имена авторов и название цитируемого издания указаны на титульном листе данной книги (ст. 1274 п. 1 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации). Тихомирова Е. М. Т46 Тетрадь для практических работ № 2 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир» ; 4 класс. В 2 ч. : к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Е. М. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Экзамен», 2017. — 72 с. + вкл. 8 с. (Серия «Учебно-методический комплект») ISBN 978-5-377-11022-4 Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Через разноплановый материал, проблемные вопросы и задания автор помогает ребёнку восполнить пробелы в теоретических основах, выполнить практические работы и закрепить полученные на уроках знания. Пособие предназначено для работы в школе и дома, для фронтальной или самостоятельной работы. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях. УДК 373(075.2) ББК 74.261 Подписано в печать 10.06.2016. Формат 60×90/8. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 3,83. Уел. печ. л. 10. Тираж 12 000 экз. Заказ № 1034/16. ISBN 978-5-377-11022-4 Тихомирова Е. М., 2017 Издательство «ЭКЗАМЕН»^ 2017 СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ Начало истории человечества……………………5 Мир древности: далёкий и близкий……………..8 Средние века: время рыцарей и замков…………..10 Новое время: встреча Европы и Америки………….12 Новейшее время: история продолжается сегодня…………………………………….14 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ Жизнь древних славян…………………………16 Во времена Древней Руси………………………18 Страна городов………………………………20 Из книжной сокровиш;ницы Древней Руси………22 Трудные времена на Русской земле………………24 Русь расправляет крылья……………………..27 Куликовская битва……………………………29 Иван Третий………………………………..32 Мастера печатных дел……………………….34 Патриоты России……………………………..36 Пётр Великий……………………………….38 Михаил Васильевич Ломоносов…………………..41 Екатерина Великая……………………………43 Отечественная война 1812 года…………………45 Страницы истории XIX века…………………..48 Россия вступает в XX век……………………50 Страницы истории 1920—1930-х годов…………..52 Великая Отечественная война и Великая победа………………………………54 Страна, открывшая путь в космос……………….57 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ Основной закон России и права человека………59 Мы — граждане России………………………62 Славные символы России…………………….64 Такие разные праздники…………………….66 Путешествие по России……………………..67 Список литературы…………………………..70 СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Прочитай текст. Первобытные люди умели делать орудия труда из камня. Также в качестве инструментов они использовали и другие природные материалы — дерево и кости животных. Первые каменные инструменты были, по-видимому, изготовлены человекоподобными супдествами, жившими в Африке около двух миллионов лет назад. Основными орудиями человека были заострённые камни для разрезания мяса и шкур, ножи и иглы из обломков рогов и костей, челюсти жвачных животных, которые использовались как пилы. Большая часть инструментов изготавливалась из кремня, так как он легко обрабатывался. (Из книги «Что? Зачем? Почему?») Что нового ты узнал из текста о первобытных людях? Озаглавь текст. Запиши название. Составь 2-3 вопроса по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте. 2. Рассмотри изображения орудий труда человека. Закрась кружочки около тех, которыми пользовался первобытный человек. о о о О 1^ 3. Поставь знак + около высказываний, с которыми ТЫ Тш □ . ‘.Vi ;jfi □ V-‘ . ■ ‘ / ‘ — истории человечества. появились свыше четырех миллионов лет назад. I Древнейшие люди изготавливали простейшие орудия труда из железа. I I Первобытные художники рисовали на стенах пеш;ер. 4. Разгадай кроссворд. По горизонтали: 2. Материк, на котором археологи находят следы существования первобытных людей. 5. Занятие по разведению животных. 6. Материк, не заселённый древними людьми. По вертикали: 1. и 4. Животные, изображения которых были оставлены первобытными художниками. 3. Занятие древних людей. I МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ 1. Вспомни, в каких странах можно увидеть данные достопримечательности. Запиши названия стран. Колизей пирамиды Хеопса Парфенон 2. Подпиши под изображениями имена богов. 3. Запиши названия государств, существовавших в эпоху Древнего мира. 4. Разгадай кроссворд. По горизонтали: 3. Священный жук у египтян. 5. Наука, изучающая прошлое людей полученным в результате раскопок. По вертикали: 1. Древний храм в Греции. 2. Особый письменный знак в Египте. 4. Высокий холм в сердце Афин. 6. Государство Древнего мира. по находкам, !=•'» V СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ 1. Запиши числа, данные в скобках, римскими цифрами. Средневековье продолжалось с конца (пятого) _ до конца (пятнадцатого) _ века. Буддизм возник в (шестом) эры, христианство — в (первом) эры, а ислам — в (седьмом) _______ веке до нашей веке до нашей веке нашей эры. 2. Закрась кружочки около рисунков предметов, которые принадлежали средневековому рыцарю. о о 3. Запиши названия крупнейших мировых религий. Укажи в скобках, где они возникли. 4. Соедини стрелками изображения зданий с их названиями. православный буддистский исламская мечеть храм 1 храм — \гтА ■ Vf ‘ ‘И НОВОЕ ВРЕМЯ: ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 1. Прочитай предложения о путешествиях известных мореплавателей. Укажи в скобках век, в котором происходили данные события. 3 августа 1492 года ( ) из порта Испании вышли три каравеллы, которые снарядил Христофор Колумб. 20 сентября 1519 года (____________) началась первая кругосветная экспедиция, возглавленная Фернаном Магелланом. 17 июля 1819 года (_____________) в плавание отправи- лись Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. 2. Закрась кружочки около рисунков тех предметов, которые еш;ё не были изобретены к XIX веку. о Л 3. Соедини стрелками имена людей и род их заня- тии. Жюль Верн Рафаэль Санти рисовал картины Леонардо да Винчи Даниэль Дефо 4. Прочитай текст. В 1503 году Америго Веспуччи, флорентийский мореплаватель, путешествовавший с испанцами и португальцами, написал другу письмо, в котором утверждал в первый раз, что земли, открытые Колумбом некоторое время назад, не являются частью Азии, но принадлежат континенту, не известному до сих пор европейцам. Веспуччи пришёл к этому выводу после того, как побывал на севере Южной Америки. В 1507 году немецкий географ нарисовал карту Америки и в честь Америго Веспуччи дал его имя новому континенту. (Из книги «Что? Зачем? Почему?») Ответь на вопросы: • Кто такой Америго Веспуччи? • В каком году была нарисована первая карта Америки? • В честь кого был назван этот континент? НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СЕГОДНЯ 1. Впиши названия полюсов, которые были покорены путешественниками. Роберт Пири _____ ___________ г Руал Амундсен ____ ___________ 2. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен. I I Отсчёт истории Новейшего времени мы ведём с начала XX века. В 1909 году Роберт Пири достиг Южного полюса. В XX веке кино прочно вошло в жизнь людей. Россия не входит в состав Организации Объединённых Наций. Многие города стали насчитывать по несколько миллионов жителей. XX век — время величайших открытий человечества. 3. Прочитай текст. Организация Объединённых Наций была создана после Второй мировой войны для того, чтобы обес- печивать сотрудничество между странами и поддерживать мир во всём мире. В 1948 году была провозглашена Всеобпдая декларация прав человека. В ООН входят почти все страны мира. Эта организация занимается егцё и вопросами борьбы с голодом, вопросами образования и здравоохранения, оказывает помощь в развитии, помогает беженцам, проводит миротворческую деятельность в зонах военных конфликтов. Ответь на вопросы: • Расшифруйте название организации — ООН. • Когда была создана эта организация? • С какой целью создали ООН? • Какие страны входят в ООН? • Чем ещё занимается ООН? 4. Запиши на «ленте времени» названия эпох, на которые учёные делят всю историю человечества. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ жизнь ДРЕВНИХ СЛАВЯН 1. Запиши названия племён восточных сл

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Окружающий мир 4 класс Тетрадь практических работ с дневником наблюдений Плешакова

ФГОС^ к учебнику А. А. Плешакова ^ ШШ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАВаТ ни с ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ / / Учебно-методический комплект Ё. М. Тихомирова окружающий V’— МИР ТЕТРАДЬ для ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ № 1 С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ К учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс, В 2 ч.» (М.: Просвещение) класс Издание второе, переработанное и дополненное Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва, 2017 УДК 373(075.2) ББК 74.261 Т46 Имена авторов и название цитируемого издания указаны на титульном листе данной книги (ст. 1274 п. 1 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации). Тихомирова Е. М. Т46 Тетрадь для практических работ № 1 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. В 2 ч. : к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.». ФГОС (к новому учебнику) / Е. М. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Экзамен», 2017. — 72 с. + вкл. 8 с. (Серия «Учебно-методический комплект») ISBN 978-5-377-11021-7 Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Через разноплановый материал, проблемные вопросы и задания автор помогает ребёнку восполнить пробелы в теоретических основах, выполнить практические работы и закрепить полученные на уроках знания. Пособие предназначено для работы в школе и дома, для фронтальной или самостоятельной работы. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях. УДК 373(075.2) ББК 74.261 Учебное издание Тихомирова Елена Михайловна ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ № 1 С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.» 4 класс Издательство «ЭКЗАМЕН» Гигиенический сертификат № РОСС Ки.ПЩ01.Н00199 от 19.05.2016 г. Главный редактор Л. Д. Лаппо. Редактор М. А. Козлова. Корректоры Л. С. Вершинина, Л. В. Дьячкова Художественный редактор Л. В. Демьянова. Технический редактор Л. В. Павлова Дизайн обложки М. С. Михайлова. Компьютерная вёрстка Т. Н. Меньшова 107045, Москва, Луков пер., д. 8. www.examen.biz E-mail: по общим вопросам: [email protected]; по вопросам реализации: [email protected] Тел./факс 8(495)641-00-30 (многоканальный) Подписано в печать 10.06.2016. Формат 60×90/8. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 3,85. Уел. печ. л. 10. Тираж 12 000 экз. Заказ № 1033/16. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парето-Принт», 170546, Тверская область. Промышленная зона Боровлево-1, комплекс №ЗА, www.pareto-print.ru. ISBN 978-5-377-11021-7 Тихомирова Е. М., 2017 Издательство «ЭКЗАМЕН», 2017 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Мир глазами астронома……………………………4 Планеты Солнечной системы…………………………7 Звёздное небо — Великая книга Природы………………9 Мир глазами географа………………………….. 11 Мир глазами историка………………………….. 13 Когда и где?………………………………….. 15 Мир глазами эколога…………………………… 17 Сокровища Земли под охраной человечества…………. 19 ПРИРОДА РОССИИ Равнины и горы России……………………………21 Моря, озёра и реки России………………………..23 Природные зоны России……………………………25 Зона арктических пустынь…………………………26 Тундра…………………………………………29 Леса России…………………………………….32 Лес и человек………………………………….35 Зона степей…………………………………….36 Пустыни ……………………………………….39 У Чёрного моря………………………………….42 РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ Наш край………………………………………45 Поверхность нашего края………………………….46 Водные богатства нашего края……………………..48 Наши подземные богатства…………………………49 Земля-кормилица…………………………………52 Жизнь леса……………………………………. 53 Жизнь луга……………………………………..56 Жизнь в пресных водах……………………………59 Растениеводство в нашем крае……………………..63 Животноводство в нашем крае……………………..67 Список литературы…………………………………69 Таблица «Охрана природы» …………………………. 70 Ответы………………………………………….. 72 ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА 1. Вырежи из Приложения рисунки планет, ви расположение планет Солнечной системы, схемой в учебнике на с. 5. Восстано- пользуясь 2. Разгадай кроссворд. По горизонтали: 3. Наука о небесных телах. 5. Космос. 6. Небольшая планета Солнечной системы. 7. Крупная планета Солнечной системы. По вертикали: 1. Название нашей планеты. 2. Звезда, которая обогревает нашу планету. 4. Значение греческого слова «астрон». 3. Прочитай текст. На Земле мы встречаемся с тремя состояниями вепде-ства: жидким, твёрдым и газообразным. Но на Солнце так жарко, что никакое веш;ество не может оставаться там ни твёрдым, ни жидким. Поэтому говорят, что Солнце — раскалённый газовый шар. И эти газы — водород и гелий. Ты знаешь, что воздушные шарики часто заполняют гелием. Это очень лёгкий газ, поэтому заполненный им шар буквально вырывается из рук, стремясь улететь. Этот газ назвали в честь Солнца / / А (по-гречески — Гелиос). Легче гелия только водород. Вот из этих самых лёгких газов — водорода и гелия, которых очень много во Вселенной, — и состоит в основном Солнце. На Солнце, кроме них, есть ещё много других веществ, но больше всего там водорода и гелия. (По Е. Левитану) Что нового ты узнал о Солнце? Как можно озаглавить текст? Запиши своё название. 4. Перечитай статью «Солнце» в учебнике на с. 6-7. Что нового ты узнал о Солнце? Выпиши числовые данные, с помощью которых можно рассказать об этой звезде. 5. Найди в дополнительной литературе интересные сведения о Солнце. Расскажи об этом на уроке. ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 1. В каком порядке можно увидеть планеты, приближаясь к Солнцу? Перечисли планеты по порядку. 2. Разгадай кроссворд. По горизонтали: 2. Звезда, вокруг которой двигаются восемь планет. 4. Планета, находящаяся ближе других к Солнцу. 6. Время суток на той стороне Земли, которая не освещается Солнцем. 7. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси. По вертикали: 1. Название нашей планеты. 2. Луна по отношению к Земле. 3. Путь, который проходит планета вокруг Солнца. 5. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земля. п 1 3. Подпиши названия планет. 4. Прочитай текст. Путь, который пролетает Земля вокруг Солнца, очень большой. Он называется орбитой Земли. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает по своей орбите за один год (примерно за 365 суток). Ближе всего к Солнцу находится Меркурий. Поэтому и орбита его меньше, чем у Земли. «Год» Меркурия продолжается всего 88 земных суток. Венера дальше от Солнца, чем Меркурий, но ближе, чем Земля. Поэтому её год длится 225 суток. Марсианский год больше земного: он равен 688 земным суткам. Чтобы сделать один оборот вокруг Солнца, далёким планетам приходится лететь долго: Юпитеру почти 12 лет, Сатурну — почти 30 лет. Урану — 84 года, а Нептуну — около 165 лет. (По Е. Левитану) Запиши вывод: чем ближе планета к Солнцу, тем __________ её орбита. Сосчитай, за сколько «земных» дней облетят Солнце Юпитер и Сатурн. Юпитер Сатурн 5. Найди в дополнительной литературе интересные сведения о планетах Солнечной системы. Расскажи о них на уроке. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО — ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ 1. Вырежи из Приложения рисунки созвездий, о которых говорили в первом и втором классах. Вклей их в соответствии с названиями. Лебедь Большая Медведица Лев 2. о чём говорится в загадках? Запиши отгадку. Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром — нет ничего. Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают. Угли пылают — совком не достать. Ночью их видно, а днём не достать. ________________ 3. Подпиши названия созвездий. Ж —Г-ч . ‘.СЬ. ^ да v/i- 4. Разгадай кроссворд. По горизонтали: 1. «Красная» планета, получившая название в честь бога войны. 4. Седьмая от Солнца планета. 6. Созвездие, в котором находится Полярная звезда. 7. Естественный спутник Земли. 9. Прибор, с помош;ью которого наблюдают за звёздами. 10. Группа звёзд. 12. Звезда, вокруг которой враш;ается наша планета. По вертикали: 2. Самая яркая звезда на небе. 3. Самая крупная планета Солнечной системы. 5. Каменно-металлическая масса, падаюгцая на Землю из космоса. 8. Учёный, наблюдаюгций за звёздами. 11. Вторая планета от Солнца. МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА 1. Запиши ответы на вопросы. • Что такое география? Что изучает география? 2. Отгадай загадки. Страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев. Моря без воды. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Может показать нам страны. Материки и океаны. 3. Подпиши на глобусе Северный полюс. Южный полюс, экватор. Проведи на рисунке линию, обозначаю-ш;ую земную ось. 4. Разгадай кроссворд. По горизонтали: 2. Часть водного покрова Земли между материками. 4. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помош;ью условных знаков. 5. Западная или вост

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Окружающий мир 4 класс Тетрадь практических работ Чудинова

Окружающий мир 4 класс Тетрадь практических работ Чудинова — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

il. ll DaoHMtfAf-^ ’g’g Е. В. Чудинова Окружающий мир • ^ F дЛ ,4- р / *’ ‘А’ й р/’ f: ^■ ‘^ я \ к 4^, Щ /ri» f4 ct S; Тетрадь для практических работ Пособие для учащихся Учебное пособие соответствует требованиям ФГОС начального общего образования ш ИЗДАТЕЛЬСТВО W МОСКВА • 2014 УДК 373.167.1:502 ББК 20.1Я.721 Ч-84 «Тетрадь для практических работ» по курсу «Окружающий мир» входит в состав УМК для 4 класса. Она предназначена для выполнения учащимися практических работ, содержащихся в части 1 и части 2 учебника. Кроме «Тетради для практических работ» и учебника в состав УМК для 4 класса входит «Тетрадь для тренировки и самопроверки», служащая для подготовки ученика к итоговой аттестации по курсу «Окружающий мир». Чудинова, Е.В. Ч-84 Окружающий мир: тетрадь для практических работ: Пособие для учащихся 4 класса/ Е. В. Чудинова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с.: ил. — ISBN 978-5-7755-2845-4 Тетрадь разработана с учётом требований ФГОС. В ней содержатся практические работы по всем разделам и темам курса «Окружающий мир» для 4 класса. УДК 373.167.1:502 ББК20.1Я.721 ISBN 978-5-7755-2845-4 © ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2014 © Художественное оформление. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2014 Все права защищены Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая Содержание работа №1…………………………4 работа №2…………………………5 работа №3…………………………6 работа №4………………………. 9 работа №5………………………..13 работа №6………………………..14 работа №7………………………..20 работа №8………………………..22 работа №9………………………..23 работа №10……………………….25 работа №11……………………….27 работа №12……………………….32 работа №13……………………….34 работа №14……………………….36 работа №15……………………….47 работа №16……………………….50 работа №17……………………….53 работа №18……………………….54 работа № 19…………………… 55 работа №20……………………….56 работа №21……………………….58 работа №22……………………….61 работа №23……………………….62 Праототескдя ;J работа’ ^ 1] Источники света и отражённый свет 1. Как мы ощущаем Солнце, Луну, Землю? Дополните таблицу. Органы чувств^ (их работа) Солнце Луна Земля Глаза (зрение) Яркий свет (нельзя смотреть прямо на Солнце) Нос (обоняние) Запах почвы Уши (слух) Кожа (осязание) ‘ Вывод: Солнце Луна — _______ Земля — ^ В таблицу не включён ещё один орган Обсудите почему. ____________________________ — язык (вкус). 2. Отметь искусственные источники света 0, а природные — Ш. Месяц Горящая свеча Глаза собаки Помидор 111 Жук-светлячок Звёзды Практическая работа № 2 Как свет отражается от разных поверхностей Рассмотри картину русского художника Архипа Ивановича Куинджи «Эльбрус вечером». Расставь цифры рядом с названиями поверхностей в порядке возрастания их способности отражать свет. f’ ^ i ^ i./ Поверхность воды Облака (небо) Поверхность гор, заросших лесом Снег и лёд Практическая работа № 3 Звёзды, планеты, кометы 1. Рассмотри диаграмму, на которой показаны сравнительные размеры космических тел. Дополни текст. Почти каждый вечер, когда небо ясное, мы видим Луну. Луна находится не очень далеко от Земли. Она не светит сама, а только_____________________свет Солнца. Другие небесные тела находятся дальше от Земли, поэтому не так заметны. Карликовую планету Макемаке открыли только в 2005 году. По размерам она_________________________Луны. Со дня своего открытия в 1930 и до 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Но теперь его тоже относят к карликовым планетам. Плутон_______________________Макемаке, но ____________________ Луны. Астероид 2 Паллада был вторым из открытых астероидов. Его обнаружили в 1802 году. Как и другие астероиды, 2 Паллада _________________________ по раз- мерам, чем карликовые планеты. Его размер почти в _____ раз ________________, чем размер Плутона. 2. Соедини названия космических объектов линией в порядке увеличения их размеров. Начало линии обозначено цифрой 1. Космическая пыль Астероид Планета Сатурн Вселенная Карликовая планета Плутон Метеороид щ Справка Астероидами считаются тела с диаметром более 30 м, тела меньшего размера называют метеороидами. 3. На ночном небе видны разные звёзды. Их цвет голубоватый или красноватый, одна звезда светит ярче, другая — слабее… Если разместить звёзды на графике в соответствии с их цветом, яркостью и размером, то окажется, что большинство звёзд находится на графике в Главной последовательности. Их яркость, размеры и цвет связаны определённой зависимостью. Это показывает график. Раскрась звёзды в соответствии с указанным цветом. Какой цвет обычно у самых ярких и крупных звёзд?___________ Какие размеры чаще всего имеют красные звёзды в этой последовательности?________________________________ Что происходит с размерами и яркостью звёзд по мере изменения их цвета от красного к жёлтому, белому и голубому?_____________________________________________ 8 Практическая работа № 4з Движение Солнца по небу 1. Движение Солнца по небу. Суточное движение Солнца I’xk :. л Положение Солнца в полдень в разное время года — положение Солнца сейчас, (месяца) (года). (числа) — положение Солнца через 2 ч. Мой рост Длина моей тени сейчас Длина моей тени через 2 ч _____ 2. Нарисуй с помощью стрелок, как могут двигаться Земля, Солнце, человек на Земле, все вместе или отдельно, чтобы для человека день сменялся ночью. 10 3. орбита — путь, по которому проходит тело, вращающееся вокруг другого небесного тела. Обведи разноцветными линиями все орбиты на этой странице. Придумай названия небесным телам. Подпиши их на рисунке. Дополни своими названиями и прочитай вслух предложения. Планета _______ вращается вокруг звезды . У этой планеты есть спутник _. Его орбита немного вытянута. \ 11 4. Составь и запиши рассказ по плану. 1. Что является главным источником света и тепла на Земле? 2. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? 3. Что переносит движуш;ийся воздух (ветер)? 4. Почему выпадает дождь? 5. Нужны ли солнечный свет и тепло растениям и животным? Зачем? 6. Зачем солнечный свет и тепло людям? 7. Умеют ли люди обходиться без солнечного света и тепла? 12 -i? . Практическая работа № 5 Свет и цвет 1. Раскрась радугу в соответствии с подсказкой: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. 2. Опыт «Получение радуги». Нарисуй в тетради ход лучей от зеркала к бумаге и получившуюся на ней радугу. Бумага Зеркало 13 3. Какие лучи поглощает, а какие отражает синяя рубашка? Нарисуй. ПраКти^ская 1раб6т1^ № Ш Движение Луны по небу 1. Проведи наблюдения. Зарисуй пейзаж (контуры домов, деревьев) из точки наблюдения. Отметь разные положения Луны. Сделай подписи. Движение Луны по небу 14 — положение Луны ______ (месяца) _______ (года). (числа) — положение Луны через 2 часа. ______ (числа) — положение Луны ______ (месяца) _______ (года). — положение Луны ______ (месяца) _______ (года). (числа) 2. Нарисуй, какими ты видишь Солнце в разные дни и Луну в разные дни. Солнце в разные дни Луна в разные дни 3. Как может выглядеть наша Земля, если смотреть на неё с Луны? Предположи и нарисуй. 15 4. Нарисуй в квадратах, как выглядит тело с разных точек наблюдения, если оно само — источник света. Шайба 16 5. Нарисуй, как выглядит освещённая часть тела с разных сторон, если тело только отражает свет (источник света — в центре рисунка). 17 6. Зарисуй сначала схему, которую создала ваша группа, а затем схемы, созданные другими группами. 181 7. Как должна располагаться Луна относительно Земли и Солнца, чтобы наблюдатель с Земли видел Луну такой, какой она изображена на ночном небе? Обозначь местоположение Луны. Ен 03 Ю О « 2 W 03 К 4 О О 111 н Солнечный свет 11 н t Солнечный свет 19 8. Так выглядит Земля с Луны. Какие ещё виды Земли с Луны возможны? Нарисуй. Сравни со своим рисунком на с. 15. Практическая работа № 7 ) Театр теней 1. Разбери слово ЗАТМЕНИЕ по составу. 2. Нарисуй свои фигуры для театра теней. 3. Заполни таблицу. Тела Мои примеры Прозрачные Полупрозрачные Непрозрачные 20 4. Вылепи и зарисуй четыре фигуры А—Г по форме теней, которые они отбрасывают, если их освещать с разных сторон. Для проверки используй свой театр теней. 5. Запиши вывод из опыта Мори (с. 33 учебника). 6. Составь описание затмения 29 марта 2006 года по таблице на с. 35 учебника. 21 Практическая работа № 8 Форма Земли 1, Нарисуй направление взгляда человека на корабль. На рисунках корабля (внизу) закрась видимую его часть, когда он находится в точках А, Б, В. 2. Проложи линией маршруты кругосветных путешествий по шару, бублику, кубу и цилиндру. Там, где линия не видна (на обратной стороне фигуры), рисуй пунктир. ф:ш’Ш ‘ ^ / С ^ ^ # V 22 3. Составь план рассказа о путешествии Магеллана по текстам учебника (с. 38-39). 4. Какие тени отбрасывают половинка апельсина, бублик, кубик и шар? Нарисуй возможные варианты (задание к тексту на с. 40-41). □ Практическая работа № 9 Что можно увидеть на глобусе? 1. Что можно и чего нельзя увидеть на глобусе? Заполни таблицу. На глобусе можно увидеть нельзя увидеть 23 2« Подпиши названия частей глобуса, линий и точек на нём. Дополни текст, вставляя пропуиденное. 4^» /# — If » ^ #:■ Щ. fI ^.-й f -j й V. . ‘if и8 *• •’ j I ihi #’■ ‘ •% й 1#’ i #

uchebnik-skachatj-besplatno.com