Окружающий мир 4 класс найди в энциклопедии даты жизни: Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Когда и где стр. 36

1) Как обозначаются даты исторических событий?

События, которые произошли в недавнем прошлом, можно указать с точностью до дня. Например, 19 апреля 1994 года.

События, которые произошли в очень далеком прошлом указывается с обозначением века и года

Причем года пишутся арабскими цифрами, а века — римскими.

Например, X век до нашей эры. 321 год нашей эры.

2) Определи, в каком веке произошло каждое из этих событий: первое упоминание в летописи о Москве—1147 год; основание Санкт-Петербурга — 1703 год; твоё рождение.

Основание Москвы приходится на XII век.

Основание Санкт-Петербурга случилось в начале XVIII века.

Я родилась в начале XXI века.

3) Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чём она может рассказать вам?

Историческая карта может рассказать о том или ином историческом событии.

По карте взятия Измаила мы можем узнать:

1. Расположение города Измаил, на какой реке он находится, какой рельеф имеет окружающая местность. На ней показаны болота, леса, озеро, направление течения Дуная.

2. Мы узнаем, как именно действовали русские войска, сколькими колоннами и с каких направлений они наступали. Узнаем о поддержке наступления русским флотом.

3. Мы узнаем, как был укреплен Измаил, из каких частей он состоял, где были расположены артиллерийские батареи.

Обсудим!

Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения историка, используя знания, полученные на уроке?

Мир с точки зрения историка не просто состоит из различных исторических событий, он состоит из разных дат, в которые эти события происходили. Ведь мало знать, что какое-то событие произошло, важно точно указать когда и где именно оно случилось.

Также мир глазами историка представлен историческими картами, которые показывают, как происходило то или иное историческое событие.

Проверь себя

1. Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «летосчисление», «наша эра», «до нашей эры»?

Век — это период времени длиной в сто лет, веками измеряют промежутки истории человечества.

Тысячелетие — период времени, длиной в тысячу лет или в десять веков. Тысячелетиями также измеряются промежутки истории человечества.

Летосчисление — принятый порядок счета лет и веков.

Наша эра — период времени, который начался после рождения Иисуса Христа.

До нашей эры — период времени, который длился до рождения Христа.

2. С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Об исторических событиях мы можем узнать с помощью исторической карты.

Задания для домашней работы

1) Узнай по году век: 1242 год — Ледовое побоище; 1380 год — Куликовская битва.

Ледовое побоище — середина XIII века.

Куликовская битва — конец XIV века.

2) Найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век (века).

Князь Игорь (ок. 878-945) — IX-X века

Александр Невский (1221-1263) — XIII век

Дмитрий Донской (1350-1389) — XIV век

Наполеон (1769-1821) — XVIII-XIX века

Император Николай 2 (1868-1918) — XIX-XX века

Юрий Гагарин (1934-1968) — XX век

На следующем уроке

Вспомни, что изучает наука экология. Что делается на Земле для сохранения природы?

Экология изучает взаимодействие природы и человека, связи в природе.

Человек создает заповедники и национальные парки, старается восстановить численность животных и растений, борется с загрязнением окружающей среды.

Методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме: Даты исторических событий в истории России

Даты основных событий в истории России

 988 г. — Крещение Руси. Киевская Русь принимает православное христианство.

 1240 г. — Невская битва — военный конфликт между русскими во главе с новгородским князем Александром и шведами.

 1242 г. — Битва на Чудском озере — сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва вошла в историю, как «Ледовое побоище».

 1380 г. — Куликовская битва — сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды во главе с Мамаем.

 1480 г. — Окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.

 1612 г. — Освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского.

 1613 г. — Приход к власти в России династии Романовых.

 1812 г. — Бородинская битва — сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

1861 г. — Отмена крепостного права в России.

 1914 г. — Начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.

 1917 г. — Революция в России. В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству. В октябре путем переворота к власти пришли большевики.

 1918 г — Гражданская война в России. Она окончилась победой Красных (большевиков) и созданием советского государства.

1922 г — создание советского государства (СССР).

 1941 — 1945 гг. — Война между СССР и Германией. Это противостояние проходило в рамках Второй мировой войны.

1943г-  сражение под Курском. Курская дуга.

 1961 г. — Первый полет человека в Космос. Им был Юрий Гагарин из СССР.

 1991 г. — Распад СССР и падение социализма.

Даты основных событий в истории России

Крещение Руси. Киевская Русь принимает православное христианство.

Невская битва — военный конфликт между русскими во главе с новгородским князем Александром и шведами.

Битва на Чудском озере — сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва вошла в историю, как «Ледовое побоище».

Куликовская битва — сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды во главе с Мамаем.

Окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.

Освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского.

Приход к власти в России династии Романовых.

Бородинская битва — сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

Отмена крепостного права в России.

Начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.

Революция в России. В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству. В октябре путем переворота к власти пришли большевики.

Гражданская война в России. Она окончилась победой Красных (большевиков) и созданием советского государства.

Создание советского государства (СССР).

Война между СССР и Германией. Это противостояние проходило в рамках Второй мировой войны.

Сражение под Курском. Курская дуга.

Первый полет человека в Космос. Им был Юрий Гагарин из СССР

Распад СССР и падение социализма.

Тест: Важные даты — История 4 класс

Важные даты

Важнейшие даты истории России

История 4 класс | Автор: Слобожанинова Елена Валерьевна | ID: 1981 | Дата: 8.4.2014

«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(10)==»1″) {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(11)==»1″) {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(12)==»1″) {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(13)==»1″) {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(14)==»1″) {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(15)==»1″) {document.getElementById(«torf16″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf16″).innerHTML=»»;}; } }

Получение сертификата
о прохождении теста

Когда и где? Век, тысячелетие, летоисчесление, наша эра

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия

ВПР 4 класс по окружающему миру в 2019 году: варианты и разбор заданий

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 4 класс

Образец

Инструкция по выполнению работы

На выполнение даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 10 заданий. Ответы на задания записываются в поле ответа в тексте работы. При выполнении заданий не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. Выполнять задания лучше в том порядке, в котором они расположены. Если задание не удаётся выполнить сразу, пропускай его и переходи к следующему. Если останется время, ты сможешь к нему вернуться. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Работай внимательно, и у тебя всё получится!

Дорогие ребята!

Вам предстоит написать проверочную работу по окружающему миру. Прежде, чем приступить к выполнению конкретного задания, просмотрите весь материал, это поможет настроиться на работу. Приступая к выполнению задания, не спешите, прочитайте внимательно и вдумчиво всю инструкцию. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Прежде, чем сдать работу — обязательно проверьте.

Часть 1

1.1. Рассмотри рисунок, на котором изображён кабинет врача. Стол может быть изготовлен из дерева. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из стекла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

1. Выполняя первое задание, внимательно рассмотри рисунок. Проанализируй изображенные предметы. Подумай и определи, из чего могут быть сделаны предметы или детали предметов. Вспомни, что делают из стекла, какими свойствами обладают стеклянные предметы. Найди на рисунке любой предмет или деталь предмета из стекла, отметь стрелкой, подпиши название материала. Определи, какие предметы, изображенные на рисунке, могут быть сделаны из металла. Вспомни, какими основными свойствами обладают металлические предметы. Найди на рисунке любой предмет или деталь предмета из металла, отметь стрелкой, не забудь указать название материала.

Примерный образец выполнения работы.

2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

  1. В среду температура воздуха не превысит 21 °С.
  2. Во вторник будет дуть северный ветер.
  3. Влажность воздуха не изменится с вечера вторника до утра среды.
  4. На протяжении всех трёх суток будет облачно.

Ответ: __________________

Прежде, чем выполнять второе задание, внимательно рассмотри таблицу. Обрати внимание на условные обозначения облачности и атмосферных осадков, сравни эти знаки, вспомни, что они обозначают. Проследи температуру воздуха, меняется ли она в течение этих трёх дней. Посмотри на знаки-стрелки, ими принято обозначать направление ветра, под ними указано направление ветра. Завершает таблицу шкала влажности воздуха в процентах.

После того, как ты внимательно изучил таблицу, переходи к ответу на вопрос. Для этого вдумчиво читай каждое утверждение и сопоставляй его с данными таблицы. В первом утверждении встретилось слово «не превысит». Понятен ли тебе его смысл? Если нет, то выясни смысл этого слова (можно спросить у учителя).

Образец правильного ответа:

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

  1. В среду температура воздуха не превысит 21 °С.
  2. Во вторник будет дуть северный ветер.
  3. Влажность воздуха не изменится с вечера вторника до утра среды.
  4. На протяжении всех трёх суток будет облачно.

Ответ: 2,4

Окружающий мир. 4 класс. Проверочные и диагностические работы

Пособие содержит проверочные и диагностические работы и предназначено для организации текущего и итогового контроля при работе по учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «окружающий мир. 4 класс». Предлагаемые материалы позволяют организовать проверку предметных знаний и умений, а также диагностику метапредметных результатов обучения. В пособии заложена эффективная система безотметочного оценивания и анализа достижений учащихся в освоении программы по окружающему миру.

Купить

3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

image004.png

3.1. Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

Название материка A:

Название материка Б:

Внимательно рассмотри карту. Вспомни названия всех материков, сколько всего материков и как они расположены на карте мира, какой материк самый крупный, а какой второй по величине материк мира? Какой самый жаркий материк? На каком материке расположена Российская Федерация?

Запиши названия материков в отведённом для этого поле.

3.2. На следующей странице представлены фотографии белого медведя, бобра, зебры и носорога. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

  1. ______________________________
  2. ______________________________
  3. ______________________________
  4. ______________________________

3.3. Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных. Ответ:

Материки

А

Б

Животные


image004.png

Вернись к заданию 3, чтобы увидеть, о каких материках идёт речь. Подумай, какие условия для жизни необходимы этим животным, сопоставь их с климатическими условиями данных материков.

3.4. Образец правильных ответов на задание 3:

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

Название материка A: Африка.

Название материка Б: Евразия.

1) Носорог. 2) Белый медведь.

3) Зебра. 4) Бобр.

Материки

А

Б

Животные

1 3

2 4

ИЛИ

3. Рассмотри карту. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.

image004.png

image004.png

3. Прежде, чем приступить к выполнению задания 3, вспомни, что такое природные зоны.

Природные зоны — это территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями растительности и животного мира.

Какие ты знаешь природные зоны? Рассмотри карту, вспомни географическое расположение природных зон. Как располагаются природные зоны России с севера на юг?Подумай, какая природная зона самая северная, какая природная зона расположена по побережью Северного Ледовитого океана, какая природная зона в России занимает самую большую площадь?

Прочитай выражения, характеризующие природные зоны. Это поможет тебе вспомнить названия природных зон:

  • Царство деревьев;
  • царство льда и снега;
  • царство мхов и лишайников;
  • разнообразие трав;
  • земля солнца и огня.

Запиши названия природных зон в отведённом для этого поле.

3.1. Рассмотри фотографии животных. Вспомни их названия. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

3.2. Вернись к заданию 3, чтобы увидеть, о каких природных зонах идёт речь. Вспомни, чем питается каждое животное, подумай, какие условия для жизни необходимы этим животным, сопоставь их с условиями данных природных зон.

Образец правильных ответов на задание 3:

Запиши название каждой природной зоны в отведённое для этого поле.

Название природной зоны А: Тундра

Название природной зоны Б: Тайга

1) Соболь 2) Полярная сова

3) Песец 4) Бурый медведь

Природная зона

А

Б

Животные

2, 3

1, 4

Значительную помощь при подготовке к контрольной окажет «Сборник интерактивных тестов по окружающему миру. 4 класс».

4. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши голень, плечо и желудок человека так, как показано на примере.

image004.png

Для выполнения задания 4 внимательно рассмотри изображение человека. Прочитай, какие части тела человека тебе нужно показать стрелками на изображении по заданию.

Вспомни, что относится к внешнему строению человека. Верхние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. Нижние конечности состоят из бедра, голени, стопы. Найди на изображении человека голень и плечо, покажи стрелками, подпиши словами.

Вспомни, что относится к внутреннему строению человека. Какой орган непрерывно гонит кровь по сосудам, какой орган вырабатывает кислый сок, переваривает пищу? Внимательно посмотри на изображение человека, найди на схеме желудок, поставь стрелку, подпиши.

Образец выполнения задания:

image004.png

5. Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

image004.png

Внимательно прочитай фразы из первого и второго столбцов. Установи связь между частями фраз по смыслу. Поставь стрелки. Проверь себя.

Образец выполнения задания:

image004.png

6.

image004.png

Вдумчиво прочитай текст и рассмотри рисунок. Вспомни, какие условия необходимы для прорастания растений:

  1. Вода необходима семенам для набухания, т.к. при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляется корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ в семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.
  2. Воздух необходим для дыхания семян.
  3. Для прорастания также необходимо тепло.

Проанализируй текст и рисунок. Сравни условия прорастания семян гороха в двух разных стаканах.

image004.png

Для того, чтобы выполнить задание 6.3, необходимо вспомнить о том, что в почве содержатся минеральные вещества, которые растворяются в воде и питают растения.

Образец выполнения работы:

image004.png

Часть 2

При выполнении заданий 7–10 последовательно отвечай на каждый из представленных вопросов. Ответы записывай чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

7.

image004.png

Рассмотри внимательно знаки, изображенные в задании. Найди дорожный знак. Вспомни, к какой группе относится этот дорожный знак (информационно-указательные, предписывающие, предупреждающие или запрещающие). Что он обозначает?

Рассмотри два других знака. Найди знакомые образы в этих знаках. Подумай, какую информацию они передают.

image004.png

Образец выполнения работы:

8.

image004.png

Внимательно рассмотри изображения. Какую работу с помощью этих предметов можно выполнять? Подумай, представители каких профессий могут работать с ними?

Как называются эти профессии? Что изготавливают или производят люди этой профессии? Напиши, чем профессии этих людей полезна обществу.

Образец выполнения:

image004.png

На рисунке Б изображена швейная машинка. Этот предмет относится к профессии швеи. Швея занимается тем, что шьет и ремонтирует одежду другим людям, что помогает обществу одеваться и меняться.

image004.png

Внимательно посмотри на предметы, вспомни, как они называются, с какой целью их применяют. Подумай, представители какой профессии могут работать с ними. Запиши, что это за профессии. Какую работу выполняют люди этой профессии. Подумай и напиши, чем профессия этих людей полезна обществу.

Образец выполнения:

Ответ: Врач — одна из важнейших профессий людей. Врач лечит людей от болезней, спасает людей. От хорошей работы врачей зависит состояние здоровья общества.

8.

image004.png

Что ещё почитать?

Внимательно рассмотри фотографии. Какой работой заняты на фотографиях люди?

Подумай, как называются профессии этих людей. Выбери одну из фотографий, отметь свой выбор в поле для ответов. Как называется эта профессия? Какие материалы, какое оборудование использует представитель этой профессии в работе?

Образец примерного ответа:

Парикмахер (А) — это мастер по работе с волосами. Делает разные виды стрижек, окраску волос, завивку и укладку.

Предметы, необходимые парикмахеру: ножницы, расческа, фен, бигуди, машинка для стрижки волос.

9.

image004.png

Чтобы выполнить это задание, рассмотри календарь. Прочитай названия месяцев, посмотри, как расположены дни недели. Найди месяц ноябрь, отметь в календаре последнее воскресенье этого месяца. Обязательно в поле ответов запиши, на какое число приходится этот день в 2019 году.

Образец правильного ответа:

image004.png

Для того чтобы выполнить вторую часть этого задания, подумай, чем День Матери отличается от Международного женского дня? Кого принято поздравлять в эти праздники в целом, а кого конкретно в День матери?

Напиши, почему этот праздник так важен для каждого человека. Твой ответ должен содержать не больше 5 предложений.

Примерный образец ответа:

Мама подарила жизнь. Не было бы наших мам, не было бы и нас. Мамы заботятся, любят, растят и воспитывают детей. Поэтому этот праздник для нас важен.

10.

image004.png

Вспомни, как называется республика, или область, или край, или город, или автономный округ, в котором ты живёшь. Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живёшь? Запиши это в поле ответов.

Чтобы ответить на вопрос 10.3, вспомни, что производит легкая промышленность, тяжелая промышленность. Назови предприятия твоего города или края, которые обеспечивают потребности людей в пище.

Приступая к вопросу о памятниках, вспомни, что памятник — это скульптура или архитектурное сооружение в память кого или чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события, к памятникам относятся также сохранившиеся предметы культуры прошлого. Памятник природы — природный объект, охраняемый государством (например, уникальное дерево или парк).

Чтобы рассказать, какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе, ответь на вопросы:

  1. Как называется памятник природы или памятник истории и культуры, находящийся в твоём регионе?
  2. По какому поводу был воздвигнут?
  3. Где он расположен?
  4. Краткие сведения об истории создания памятника, если помнишь.

Страна городов стр. 46 — 54. Окружающий мир 4 класс 2 часть учебник Плешаков А.А.

1) А как появились на Руси города?

Древняя Русь называлась Страной городов, Гардарикой. Города на Руси возникали на месте поселков, окруженных частоколом и рвом. Разрастаясь эти поселки и становились городами Древней Руси.

2) Найдите на карте (с. 41) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?

Новгород находился на севере Древней Руси.

Он лежал на торговом пути из Варяг в греки и поэтому стал важным торговым центром.

Киев находился в центре Древней Руси.

Он лежал на реке Днепр, на пересечении нескольких важных торговых путей.

3) Рассмотрите схемы древнего Киева (с. 47) и древнего Новгорода (с. 49). С их помощью расскажите об этих городах.

Рассказ о древнем Киеве для 4 класса

Древний Киев располагался на правом берегу Днепра и находился в месте пересечения многих торговых путей. По Днепру поднимались купеческие корабли и останавливались на пристанях. Оттуда товары доставляли в Киев.

Сам город был окружен крепостной стеной, в которой было несколько ворот. Самыми важными были Львовские и Золотые ворота, по которым в Киев проникали купцы и торговцы с запада и юга.

В самом городе находилась еще одна крепостная стена, ограждавшая исторический укрепленный центр города — Кремль. В него вели Софийские ворота. Там находились многочисленные церкви и соборы, самой известной из которых была Десятинная церковь. Там же находился и княжеский дворец.

В центре Киева располагался знаменитый на весь свет Софийский собор. В 11-12 веках Киев был самым красивым городом мира.

Рассказ о древнем Новгороде для 4 класса

Город Новгород находился на севере Древней Руси. Он лежал по обоим берегам реки Волхов, возле Ильмень-озера. По этой реке проходил путь из варяг в греки и поэтому Новгород всегда был центром торговли и купечества.

Новгород был поделен рекой на две части. На торговой стороне располагался торг, пристани для купеческих кораблей и различные ремесленные мастерские.

На другой стороне Волхва была Софийская сторона, где находился Новгородский кремль и где располагались дворцы знати и самых богатых купцов. Здесь же был дворец посадника и величественный Софийский собор.

Софийская и Торговая сторона соединялись мостом, переброшенным через Волхв.

В Новгороде также было много красивых церквей, но особенно славился этот город монастырями. Здесь находились Никольский монастырь, Зверин монастырь, Духов, Павлов и Антониев монастыри.

Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах.

Рассказ о берестяных грамотах для 4 класса

Древний Новгород был одним из самых просвещенных городов Руси. Здесь почти все люди знали грамоту, и даже маленькие дети ходили учиться писать и читать в школы.

Об этом историкам стало известно после обнаружения большого числа берестяных грамот, небольших по размеру кусочков бересты, которые новгородцы использовали для письма.

На этих грамотах они писали специальными заостренными палочками, которые назывались писалами, просто процарапывая нужный текст.

Стереть этот текст было невозможно и поэтому новгородцы старательно изучали грамоту, чтобы делать меньше ошибок.

Археологи нашли школьную тетрадь новгородца Онфима, который учился писать и при этом рисовал на бересте разные детские рисунки.

Но чаще на берестяных грамотах находят купеческие записи, расчеты, отчеты, и просто записки родственникам и знакомым. Благодаря этим грамотам ученые узнали многое о жизни простых новгородцев.

Пример готовой презентации «Открытие берестяных грамот»

Проверь себя

1) Что такое кремль?

Кремль — это укрепленная центральная часть древнерусского города.

2) Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?

Киев украшали Софийский собор, Золотые ворота, Десятинная церковь.

3) Какие занятия были в почёте у новгородцев?

В почете у новгородцев была торговля, ремесла, в том числе ремесло кожевников, оружейников, ювелиров.

4) В чём важность находок берестяных грамот?

Грамоты рассказали ученым о жизни древних новгородцев, о том, как управлялся город, о том, чем занимались новгородцы.

Задания для домашней работы

1) Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).

Рассказ от имени ученика «На уроке грамоты в Нижнем Новгороде» для 4 класса

Меня зовут Онфим и я маленький новгородец. Я учусь в школе и каждый день бегу туда с набором берестяных грамот и писалом. Сегодня я опять опоздал на урок грамоты и строгий учитель велел мне переписать слова “Нельзя опаздывать на урок” десять раз.

Учитель у нас строгий, но справедливый.

Я сел за столик и стал старательно выцарапывать на бересте эту фразу. Учитель в это время показывал другим ребятам как правильно написать то или иное слово. Мне стало скучно, и я решил нарисовать учителя. Он получился просто замечательно. Особенно мне удались его длинные худые руки, которыми учитель часто размахивает и иногда бьет учеников по затылкам.

Но учителю почему-то не понравился мой рисунок, и он опять наказал меня. Заставил убирать в классе после уроков. Ну да ничего, я привычный, ведь правду говорят умные люди, что коль в учебе тяжело, зато в торговле легко будет. А очень хочу стать купцом, как Садко.

Рассказ от имени учителя «На уроке грамоты в древнем Новгороде» для 4 класса

Меня зовут Гордей и я учитель грамоты у молодых детишек, сыновей новгородцев. Школа моя находится при церкви и посещать ее могут любые дети, было бы желание. Никакой платы за свои уроки я не беру, и даже дети бедных ремесленников могут ходить в школу и учить грамоту.

Дети есть дети, и они часто балуются. Вот и сегодня Онфим, сын кожевника, опять опоздал, да еще и стал рисовать на бересте вместо умных слов человечков. И как с ним быть? Придется снова наказать.

Моя главная задача не только научить детей грамоте, но дать им понятие о том, что без грамоты они не смогут ничего достичь в нашем мире. Быть грамотным очень важно.

Поэтому каждый день я даю детям новые задания, учу их писать слова и строить предложения, учу считать. Любой свободный новгородец должен быть грамотным, ибо от этого зависит процветание нашего города.

2) От имени новгородца расскажи о своём городе: а) иноземному купцу; б) жителю другого русского города.

Рассказ от имени новгородца о своем городе иноземному купцу для 4 класса

Здравствуй Яков! От имени всех новгородцев приветствую тебя на славной земле нашего вольного города.

Не удивляйся, что я так хорошо говорю по-немецки. Я и сам много торговал с вами, ходил к вашим портам на ладьях, возил меха и зерно.

А сейчас ты привез нам свои товары. Но о делах поговорим потом. Сначала я расскажу тебе немного о нашем красивом городе.

Господин Великий Новгород, вот как его называют. И это не просто слова. Наш город не признает никакой власти, кроме веча, народного собрания. Мы сами выбираем себе князей, посадников и в любой момент можем их выгнать, если нам не понравится их политика.

Новгород очень большой город. В нем живет больше десяти тысяч человек. И почти все они занимаются торговлей и ремеслами. Мы сами делаем себе оружие, одежду, украшения. А уж наши охотники за мехом славятся по всей Европе. Так что, брат купец, здесь для тебя найдется много работы.

Торговая сторона находится на правом берегу Волхва, там тебе и предстоит совершать свои сделки. А вот кремль высится на левом берегу. Там живут купцы побогаче, там живет посадник, пока его не выгонят.

А вон видишь, как сверкают золотом купола? Это наша София, за которую мы стоим горой. Наш святой собор, самый красивый в мире. Попасть туда можно только перейдя по мосту Волхов. И как-нибудь я тебя свожу на тот берег. А пока давай раскладывать товары.

Рассказ от имени новгородца о своем городе жителю другого русского города  для 4 класса

Здравствуй, странник. Откуда будешь-то? Из самого Киева путь держишь? А по какой надобности? Торговые дела? Ну так ладно, это у нас в почете, купцам у нас всегда рады. Мы и сами все купцы.

Ну давай познакомлю тебя с Новгородом, который не просто так называют Великим. Ведь это очень большой город. Вот ты сейчас стоишь на наших пристанях. Сюда прибывают все, кто держит путь из варяг в греки. Есть, конечно, и торные пути, но  ими пользуются наши близкие соседи, псковичи, чудь да веси.

Смотри, друг, отсюда, и вдоль всей реки идет торг. Все здесь заставлено лавками и складами. Чуть дальше дымят мастерские кузнецов и оружейников, еще дальше кожевенный ряд. Туда без дела не ходят, запах, сам понимаешь.

А вот белый город на той стороне реки. Вон по тому мосту можно попасть сразу к кремлю. Там сердце Новгорода и его вечевая площадь. Там мы собираемся, чтобы решить самые важные вопросы. Например, какого князя позвать на посадничество, али как врага отразить.

И вон там стоит собор Святой Софии. Туда мы и пойдем в первую очередь. Потому что, если не поклонишься Святой Софии, не будет тебе удачи в торговых делах. Разоришься и отправишься в монастырь. Не даром у нас их вокруг города не один десяток стоит.

Так что сбрасывай вещи в лавку и пойдем, помолимся на удачу.

На следующем уроке

Вспомни, что тебе известно о славянской азбуке и её создателях.

Создателями славянской азбуки являются два брата-грека, Кирилл и Мефодий. По имени Кирилла, славянская азбука стала называться кириллицей.

Окружающий мир, 4 класс: уроки, тесты, задания

  • Изучение человеком окружающего мира

    1. Что изучает астрономия?
    2. Изучаем Солнечную систему
    3. Изучаем звёздное небо
    4. Что изучает география?
    5. Что изучает экология?
    6. Что вошло во Всемирное наследие
  • Особенности природы России

    1. Рельеф России
    2. Водные объекты России
    3. Какие природные зоны есть в России?
    4. Арктические пустыни
    5. Особенности природы зоны тундры
    6. Лесные зоны России
    7. Значение леса для природы и человека
    8. Особенности природы зоны степей
    9. Зоны полупустыни и пустыни
    10. Субтропики России
  • Край, в котором ты живёшь

    1. Наш край. Особенности поверхности твоего края
    2. Водные объекты твоего края
    3. Полезные ископаемые твоего края
    4. Почвы России и твоего края
    5. Лес как природное сообщество
    6. Луг как природное сообщество
    7. Пресные водоёмы как природное сообщество
    8. Отрасли растениеводства в твоём крае
    9. Отрасли животноводства в твоём крае
  • Согласно исследованию, на Земле возрастом 1,5 миллиарда лет вода была повсюду, но не на одном континенте.

    Как выглядела Земля 3,2 миллиарда лет назад? Новые данные свидетельствуют о том, что планета была покрыта огромным океаном и совсем не имела континентов.

    Континенты появились позже, когда тектонические плиты толкнули вверх огромные скалистые массивы суши, прорвав морские поверхности, как недавно сообщили ученые.

    Они нашли ключ к разгадке этого древнего водного мира, сохранившийся на куске древнего морского дна, который сейчас находится в глубинке северо-западной Австралии.

    Связано: Временная шкала фото: Как образовалась Земля

    Около 4,5 миллиарда лет назад высокоскоростные столкновения между пылью и космическими породами сформировали начало нашей планеты: пузырящаяся расплавленная сфера магмы это было на тысячи миль глубиной. Земля остывала, когда вращалась; в конце концов, через 1000–1 миллион лет остывающая магма сформировала первые минеральные кристаллы в земной коре.

    Между тем, первая вода на Земле могла быть принесена сюда ледяными кометами из-за пределов нашей солнечной системы, или она могла прибыть в виде пыли из облака частиц, породившего Солнце и вращающиеся вокруг него планеты примерно во время Формирование Земли.

    Когда Земля была горячим океаном магмы, водяной пар и газы уходили в атмосферу. «Затем, когда условия стали достаточно прохладными, из атмосферы пошел дождь», — сказал ведущий автор исследования Бенджамин Джонсон, доцент кафедры геологических и атмосферных наук в Университете штата Айова.

    «Мы не можем точно сказать, каков источник воды, исходя из нашей работы, но мы предполагаем, что независимо от источника, он присутствовал, когда океан магмы все еще существовал», — сказал Джонсон Live Science в электронном письме.

    Эта базальтовая подушка выстилала морское дно примерно 3,2 миллиарда лет назад. (Изображение предоставлено Бенджамином Джонсоном)

    В новом исследовании Джонсон и соавтор Босуэлл Уинг, доцент геологических наук в Университете Колорадо в Боулдере, обратились к уникальному ландшафту Panorama в австралийской глубинке. Его скалистые пейзажи сохраняют гидротермальную систему, датируемую 3,2 миллиарда лет назад, «и фиксируют всю океаническую кору от поверхности до теплового двигателя, который управлял циркуляцией», — сказал Джонсон.

    На этом скалистом морском дне сохранились различные версии или изотопы кислорода ; Со временем взаимосвязь между этими изотопами может помочь ученым расшифровать изменения температуры древнего океана и глобального климата.

    Однако ученые обнаружили нечто неожиданное, проанализировав более 100 образцов донных отложений. Они обнаружили, что 3,2 миллиарда лет назад океаны содержали больше кислорода-18, чем кислорода-16 (последний более распространен в современном океане).Их компьютерные модели показали, что в глобальном масштабе континентальные суши выщелачивают кислород-18 из океанов. В отсутствие континентов океаны переносили бы больше кислорода-18. И соотношение между этими двумя изотопами кислорода намекало на то, что в то время континентов вообще не было, как показало исследование.

    «Это значение отличается от современного океана в том смысле, что его легче всего объяснить отсутствием формирующейся континентальной коры», — сказал Джонсон в электронном письме.

    Другие исследователи ранее выдвигали идею о том, что когда-то Земля была покрыта океаном, сказал Джонсон.Однако нет единого мнения о том, какая часть этой коры была видна над уровнем моря. Это новое открытие «устанавливает фактические геохимические ограничения на присутствие суши над уровнем моря», — пояснил он.

    Перспектива древнего водного мира Земля также предлагает новый взгляд на другой интригующий вопрос: где появились самые ранние формы жизни на планете и как они развивались, пишут исследователи в своем исследовании.

    «Есть два основных лагеря происхождения жизни: гидротермальные источники и пруды на суше», — сказал Джонсон.«Если наша работа точна, это означает, что количество сред на суше, в которых может возникать и развиваться жизнь, было действительно небольшим или отсутствовало примерно до 3,2 миллиарда лет назад».

    Результаты были опубликованы в Интернете сегодня (2 марта) в журнале Nature Geoscience .

    Примечание редактора. Заголовок этой статьи был обновлен 3 марта, чтобы скорректировать возраст Земли, свободной от континентов; в то время как доказательства в этом исследовании датируются более чем 3 миллиардами лет назад, Земля в то время была только 1.5 миллиардов лет, а не 3 миллиарда лет.

    Первоначально опубликовано на Live Science .

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Сэкономьте минимум 53% с нашей последней скидкой на журнал!

    Благодаря впечатляющим вырезанным иллюстрациям, показывающим, как все устроено, и умопомрачительным фотографиям самых вдохновляющих зрелищ в мире, How It Works представляет собой вершину увлекательного, фактического развлечения для основной аудитории, стремящейся быть в курсе последних технологий и самых впечатляющих явлений в мире. планета и за ее пределами.Написанный и представленный в стиле, который делает даже самые сложные предметы интересными и легкими для понимания, How It Works нравится читателям любого возраста.
    Посмотреть сделку

    .

    Английский язык во всем мире

    Словарь
    ошибка путешествия (идиома) — сильное желание путешествовать
    быть укушенным жучком-путешественником (идиома) — милый способ сказать, когда кто-то хочет путешествовать. После укусов «клопа» вы, вам действительно захочется путешествовать.
    бродить — переходить из одного места в другое без всяких определенные планы
    быть в комфорте собственного дома — быть дома, в знакомом или комфортном месте
    исследовать — осматриваться и узнавать что-то новое
    экзотика (прилагательное) — странный, загадочный, захватывающий, неизвестный
    тайна — что-то неизвестное, что-то должно быть обнаружено
    в стадо — большое количество людей идет в одно и то же место в одновременно
    обширный (прилагательное) — очень большой
    перспектива — вид, взгляд на вещи
    Выполнение — ощущение, что ты что-то сделал важно и хорошо

    Чтение

    Было ли у вас когда-нибудь желание побродить по миру и посмотреть, что вышло? там? Хотя некоторые люди предпочитают оставаться в комфорте собственного дома, других укусила ошибка путешествия, и они не могут дождаться, чтобы исследовать Мир.Им зовут экзотические места. «Приходите ко мне, и я покажу вам свой загадки «, — говорят они.

    Ежегодно миллионы людей пакуют чемоданы или надевают рюкзаки. и собираемся посетить семь континентов мира. Они блуждают замки и музеи Европы, а также города и чудеса природы Северная и Южная Америка. Некоторые посещают обширные экзотические культуры Азии, Африка и Ближний Восток. Великая необжитая местность Австралии — это страна чудес для тех, кто туда идет.А несколько счастливчиков даже зарабатывают загадочный континент на Земле — Антарктида.

    Почему люди хотят исследовать мир? Это дает им лучшее перспектива о Земле и людях, живущих на ней. Открывает их умы, это дает им чувство выполненного долга и заставляет их чувствовать живой. Так что сэкономьте немного денег, приготовьте свой паспорт и посмотрите мир. Это навсегда изменит вашу жизнь.

    Вопросы и ответы

    Выберите True или False.Проверить свои ответы внизу страницы, нажав на стрелку.

    1. Быть укушенным клопом означает, что вам нравится оставаться домой.

    Верно
    Ложно

    2. Люди, укушенные путешествием, любят посещать новые места.

    Верно
    Ложно

    3. Большая глубинка находится в Европе.

    Верно
    Ложно

    4. Антарктида находится в Африке.

    Верно
    Ложно

    5.Азия огромна.

    Верно
    Ложно

    6. Путешествие открывает ваш разум.

    Верно
    Ложно

    7. Путешествие заставляет чувствовать себя живым.

    Верно
    Ложно

    8. Путешествие помогает увидеть вещи по-новому.

    Верно
    Ложно

    Ответы 1. F, 2. T, 3. F, 4. F, 5. T, 6. T, 7. T, 8. T

    .

    Пандемия коронавируса (COVID-19) — Статистика и исследования

    Некоторые вирусы могут перемещаться по воздуху очень далеко. Вирус кори, например, может оставаться в воздухе до двух часов и преодолевать многие десятки метров. 15

    К счастью, коронавирус не распространяется так далеко. Но он тоже может перемещаться на некоторое расстояние, и для прерывания цепи передачи важно избегать близости к другим людям, которые могут вас заразить. Национальная служба здравоохранения Великобритании рекомендует вам «держаться на расстоянии не менее 2 метров (3 шагов) от тех, с кем вы не живете. 16

    Иногда это называют «социальным дистанцированием», но поскольку в наши дни современного общения мы можем быть социальными, даже если мы не близки физически, физическое дистанцирование является более точным.

    Это неприятный опыт, но во время пандемии физическое дистанцирование — это хорошо. Это означает, что нельзя обниматься, пожимать руки и держаться на расстоянии не менее 2 метров (6 футов) от других.

    Во многих странах правительства устанавливают ограничения, преследующие ту же цель ограничения близости между людьми — ограничения на поездки, закрытие школ, закрытие рабочих мест.Ниже мы рассмотрим эти ответные меры на пандемию.

    Причина оставаться дома не обязательно в том, что вы боитесь за собственное здоровье, а в том, чтобы защитить тех, кому нужно гулять.

    Некоторые из нас не могут оставаться дома. Докторам, кассирам, пекарям и многим другим приходится выходить на работу. Вот почему, если вам посчастливилось оставаться дома, вы должны это сделать.

    Если вы можете оставаться дома, оставайтесь дома, чтобы защитить тех, кому нужно уйти, чтобы общество функционировало.Вы зависите от всех тех, кто должен отсутствовать — все они зависят от вас, чтобы не заболеть.

    Некоторые места опаснее других. В своем успешном ответе на пандемию Япония подчеркнула, что риск заражения особенно высок в «трех C» — этих трех C следует избегать, чтобы снизить риск заражения: 17

    • Закрытые пространства с плохая вентиляция,
    • Переполненные помещения ,
    • Настройки тесного контакта , в которых люди разговаривают лицом к лицу.

    Риск особенно высок, если встречаются две или три из C.

    .