Проверочные работы окружающий мир 3 класс плешаков новицкая: ГДЗ проверочные работы по окружающему миру 3 класс Плешаков Просвещение

Содержание

ГДЗ проверочные работы по окружающему миру 3 класс Плешаков Просвещение

Окружающий мир – это интересный, познавательный, но не менее важный предмет школьной программы. И, несмотря на то, что подразумевает он лишь поверхностное ознакомление с предметами живой и неживой природы, их явлениями и особенностями, многие дети не всегда справляются с выполнением предлагаемых заданий для домашней отработки, написанием итоговых самостоятельных и контрольных работ. Причина, прежде всего, в ограниченности времени, которое выделено учителю для того, чтобы донести весь материал. Именно поэтому гдз по окружающему миру для проверочных работ за 3 класс Плешаков – это хорошее подспорье всем школьникам, которые хотят знать больше и лучше готовиться к предстоящим итоговым работам. В сборнике можно найти верные ответы на теоретические вопросы и тесты, как по текущим, так и по прошлогодним темам.

Приоритетные группы пользователей онлайн справочника

Не секрет, что любая проверочная работа для ребенка является стрессовой ситуацией. И не каждый может совладать с эмоциями, собрать свои мысли в единое целое, сконцентрироваться и грамотно изложить нужный ответ. Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуется заранее подготовиться, потренироваться отвечать на разные тематические вопросы, используя

решебник по окружающему миру к проверочным работам за 3 класс (автор Плешаков) в качестве вспомогательной литературы. Такой сборник просто незаменим для:

  • третьеклассников, которые смогут самостоятельно проверить уровень знаний по разным темам;
  • родителей, чьи дети учатся в третьем классе. Ведь не всегда ребенок в таком возрасте может адекватно оценить свои навыки и дать своей работе независимую оценку;
  • учителей предметников, репетиторов, руководителей различных познавательных групп и кружков как источник интересных и познавательных заданий с готовыми и проверенными ответами;
  • детей, которые находятся на дистанционном или домашнем обучении. Они смогут лучше вникнуть в материал, выполняя самостоятельно задания и проверяя свои ответы с теми, что поданы в пособии.

Неоспоримые плюсы обращения к онлайн справочникам

Программа третьего учебного года предполагает более серьезную нагрузку по всем предметам, нежели это было в предыдущих классах. Соответственно, детям приходится усваивать больше информации, выполнять сложные и не всегда понятные задания. Из-за этого, как правило, и возникают трудности. Чтобы преодолеть их, даже учителя предметники рекомендуют использовать справочник с готовыми ответами к проверочным работам по окружающему миру для 3 класса автора Плешакова

, который незаменим в учебе и обладает массой преимуществ:

  • экономия времени, ведь дети смогут быстрее выполнить домашние задания;
  • экономия средств, потому что родителям не придется беспокоиться о дополнительных уроках, репетиторах и т.д. для своих детей;
  • родители могут лично проконтролировать правильность выполненных их ребенком заданий;
  • удобное оформление и соответствие ответов заданиям из печатного издания;
  • грамотное изложение ответов, которое опирается на теоретический материал по окружающему миру для третьего класса.

Обратившись за помощью к справочкам на еуроки ГДЗ, можно быть уверенным в том, что написание проверочных работ не застанет врасплох, а конечный результат обязательно порадует и ребенка, и его родителей,

Итоговая контрольная работа за 1 четверть по учебному предмету «Окружающий мир», 3 класс

 Контрольная работа за 1 четверть

I вариант.

Ф.И. __________________________________________________________________________

1. Вода – это …

 

1)

белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объём;

2)

светлая жидкость без запаха, сохраняет свою форму;

3)

прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, принимает форму

сосуда.

  

2. Какое вещество растворяется в воде?

1)

песок

2) мел

3) сахар

    

3. Как называется воздушная оболочка Земли?

атмосфера;

    меридиан;

      экватор.

        4. В состав воздуха входят:

        азот, кислород;

          азот, углекислый газ;

            азот, кислород, углекислый газ.

              5. К природным телам относятся:

              1) река 2) стол 3) трава 4) машина 5) куст

              6. Отметь неправильное высказывание.

              жизнь на Земле возможна без солнечного света. Его заменят электричество, нефть, каменный уголь;

                солнечный свет и тепло – необходимые условия для жизни на Земле.

                  7. Самое большое тело в Солнечной системе – это …

                  1) Юпитер; 2) Солнце; 3) Луна.

                  8. Источники воды на Земле:

                    

                  1)

                  ледники 2) водопроводный кран

                  3) чайник.

                     
                     

                  9.Запиши все царства природы:

                  ____________________________________________________________________________

                  ____________________________________________________________________________.

                  10. Из какого вещества состоит каждое из этих тел?

                  Чайная чашка-__________________

                  Снежинка-_____________________

                  Нож-______________

                  Стол-______________________

                  11. Отметь знаком «+» верные утверждения:

                  1) Солнце – звезда.

                  2) Солнце – планета.

                  3) Земля – спутник Луны.

                  4) Луна – спутник Земли.

                  5) Солнце вращается вокруг Земли.

                  6) Земля вращается вокруг Солнца.

                  12. Выбери неправильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?

                  Нет, все растения растут на строго определенных местах.

                    Да, растения могут перемещаться с помощью воды или ветра.

                      Да, растения перемещает человек.

                        Да, растения перемещают животные.

                          13. Вставь пропущенные слова.

                          На географической карте горы обозначаются _____________________ цветом, леса ____________________ цветом, а водоёмы -_____________ цветом.

                          Запиши, какие 5 групп растений живут на Земле:

                            ____________________________________________________________________________

                            ____________________________________________________________________________

                            ____________________________________________________________________________.

                            Назовите ядовитые растения (3-4): _______________________________________

                              ___________________________________________________________________________.

                              Контрольная работа за 1 четверть

                              II вариант.

                              Ф.И. ____________________________________________________________________

                              1. Какое вещество не растворяется в воде?

                              1) соль 2) масло 3) сахар

                              2. Вода – это …

                               

                              1)

                              прозрачная жидкость без запаха, без цвета, сохраняет свою форму;

                              2)

                              прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму

                              сосуда;

                                 

                              3)

                              светлая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объём.

                              3. Для дыхания необходим:

                               

                              1)

                              азот;

                               

                              2) кислород;

                              3) углекислый газ.

                              4. К искусственным телам относятся:

                              1)

                              муха

                              2) куст 3) дождь 4) парта 5) машина

                              5. Самое большое тело в Солнечной системе – это …

                              1)

                              планета;

                              2) Солнце

                              3) космические тела.

                              6. Отметь правильное высказывание.

                              жизнь на Земле возможна без солнечного света. Его заменят электричество, нефть, каменный уголь;

                                солнечный свет и тепло – необходимые условия для жизни на Земле.

                                  7. Источники воды на Земле:

                                    

                                  1)

                                  ледники 2) водопроводный кран

                                  3)чашка

                                   


                                   

                                  8. Вставь пропущенные слова.

                                  На географической карте горы обозначаются _____________________ цветом, леса – ____________________ цветом, а водоёмы -_____________ цветом.

                                   

                                   


                                   


                                   


                                   

                                  9. Отметь знаком «+» верные утверждения:

                                  1)Луна – спутник Земли.

                                  2)Солнце вращается вокруг Земли.

                                  3)Солнце – звезда.

                                  4)Солнце – планета.

                                  5)Земля – спутник Луны.

                                  6)Земля вращается вокруг Солнца.


                                   

                                  10. Из какого вещества состоит каждое из этих тел природы?

                                  Гвоздь __________________________________________________

                                  Стул ____________________________________________________

                                  Капля росы ______________________________________________

                                  Мяч _____________________________________________________

                                  11. Отметь верные ответы.

                                  1)Растения улучшают природную среду.

                                  2)Растения обогащают воздух углекислым газом.

                                  3)Растения не могут очистить воздух от вредных примесей и пыли.

                                  Запиши, какие 5 групп растений живут на Земле:

                                    ____________________________________________________________________________

                                    ___________________________________________________________________________.

                                    Выбери неправильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?

                                      Нет, все растения растут на строго определенных местах.

                                        Да, растения могут перемещаться с помощью воды или ветра.

                                          Да, растения перемещает человек.

                                            Да, растения перемещают животные.

                                               

                                              Воздушная оболочка земли – это …

                                                 

                                                1)

                                                атмосфера

                                                2) астрономия

                                                3) экватор

                                                 

                                                15. Назовите ядовитые грибы (3-4): ______________________________________

                                                 _____________________________________________________________________

                                                Страница не найдена

                                                Новости

                                                25 окт

                                                Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что министерство не планирует переводить школы на удалённый формат обучения после длинных выходных с 30 октября по 7 ноября.

                                                25 окт

                                                В школе села Поселье из-за поступившей в районе 9 утра по местному времени угрозы работают оперативные службы.

                                                21 окт

                                                В финал всероссийского конкурса «Большая перемена» вышли 22 студента и школьника из Оренбургской области.

                                                21 окт

                                                Победительница Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2021» Екатерина Костылева из Тюмени рассказала о поддержке, которую она чувствовала, участвуя в конкурсе, и о сложностях на пути к победе.

                                                21 окт

                                                В Москве с 28 октября по 7 ноября в детских садах и школах объявляются каникулы, также приостановится работа организаций дополнительного образования, спортивных школ, детских кружков и секций.

                                                21 окт

                                                В школах Московской области с 28 октября по 7 ноября включительно введены каникулы. Об этом говорится в постановлении губернатора Андрея Воробьёва.

                                                21 окт

                                                Глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова в беседе с RT прокомментировала сообщение о том, что в России предложили проводить регулярные психологические тестирования для учащихся.

                                                принадлежностей мирового класса для мгновенного тестирования на наркотики– DrugTestsInBulk.com

                                                Широкий выбор тестов на наркотики

                                                Сегодня наши клиенты имеют возможность выбирать из множества вариантов в зависимости от их конкретных потребностей в проверке наркотиков и нормативных требований.

                                                Наши продукты позволяют проверять мочу, волосяные фолликулы и образцы ротовой жидкости на наличие широкого спектра веществ. Простота использования и точные результаты, DTIB предлагает одно- и многопанельные тесты на наркотики, которые действительно помогут вам добиться свободного от наркотиков рабочего места.

                                                Нужны ли вам тесты на наркотики в моче (погружение, чашка или кассета), пероральные тесты на наркотики, тесты на наркотики волосяных фолликулов или тесты на наркотики, отмененные CLIA, DTIB предоставляет все это по конкурентоспособным ценам.

                                                Наряду с наборами для тестирования специальных лекарств, мы также предоставляем чашки для сбора образцов, которые могут понадобиться вам для проведения тестов на наркотики в вашем помещении. Через учебный портал DTIB University мы также проводим обучение по конкретным продуктам для вас или ваших клиентов.

                                                Чтобы еще больше помочь нашим клиентам, мы также предлагаем лабораторные подтверждающие тесты, которые помогут вам подтвердить результаты проверки на наличие наркотиков на месте.

                                                Некоторые из популярных лабораторных подтверждающих тестов, предлагаемых DTIB, включают лабораторный тест на наркотики в лаборатории волосяных фолликулов (когда вам нужно протестировать кого-то в суде), базовый тест на наркотики в лаборатории K2, подтверждающий тест лаборатории слюны (96 препаратов) и подтверждение лаборатории мочи. Тестовое задание.

                                                Поговорите с представителем DTIB, чтобы узнать больше!

                                                Поговорите с представителем DTIB, чтобы узнать больше!

                                                Мы работаем с организациями всех типов и размеров, помогая им создавать и внедрять эффективные, экономичные и высокоточные программы тестирования на наркотики.

                                                Независимо от того, представляете ли вы многонациональную компанию, готовящуюся к внедрению комплексной политики тестирования на наркотики, или малый бизнес, желающий приобрести комплекты для тестирования на наркотики, состоящие из нескольких панелей, вы можете рассчитывать на DTIB, чтобы создать рабочее место, свободное от наркотиков!

                                                Позвоните сегодня для быстрого и необязательного обсуждения ваших требований к тестированию на наркотики. DTIB надеется стать вашим партнером в создании среды, свободной от наркотиков.

                                                Путешествие к платформе автоматизации тестирования мирового класса с Грегом Паскалем и Максом Велдинком

                                                Эксклюзивный спонсор

                                                Подкаст Test Guild Automation спонсируется фантастическими людьми из Sauce Labs.Попробуйте бесплатно сегодня!

                                                Об этом эпизоде ​​

                                                Создать платформу автоматизации с нуля всегда непросто, особенно если вы никогда этого не делали раньше. Какие инструменты и технологии вам следует использовать? С чего начать? В этом выпуске Грег Паскал и Макс ВелДинк из Ramsey Solutions расскажут о пути своей команды к созданию инфраструктуры автоматизации тестирования мирового класса. Узнайте, что сработало для них, а также советы, которые помогут вам создать лучшую возможную среду автоматизации.Послушай!

                                                О Греге Паскале и Максе VelDink

                                                Грег Паскаль — прирожденный новатор, первопроходец новых подходов в области обеспечения качества и автоматизации тестирования. Грегу нравится наставлять других, чтобы они преуспели в ручном и автоматическом тестировании. Грега, автора книги «Автоматизация тестирования в реальном мире» и бесчисленных технических публикаций, можно услышать в подкасте TestTalks вместе с Джо Колантонио. Создатель METS, минимально необходимой стратегии тестирования, подход Грега признан и преподается ASTQB как эффективная стратегия ручного тестирования.

                                                Спикер на многочисленных конференциях, включая Гильдию автоматизации, StarEast, StarWest и QA Trailblazers. Грег основал форум Open Test Technology Forum, поощряя сотрудничество и уделяя особое внимание повышению качества SDLC. Узнайте больше о его работе на сайтах METSTesting.com, RealWorldTestAutomation.com и RecognizeAnother.com.

                                                Макс ВелДинк — полнофункциональный веб-разработчик и инженер по автоматизации, во многих отношениях самоучка, который любит исследовать и вносить свой вклад в будущее Интернета.Мне нравится природа открытого кода и учиться у других. В настоящее время он делает упор на автоматизацию тестирования пользовательского интерфейса и разработку на Rails. Макс любит писать чистый, понятный код и узнавать, как лучше тестировать все аспекты приложений, над которыми он работает.

                                                Связаться с Грегом Паскалем и Максом VelDink

                                                Эта сессия включает:

                                                • Готовые решения против открытого исходного кода, как мы остановились на WebDriver?
                                                • Как мы выбирали язык?
                                                • Тестируемая кодифицированная стратегия локатора.
                                                • Синхронизация за пределами ожидания и сна.
                                                • Почему отчетность важна и как она развивалась.
                                                • Последовательность в ощущениях и личности (цели, задачи).
                                                • Тестирование нашей структуры тестирования, обучение тому, как есть собачий корм.

                                                Оценка и отзыв TestGuild

                                                Еще раз спасибо за то, что послушали шоу. Если это помогло вам каким-либо образом, формой или формой, поделитесь им с помощью кнопок социальных сетей, которые вы видите на странице. Кроме того, отзывы на подкаст в iTunes чрезвычайно полезны, и очень благодарны! Они имеют значение в рейтинге шоу, и я читаю каждую из них.

                                                Поздний анализ. «Размышления об истории А

                                                »

                                                10.11.2019 — На форуме сайта работа по написанию рефератов по сборнику тестов для ЕГЭ 2020 под редакцией И.П. Цыбулько, закончился.

                                                20.10.2019 — На форуме сайта началась работа по написанию реферата 9.3 по сборнику тестов для ОГЭ 2020 под редакцией И.П. Цыбулько.

                                                20.10.2019 — На форуме сайта началась работа по написанию рефератов по сборнику тестов для ЕГЭ 2020 под редакцией И.П. Цыбулько.

                                                20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказывать и получать по почте. Она рассылает коллекции во все уголки страны. Все, что вам нужно сделать, это позвонить по телефону 89198030991.

                                                29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта наибольшей популярностью пользовались материалы Форума, посвященные работам по сборнику И.П. Цыбулько в 2019 году. Его посмотрели более 183 тысяч человек. Ссылка >>

                                                22.09.2019 — Друзья, обратите внимание, что тексты выступлений на НГЭ 2020 останутся прежними

                                                15.09.2019 — На форуме сайта

                                                стартовал мастер-класс по подготовке к Итоговому эссе по направлению «Гордость и смирение».

                                                10.03.2019 — На форуме сайта работа над написанием рефератов по сборнику тестов к ЕГЭ И.П. Цыбулько завершено.

                                                07.01.2019 — Уважаемые посетители! В VIP-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (закончить писать, убрать) свое эссе. Постараемся проверить быстро (в течении 3-4 часов).

                                                16.09.2017 — Сборник рассказов И. Курамшиной «Сыновний долг», в который также вошли рассказы, представленные на полке сайта ЕГЭ «Капканы», можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

                                                09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, наш сайт был запущен! И это наша первая годовщина!

                                                16.04.2017 — В VIP-разделе сайта опытный специалист проверит и откорректирует вашу работу: 1. Все виды рефератов на ЕГЭ по литературе. 2. Сочинения к единому государственному экзамену по русскому языку.P.S. Самая выгодная ежемесячная подписка!

                                                16.04.2017 — На сайте закончилась работа по написанию нового блока рефератов на основе текстов ОБЗ.

                                                25.02 2017 — На сайте начата работа по написанию рефератов по текстам О.Б. З. Рефераты на тему «Что хорошо?» уже можно смотреть.

                                                28.01.2017 — На сайте есть готовые сокращенные заявления по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

                                                28.01.2017 — Друзья, на книжной полке сайта появились интересные произведения Л. Улицкой и А. Масс.

                                                22.01.2017 Ребята, подписавшись на VIP раздел v уже на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ эссе на ваш выбор на основе текстов Open Bank. Торопиться v VIP раздел ! Количество участников ограничено.

                                                15.01.2017 ВАЖНО !!! На сайте содержится

                                                Рассмотрим образ Платона Каратаева из произведения «Война и мир».Этот роман можно назвать широким историческим полотном. Его главный герой — люди. Состав романа довольно сложен. В нем много разных сюжетных линий, которые часто переплетаются, пересекаются. Фото автора произведения Льва Толстого представлено ниже.

                                                Образ русского народа в творчестве Л. Толстого

                                                Толстой прослеживает судьбы семей и отдельных героев. Героев произведения связывают любовь, дружба, семейные отношения.Их часто разделяет неприязнь, взаимная неприязнь. Лев Николаевич создал исторически верный образ народа — героя войны. В сценах с участием солдат, в действиях простых людей, в комментариях некоторых персонажей можно увидеть, прежде всего, проявление той «теплоты патриотизма», которая вдохновляет всех бойцов: солдат, генералов, солдат. лучшие офицеры, партизаны.

                                                Кто такой Платон Каратаев

                                                Платон Каратаев показан в произведении как русский солдат.Его встретил в будке для заключенных Пьер Безухов и прожил с ним 4 недели. По мнению писателя, Каратаев в душе Пьера навсегда останется самой дорогой и сильной памятью, олицетворением всего хорошего, русского.

                                                В романе образ Платона Каратаева — один из ключевых, отражающих людей. оторванный войной от привычного образа жизни и помещенный в новые, непривычные для него условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявлялась особенно ярко.

                                                Это краткое описание Платона Каратаева. Рассмотрим это подробнее. Образ Платона Каратаева в романе во многом раскрывается благодаря знакомству этого персонажа с Пьером Безуховым и тому влиянию, которое он оказал на этого героя. Что это было? Давайте разберемся.

                                                Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова

                                                После того, как Пьер стал свидетелем страшного события — расстрела заключенных, он теряет веру в человека, в то, что его действия разумны.Безухов тогда подавлен. Встреча с Платоном в казарме возвращает его к жизни. Толстой, описывая ее, отмечает, что рядом с Пьером, наклонившись, сидел мужчина Каратаев. Безухов впервые заметил его присутствие по сильному отрыву от него при любом его движении. Мужчина и граф оказались в одинаковых условиях: они в плену. В такой ситуации необходимо, прежде всего, оставаться человеком, выжить и выдержать. Такому выживанию Пьер научился у Каратаева.Смысл образа Платона Каратаева заключается, в том числе, во внутреннем перерождении Пьера Безухова. Этот герой, как известно, переживает глубокую внутреннюю трансформацию, как и некоторые другие персонажи произведения.

                                                Платон Каратаев — собирательный образ

                                                Платона Каратаева можно назвать собирательно, например, Представившись Безухову, он не случайно называет себя в. Он говорит: «Солдаты Однако Платон — полная противоположность Щербатому. беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, не исключая французов.Если Тихона можно назвать грубым, а его юмор часто сочетается с жестокостью, то Платон хочет видеть во всем «торжественное добро». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а частью народа, частью целого: крестьянство, рядовые солдаты. Мудрость этого персонажа состоит в емких и метких поговорках и пословицах, за которыми скрываются эпизоды из его жизни. Образ Платона Каратаева, краткое описание которого мы составляем, отмечен одной важной деталью.Платон пострадал из-за несправедливого суда над ним, и ему пришлось служить в армии. Но Каратаев принимает как должное любые перипетии своей судьбы. Ради благополучия собственной семьи он готов пожертвовать собой.

                                                Любовь и доброта Платона Каратаева

                                                Любовь ко всем — важная черта, характеризующая образ Платона Каратаева в романе «Война и мир». Этот герой любит всех, каждое живое существо, человека, весь мир. Неслучайно он привязан к бездомной собаке.Согласно философии этого персонажа, нужно жалеть не только людей, но и животных. Каратаев действует по христианской заповеди, которая гласит: «Возлюби ближнего своего». Платон со всеми жил со всеми любовно, со своими товарищами, французами, Пьером. Такое отношение согревало окружающих. Каратаев словом «лечил», утешал людей. Он относился к ним ласково, сочувственно, в голосе этого героя чувствовалась простота, привязанность. Первыми словами, которые он сказал Пьеру, были слова поддержки: «Час терпеть, век жить!»

                                                Философия Платона Каратаева

                                                Мы видим в Платоне Каратаеве гармонию внутренней жизни, покоренную безграничной верой в то, что все, что происходит на Земле, является волей Бога, что рано или поздно справедливость и добро восторжествуют, поэтому нет необходимости противостоять злу насилием.Нужно принимать все, что происходит. Таким образом, Каратаев проповедовал философию послушания судьбе, терпения, складывавшуюся веками. Его готовность страдать за людей — это отголосок философии, которой он придерживался. Каратаев был воспитан на христианских идеалах, а религия, прежде всего, призывает нас к послушанию и терпению. Поэтому Каратаев никогда не испытывал обиды и гнева на других.

                                                Отголоски христианской религии в поведении Платона

                                                Платон не разделяет пессимистического взгляда на Безухова, которого мучили физические страдания.Он проповедует веру в лучшее, в бесконечное Царство Божье. После знакомства с этим персонажем Пьер начинает по-другому относиться к жизни, к происходящим в ней событиям. Для него Каратаев — пример для подражания. Платон помог Безухову восстановить в его душе ощущение устойчивости мироустройства, в основе которого лежит взаимопонимание и любовь, помог ему избавиться от мучившего Пьера страшного вопроса: «Почему?». Пообщавшись с ним, Безухов ощутил радость освобождения от бесконечных поисков смысла и цели жизни, поскольку только они мешали ему почувствовать, что сама жизнь есть ее смысл.Он везде и во всем. Бог с людьми, и он всех любит. Без его воли ни один волос не упадет с головы человека. Именно в неволе, благодаря встрече с Каратаевым и пережитым им невзгодам и испытаниям Пьер вновь обретает веру в Бога, учится ценить жизнь. Философия Каратаева христианская. Религия помогает жить любому человеку, в каких бы трудных условиях он ни оказался.

                                                Ценность таких людей, как Каратаев, для победы над французами

                                                Дополняя образ Платона Каратаева, отметим, что, пожалуй, Платон слаб как солдат.Ведь настоящий боец ​​должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть своего врага. Но Платон определенно патриот. Он очень смелый и сильный как человек. Поистине велико значение образа Платона Каратаева как в творчестве, так и в такой действительности того времени, как он. Если бы в русской армии не было таких людей, готовых не только победить врага, но и философски относиться к разным жизненным трудностям, найти в себе силы их преодолеть, возможно, Кутузов не смог бы победить Наполеона. .

                                                Это образ Платона Каратаева из романа «Война и мир», одного из самых ярких героев произведения. Лев Николаевич писал свой роман с 1863 по 1869 год.

                                                В то же время Каратаев представлен в романе как традиционная фигура. В образе Каратаева Толстой обнаруживает тип той «большей части крестьянства», которая, по выражению Ленина, «плакала и молилась, резонировала и мечтала … — вполне в духе Льва Николаича Толстого». Рассказ Каратаева о его личной судьбе, по сути, не содержит ничего одиозного.Он служит иллюстрацией крепкой семейной и хозяйственной жизни крестьянства. История купца, простившего разбойника, виновника его бед (острейший идейный момент в образе Каратаева) — одна из сотен подобных историй, веками ходивших по русской земле. Крайняя гипербола альтруизма, составляющая идеологический смысл этой истории, в условиях дикой морали средневекового варварства, знаменовала борьбу за торжество высокого этического принципа, провозглашала преодоление эгоистических инстинктов и поэтому была перешла от рот в уста с таким энтузиазмом.Нет сомнения, что Толстой умышленно загустил краски, раскрасив образ Каратаева архаичными речевыми средствами в духе «древнего благочестия». Также нет сомнений в том, что моральные формулы и модели, служившие ориентирами для патриархального народного сознания, были наивны и часто уводили от социальной борьбы, но они способствовали формированию того высокоморального образа русского крестьянина, о чем свидетельствует множество памятников древнерусского эпоса и произведения классической литературы…. Этот высокий моральный облик, умение преодолевать эгоистические инстинкты, ограничиваться скромным минимумом для удовлетворения личных потребностей, никогда не терять самообладания, сохранять оптимизм и дружелюбие к другим — Толстой не без основания считал народной чертой и, в качестве примера противопоставил это порочным явлениям благородной жизни и грабительской войны. Каратаев предстает в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены казни, окончательно лишившей Пьера моральной точки опоры, а Каратаев нужен был как антитезис, дающий точку отсчета, противоположную миру порока. и зверство и заведение героя в крестьянскую среду в поисках нравственных норм.

                                                Образ Платона более сложен и противоречив, он много значит для всей историко-философской концепции книги. Но не более, чем Тихон Щербатый. Это просто — обратная сторона «народной мысли». Литературные критики говорили о Платоне Каратаеве много горьких слов: что он не сопротивляется; что его характер не меняется, статичен, и это плохо; что у него нет военной доблести; что он никого особо не любит, и когда он умирает, застреленный французом, потому что из-за болезни он больше не может ходить, его никто не жалеет, даже Пьер.

                                                Между тем, Толстой сказал важные, принципиально важные слова о Платоне Каратаеве: «Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самым сильным и родным воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»;

                                                «Платон Каратаев был рядовым солдатом для всех остальных заключенных; его звали Соколик или Платоша, по-доброму издевались над ним, отправляли за посылками. Но для Пьера, каким он казался в первую ночь, непонятным, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, он остался навсегда.«

                                                Каратаев уже пожилой солдат. Раньше, в суворовские времена, он участвовал в походах. В 1812 году она нашла его в московском госпитале, откуда и попал в плен. Здесь требовалась не воинская доблесть, а терпение, выдержка, спокойствие, умение приспосабливаться к условиям и выживать, ждать победы, в чем Платон был уверен, как и любой русский человек того времени. Он выражает это убеждение по-своему, в пословице: «Червь грызет капусту, но перед этим он исчезает.«И поэтому правы исследователи последнего времени, которые подчеркивают крестьянскую крепость, выдержку, трудолюбие, оптимизм Каратаева как важные положительные, истинно национальные черты. Без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть тяжелую войну, но живем в целом.

                                                Каратаев — гораздо менее независимая фигура с точки зрения идеологии и состава, чем другие солдаты и солдаты в «Войне и мире». Данила, Щербатый, Мавра Кузьминична важны сами по себе.Каждый из них может быть удален из текста романа, сделан героем небольшого романа, и он не потеряет своей художественной ценности. С Каратаевым этого сделать нельзя. Его появление в романе и трактовка его персонажа в отличие от других персонажей из народа обусловлены главной линией романа — линией Пьера и теми явлениями жизни, против которых он выступает. Образ Каратаева в романе выполняет совершенно ясную задачу — противопоставить простоту и правду крестьянской жизни искусственности и условности аристократии; Индивидуализм Пьера — взгляды на крестьянский мир; зверства завоевательной войны с ее грабежами, казнями и жестоким обращением с людьми являются идеальными формами альтруизма; общая идейно-нравственная неразбериха — спокойствие, твердость и ясность жизненного пути русского крестьянина.Более того, все эти качества — простота и житейское начало собирательности в мировоззрении, высокая этика альтруизма и спокойная твердость мировоззрения — мыслились Толстым как изначальные свойства русского народа, которые он воспитывал в себе над. веками его тяжелой жизни и которые являются его неизменным национальным достоянием. В этом неоспоримый позитивный идейный смысл образа Каратаева, который, как и многие художественные элементы произведений Толстого, преувеличен и не является натуралистической иллюстрацией идеологии автора.

                                                Новый внутренний поворот и возвращение к «вере в жизнь» — это встреча Пьера в будке для военнопленных, куда героя доставили после расстрела предполагаемых поджигателей, с Платоном Каратаевым. Это происходит потому, что Платон Каратаев олицетворяет совершенно иную сторону «коллективного субъекта», чем Даву или исполнители расстрелов над поджигателями. Все духовное, философски сложное, что Толстой рисует, изображая Пьера, находится в крепкой внутренней связи, в «сопряжении» с социальным.Крестьянское социальное начало в своих внутренних нормах неизменно привлекает к себе Пьера, начиная с Бородинской битвы; «Поговорив», как бы сбросив все внешние оболочки, как бы глядя прямо на самые свежие, решающие вопросы жизни, Пьер обнаруживает связь, «сопряжение» этих вопросов с проблемой народа, социальным дном. , крестьянство. Словно воплощение самой сути крестьянской стихии предстает в глазах Пьера Платона Каратаева.Пьер был в состоянии полного краха веры в жизнь; это путь к жизни, к ее внутреннему смыслу и целеустремленности, который открывается Пьеру в общении с Платоном Каратаевым: «Эх, сокол, не горюй», — сказал он с той нежной, мелодичной любовью, с которой говорят старые русские женщины. . Не горюй, друг час выдержи, а век проживи! «После первого же вечера общения Пьера и Платона Каратаева говорится:« Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к размеренному храпу лежавшего Платона. рядом с ним и чувствовал, что в его душе возведен ранее разрушенный мир, теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основаниях.«Такие сдвиги, скачки решающих внутренних состояний возможны и верны только в той крайне напряженной ситуации, в которой находится Пьер. В душе героя как будто собрались, сконцентрированы все противоречия его жизни; Пьер был втянут в границы, до последних граней его существования, и «последние» вопросы жизни и смерти предстали перед ним в прямой, ясной, окончательной форме. В эти минуты сам образ поведения Платона Каратаева, каждое его слово, жест , все его привычки кажутся ответами на вопросы, мучившие Пьера всю его жизнь.

                                                В словах и поступках Платона Каратаева Пьер улавливает единство жизненного комплекса, связь и нераздельность всех, казалось бы, отдельных и внешне несовместимых сторон бытия. Всю жизнь Пьер искал такое единое всеобъемлющее жизненное начало; В разговоре Богучарова с князем Андреем Пьер наиболее ярко выразил эти поиски, поразил собеседника и многое изменил в своей жизни именно этим стремлением к инклюзивности. Затем князь Андрей назвал Гердера, ближайшего по аналогии; В нынешнем состоянии Пьера ему нужен более динамичный, гибкий, драматически подвижный принцип единства, приближающий его поиски к диалектическим версиям идеалистической философии.В то же время при всей совокупности обстоятельств философия жизни Пьера не может иметь рационалистической формы; удаление из организованных социальных и государственных институтов — очевидный результат реальных событий в жизни героя. Спонтанная основа этих философских поисков Пьера теперь, в напряженном узле реальных поворотов его судьбы, должна быть воплощена в человеческом поведении; Именно разлад между его взглядами и реалиями поведения всегда мучил Пьера.Как будто ответ на эти вопросы о единстве общих и частных действий Пьер видит во всем поведении Платона Каратавы: «Когда Пьер, иногда пораженный смыслом своей речи, просил повторить то, что он сказал, Платон не мог вспомнить, что — сказал он минуту назад, — все равно, как он никак не мог словами передать Пьеру свою любимую песню. Было: «милая, береза, а мне это надоело», но в словах не было никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, взятых отдельно от речи.Каждое его слово и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнью. Но его жизнь, как он сам ее видел, не имела смысла как отдельная жизнь. Это имело смысл только как часть целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия изливались из него так же равномерно, необходимо и немедленно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цену, ни значение отдельного действия или слова. «Самым поразительным и значимым для Пьера является именно единство слова и действия, мысли и дела, их нераздельность.В то же время возникает неделимость, единство более широкого и более общего плана: единство всеохватывающих аспектов реальности, где любое частное оказывается «частицей целого». Легкие, органичные переходы между единичным и общим, обособленным существованием и целостностью мира. Платон Каратаев немыслим вне «коллективного субъекта», но и сам «коллективный субъект» в данном случае столь же органично вплетен в мировое целое.

                                                Второе, что поражает и привлекает Пьера, — это органическое переплетение социально детерминированного в одно единство всего, единство мирового целого.Платон Каратаев, как и Пьер, «разобщен» в неволе, находится вне обычных обстоятельств социального и социального существования. Социально определенное должно было быть стерто в нем уже в солдатской среде. Но, очевидно, в какой-то мере и здесь сохранилось: Толстой подчеркивает разницу между обычными солдатскими словами и поступками и речами и действиями Каратаева. Эта разница в какой-то мере должна была быть на службе: теперь, в условиях крайних, «перевернутых» обстоятельств, не происходит дальнейшего стирания конкретных социальных особенностей, а, наоборот, происходит своего рода возрождение. и наиболее полное их выражение: «Попав в плен и оброс бородой, он, по-видимому, отбросил от себя все, что на него наделили, чужое, солдатское и невольно вернулся к старому, крестьянскому, народному укладу».Уже в солдатах, которых он встретил на Бородинском поле, Пьер обнаруживал крестьянские черты, а единство мировосприятия, слияние действий с «общим», с «мировым целым» ассоциировалось в восприятии героя с мировоззрением. трудовой характер социальных низов, крестьянства. Представляя единство частного и общего, мирового целого, Платон Каратаев дан Толстым как рабочий, но как человек естественно-трудовых отношений, социальной структуры, чуждой разделению труда.Толстовский Каратаев постоянно занят чем-то целесообразным, полезным, трудом, и даже его песня есть что-то серьезное, практическое, необходимое в общей трудовой жизни; однако формы этого труда своеобразны, по-своему всеобъемлющи, «универсальны», но, так сказать, в «узко локальном» смысле. Это трудовая деятельность, заложенная в социальной структуре прямых, непосредственных, естественных отношений: «Он умел все делать, не очень хорошо, но и неплохо. Пек, варил, шил, строгал, шил сапоги.Он всегда был «занят и только по ночам позволял себе говорить, что любил, и песни». Причем трудовая деятельность Каратаева носит одновременно и прямо целесообразный, и в то же время «игровой» характер — это не труд-принуждение, а труд как выражение нормальной жизни человека: «И действительно, как только он лег, сразу упасть». спал камнем, и стоило встряхнуться, чтобы немедленно, без секунды промедления, заняться какими-нибудь делами, как дети, вставая, брать игрушки ». Толстой подчеркивает естественность, естественность и жизненность «игривого» и в то же время целесообразного творчества Каратаева.Сама такая работа предполагает отсутствие специализации, однобокость; это возможно только при прямых, прямых отношениях между людьми, не опосредованных отчуждением.

                                                По словам Толстого, Платон Каратаев, преисполненный любви к людям, находясь в постоянном согласии с «мировым целым», в то же время — и это его самая главная черта — не видит в людях, с которыми постоянно общается , любые различимые, четкие, определенные лица. Сам он, таким же образом, не представляет индивидуальной определенности — напротив, он всегда как бы частица, вечно изменчивая, переливающаяся, не обретающая никаких четких очертаний, капля единого потока жизни, целый мир.Это как бы воплощенное, персонифицированное человеческое общение, которое не принимает и в принципе не может принимать какую-либо определенную форму; самое существенное из толстовских определений Каратаева — «круглый» — как бы постоянно напоминает об этой аморфности, об отсутствии индивидуальных очертаний, об отсутствии индивидуальности, о сверхиндивидуальном существовании. Поэтому, начав свою речь, он, кажется, не знает, чем закончить ее: «Часто он говорил прямо противоположное тому, что говорил раньше, но и то, и другое было справедливо.«В самом основании, в самом бытии этого человека индивидуальность отсутствует, принципиально, философски последовательна, целостна, необратима: перед нами как бы сгусток человеческих отношений, человеческого общения, которое не может принимать определенную форму. , очертания индивидуальности.Поэтому другой человек, с которым вступает в общение Каратаев, так же неиндивидуален для него, не существует как нечто личностно оформленное, определенное, уникальное: он тоже лишь частица целого, заменена другой подобной частицей: «Привязанности, дружба, любовь, как их понимал Пьер, у Каратаева не было; но он любил и жил любовно со всем, с чем его свела жизнь, и особенно с человеком — не с каким-то известным человеком, а с те люди, которые были перед его глазами.Он любил свою дворнягу, любил своих товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю его нежную нежность к нему (с которой он невольно отдавал дань душевной жизни Пьера), ни; Я бы ни на минуту не расстроился из-за разлуки с ним. И Пьер начал испытывать то же чувство к Каратаеву. «В общении Каратаева с другими людьми как бы воплощается положительная,« любовная »сторона« коллективного субъекта »; эта положительная сторона одновременно выступает как наиболее полное воплощение« необходимости »в человеческом отношения, в общении людей.Другой человек не может быть вовлечен в такую ​​форму «необходимости», как определенная индивидуальность; Каратаев общается со всеми, с людьми, представляющими человеческую совокупность, но отдельных, строго определенных личностей для него не существует.

                                                Образ Платона Каратаева — одно из величайших художественных достижений Толстого, одно из «чудес» его искусства. В этом образе бросается в глаза необычайная художественная выразительность, определенность в передаче темы, суть которой как раз в «неопределенности», «аморфности», «безличности».Казалось бы, существует одна бесконечная цепочка обобщенных определений, «обобщений»; эти «обобщения» спаяны с «мелочностью», которая должна передавать «круглое», «общее», отрицая определенность; образ получается предельно точным, выразительным, определенным. Секрет этого художественного «чуда», по-видимому, заключается в сильном органическом включении этой «неопределенности» как художественной темы в цепочку характеров, со «всей толстовской силой определенности, выражающей — каждого в отдельности — индивидуально уникальной в человеке. .Толстого образ Каратаева появляется на очень позднем этапе работы над книгой. Укорененность этого персонажа в системе взаимоотношений героев книги, видимо, определяет как исключительную авторскую легкость работы над ним, так и художественную. яркость, завершенность этой фигуры: Каратаев предстает в выстроенной уже цепочке художественных личностей, живет как бы на перекрестке разных судеб, по-своему освещая их и приобретая от них исключительную силу выразительности и выразительности. вид определенности, яркости.Здесь есть органическая синхронность, с попаданием во время сцен, изображающих пленение Пьера, и кончиной второго центрального персонажа интеллектуальной линии книги. В других случаях Толстой не стесняется хронологических сдвигов и даже несоответствий; и здесь он строго соблюдает синхронное композиционное «сопряжение» этих двух строк. Это объясняется аналогиями и контрастами в решении одной философской проблемы. Конец князя Андрея и духовный разрыв у Пьера, возникающий при общении с Каратаевым, по своему внутреннему смыслу сопоставляются содержательно.Князь Андрей после ранения на перевязочном пункте проникся чувством любви к гармонии со всем, со всем миром.

                                                Встреча Пьера с Каратаевым, новое открытие им смысла жизни в единстве, в гармонии, в любви ко всему. Казалось бы, Пьер вошел во внутреннее состояние, полностью совпадающее с состоянием князя Андрея. Однако сразу после этого дается описание нового состояния князя Андрея. Князь Андрей испытывает чувство связи со всем только тогда, когда он отказывается от жизни, от участия в ней, перестает быть личностью, самим собой; но связь со всем для князя Андрея — это также отсутствие страха смерти, слияние со смертью.«Целый мир», со всем согласившись, князь Андрей находит только в разрушении, в небытии. «Когда он проснулся после ранения и в своей душе мгновенно, словно освободившись от угнетения жизни, удерживавшей эро, этот цветок любви, вечный, свободный, независимый от этой жизни, расцвел, он больше не боялся смерть и не думал об этом ». Это описание состояния князя Андрея дано после встречи Пьера с Каратаевым; Несомненно, она соотносится с жизненной философией Каратаева, с тем, что Пьер выводит из нее для себя.Отсутствие личного, индивидуального в Каратаеве, как его видит Пьер, направлено на жизнь. Околосмертные переживания князя Андрея входят в цепочку эпизодов с участием Пьера и Каратаева. Таким образом, все три героя этих эпизодов соотнесены друг с другом, даны в единстве, в комплексе. Однако единство духовной проблематики — это еще не полное совпадение, совпадение сюжетов героев; Напротив, сюжеты персонажей разнонаправлены, окончательные выводы, духовные результаты противопоставлены друг другу.Только трагически отчуждая себя от живых, конкретных, отдельных людей, князь Андрей оказывается в единстве с «мировым целым», и это единство есть небытие, смерть. Платон Каратаев в восприятии Пьера, напротив, живет в полном слиянии и гармонии со всем конкретным, индивидуальным, земным; Неслучайно, когда он встречает Пьера, ситуация «преломленного хлеба» повторяется заново: Каратаев кормит голодного Пьера печеной картошкой, и Пьеру снова кажется, что он никогда не ел более вкусной еды.Каратаев не отрицает «телесного», а, напротив, полностью с ним сливается — он капля океана жизни, но не смерти. Индивидуальность исчезает в нем именно потому, что он сливается с океаном жизни. Это полное согласие с жизнью и умиротворение души Пьера, примиряет его с существованием — через «мировое целое» жизни, а не смерти. Конкретно-чувственное в описании Толстого в этих важнейших сценах романа «сопряжено» с философско-обобщающим.Конкретное, общее, благодаря этой степени философского обобщения, включает также социальные, исторические элементы. Полное отчуждение от жизни, уход от нее в смерть органичны для князя Андрея — от этого персонажа невозможно оторвать социальную определенность его внешности, эго — человек социальной вершины, и в любой другой форме немыслимо, невозможно, перестает быть самим собой. Но это, конечно, не просто «аристократ»: вся цепочка взаимоотношений первой половины романа представляет князя Андрея как высшее, глубочайшее воплощение героя «карьерного романа»; социальная определенность исторически широко распространена.Смерть князя Андрея, несомненно, является философским и историческим символом конца целой исторической эпохи, периода «отчуждения», включающего не только и не столько «аристократический» образ поведения, но и более широкое понятие индивидуальности. , отделенный от жизни людей, от жизни нижних слоев.

                                                На этом фоне становится ясно, что толстовский Платон Каратаев в принципе не может быть эпическим героем; Рассказ о Каратаеве — не о прошлом, а о настоящем, не о том, как когда-то существовали люди, на исторической дистанции «интегральной» эпохи, а о том, какими они были.живи сейчас. Толстой также изображает человека из низов, масс как философский символ, как попытку решить современные проблемы. Поэтому в судьбе Пьера он выступает как тема вступления в новый жизненный круг, продолжения жизни в изменяющихся и трагических исторических обстоятельствах, а не ухода, отказа от нее и отказа от нее. Сама русская действительность, изображенная Толстым, полна динамики, подвижности; решение его загадок невозможно, минуя человека из социальных низов.Противопоставляя юношеские идеалы человека, стремящегося полностью преобразовать мир, существующие человеческие отношения, и потребности современного взрослого человека существовать в условиях «прозаической реальности» буржуазных отношений, Гегель утверждал: «Но если человек не хочет погибнуть, то он должен признать, что мир существует сам по себе и по большей части закончился. «Подчеркивание слова« закончено »означает, что историческое движение человечества завершено: больше не может быть новых форм общественных отношений вне границ буржуазного строя, установленного первой половиной XIX века.С этим не могут согласиться великие русские второй половины 19 века (и особенно Толстой и др.). Для них мир не «закончен», а находится в стадии новой внутренней трансформации. Поэтому для них проблема социальных низов, человеческих масс возникает совершенно по-новому. Гегель также видел роль масс в новейшей истории: «Однако поступательное движение мира происходит только благодаря активности огромных масс и становится заметным только при очень значительном количестве того, что было создано.«Это прогрессивное движение мира у Гегеля не дает и не может дать, оно только увеличивает« сумму того, что было создано »- это происходит потому, что мир« в основном закончен ». Нет выхода за пределы буржуазного порядка. , и не может быть, поэтому люди низших социальных слоев все еще не входят в гегелевские «огромные массы». Гегелевское описание жизни «масс» есть описание буржуазного образа жизни. Толстовская «необходимость» аналогична Гегелевское «прогрессивное движение мира» находится в исторической связи с ним, но для того, чтобы его обосновать, русский писатель, отражающий новую реальность, в решающий момент должен обратиться к людям из низших социальных слоев.Роковая «необходимость» жизни, воплощенная в Каратаеве, тоже выражает новые исторические закономерности, а не далекое прошлое «эпического состояния мира», но эти закономерности преломляются в судьбе человека социального низа, крестьянин. «Прогрессивное движение мира» в условиях, когда ход истории завершен, когда сам мир «в основе своей легален», у Гегеля возможно только в формах буржуазного прогресса, в мирном накоплении «суммы того, что» был создан.«Толстой отрицает идею буржуазного прогресса, потому что в иных, русских исторических условиях, для него, перефразируя слова Гегеля, мир« в основе своей неполный ». Эта« незавершенность мира »проявляется в кульминации романа. в драматических и бурных внутренних поисках Пьера, в сложных соотношениях судьбы князя Андрея и Платона Каратаева, в возможностях перехода Пьера на новый этап духовного развития. Встреча Пьера с Каратаевым внутренне значима для Пьера, а не только для него. Пьера, но и за движение всей философской концепции романа, поэтому он включен в кульминацию книги.Но тут же, в связях и «спряжениях» эпизодов, начинается поворот к развязке. Из того, что мир «по большей части незавершен», раскрывается в кульминации, следует множество выводов, формирующих развязку, завершение основных тем книги. Основные последствия этого важнейшего положения концепции развиваются в двух направлениях. Прежде всего, из того факта, что мир «в основном незавершен», следует, что самые основные компоненты исторического процесса стали другими.Для Гегеля «масса», «коллективный субъект» истории разделялась на собственно «массу» и на великих исторических личностей; Существовали две серии компонентов исторического процесса. Толстой, как уже много сказано выше, полностью снимает такое разделение. Равноправие ne

                                                «Война и мир»

                                                упорных Тихонов Сколотого, но и «нежно-мелодичных» Платонов Каратаевых, носителей животворной любви и добра, без которых мир превратился в «бессмысленную чушь».«Они возвращают веру в ценность жизни и вносят свет в души сломленных бессмысленной жестокостью людей, тем самым спасая их морально. Миссия Каратаевых велика. Послевоенная деятельность Пьера Безухова стала возможной только после обретения этой внутренней сущности. гармония, которую он испытал в плену. Нельзя согласиться с В. Камьяновым в том, что встреча Пьера с Каратаевым обернулась «в духовном и сугубо интеллектуальном отношении — полосой пассивного созерцания».

                                                «Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самой сильной и дорогой памятью и олицетворением всего русского, доброго и круглого», «непонятное, круглое и вечное олицетворение духа простоты и правды».Пьер понимал этот «обход» у Каратаева как спокойствие и завершенность, как согласие с самим собой, полное душевное спокойствие и полную внутреннюю свободу. «И именно в это время он обрел то спокойствие и самодовольство, которых тщетно стремился прежде. Долгое время в своей жизни он искал с разных сторон этого душевного покоя, согласия с самим собой, то, что так поражало его в солдатах в Бородинском сражении, — он искал этого в благотворительности, в масонстве, в россыпи светских людей. жизнь, в вине, в героическом самопожертвовании, в романтической любви к Наташе; он искал его мысленно, и все эти поиски и попытки обманули его.

                                                ». Это« умиротворение », то есть полную нравственную свободу, он находил, живя среди людей, солдат и пленных. Именно это« умиротворение », то есть глубочайший внутренний покой, делает Пьера Безухова духовно родственным ему. Ощущение в себе драгоценного дара внутренней свободы, как показывает Толстой, обусловлено совпадением жизненных обстоятельств: «Пьер не умом, а всем своим существом, своей жизнью познал, что человек создан для счастья, что счастье находится в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастья происходят не от недостатка, а от избытка.По мнению писателя, «избыток жизненных удобств разрушает все счастье удовлетворения потребностей». Моральное и психологическое состояние Пьера Безухова, вырванного из привычных условий праздной барской жизни, связано с чувством внутреннего духовная свобода. Эти состояния явно не покрываются влияниями внешнего социально-исторического мира: «Чем труднее становилось его положение, тем ужаснее было будущее, тем более независимым от положения, в котором он находился, были радостные и обнадеживающие мысли, к нему приходили воспоминания и идеи.«Пьер Безухов принял душевное здоровье людей, гармонию с самим собой, умение духовно преодолевать обстоятельства. Защитники России проявили моральную силу и гражданское мужество.« Секрет »соединения сознания свободы с законом необходимости , снова обнаруживается встреча внешних и внутренних детерминант.

                                                «Скрытая теплота патриотизма», преданность Родине, неотделимость от нее. Если в аристократическом салоне Анны Павловны Шерер русский богатырь в силу своей простоты и задора казался чем-то непривычным для места, то в солдатской среде он воспринимался как герой: не вредный, то застенчивый — его сила, пренебрежение ибо жизненные удобства, рассеянность, простота здесь, между этими людьми, сделали его почти героем.И Пьер чувствовал, что этот взгляд ему обязан. «

                                                желанной внутренней свободы. Потом всю оставшуюся жизнь »Пьер с энтузиазмом думал и рассказывал об этом месяце плена, о тех необратимых, сильных и радостных чувствах и, самое главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которую он испытывал только в то время.» Переломный момент в неволе сводится к «новому, непроверенному ощущению радости и силы жизни».

                                                «Почти крайние пределы лишений, которые может вынести человек», всем своим существом приходит к пониманию жизни как наивысшего блага и возможной гармонии на земле.Жизнь в его восприятии — это любовь, то есть Бог: «И снова кто-то, будь то он или кто-то другой», сказал ему во сне: «Жизнь — это все. Жизнь — это Бог. Все движется и движется, и это движение — Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознанием божества. Любите жизнь, любите Бога. Труднее всего и благословеннее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в невинности страданий. «Писатель передает диалектику самой жизни в этом изображении тяжелых физических страданий Пьера Безухова, которые, однако, привели его к жизнеутверждению.

                                                года Толстой записал в дневнике: «Я всегда считал жизнь величайшим благословением, за которое нельзя быть достаточно благодарным. Чем дольше я живу и чем ближе подхожу к смерти, тем сильнее во мне становится сознание этого добра ». Философские размышления Пьера во сне близки Толстому, что подтверждается и содержанием его философских трактатов и, прежде всего, Исповеди. Здесь Толстой отверг спекулятивную философию с ее утверждением, что «мир есть нечто бесконечное и непостижимое», пессимистические ответы «мудрых» (Сократ, Будда, Шопенгауэр), считавших жизнь бессмыслицей.Всем этим абстрактным абстрактным выводам, а также неизбежной тоске «праздного» он противопоставлял духовную культуру патриархального русского крестьянина и полностью разделял его наивную веру и оптимистическое признание жизни как безусловной ценности, вневременной ценности человека. Он предпочел «веру» русских тружеников-крестьян «разуму» мудрых.

                                                Вопрос о смысле жизни был решен Толстым с религиозно-нравственной точки зрения. Жизнь для него бессмысленна и абсурдна, если она лишена абсолютного духовного содержания, и становится выражением высшей мудрости, целеустремленности, если она освещена высшим сознанием.Если разум человека и он сам являются результатом «временного случайного сцепления частиц», то жизнь бессмысленна и, следовательно, добро в этом случае теряет свою силу. Поэтому нравственное учение Толстого о человеке и нормах его поведения неразрывно связано с решением философского вопроса. В трактате «Какова моя вера?» Толстой пишет по этому поводу следующее: «Учение Христа, как и любое религиозное учение, имеет две стороны:

                                                объяснение того, почему людям нужно жить так, а не иначе, является метафизическим учением.Одно является следствием и одновременно причиной другого. «Утверждается единство« метафизического »и« морального »учения о человеческой жизни.